Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Категория воспитания в образовательном пространстве школы должна быть «восстановлена в правах», основным напрвлением воспитания является духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание есть сложный, нелинейный, целенаправленно организованный педагогом-профессионалом процесс восхождения ребёнка к культуре, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Духовно-нравственная сфера человека и народная культура
    • 1. 1. Идея воспитания средствами народной культуры в истории российского образования
    • 1. 2. Проблема духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике
    • 1. 3. Особенности русской народной культуры как педагогического явления
  • Выводы к 1 главе
  • Глава 2. Реализация идеи духовно-нравственного воспитания на традициях народной культуры в современных уело- 68 виях
    • 2. 1. Психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания современных школьников на тра- 68 дициях народной культуры
    • 2. 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния народной культуры на воспитание школьников
  • Выводы ко 2 главе

Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Духовно-нравственный кризис поразил многие социальные институты России, в том числе и образование. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствующей материально-технической и кадровой базы, без теоретического обеспечения не привело к позитивным результатам. Но, пожалуй, наиболее значимым фактором, негативно сказавшимся на развитии современной системы российского образования, стало поспешное копирование зарубежного опыта без знания и учёта своей национальной «почвы». Ориентация учащихся на атрибуты массовой культуры за счёт заметного снижения подлинно культурных, духовных и подлинно национальных ценностей привело к появлению нравственной глухоты, потери способности к сопереживанию, дегуманизации поведения. «В последнее десятилетие русская культура ещё по-новому искажена тлетворным облучением её — через общественные образцы, через каналы информации и через образование, застигнутое в самый момент очищения от идеологии коммунизма, в момент пересоздания. Разложение школьного образования особо губительно: для русских подростков, да и юности постарше, — перестаёт существовать Россия как духовная сущность и как историческое явление. Но без объединяющего национального чувства мы, русские, — особенно при разбросанности наших пространств — рассосёмся, как безликий этнический материал, как аморфная масса. Нам возразят, что это опасно — преувеличивать значение наций, национальной принадлежности. Преувеличивать мы никак не намерены, ибо твёрдо ощущаем выше неё — мерку Неба» (А. Солженицын).

Нельзя не согласиться с такой оценкой нынешней ситуации. Поэтому сегодня просто необходимо обратить взоры в прошлое, чтобы там, в культурной памяти и историческом опыте народа, понять причины нынешнего состояния нравов и найти ответы на волнующие нас вопросы,. Поэтому столь актуальным представляется обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры.

Изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема роли народной культуры в воспитании была и остаётся важной проблемой в трудах целой плеяды русских исследователей (М.В. Ломоносов, А. С. Хомяков, К. Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. И. Водовозов, B.C. Соловьёв, К. П. Победоносцев, С. А. Рачинский, Д. И. Менделеев, И. А. Ильин, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.).

В настоящее время формирование национального сознания и духовной культуры анализируется в трудах исследователей, занимающихся национальным образованием. Вопросы духовности и нравственности постоянно являются предметом обсуждения в русле тематики возрождения национальных школ. Широкое освещение получила данная проблема в работах современных отечественных психологов и педагогов: Е. П. Белозерцева, Г. Н. Волкова, И. Ф. Гончарова, И. Ф. Исаева, Н. Д. Никандрова, В. М. Меньшикова, В. А. Сластёнина, А. Г. Пашкова, В. Ю. Троицкого, А. Н. Ходусова, В.Д. Шадри-кова, М. А. Некрасовой, С. Ф. Ивановой, Ю. И. Юдина и др., а также деятелей Русской православной церкви: Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Митрополита Курского и Рыльского Иувеналия, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, архимандрита Зиновия (Корзинкина) и др. В последние годы вопросы духовности и нравственности особенно часто отражаются в периодической печати (Р.Б. Вендровская, А .Я. Данилюк, И. Ф. Гончаров, В. К. Журавлёв, В. Г. Распутин, А. Н. Солженицын и др.).

