Введение.
Педагогические условия использования нетрадиционного рисования как средства развития творческого воображения детей 5-го года жизни
В процессе знакомства с разными техниками рисования ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, думает, фантазирует это, значит, включает в поиски творчество. Несомненно, что при обучении детей техническим умениям невозможно обойти изучение техники рисования разноцветными карандашами, кисточкой и красками. Здесь цель, как правило, опережает процесс и реализуется… Читать ещё >
Введение. Педагогические условия использования нетрадиционного рисования как средства развития творческого воображения детей 5-го года жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи считали, что изобразительную деятельность дошкольника нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Н. П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. [16].
Е. А. Флерина заметила многие достоинства детского рисунка. Во-первых, искренность, Эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). 3] Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. 3] Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Ребенок не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все.
Вообще, рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
ь во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
ь во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, в последствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми. Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и по рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребенка. К сожалению, современные методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков.
В процессе знакомства с разными техниками рисования ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, думает, фантазирует это, значит, включает в поиски творчество. Несомненно, что при обучении детей техническим умениям невозможно обойти изучение техники рисования разноцветными карандашами, кисточкой и красками. Здесь цель, как правило, опережает процесс и реализуется в конечном итоге. Монотипия, кляксография, ниткография, например, требует от ребенка данного уровня творческого восприятия, чтобы угадать, найти, узнать образы в полученных кляксах, пятнах.
Здесь дети всегда сталкиваются с нежданными, непредсказуемыми выводами, что обеспечивает интерес и радость от такой деятельности. Они играют рисуючи и рисуют играючи. Когда ребенок рисует, он находится в состоянии психологического комфорта от достигнутого успеха, становится более открытым, потому что исчезает боязнь. После таких занятий ребенок получает высокий эмоциональный заряд.
Объект исследования: Процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: Развитие творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования.
Цель работы: Изучить возможности нетрадиционных техник рисования для развития детского творчества.
Задачи:
- 1. Теоретически обосновать использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
- 2. Изучить особенности творческого воображения детей экспериментальной группы;
- 3. Разработать экспериментальную программу, включающую нетрадиционные техники рисования как средство развития детского творчества.
Гипотеза: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии:
- Ш Создание системной, регулярной работы с детьми;
- Ш Использование нетрадиционных форм рисования.
При проведении работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы по данной теме; графические методы исследования; анализ пед. эксперимента.