Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итогом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи явились качественные изменения в их поведении, общении с окружающими. Дети стали увереннее, смелее, доброжелательнее. Обогатились новым содержанием деловые, познавательные, личностные контакты, появилось стремление к внеситуативным контактам. Повысился уровень их речевой активности. Различия в уровне владения основными формами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ)
    • 1. 1. Процесс общения в психологических, педагогических, лингвистических, психолингвистических трудах
    • 1. 2. Общие закономерности коммуникативного развития детей дошкольного возраста
  • ЛГ.З-ПГОбАвНА ОНИ аЪетеа.^, ,,. yyq
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
    • II. 1. Организация и содержание исследования
    • 11. 2. Речевые средства, формы общения и анализ их взаимозависимости у детей старшего^'дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    • 11. 3. Активность общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    • 11. 4. Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
    • III. -1. Задачи и организация коррекционно-педагогического воздействия
      • 111. 2. ^Основные направления формирования коммуникативных умеяий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. III.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено изучению особенностей общения, его активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке наиболее эффективных путей коррекционной работы по его развитию.

Актуальность исследования. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности) — порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), приводит к снижению коммуникативной активности (Ю.Ф.Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и др.). Существует и обратная зависимость — при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г.Галигузова, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, и др.).

Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению знаниями.

Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Собатович, Л. Б Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф. Гаркуша, Е. П. Глухов, Г. С. Гуменная, JI.H. Ефименко-ва, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), в плане преодоления фонетико-фонематических, лек-сико-грамматических нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления общего недоразвития речи изучена недостаточно.

Знакомство с работами этих авторов дает основание считать, что иссле-1 д о в ател ипреи мущес тде н н о останавливают внимание на изучении и развитии языковых средств общения. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К. Воробьева, О. Е. Грибова, Г. С. Гуменная, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Л. Б. Халилова, Г. В. Чиркина, С.Н. Шаховская). Есть и данные, показывающие, что несформирован-ность языковой базы как важнейшей предпосылки общения затрудняет его протекание. Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. К .Усольцева), смешении иерархии цели общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем (Б.М. Гриншпун, О. С. Павлова, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия между детьми, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова).

Вместе с тем, в проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в аспекте коммуникативных особенностей до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Недостаточно исследований, показывающих зависимость характера общения от степени сформированности речевых средств, не рассматриваются вопросы взаимосвязи активности поведения и процесса общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, не создана система специальных занятий, ориентированная на формирование у них коммуникативных умений. Это подчеркивает актуальность и значимость исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования. Изучение особенностей общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определение" направлений и приемов работы по формированию у них коммуникативных умений. «гУ Я м, Л «.

Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования. Процесс коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, направленный на формирование у них коммуникативных умений.

Гипотеза исследования: Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуются специфическими особенностями, что обусловлено ('ограниченностью речевых средств, несформированностью форм общения и, снижением его активности.

V '¦¦г.

Эффективность формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может обеспечиваться при условии использования в процессе коррекционного воздействия комплексов специальных упражнений, направленных на становление разных форм общения, развитие речевых и неречевых средств общения, его активности и эмоционально-волевой сферы.

В соответствии с целью исследования, его объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. В ходе экспериментального изучения выявить особенности общения в разных коммуникативных ситуациях и в различных видах деятельности детей;

3. Определить направления и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с речевым недоразвитием. Проверить их эффективность в ходе экспе риментального обучения.

Методологическую основу исследования составили положения о связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии и формировании личности (А.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), о единстве, взаимоотношении биологических и социальных факторов в развитии ребенка, идеи о возникновении и развитии речи в процессе общения.

Л .С.Выготский, М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). г ,<. -7.

В исследовании были использованы различные методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической пи-тературы по проблеме^одинамическое педагогическое наблюдение за общением детей на специальных занятиях и в условиях свободного общения-гбе-седы с воспитателями и логопедом детского сада, родителями, детьми, направленные на выявление особенностей общения детей- «.констатирующий эксперимент, проведенный с целью изучения сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитатием речиформирующий эксперимент коррекционной работы для определения направлений и приемов формирования коммуникативных уменийконтрольный эксперимент, организованный для проверки эффективности разработанной методики, сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что изучены особенности общения детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. Это в определенной мере пополнило и углубило представление об особенностях детей с ОНР, их коммуникативных возможностях. Установлены различные уровни владения дет^й коммуникативными умениями, зависящих от сформированности речевых средств, формы общения, а также активности в общении и поведении детейподобран, систематизирован и реализован методический материал для использования его в процессе формировании коммуникативных умений у детей. Экспериментально апробированы комплексы специальных упражнени^ направленных ^^ на развитие речевых и неречевых средств общения, формирование форм общения и его активности.

