Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников: На примере школ Республики Саха (Якутия)
Диссертация
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценности. Нам представляется, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и этнические ценности: через народные традиции и идеалы следует идти к концепции взаимозависимого, взаимодействующего мира, научиться видеть то общее, что объединяет человечество… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования музыкальной культуры младших школьников
- 1. 1. Культурологические основы, структура и содержание музыкальной культуры младших школьников
- 1. 2. Этнопедагогический подход в формировании музыкальной культуры младшего школьника
- 1. 3. Музыкальная культура народов Якутии как источник эстетического воспитания детей
- Глава II. Формирование музыкальной культуры младших школьников на основе этнопедагогической теории и практики
- 2. 1. Педагогические условия формирования музыкальной культуры младших школьников
- 2. 2. Этнопедагогическое осмысление содержания музыкальной культуры младших школьников
- 2. 3. Организация и обоснование результатов опытно -экспериментальной части исследования
Список литературы
- Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
- Акопян К.З. Учебное пособие по теории культуры : Дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1993.
- Акопян К.З. Учебное пособие по теории культуры. Н.-Новгород, 1993.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Щукиной Г. И. М&bdquo- 1984.
- Алексеев И.Е. Искусство игры на якутском хомусе. Якутск, 1988.
- Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.
- Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада. М., 1976.
- Алексеев Э.Е. Есть ли у якутов многоголосие. // Советская музыка. -М., 1968. № 11.
- Ю.Алексеев Э. Е. Якутская песня в прошлом и настоящем. Социалистическая музыкальная культура: Традиции. Проблемы. Перспективы. -М&bdquo- 1974.11 .Алексеев Э. Е. Личность народного певца и судьба олонхо в наши дни. // Современное состояние фольклора. М., 1969.
- Алексеев Э.Е. Некоторые особенности звуковысотной организации традиционной якутской мелодики. // Музыкальная фольклористика. М., 1973. Вып. I.
- Н.Алексеев Э. Е. Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора. // Полярная звезда. -1965.
- Алексеев Э.Е., Николаева Н. Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск, 1982.
- Алексеев Э.Е., Николаева Н. Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск, 1981.
- П.Алексеева Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки. Якутск, 1994.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
- Антонов Н.К. Заметки об эпосе и музыке якутов. // Полярная звезда. 1975. № 6.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
- Аристотель. Метафизика. М,-JI.: Соцэкгиз, 1934. С. 102 -103
- Архипов Д. Древние культуры Якутии. Якутск, 1989.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. М., 1973.
- Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964.
- Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. -Якутск, 1966.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1982.
- Беляев В. Якутская народная песня // Советская музыка 1937. № 9.
- Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990
- Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. // Вопросы философии. 1991. -№ 3.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. / Философские размышления о жизненных проблемах/. М., 1990.
- Билюкина А.А. Языческие обряды якутов. Якутск, 1992.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
- Божович Л.И. Изучение личности и формирование ее в онтогенезе // Проблема управления процессом формирования личности: Материалы второго симпозиума / Под ред. А. В. Зосимовского, Л. И. Рувинского. М.: Издательство МГУ, 1972.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1966.
- Борбодоев Ж.М. Формирование эстетической культуры будущего учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1995.
- Боровиков Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников : Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1985.
- Брагина Д.Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха. -Якутск, 1996.
- Буева Л.П. Возрастание роли человеческого фактора в поступательном движении общества // Советская педагогика. 1987. — № 10. — С. 85−94.
- Бурхинов, Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан -Удэ, 1993.
- Вайчене А.И. Роль поэтапного программирования занятий и учета его результатов в повышении эффективности музыкального воспитания детей 6−7 лет : Дис.. канд. пед. наук. М., 1977.
- Ведерникова Л.В. Учебно-познавательные задания по педагогике в системе подготовки студентов педвузов к творческому решению воспитательных задач : Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1987.
- Велиев М.В. Формирование у студентов педагогического института ценностных ориентаций и нравственного идеала, необходимых профессии учителя : Дис.. канд. пед. наук. Баку, 1989.
- Вербицкий М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л., 1990.
- Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. Отрывки и наброски. -Иркутск, 1926.
- Винокурова 3. 3. Некоторые особенности эпической импровизации якутских сказителей. / Сб.: Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.
- Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск, 1994.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.
- Волков Г. Н. Программа по народной педагогике: Для педучилищ и этнопедагогических классов, педагогических училищ, лицеев, колледжей. -Якутск, 1995.
- Волков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1966.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965
- Выготский Л.С. Соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2.
