Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические основы изучения читательского интереса учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается методической системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда С. И. Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась — «Творческое чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизнь целый перечень методов развития творческого чтения у детей разного возраста. Если… Читать ещё >

Методические основы изучения читательского интереса учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о специфике и задачах обучения детей чтению книг встал в 60-е годы ХХ в., а научное разрешение, как известно, получил в 70-е годы ХХ в. в работах Н. Н. Светловской. (Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико — экспериментальное исследование. — М., 1980; Методика внеклассного чтения: Пособие для учителя. — М., 1973 1990; Основы науки о читателе. — М. 1993; и не раз переиздававшиеся поклассные методики).

Таким образом, к настоящему моменту уроки, обучающие младших школьников выбору и чтению книг в соответствии с последними данными науки о формировании читателя, уже описаны во многих пособиях.

Что касается методической системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда С. И. Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась — «Творческое чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизнь целый перечень методов развития творческого чтения у детей разного возраста.

В школьной педагогике система чтения выразилась в опыте учителя словесника 30−40-х годов М. А. Рыбниковой. В 60−80-е годы создают свои работы профессионалы: И. Н. Тимофеева, Л. А. Виролайнен, О, Ф. Хузе, Л. И. Беленькая.

Если передовые педагоги стремились придать чтению детей творческий характер, то официальная школьная методика оставалась в те годы в рамках объяснительного чтения. Система объяснительного чтения, направленная на толкование отдельных слов художественного произведения, мешала целостному восприятию прочитанного и не вызывала у школьников интереса к чтению.

Школьная практика показала, что ученики самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а обычно проводимая учителем работа по анализу содержания художественного произведения сама по себе не обеспечивает достаточного проникновения в его глубинные смысловые пласты. Это приводит к мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению психологических основ обучения младших школьников пониманию текста поддержана грантом Министерства образования Российской Федерации, также говорит о важности проблемы.

Почему речь идёт о развитии смыслового восприятия именно у младших школьников? Потому, что с психологической точки зрения важно, с какого возраста начинать обучение. Наиболее благоприятным периодом, и педагоги, и психологи, и физиологи считают младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности). В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума». Если в этом возрасте ребёнок не испытал всей полноты «гаммы чувств», их не будет у подростка, не будет и у взрослого. Это только на первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. «Чтение — это жизнь произведения в сознании читающего человека» — писал А. М. Левидов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой