Организация самостоятельных работ творческого характера
В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения. А не овощи? Кто, кроме биологов, мог вырастить эти растения? Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? Для развития творческой активности учащимся предлагаются кроссворды, загадки, ребусы, задания… Читать ещё >
Организация самостоятельных работ творческого характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творческие самостоятельные работы являются главными в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Задачи такого типа — одно из самых эффективных средств формирования творческих личностей.
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- — познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности — памяти, внимания, воображения, мышления;
- — задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на активизацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- — система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с особенностями, целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа: 1) разминку; 2) развитие творческих механизмов; 3) выполнение частично-поисковых задач; 4) решение творческих задач.
Продемонстрированные учащимся в процессе выполнения самостоятельных работ результаты усвоения темы «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова» позволили в процессе закрепления изученного, а также обобщения и систематизации знаний предложить уже учащимся 1 класса задания продуктивного характера, в которых на ряду с целью закрепления знаний, формирования умений и навыков, также на первом месте была цель развития творческих способностей детей, активизации их познавательной деятельности, формирования мотивации учения. Вот примеры таких заданий:
Карточка 1.
Кто это? Что это?
Здесь у нас бычок вздыхает.
— лев Этот полю помогает.
— - лев — ;
Эта овца в сапогах и с хлыстом.
— - - - - - - ов — - ца, А этот вояка виляет хвостом.
- — во — - я — кА
- (Ответы: хлев, полевод, дрессировщица, дворняжка).
Карточка 2.
Превращение слов.
Измените одну букву в словах. Подберите к каждому проверочное и запишите.
Лес — (лев), бог — (дог), сказка — (указка), ложка — (лодка), репка — (щепка), круг — (друг), хлеб — (хлев), клев — (клюв), шлюпка — (шляпка).
На уроках природоведения с целью активизации познавательной деятельности учащихся, развития их творческих способностей были использованы проблемные ситуации. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.
Тема «Части растений».
Проблемные вопросы:
- 1. Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?
- 2. Если у кустарника ежегодно срезать все стебельки, кроме одного станет ли он деревом?
- 3. Зачем нужно знать, из чего состоят растения?
- 4. Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
- 5. Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями работают?
Проблемные задания:
- 1. Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?
- 2. Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свеклы?
- 3. Рассмотри на рисунках капусту и лук в разрезе. Найди сходство и различия.
- 4. Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх?
Проблемные задачи:
- 1. В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения. А не овощи? Кто, кроме биологов, мог вырастить эти растения?
- 2. Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?
Для развития творческой активности учащимся предлагаются кроссворды, загадки, ребусы, задания «Найди ошибку автора» и др. (см. приложение 2).
Проделанная нами работа по проведению системы самостоятельных работ по определенным темам курса начальной школы (см. приложение 3), результаты детских работ подтвердили важность и необходимость проведения самостоятельной работы различных видов, разного характера, но планомерно, целенаправленно и в системе.