Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Диссертация
Итогом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи явились качественные изменения в их поведении, общении с окружающими. Дети стали увереннее, смелее, доброжелательнее. Обогатились новым содержанием деловые, познавательные, личностные контакты, появилось стремление к внеситуативным контактам. Повысился уровень их речевой активности. Различия в уровне владения основными формами… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ)
- 1. 1. Процесс общения в психологических, педагогических, лингвистических, психолингвистических трудах
- 1. 2. Общие закономерности коммуникативного развития детей дошкольного возраста
- ЛГ.З-ПГОбАвНА ОНИ аЪетеа.^, ,,. yyq
- ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
- II. 1. Организация и содержание исследования
- 11. 2. Речевые средства, формы общения и анализ их взаимозависимости у детей старшего^'дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- 11. 3. Активность общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- 11. 4. Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
- III. -1. Задачи и организация коррекционно-педагогического воздействия
- 111. 2. ^Основные направления формирования коммуникативных умеяий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. III.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- III. -1. Задачи и организация коррекционно-педагогического воздействия
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980,-326 с.
- Авхач Г. Н. Актуальные проблемы изучения личности дошкольника специалистом по социальной работе. Учебно-методическое пособие. Комс,-на- Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 1997, — 49 с.
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Ав-тореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1979 — 34 с.
- Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998, — 160 с.
- Алесеева М.М., Яшина В. И. Художественное слово в воспитании социальной активности детей старшего дошкольного возраста // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., 1989. с. 55−65.
- Алтунина И. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей: теория и методика. Комс.-на-Амуре: Изд-во Комс-го-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1996. — 52с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших уч. зав. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376с.
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н. Коррекционные и развивающие игры для мл. школьников: Учебно-методическое, пособие для шк. психологов.-Волгоград: Перемена, 1993. 59с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез. — 1999. — 222 с.
- Ю.Аугене Д. И. Игра как средство активизации речевого общения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1986- 16 с.
- Ахунджанова С.А. Особенности форм и функций речи дошкольника в различных ситуациях общения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. -16с.
- Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания// Психолингвистич. исследования речевого мышления. М.: Наука. — 1985, — с. 99−116.
- Бабаева Т.Н. У школьного порога М.: Просвещение, 1993 -128с.
- Батуев В.Г. Личность и общение. Иркутск, ИГПИ. 1984. — 95 с.
- Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981. — 288 с.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль:"Академия развития", «Академия К0», 1998. — 240 с.
- Богуславская Н.Е., Купина Н. А. Веселый этикет/ Развитие коммуникативных способностей ребенка. Екатеринбург: «Арго», 1997. — 192с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-324с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности Москва-Воронеж, 1995.-352 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
- Бородич A.M. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
- Брудный А.А. Мир общения. Фрунзе: Кыргызстан., 1977, — 71 с.
- Брудный А.А. О проблеме коммуникации// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — с. 165−182.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.: Кн. для логопеда. -М.: Просвещение, 1987. 159 с.
- Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. -№ 4. — с. 3−11.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие М.: А.П.О., 1996. — 102 с.
- Волошина Т.В. Психологические механизмы повышения уровня активности общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1996. — 16 с.
- Воронова В.Я. Воспитание социальной активности дошкольников в творческой игре. С.102−111. Формирование первоначальных основ социальной активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. /Под ред. Р. Г. Казаковой. М.: 1984.
- Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/ Под ред. Ще-лованова Н.М., Аксориной Н.М.- М., 1960. 346 с.
- Выгодская И.Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. Для логопеда. М.: Просвещение, 1984. -175 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. -М.: Педагогика, 1986. -Т.2.-416 с.
- Гаврилушкина О.П. Речевое общение как условие личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под ред. Носковой Л. П. М., 1989. — С. 98−120
- Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1983.-16 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992 143 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи Л Дефектология. М., 1995. -№ 1. — с. 88−94.
- Гаркуша Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в д/с с нарушением речи. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 199. -16 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. — 471 с.
- Глухов В.Г. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.: Дис. канд. пед. Наук. М., 1987, — 187 с.
- Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием.// Дефектология. 1986 — № 6.-с. 73−79.
- Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Учебное пособие. М., МГОПУ, 1995.- 143 с.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. -Издательство «Лабиринт», М., 1997. 224 с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. — № 6. — с. 7−16.
