Формирование коммуникативной культуры подростков в условиях временного детского объединения
Диссертация
Теоретической базой исследования стали концепции социализации личности (В.Г. Бочарова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. А. Петровский, М.И. Рожков), социального закаливания (М.И. Рожков), идеи личностно-ориентированного подхода (Ш.А. Амонашвили, Д. А. Белухин, В В. Давыдов, Р. Каркуфф, К. Роджерс, Л. Рэсс, В.А. Сухомлинский) — концептуальные положения воспитания и педагогической поддержки личности… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. Проблема коммуникативной культуры в современной науке
- Ь> § 2.Сущность коммуникативной культуры личности подростка
- 3. Социально-педагогические потенциалы временного детского объединения в процессе формирования коммуникативной культуры подростков
- ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВДЦ «ОРЛЕНОК»
- 1. Модель процесса формирования коммуникативной культуры подростка в условиях временного детского объединения
- 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры подростка в условиях временного детского объединения
- 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абульхаиова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. //Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. /Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова М., 1989 — 175 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М., 1980 -335 с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций М., 1992 — 128 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать М., 1985 — 448 с.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности СПб., 1995 — 159 с.
- Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре. Дисс. канд. пед. наук Саратов, 1997 -245 с.
- Алексеев Н.Г., Злотник П. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности и область применения. // Вестник высшей школы № 7 — 1987 — С.30−35.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов М., 1996 -348 с.
- Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей. // Вопросы психологии № 5 — 1995 — 112 с.
- Ю.Амонашвили LL1.A. В школу с шести лет. // Педагогический поиск. /Сост. И А. Бажнова — М., 1987 — 246 с.
- Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека М., 1968 — 334 с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Вопросы психологии № 6 — 1986 — С. 21−23.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания JL, 1969 — 314 с.
- М.Андреева Г. М. Социальная психология.2-е изд., перераб. и доп. М., 1988 -432 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала
- XX в. / Сост. П. А. Лебедев М&bdquo- 1990 — 608 с.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности -М&bdquo- 1974 221 с.
- П.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности М., 1976 — 157 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования -М., 1984- 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа М., 1990 — 367 с.
- Афанасьев С.П., Коморин С. В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере М., — 224 с.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса-К., 1982−200 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы М., 1982 -192 с.
- Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сборник научных трудов. / Под ред. Газмана О. С. М., 1989 — 150 с.
- Байбородова Л .В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат дисс. докт. пед. наук Казань, 1994 — 34 с.
- Батшцев Г. С. Социальные связи человека в культуре. // Культура, человек и картина мира. /Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов -М., 1987−176 с.
- Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие Ярославль, 1986 — 80с.
- Бахтин М М. Эстетика словесного творчества М., 1979 — 234 с.
- Бедерханова В.П. Летний дом. концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение Краснодар, 1993 — 61 с.
- Бедерханова В.П. Личностно-ориентированное воспитание в условиях летнего лагеря. // Сборник материалов научно-практической конференции «Образование и творчество» М., 1998 — 110 с.
- Бердяев Н А. Философия свободы: Смысл творчества М., 1989 -С.354−356.
- Бердяев Н А. О назначении человека М., 1993 — 383с.
- Бердяев Н А. Самопознание (опыт философской автобиографии) М., 1991 -448 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы М., 1988 -400 с.
- Берне Р. Развитие «Я" — концепции и воспитание М., 1986 — 420 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии М., 1994 — 400 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век — М., 1990- 413 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы -Кемерово, 1993 -414 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода -М&bdquo- 1973 270 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения М., 1961 -695 с.
- Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии М., 1977 -С.183−204.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Общение и деятельность Прага, 1 981 248 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды М., 1983 — 272 с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности -Л., 1973 -134 с.
- Божович Е Л. Психологические особенности развития личности подростков М., 1979 — 80 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование М., 1968 — 115 с.
- Бондаревская Е В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности Ростов-на-Дону, 1991 — 164 с.
- Бондаревская Е В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие Ростов-на-Дону, 1995 — 172 с.
- Бондаревская Е В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика № 3 — 1999 — С.37−43.
- Бондаревская Е В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика № 4 — 1995 — С.29−36.
- Бочкарева О.В. Дидактические возможности диалога при решении педагогических задач. // Актуальные вопросы методической, психолого-педагогической и специальной подготовки учителя в высшей школе -Кострома, 1991 С.4−7.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение М., 1978 — 215 с.
- Бураков Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (на опыте Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ „Орленок“). Дисс. канд. пед. наук М., 1980 — 251 с.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения М., 1987 — 342 с. 5 5. Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлева М&bdquo- 1988 — 239 с.
- Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл Рига, 1987 — 211с.
- Возрастная и педагогическая психология (тексты). / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта М., 1992 — 272 с.
- Войскунский А. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении М&bdquo- 1982 — 192 с.
- Волохов А., Спирина Л., Журавлев М., Кочергин В., Фришман И. Организационные основы деятельности детского центра. // Народное образование. /' Гл. ред. А. Кушнир № 4−5 — 2000 — 346 с.
- Волохов В В. Вариативно-программный подход к социализацииличности ребенка в деятельности детских организаций. Дисс. канд. пед. наук Казань, 1991 — 156 с.
- Вопросы воспитания: системный подход. / Под ред. Л. И. Новиковой -М&bdquo- 1981 135 с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах М, 1993 — 160 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя М., 1995 — 112 с.
- Вульфов В.З. Семь парадоксов воспитания М., 1994 — 77 с.
- Выбираем свой путь, программы деятельности детских и подростковых организаций. / Сост. А. В. Волохов М., 1992 — 154 с.
- Выготский Л.С. Вопросы психологии детской игры. // Вопросы психологии № 6 — 1966 — С. 38.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М., 1956 -346 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Проблемы развития психики. / Под ред. A.M. Матюшкина М., 1983 — 1987.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философогерменевтики. / Под ред. Б. А Бессонова М., 1988 — 704 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. // Новые ценности образования Вып. 2 — М., 1995 — С. 103.
- Газман О С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. // Новые ценности образования: десять концепций и эссе М., 1995 — С. 58.
- Газман О С Самоопределение // Новые ценности образования Вып. 1 — М&bdquo- 1995 с. 113.
- Газман О С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере М., 1982 -96 с.
- Гегель Г. Философия духа. Сочинения в 10 т. Т.З. М., 1956 — 482 с.
- Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения М., 1906 — 366 с.
- Гиндис Б.Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе (на материале Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ „Орленок“). Дисс. канд. психол. наук М., 1976 — 250 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений М., 1987 — 256 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. Книга для учителя -М. 1990 143 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности М., 1991 -320 с.
- Данилов М.А., Малинин В. Г. Системно-структурные исследования педагогических явлений и процессов. // Советская педагогика № 1 -1971 -С.71−73.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителя и родителей М., 1987 — 207 с.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство М., 1978 — 253 с.
- Доценко И Г. Педагогическое управление временным объединением подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук Ярославль, 1995 — 17 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Л., 1985- 167 с.
- Ершова Л.В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении. Дисс. канд. пед. наук Ярославль, 1995 — 183 с.
- Жинкин Н И. Речь как проводник информации М., 1982 — 157с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении М., 1985 — 104 с.
- Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. // Общение и оптимизация совместной деятельности -М&bdquo- 1987 С.64−78.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения М., 1988 — 64 с.
- Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. -Изд-во АПН РСФСР, 1963 510 с. 91 .Захаров А. И. Методы игровой коррекции. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы Вып.2 — Л., 1974 — С. 195 206.
- Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами М., 1991 — 128 с.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. // Кн. Педагогический поиск. /Сост. Л И. Бажнова М., 1987 — С.363−441.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи Рязань, 1994 — 120 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения М., 1982 — 112 с.
- Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе (материалы международной научно-практической конференции) Кострома- Москва, 2000 — 132 с.
- Кабрин В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности. Дисс. докт. психол. наук-СПб., 1993 -427 с.
- Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа //Системный подход и гуманитарное знание Л., 1991 — С.208−239.
- Каган М.С. Мир общения, проблема межсубъектных отношений М., 1988 — 319 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа -М., 1974 -327с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения М., 1995- 108 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя-М» 1987 190 с.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения -Грозный, 1979 -268 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения М., 1982 -704 с.
- Караковский В.А. Проблемы взаимодействия педагогического и ученического коллективов. Воспитательные функции педагогического коллектива М., 1985 — 154 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса М., 1983 — 85 с.
- Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя. Дисс. канд. пед. и психол. наук Кострома, 1995.
- Кирпичник А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников М., 1984 — 80 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Казань, 1982 — 224 с.
- Князева М М. Субкультура. // Новые ценности образования Вып.1 -М&bdquo- 1995 -С. ИЗ.111.112.113.114.115 116 117 118 119 126 694 363 136
- Ковалев А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания J1., 1958 — 88 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В Н. Психологические особенности человека1. Т.2. Л., 1960 — 304 с.
- Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова — Л., 1987 144 с.
- Коломинский Я.Л. Психология общения М., 1974 — 96 с.
- Коменский Я.А., ЛоккД., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И Г. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин, А Н. Джуринский -М., 1987 413 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности М., 1989 -255 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество М., 1988 — 268 с.
- Кон И. С. Социология личности М., 1967 — 312 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей М., 1982 — 192 с.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании М., 1990 — 493с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание Ростов-на-Дону, 1997 — 144 с.
- Кочергин В Н. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков в деятельности детских организаций. Автореф. дисс. канд. пед. наук Ярославль, 1993 — 38 с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования Минск, 1996 -312 с.
- Краевский В В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя Самара, 1994 -165 с.
- Краткая философская энциклопедия М., 1994 — 576 с.
- Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского М., 1990 — 494 с.
- Краткий словарь по социологии М., 1988 — 285 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. / Сост. и X общ. ред. В. А. Макаренко М., 1995 — 510 с.
- Краткий справочник по педагогической технологии. / Под ред. Н Е. Щурковой М&bdquo- 1997 — 64 с.
- Кричевский Р.Л. Психологические условия эффективности общения педагога с учебным коллективом. // Общение и формирование личности школьника М., 1987 -С.70−90.
- Кроль Л ., Михайлова Е. Человек оркестр: микроструктура общения — М&bdquo- 1993 — 160 с.
- Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения М., 1965 -^ 375 с.
- Крутецкий В.А., Лунин B.C. Психология подростка М., 1965 — 316с.
- Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности М., 1978 — 64 с.
- Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры М., 1994 — 264 с.
- Культурология: Очерки теорий культуры. / Под общ. ред. М М. Князевой М., 1994 — 172 с.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) Ростов, 1985 — 135 с.
- Леви B.JT. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника -М&bdquo- 1991 -256 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение М., 1979 — 46 с.
- Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977- 304 с.
- Леонтьев, А Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии № 9 — 1972 — С.95−108.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981 — 584с.
- Леонтьев, А Н. Личность и деятельность. // Вопросы философии № 5 — 1974 — С.65−68.
- Леонтьев А.Н. Общение как проблема общей психологии. // Методологические проблемы социальной психологии М., 1 978 269 с.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура М., 1961 — 115 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения М., 1986 — 144 с. V
- Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания М., 1983 — 192 с.
- Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии (материалы Всероссийского симпозиума) Кострома, 2000−136 с.
- Локк Д. Мысли о воспитании. Педагогические сочинения. / Под ред. И. Ф. Свидковского М., 1939 — 275 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии М., 1981 — 280 с.
- Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. // Вопросы философии -№ 8 1979 — С. 34−37.4
- Лутошкин, А Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы М., 1978 -159 с.
