Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников: На примере школ Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценности. Нам представляется, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и этнические ценности: через народные традиции и идеалы следует идти к концепции взаимозависимого, взаимодействующего мира, научиться видеть то общее, что объединяет человечество… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования музыкальной культуры младших школьников
    • 1. 1. Культурологические основы, структура и содержание музыкальной культуры младших школьников
    • 1. 2. Этнопедагогический подход в формировании музыкальной культуры младшего школьника
    • 1. 3. Музыкальная культура народов Якутии как источник эстетического воспитания детей
  • Глава II. Формирование музыкальной культуры младших школьников на основе этнопедагогической теории и практики
    • 2. 1. Педагогические условия формирования музыкальной культуры младших школьников
    • 2. 2. Этнопедагогическое осмысление содержания музыкальной культуры младших школьников
    • 2. 3. Организация и обоснование результатов опытно -экспериментальной части исследования

Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников: На примере школ Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современное состояние теории и практики образования не в полной мере отвечает объективным требованиям социального прогресса, в самосознании культуры двадцатого века все более звучит неудовлетворенность образовательной системой.

Основные аспекты сложного взаимодействия формирующейся личности с обществом происходят в пространстве культуры, человек содержит в себе часть культуры, развивается на основе культуры и вносит в нее свое, новое.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценности. Нам представляется, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и этнические ценности: через народные традиции и идеалы следует идти к концепции взаимозависимого, взаимодействующего мира, научиться видеть то общее, что объединяет человечество. В реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

Процесс воспитания и формирования музыкальной культуры у младших школьников предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму музыкального искусства.

Основой теоретической разработки модели музыкальной культуры у младших школьников послужили исследования, посвященные изучению культуры личности (JI.H. Коган, А. Н. Леонтьев, И. Ф. Ляшенко, Э. Маркарян, А. Н. Сохор, B.C. Семенов, У. Ф. Суна, Р. А. Тельчарова и др.), труды известных музыкантов — педагогов, искусствоведов (Ю.Б. Алиев, Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина, Н А. Ветлугина, Р. И. Грубер, Д Б. Кабалевский, В. Н. Шацкая и др.).

Теоретическую базу исследования составили психологические концепции личности человека как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Л И. Божович, JI.C. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Лихачев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, С. А. Смирнов и др).

Более глубокому и всестороннему исследованию структурных компонентов музыкальной культуры личности способствовали исследования Л. Г. Аржачниковой, Э. Б. Абдулина, Л. Г. Горюновой, Е. Ю. Глазыриной,.

A.Н. Гордийчук, Т. С. Зиновьевой, О. П. Кеериг, Н. В. Коваленко,.

B.А. Лисовской, Т. Ф. Рязановой и др.

К настоящему времени изучены различные аспекты влияния народной музыки на эстетическое воспитание детей (К. Абышев, 3. Ахметова, Ж. Борбодоев, И. Ильенко, А. Кушаев, К. Мамиров и др.). Однако недостаточно разработанной остается проблема этнопедагогического подхода к формированию музыкальной культуры личности. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения, и которую необходимо изучать и исследовать, максимально использовать ее воспитательные возможности.

Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру. Народные музыкальные традиции формировались в течение веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира.

Основные теоретические положения в области этнопедагогики, разработанные в трудах В. Ф. Афанасьева, А. Л. Бугаевой, Д. М. Бурхинова, А. Ш. Гашимова, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, Д. А. Данилова,.

A.M. Леонова, Н. Д. Неустроева, И. С. Портнягина, Б. Ш. Молонова и др. легли в основу данного исследования.

Принимая во внимание социально — педагогическую значимость разрабатываемой проблемы нашего исследования и ее практическую направленность, мы избрали темой нашего исследования: «Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников (на примере школ Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования — процесс формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — содержание, формы организации и методы формирования музыкальной культуры у младших школьников средствами народной музыки.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкальной культуры у младших школьников средствами народной музыки.

Гипотеза исследования — эффективность формирования музыкальной культуры средствами народной музыки повысится, если будут обеспечены:

— осознание важности народной музыки как нравственно — эстетического средства обогащения всей духовной жизни человека в процессе эстетического воспитания младших школьников;

— систематическое расширение музыкального кругозора и развитие музыкальной грамотности;

— пропорциональное соотношение структурно — содержательных компонентов музыкальной культуры на индивидуально — личностном уровне;

— тесная связь содержания обучения с истоками национальной музыки и традициями якутского народа и малочисленных народов Севера.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и обобщить философскую, этномузыковедческую, социологическую и педагогическую литературу, раскрывающую сущность понятия «музыкальная культура»;

2. Осуществить структурный анализ музыкальной культуры у младших школьников;

3. Определить уровни личностной музыкальной культуры у младших школьников;

4. Выявить педагогические условия формирования музыкальной культуры у младших школьников средствами народной музыки.