Народной культуре, проблемам нравственного воспитания, культуры общения, поведения, духовности посвящены диссертационные исследования Л. А. Черных, Л. Н. Пауковой, Л. И. Чупахиной, М. С. Стародубцевой, Н. И. Пономарёвой и др., где рассматриваются различные аспекты теории духовно-нравственного воспитания и использования традиций народной культуры в решении задач образования и воспитания. Однако, несмотря на многоплановость исследований, проведённых по данной проблеме, решение её не может быть признано окончательным и полным. Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность использования народной культуры в духовно-нравственном формировании современных школьников как на теоретическом, так и на методическом уровнях.

В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска новых подходов к воспитанию, что актуализировало проблему духовно-нравственного и национального воспитания, которое призвано сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции отечественного образования, дав молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности.

В образовательном процессе школы сегодня отчётливо проявляются:

— невыраженность или даже отсутствие духовной компоненты в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса;

— слабая человековедческая направленность учебного процесса, усиление тенденции к его интеллектуализации и прагматизации;

— ориентация на западные и американские ценности, образцы и способы жизнедеятельности;

— обеднённость и примитивизм ценностно-смыслового пространства, в котором развивающаяся личность ребёнка должна совершать «усилие быть человеком».

В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска новых подходов к осмыслению и решению проблем духовно-нравственного воспитания, призванного сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции нашего народа, дать молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности, а самое главное — сформировать способность противостоять злу и творить свою жизнь по законам добра.

Всё это определило актуальность и выбор ТЕМЫ исследования «Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры», ПРОБЛЕМА которого формулируется следующим образом: определить, каковы психолого-педагогические условия и механизмы влияния народной культуры на духовно-нравственное развитие школьников?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — духовно-нравственное воспитание учащихся в современной российской школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс духовно-нравственного воспитания школьников на традициях народной культуры.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработать теоретико-методологическое обоснование содержания и процесса духовно-нравственного воспитания и сформировать понятийный аппарат исследованиявыявить специфические особенности народной культуры как педагогического явленияразработать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной культурыопределить психолого-педагогические условия использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Духовно-нравственное воспитание есть сложный, нелинейный, целенаправленно организованный педагогом-профессионалом процесс восхождения ребёнка к культуре, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов, развитие его духовных сил — разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности к преобразованию себя.

Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания может быть существенно повышена, если: задачи и содержание воспитания будут обусловлены главными смыслами и ценностями народной культуры;

— определены конкретное содержание ценностно-смысловых компонентов народной культуры, их педагогическое значение и механизмы их педагогического функционирования;

— определены и учтены ступени и формы духовной жизни ребёнка в период его обучения в школе;

— определены технологические компоненты духовно-нравственного воспитания учащихся средствами народной культуры;

— в школе будет создаваться духовно насыщенная образовательная среда, стимулирующая потребность приобщения к духовным ценностям, открытия и расширения культурных смыслов.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются принципы историзма, целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связитеоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культурыположение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истокамиоб использовании личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитанияположения философской и педагогической антропологии, аксиологии и культурологии о духовно-нравственных основах развития личности.

МЕТОДЫ И БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании был использован комплекс следующих методов: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературыизучение и анализ процесса духовно — нравственного воспитания учащихся в школепедагогическое наблюдениегрупповые и индивидуальные беседытестированиеанкетированиеанализ сочинений и творческих работпроведение дискуссийпедагогический экспериментвключённое наблюдение. Опытная работа проводилась на базе Гремяченской средней школе Щигровского района Курской области. В экспериментальном исследовании приняли участие 145 детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1995; 1998гг.) — начальный период исследования, в ходе которого осуществлялось теоретическое осмысление проблемы. Он включал изучение и анализ исторической, философской, педагогической литературы, образовательной реальности и потребностей современной школы. Это позволило сформулировать проблему, определить понятийный аппарат и гипотезу исследования, разработать программу собственной работы.

Второй этап (1998;2000гг.) — основной период, в котором определялись теоретико-методологические основания исследования, анализировался и систематизировался изученный материал.

Третий этап (2000;2001 гг.) — завершающий период, в котором обобщались и систематизировались итоги исследования, формулировались общие выводы, подводились итоги опытной работы, происходило окончательное оформление текста диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что:

— на основе философских, культурологических и педагогических идей определены сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания;

— с учётом системно-деятельностного подхода выявлены критерии, механизмы и условия духовно-нравственного воспитания средствами народной культуры;

— теоретически обоснована и экспериментально подтверждена педагогическая значимость традиций русской народной культуры;

— разработана и экспериментально апробирована конкретная технология использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в возможности использования полученных результатов в ходе изучения курсов психологии и педагогики, связанных с вопросами воспитания, при чтении спецкурсов и семинаров, посвященных проблематике русской национальной школы. Разработанная в ходе исследования программа «Возрождение» может быть внедрена в практику работы других школ, она может быть использована в профессиональной подготовке педагогов и в системе повышения их квалификации.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечена совокупностью и научной значимостью исходных методологических и теоретических положенийприменением методов, адекватных цели, задачам, логике исследования и подтверждающих основные выводы диссертацииизучением педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в школедлительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, разнообразием источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения диссертации.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Основу духовно-нравственного воспитания составляет личностно-деятельный подход, обеспечивающий становление личности школьника посредством приобщения его к миру культуры и самореализации в культуре.

2. Народная культура, интегрирующая в себе многообразие проявлений и высших форм человеческого бытия, выступает источником духовно-нравственного развития человека. Педагогический смысл народной культуры заключается и проявляется в её сущностных характеристиках: в формах организации труда и общественной жизнив способах мировосприятияв структуре ценностей и мотивацииспецифических способах самореализации.

3. Традиции народной культуры мы рассматриваем как код, обеспечивающий устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных образцов поведения, ценностей, регулирующих отношения между людьми. Традиции становятся действенным и педагогически верным механизмом передачи народной культуры при соблюдении следующих условий: обусловленности целей воспитания и образования школьника смыслами и ценностями народной культурыотборе содержания воспитания и образования в максимальном соответствии с духовно-нравственными константами народной культурыприоритетности в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язык, отечественную историю, народную культуру и веру, географию своей страны, края, области, регионасоздании и расширении духовной среды образования и воспитаниярасширении и углублении индивидуального сознания ребёнка, формировании ответственности за содержание, характер и основные итоги повседневного существования в единстве с процессом социализациивключении учащихся в различные формы культуротворческой деятельностисоблюдении в любой деятельности преемственности опыта, открытии её человеческих, культурных смыслов и осуществлении на основе принципа соборности и открытости.

4. Уровень духовно-нравственного воспитания школьников определяется совокупностью объективных и субъективных критериев, из которых системообразующим выступает ценностное отношение к другому человеку.

5. Динамика духовно-нравственного воспитания школьников предполагает расширение нравственных представленийпереструктурирование ценностных установок и отношенийосвоение умения строить ценностные отношения с окружающими.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики начального образования КГПУ. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Они были представлены в сборниках региональных и всероссийских научно-практических конференций: «Предмету „Русский язык в школе“ — 200 лет» (Курск, 1997 г.), «Учебные книги К. Д. Ушинского и современная школа» (Курск, 1997 г.), «Фольклор и мировая культура» (Курск, 1998 г.), «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и проблемы современного образования» (Курск, 1999 г.).

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы ко 2 главе.

1. Анализ теоретических источников, опыт педагогической работы позволили определить условия духовно-нравственного воспитания школьников на традициях народной культуры. Эти условия можно выразить в шести аспектах — воспитательном, образовательном, методическом, социально-педагогическом, управленческом и технологическом.

2. В духовно-нравственном воспитании учащихся должны учитываться ступени и формы духовной жизни ребёнка в разные периоды его жизни. Первый этап — ориентация на развитие эмоциональной сферы ребёнка, в котором психологическим механизмом выступает воображение, а основной формойигра. Второй этап основан на стремлении развивающегося ребёнка к постижению смыслов, на проникновении его в сферу смыслов, на овладении этими смыслами и принятии их. Третий этап предполагает сознательный выбор ценностно-смысловых установок, их осознанное переструктурирование, открытие смыслов жизни учащимися. Данные этапы в исследовании соотнесены со ступенями образовательного процесса в школе — начальное, среднее и старшее звено.

3. Национальное воспитание в системе школьного образования успешно реализуется средствами народной культуры. На уровне содержания и технологии образования воспитание на традициях народной культуры реализуется через приоритетность в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язык, отечественную историю, народную культурусоздание условий для сохранения и реализации индивидуальности учителя и ученикаорганизацию диалога в системе отношений: учитель-ученик, ученик-родитель, учитель-родитель, ученик-ученик, учитель-учитель.

4. Из всех возможных подходов к организации жизнедеятельности школы в направлении духовно-нравственного воспитания самым оптимальным является реализация постепенного, последовательного подхода, который предполагает корректировку программ по традиционным дисциплинам, введение в учебный план соответствующих предметов, факультативных курсов (за счёт вариативной части учебного плана), организацию работы кружков, внеклассных и внешкольных мероприятий. Одновременно с этим идет процесс накопления и обмена опыта, укрепление ученического коллектива, развитие индивидуальности школьников, формирование устойчивого интереса учащихся к происходящему.

5. Проведённое нами исследование показало обоснованность постановки и разработки в теории и практике педагогики проблемы духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной культуры. Реализация духовно-нравственного воспитания в процессе освоения народной культуры создаёт условия для развития национальной самобытности, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, родному языку, истории и географии своей страныпредполагает опору на православные традиции и православное сознание народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ истории и теории вопроса и опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

1. Духовность человека во многом зависит от его приобщения к народному интеллектуальному и эмоциональному богатству, исторической и нравственной памяти народа, опыту отношения к общественным ценностям, труду и его результатам, что в совокупности принято называть духом народа.

2. Категория воспитания в образовательном пространстве школы должна быть «восстановлена в правах», основным напрвлением воспитания является духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание есть сложный, нелинейный, целенаправленно организованный педагогом-профессионалом процесс восхождения ребёнка к культуре, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов, развитие его духовных сил — разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности к преобразованию себя. Содержание духовно-нравственного воспитания включает: формирование духовного слоя сознания школьникаценностное отношение к другому человекуспецифическую структуру ценностных ориентаций и идеаловустойчивость нравственных поступков.

3. Основу духовно-нравственного воспитания составляет личностно-деятельный подход, обеспечивающий становление школьника посредством приобщения его к миру народной культуры и самореализация в культуре. Приобщение ребёнка к культуре предполагает открытие и расширение культурных смыслов деятельности, форм познания, форм организации общественной жизни человека и принятие их в качестве личных.

4. Народная культура как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, обусловленный спецификой образа жизни, особенностями традиционного мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа, духовными ценностями, совокупностью отношений людей между собой, к самим себе, к природе, выступает источником духовнонравственного воспитания школьников. В роли своеобразного социально-исторического механизма передачи элементов культуры от поколения к поколению, в качестве особого механизма, способствующего развитию культуры в целом выступают традиции.

5. Разработанная нами модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной культуры предусматривает: в качестве объекта и субъекта воспитания интегральные характеристики личности ребёнка (ценностно-мотивационная направленность личноститолерантность как терпимость к другомусовесть как цельная воля к совершенному, основной источник чувства ответственности, справедливостиширота и действенность нравственных представлений и понятий) — средством духовно-нравственного воспитания выступает народная культура, представленная нами в программе «Возрождение», включающая следующие идеи: история и культура народаисторическая памятьединство Родины, личности и индивидуальностиценности жизни на Земле и всего живогосамоценности человекаценности труда и языка народав качестве главного условия выступает восстановление приоритетов духовно-нравственного воспитания в школе и выстраивание всей жизни школы в соответствии с фундаментальными принципами духовно-нравственного воспитанияусловиями влияния традиций народной культуры на духовно-нравственное воспитание являются: обусловленность целей воспитания и образования школьника культурными смыслами и ценностямиотбор содержания образования и воспитания в максимальном соответствии с духовно-нравственными константами народной культурысоздание и расширение духовной среды образования и включении ближайшего социального окружения детей в их воспитаниерасширение и углубление индивидуального сознания ребёнка, ответственности за содержание, характер и основные итоги повседневного существования в единстве с процессом социализациивключение учащихся в различные формы культур отворческой деятельностиприоритетность в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язык, отечественную историю, народную культуру и веру, географию своей страны, края, области, регионасоблюдение в любой деятельности преемственности опыта, духовности воспитания, укоренённости в народную традицию, принципа соборности и открытостиосновными принципами работы считать: преемственность, укоренённость в народную культуру, духовность, открытость.