- Гридин В.Н. К проблеме роли мотивации в порождении речевого высказывания. //Проблема психолингвистики. -М.: АН СССР, 1975, с. 5664.
- Гриншпун Б.М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. П Дефектология. М., 1988. — № 3. — с. 81−84.
- Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. Алма-Ата, 1989.
- Гуменная Г. С., Барменкова Т. Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с общим недоразвитием речи. II Психолингвистика и современная логопедия. Монографический сборник под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика. 1997.-е. 179−192.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
- Джанни Родари. Грамматика фантазии. Перевод с итал. Ю. А. Добровольской. -М.: «Прогресс», 1978. — 207 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников./ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Мн.: Ушверсйэцкие, 1997. — 237 с.
- Дмитриева Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с задержкой психического развития с взрослыми. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М&bdquo- 1989. 16 с.
- Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте. // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — с. 135−142
- Ермолаева М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоционального состояния у дошкольников.// Дошкольное воспитание -1995. -№ 3 .-с. 21−25.
- Ермолаева М.В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.: Институт практической психологии, 1996. -104с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): Кн. для логопедов. ~ Изд-е 2-е, перераб., М.: Просвещение, 1985. — 109 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993, — 114 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодолениеобщего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание- М., 1948. — с.34−41.
- Зимняя И.А. О смысловом восприятии речи. // Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку: Сб. статей/ Под ред. Леонтьева А. А., Ретовой Т. В. М., 1972. — с. 22−32.
- Иванова Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. Дис. канд. психол. наук. М., 1976. 186 с.
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980. — С. 83−88.
- Ильин Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения ребенка.// Вопросы психологии. 1986. — № 5.
- Иманалиева Г. А. О нарушении коммуникации у детей с недостатками речевой функции // Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе. 1975.-Вып. 1.-с. 97−100.
- Казакова Р.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования социально-активной личности у детей дошкольного возраста // Формирование социальной активности личности: Сущность, проблемы. Часть I. М., 1985. -с. 78−84.
- Казакова Р.Г. Формирование первоначальных основ социальной активности детей дошкольного возраста // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. М., 1983. с. 90−98.
- Калмыкова Л.А. Р(?ль речевой активности в общении детей дошкольного возраста.// Психолого-педагогические механизмы формирования социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. -М, 1986. С. 69−73.
- Калмыкова J1.A. Роль речевой активности в общении детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально-активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1986. с. 69−73.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -Учебное пособие. М. Российское педагогическое агенство. — 1997 — 191 с.
- Карпова С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на-Дону., Изд-во Ростовского университета., 1987. — 94 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и управления в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990- 191 с.
- Кириченко Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития у детей и подростков с ОНР (по данным обследования учащихся речевой школы).// Материалы конференции по детской психологии. М., 1970, С. 5456.
- Кислова Т.Р. Развитие речемыслительной деятельности в процессе корек-ционно педагогической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 1996. — 16 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития., 1996. — 240 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Минск, 1976 — 379 с.
- Колтунова И.Р. Школа партнерства (Социализирующие игры для детей младшего возраста). Екатеринбург.: Научно-методический Центр Проблемного Детства, 1996. — 38 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка./ Отв. ред. Т. В. Булыгина, М.: Наука, 1984. — 173 с.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М. «Наука», 1997. — 81 с. 81 .Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., Советская Россия, — 1979. -192 с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномального дошкольника./Под ред. Л. П. Носковой., М.: Педагогика: 1989. 173 с
- Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Д.В. 1995. — № 11. — с. 73−88.
- Кривовяз И.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Попрулярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития. 1996.208 с.
- Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. // Дефектология. 1975. — № 2. — с. 12−15.
- Левина Р.Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи.// Основы теории и практики логопедии./ Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. -с.67−165.
- Леонтьев А.А. Деятельность и общение. // Вопросы философии. 1979. -№ 1. — С. 128−132.
- Леонтьев А.А. Исследование детской речи.// Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1977.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.2./ Под ред. В. В. Давыдова,
- B.П.Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1983.1. C. 94−931.
- Лепская А.И. Язык ребенка: (онтогенез речевой коммуникации)./ МГУ им. Н. В. Ломоносова. М., 1997.
- Лидак Л.В. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. 1990. № 7. — с. 1822.