Методологическую основу исследования составили положения о целостном подходе в музыкальном воспитании и развитии младших школьников, о роли общей и музыкальной культуры во всестороннем развитии личности, концепция о человеке как субъекте деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетный опрос, беседа, интервью, метод экспертной оценки, формирующий педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— разработан этнопедагогический аспект модели формирования музыкальной культуры у младшего школьника;

— проведен логико — дидактический анализ программы «Музыка» на основе этнопедагогического осмысления музыкальных культур народов Севера- «.

— выявлены педагогические условия, способствующие совершенствованию процесса формирования музыкальной культуры у младших школьников.

Теоретическое значение работы состоит в том, что на основе исследования этномузыковедческих работ разработан этнопедагогический аспект в определении понятия «музыкальная культура», а в итоге полученных результатов удалось выявить тенденции музыкально — эстетического развития младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

— критериев оценки уровня музыкальной культуры у младших школьников;

— апробации программы по музыке «Музыкальные культуры народов Севера» для учащихся начальных классов;

— рекомендаций и научно — методических материалов, которые могут быть использованы в учебно-воспитательной работы в школе.

Организация и этапы исследования. Опытно — экспериментальной базой исследования явились следующие школы: средняя школа № 26 г. Якутска, Хатасская средняя школа, вспомогательная школа № 4 г. Якутска.

Исследование осуществлялось в несколько этапов в течение 1993 — 2000 гг.

Первый этап (1993 — 1996 гг.) — поисковый. Анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и на практике. Изучение философской, педагогической и психологической литературы. Разработка научного аппарата исследования.

Второй этап (1996 — 1998 гг.) — опытно-экспериментальный. Уточнение и обогащение общей гипотезы исследования. Моделирование и эмпирическая проверка психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование основ музыкальной культуры у младших школьников.

Третий этап (1998 — 2000 гг.) — обобщающий. Завершение формирующего эксперимента. Коррекция, систематизация и обобщение его результатов. Апробация основных идей и положений исследования.

Достоверность научных результатов определяется методологической обоснованностью исходных положений работы, использованием методов, исходящих из предмета, задач и логики исследования, сопоставимостью полученных данных с массовым опытом.

На защиту выносятся следующие положения:

— организационно — педагогические условия, обеспечивающие формирование достаточного уровня музыкальной культуры у младших школьников, осуществляющейся на основе систематического развития интереса к музыке, музыкально — ценностных ориентаций, музыкальных способностей, умений и навыков;

— этнопедагогический аспект как один из структурных компонентов целостной музыкальной культуры личности;

— уровни формирования музыкальной культуры у младших школьников, определяющую личностною музыкальною культуру.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения ПИ ЯГУ, на ежегодных научно — методических конференциях профессорско-преподавательского состава ЯГУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось методом ^ формирующего эксперимента в школах г. Якутска № 26, № 4, Хатасской средней школе. Теоретические положения и практические результаты послужили основой спецкурса по методике музыкального воспитания для студентов педагогического института Якутского госуниверситета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы.

Результаты опытно-экспериментального исследования, описанного в данной главе подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.

— опираясь на теоретические основы формирования музыкальной культуры у младших школьников, нами обоснованы педагогические условия и проведен отбор средств музыкального развития младших школьников;

— проведен логико — содержательный анализ существующей программы по музыке ;

— разработан этнопедагогический аспект в формировании музыкальной культуры детей младшего школьного возраста;

— на основе проведенного анализа программы, разработаны педагогические основы методики, обеспечивающие музыкальное развитие и формирование музыкальной культуры младших школьников;

— общий анализ результатов формирующего эксперимента позволяет утверждать, что создание необходимых условий для формирования музыкальной культуры младших школьников способствует развитию музыкальных интересов, музыкальных знаний, умений и навыков, эмоционально-познавательной восприимчивости к ценностям музыкального искусства и стимулирует индивидуальные проявления в различных видах музыкальной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последние годы многие педагоги — музыканты пытаются найти конкретные пути формирования музыкальной культуры у детей и развития их музыкальных способностей с учетом принципов самого искусства.

Музыкальная культура общества и его членов — явление многокомпонентное, многоуровневое, представляет собой сложное целостное образование, играющее особую специфическую роль во взаимоотношениях человека и мира.

Социо-культурная сущность цивилизованного человека проявляется в культурной деятельности — культурной, или культуросозидающейв овладении накопленного человечеством культурным богатствомв личностном проявлении культуры. В полной мере это относится и к музыкальной культурев музыкальной деятельности, в овладении сокровищницей мировой музыкальной культуры, в личностном проявлении музыкальной культуры.

В этом плане огромная роль принадлежит музыкальному развитию детей с раннего детства, формированию у них личностной музыкальной культуры. На основе проведенного исследования нами были предложены пути организационно — педагогического обеспечения формирования музыкальной культуры младшего школьника, целью которой является разработка способов организации и деятельности, оптимальных условий по формированию музыкальной культуры младших школьников как целостного процесса.

Обобщая результаты педагогического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование музыкальной культуры младших школьников можно представить как целостную систему, состоящую не просто из суммы отдельных элементов, а как процесс, в рамках которого представлены объективные и субъективные стороны «жизни» музыки в обществе.

2. Под общей музыкальной культурой младшего школьника мы понимаем целостный, универсальный и доступный для всех детей опыт постижения непреходящих общечеловеческих ценностей музыкального искусства, основой которой является музыкальная деятельность, включающая в себя восприятие музыки, исполнительство и творчество, а также музыкаьные зания, умения и навыки, опыт творческой деятельности.

3. В формировании музыкальной культуры младшего школьника в нашем исследовании мы выделяем также этнопедагогический подход, в рамках которого идея народности и национального характера выступает как условие, в основе которого лежит диалог культур.

4. В ходе исследования путей и условий формирования музыкальной культуры у младших школьников было установлено, что повышению эффективности данного процесса способствуют:

— построение музыкальных занятий в виде целостной системы с учетом возрастных особенностей учащихся;

— разработка программы по музыке, содержащая учебно-методичекий комплекс с познавательным и развивающим материалом, учитывающая национально — региональные особенности;

— разработка учебно — методического материала, дополненная региональным компонентом.

Целостный процесс формирования музыкальной культуры у младших школьников можно представить следующим образом:

— повышение уровня музыкального развития младшего школьника;

— формирование положительного отношения к музыке в целом;

— формирование определенных музыкальных знаний, умений, навыков, которые составляют основу личностной музыкальной культуры;

— воспитание младших школьников на ментальных (духовных) особенностях, музыкальных традициях своего народа, в частности народов Республики Саха (Якутия), в духе национально — культурного возрождения;

— через музыкальное искусство приобщение к другим культурам, не отказываясь от своей культуры, понимать и расширять диапазон видения мира в культурном преломлении;

— музыкальная культура, являясь результатом общения с музыкальным искусством, становится свойством личности по мере развития интереса к музыке и потребностей в ней.

