Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия развития креативности у обучающихся профильных классов МЧС образовательных учреждений России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективным методом создания условий для профессионального и личностного развития может рассматриваться тренинг. Психология творчества и социально-психологический тренинг соединяются в концепциях тренинга креативности. Современное состояние педагогики и психологии в России вызывает необходимость рассмотрения проблемы формирования и развития креативности на новом теоретическом и методологическом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Анализ современного подхода к понятию интеллект и креативность
    • 1. 2. Анализ существующих теорий интеллекта и креативности
    • 1. 3. Тренинг креативности как метод повышения эффективности учебной деятельности
    • 1. 4. Специфика довузовской подготовки в учебных заведениях силовых ведомств и задачи психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЧС РОССИИ
    • 2. 1. Структурная модель психолого-педагогического сопровождения обучения обучающихся в профильных классах МЧС
    • 2. 2. Разработка методики проведения тренинга развития креативности у обучающихся в профильных классах МЧС
    • 2. 3. Программа педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Анализ диагностики личностных особенностей обучающихся
    • 3. 2. Анализ особенностей самоактуализации у обучающихся
    • 3. 3. Анализ результатов диагностики креативных способностей обучающихся в профильных классах МЧС
    • 3. 4. Результаты корреляционного анализа
    • 3. 5. Основные результаты педагогического эксперимента по оценке качества разработанной методики развития креативности у обучающихся в профильных классах МЧС

Психолого-педагогические условия развития креативности у обучающихся профильных классов МЧС образовательных учреждений России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан является одной из важнейших функций государства. Особое место в системе обеспечения жизнедеятельности граждан, субъектов Российской Федерации занимает структура МЧС.

В последние годы проблема осложняется возрастанием числа чрезвычайных ситуаций, связанных с увеличением количества аварий и катастроф природного, техногенного и социального характера.

Для выполнения сложных задач, стоящих перед министерством, требуются специалисты, способные ориентироваться в различных отраслях деятельности, имеющие знания, умения и навыки достаточные для решения сложного комплекса научных, инженерно-технических, правовых, психолого-педагогических, экономических, экологических, социально-политических и управленческих проблем.

При выполнении задач по ликвидации ЧС от личного состава службы МЧС России требуется мобилизация физических, психофизиологических резервов, готовность к четким и грамотным, высокопрофессиональным действиям, в том числе в экстремальных условиях, связанных с риском и опасностью для жизни и здоровья [11].

В настоящее время возникло противоречие между требованиями к высокому профессионализму сотрудников МЧС России и недостаточной подготовленностью выпускников учебных заведений силовых ведомств и МЧС России к профессиональной деятельности. А в ряде исследований выявлено снижение профессиональной подготовки будущих специалистов и офицеров, из-за ухудшения показателей их личностного развития [140]. Такое положение свидетельствует не только о необходимости повышения качества подготовки будущих офицеров МЧС России, но и низкой эффективностью системы обучения в целом.

С учетом указанных обстоятельств необходимо решать задачу повышения эффективности подготовки обучающихся в учебных заведениях МЧС с целью значительных изменений личностных качеств будущих специалистов, что возможно с использованием современных достижений педагогики и психологии.

Решение этой задачи неразрывно связано с повышением качества довузовской подготовки. Один из путей повышения качества обучениягармоничное развитие личности, синтезирующее в себе развитие не только интеллекта, но и социально-психологическое развитие в общем. Поэтому представляется логичным и естественным обращение педагогики к принципам гуманистической психологии, выдвигающей идеи самоактуализации через творческое развитие личности [172,76], понятие позитивной свободы спонтанного творчества [162].

С развитием рыночных отношений, снижением социальной защищенности, ухудшением исходных личностных показателей поступающих в учебные заведения силовых ведомств возникли новые проблемы, в том числе связанные с ранней профессиональной ориентацией, решение которых не имеет готовых рецептов.

Поэтому, повсеместное внедрение различных видов активных методов обучения в практику подготовки вполне справедливо рассматривается как один из наиболее перспективных способов повышения качества профессиональной подготовки личного состава и эффективности всей системы его подготовки в целом.

Эффективным методом создания условий для профессионального и личностного развития может рассматриваться тренинг. Психология творчества и социально-психологический тренинг соединяются в концепциях тренинга креативности [134]. Современное состояние педагогики и психологии в России вызывает необходимость рассмотрения проблемы формирования и развития креативности на новом теоретическом и методологическом уровне, поскольку считающиеся классикой подходы явно не достаточны для объяснения наблюдаемых явлений и вновь открываемых фактов.