- Лутошкин, А Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М., 1988 -128 с.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. /УПсихолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. / Под ред. А. А. Бодалева и В. Я. Ляудиса М., 1980 — С.37−52.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. М., 1984.
- Максимова Р А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности. Дисс. канд. психол. наук Л, 1981 — 191 с.
- Маленкова Л И. Человековедение М., 1993 — 207 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности: Тексты М., 1982 -С.108−117.
- Мережковский Д.С. Соч. в 12 т. Т.12-М., 1914 -359 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. / Под ред.
- Е.А. Климова М., 1996 — 448 с.
- Методы педагогических исследований. / Под ред. А. И. Пискунова, П. В. Воробьева М., 1979 — 256 с.
- Молодцова Т В. Процессы социализации, адаптации и дезадаптации личности. Учеб. пособие Ростов-на-Дону, 1998 — 263 с.
- Мудрик А.В. Общение как предмет педагогического исследования. // Проблемы общения и воспитания. 4.1. / Под ред. Х.И. Лийметса1. Тарту. 1974 С.36−59.- 112 с.
- Мудрик А. В, Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих М., 1990 — 191 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. / Под ред В. А. Сластенина М., 1999 — 184 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Учеб. пособие М., 1998 — 420 с.
- Немов P C. Психология. Книга 2. Психология образования М., 1995 -496 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 т. М., 1995.
- Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология ипсиходиагностика -М., 1995 182 с.
- Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу М., 1988- 144 с.
- Никифоров А.Л. Деятельность и свобода. // Деятельность: теории, методология, проблемы М., 1990 — С.330−343.
- Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков С-Пб., 1998- 320 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории -М&bdquo- 1989 -280 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения Л., 1979 — 151 с.
- Ожегов С И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой -М&bdquo- 1988 750 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Пособие для студентов психологических факультетов М., 1995 — 224 с.
- Панченко С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа. Дисс. канд. пед. наук — М., 1989 — 320 с.
- Панченко С.И. Профессиограмма педагога-организатора ВДЦ «Орленок» ВДЦ «Орленок», 1997 — 64 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М., 1971−351 с.
- Педагогика наших дней. / Сост. В. П. Бедерханова Краснодар, 1989 -416 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. М., 1994 -512с.
- Педагогический словарь. В 2-х тт. / Под ред. И. А. Каирова, П. К. Гончарова и др. М., 1960 — 464 с.
- Петерсон И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей. Автореф. дисс. канд.пед. наук-Л., 1984 15 с.
- Петровская Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы. // Общение и1. Уоптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека М., 1987 — 273 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг М., 1989 — 216 с.
- Петровский А.В. Быть личностью М., 1990 — 112 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив М., 1982 -255 с.
- Петровский А.В. Психологические контакты, взаимопонимание, такт. // Воспитание школьников № 6 — 1970 — С.16−20.
- Петровский А.В. Личность в психологии Ростов-на-Дону, 1 996 273 с.
- Пирогов Н И. Избранные педагогические сочинения М., 1952 — 396 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий -М., 1984- 174 с.
- Познай себя. / Авт. кол. под рук. М. И. Рожкова, А. В. Волохова М., ** 1993 — 78 с.
- Поляков С.Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело Ульяновск, 1996 — 136 с.
- Поташник М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации М., 1983 -144 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Самара, 1998 — 672 с.
- Принципы обновления программного обеспечения в учреждения ^ дополнительного образования. / Тезисы и материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20−24 марта 1995 г. СПб., 1995 — 163 с.
- Проблема детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. / Под ред. А. Ю. Гордина, Л.И. Новиковой1. М., 1973 318 с.
- Программа «Лидер». /Авт. кол. под рук. М. И. Рожкова М., 1992 -75 с.
- Программа развития образовательной и оздоровительнойдеятельности ВДЦ «Орленок» до 2000 года: Сборник научно-методических материалов. / Под ред. С. И. Панченко ВДЦ «Орленок», 1998 -95 с.