- Галицкая С.П. Эвенки. Музыкальная культура Сибири. Кн. I. Традиционная культура народов Сибири / Ком. по культуре Администрации Новосиб. обл., Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1997.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
- Гамезо. Атлас по психологии. М. 1981
- Гегель. Соч. М.: Соцэкгиз, Т. 1 -5. 1937.
- Гегель. Философия религии. М., 1976.
- Глазырииа Е.Н. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников. Дис.. канд. пед. наук. М., 1991.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
- Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. -Якутск, 1993.
- Гоноблин Ф.Н. Книга об учителе. М. — Просвещение, 1985.
- Гордийчук А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педвузов : Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990.
- Григорьева А.А. Концепция этнопедагогики якутов. Якутск, Материалы республиканской научно-практической конференции. 1999 г.
- Григорьева А.А., Прокопьева М. М. Семейная педагогика. Якутск, 1997.
- Гройсман A.JI. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. -М., 1992.4. 3.
- Гроф С. Духовный кризис. М., 1995
- Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М., 1941.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.
- Гурвич И.С. Культура северных якутов оленеводов. — М., 1977.
- Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1979.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Белору. гос. ун-та, 1976.
- Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980.
- Емельянов Н.В., Петров В. Т. Якутский героический эпос «Кыыс Дьэбилийэ». Кн, Якутский героический эпос Кыыс Дьэбилийэ. -Новосибирск, 1993.
- Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к 21 веку. Якутск, 1993.
- Жирков М.Н. Якутская народная музыка. Якутск., 1981.
- Жорницкая М.Я. народные танцы Якутии. М., 1966.87.3айков Л. В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т. 2. Развитие произвольных движений.88.3айков Л. В. Память. М., 1940
- Зобов Р.А. Некоторые вопросы теории структур и понятие целого : Автореф. дис.. канд. пед. наук. ЛГУ. 1965.
- Избранные пед. сочинения. М., 1982.
- Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982.
- Исаева Л.А. Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки в процессе учебно-воспитательной практики в школе. Дис.. канд. пед. наук. М., 1984.
- История музыкальной культуры. М.- Л., 1941. т. 1 4.1.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
- Кандыбович Л.А. О проблемах психологической готовности к деятельности // Материалы V съезда общества психологов СССР. М.: Изд-во АМН СССР, 1977.
- Каптерев П.Ф. Педагогика наука или искусство? / Избр. пед. соч. М., 1982.
- Клюева Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации. Дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
- Кнорре А.Г. Проблемы органической целостности и ее морфолические аспекты. / Архив анатомии, истории, эмбриологии. т. 46. 1964. № 4.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Л.: ЛГУ, 1960. -т.2.
- ЮО.Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв.ред. А. А. Бодалев. М.: Наука, 1988.101 .Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культуры. М., 1981.
- Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение / Сб., Духовная культура в жизни этноса. -Якутск, 1991.
- ЮЗ.Колыбекова А. А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя музыки к работе по эстетическому воспитанию школьников. Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1986.
- Ю4.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1982.
- Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6−7- лет. Дис.. канд. пед. наук. М., 1978.
- Кондратьев С.А. Якутская народная песня. М., 1963.
- КоротковаГ.П, Принцип целостности. Л., 1968.
- Ю8.Краткий очерк истории философии. М., 1981.
- Кривошапко Г. М. Музыкальная культура якутского народа. -Якутск., 1982.
- Ю.Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах. Иркутск, 1928.111 .Ксенофонтов Г. В. Ураангхай сахалар. Иркутск, 1937.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1998.
- ПЗ.Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск, 1979.
- Н.Ларионова А. С. Дэгэрэн ырыа (песенная лирика якутов). Якутск, 2000.
- Ларионова А.С. Музыкально стилистические особенности поющихся сказок. Фольклор и современная культура. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991.
- Ларионова А.С. Якуты. Музыкальная культура Сибири. Кн.1. Традиционная культура народов Сибири / Ком. по культуре Администрации Новосиб. обл., Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1997.
- Левин Л. Музыка в системе культуры как актуальная проблема музыкознания. Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Лернер И.Я. Дидактические основы обучения. М., 1981.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
- Лихачев Б.Т. Педагогика, курс лекций. -М., 1993.
- Лихачев Д.Б. Раздумья. М.,
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.
- Ляшенко Проблемы музыкальной культуры. Пути и принципы формирования теории музыкальной культуры. М., 1981.
- Маак .Р. К. Вилюйский округ Якутской области. СПб., 1887.