Таким образом, необходимость повышения качества подготовки специалистов МЧС России за счет развития креативности и недостаток разработанности данной проблемы в научно-педагогической литературе определили актуальность темы и ее значимость.

Методологическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие систему использования новых путей профессионального обучения в ОУ МЧС, силовых ведомств и личностного развития, а так же классических подходов в педагогике и психологии. Научно-теоретической базой исследования являются труды:

— по военно-научному направлению, развиваемому B.C. Артамоновым, A.B. Барабанщиковым, А. П. Блиновым, О. Ю. Ефремовым,.

A.B. Лаврентьевым, Я. Я. Юрченко, Н. Г. Винокуровой и др.;

— системному подходу, как общенаучному приложению законов (методологическому принципу) в гуманитарной и других научных сферах Э. В. Ильенкова, Г. Е Журавлева, Б. Ф. Ломова, Л. Т. Турбович, Г. П. Щедровицкого, С. А. Шрейдера, У. Р. Эшби;

— акмеологии: Б. Г. Ананьева, Е. С. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, Г. С. Никифорова, Л. С. Узуна;

— теории функциональных систем П. К. Анохина, позже развиваемой К. К. Платоновым и др., а также психологической «теории установки» Д. Н. Узнадзе;

— системно-педагогическому направлению, в том числе в системе МЧС, развиваемому С. И. Архангельским, Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько,.

B.М. Блиновым, Л. Б. Ительсоном, Е.С. Заир-Беком, А. Г. Молибог, В. Н. Садовским, Э. Г. Юдиным и др.

— психологии развития личности, в основе которых лежат работы таких авторов, как А. Маслоу, Р. Мей, Г. Кнеллер, К. Изард, В. И. Кабрин, что позволяет соблюдать принципы открытости новым формам опыта и творческой коммуникации.

Гипотеза исследования состоит в следующем:

1. Психолого-педагогическими условиями развития креативности у обучающихся профильных классов МЧС являются: психолого-педагогическое сопровождение обучения, проведение тренинга развития креативности и установление эффективных межпредметных связей педагогики, психологии и других дисциплин.

2. Реализация этих условий позволит повысить показатели обученности.

Цель настоящего исследования состоит в повышении эффективности подготовки обучающихся в профильных классах МЧС России за счет разработки и реализации психолого-педагогических условий развития креативностив в довузовский период.

Объектом настоящего исследования являются психолого-педагогические условия профессиональной подготовки обучающихся в профильных классах МЧС России.

Предметом настоящего исследования является развитие креативности как эффективного метода повышения обученности в профильных классах МЧС России.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены и решены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам развития креативности и применения в образовательном процессе тренинговых технологий и выделить психолого-педагогические условия развития креативности в профильных классах МЧС России.

2. Сформировать модель психолого-педагогического сопровождения с учетом особенности дивергентного мышления обучающихся профильных классов МЧС России.

3. Разработать методику проведения тренинга развития креативности обучающихся в довузовских учебных заведениях МЧС России.

4. Провести опытно-эксперементальную работу по исследованию психолого-педагогических условий развития креативности у обучающихся профильных классов МЧС образовательных учреждений России.

5. Разработать практические рекомендации по реализации и применению тренинга развития креативности.

Основные научные результаты, выносимые на защиту:

1. Психолого-педагогические условия развития креативности у обучающихся в профильных классах МЧС России.

2. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебном заведении МЧС, учитывающая особенности системы обучения, возможность классифицировать обучающихся и диагностировать уровень развития профессионально важных качеств (ПВК).

3. Методика развития креативности у обучающихся в профильных классах МЧС, включающая в качестве основного элемента тренинг.

4. Разработанные практические рекомендации по проведению тренинга по результатам экспериментальной проверки.

Научная новизна. Впервые в педагогической литературе определены условия развития креативности у обучающихся в профильных классах МЧС и построена модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в довузовском учебном заведении МЧС России, позволяющая классифицировать обучающихся и диагностировать уровень развития ПВК. В соответствии с этим разработана методика проведения тренинга развития креативности у обучающихся, применяющая психологический и педагогический инструментарий в решении проблем обучения.

Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке теоретической основы методики проведения тренинга развития креативности у обучающихся в профильных классах МЧС России, базирующейся на основе модели психолого-педагогического сопровождения обучения, которая является частью общей теории управления и расширяет границы ее применения, в том числе и для таких социальных систем, как учебные заведения силовых ведомств России. Практическая значимость диссертации:

— теоретические результаты доведены до уровня практического применения в виде разработанных программ тренингов;

— данные результаты позволяют повысить уровень обучения;

— разработаны практические рекомендации по применению методики тренинга;

— основные научные результаты внедрены в практику процесса обучения в профильных классах МЧС, что подтверждается актом внедрения и публикациями в научных изданиях.

Достоверность результатов исследования обусловлена корректным применением методов исследования, а также согласованностью теоретических положений с данными проведенного педагогического эксперимента.

В работе применялись такие методы исследования, как теоретические (анализ, моделирование), эмпирические (эксперимент, тестирование, наблюдение) и статистические — обработка и анализ данных — педагогического эксперимента.

Проводилась экспериментальная апробация методики развития креативности, центральным звеном которой является моделирование открытых творческих ситуаций.

Первичные показатели по использованным в работе тестам подсчитывались в стенах для методик Р. Кэттелла, в процентах — для САМО АЛ (самоактуализации), средних значениях — для теста дивергентного мышления.

Апробация работы. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались в течение всего времени выполнения исследования с 2005 по 2009 г.

Научные результаты внедрены в учебный процесс профильных классов МЧС ОУ № 91 г. Санкт-Петербурга, что подтверждается актом внедрения.

Основные научные положения и результаты диссертации рассматривались на межвузовских и международных научно-практических конференциях в период с 2005 по 2008 год, опубликовано 10 статей и тезисов докладов на конференциях, из которых 3 статьи в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.

Проведённый в рамках диссертационной работы педагогический эксперимент по оценке качества разработанной методики развития креативности дал основание сделать следующие выводы:

1. В структуре методики выделено направление применения компонентов психологического обеспечения. Его построение соответствует принятым в кадетской школе ведущей концепции и последовательности этапов обучения. Новыми элементами методики являются выбор способа контроля знаний (в виде фронтального письменного опроса на каждом занятии) и организации выполнения практической работы (в виде жёсткой последовательности действий преподавателя и курсантов). Результаты сравнительной оценки позволяют преподавателю оценивать по числовой шкале качество выбранного компонента психолого-педагогического сопровождения и прогнозировать результаты обучения. Достоверность и обоснованность теоретически рассчитанных показателей качества подтверждена в ходе педагогического эксперимента.

2. Теоретическое обоснование и практическая разработка методики позволили, с одной стороны определить состав факторов психолого-педагогического сопровождения, варьируемых в ходе педагогического эксперимента, с другой стороны — выбрать способ измерения отклика педагогической системы. Доказана необходимость проведения текущего контроля знаний курсантов профильных классов МЧС в форме письменного опроса с выбором правильного варианта ответа и текущего контроля навыков в форме проверки выполнения каждым обучаемым практической работы на всех практических занятиях.

3. Педагогический эксперимент позволил установить зависимости между результатами обучения и разработанной методикой развития креативности, оценить показатели его качества. Оценка качества методики основывается на сравнении данных, зафиксированных в одинаковых по составу группах экспериментальных и контрольных классов. Критериями качества обучения в экспериментальных классах выбраны не традиционно используемые баллы, а количество (в %) курсантов усвоивших знания, освоивших навыки на заданном уровне. Достоверность оценки качества методики обеспечивается репрезентативностью выборки, качественной однородность обучаемых, соблюдением условий уравнивания и варьирования исследуемых факторов.

4. Проведённый эксперимент основан на использовании двух ведущих способов исследований — наблюдения и оценивания. Результаты наблюдений (в стандартизированной включённой форме) фиксировались в специально разработанных таблицах. Достигнутая степень их обобщения и систематизация позволила подтвердить ранее сформулированные основные выводы относительно методики развития познавательных психических процессов. Наиболее ответственная исследовательская операция совмещение результатов педагогического оценивания знаний и навыков курсантов с данными педагогических наблюдений была подвергнута троекратной проверке.

Результаты проверки обусловлены объективностью, надёжностью и достоверностью измерений и выводов, полученных на основе их интерпретации, подтверждают гипотезу о том, что использование тренинга креативности в ходе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в профильных классах МЧС образовательных учреждений России повысит показатели обученности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основная цель данной работы состоит в повышении эффективности подготовки обучающихся в профильных классах МЧС России за счет разработки и реализации психолого-педагогических условий развития креативности в довузовский период.

Решение поставленных в работе задач осуществлялось путем комплексного исследования, включавшего: теоретический анализ проблем структуры мышления, изучение влияния коммуникативного тренинга креативности на эффективность учебной деятельности обучающихся в профильных классах МЧС и проведения педагогического эксперимента с использованием статистических методов корреляционного анализа. Эффективность апробирована в экспериментальной группе. Данные, полученные в этой группе мы сравнивали с результатами данных контрольной группы.

Материалы экспериментальных исследований, приведенные в настоящей работе, посвящены решению актуальной научно-практической задачи педагогики — повышению эффективности обучения за счет разработки и внедрения методики развития креативности.

По результатам нашего исследования сформулированы выводы, связанные с решением задач исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам применения в образовательном процессе тренинговых технологий, развития креативности, интеллекта и дивергентного мышления позволил определить теоретические основания для изучения проблемы и рассмотреть наиболее известные подходы и модели структуры интеллекта и креативности.

Показано значение таких видов мышления, как конвергентное и дивергентное, в различных видах деятельности. Особо отмечено значение дивергентного мышления в процессе подготовки к деятельности сотрудников МЧС, включая довузовскую подготовку. Так как дивергентное мышление лежит в основе креативности как личностной способности.

Изучение современных методов обучения позволило нам остановиться на тренинговых технологиях как наиболее эффективном способе обучения навыкам развития креативного мышления.

Теоретическое обоснование и разработка тренинга развития креативности позволили в проведенном исследовании перейти к обоснованию выбора способа контроля знаний и навыков как отклика педагогической системы на психологическое воздействие, применяемое к обучающимся профильных классов МЧС России.

2. Выявлены психолого-педагогических условия развития креативности у обучающихся в профильных классах МЧС России, такие как психолого-педагогическое сопровождение обучения, проведение тренинга развития креативности, установление эффективных межпредметных связей педагогики, психологии и других дисциплин.

3. Сформирована модель психолого-педагогического сопровождения с учетом особенности дивергентного мышления обучающихся профильных классов МЧС России, которое включает в себя такие параметры, составляющие ядро креативности, как гибкость, оригинальность, беглость мышления, хорошие познавательные способности.

4. Разработана методика проведения тренинга развития креативности обучающихся в довузовских учебных заведениях МЧС России, которая базируется на модели психолого-педагогического сопровождения. Теоретическое обоснование и разработка тренинга развития креативности позволили в проведенном исследовании перейти к обоснованию выбора способа контроля знаний и навыков как отклика педагогической системы на психологическое воздействие, применяемое к обучающимся профильных классов МЧС образовательных учреждений России.

Доказано, что наиболее объективную оценку тренинга можно получить с помощью специально разработанных анкет. На подготовительном этапе педагогического эксперимента были разработаны: перечни контрольных вопросов по каждой теме занятийконтрольные тесты по каждой теме практических работорганизационно-методические рекомендации по проведению контроля в виде фронтального письменного опроса обучающихся на каждом практическом занятии.

2. В ходе статистического анализа полученных в эксперименте данных эмпирическая гипотеза о том, что психолого-педагогическими условиями развития креативности у обучающихся профильных классов МЧС являются: психолого-педагогическое сопровождение обучения, проведение тренинга развития креативности и установление эффективных межпредметных связей изучаемых дисциплин, а реализация этих условий позволит повысить показатели обученности, полностью подтвердилась.

Так же результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие практические рекомендации:

1. Разработанную в диссертационном исследовании методику проведения тренинга развития креативного мышления следует применять для повышения эффективности довузовской подготовки обучающихся в профильных классах МЧС.

2. Разработанную модель психолого-педагогического сопровождения обучения в профильных классах МЧС России использовать в образовательных учреждениях МЧС России, что позволит активно участвовать в развитии ПВК будущих специалистов МЧС.

3. Издать методическое пособие, предназначенное для деятельности педагогов и специалистов.

4. Материалы и результаты исследования можно использовать в процессе подготовки и повышения квалификации преподавателей учебных заведений МЧС и силовых ведомств.

5. Разработанную в диссертации модель психологго-педагогического сопровождения и методику проведения тренинга развития креативности возможно применять в различных учебных заведениях: профильных образовательных учреждениях МЧС России и силовых ведомств, кадетских корпусах, школах, колледжах и вузах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996.
  2. С.А., Бухштабер В. М., Енюков И. С. и др. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. -607 с.
  3. М.К., Козлова В. Т. Что нужно знать учителю о психологических особенностях учащихся //Школа и производство. 1989, № 6
  4. A.A. Современная психотерапия Текст.: Курс лекций / A.A. Александров. СПб.: Акад. проект, 1997. — 333,[2] е.: ил.- 22 см. — В конце кн. авт.: проф. A.A. Александров. — Библиогр.: с. 324−328. — 5000 экз. — ISBN 57 331−0103−2.
  5. A.A. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах Текст.: автореф. дис.. канд. психолог, наук: Л., 1984. — 24 с.
  6. .Г. Психология педагогической оценки. Л.: Вперед, 1935. — 146с.
  7. Ю.Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1,2. -318 с.
  8. П.Артамонов B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательных учреждениях: контроль и управления. Монография. СПб.: СПбА МВД России, 1997. 140 с.
  9. О.Н., Глухарева A.B. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 1.
  10. М.Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков Текст. / С. Д. Арзуманян. Ереван: Луйс, 1980. — 254 е.- 21 см. -500 экз.
  11. B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. -СПб.: СПбЮридич. институт МВД РФ, 1995. 213с.
  12. Ю.Д., Войскунский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. 1983. № 2.
  13. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989 -560с.
  15. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.
  16. Ю.Г. Педагогическая система оценки социально-психологического состояния учебных коллективов в вузах МЧС России. Автореф.дисс. докт.пед.наук. СПб., 2005. — 35 с.
  17. A.B., Вереникина И. М., Узикханова Б. Н. Психологические особенности включения детей в коммуникационную среду// Психологический журнал. 1994. Т.14. № 4.
  18. О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации. Диссертация канд. пед. наук: 13.00.01 Ставрополь, 2005 191 с.
  19. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. № 5.
  20. Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание Текст. / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М.: Знание, 1979. — 96 е.- 16 см. — (Новое вжизни, науке, технике- 1979/12. Подписная научно-популярная серия «Педагогика и психология»). 172 820 экз.
  21. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000−300 с. N
  22. A.B. Психология мышления и кибернетики. — М.: Мысль, 1970.
  23. М. Психология продуктивного мышления, М.: Прогресс, 1987.
  24. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  25. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. Под ред. Носова H.A. М., 1997.
  26. В.М., Чигирев В. А. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗах.- Воениздат, 1988.- 271с.
  27. Л.С. История развития высших психических функций// Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
  28. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
  29. Л.С. Динамика и структура личности подростка // В кн. Хрестоматия по возрастной психологии. -М.: ИПП, 1996. С.232−237.
  30. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. -М.: Изд-во МГУ, 1988.
  31. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка
  32. Хрестоматия по возрастной и педагогическом психологии. М.: МГУ, 1981. — с.97−101
  33. П.Я. О методе поэтапного сформирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981.-с. 97−101
  34. Ю.Б. Курс развития творческого мышления. СПб.: ГП «Иматон», 1998.
  35. Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.
  36. A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России. Монография. СПб.: СПб институт ГПС МЧС России, 2004.- 182 с.
  37. A.JI. Психология: личность, творчество, регуляция состояний Текст. / Пособие для творч. вузов, учреждений искусства и культуры. В 3 ч. Ч. 1: Общая психология. М.: NB Магистр, 1993. — 119,1. е.- ил.- 20 см. -1000 экз.
  38. Дел ob С.А., Камышев A.A., Кушелев Ю. Ф. О корреляционной зависимости показателей некоторых интеллектуальных тестов //Материалы всеармейского учебно-методического сбора. М.: ВПА, 1990. — С. 24−25.
  39. О.В. Страх пред компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  40. Т.В. О некоторых методах обучения и воспитания. Сб. статей Текст. / Под ред. Т. В. Драгуновой и E.H. Кабановой Меллер.- Академия пед. наук. Ин-т психологии. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959.112 е.: ил.- 22 см. — 10 300 экз.
  41. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
  42. И.В. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. Текст. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. Отв. редакт. И. В. Дубровина. Киров: ЭННОМ, 1991.- 93 е.: ил- 20 см. — 40 000 экз. — ISBN 587 668−002−8.
  43. М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей // Вопросы психологии. 2000. № 1.
  44. Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников.
  45. О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики курсантов. СПб., 2006.
  46. М.И. Эффективность процесса обучения в высшей школе. JL: Изд. ВВМУЗ, 1985. — 189с.
  47. М.И. Основы управления процессом обучения с учётомактивизации человеческого фактора. Л.: Изд. ВВМУЗ, 1987. — 146с.
  48. В.П. Психология воли. СПб.: Питер Ком, 2000 — 512с.
  49. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 512с.
  50. Инструкция по организации и проведению приёма в суворовские, нахимовские, военно-музыкальные и кадетские корпуса. Приложение 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 25.- М.: Воениздат, 2001. -12с.
  51. И.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
  52. В.Н. Психологические проблемы разработкт пользовательских интерфейсов // Психологический журнал. Т. 13. № 5. 1992.
  53. М.Г. Быстрые статистические вычисления. М.: Статистика, 1979. -68 с.
  54. Краткий психологический словарь. Мн.: «Хэлтон», 1998.
  55. Н.И. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе. — В сб.: Психология. Вып. 16: Психологические проблемы социальной психологии. Минск: Нар. асвета, 1979, с. 151-—156.
  56. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения Текст. / М. Ю. Кондратьев. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 336 е.- 21 см. — 10 000 экз. — ISBN 5−89 395−038−0.
  57. М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков юношей Текст.: автореф. дис. канд. психолог, наук: 19.00.07 / Михаил Юрьевич Кондратьев.- М., 1983. 28 с. — Библиогр.: с. 28 (5 названий).
  58. , М.Ю. Слагаемые авторитета Текст. / М. Ю. Кондратьев. М.: Знание, 1988. — 78, [2] е.- 16 см. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология, Вып. 4). — 166 641 экз.
  59. A.M., Федоров A.A., Житницкий М. И. Психолого-педагогические основы системы управления качеством обучения и формирования профпригодности. Л.: ВВМУ им. М. В. Фрунзе, 1982. -202с.
  60. H.H. Психологический мир. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М. Воронеж, 1996.-331с.
  61. Лангмейер, Йозеф. Психическая депривация в детском возрасте Текст. / Йозеф Лангмейер- пер. с чеш. Г. А. Овсянникова. Прага: Авиценум. Мед. изд-во, 1984. — 334 е.: ил.- 24 см. — Библиогр.: с. 315−324.- 3500 экз.
  62. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584с.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304с.
  64. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971.-39с.
  65. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-444с.
  66. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
  67. Г. М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы. Дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.01 Ижевск, 2005. 153 с.
  68. А. Мотивация и личность. М.: Изд-во «Питер», 1998. — 468с.
  69. В.Н. Военно-профессиональная направленность и методы ее оценки // ППО в военно-учебные заведения. Материалы всеармейского учебно-методического сбора. М.: Воениздат, 1988. С.155−162
  70. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Изд-во ПГПН, 1971.-248с.
  71. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.
  72. Г., Мелхорн Х.-Г. (1989). Гениями не рождаются. М.: Педагогика, 1989.
  73. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Педагогика, 1985.
  74. Методические указания по организации и проведению профессионального психологического отбора кандидатов из числа офицеров на учебу в высшие военно-учебные заведения МО РФ /авт. Боченков A.A., Маклаков А. Г., Чермянин C.B. и др. М.: Воениздат, 2000. -51с.
  75. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
  76. Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М.: Педагогика, 1991.
  77. Одарённые дети. Общ. ред. Бурменский Г. В. М.: Прогресс, 1991.
  78. , A.B. Быть личностью Текст. / A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1990. — 110 е.: ил.- 16 см. — (Б-чка Дет. энцикл. «Ученые -школьнику» / Редкол. И. В. Петрянов (гл. ред.) и др.). — 200 000 экз. — ISBN 57 155−0156−3.
  79. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И. А. Каиров /глав, ред./, Ф. Н. Петров /глав, ред./ и др. Т.З. М.: «Сов. энциклопедия», 1966. -880с.
  80. K.K. Проблемы способностей. M.: Наука, 1972.- 258 с.
  81. Положение о группе профессионального психологического отбора военно-учебного заведения Министерства обороны СССР. М.: Воениздат, 1988. -14с.
