Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика развития сенсорной сферы в раннем возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметная деятельность ребенка данного возраста, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребенок являются общеупотребительными, например: ложкой едят, из чашки пьют, совочком копают, шапочку… Читать ещё >

Характеристика развития сенсорной сферы в раннем возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый возрастной этап является наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, накопление представлений об окружающем мире.

Ранний возраст — период с года до 3 лет. Для физического и нервно-психического развития детей этого возраста характерен быстрый темп. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Большинство педагогов и психологов считает, что ранний возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития. Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Определяющую роль в развитие ребенка играет ознакомление его со свойствами предметов. Ранний возраст, по мнению Профессора Н. М. Щелованова является «золотой порой» сенсорного воспитания.

Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте состоит в том, что оно:

  • — способствует развитию всех психических процессов: мышлению и речи, воображения и памяти; внимания и др.;
  • — формирует представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • — способствует развитию наблюдательности;
  • — обогащает эстетические чувства;
  • — способствует овладению новыми способами и приемами предметно-познавательной деятельности;
  • — обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • — готовит к усвоению навыков учебной деятельности;
  • — расширяет и обогащает словарный запас.

Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка, тарелка и т. д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются.

Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.

В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

А.В. Запорожец выделяет три этапа формирования перцептивных действий в раннем возрасте (см. табл. 2).

На следующих, более поздних ступенях сенсорного обучения дети «приобретают способность быстро, без каких-либо внешних ориентировочно-исследовательских движений узнавать определен-ного рода свойства объектов, отличать их друг от друга, обнару-живать связи и отношения между ними. Внешне ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное».

Таблица 2 — Этапы формирования перцептивных действий в раннем возрасте по А. В. Запорожцу.

Этап.

Цель.

Действия.

I.

Формирование внешнего материального прототипа будущего внутреннего перцептивного действия.

Материальные действия с предметами. По ходу выполнения вносятся исправления в перцептивные действия или их коррекция.

II.

Ознакомление детей с пространственными свойствами предметов.

Развернутые ориентировочно-исследовательские движения рук и глаз, причем ручное и зрительное обследование ситуации предшествует практическим действиям, определяя их направленность и характер.

III.

Сворачивание перцептивных действий, их сокращения до необходимого и иного минимума.

Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного, реактивного процесса.

Особенности сенсорной сферы по Г. А. Урунтаевой:

  • — ребенок учится действовать с предметами;
  • — погруженность в предметные действия;
  • — первичные представления о свойствах предметов;
  • — свойства предметов усваиваются прямо пропорционально от их значимости в практической деятельности.

В этом возрасте начинается знакомство ребенка с сенсорными эталонами. Этапы усвоения сенсорных эталонов исследованы Л. А. Венгером. Так, на первом году жизни у ребенка преобладают произвольные движения. Поэтому ребенок начинает отражать пространственные свойства предметов, фиксируя их в «сенсомоторных предэталонах» — сначала реальных, а затем представляемых особенностях собственных движений, направленных на предмет.

Предметная деятельность ребенка данного возраста, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребенок являются общеупотребительными, например: ложкой едят, из чашки пьют, совочком копают, шапочку надевают на голову, а ботинки — на ноги. Способ употребления предметов ребенок узнает только под руководством взрослых, так как не умеет ни читать, ни писать, не может «открыть» его самостоятельно.

В этом возрасте ребенок способен перенести показанные действия на другой предмет. Например, ребенок в 1 г 2−3 мес. может кормить шарик, надевать носок на руку или причесывать расческой мячик. Смысл и человеческое значение действия еще не выделяются ребенком, хотя общая схема действия отрывается от конкретных предметов. Данный этап является этапом функционального действия и продолжается примерно до 1,5 лет. В этот период активность ребенка возрастает, действия приобретают характер подражания взрослым.

По мнению Л. Н. Павловой ребёнок на втором году жизни способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2−4 разновидностей. Имеет элементарные представления об основных разновидностях (предэталонах) величины, формы, цвета.

В этом возрасте ребенок легко узнает круглый предмет и назовет его мячик, шарик и т. п.; цвета мозайки соотнесёт со знакомыми предметами: оранжевую мозаику соотносит с морковкой или апельсином; белым цветом обозначает снег, зайца и т. д.

В конце второго года жизни предметная деятельность начинает приобретать новые черты: самостоятельность и умелость. Ребенок уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими. В это время существенно возрастает познавательная активность.

3-й года жизни — предметная деятельность процветает, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. В рамках предметной деятельности происходит овладение культурными способами действий с предметами, реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т. е. желание и стремление узнать новое, получить желанный или предсказуемый эффект.

Предметная деятельность включает практическое соотнесение предметов с учетом их свойств, что приводит к появлению перцептивного соотнесения, когда представления об отдельных знакомых предметах становятся «предметными предэталонами». Они начинают применяться в качестве «меры» свойств других предметов.

Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном — например сказав, что яблоко — это неправильный круг.

Поскольку в этот период словарный запас ребенка малоразвит, бесполезно называть детям прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник. Они умеют их только различать, но не называть, Дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т. д. В связи с этим наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм, дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия, типа «такой», «разные», «не такой».

В три года отличительной чертой познания является настойчивость по отношению к достижению результата. Это способствует развитию внимательность, потребности в помощи взрослого, следованию инструкциям и пояснениям, ориентации на новые источники знания о предметном мире, интересе к предмету, об их готовности воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах предметов и стремиться к ее получению из всех возможных источников.

Для достижения результата ребенок начинает ставить цели, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом, «изучить» их внешние свойства и назначение и пр. При этом он, как правило, выделяет только отдельные, резко бросающиеся в глаза признаки. Знакомые предметы становятся для ребенка эсенсорными эталонами, например, треугольные объекты с крышей, красные — с помидором. Происходит переход к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём.

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашами (размещать элементы мозаики в отверстиях панели, аккуратно накладывать детали строительного набора одни на другие, наносить пятна или линии кистью, карандашами и т. д.).

На 3-м году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитие, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.).

Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Поэтому целенаправленность предметной деятельности на данном этапе становится важнейшим ее параметром.

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого. Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается к взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность. Поэтому включенность в общение с взрослым остается важ-нейшим параметром предметной деятельности ребенка.

На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельности, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательнаядеятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая — предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.

К концу раннего детства у ребенка формируются три сенсорных эталона форма, цвет, размер. Результат действия становится наиболее значимым для ребенка. Например, важно стереть со стола, а не просто изобразить движение руки с тряпкой. Появление у ребенка целеполагания, которое предшествует конкретному действию, становится важной вехой в развитии не только его предметно-практической деятельности, но и личности ребенка в целом.

Таким образом, особенностями сенсорного развития в раннем возрасте являются:

  • — ведущее место зрительного восприятия;
  • — восприятие предметов в процессе предметной деятельности;
  • — освоение сенсорных эталонов: цвета, размера, формы;
  • — возрастание целенаправленности, планомерности, управляемости, осознанности восприятия, направленных на результат;
  • — интеллектуализация восприятия в связи с развитием речи;
  • — зачатки игровой деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой