Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм программно-целевого управления развитием региональной системы среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механизмом программно-целевого управления развитием региональной системы СПО выбрана идеальная структурно-функциональная модель. Разработана ее структура, состоящая из концептуального и технологического уровней. Первый включает иерархическую систему целей (дерево целей), принципы, группу влияния, направления, задачи — то, что составляет основу аналитико-прогностического обоснования, создание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Региональная система среднего профессионального образования и
  • Ф особенности ее развития
    • 1. 2. Программно-целевой подход — методологическая основа управления развитием региональной системы среднего профессионального образования
    • 1. 3. Модель как механизм программно-целевого управления развития региональной системы среднего профессионального образования. ^
  • Выводы по первой главе. щ
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Создание механизма программно-целевого управления развитием среднего профессионального образования
    • 2. 1. 1. Цели и принципы. Государственная политика в области образования
    • 2. 1. 2. Социально-экономическая ситуация
      • 2. 1. 3. Кадровый потенциал
      • 2. 1. 4. Состояние системы среднего профессионального 113 образования
      • 2. 1. 5. Направления и задачи
      • 2. 1. 6. Моделирование управления развитием региональной системы 124 СПО на технологическом уровне
    • 2. 2. Оценка эффективности модели программно-целевого управления развитием системы среднего профессионального образования
  • Выводы по второй главе

Механизм программно-целевого управления развитием региональной системы среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система образования является одним из важнейших социальных институтов, который органически связан с социально-экономической ситуацией в стране, фундаментальными основами общественного устройства и в государстве, и в отдельном регионе.

Переход России к новым экономическим отношениям, становление рынка труда, развитие негосударственного сектора, а также объективная необходимость вхождения суверенного государства в мировое экономическое пространство ведут к изменениям в системе образования, в том числе ее региональной составляющей. Проблемы развития региональной системы среднего профессионального образования (СПО) не может быть решена без анализа факторов, влияющих на ее изменения. Это тем более важно, что в период экономического кризиса в России система СПО в регионах не только выжила, но полнокровно действует и развивается. Выявление условий живучести, изучение внутренних резервов представляет научный интерес.

За последние несколько лет Правительство Российской Федерации неоднократно обращалось к вопросу улучшения положения в образовании. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 29.10.2001 г. № 1756-р, развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2005 г., а также в Федеральной программе развития образования на 2000;2005 гг. Закон РФ «Об образовании» дал значительные права субъектам образовательных систем. Он подкреплен рядом правовых актов, конкретизирующих и обеспечивающих реализацию закона (типовые положения об образовательных учреждениях, государственные образовательные стандарты, классификатор специальностей, уставы и др.). Все это потребовало изменений в управлении региональной системой СП О и ^ разработки их научного обоснования. Выбор темы данного исследования обусловлен названными причинами.

Российская система образования за свою историю претерпела множество реформ, но немногие из них можно сравнивать по своей значимости и масштабу с теми коренными изменениями, которые происходят в последнее десятилетие. Они относятся, прежде всего, к содержанию, структуре и формам управления образования. Одним из главных достижений реформ последних лет является определение основных направлений в развитии системы образования, которые заключаются в диверсификации содержания и форм образовательных услуг, вариативности образовательных программ (многообразие способов и путей, форм и методов реализации государственных образовательных стандартов) — создание такой системы, которая способна удовлетворить запросы различных слоев населения. Однако состояние образования в современных условиях характеризуется Щ противоречивыми тенденциями. Поэтому выбор подходов и определение эффективных путей развития региональной системы СПО является важной задачей.

Сегодня изменились основные запросы к системе профессионального образования и, в первую очередь, со стороны государства. В выше перечисленных государственных документах назван комплекс задач, которые предстоит решить органам управления. Мы выделили две, которые в ^ наибольшей степени ориентированы на СПО образовательные учреждения и важны для темы исследования:

— развивать программно-целевой механизм управления и финансирования образования, поддерживать региональные 4 программы развития образования, усилить координацию региональных и федеральных программ;

— повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы, образовательно-профессиональной, научной и финансово-хозяйственной деятельности.

Первая ориентирована на развитие региональных систем образования, а вторая — на проявление управленческими структурами самостоятельности в решении задач, поставленных государством перед образовательными системами. С позиций программноцелевого подхода мы и пытаемся решить эти задачи.

Понятие «региональная программа развития образования» прочно вошло в практику в связи с изменением управления на федеральном и региональном уровне. Однако мы не можем сказать, что разработаны научно-методические рекомендации, которые помогают тем, кто хотел бы создать такие программы. Свою работу мы рассматриваем как шаг в решении этой проблемы.

Педагогическая наука и практика отмечает, что любые новые направления в образовании обязательно имеют исторические аналоги, которые отражают развитие педагогической мысли, творческие поиски прогрессивных педагогов и организаторов народного образования прежних лет. Изучение процесса развития образовательных учреждений и определения содержания среднего профессионального образования в России позволяют сделать вывод, что педагогическая теория и практика стремились приблизить содержание образования к потребностям жизни с учетом условий конкретного учебного заведения, конкретной территории и контингента обучающихся. Таким образом, для разработки программы развития среднего профессионального образования в конкретном регионе имеются теоретические предпосылки.

Работы по истории образования, изучение и анализ педагогического наследия свидетельствуют о том, что в деятельности отечественных образовательных учреждений всегда наблюдались элементы регионального подхода к определению содержания образования и его организации [11], [83], [177]. Рассматриваются вопросы, касающиеся непосредственно системы СПО [79], [126].

Ряд исследований по проблемам управления и развития образования обогатил подходы к разработке региональных проблем: М. В. Артюхов, С. А. Беляков, М. Н. Берулава, В. И. Загвязинский, Ю. К. Конаржевский, П. В. Лепин, Б. Саймон, Г. Н. Сериков, В. Н. Турченко, Т. И. Шамова, В. Д. Шадриков и др.

Общие вопросы образования и управления в системе СПО, освещены в 0 работах: П. Ф. Анисимова, В. А. Баранова, В. М. Демина, А. И. Михайлушкина, Ю. И. Молоткова, E.JI. Осоргина, Б. Т. Понамаренко, Г. Н. Серикова, JI.C. Ушаковой и др.

Особенности регионального образования рассмотрены в исследованиях В. Н. Аверкина, В. А. Антропова, А. В. Ефремова, Ю. Ф. Загороднева, B.C. Кошкиной, A.M. Новикова, Т. М. Урусовой и др.

В работах В. Т. Буглаевой, О. А. Буглаева, Е. В. Васиной, JI.B. Голуб, Б. С. Гершунского, Е. А. Корчагина, Е. И. Красниковой, Г. И. Мирошниченко, Г. М. Швецовой и др. мы находим освещение разных аспектов СПО.

В соответствии с темой исследования, большое внимание было уделено работам, в которых изучались проблемы регионального развития профессионального образования (А.П. Акатьев, П. Ф. Анисимов, В. М. Демин, В. М. Зуев, И. Г. Кухтина, Г. М. Мухамедзянова, А. Я. Найн, Г. И. Оглоблина, Ю. Н. Петрова, Н. И. Пушкарская, А. Я. Савельев, А. П. Юзвик и др.).

Особо рассматривался вопрос о программно-целевом управлении в системе СПО. Наибольшее влияние на нашу работу оказали исследования по программно-целевому управлению в образовании B.C. Лазарева, A.M.

Моисеева, М. М. Поташника, С. А. Репина, И. К. Шалаева и др. Их исследования помогли нам сформировать собственную позицию.

При рассмотрении перспектив развития систем СПО учитывался зарубежный опыт, представленный в работах: Б. Макдоналд, Т.Н. Ф Матрусовой, D.H. Олейниковой, Б. Старцева, 3. Ханхарта, С. Боссио, П. С. Хейфеца и др.

Методология программно-целевого подхода изучалась нами по работам ее основоположников и последователей (В.П. Голубков, Л. Г. Евланов, С. Я. Куриц, И. С. Ладенко, Б. З. Мильнер, Дж. Моррисей, Ю. М. Самохин, М. И. Сетров, В. А. Силич, В. П. Тарасенко, Н. С. Стефанов, Н. П. Федоренко и др.).

На практическом уровне ведутся поиски регионального подхода при.

Ф> осуществлении различных направлений образовательной деятельности в ряде территорий страны: Алтайский край, Тульская область, Екатеринбургская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Великий Новгород, Самарская область, Курганская область, Новосибирская область и др.

Каждая новая работа обогащает педагогическую науку и практику, но остается много нерешенных проблем и рождаются новые.

Осуществление эффективного управления развитием СПО в регионе невозможно без соответствующих инструментов. Большие возможности для их создания содержит программно-целевой подход и построенное на его основе программно-целевое управление. Однако такое управление, соответствующее современному состоянию региональной составляющей системой образования, остается еще во многом не разработанным.

В этой связи возникает противоречие между потребностью в средствах управления развитием региональной системы среднего ^ профессионального образования на основе программно-целевого подхода и отсутствием теоретических и методических разработок по его практическому применению, учитывающих весь спектр региональных особенностей.

Все это определяет актуальность избранной для диссертационного исследования темы: «Механизм программно-целевого управления развитием региональной системы среднего профессионального образования», Проблема которой заключается в поиске эффективных путей применения программно-целевого подхода и средств программно-целевого управления, обеспечивающих развитие региональной системы СПО в новых социокультурных условиях.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: построить модель программно-целевого управления развитием региональной системы СПО и провести ее апробацию.

Объект исследования — развитие региональной системы СПО.

Предмет исследования — применение методологии программно-целевого подхода к управлению развитием региональной системы среднего профессионального образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы задачи:

1. Провести аналитический обзор работ по проблеме развития региональной системы СПО и определить совокупность положений, составляющих теоретические предпосылки исследования.

2. Изучить методологию программно-целевого подхода и выявить особенности ее использования для управления развитием региональной системы СПО.

3. Построить модель программно-целевого управления развитием региональной системы среднего профессионального образования.

4. Разработать критерии и показатели для оценки эффективности модели управления.

5. Экспериментально проверить эффективность использования модели программно-целевого управления развитием системы среднего профессионального Новосибирской области.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой управление развитием региональной системы СПО будет эффективным, если в регионе формируется общая концепция развития, основанная на разработанных теоретических положениях, и созданы механизмы программно-целевого управления развитием.

Теоретико-методологическими основами исследования послужили философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явленийо единстве теории и практикио взаимовлиянии происходящих социально-экономических изменений и обновлении системы непрерывного образованияметодология программно-целевого подходатерминологический подходконцепции управления педагогическими системами.

Базовыми принципами нашего исследования стали научные положения педагогики: принцип непрерывности, принцип адаптивности и преемственности, принцип вариативности, принцип региональности.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы теоретические методы: анализ философской, педагогической литературы, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы среднего профессионального образования, моделирование процесса управления.

Эмпирические методы были связаны с педагогическим экспериментом, беседами с руководителями образовательных учреждений СПО, работой с документами (планами, отчетами, статистическими данными), методами математической обработки результатов исследования.

Базой исследования избраны региональные органы управления образованием и средние профессиональные учебные заведения.

Новосибирской области (химико-технологический, радиотехнический и авиационный технический колледжи).

Исследование проводилось в несколько этапов с 1999 по 2004 год.

Первый этап (1999;2000г.г.) — аналитический — осуществлялось изучение и теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследованияопределились противоречия, объект, предмет исследования, разрабатывались цели и задачи.

Второй этап (2000;2002г.г.) — опытно-экспериментальныйпроводился поисковый эксперимент, сбор первичного материала по реорганизации сложившейся системы СПО в регионе. Создавалась модель управления развитием, обсуждалась с руководителями средних профессиональных учебных заведений Новосибирской области.

Третий этап (2002;2004г.г.) — заключительный — осуществлялась апробация модели, систематизация, обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации, определение дальнейших направлений решения проблем.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:

— Предложено рабочее определение «развитие региональной системы СПО».

— Разработана единая линия развития, включающая факторы, условия, тенденции, направления развития и соответствующие им задачи.

— Предложен новый состав и последовательность инструментов программно-целевого управления развитием (план, проект, программа).

— Создан механизм программно-целевого управления развитием региональной системы СПО — структурно-функциональная модель.

— Разработаны критерии и качественные показатели для оценки эффективности модели управления.

— Описаны пять уровней развития системы СПО на основе ряда качественных характеристик (низкий, допустимый, средний или нормальный, выше среднего, высокий) и высказано предложение о возможности использования интегральных (качественных и количественных) характеристик для самооценки уровня развития образовательной системы.

Практическая значимость исследования.

Выводы, заключение диссертации служат научно-обоснованными рекомендациями руководителям образовательных учреждений СПО. Результаты исследования реализованы в управленческой деятельности химико-технологического колледжа, авиационно-технического колледжа и радиотехнического колледжа Новосибирской области.

Концептуальный и технологический уровень модели управления, описание их составляющих могут быть использованы при разработке концепции и инструментов развития региональной системы СПО в других регионах. Предложенные критерии и показатели позволяют оценить эффективность функционирования, планов и программ перспективного развития.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечены интеграцией смежных наук в решении исследуемой проблемысочетанием эмпирических методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследованияположительными результатами опытно-экспериментальной работы, показавшими правомерность положений разработанной гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развития региональной системы среднего профессионального образования должно строится на теоретико-методологической базе, включающей ведущие положения «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Программы развития среднего.

11 профессионального образования в России на период 2000 — 2005 г. г." (цели, принципы, направления, задачи), систему понятий (развитие, фактор, условие, тенденция, регион и др.), линию развития, состоящую из группы влияния, направлений, задачосновные понятий и положений программно-целевого подхода (цель, планы, программы развития, методы и др.).

2. Механизмом программно-целевого управления развитием региональной системы СПО выбрана идеальная структурно-функциональная модель. Разработана ее структура, состоящая из концептуального и технологического уровней. Первый включает иерархическую систему целей (дерево целей), принципы, группу влияния, направления, задачи — то, что составляет основу аналитико-прогностического обоснования, создание концепции и целевой программы развития. Второй содержит функции управления, инструмент развития (план, проект, программа), оценки результатов. На базе идеальной модели создается реальная или рабочая.

3. Оценку эффективности модели программно-целевого управления развитием региональной системы СПО позволяют осуществить разработанные в ходе исследования следующие критерии:

— Сформированность единого образовательного пространства;

— Социально-педагогический;

— Профессиональное образование;

— Социализация и воспитание;

— Инновационные процессы.

Каждый критерий имеет три-четыре показателя.

4. По составу и структуре инструментов развития можно определить уровень функционирования и развития региональной системы СПО: низкий, допустимый, средний или нормальный, выше среднего, высокий. Средний и все последующие включают целевую программу. С него и начинается программно-целевое управление.

5. На основе разработанных теоретических положений создана реальная модель управления развитием системы СПО Новосибирской области. Результаты экспериментальной апробации подтвердили ее эффективность по принятым критериям и показателям. Реальная модель управления по составу и структуре входящих в нее элементов отнесена к среднему уровню развития.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на международных конференциях: «Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании» (Новосибирск, 2002), «Качество образования: системы управления, достижения, проблемы» (Новосибирск, 2003), «Региональное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (ПензаТула, 2004), «Проблемы качества образования в современном обществе» (Пенза, 2004) — Всероссийских: «Проблемы общества и человека в XXI веке» (Новосибирск, 2002), «Государство, право, образование» (Новосибирск, 2003) — на областных конференциях и семинарах, на Всероссийских совещаниях и конференциях, проводимых в Новосибирске по проблемам регионального развития СПО (2002,2003), а также нашли отражение в публикациях.

Результаты исследования представлены в форме рекомендаций Совету директоров образовательных учреждений СПО Новосибирской области, внедрены в химико-технологическом, радиотехническом и авиационно-техническом колледжах Новосибирской области.

Структура диссертации отражает общую логику научного исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе.

Результаты экспериментальной части исследования позволят сделать следующие выводы:

1 .С помощью структурно-функциональной модели была описана линия развития системы СПО Новосибирской области на период 2003;2008г.г. Цели и принципы определили отбор материала, помогли расставить правильные акценты при анализе причин и обстоятельств, влияющих на развитие системы СПО области. Итоги анализа учитывались при выборе направлений и задач.

При разработке плана мероприятий, как инструмента развития, учитывались цели двух нижних уровней, связанных с деятельностью образовательных учреждений, педагогов и студентов, предусматривались средства, обеспечивающие их достижения.

2. Разработанные критерии и показатели позволили произвести оценку эффективности применения созданной модели программно-целевого управления развитием системы СПО Новосибирской области в 2003;2004 учебном году. По большинству запланированных показателей выявлена положительная динамика. Отмечены те позиции, по которым требуется корректировка плана на следующий год. По ряду показателей, как и ожидалось, изменений не произошло. Они демонстрируют устойчивость функционирования системы.

В ходе опытно-экспериментальной работы получили подтверждения наши предположения. Модель управления развитием, критерии и показатели выполнили свое назначение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение современных требований к качеству подготовки специалистов среднего звена позволило обозначить проблему совершенствования управления развитием системы среднего профессионального образования.

В связи с этим в ходе работы были выявлены предпосылки ее решения и выбрано программно-целевое управление. Оно характеризуется широкими возможностями решения сложных и масштабных задач, интеграции разных видов управления и содержит механизмы управления развитием.

Анализ литературных источников по применению программно-целевого управления в экономике и образовании позволили разработать теоретико-методологические основы исследования, создать структурно-функциональную модель программно-целевого управления развитием региональной системы СПО, разработать критерии и показатели для оценки результатов.

Опытно-экспериментальная работа по практическому применению структурно-функциональной модели в системе СПО Новосибирской области показала, что ее реализация обеспечивает целостность, устойчивость и развитие региональной системы СПО.

Проведенное исследование подтвердило потребность в разработке теоретико-методологических основ программно-целевого управления развитием региональной системы СПО и создании модели в качестве механизма, который направлен на создание единого образовательного пространства, и который задает главные ориентиры развития каждому входящему в него образовательного учреждения системы СПО.

Таким образом, нами решены все поставленные задачи и подтверждена выдвинутая в начале работы гипотеза.

Данное исследование не исчерпывает всего содержания поставленной проблемы. Дальнейшая работа может быть продолжена по следующим направлениям: разработка количественных показателей для оценки уровня развития системы СПОсоздание единого информационного пространства, становление среднего профессионального образования как саморазвивающейся системы. Щ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. и др. Программно-целевой подход в управлении развитием образования в регионе Новгород, Изд. РЦРО, 1994.- 30 с.
  2. Агапова О, Кривошеева А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma mater. 1994. — № 1. — С. 18−22
  3. Н.В., Владимирова А. П., Государственно-общественное управление образовательными системами Саратов, ПКИ, 1996.- 40 с.
  4. И. Проектное управление в СВО // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 5. — С. 118 — 121
  5. Актуальные проблемы теории и практики среднего профессиональногообразования: Материалы науч практ. конф., 2000 — 2001 гг.: Абакан. 2001. — 170 с.
  6. Ю.Б. Прогностическая концепция целей и содержания. М., 1994. -134 с.
  7. А.В. Организационно-экономический механизм развития среднего профессионального образования: Автореф. дис.. канд. экон. н. СПб., 2001.- 19 с.
  8. П.Ф. Среднее профессиональное образование. 2000. М.: Изд-во МГУП. 2000. — 80 с.
  9. П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования. ИСПО РАО, Казань, 1999, 172 с.
  10. П.Ф., Демин В. М. и др., История среднего профессионального образования России. М.: Новь, 2000.-703 с.
  11. П.Ф., Состояние и перспективы развития среднего профессионального образования.// Проблемы и перспективы развития многоуровнего образования в учреждениях СПО: Материалы Всерос. Совещ. Ижевск: ИжГТУ. 2001. — С. 3−31.
  12. М. В., Стригун М. Н. Проектный подход как способ развития муниципальной системы образования. // Народное образование 2001. — № 8. -С. 33−38
  13. М.В. Управление муниципальной системой образования. Томск, 1999.-255 с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Наука, 1981.-368 с.
  15. Т.И. Проблемы функционирования и развития системы образования в г. Кемерово. Кемерово, 1996. — 167 с.
  16. В.А. Состояние и тенденции развития систем профтехобразования в новых социально-экономических условиях: Автореф. дис.. канд. пед. н. -М., 1996.- 18 с.
  17. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
  18. В.Н., Сальцева С. В. Опыт целевого проектирования жизнедеятельности колледжа.// Специалист.-2004.-№ 7.- С. 32−34
  19. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 225 с.
  20. С.А. Лекции по экономики образования. М.: ГУ — ВШЭ, 2002. -338 с. — (Серия: Библиотека развития образования)
  21. И.В. Организационно-педагогические модели интеграционных процессов в региональном образовании: Автореф. дисс.канд. пед. н. -Новгород, 2000. 17 с.
  22. М.Н. Менеджмент в образовании. М.: Изд. Совершенство, 1998.- 128 с.
  23. Большой энциклопедический словарь, 2-е изд., перераб. Доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия»: СПб.: «Нортинт», 2001. — 1456 с.: ил.
  24. Е.В. Концепция реформирования и развития системы образования в изменяющихся социально-экономических условиях.- Р.-на-Д., 1993, — 105 с.
  25. В.Т., Буглаев О. А., Совершенствование региональной системы профессионального образования. Брянск, БГТУ, 2000. — 128 с.
  26. Н.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьная технология. 2001.- № 2. — С. 108−114
  27. Е.В. Социальное партнерство и содержание профессионального образования // Сборник статей. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. М.: Изд. МГУП, 2000. — С. 28−32.
  28. C.JI. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка//ИЯШ. 2002.-№ 1.-С. 11−14
  29. А.Е. Оценочная деятельность старшеклассников в процессе проективного обучения: Автореф. дисс.канд. пед. н. Омск, 1999. — 18 с.
  30. В.А. Международный уровень управления качеством подготовки специалистов.// Специалист.-2004.-№ 7.- С. 35−37
  31. Высшее и среднее профессиональное образование Российской Федерации: Стат. справочник / НИИ высш. образования. Центр образоват. статистики. -М., 2000: / Зуев В. М., Сазонов Б. А., Яценко В. Е. и др. Под ред. Савельева А. Я. -100 с.
  32. Высшие и средние специальные учебные заведения Новосибирской области Новосиб. обл. ком. гос. статистики: (Стат. сб.) Новосибирск. 2003. 54 с.
  33. A.JI., Тимофеев В. В., Непрерывное образование в университетском комплексе. Система среднего профессионального образования: Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2001. объем 128 с.
  34. Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: Автореф. дисс .канд. пед. н. -Саратов, 1997.-25 с.
  35. С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: Автореф. дисс .канд. пед. н. СПб, 1995. — 14 с.
  36. .С. Методологические проблемы педагогического прогнозирования в системе среднего профессионального образования. Вопросы совершенствования подготовки специалистов со средним специальным образованием: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ. 1987. -С. 66−80
  37. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект, 1997.-697 с.
  38. А.Т. Британская профшкола: Методическое пособие. Москва: Издательский центр АПО, 1999. — 59 с.
  39. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. Научное издание / Под общей ред. Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 540 с.
  40. Л.В., Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования// Педагогика. 2001. — № 3. — С. 48−52
  41. Е.П. Программно-целевой метод управления: М.: Знание, — 1980 -64 с.
  42. Ю., Давыдов И., Лазарев В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года. // Нар. образование, 1993. № 1
  43. Н. Л. Научно-методические основы мониторинга реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования: (На прим. пед. спец.): Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000. 19 с.
  44. В. М., Средняя профессиональная школа России: к новому качеству // Народное образование. 2001. — № 6. — С. 193−197
  45. В.М., Среднее профессиональное образование России: состояние, проблемы, перспективы развития.// Специалист.-2001 5.- С.2−7
  46. В.И. Организация управления деятельностью персонала образовательных систем (монография). М.: ИТ АР ТАСС, 1997. — 151с.
  47. О.В. К вопросу о понятии и принципах непрерывного образования. Актуальные проблемы теории и практики среднего профессионального образования: Материалы научн.-практ. конф. 2001. — С. 41−43
  48. С.Н. Кризисные предпосылки интеграции науки, образования и культуры / Материалы международного семинара «Концепция филисофии образования и современная антропология». Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2001.-С. 162−167
  49. Н. Управление проектами в образовании// Народное образование. -2002.-№ 5.-С. 94−106
  50. А.В. Социальные аспекты регионализации системы образования в условиях реформирования российского общества: Дисс.. канд. социол. н. -Тюмень, 1998.-131 с.
  51. Г. П. Педагогические условия информатизации педагогического колледжа. Диссертация. канд. пед. наук. Новосибирск. 2004. -209 с.
  52. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ.
  54. В.М. Основные тенденции в изменении требований производства к специалистам со средним профессиональным образованием. Вопросы совершенствования подготовки специалистов со средним специальным образованием: Сб. науч. тр. -М.: НИИВШ. 1987. — С. 5−16
  55. Г. И., Кирилова Г. И., Образование и его модернизация при сочетании форм обучения// Колледжное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Казань.: КГТУ. 2001. — С. 32−34
  56. Г. И., Лопухова Т. В. Проблемы качества образовыательных стандартов среднего профессиолнального образования: Пособие для работников системы СПО / Под ред. Ибрагимова Г. И. Казань: ИСПО РАО, 2001.-48 с.
  57. Г. Л. Теоретические основы проектного образования: Автореф. дисс.докт. пед. н. Казань, 1995. — 38 с.
  58. Инновации в российском образовании: Нач. проф. образование 2000 / М-во образования Рос. Федерации. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 152 с.
  59. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. М.: Изд. МГУП, 2000. — 80 с.
  60. Э.Б., Образовательные комплексы: проблемы и перспективы. Образование. Управление. Экономика.// Народное образование.-2002.-№ 5.-С. 17−20
  61. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? Сборник. Под общей редакцией В. Д. Демина Москва, 2003. — 288 с.
  62. В.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: — Академический проект, 2003. — 160 с. — («Gaudeamus»)
  63. Колледжное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы докл. и выступлений на науч.-практ. конф. (г. Казань, 2 нояб. 2001 г.): Казань.: КГТУ. 2001. 245 с.
  64. Е.Н., Подготовка специалистов среднего звена. // Специалист.-2002.-№ 3.- С. 2
  65. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях / Методическое пособие. Издан коллективом авторов М.: — Институт проблем развития СПО, 2002. -50 с.
  66. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Творческая педагогика, 1993. — 140 с.
  67. Концепция кадрового обеспечения отраслей экономики Новосибирской области на период до 2008 года.
  68. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, (утверждено распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)
  69. И. Г. Московский С.Б. Создание системы непрерывного образования на государственном уровне требование времени. / Сборник статей. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. — М.: Изд. МГУП, 2000. — С. 32−37.
  70. Е.А. Научное обеспечение стандартизации профессиональной подготовки / Под ред. Г. В. Мухаметзяновой- Рос. акад. образования. Ин-т сред. проф. образования. Казань: Казань, гос. технол. ун-т, 2000. — 197 с.
  71. П.П., Афанасьев В. Ф., Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири. Новосибирск, НГПИ, 1986. — 235с.
  72. B.C. Конструирование программы развития региональной образовательной системы (на примере Ленинградской области): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -С.-Пб., 1992. 17 с.
  73. Г. А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. М.: Изд-во РУДН, 2002. -198 с.
  74. В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. -СПб.:СПбГУПМ, 2001. 166 с.
  75. B.C. Исследовательская проектная деятельность как форма учебного сотрудничества: Автореф. .канд. пед. н. -М, 1996. -25 с.
  76. И.С., Тульчинский Г. Л. Логика целевого управления. -Новосибирск: Наука. Сибирское отдел., 1988−208 с.
  77. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Метод, пособ. для руков. общеобразовательных учреждений М.: МП «Новая школа», 1993.-48 с.
  78. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.
  79. П. В., Андриенко Е. В. Концепция непрерывного педагогического образования // Актуальные проблемы подготовки будущих педагогов. Новосибирск, 2000
  80. П.В. Стратегия развития региональной системы непрерывного педагогического образования (на материалах Западной Сибири). -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. 176 с.
  81. И.И. Имитационное моделирование учебных программ. М.: Педагогика, 1980. — 127 с.
  82. ., Подготовка специалистов среднего звена в США.// Специалист.-2002.-№ 3.- С. 2−3
  83. Т.Н., Организация профессиональной школы в Японии.-М.: ИВ РАН., 1999.-168 с.
  84. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. 20 000. — № 4. — С.38−43
  85. Международная стандартная классификация образования ЮНЕСКО. -Париж, 1997.
  86. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой. М., Логос, 1992.- 180 с.
  87. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Изд. «Наука», 1980. — 376 с.
  88. Министерство образования Российской Федерации, Инновации в российском образовании: Сред. проф. образование, 2000: Сб. ст. М.: МГУП. 2000. 80 с.
  89. Г. И. Организация управления профессиональным колледжем в новых условиях хозяйствования: Автореферат дисс.. канд. экон. наук. -С.-Пб., 2000.-16 с.
  90. А.И., Совершенствование управления системой профессионального образования Санкт-Петербурга: Материалы темат. семинара, СПб., 1999. -88 с.
  91. Модернизация российского образования: документа и материалы /Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 332 с. — (Серия: Библиотека развития образования).
  92. Ю.И., Системное управление средним специальным учебным заведением. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997. — 132 с.
  93. К.Е. Математическое моделирование в научном познании. М.: -Мысль, 1969.-279 с.
  94. Дж. Целевое управление организацией: Пер. с англ. / Под ред. И. М. Верещагина, — М.: Сов. Радио, 1979. 144 с.
  95. Г. И. Совершенствование управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях: (На материале Респ. Саха (Якутия)): Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 2000.-16 с.
  96. Г. В., Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе. Казань.: ИСПО РАО. 1998. -128 с.
  97. Л. Б. Обшаров Н.С. Инновационный подход в организации непрерывного профессионального образования. / Сборник статей. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. М.: Изд. МГУП, 2000. — С. 37−40.
  98. А .Я., Клюев Ф. Н., Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: ин-т. разв. проф. образ., 1998.-264 с.
  99. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания работников образования. М. — 2000. — С. 34 — 42
  100. A.M. Профессиональное образование в регионе. // Профессионал, 1993, N 7−8.