Практическая значимость состоит в том, что выявленные в результате исследования особенности общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволили определить основные направления и приемы коррекционно-педагогической работы с ними. Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у данных дошкольников вносят дополнения в практику логопедической работы с детьми, что способствует повышению ее результативности. Полученные данные могут быть использованы при обучении и воспитании детей с общим недоразвитием речи в специальных дошкольных учреждениях и в семьев преподавании курса логопедии, логопсихологии на дефектологических факультетах педагогических институтов и на курсах переподготовки и повышения квалификации логопедов, воспитателей речевых групп, учителейпри подготовке меч тодических пособий, адресованных специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его методологической базой, использованием современных научных достижений психолого-педагогических наук, применением комплексных методов, адекватных задачам, объекту и предмету исследованиясочетанием качественного и количественного анализа полученных данныхпривлечением достаточного количества испытуемыхреализацией материалов исследования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Апробация исследования. Основные результаты работы докладывались на заседаниях кафедры логопедии МИГУ, кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М. Е. Евсевьевана научно-практических конференциях МПГУ, МГПИ им. М. Е. Евсевьева (1996, 1997, 1998 гг.).

Организация исследования. Исследование проводилось в группах для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием детского сада № 123 г. Саранска и включало несколько этапов: I этап (1995;1996) — анализ состояния проблемы в теории и практике отечественных психолого-педагогических и психолингвистически^ наук с целью определения объекта, предмета, задач и методов, рабочей гипотезы исследования. II этап (1996;1997) — разработка программы и методики экспериментальной части работыизучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Ill этап (1997;1999) — экспериментальное обучение старших дошкольников с речевым недоразвитием, направленное на формирование их коммуникативных умений. IV этап (1998;1999) — анализ и систематизация экспериментальных данных, формулирование основных выводов, оформление диссертации.

Всего под нашим наблюдением находилось 114 детей. Из этого числа наиболее подробно было изучено 38 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, посещающих старшие группы детского сада для детей с нарушениями речи. В эксперимент была включена контрольная группа детей с общим недоразвитием речи III уровня (38 человек), и такое же количество сверстников с нормальным речевым развитием.^ м с^^^с^/.

Положения, выносимые на защиту.

1. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточное развитие коммуникативных умений обусловлено ограничением у них речевых средств и несформированнстью форм общения, снижением его активности,.

2. Специальная организация и использование комплексов коррекци-онных упражнений для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, способствуют уменьшению имеющихся у этих детей трудно-стеи общения и повышают уровень овладения детри коммуникативными умениями.

Публикации.

Основные положения диссертации представлены в четырех публикациях.

Структура работы. Диссертация изложена на 192 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

— 169 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование было направлено на изучение процесса общения, его особенностей, а также на определение направлений и приемов коррекционного воздействия по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как показало изучение литературы, данная проблема относится к числу наиболее значимых и недостаточно разработанных в теории и практике логопедии. В практике обучения отсутствует целенаправленная работа по развитию умений, необходимых для участия детей в реальном процессе коммуникации.

Актуальность исследования подчеркивается также тем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеется недостаточное развитие коммуникативных умений, низкая степень активности в общении, что затрудняет контакты ребенка с окружающими, оказывает отрицательное влияние на психическое и личностное его развитие. В связи с этим возникает необходимость создания специальной системы логопедического воздействия по формированию коммуникативных умений детей.

Констатирующий эксперимент позволил выявить особенности общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и факторы, их определяющие.

Экспериментальное исследование показало, что у дошкольников с речевым недоразвитием имеется низкий уровень развития коммуникативных умений, проявляющийся в ограниченности речевых и неречевых средств общения, трудностях их реализации, в недостаточной мотивационно-потребностной сфере, целеустремленности, снижении активности в общении, несформированности форм общения, соответствующих нормальному онтогенезу.

— 170.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей общения детей привели нас к убеждению, что при нарушении речевого развития наряду с формированием произносительных навыков, лексического запаса, грамматического строя, необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяюющие повысить эффективность преодоления общего недоразвития речи. Это позволило разработать содержательную, методическую и организационную стороны коррекционного обучения, направленного на формирование коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи.

Коррекционная работа имела воспитывающий характер и была направлена на всестороннее развитие речи, личности ребенка и активизацию общения, тем самым предусматривая комплексное воздействие на его речевую, познавательную, эмоционально-личностную, коммуникативную сферу. Преодоление отставания в развитии общения осуществлялось нами путем активного включения детей с общим недоразвитием речи в деятельность общения, подбора речевого материала с учетом актуальной для детей тематики, познавательных возможностей, возрастных и психологических особенностей, разнообразных коммуникативных заданий, а также создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.

Для формирования у детей практического владения средствами человеческого общения на протяжении всего экспериментального обучения мы развивали в детях эмоциональное восприятие окружающего путем познавательной деятельности: сначала — это способность понять и распознать состояние собеседника, а затем — выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных средств.

Одним из основных направлений экспериментального обучения являлось создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, возникаю.

— 171 щих в процессе речевого общения и приближенных к реальной действительности. Это обеспечивало потребность и мотивацию в общении, являлось активизирующим условием самостоятельной речевой деятельности детей, обогащало их социальный опыт, способствовало формированию более высокого уровня общения с окружающими.

Итогом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи явились качественные изменения в их поведении, общении с окружающими. Дети стали увереннее, смелее, доброжелательнее. Обогатились новым содержанием деловые, познавательные, личностные контакты, появилось стремление к внеситуативным контактам. Повысился уровень их речевой активности. Различия в уровне владения основными формами общения у детей до и после формирующего эксперимента оказались статистически значимыми. Улучшились количественные и качественные характеристики речевых средств общения, структурное оформление, языковая правильность, содержательность. Активизировалось употребление в процессе общения речевых высказываний, усложнилась структура используемых детьми предложений, увеличился их объем за счет роста количества членов предложения и с выражением более сложных по содержанию мыслей, появились сложные предложения, прямая и косвенная речь. У детей значительно повысилась степень активности общения. Дети стачи более инициативны, контактны и коммуникабельны.

Экспериментальное изучение выявило, что, несмотря на имеющийся у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи низкий уровень развития коммуникативных умений, они располагают возможностями к их развитию при условии внедрения в процесс обучения и воспитания специально подобранных комплексов коррекционных упражнений.

Как показал контрольный эксперимент, предложенная и апробированная система коррекционного воздействия повысила уровень речевого и коммуникативного развития детей.

— 172.

Сопоставительные результаты выполнения заданий детьми экспериментальной и контрольной групп выявили успешность овладения детей экспериментальной группы коммуникативными умениями и показали высокую эффективность коррекционно-развивающего обучения по сравнению с детьми контрольной группы.

В рамках диссертационного исследования проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобрела теоретическую и практическую значимость для совершенствования логопедической работы в группах и садах для детей с нарушениями речи. В то же время проблема поиска новых средств воздействия на процесс общения детей в силу многообразия составляющих его аспектов требует новых исследований.

Результаты экспериментального обучения по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи подтвердили целесообразность и эффективность предложенной системы и позволили сделать следующие выводы:

1. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи коммуникативные умения находятся на низком уровне развития, что связано с: ограниченностью средств общенияснижением активности общениянесформированностью форм общения.

2. Специальная организация работы по формированию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи базируется на учете онтогенетических этапов развития общения у детей.

3. Система упражнений, направленная на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, включает формирование у детей речевых и неречевых средств общения, использование средств общения в различных коммуникативных ситуациях.

— 173.

Работа по формированию коммуникативных умений у детей с об щим недоразвитием речи повышает эффективность коррекпионно педагогической работы в целом.

— 174.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980,-326 с.
  2. Г. Н. Актуальные проблемы изучения личности дошкольника специалистом по социальной работе. Учебно-методическое пособие. Комс,-на- Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 1997, — 49 с.
  3. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Ав-тореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1979 — 34 с.
  4. М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998, — 160 с.
  5. М.М., Яшина В. И. Художественное слово в воспитании социальной активности детей старшего дошкольного возраста // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., 1989. с. 55−65.
  6. И. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей: теория и методика. Комс.-на-Амуре: Изд-во Комс-го-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1996. — 52с.
  7. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших уч. зав. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376с.
  8. Т.Ю., Карабекова Н. Коррекционные и развивающие игры для мл. школьников: Учебно-методическое, пособие для шк. психологов.-Волгоград: Перемена, 1993. 59с.
  9. А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез. — 1999. — 222 с.
  10. Ю.Аугене Д. И. Игра как средство активизации речевого общения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1986- 16 с.
  11. С.А. Особенности форм и функций речи дошкольника в различных ситуациях общения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. -16с.
  12. Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания// Психолингвистич. исследования речевого мышления. М.: Наука. — 1985, — с. 99−116.
  13. Т.Н. У школьного порога М.: Просвещение, 1993 -128с.
  14. В.Г. Личность и общение. Иркутск, ИГПИ. 1984. — 95 с.
  15. К.П., Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  16. О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль:"Академия развития", «Академия К0», 1998. — 240 с.
  17. Н.Е., Купина Н. А. Веселый этикет/ Развитие коммуникативных способностей ребенка. Екатеринбург: «Арго», 1997. — 192с.
  18. А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-324с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личности Москва-Воронеж, 1995.-352 с.
  20. А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  21. A.M. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
  22. А.А. Мир общения. Фрунзе: Кыргызстан., 1977, — 71 с.
  23. А.А. О проблеме коммуникации// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — с. 165−182.
  24. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.: Кн. для логопеда. -М.: Просвещение, 1987. 159 с.
  25. И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. -№ 4. — с. 3−11.
  26. .С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие М.: А.П.О., 1996. — 102 с.
  27. Т.В. Психологические механизмы повышения уровня активности общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1996. — 16 с.
  28. В.Я. Воспитание социальной активности дошкольников в творческой игре. С.102−111. Формирование первоначальных основ социальной активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. /Под ред. Р. Г. Казаковой. М.: 1984.
  29. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/ Под ред. Ще-лованова Н.М., Аксориной Н.М.- М., 1960. 346 с.
  30. И.Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. Для логопеда. М.: Просвещение, 1984. -175 с.
  31. Л.С. Мышление и речь// Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. -М.: Педагогика, 1986. -Т.2.-416 с.
  32. О.П. Речевое общение как условие личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под ред. Носковой Л. П. М., 1989. — С. 98−120
  33. Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1983.-16 с.
  34. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992 143 с.
  35. Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи Л Дефектология. М., 1995. -№ 1. — с. 88−94.
  36. Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в д/с с нарушением речи. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 199. -16 с.
  37. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. — 471 с.
  38. В.Г. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.: Дис. канд. пед. Наук. М., 1987, — 187 с.
  39. В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием.// Дефектология. 1986 — № 6.-с. 73−79.
  40. В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Учебное пособие. М., МГОПУ, 1995.- 143 с.
  41. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. -Издательство «Лабиринт», М., 1997. 224 с.
  42. О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. — № 6. — с. 7−16.
  43. В.Н. К проблеме роли мотивации в порождении речевого высказывания. //Проблема психолингвистики. -М.: АН СССР, 1975, с. 5664.
  44. .М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. П Дефектология. М., 1988. — № 3. — с. 81−84.
  45. М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. Алма-Ата, 1989.
  46. Г. С., Барменкова Т. Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с общим недоразвитием речи. II Психолингвистика и современная логопедия. Монографический сборник под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика. 1997.-е. 179−192.
  47. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
  48. Джанни Родари. Грамматика фантазии. Перевод с итал. Ю. А. Добровольской. -М.: «Прогресс», 1978. — 207 с.
  49. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников./ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Мн.: Ушверсйэцкие, 1997. — 237 с.
  50. Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с задержкой психического развития с взрослыми. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М&bdquo- 1989. 16 с.
  51. М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте. // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — с. 135−142
  52. М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоционального состояния у дошкольников.// Дошкольное воспитание -1995. -№ 3 .-с. 21−25.
  53. М.В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.: Институт практической психологии, 1996. -104с.
  54. Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): Кн. для логопедов. ~ Изд-е 2-е, перераб., М.: Просвещение, 1985. — 109 с.
  55. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  56. Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993, — 114 с.
  57. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодолениеобщего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
  58. А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание- М., 1948. — с.34−41.
  59. И.А. О смысловом восприятии речи. // Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку: Сб. статей/ Под ред. Леонтьева А. А., Ретовой Т. В. М., 1972. — с. 22−32.
  60. Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. Дис. канд. психол. наук. М., 1976. 186 с.
  61. К. Эмоции человека. М., 1980. — С. 83−88.
  62. Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения ребенка.// Вопросы психологии. 1986. — № 5.
  63. Г. А. О нарушении коммуникации у детей с недостатками речевой функции // Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе. 1975.-Вып. 1.-с. 97−100.
  64. Р.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования социально-активной личности у детей дошкольного возраста // Формирование социальной активности личности: Сущность, проблемы. Часть I. М., 1985. -с. 78−84.
  65. Р.Г. Формирование первоначальных основ социальной активности детей дошкольного возраста // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. М., 1983. с. 90−98.
  66. Л.А. Р(?ль речевой активности в общении детей дошкольного возраста.// Психолого-педагогические механизмы формирования социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. -М, 1986. С. 69−73.
  67. Калмыкова J1.A. Роль речевой активности в общении детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально-активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1986. с. 69−73.
  68. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -Учебное пособие. М. Российское педагогическое агенство. — 1997 — 191 с.
  69. С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на-Дону., Изд-во Ростовского университета., 1987. — 94 с.
  70. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и управления в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990- 191 с.
  71. Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития у детей и подростков с ОНР (по данным обследования учащихся речевой школы).// Материалы конференции по детской психологии. М., 1970, С. 5456.
  72. Т.Р. Развитие речемыслительной деятельности в процессе корек-ционно педагогической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 1996. — 16 с.
  73. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития., 1996. — 240 с.
  74. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Минск, 1976 — 379 с.
  75. И.Р. Школа партнерства (Социализирующие игры для детей младшего возраста). Екатеринбург.: Научно-методический Центр Проблемного Детства, 1996. — 38 с.
  76. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка./ Отв. ред. Т. В. Булыгина, М.: Наука, 1984. — 173 с.
  77. Г. В. Паралингвистика. М. «Наука», 1997. — 81 с. 81 .Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., Советская Россия, — 1979. -192 с.
  78. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномального дошкольника./Под ред. Л. П. Носковой., М.: Педагогика: 1989. 173 с
  79. Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Д.В. 1995. — № 11. — с. 73−88.
  80. И.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.
  81. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Попрулярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития. 1996.208 с.
  82. Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. // Дефектология. 1975. — № 2. — с. 12−15.
  83. Р.Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи.// Основы теории и практики логопедии./ Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. -с.67−165.
  84. А.А. Деятельность и общение. // Вопросы философии. 1979. -№ 1. — С. 128−132.
  85. А.А. Исследование детской речи.// Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  86. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
  87. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с
  88. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1977.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.2./ Под ред. В. В. Давыдова,
  90. B.П.Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1983.1. C. 94−931.
  91. А.И. Язык ребенка: (онтогенез речевой коммуникации)./ МГУ им. Н. В. Ломоносова. М., 1997.
  92. Л.В. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. 1990. № 7. — с. 1822.
  93. В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком пятого года жизни на его эмоциональное благополучие: Автореф. дис. канд. психол. наук. М&bdquo- 1994. 18 с.
  94. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками.// Вопросы психологии. 1982. — № 4. С. 1835.
  95. М.И. Проблемы онтогенеза общения. / НИИ общ. и пед. психол. АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  96. М.И., Капчеля Г.И.Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе./ Отв. ред. А. И. Силвестру., Кишинев: 1987. -135 с.
  97. М.И. Общение, личность и психика ребенка./ М.: Моск. психол. соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 1997. 383 с.
  98. Личность в общении и деятельности: Межвузовский сборник научных трудов Ульяновск: УГПИ, 1985. — 103 с.
  99. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос. 1998.-520 е.-520 с.
  100. .Ф. Категория общения и деятельности в психологии.// Вопросы философии. 1979. -№ 8.
  101. .Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения впсихологии. М.: Наука, 1981. — с. 3−23.
  102. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1958. — № 5. — с. 3−17.
  103. А.А. Активность и направленность дошкольника.// Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практич. психол., 216−229 с. — 1996.
  104. И.И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. // Дефектология, 1990. № 3. — С.23−28.
  105. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. 239 с.
  106. Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.// Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. -М.: Прометей, 1991. С.4−18.
  107. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.
  108. В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-48 с.
  109. ИЗ. Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М.: А.П.О., 1993. — 57 с.
  110. С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
  111. В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал, т. 14 -1993. № 1. С. 18−32.
  112. B.C. К проблеме социального развития ребенка.// Психологический журнал. 1980. — № 5. — С.45−53.
  113. Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А.Белова-Давид. М.: Просвещение. 1972. — 231 с.
  114. В.Д. Актуальные проблемы психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. М. — 1982. — С.39−52.
  115. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр./ МГПИ им. В. И. Ленина. М&bdquo- 1985. — 149 с.
  116. Общение и развитие психики: сб. н. тр. / АПН СССР НИИ общ. и пед. психол. / Отв. Ред. А. А. Бодалев. М, — 1986. 176 с.
  117. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми./ Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика. -1985. 208 с.
  118. Общение и формирование личности. Сборник научных трудов Отв. редактор С. В. Кондратьева. Гродно.- 1984. 113 с.
  119. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998.-240 с.
  120. О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи./ Психолингвистика и современная логопедия./ Монографический сб. под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика. 1991. -С.210−225.
  121. М.А. Игротерапия общения./ Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. Москва ТОО «ИнтелТех», 1995. — 60 с.
  122. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: «Прогресс», 1971. — 351 с.
  123. Педагогическая диагностика и коррекция речи: из опыта работы./ Рост, гос. пед. ин-т. Под ред. М. А. Поваляевой Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.
  124. Е. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников.// Дошкольное воспитание. 1994. -№ 10.-С.24−28.
  125. Поле речевых чудес: Уч. пособие по коррекции общего недоразвития речи у детей, страдающих ринолалией./ М-во образ. Рос. Фед. Екатеринбург. «Наука», 1996. 180 с.
  126. Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
  127. Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
  128. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  129. Х.М. Активизация речевой деятельности детей узбеков с общим недоразвитием речи.// Учитель-дефектолог. — М., 1990. — С. 259 263.
  130. Развитие общения дошкольников со сверстниками./ Под ред. А. Г. Рузской, — НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, -1989. — 215 с.
  131. Развитие общения у дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М.: Педагогика. 1974. 288 с.
  132. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр./ Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: АПН СССР, 1990.- 137 с.
  133. Развитие речи и речевого общения дошкольников./ Сб. науч. тр. под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1995. — 150 с.
  134. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сб. научных трудов / Российский госуд. пед. университет им. А. И. Герцена.- СПБ.: Изд-во «Акцидент», 1996. 128 с.
  135. .Т. Проявление общего недоразвития речи у детей шестилетнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения.// Дефектология. 1988. — № 1. -С.80−84.
  136. А.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольника: Автореф. дис. к-та психол. наук, М., 1982, — 16 с.
  137. А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста.// Вопросы психологии. 1974, № 4. С.71−83.
  138. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 117 с.
  139. C.JI. К психологии речи.// Проблемы общей психологии: Сборник./ Под ред. А. Н. Леонтьева. М.:Педагогика. — 1973. — С.5−20.
  140. Е.В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старшего дошкольника средствами эмоционального воздействия. Архангельск.: Изд-во АО ИППК, 1997. — 47 с.
  141. В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994. — 344 с
  142. Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции поведения ребенка в группе детского сада. // Вопросы психологии. 1989, — № 1. — с. 76−83.
  143. Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст. Минск: Нарсвета, 1991. 109 с.
  144. О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи.// Дефектология. М. 1992. — № 1. — С.6268.
  145. Д., Грин Дж. Психолингвистика./ Пер. с англ. Е. Н. Негневицкой. М.: Прогресс, 1976. 350 с.
  146. Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка. Абакан.: 1996.
  147. Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа — Пресс, 1997. — 384 с.
  148. Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития.// Недоразвитие и утрата речи./
  149. Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. научных трудов./ Под ред. Л. И. Беляковой. М&bdquo- 1985. — С.3−12.
  150. Е.Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи.// Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. — С. 17−24.