- Прутченков, А С. Тренинг коммуникативных умений. // Методическая разработка занятий М., 1993 — 47 с.
- Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна -М&bdquo- 1987 -240 с.
- Психология. Словарь М., 1993 — 495 с.
- Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски.
- Сборник научно-практических, проектных и методическихматериалов М., 1999 — 240 с.
- РегушЛ.А. Тренинг педагогической наблюдательности. // Вопросы психологии № 3 — 1988 — С.86−92.
- Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Дисс. канд. пед. наук Ярославль, 1994 — 186 с.
- Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задавал, если бы был учителем. // Семья и школа № 10 — 1987 — С.22−24.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах -Казань, 1987 119 с.
- Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся. // Ярославский педагогический вестник, 1994 С. 16−19.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах -Казань, 1987 119 с.
- Рожков М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. Учебное пособие Ярославль, 1999 — 117 с.
- Розин В.М. Психология и культурное развитие человека М., 1994 -146 с.
- Рубинштейн С Л. Бытие и сознание М., 1957 — 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.
- Рубинштейн С Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. // Психология личности: тексты М., 1982 — С.28−34.
- Руссо Ж.-Ж. Трактаты М., 1969 — 703 с.
- Савинова Л.С. Субкультура Центра дополнительного образования как фактор формирования социального опыта подростков. Дисс. канд. пед. наук Ярославль, 1999 — 172 с.
- Селевко Г. К. Личностный подход. // Школьные технологии № 6 1999 — С. 107−131.
- Селевко Г. К. Самосовершенствование личности. // Школьные технологии № 6 — 1999 — С.28−83.
- Селевко Г. К. Технология саморазвития школьника. // Школьные технологии № 6 — 1999 — С.8−13.
- Сидоренко Е В. Мотивационный тренинг СПб., 2000 — 234 с.
- Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика. инновационнаядеятельность М., 1997 — 224 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов М., 1996 — 384 с.
- Словарь по управлению для руководителей системы образования. / ^ Под ред. О. Ю. Бараева Нижний Новгород: Нижегородский
- Гуманитарный центр, 1997 170 с.
- Словарь русского языка в 4 т. / Под. ред. Е. П. Евгеньевой М., 1986 -736 с.
- Соковнин В.М. О природе человеческого общения Фрунзе, 1974 -395 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников -М., 1986 136 с.
- Социальная психология и этика делового общения. Учеб. пособие ^ для вузов. / Авт. коллектив В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова,
- Н А. Нартов и др. М., 1995 — 160 с.
- Социальная философия. Учебное пособие для студентов, аспирантов и слушателей факультета послевузовского образования М., 1995 -232 с.
- Социальное становление учащихся: из курса «Педагогика личности». / Под ред. М. И. Рожкова Ярославль, 1996 — 72 с.
- Социально-педагогические аспекты воспитания (сборник научных работ аспирантов) Кострома, 2000 — 121 с.
- Спиноза Б. Этика М.-Л., 1932 — 285 с. f
- Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. Проблемы теории и методики развивающего профессионально-педагогического обучения и самообразования. Учебное пособие -Кострома, 1994 107 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая Москва-Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1995 — 29 с.
- Степанов С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества. // Вопросы психологии № 5 — 1991 — С.5−14.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива М., 1981 -192 с.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника М., 1961 — 246 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива М., 1975 — 240 с.
- Тарасевич Н.Н. Культура общения учителя и учащихся. // Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для педагогических специальностей высших учебных заведений. / Под ред. И.А. Зязюна-М" 1989−284 с. Т
- Тезаурус. Новые ценности образования. / Сост. Н. Б. Крылова М., 1995 — 1 13 с.
- Тимонин А.И. Включенность студентов в деятельность временного детского коллектива как способ овладения педагогическим опытом. // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе -Кострома, 1992 -С. 13−18.
- Тимонин А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства. Дисс. канд. пед. наук Ярославль, 1995 — 194 с. f
- Титаренко А.И. Нравственные основы общения М., 1979 — 237 с.
- Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педагогических ВУЗов к профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук М., 1 988 158 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека М., 1969 — 213 с.
- Уманский А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства вподростковых группах. Дисс. канд. пед. наук Казань, 1992 — 134 с.
- Уманский Л.И. Из опыта практической подготовки (тренинга) организаторов. / Социально-психологические проблемы первичногоколлектива Ярославль, 1982 -С.73−75.
- Уманский Л И. Психология организаторской деятельности школьников. Учебное пособие для студентов педагогических институтов М., 1980 — 160 с.
- Уманский Л.И., Лутошкин, А Н. Психология и педагогика работы ^ комсорга М., 1975 — 208 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1974.
- Фантазия + творчество = каникулы. Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. // Под ред. А. В. Волохова М., 1994 — 192 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка М., 1978 — 275 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности М., 1994 -186 с.
- Фестиваль детских общественных организаций «СПО-ФДО 10 лет" — ВДЦ «Орленок», 2000 62 с.
- Фокин В.А., Иванов В. Д. Как провести диспут в школе. // Воспитание школьников № 8 — 1986.
- Фокин В.А., Филонов Г. Н. Личностно ориентированное воспитание. // Профессиональная педагогика М., 1997 — 450 с.
- Фокин В. А. Филонов Г. Н. Личностно ориентированное воспитание. // Профессиональная педагогика М., 1999 — 470 с.
- Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова М., 1991 — 560 с.
- Формирование нового содержания педагогического процесса в условиях временного детского коллектива Самара, 1998 — 60 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990 — 336 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика М., 1993 — 415 с.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества М., 1991 — 190 с.
- Хараш А.У. Личность в общении. // Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека -М&bdquo- 1987 -С.30−41.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Под. ред. А. И. Пискунова М., 1981 — 528 с.
- Хрестоматия по психологии. / Под ред. А. В. Петровского М., 1977- 528 с.
- Часы Ассамблеи-99. материалы специализированной смены «Ассамблея лидеров 99» — М., ВДЦ «Орленок», 1999 — 21 с.
- Чепурных Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций. Автореф. дисс. канд. пед. наук Ярославль, 1997−64 с.
- Чихаев В.П. Культура и техника речи учителя. // Учителю о педагогической технике. / Под ред. Л. И. Рувинского М., 1987 -С.62−87.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности М., 1994 — 320 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах М., 1962.
- Шевандрин Н И. Социальная психология в образовании. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. Учебное пособие М., 1995 — 544 с.
- Шмаков С.А. Деятельность, игра, общение. // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника М., 1983 — 185 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры М., 1994 — 240 с.
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. // Психология личности: тексты М., 1982 — С.55−59.т 278 Щетинин М П. Объять необъятное, записки педагога М., 1986- 176с.
- Щуркова Н Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания) Краснодар, 1993 — 61 с.
- Щуркова Н Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса М., 1994 — 112 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М., 1994- 168 с.
- Эльконин Б Д. Психология игры М., 1978 — 288 с.
- Эльконин Д Б. К проблемам периодизации психического развития вдетском возрасте. // Вопросы психологии № 4 — 1971 — С. 15−16.
- Юриков А.А. Педагогические условия реализации воспитательных возможностей общения в летнем лагере школьников. Дисс. канд. пед. наук Краснодар, 1996 — 142 с.
- Юсупов И М. Психология взаимопонимания Казань, 1991 — 192 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы Самара, 1995 — 328 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология -М., 1996 39 с. т
- Методика диагностики уровня эмоциональной значимости качеств, составляющих коммуникативную культуру личности.
- Респондентам предлагается проранжировать качества в порядке убывания: — в соответствии со степенью привлекательности-- в соответствии со степенью обладания качеством.1. Сдержанность
- Методика диагностики уровня владения знаниями о нормах, правилахкоммуникации.
- Предлагается выбрать наиболее правильный ответ.