6. Прослежена динамика духовно-нравственного воспитания школьников по отдельным интегральным критериям, позволившая выявить позитивные тенденции духовно-нравственного воспитания на основе народной культуры. На основании совокупности объективных и субъективных критериев оказалось правомерным утверждать, что сформулированные нами предположения подтвердились.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1971.
  3. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: ДФ АН СССР, 1968. — 290с.
  4. Ш. А. Антология гуманной педагогики. Ломоносов. М.: Аспект Пресс, 1996.- 268 с.
  5. Ш. А. Антология гуманной педагогики. Толстой. М.: Аспект Пресс, 1997.- 252 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. — 432с.
  7. О.А. Русская национальная школа // Народное образование. 1998. № 9 — 10. — С.133−134.
  8. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985.-247 с.
  9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX веков. М.: Педагогика, 1990. — 317 с.
  10. Н.С. О духовной и культурной традиции русской семьи //Север.-1992. № 3.-С.131−144.
  11. Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания: Искусство воспитания. М.: Молодая гвардия, 1981.-238 с.
  12. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.367 с.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  14. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-288 с.
  15. Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования. / Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово, 1996. С. 73−52.
  16. Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: «Перемена», 2000. — 459с.
  17. Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. М., 1993. — С.10−28.
  18. Е.П. Строить соборно, сообща // Народное образование. 1994. № 9−10. — С.32−38.
  19. Н.А. Православие, исихазм и русский характер. -Нижний Новгород: Наука Пресс, 1993. 46 с.
  20. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 — х тт. — М.: Искусство, 1994.
  21. Бестужев-Лада И. В. Женщина нового века // Наука и религия. -1996. № 3. С. 2.
  22. В.А. Нравственное воспитание: Философско-этические основы. Воронеж: ВГУ, 1990. — 142 с.
  23. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 204 с.
  24. М.В. Русская школа графа Игнатьева // УГ. 1993.17.
  25. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. — 42 с.
  26. Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.-224 с.
  27. П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996. № 10. — С.15−17.
  28. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. Ростов на Дону: РГПУ, 1995. -115 с.
  29. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. — С.29.
  30. Н.С. И свеча бы не угасла.: Исторические портреты. -М.: Просвещение, 1990. -127 с.
  31. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 11. — С. 6−13.
  32. Г. П. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян // Педагогика. 2000. № 7. — С. 54−62.
  33. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск: ГХПУ, 1989.- С. 16−20.
  34. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. — 155 с.
  35. В.Н. Наша русская школа // Русская школа. М.: Роман-газета, 1993. № 1 -С.3−9.
  36. Г. Философия духа. Собр.соч., т.З. М., 1956.
  37. П. «Письма к Евгении. Здравый смысл». М., 1965.
  38. Л.И. Российская культура и мир // Международная жизнь. 1993. № 1. — С. 25−31.
  39. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления в России. Барнаул: БГПУ, 1996. — 376 с.
  40. И.Ф. Школа отживающая и восходящая // Народное образование. 1993. № 5. — С.36−40.
  41. М.М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М.: «Паломникъ», 2000. — 541с.
  42. А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Наука, 1984.-288 с.
  43. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988. 134 с.
  44. Л.Д., Завельский Ю. В. Организация воспитательной работы в школе. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. -79 с.
  45. М.Я. Программа и конспект лекций по курсу «Святоотеческая психология». Новокузнецк, 1999. — 98 с.
  46. Н.П. Традиции и формирование личности. Минск: Миниздат, 1979. — 177 с.
  47. Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца 17 века. М.: «Педагогика», 1989. -237 с.
  48. Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. Ноябрь — декабрь. Полн. собр. соч. Л.: Наука, 1982.
  49. Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л: Наука, 1979. — Т. 19.
  50. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.334 с.