Результативность апробированного экспериментального исследования подтверждается динамикой и положительными изменениями в уровне музыкальной культуры младших школьников. Диссертационное исследование не полностью осветило все проблемы и аспекты этого сложного системного и динамического образования и процесса. Затронута только поверхностная часть проблемы взаимодействия различных культур, ресипрокальных связей, не исследованы особенности восприятия других культур у представителей различных этносов, в том числе и в области музыкальной культуры. Последующие исследования данной проблемы могут быть обращены к формированию музыкальной культуры личности на различных этапах развития личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
  3. К.З. Учебное пособие по теории культуры : Дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1993.
  4. К.З. Учебное пособие по теории культуры. Н.-Новгород, 1993.
  5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Щукиной Г. И. М&bdquo- 1984.
  6. И.Е. Искусство игры на якутском хомусе. Якутск, 1988.
  7. Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.
  8. Э. Е. Проблемы формирования лада. М., 1976.
  9. Э.Е. Есть ли у якутов многоголосие. // Советская музыка. -М., 1968. № 11.
  10. Ю.Алексеев Э. Е. Якутская песня в прошлом и настоящем. Социалистическая музыкальная культура: Традиции. Проблемы. Перспективы. -М&bdquo- 1974.11 .Алексеев Э. Е. Личность народного певца и судьба олонхо в наши дни. // Современное состояние фольклора. М., 1969.
  11. Э.Е. Некоторые особенности звуковысотной организации традиционной якутской мелодики. // Музыкальная фольклористика. М., 1973. Вып. I.
  12. Н.Алексеев Э. Е. Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора. // Полярная звезда. -1965.
  13. Э.Е., Николаева Н. Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск, 1982.
  14. Э.Е., Николаева Н. Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск, 1981.
  15. П.Алексеева Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки. Якутск, 1994.
  16. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
  17. .Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  18. Н.К. Заметки об эпосе и музыке якутов. // Полярная звезда. 1975. № 6.
  19. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
  20. Аристотель. Метафизика. М,-JI.: Соцэкгиз, 1934. С. 102 -103
  21. Д. Древние культуры Якутии. Якутск, 1989.
  22. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. М., 1973.
  23. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964.
  24. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. -Якутск, 1966.
  25. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
  26. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
  27. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1982.
  28. В. Якутская народная песня // Советская музыка 1937. № 9.
  29. Н. А. Самопознание. М., 1990
  30. Н.А. О рабстве и свободе человека. // Вопросы философии. 1991. -№ 3.
  31. B.C. Нравственность. Культура. Современность. / Философские размышления о жизненных проблемах/. М., 1990.
  32. А.А. Языческие обряды якутов. Якутск, 1992.
  33. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
  34. Л.И. Изучение личности и формирование ее в онтогенезе // Проблема управления процессом формирования личности: Материалы второго симпозиума / Под ред. А. В. Зосимовского, Л. И. Рувинского. М.: Издательство МГУ, 1972.
  35. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1966.
  36. .М. Формирование эстетической культуры будущего учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1995.
  37. Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников : Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1985.
  38. Д.Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха. -Якутск, 1996.
  39. Л.П. Возрастание роли человеческого фактора в поступательном движении общества // Советская педагогика. 1987. — № 10. — С. 85−94.
  40. , Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан -Удэ, 1993.
  41. А.И. Роль поэтапного программирования занятий и учета его результатов в повышении эффективности музыкального воспитания детей 6−7 лет : Дис.. канд. пед. наук. М., 1977.
  42. Л.В. Учебно-познавательные задания по педагогике в системе подготовки студентов педвузов к творческому решению воспитательных задач : Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1987.
  43. М.В. Формирование у студентов педагогического института ценностных ориентаций и нравственного идеала, необходимых профессии учителя : Дис.. канд. пед. наук. Баку, 1989.
  44. М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л., 1990.
  45. Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.
  46. Г. С. Народная педагогика. Отрывки и наброски. -Иркутск, 1926.
  47. Винокурова 3. 3. Некоторые особенности эпической импровизации якутских сказителей. / Сб.: Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.
  48. У.А. Сказ о народе саха. Якутск, 1994.
  49. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.