- Если Вы встречаете одного и того же человека несколько раз в день, Вы:
- Приветствуете при первой встрече.
- Приветствуете при каждой встрече.3. Не приветствуете.
- При встрече со старшим знакомым Вы:1. Приветствуете его первым.
- Ждете знака внимания с его стороны.
- Стараетесь остаться незамеченным.
- Представьте, что Ваш старший брат работает учителем в школе, в присутствии детей из его класса Вы обращаетесь к нему:1. На «ты», по имени.2. На «вы», по имени.
- На «вы», по имени и отчеству.
- Вы приглашаете своего нового знакомого в постоянную компанию своих друзей. Вы предпочтете.
- Представить нового знакомого и друзей.
- Представить только нового знакомого.
- Не представлять, это создает атмосферу напряженности.
- В ходе дискуссии Вы не согласны с мнением другого. Ваше высказывание.1. «Ваше мнение в корне неверно». 2. «Вы несведущи». 3. «Да, я понимаю вашу точку зрения, но.»
- Вы предпочитаете называть друга:1. Сокращенным именем.2. Уменьшительным именем.3. Полным именем.
- В ответ на оскорбительную реплику со стороны партнера по общению Вы:1. Отвечаете тем же.2. Игнорируете.
- Прерываете контакт и стараетесь в дальнейшем избегать общения.
- Вы предпочитаете общаться со знакомыми на расстоянии:1. 10−15 см. 2. Более 2 м.3. 1−1,5 м.
- Если Вас не устраивает поведение другого при общении с Вами, Вы:1. Делаете замечание.
- Решаете, что Вас это не касается, но сами не отступаете от правил.3. «С волками жить по-волчьи выть». Подражаете партнеру.
- Приветствие рукопожатием возможно в случаях:
- Делового контакта, дружеских отношений между мужчинами женщинами.
- Только дружеских отношений между мужчинами.3. В любой.
- Карта наблюдений по критериям сформированности (инструментальный критерий) коммуникативной культуры подростка.1. Фамилия и имя1. Возраст1. Номер отряда1. Делегация
- Критерии сформированности Место для обозначения
- Отсутствие вербальной агрессии
- Отсутствие физической агрессии
- Дружелюбное приветствие (улыбка, рукопожатие, похлопывание по плечу и так далее)
- Демонстрация умения слушать
- Использование широкого словарного запаса
- Отсутствие негативного оценивания личности собеседника и его поступков
- Адекватное обращение к собеседнику (девочка, мальчик, взрослый, официальное лицо и так далее)8. Проявление такта
- Занятие равной позиции с собеседником или группой (отсутствие позиции авторитаризма)
- Использование адекватных ситуации стилей общения (деловой, официальный, неформальный) 1
- Наблюдатель фиксирует символом * в графе «Место для обозначения» наличие данного проявления или его отсутствие у подростка. Затем эти символы суммируются, и по общей сумме подводится итог.
- Высокий уровень 7 — 10, Средний уровень — 4 — 6- Низкий уровень — 0 — 3.
- Карта наблюдений по критериям сформированности (эмоциональный критерий) коммуникативной культуры подростка.1. Фамилия и имя1. Возраст1. Номер отряда1. Делегация
- Критерии сформированности Место для обозначения
- Проявление заинтересованности и внимательности к собеседнику2. Проявление эмпатии3. Отсутствие агрессивности
- Проявление чувства радости в процессе общения и от его результатов
- Эмоциональная поддержка собеседника
- Стремление к расширению круга собеседников7. Проявление толерантности
- Адекватное эмоциональное восприятие (информации, собеседника, группы)
- Стремление к получению для себя новой информации
- Демонстрация позитивного настроя на общение
- Наблюдатель фиксирует символом * в графе «Место для обозначения» наличие данного проявления или его отсутствие у подростка. Затем эти символы суммируются, и по общей сумме подводится итог.
- Высокий уровень 7 — 10- Средний уровень — 4 — 6- Низкий уровень -0−3.Ж