- Лисина В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком пятого года жизни на его эмоциональное благополучие: Автореф. дис. канд. психол. наук. М&bdquo- 1994. 18 с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками.// Вопросы психологии. 1982. — № 4. С. 1835.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. / НИИ общ. и пед. психол. АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Лисина М.И., Капчеля Г.И.Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе./ Отв. ред. А. И. Силвестру., Кишинев: 1987. -135 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ М.: Моск. психол. соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 1997. 383 с.
- Личность в общении и деятельности: Межвузовский сборник научных трудов Ульяновск: УГПИ, 1985. — 103 с.
- Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос. 1998.-520 е.-520 с.
- Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии.// Вопросы философии. 1979. -№ 8.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения впсихологии. М.: Наука, 1981. — с. 3−23.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1958. — № 5. — с. 3−17.
- Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника.// Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практич. психол., 216−229 с. — 1996.
- Мамайчук И.И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. // Дефектология, 1990. № 3. — С.23−28.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. 239 с.
- Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.// Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. -М.: Прометей, 1991. С.4−18.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-48 с.
- ИЗ. Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М.: А.П.О., 1993. — 57 с.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
- Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал, т. 14 -1993. № 1. С. 18−32.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка.// Психологический журнал. 1980. — № 5. — С.45−53.
- Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А.Белова-Давид. М.: Просвещение. 1972. — 231 с.
- Небылицын В.Д. Актуальные проблемы психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. М. — 1982. — С.39−52.
- Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр./ МГПИ им. В. И. Ленина. М&bdquo- 1985. — 149 с.
- Общение и развитие психики: сб. н. тр. / АПН СССР НИИ общ. и пед. психол. / Отв. Ред. А. А. Бодалев. М, — 1986. 176 с.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми./ Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика. -1985. 208 с.
- Общение и формирование личности. Сборник научных трудов Отв. редактор С. В. Кондратьева. Гродно.- 1984. 113 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998.-240 с.
- Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи./ Психолингвистика и современная логопедия./ Монографический сб. под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика. 1991. -С.210−225.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения./ Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. Москва ТОО «ИнтелТех», 1995. — 60 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: «Прогресс», 1971. — 351 с.
- Педагогическая диагностика и коррекция речи: из опыта работы./ Рост, гос. пед. ин-т. Под ред. М. А. Поваляевой Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.
- Пожиленко Е. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников.// Дошкольное воспитание. 1994. -№ 10.-С.24−28.
- Поле речевых чудес: Уч. пособие по коррекции общего недоразвития речи у детей, страдающих ринолалией./ М-во образ. Рос. Фед. Екатеринбург. «Наука», 1996. 180 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
- Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Пулатова Х.М. Активизация речевой деятельности детей узбеков с общим недоразвитием речи.// Учитель-дефектолог. — М., 1990. — С. 259 263.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками./ Под ред. А. Г. Рузской, — НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, -1989. — 215 с.
- Развитие общения у дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М.: Педагогика. 1974. 288 с.
- Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр./ Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: АПН СССР, 1990.- 137 с.
- Развитие речи и речевого общения дошкольников./ Сб. науч. тр. под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1995. — 150 с.
- Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сб. научных трудов / Российский госуд. пед. университет им. А. И. Герцена.- СПБ.: Изд-во «Акцидент», 1996. 128 с.
- Рахимова Ж.Т. Проявление общего недоразвития речи у детей шестилетнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения.// Дефектология. 1988. — № 1. -С.80−84.
- Рейнстейн А.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольника: Автореф. дис. к-та психол. наук, М., 1982, — 16 с.
- Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста.// Вопросы психологии. 1974, № 4. С.71−83.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 117 с.
- Рубинштейн C.JI. К психологии речи.// Проблемы общей психологии: Сборник./ Под ред. А. Н. Леонтьева. М.:Педагогика. — 1973. — С.5−20.
- Рыбак Е.В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старшего дошкольника средствами эмоционального воздействия. Архангельск.: Изд-во АО ИППК, 1997. — 47 с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994. — 344 с
- Сенько Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции поведения ребенка в группе детского сада. // Вопросы психологии. 1989, — № 1. — с. 76−83.
- Сенько Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст. Минск: Нарсвета, 1991. 109 с.
- Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи.// Дефектология. М. 1992. — № 1. — С.6268.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика./ Пер. с англ. Е. Н. Негневицкой. М.: Прогресс, 1976. 350 с.
- Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка. Абакан.: 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа — Пресс, 1997. — 384 с.
- Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития.// Недоразвитие и утрата речи./
- Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. научных трудов./ Под ред. Л. И. Беляковой. М&bdquo- 1985. — С.3−12.
- Соботович Е.Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи.// Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. — С. 17−24.
- Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология. 1996. — № 1. — С.62−66.
- Сорокина Н.В. Организация речевого общения дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию речи. // Дефектология, 1990, -№ 3, с.63−65.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
- Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи: Книга для учителя. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с. 1. Ставрополь, 1997. 16 с.
- Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественных произведений. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверович. М., 1986. с.70−99.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения.// Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С.68−78.
- Сулуага А.Э. Взаимосвязь познавательных и коммуникативных характеристик у дошкольников. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1990. -16 с.
- Счастная A.M. О межличностном взаимодействии детей в разновозрастной группе. // Психологические проблемы воспитания и обучения. Вып. 10. Минск «Нар. Асвета». 1990. — с. 60−64.
- Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев: «Штиинца», 1989. 100 с.
- Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. / Под ред. Ф. А. Сохина. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум для сред, и высш. пед. уч. заведений и работников дошк. учреждений. М. Издательский центр «Академия», 1996. 96 с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 208 с.
- Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. Уч. пособие для студентов М.: 1990. — 200 с.
- Учимся общаться с ребенком. / Под ред. В. А. Петровского, A.M. Виноградова, JI.M. Кларина и др. М., 1993. 191с.
- Уфимцева Н.В. Формирование средств общения в онтогенезе.// Речевое общение: проблема и перспектива. М.: ИНИОН, 1983. С. 61−72.
- Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика «Психологический журнал» т. 12, 1991, № 6.-С. 12−25.
- Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии: Уч. пособие для студентов. Сост-ль Л. М. Семенюк./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практич. психологии, 1996. 176−189 с.
- Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности.// Хрестоматия по возрастной психологии: Уч. пособие для студентов. Сост-ль Л. М. Семенюк./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практич. психологии, 1996. 121−135 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.: «Гном-Пресс», 1999.-80 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада.// Дефектология. М., 1987. — № 4. — С.71−76.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.// Дефектология. М., 1985. — № 4. — С.72−78.
- Флэнк Хобсон Кэрол и др. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей: Республика, 1993.- 510 с.
- Фотекова Т А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология.-М., 1994.-№ 2.-С.9−13.
- Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.- 16 с.
- Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом.// Дефектология. М., 1990. — № 1. -С.53−59.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт. 1980.-208 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. — 384 с.
- Хребина С.В. Реализация условий личностного развития ребенка средствами практической психологии: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1992. — 16 с.
- Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие для студентов: сост. Т. Кутасова. М.: Международная педагогическая академия, 1994.-222 с.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -80 с.
- Цветкова Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи. // Дефектология. 1971. — № 3. — с. 13−17.
- Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Вища шк&bdquo- 1985, 158 с.
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн.: для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. Дьяченко О. М., Агоевой E. JL М.: Просвещение, 1991 — 64 с.
- Чиркова Т.И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста.: Учебно-методическое к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов. Н. Новгород, 1995. 106 с.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 255 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение.: Владос, 1995. 160 с.
- Шахнорович A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе. // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М&bdquo- 1979. — с.148−233.
- Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией.// Патология речи. Ученые записки Mill У им. В. И. Ленина./ Под ред. С. С. Ляпидевского. -М., 1971.-С. 30−62.
- Шаховская С.Н. Развитие общения детей с нарушением ре-чи.//Коррекционная педагогика вчера, сегодня, завтра. — Сб. научно-методич. материалов. — М. — «Прометей»., 1997. — С.223−224.
- Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи.// Психолингвистика и современная логопедия./ Монограф, сборник под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика. 1997. — С.240−249.
- Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: «Детство-ПРЕСС», 1998. — 384 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 115 с.
- Panhoca, C.B.F. Lacerda & А.Р. De Freitas Language development in the group: a speech pathology perspective. XXIV th. World Congress of the international Association of Logopedics and Phoniatrics.- Amsterdam, the Nederlands, 1998. — 465 p.