  50. Г. Н. Программа по народной педагогике: Для педучилищ и этнопедагогических классов, педагогических училищ, лицеев, колледжей. -Якутск, 1995.
  51. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993.
  52. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.
  53. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1966.
  54. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
  55. Л.С. Психология искусства. М., 1965
  56. Л.С. Соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2.
  57. С.П. Эвенки. Музыкальная культура Сибири. Кн. I. Традиционная культура народов Сибири / Ком. по культуре Администрации Новосиб. обл., Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1997.
  58. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  59. Гамезо. Атлас по психологии. М. 1981
  60. Гегель. Соч. М.: Соцэкгиз, Т. 1 -5. 1937.
  61. Гегель. Философия религии. М., 1976.
  62. Е.Н. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников. Дис.. канд. пед. наук. М., 1991.
  63. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
  64. А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. -Якутск, 1993.
  65. Ф.Н. Книга об учителе. М. — Просвещение, 1985.
  66. А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педвузов : Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990.
  67. А.А. Концепция этнопедагогики якутов. Якутск, Материалы республиканской научно-практической конференции. 1999 г.
  68. А.А., Прокопьева М. М. Семейная педагогика. Якутск, 1997.
  69. A.JI. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. -М., 1992.4. 3.
  70. С. Духовный кризис. М., 1995
  71. Р.И. История музыкальной культуры. М., 1941.
  72. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.
  73. И.С. Культура северных якутов оленеводов. — М., 1977.
  74. П.С. Культурология. М., 1996.
  75. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  76. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1979.
  77. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  78. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Белору. гос. ун-та, 1976.
  79. Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980.
  80. Н.В., Петров В. Т. Якутский героический эпос «Кыыс Дьэбилийэ». Кн, Якутский героический эпос Кыыс Дьэбилийэ. -Новосибирск, 1993.
  81. Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к 21 веку. Якутск, 1993.
  82. М.Н. Якутская народная музыка. Якутск., 1981.
  83. М.Я. народные танцы Якутии. М., 1966.87.3айков Л. В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т. 2. Развитие произвольных движений.88.3айков Л. В. Память. М., 1940
  84. Р.А. Некоторые вопросы теории структур и понятие целого : Автореф. дис.. канд. пед. наук. ЛГУ. 1965.
  85. Избранные пед. сочинения. М., 1982.
  86. В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982.
  87. Л.А. Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки в процессе учебно-воспитательной практики в школе. Дис.. канд. пед. наук. М., 1984.
  88. История музыкальной культуры. М.- Л., 1941. т. 1 4.1.
  89. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  90. Л.А. О проблемах психологической готовности к деятельности // Материалы V съезда общества психологов СССР. М.: Изд-во АМН СССР, 1977.
  91. П.Ф. Педагогика наука или искусство? / Избр. пед. соч. М., 1982.
  92. Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации. Дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
  93. А.Г. Проблемы органической целостности и ее морфолические аспекты. / Архив анатомии, истории, эмбриологии. т. 46. 1964. № 4.
  94. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Л.: ЛГУ, 1960. -т.2.
  95. ЮО.Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв.ред. А. А. Бодалев. М.: Наука, 1988.101 .Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культуры. М., 1981.
  96. С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение / Сб., Духовная культура в жизни этноса. -Якутск, 1991.
  97. ЮЗ.Колыбекова А. А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя музыки к работе по эстетическому воспитанию школьников. Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1986.
  98. Ю4.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1982.
  99. Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6−7- лет. Дис.. канд. пед. наук. М., 1978.
  100. С.А. Якутская народная песня. М., 1963.
  101. КоротковаГ.П, Принцип целостности. Л., 1968.
  102. Ю8.Краткий очерк истории философии. М., 1981.
  103. Г. М. Музыкальная культура якутского народа. -Якутск., 1982.
  104. Ю.Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах. Иркутск, 1928.111 .Ксенофонтов Г. В. Ураангхай сахалар. Иркутск, 1937.
  105. Л.Г. Социология культуры. М., 1998.
  106. ПЗ.Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск, 1979.
  107. Н.Ларионова А. С. Дэгэрэн ырыа (песенная лирика якутов). Якутск, 2000.
  108. А.С. Музыкально стилистические особенности поющихся сказок. Фольклор и современная культура. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991.