  51. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России.- М.: «Педагогика», 1978.-430 с.
  52. В.В. Опыт православной педагогики. М.: Мысль, 1993.-240 с.
  53. А.Г. К.Д.Ушинский 1824 1870. Биографический очерк.- Ярославское областное государственное издательство, 1949. 212 с.
  54. К.В. К вопросу о методологии исследования духовных традиций // Философская наука. 1973. № 1. — С.7−11.
  55. П.Н. Очерк о русской школе // Педагогика. 2002. № 2,3- С. 52−59, 42−48.
  56. И.А. Путь духовного обновления. Собр.соч. Т.1. М.: Русская книга, 1993. — 452 с.
  57. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — С. 228 246.
  58. Ю.С. Духовные истоки воспитания. М.: Некоммерческий Благотворительный Фонд «Славянский дом у истоков трёх великих рек Волга — Днепр — Западная Двина», 2001. — 120 с.
  59. П.Ф. Новая русская педагогия. Изд.2-е доп. — СПб.: Земля, 1914.- С.32−61.
  60. Ю.А., Шухман Л. П. Игра и воспитание духовной культуры детей и подростков. Кемерово, 1992.
  61. Г. П. Русская национальная школа в свете историко-культурного наследия мира и России. Елец: Русская национальная школа, 1994.-С.22.
  62. В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Из-во Иркутского университета, 1997. — 164 с.
  63. П.И. Педагогические размышления. Национальное воспитание. Опыт православной педагогики. М.: Наука, 1993. — 192 с.
  64. А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск, 1999.-С.15.
  65. И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб.: Земля, 1902.
  66. А.А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. — 234 с.
  67. Н.Н. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981.-64 с.
  68. Леви-Стросс К. Мысли о культуре. Алма-Ата, 1992. — 185 с.
  69. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.-17 с.
  70. П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М.: Просвещение, 1991.
  71. Н.И. Формирование Профессионально-психологической культуры учителя. М.: Изд-во Mill «У. — Курск: Изд-во КГПУ, 2000.-204 с.
  72. .Т. Образование: идеология и политика // Педагогика. -1995. № 4. С.42−43.
  73. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. — 167 с.
  74. Д.С. Культура Руси времён Андрея Рублёва и Епифания Премудрого (конец 14 начало 15 в.). — М.: АН СССР, 1962. — 172с.
  75. Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура // Новый мир. 1994. № 5. — С.7−9.
  76. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Русико, 1993.163 с.
  77. М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.-334 с.
  78. Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. — 96 с. /репринтное издание 1957 г./
  79. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Изд-во «Искусство — СПб», 1994. — 256 с.
  80. В.И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодёжи // Педагогика. 1998. № 5. — С.25−31.
  81. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры //Педагогика. 1999. № 1. — С. 81−86.
  82. В. Опыт приобщения к христианским ценностям воспитания // Педагогика. 1998. № 2. — С. 114−115.
  83. В.В. Внемлите ангельскому пенью. Минск: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 2000. 269 с.
  84. М.И. Дети душа нации // Педагогика. — 1995. № 5. -С.3−10.
  85. Д.О. О русских школьных книгах // ЧОИДР. 1861.1. Кн.4.
  86. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Мысль, 1975.
  87. О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста: Джангар, 1995. 155 с.
  88. Мусин-Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы. Петроград, 1915.
  89. На подступах к риторике: пособие для учащихся 8−10-х классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Мнемозина, 1996.
  90. Я. Что нужно для народного образования в России // Русский педагогический вестник. 1851. № 4.
  91. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 303 с.
  92. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С.18−21.
  93. В.В. Введение в христианскую психологию М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 с.
  94. Л.И. Школа и среда. М.: Мысль. — 1985. — 175 с.
  95. Н.И. Избранные педагогические сочинения. Из трактата «О воспитании и наставлении детей». — М.: Учпедгиз, 1959. 255 с.
  96. В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. -М.: Б И, 1996.-61 с.
  97. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: 1995. С. 332).
  98. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова,
  99. Е.Н.Шеянов и др./ Под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 544 с.
  100. О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995.224 с.