  82. Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
  83. Пособие по применению личностного опросника Р. Кэттелла. Под ред. Руковишникова A.A., Соколова М. В. Ярославль: МПЦ «Психодиагностика», 1992.
  84. A.M. Подросток в учебнике и в жизни Текст. / A.M. Прихожан, H.H. Толстых М.: Знание, 1990. — 79, 1. е.: ил.- 17 см. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология. Вып. № 5). — 158 676 экз. — ISBN 507−791−2.
  85. А.О., Сережкина А. Б. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 3.
  86. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 104с.
  87. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Ред. Пономарёв Я.А.-М.: Наука, 1990.
  88. М.А. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию психологической информации в профессиональной деятельности. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Елец, 2005 185 с.
  89. JI.B. Мышления в проблемном обучении. М.: ЦОЛИУВ, 1990.
  90. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.
  91. Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом. / Под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркач, Л. Г. Лаптева — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001 640с.
  92. A.A. Психология и педагогика Текст.: Учебное пособие для вузов / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб. и др.: Питер, 2002. — 432 е.: ил.- 24 см. — (Серия «Учебник нового века»). — Библиогр.: с. 432. — 4500 экз. -ISBN 5−272−266−0.
  93. Т. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 132−140.
  94. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  95. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  96. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  97. Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 50. М.: Воениздат, 2000. — 68с.
  98. Савельева Н. Г Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 — 572с.
  99. Сидоренко.Л.В Методы математической обработки в психологии.-С.-Пб.- ООО «Речь», 2004.-350с.
  100. А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: Гринго, 1996.
  101. A.A. Произвольное и непроизвольное запоминание // Хрестоматия по общей психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.
  102. Романова. M.: МГУ, 1979. — с. 216−225
  103. A.A. Психология запоминания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, •1948. —328 с.
  104. Солсо P. JL «Когнитивная психология». «Пер. с англ. «М., Тривола, 1996.
  105. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -JL: Изд. Ленингр. ун-та. 1972. 429 с.
  106. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982.-206с.
  107. .М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методах их определения Текст. / Б. М. Теплов. -М.: Наука, 1964. 11 е.- 20 см. — (VII Международ, конгресс антрополог, и этнограф, наук. Москва, авг. 1964 г.).
  108. А. Психология творчества. 1998
  109. O.K., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. № 3.
  110. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
  111. O.K., Бабакин А. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  112. Е. Психодиагностика творческого мышления // Школьный психолог. 2001. № 45.
  113. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 188 е.- 21 см. — (Образование. Педагогические науки. Дидактика). — Библиогр.: с. 180−189. — 40 000 экз. — ISBN 5−7155−0285−3.
  114. К.Д. Проект учительской семинарии. — Соч. М.—Л.: Изд-во АПН СССР, 1948, т. 2, с. 513—553.
  115. Л.Н. Развитие внимания взрослых: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 24 с.
  116. Формирование личности в переходный период от подросткового кюношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987.
  117. Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989.
  118. Ю.В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 3.
  119. Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1996.Т.17.№ 2.
  120. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997.
  121. М.А. Психология интеллекта. СПб, Питер, 2002 — 264с.
  122. Хрящева, Петровская JT.A. Социально педагогический тренинг с подростками., Мск., 2003.
  123. ШТУР-2 — Школьный тест умственного развития. Версия 2.0. Руководство по работе с тестом. — Москва-Обнинск, 1998.
  124. Штерн. Психология .//изд.М., 2000
  125. А.К., Иванов A.B., Травина A.A. Педагогические основы психологической подготовки будущих офицеров ВМФ // Сборник научн.-метод. статей / Науч.-исслед. лаборат. псих.-пед. службы ВМУЗ. СПб., 2007. (0,44/0,15 пл.).
  126. В.А. Обучение, как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988. — 160с.
  127. A.B. Психологическое обеспечение подготовки курсантов высших военных учебных заведений. СПб, СПб ВМИ, 2004 — 286с.
  128. A.B. Динамика формирования профессиональной направленности курсантов высших военных учебных заведений и силовых ведомств. СПб.: СПб ВМИ, 1999. — 1 Юс.
  129. A.B., Травина A.A. Психолого-педагогическое сопровождение обучения воспитанников НВМУ // Теория и практика профессионального психологического отбора во ВМУЗ: Материалы VI науч.-метод. сборов
  130. Сборник научн.-метод. статей / Науч.-исслед. лаборат. псих.-пед. службы ВМУЗ. СПб., 2007. (0,35/0,22 пл.).
  131. A.A. «Обоснование методики проведения тренинга развития креативности у воспитанников НВМУ». Отчет НИР «Качество-7». СПб., СПб ВМИ-МКПВ- 2006 -17с.
  132. A.A., Клеков В. А. Методическое пособие для работников сферы соцзащиты населения.// Психологический тренинг в системе профилактики безнадзорности. СПб.2006 27с.
  133. A.A., Клеков В. А., Организация культурно-досуговой деятельности в системе реабилитации отделов соцзащиты населения // Сборник научно-методических материалов. С-Пб., Изд.Тускарора., 2007 — 0,6с.
  134. American Psychological Association, Principles for the validation and use of personel selection procedures. Washington, DC, АРА Divisional of Industrial/Organisational Psychological, 1980. — 148 c.
  135. M. «Practice of development of humans resurs». — M., 2004, c. 453
  136. Alice F. H. Experimental psychology / Alice F. Healy, Robert W. Proctor, vol. ed. XIX, 712 c. — ISBN 0−471−39 262−6.
  137. Aron, A. Statistics for psychology / Arthur Aron, Elaine N. Aron. 3rd ed. -Upper Saddle River (N.J.): Pearson education intern., cop. 2002. — XXI, 710 c., 2. л. табл.: ил.- 25 см. — Библиогр.: с. 687−695. — ISBN 0−13−122 901-X.
  138. Blankstein К. Self control and self modification. -N.Y., 1982. 138 c.
  139. Bharuch-Reid R. P. Disorgation — Organisation and Cognetive Motiwation — Brit. I. Psychol., 1961, vol. .12.
  140. Bobco P. An analisis of correlation corrected for attenuation and range restriction // J. of Applied Psychology. -68. p.583−589.
  141. Borman W.C. An empirical construct validity approach to studying predictor job perfomans links // J. of Applied Psychology. 65. — 1980. — p.622−671.
  142. Child development / Ed. by Neil J. Salkind. New York etc.: Macmillan ref. USA, cop. 2002. — XXV, 487 е.: ил., 29 см. — (The Macmillan psychology reference series). — Библиогр. в конце ст. — ISBN 0−02−865 618−0.
  143. Cronbach L. Essentials of Psychological Festing. — USA, 1960, vol. 330.
  144. Ghiselli E. E. Dimensional Problem of Eriteria. — I. of Applied Psychologie, 1956, vol. 4, p. 1.
  145. Green D., Swets I. Signal Detection Theoryadn Psychophysics. N 1, 1966.
  146. Fromm, E. Escape from freedom. -New York: Rinehart, 1947
  147. Hinsley, Hayes, and Simon.-AM -1977
  148. Lazarus R. S., Deese G., Osier S. R. The Effects of Psychological upon Performance. Psychol Bull, 1952, vol. 9.
  149. Lehti Uryo. On the Use of Psychological in the Selection of Pilots Reports from the Psychological Institute. —Helsinki, 1949.
  150. Lewin K. Time Perspective and Morale. In. Civilian Morale. — N. J., 1942.
  151. Myers, David G. Social psychology / David G. Myers. 7th ed. — Boston etc.:
  152. McGraw Hill, cop., 2002. 813 с. разд. паг.: ил., цв. ил.- 26 см. — Библиогр. и указ. в конце кн. ISBN 0−07−241 387−5.
  153. Millon Т. Personality and social psychology / Theodore Millon, Melvin J. Lerner, vol. ed. XIX, 668 е.: ил. — ISBN 0−471−38 404−6.
  154. Miinsterberg G. Psychotechnik. — Leipzig, 1914.
  155. Rogers, C.R. Person or science? // American Psychological -1955, 10 -.267 278
  156. Schmidt F.L., Hunter J.E., Urry V.W. Statistical power in criterion-related validity studies // J. of Applied psychology. 1976. — 61. — p.473−485.
  157. Simon B. Intellegence, Psychology and Education.-L., 1978.
  158. Sparks C.P. Job analisis // K.M.Rowland and G.R.Ferris (eds), Personell managament. Boston, Allyn and Bacon, 1982.
  159. Strollo M. Selection psyhologique du personel nawigant. 2 congresso Mondiale e 4 Europa die Medicyon Aeronavitica e sparial Tipord. — Roma, 1961
  160. Schutz W.C. FIRO Awareness Scales Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1978.
  161. Thompson J.A., Wilson S.L. Automated psychological testing // J. of Man-Machin stud. 1982. — V.17. — p.232−239
  162. Thorndike R.L. Personnel selection, New York, Willey, 1989. 103 p.
  163. Torgerson W.S. Theory and methods of scaling. N.Y., 1958.
  164. Uniform Guidelines on Employee Selection Procedures Federal Register 43, 1978, — 45 p.
  165. Vernon Ph. and Parry I. Personel Selection in the British Forses. — 1949.
  166. Weary G., Gleicher F. Control motivation and social cognition. N.Y.: Springer, 1993.
Заполнить форму текущей работой