  109. А.С. Якуты. Музыкальная культура Сибири. Кн.1. Традиционная культура народов Сибири / Ком. по культуре Администрации Новосиб. обл., Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1997.
  110. Л. Музыка в системе культуры как актуальная проблема музыкознания. Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  112. И.Я. Дидактические основы обучения. М., 1981.
  113. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  114. .Т. Педагогика, курс лекций. -М., 1993.
  115. Д.Б. Раздумья. М.,
  116. А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.
  117. Ляшенко Проблемы музыкальной культуры. Пути и принципы формирования теории музыкальной культуры. М., 1981.
  118. Маак .Р. К. Вилюйский округ Якутской области. СПб., 1887.
  119. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.
  120. К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
  121. Т.Д. История детской психологии. Учебник для студентов пед. ВУЗов. М., 1998.
  122. Т.Д. История детской психологии: Уч. для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.
  123. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
  124. В.В. О законоерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
  125. В.М. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1993.
  126. В.М. Культура и история. Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. М. 1971.
  127. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
  128. А. Путешествие на Север и Восток Сибири. Север и Восток Сибири в естественно историческом отношении. Коренные жители Сибири, — СПб., 1879. Ч. II.
  129. Л. А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями киргизской советской музыки. Дис.. канд. пед. наук. Фрунзе, 1981.
  130. Музыкальное восприятие школьников / Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю.Б.-М., 1975.
  131. Музыкальный язык в контексте культуры. /Под ред. Крылова А. В. -М., 1989.
  132. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5.
  133. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  134. Национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993.
  135. P.M. Психология: Учебное пособие. М., 1990.
  136. P.M. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива.- М., 1984.
  137. Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. Якутск, 1999.
  138. Н.Н. Эпос олонхо и якутская опера. Якутск., 1986.
  139. А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. 147.0городнов Д. Музыкально — певческое воспитание детей вобщеобразовательной школе. Киев., 1989.
  140. А.П. История Якутии. Т.1. Якутск, 1949. 149. Окладников А. П. Прошлое Якутии до присоединения к Русскому государству. — Якутск, 1949.150.0конешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.
  141. Т.В. Образцы музыкального фольклора Якутии. Якутск, 1996.
  142. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. М., 1990.
  143. Педагогика / Под ред. Смирнова С. А. М., 1999.
  144. Педагогические ситуации в воспитании школьников: Учебное пособие.- Воронеж, 1985.
  145. Н.И., Штейман И. А. О музыке якутов // Советская музыка., 1940. № 2.
  146. Петровский А. В, Личность, деятельность, коллектив. М. Политиздат, 1982.
  147. В.И. Музыкальная психология. -М., 1995.
  148. Я.А. Новый подход к развитию творчества у детей. // Вопросы психологии. 1990. — № 1.
  149. .Н. Культурология. М., 2000.
  150. И.С. Кут сюр как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре. -Якутск, 1995.
  151. И.С. Этнопедагогика «кут сюр». — М., 1998.
  152. Проблемы музыкальной культуры. / Сб. ст. Сост. А. А. Стильмашенко.- Киев: Музыкальная Украина. 1987. Вып. 1.
  153. Психолого-педагогический словарь / Сост. Мижериков В. А. -Ростов-на-Дону, 1998.
  154. И.В. Якутский героический эпос олонхо. М., 1962.
  155. Я.И. Особенности дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников. Дис.. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1989.
  156. Л.В. Художественная картина мира как средство реализации культурологии направленности музыковедческой подготовки учителей музыки : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.
  157. А.П. Об обрядовой функции варгана / Сб.: Варган (хомус) и его музыка. — Якутск, 1991.
  158. А.П. Музыкальный фольклор и этногенез якутов. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991.
  159. А.П. Эпический стиль «дьэрэтии ырыа» в инструментальной музыке якутских композиторов. / Сб. Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.
  160. А.П. Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ». Музыка якутских олонхо. Новосибирск, 1993.
  161. Рогаль Левицкий Д. Р. Якутская народная песня // Музыка и революция, 1926. № 10.
  162. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  163. С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. в 2-х т.
  164. Рязанова Т. Ф, Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в период обучения в педвузе. Дис.. канд. пед. наук. М., 1991.
  165. В.И. Некоторые особенности развития в объективном мире. Л.: ЛГУ, 1964.