  151. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология. 1996. — № 1. — С.62−66.
  152. Н.В. Организация речевого общения дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию речи. // Дефектология, 1990, -№ 3, с.63−65.
  153. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  154. Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи: Книга для учителя. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с. 1. Ставрополь, 1997. 16 с.
  155. Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественных произведений. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверович. М., 1986. с.70−99.
  156. Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения.// Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С.68−78.
  157. А.Э. Взаимосвязь познавательных и коммуникативных характеристик у дошкольников. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1990. -16 с.
  158. A.M. О межличностном взаимодействии детей в разновозрастной группе. // Психологические проблемы воспитания и обучения. Вып. 10. Минск «Нар. Асвета». 1990. — с. 60−64.
  159. Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев: «Штиинца», 1989. 100 с.
  160. Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. / Под ред. Ф. А. Сохина. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  161. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум для сред, и высш. пед. уч. заведений и работников дошк. учреждений. М. Издательский центр «Академия», 1996. 96 с.
  162. О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 208 с.
  163. О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. Уч. пособие для студентов М.: 1990. — 200 с.
  164. Учимся общаться с ребенком. / Под ред. В. А. Петровского, A.M. Виноградова, JI.M. Кларина и др. М., 1993. 191с.
  165. Н.В. Формирование средств общения в онтогенезе.// Речевое общение: проблема и перспектива. М.: ИНИОН, 1983. С. 61−72.
  166. Т.Н. Психология речи и психолингвистика «Психологический журнал» т. 12, 1991, № 6.-С. 12−25.
  167. Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии: Уч. пособие для студентов. Сост-ль Л. М. Семенюк./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практич. психологии, 1996. 176−189 с.
  168. Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности.// Хрестоматия по возрастной психологии: Уч. пособие для студентов. Сост-ль Л. М. Семенюк./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практич. психологии, 1996. 121−135 с.
  169. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.: «Гном-Пресс», 1999.-80 с.
  170. Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада.// Дефектология. М., 1987. — № 4. — С.71−76.
  171. Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.// Дефектология. М., 1985. — № 4. — С.72−78.
  172. Флэнк Хобсон Кэрол и др. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей: Республика, 1993.- 510 с.
  173. Фотекова Т А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология.-М., 1994.-№ 2.-С.9−13.
  174. Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.- 16 с.
  175. Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом.// Дефектология. М., 1990. — № 1. -С.53−59.
  176. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт. 1980.-208 с.
  177. М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. — 384 с.
  178. С.В. Реализация условий личностного развития ребенка средствами практической психологии: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1992. — 16 с.
  179. Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие для студентов: сост. Т. Кутасова. М.: Международная педагогическая академия, 1994.-222 с.
  180. О.В. Лесенка радости: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -80 с.
  181. Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи. // Дефектология. 1971. — № 3. — с. 13−17.
  182. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Вища шк&bdquo- 1985, 158 с.
  183. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн.: для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. Дьяченко О. М., Агоевой E. JL М.: Просвещение, 1991 — 64 с.
  184. Т.И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста.: Учебно-методическое к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов. Н. Новгород, 1995. 106 с.
  185. Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 255 с.
  186. М.И. Психогимнастика./ Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение.: Владос, 1995. 160 с.
  187. A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе. // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М&bdquo- 1979. — с.148−233.
  188. С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией.// Патология речи. Ученые записки Mill У им. В. И. Ленина./ Под ред. С. С. Ляпидевского. -М., 1971.-С. 30−62.
  189. С.Н. Развитие общения детей с нарушением ре-чи.//Коррекционная педагогика вчера, сегодня, завтра. — Сб. научно-методич. материалов. — М. — «Прометей»., 1997. — С.223−224.
  190. С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи.// Психолингвистика и современная логопедия./ Монограф, сборник под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика. 1997. — С.240−249.
  191. Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: «Детство-ПРЕСС», 1998. — 384 с.
  192. Д.Б. Избранные психологические труды. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  193. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 115 с.
  194. Panhoca, C.B.F. Lacerda & А.Р. De Freitas Language development in the group: a speech pathology perspective. XXIV th. World Congress of the international Association of Logopedics and Phoniatrics.- Amsterdam, the Nederlands, 1998. — 465 p.
Заполнить форму текущей работой