- Маркарьян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии. Учебник для студентов пед. ВУЗов. М., 1998.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Уч. для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
- Медушевский В.В. О законоерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
- Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1993.
- Менедев В.М. Культура и история. Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. М. 1971.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
- Миддендорф А. Путешествие на Север и Восток Сибири. Север и Восток Сибири в естественно историческом отношении. Коренные жители Сибири, — СПб., 1879. Ч. II.
- Мострянская Л. А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями киргизской советской музыки. Дис.. канд. пед. наук. Фрунзе, 1981.
- Музыкальное восприятие школьников / Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю.Б.-М., 1975.
- Музыкальный язык в контексте культуры. /Под ред. Крылова А. В. -М., 1989.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
- Национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993.
- Немов P.M. Психология: Учебное пособие. М., 1990.
- Немов P.M. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива.- М., 1984.
- Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. Якутск, 1999.
- Николаева Н.Н. Эпос олонхо и якутская опера. Якутск., 1986.
- Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. 147.0городнов Д. Музыкально — певческое воспитание детей вобщеобразовательной школе. Киев., 1989.
- Окладников А.П. История Якутии. Т.1. Якутск, 1949. 149. Окладников А. П. Прошлое Якутии до присоединения к Русскому государству. — Якутск, 1949.150.0конешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.
- Павлова Т.В. Образцы музыкального фольклора Якутии. Якутск, 1996.
- Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. М., 1990.
- Педагогика / Под ред. Смирнова С. А. М., 1999.
- Педагогические ситуации в воспитании школьников: Учебное пособие.- Воронеж, 1985.
- Пейко Н.И., Штейман И. А. О музыке якутов // Советская музыка., 1940. № 2.
- Петровский А. В, Личность, деятельность, коллектив. М. Политиздат, 1982.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М., 1995.
- Поддяков Я.А. Новый подход к развитию творчества у детей. // Вопросы психологии. 1990. — № 1.
- Попов Б.Н. Культурология. М., 2000.
- Портнягин И.С. Кут сюр как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре. -Якутск, 1995.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут сюр». — М., 1998.
- Проблемы музыкальной культуры. / Сб. ст. Сост. А. А. Стильмашенко.- Киев: Музыкальная Украина. 1987. Вып. 1.
- Психолого-педагогический словарь / Сост. Мижериков В. А. -Ростов-на-Дону, 1998.
- Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. М., 1962.
- Радзицкая Я.И. Особенности дидактической подготовки учителя к формированию музыкальной культуры школьников. Дис.. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1989.
- Рахманова Л.В. Художественная картина мира как средство реализации культурологии направленности музыковедческой подготовки учителей музыки : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.
- Решетникова А.П. Об обрядовой функции варгана / Сб.: Варган (хомус) и его музыка. — Якутск, 1991.
- Решетникова А.П. Музыкальный фольклор и этногенез якутов. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991.
- Решетникова А.П. Эпический стиль «дьэрэтии ырыа» в инструментальной музыке якутских композиторов. / Сб. Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.
- Решетникова А.П. Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ». Музыка якутских олонхо. Новосибирск, 1993.
- Рогаль Левицкий Д. Р. Якутская народная песня // Музыка и революция, 1926. № 10.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. в 2-х т.
- Рязанова Т. Ф, Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в период обучения в педвузе. Дис.. канд. пед. наук. М., 1991.
- Свидерский В.И. Некоторые особенности развития в объективном мире. Л.: ЛГУ, 1964.
- Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике. Якутск, 1997.
- Семенова А.Д. Этнопедагогика. Якутск, 1998.
- Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993.
- Сибирская советская энциклопедия. В 4-х т. М.: Сиб. краев, изд во (1929- 1932). Т.З. 1933.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1980.
- Скрябин А. Якутские песни. М., 1927.
- Смирнов С.АИзбр. психологические труды. М.: Педагогика, 1987.
- Современная философия: Словарь и хрестоматия. /Под ред. Жаров J1.B., Золотухина Е. В" Кокановский В. П. и др. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Сохор А.Н. Музыкальная культура общества / Вопросы социологии и эстетики музыки. -М., 1980.
- Сохор А.Н. Некоторые идейно эстетические проблемы советской музыки 70-х годов. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. — Л., 1977.
- Сохор. Социология музыки. М., 1975.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство // Учеб. пособие. -М., 1998.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 2- х т. -М., 1980.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Тельчарова Р. А. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Владимир, 1990.
- Тельчарова Р.А. Музыкальная культура и личность. Владимир, 1987.
- Теплов Б.М. Избр. труды: в 2-х т. М., 1985.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
- Типология народного эпоса. М., 1975.
- Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. -Казань, 1903.
- Туголоков В.А. Народы мира. Сов. энциклопедия. М, 1988.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
- Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
- Утегенова Б.М. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профориентационной работе в школе : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1993.
- Уткин К.Д. Культура народа саха. Якутск, 1998.
- Уткин К.Д. Культура как система и как самовыбор народа. Якутск, 1999.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.
- Ушинский. Собрание сочинений. В 11 томах. М., 1998.
- Федоров И.Г. Возрождение и развитие языков и культуры коренных народов Республики Саха // Народное образование Якутии. 1996. № 3.
- Философский словарь, ред. И. Т. Фролова. М., 1987.
- Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969.
- Цуккерман B.C. Музыка и слушатель. М., 1973.2Ю.Чичерина Н. А. Формирование музыкального вкуса у детей 5−6- лет. Дис. канд. пед. наук. М., 1987.
- Шадрина А.А. Якутские народные игры. Якутск, 1990.
- Шадрина С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1997.
- Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. -Якутск, 1996.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
- Энциклопедический словарь «Народы мира» /ред. Ю. Бромлея. М., 1978.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974.
- Эстетика. Словарь под ред. Беляева. М.: Политиздат, 1987.
- Benedict R. Race, science and politics. New York, 1947.
- Fletches P. Education and musik. Oxford univ. press, 1987.
- Nelson P. An interpretation of the phogetian model in light of the theories of case. //Councill for research in musik Education. 1987. N 92.
- Veber Z. The contemprorary musical environment as on impetus for the development of musical creotivity. //International review of the Aesthetics and Sociology of musik. 1987.
- Williams R. Keywords. A vocabulary of culture and society. New York: Oxford Universiti Press, 1976.
- Музыкальная культура общества1. V V
- Музыкальные Все виды деятельности по созданию, Все субъекты деятельности по Учреждения, ценности хран., воспроизв., распростран. и созданию, хран., воспроизв., социальныеиспольз. муз. ценостеи распростран. и использ. муз. ценостеи институты§-
- Система условий, определяющих формирование музыкальной культуры младших школьников
- Программа по музыке для начальных классов
- Музыкальная культура Якутии) I год обучения
- Введение. Музыка как вид искусства. Связь музыки с жизнью. О роли музыки в жизни человека. (2 ч.)
- Основные стили и жанры якутского музыкального фольклора -дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. (1 ч.)
- Дьэрэтии ырыа. Общая характеристика жанра (на материале алгыса, тойука). (2ч)
- Дэгэрэн ырыа. Общая характеристика жанра. (2 ч)
- Якутская народная песня. Общая характеристика, основная тематика песен. (2ч)
- Героический эпос олонхо. Общая характеристика жанра. Роль музыки в олонхо. (2ч)
- Олонхо «Нюргун Боотур». Общая характеристика героев олонхо. (2 ч)
- Исполнители (С.Зверев, У. Нохсоров, Г. Колесов и др.). (2 ч)
- Ысыах. Общая характеристика праздника. (1ч)
- Осуохай. Общая характеристика жанра. (2 ч)
- Чабыр5ах. Общая характеристика жанра. (1ч)
- Музыкальный инструментарий якутов (хомус, кырыымпа, тансыр, кылысах, ударные инструменты). Общая характеристика. (2 ч)
- Хомусисты исполнители (Л. Турнин, И. Е. Алексеев, П. Оготоев и др.).1ч).
- Известные мелодисты Якутии (А.Скрябин, Ф. Корнилов, З. Винокуров, В. Ноев, А. Алексеев и др.). (2 ч)
- Основные этапы развития Якутской профессиональной музыкальной культуры. Общая характеристика. (3 ч)
- Стиль дьэрэтии в творчестве якутских композиторов (в оперных, вокальных, инструментальных сочинениях). (3−4 ч).
- Стиль дэгэрэн в творчестве якутских композиторов (в оперных, вокальных, инструментальных сочинениях). (3−4 ч).1. год обучения.
- Задачей второго года обучения становится углубление и расширение тем первого класса, также на этом этапе обучения происходит более расширенное знакомство детей с творчеством композиторов Якутии.
- Введение. Связь музыки с историей якутского народа, традиционная культура народа, легенды, танцы, песни. (1 ч)
- Расширение темы дьиэрэтии ырыа, как типа фольклорного интонирования. Музыкально поэтические импровизации, концертный жанр -тойук, алгыс. (2 ч)
- Камерный пласт дьиэрэтии. Общая характеристика (ночные песни, дорожные, путевые песни и др.). (1 ч)
- Расширение темы дэгэрэн ырыа. Типы исполнения хонсоу ырыа, таналай ырыа, хабар5а ырыа и др. (2ч)
- Народные песни о природе, родном крае, любви, временах года и т. д.2ч)
- Расширение темы олонхо. Происхождение олонхо. Сюжетные мотивы. Персонажи. Музыка в олонхо. (Зч)
- Музыкальная характеристика героев олонхо «Нюргун Боотур» (2ч).
- Олонхосуты. У. Нохсоров жизнь и творчество (1ч).
- С.Зверев. Жизнь и творчество (1ч).
- Ысыах. Обрядовые жанры. Общая характеристика (2ч).
- Осуохай. Региональные особенности (2ч).
- Музыкальный инструментарий и его использование в произведениях якутских композиторов (2ч).
- Основные этапы развития якутской музыкальной культуры. Музыкальная культура Якутии до 36 года (2ч).
- Музыкальная культура Якутии в период с 1936 до 1962гг (Зч).
- Музыкальная культура Якутии в период с 1962 до наших дней (Зч).1.I год обучения.
- Введение. Музыкальная культура народов Якутии (1ч).
- Музыкальный фольклор эвенов. Общая характеристика (1ч).
- Песенно-танцевальное искусство эвенов. Обрядовый танец «сээдьэ"(1ч).
- Эпические сказания эвенов «нимкан» на примере нимкана «Каравандьаа» (1ч).
- Обряды. Музыкальный инструментарий эвенов (1ч).
- Музыкальный фольклор эвенков. Общая характеристика (1ч).
- Песенно-танцевальное искусство эвенков (1ч).
- Эпические сказания эвенков «нимгакан» на примере нимгакана «Иркисмондя — богатырь» (1ч).
- Музыкальный фольклор юкагиров. Общая характеристика (1ч).
- Песенно-танцевальное искусство юкагиров. Обрядовый танец «лондол"1ч).
- Якутская профессиональная музыка. Общая характеристика. (1ч)
- Оперное творчество. М. Жирков и Г. Литинский «Нюргун Боотур». (2ч)
- Г. Григорян «Лоокут и Нюргусун». З. Степанов «Колыбельная». Н. Берестов «Неугасимое пламя».(2 3 ч)
- Симфоническая музыка, инструментальная музыка якутских композиторов. Г. Григорян Симфонические картины «Импровизация и якутский танец», «Якутские эскизы», концерт для скрипки с оркестром, музыка к балету «Каменный цветок» (2ч)
- Ж.Батуев. Музыка к балету «Чурумчуку» (1ч).
- Г. Комраков. Симфония. Концерт для фортепиано с оркестром (1ч).
- З.Степанов. Детская симфоническая картина «Весна якутская», симфоническая сюита «Праздник Севера», Н.Берестов. «Импровизация для хомуса и симфонического концерта» (1ч)
- Камерно инструментальная музыка. Общий обзор. Г. Григорян «Размышления на берегу Лены», В. Кац «8 фортепианных пьес», Н. Берестов «Северные пейзажи», З. Степанов «Ритуальный танец шамана» (2 — Зч).1. Тесты1. Вопросы и задания
- Назовите три основных жанра музыки («три кита»).а)б) в)
- К какому «киту» относятся колыбельные, хороводные, лирические, частушки? а)
- Впишите в нужный раздел названия следующих танцев: полонез, камаринская, мазурка, тарантелла, кадриль, краковяк, барыня, сицилиана. а) Русские танцы-б) Польские танцы-в) Итальянские танцы.
- Допишите слова, обозначающие жанры музыки: СИМ1. КОН1. ОПа) оркестровое вступление-б) перерыв между действиями-в) большой сольный номер-г) массовое пение.
- Что может музыка выражать?
- Может ли музыка изображать?
- Какие персонажи Вы знаете из: а) оперыб) балета
- Сколько человек участвуют в исполнении: а) дуэта-б) трио-в) секстета-г) септета.
- Какие инструменты относятся к струнно-смычковой группе: а) флейта-б) арфа-в) скрипка-г) виолончель.
- Какие инструменты относятся к деревянно-духовым.а) гобой-б) фагот-г) балалайка-д) мандолина.
- Инструмент, который является эмблемой музыкального искусства: а) скрипка-в) лира-г) фортепиано.
- Духовой клавишный инструмент: а) рояль-б) орган-в) баян.
- Какие музыкальные формы вы знаете? а)