  166. А.Д. Лекции по этнопедагогике. Якутск, 1997.
  167. А.Д. Этнопедагогика. Якутск, 1998.
  168. В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993.
  169. Сибирская советская энциклопедия. В 4-х т. М.: Сиб. краев, изд во (1929- 1932). Т.З. 1933.
  170. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1980.
  171. А. Якутские песни. М., 1927.
  172. Смирнов С.АИзбр. психологические труды. М.: Педагогика, 1987.
  173. Современная философия: Словарь и хрестоматия. /Под ред. Жаров J1.B., Золотухина Е. В" Кокановский В. П. и др. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  174. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  175. А.Н. Музыкальная культура общества / Вопросы социологии и эстетики музыки. -М., 1980.
  176. А.Н. Некоторые идейно эстетические проблемы советской музыки 70-х годов. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. — Л., 1977.
  177. Сохор. Социология музыки. М., 1975.
  178. Т.А. Педагогика: наука и искусство // Учеб. пособие. -М., 1998.
  179. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 2- х т. -М., 1980.
  180. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  181. Р. А. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Владимир, 1990.
  182. Р.А. Музыкальная культура и личность. Владимир, 1987.
  183. .М. Избр. труды: в 2-х т. М., 1985.
  184. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  185. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  186. Типология народного эпоса. М., 1975.
  187. В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. -Казань, 1903.
  188. В.А. Народы мира. Сов. энциклопедия. М, 1988.
  189. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  190. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  191. .М. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профориентационной работе в школе : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1993.
  192. К.Д. Культура народа саха. Якутск, 1998.
  193. К.Д. Культура как система и как самовыбор народа. Якутск, 1999.
  194. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.
  195. Ушинский. Собрание сочинений. В 11 томах. М., 1998.
  196. И.Г. Возрождение и развитие языков и культуры коренных народов Республики Саха // Народное образование Якутии. 1996. № 3.
  197. Философский словарь, ред. И. Т. Фролова. М., 1987.
  198. И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969.
  199. B.C. Музыка и слушатель. М., 1973.2Ю.Чичерина Н. А. Формирование музыкального вкуса у детей 5−6- лет. Дис. канд. пед. наук. М., 1987.
  200. А.А. Якутские народные игры. Якутск, 1990.
  201. С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1997.
  202. Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. -Якутск, 1996.
  203. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  204. Энциклопедический словарь «Народы мира» /ред. Ю. Бромлея. М., 1978.
  205. Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974.
  206. Эстетика. Словарь под ред. Беляева. М.: Политиздат, 1987.
  207. Benedict R. Race, science and politics. New York, 1947.
  208. Fletches P. Education and musik. Oxford univ. press, 1987.
  209. Nelson P. An interpretation of the phogetian model in light of the theories of case. //Councill for research in musik Education. 1987. N 92.
  210. Veber Z. The contemprorary musical environment as on impetus for the development of musical creotivity. //International review of the Aesthetics and Sociology of musik. 1987.
  211. Williams R. Keywords. A vocabulary of culture and society. New York: Oxford Universiti Press, 1976.
  212. Музыкальная культура общества1. V V
  213. Музыкальные Все виды деятельности по созданию, Все субъекты деятельности по Учреждения, ценности хран., воспроизв., распростран. и созданию, хран., воспроизв., социальныеиспольз. муз. ценостеи распростран. и использ. муз. ценостеи институты§-
  214. Система условий, определяющих формирование музыкальной культуры младших школьников
  215. Программа по музыке для начальных классов
  216. Музыкальная культура Якутии) I год обучения
  217. Введение. Музыка как вид искусства. Связь музыки с жизнью. О роли музыки в жизни человека. (2 ч.)
  218. Основные стили и жанры якутского музыкального фольклора -дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. (1 ч.)
  219. Дьэрэтии ырыа. Общая характеристика жанра (на материале алгыса, тойука). (2ч)
  220. Дэгэрэн ырыа. Общая характеристика жанра. (2 ч)
  221. Якутская народная песня. Общая характеристика, основная тематика песен. (2ч)
  222. Героический эпос олонхо. Общая характеристика жанра. Роль музыки в олонхо. (2ч)
  223. Олонхо «Нюргун Боотур». Общая характеристика героев олонхо. (2 ч)
  224. Исполнители (С.Зверев, У. Нохсоров, Г. Колесов и др.). (2 ч)
  225. Ысыах. Общая характеристика праздника. (1ч)
  226. Осуохай. Общая характеристика жанра. (2 ч)
  227. Чабыр5ах. Общая характеристика жанра. (1ч)
  228. Музыкальный инструментарий якутов (хомус, кырыымпа, тансыр, кылысах, ударные инструменты). Общая характеристика. (2 ч)