  101. В.Д. Традиции и общество. М.: 1987, 67с.
  102. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
  103. В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М.: Мысль, 1975. — 223 с.
  104. А.И. Пробуждение России: Преодоление неверия и маловерия. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2000.-248с.
  105. Л.А. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях) // Педагогика. 1999. № 6. — С. 109−113.
  106. Православное предание и возрождение России. Материалы Вторых Дмитриевских образовательных чтений // Ростов-на-Дону. 1997. С. 9097.
  107. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы. (В редакции Федерального закона от 13.01.96. № 12-ФЗ) М., 1999.
  108. Е.С. Культура моего народа. М.: ТОО «Интел.-тех.», 1993. — 55 с.
  109. А.С. О народном воспитании // Педагогика. -1999. № 4. -С.78−80.
  110. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  111. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Норма, 1981.
  112. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово, 1996. С.73−83.
  113. Русский учитель // Опыт православной педагогики. М., 1993. С.
  114. Ю.С. История русской культуры: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 336 с.
  115. .В. Книга в России в 11−13 вв. Д.: Наука, 1978. — 208с.
  116. В.Н., Шаоргунов А. В. О церкви, России, нравственном мире. М.: Рарогъ, 1993. — 125 с.
  117. Г. Куда идем? // Народное образование. 1994. № 7. -С.15−19.
  118. И. Народные воззрения на учение и воспитание. СПб., 1896.
  119. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  120. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах 19 в. М.: изд-во АПН РСФСР, 1954. — С.16.
  121. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А. М. Прохорова, М. С. Гилярова и др. -М.: «Советская энциклопедия», 1981.
  122. B.C. Сочинения. В 2 — хтг. — М.: Мысль, 1990.
  123. А.Г. Человек, культура, традиция. В кн.: Традиция в истории культуры. — М.: Высшая школа, 1987. — 134 с.
  124. Л.П. Проблемы целостности личности: Гносеологический аспект. -М.: Высшая школа, 1987. 134 с.
  125. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Просвещение, 1976. 191 с.
  126. Л.В. Родное слово в духовном развитии личности // Советская педагогика. 1990. № 10. — С.32−39, 105−110.
  127. Л.Н. Полн.собр.соч. Т.8. М., 1928−1958. — 330 с.
  128. В.Ю. На путях к духовным источникам: созидающее чтение // Воспитание школьников. 1998. № 6. — С.20−25.
  129. В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. -95 с.
  130. А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. — С. ЗЗЗ335.
  131. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1986. — 368с.
  132. Учебный курс по культурологии / Г. В. Драч, Ю. С. Борцов, А. Н. Ерыгин и др. / Под ред. Г. В. Драча. Ростов н/Д.: «Феникс», 1996.- 576 с.
  133. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 тт. М.: Педагогика, 1974.
  134. К.Д. Пед.сочинения в шести томах. М., 1988.
  135. К.Д. Собр.соч. М.: изд. АПН РСФСР, 1948.
  136. Г. П. Святые Древней Руси / Предисл. Д. С. Лихачёва и А. В. Меня. М., 1990.
  137. Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика.-2000. № 8. -С.35−40.
  138. Философия образования. Сборник научных статей / Под ред. А. Н. Кочергина. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 288 с.
  139. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат. — 1991.
  140. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. С. С. Аверинцева, Э.А.Араб-Оглы и др.- М.: «Советская энциклопедия, 1989.
  141. Е. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову // Народное образование. 2000. № 1. — С. 137−140.
  142. Ф. Национальная школа: пути развития // Народное образование. 2000. № 2. — С. 70−72.
  143. В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. -М., 1959.
  144. В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа. -М., 1997. С.20−21.
  145. В.Д. Философия образования и образовательная политика.-М.: ИЦПКПС, 1993.-336 с.
  146. А.Л. Представление всеобщей истории. М., 1791.
  147. Э. Два вида психологии. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
  148. Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебное пособие для учащихся и студентов. М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. — 456 с.
  149. Comparative Education. Contemporary issues and Friends. UNESCO, London Paris, 1990. P. l 1.
  150. Traite des sciences pedagogiques. T.3. Pedagogie comparee. P., 1972.1. P.ll.
Заполнить форму текущей работой