  229. Хомусисты исполнители (Л. Турнин, И. Е. Алексеев, П. Оготоев и др.).1ч).
  230. Известные мелодисты Якутии (А.Скрябин, Ф. Корнилов, З. Винокуров, В. Ноев, А. Алексеев и др.). (2 ч)
  231. Основные этапы развития Якутской профессиональной музыкальной культуры. Общая характеристика. (3 ч)
  232. Стиль дьэрэтии в творчестве якутских композиторов (в оперных, вокальных, инструментальных сочинениях). (3−4 ч).
  233. Стиль дэгэрэн в творчестве якутских композиторов (в оперных, вокальных, инструментальных сочинениях). (3−4 ч).1. год обучения.
  234. Задачей второго года обучения становится углубление и расширение тем первого класса, также на этом этапе обучения происходит более расширенное знакомство детей с творчеством композиторов Якутии.
  235. Введение. Связь музыки с историей якутского народа, традиционная культура народа, легенды, танцы, песни. (1 ч)
  236. Расширение темы дьиэрэтии ырыа, как типа фольклорного интонирования. Музыкально поэтические импровизации, концертный жанр -тойук, алгыс. (2 ч)
  237. Камерный пласт дьиэрэтии. Общая характеристика (ночные песни, дорожные, путевые песни и др.). (1 ч)
  238. Расширение темы дэгэрэн ырыа. Типы исполнения хонсоу ырыа, таналай ырыа, хабар5а ырыа и др. (2ч)
  239. Народные песни о природе, родном крае, любви, временах года и т. д.2ч)
  240. Расширение темы олонхо. Происхождение олонхо. Сюжетные мотивы. Персонажи. Музыка в олонхо. (Зч)
  241. Музыкальная характеристика героев олонхо «Нюргун Боотур» (2ч).
  242. Олонхосуты. У. Нохсоров жизнь и творчество (1ч).
  243. С.Зверев. Жизнь и творчество (1ч).
  244. Ысыах. Обрядовые жанры. Общая характеристика (2ч).
  245. Осуохай. Региональные особенности (2ч).
  246. Музыкальный инструментарий и его использование в произведениях якутских композиторов (2ч).
  247. Основные этапы развития якутской музыкальной культуры. Музыкальная культура Якутии до 36 года (2ч).
  248. Музыкальная культура Якутии в период с 1936 до 1962гг (Зч).
  249. Музыкальная культура Якутии в период с 1962 до наших дней (Зч).1.I год обучения.
  250. Введение. Музыкальная культура народов Якутии (1ч).
  251. Музыкальный фольклор эвенов. Общая характеристика (1ч).
  252. Песенно-танцевальное искусство эвенов. Обрядовый танец «сээдьэ"(1ч).
  253. Эпические сказания эвенов «нимкан» на примере нимкана «Каравандьаа» (1ч).
  254. Обряды. Музыкальный инструментарий эвенов (1ч).
  255. Музыкальный фольклор эвенков. Общая характеристика (1ч).
  256. Песенно-танцевальное искусство эвенков (1ч).
  257. Эпические сказания эвенков «нимгакан» на примере нимгакана «Иркисмондя — богатырь» (1ч).
  258. Музыкальный фольклор юкагиров. Общая характеристика (1ч).
  259. Песенно-танцевальное искусство юкагиров. Обрядовый танец «лондол"1ч).
  260. Якутская профессиональная музыка. Общая характеристика. (1ч)
  261. Оперное творчество. М. Жирков и Г. Литинский «Нюргун Боотур». (2ч)
  262. Г. Григорян «Лоокут и Нюргусун». З. Степанов «Колыбельная». Н. Берестов «Неугасимое пламя».(2 3 ч)
  263. Симфоническая музыка, инструментальная музыка якутских композиторов. Г. Григорян Симфонические картины «Импровизация и якутский танец», «Якутские эскизы», концерт для скрипки с оркестром, музыка к балету «Каменный цветок» (2ч)
  264. Ж.Батуев. Музыка к балету «Чурумчуку» (1ч).
  265. Г. Комраков. Симфония. Концерт для фортепиано с оркестром (1ч).
  266. З.Степанов. Детская симфоническая картина «Весна якутская», симфоническая сюита «Праздник Севера», Н.Берестов. «Импровизация для хомуса и симфонического концерта» (1ч)
  267. Камерно инструментальная музыка. Общий обзор. Г. Григорян «Размышления на берегу Лены», В. Кац «8 фортепианных пьес», Н. Берестов «Северные пейзажи», З. Степанов «Ритуальный танец шамана» (2 — Зч).1. Тесты1. Вопросы и задания
  268. Назовите три основных жанра музыки («три кита»).а)б) в)
  269. К какому «киту» относятся колыбельные, хороводные, лирические, частушки? а)
  270. Впишите в нужный раздел названия следующих танцев: полонез, камаринская, мазурка, тарантелла, кадриль, краковяк, барыня, сицилиана. а) Русские танцы-б) Польские танцы-в) Итальянские танцы.
  271. Допишите слова, обозначающие жанры музыки: СИМ1. КОН1. ОПа) оркестровое вступление-б) перерыв между действиями-в) большой сольный номер-г) массовое пение.
  272. Что может музыка выражать?
  273. Может ли музыка изображать?
  274. Какие персонажи Вы знаете из: а) оперыб) балета
  275. Сколько человек участвуют в исполнении: а) дуэта-б) трио-в) секстета-г) септета.
  276. Какие инструменты относятся к струнно-смычковой группе: а) флейта-б) арфа-в) скрипка-г) виолончель.
  277. Какие инструменты относятся к деревянно-духовым.а) гобой-б) фагот-г) балалайка-д) мандолина.
  278. Инструмент, который является эмблемой музыкального искусства: а) скрипка-в) лира-г) фортепиано.
  279. Духовой клавишный инструмент: а) рояль-б) орган-в) баян.
  280. Какие музыкальные формы вы знаете? а)
Заполнить форму текущей работой