  101. Г. И. Программно-целевой подход в управлении развитием образования на региональном уровне. М.: МГПУ, 1999. — С. 169−187
  102. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл. -корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: рус. яз., 1988.-750 с.
  103. Q.ff. Реформирование профессионального образования за рубежом. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003.- 152 с.
  104. П.Н., Вагапова Н. А., Шимрова JI.A. Социально-педагогический портрет студента средней профессиональной школы. Казань.: ИССО РАО. — 1998. — 56 с.
  105. Основные итоги социально-экономического развития Новосибирской области 2000 2003 г. г. Новосибирский Облкомстат, 2003. — 74 с.
  106. E.JI. Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе. Автореф. Дисс. докт.пед.н. Тольятти. 2000. — 35 с.
  107. Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования (аспект управления): Дис.докт. пед.н. -Н.Новгород, 1996. 220 с.
  108. B.C. Теоретические основы управления. -М.:Высшая школа, 1990, — 173 с.
  109. В.И. Региональная структура управления образованием. //Сов.педагогика, 1991, N9.
  110. Г. Н. Формирование общеучебных умений важное условие самообразования и развития личности студента. — М., ИПР СПО, 2002., С. 152−155
  111. .Т. Профессиональное образование: (Опыт, противоречия и тенденции реформирования на материалах России и Украины, 1980−1990-е г. г. Дисс.. докт. ист. н. М.: 1995. — 317 с.
  112. В.П. Система среднего специального образования в СССр и Российской Федерации в 1917—2000 гг..г.: Дис.. канд. ист. наук. М., 2001. — 242 с.
  113. Постановление Правительства от 3 марта 2001 г. № 160 «Об утверждении типового положения о среднем профессиональном образовательном учреждении (среднем специальном учебном заведении) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919
  114. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 „Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 23 октября 2000 г. -№ 43. — Ст. 4249.
  115. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: Состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1998. — 176 с.
  116. Проблемы и перспективы организации многоуровневого образования в учреждениях СПО: Материалы Всерос. совещ.,: Ижевск.: ИжГТУ, 30 мая -1 июня 2001 г.
  117. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001−2005 гг. (Утверждена Минобразованием РФ 05.03.2001)
  118. Программа развития среднего профессионального образования на 20 002 005 01.02.2000 № 305 (с изменениями в соответствии с приказами Минобразования России от 10.05.2001 № 2015 и от 09.09.2002 № 3242)
  119. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей и территориальных образовательных систем /Под ред. A.M. Моисеева. М.: Пед-ое общество России- Московское отделение, 1999.- 256 с.
  120. Проект концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года (разработан Министерством экономики Российской Федерации).
  121. Профессиональное образование и формирование личности специалиста / Научно-методический сборник. Составители А. С. Щепотин и др. М.: -Институт проблем развития СПО, 2002. — 175 с.
  122. Профессионально-техническое образование // Перспективы. М.- Париж, 2000.-Т. 29, N 1.-27−152 с.
  123. Н. И. Стратегическое планирование социально-экономического развития средних профессиональных образовательныхучреждений: Автореферат дисс. канд. экон. наук. С. — Пб., 2000.- 19 с.
  124. Развитие региональной системы образования. Опыт и перспективы: Сб. науч. Материалов к 60-летию НИРО. Н. Новгород, 1998. — 25 4 с.
  125. Развитие региональной системы образования: Методология, теория, практика: Сб. трудов Рязань, 1997. — 53 с.
  126. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений / Под ред. В. И. Загвязинского, С. А. Гильманова. М.: Изд. АСОПиР, 1998.-108 с.
  127. С.С. Развитие социальной компетентности студентов на основе проектного обучения в вузе: Автореф. дисс.канд. пед. н. СПб, 2003. -22 с.
  128. Регион: Управление образованием по результатам Теория и практика/ Под редакцией П. И. Третьякова. М.: Новая школа. — 2001. — 875 с.
  129. Репин С. А Программно-целевой принцип управления образованием Монография / Под редакцией Г. Н. Серикова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-221 с.
  130. Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции / Под ред. Б. Л. Вульфсона и др. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. — 272 с.
  131. Ю.М. О перспективах и проблемах среднего профессионального образования в России // СОЦИС, № 9, 1997. С. 69−78
  132. А.Я., Акатьев А. П. и др., Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. М.: НИИВО. 1999. — 168с.
  133. А .Я., Зуев В. М., Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования: теория, методология, практика. М.: 1999. -192. с.
  134. А.Я., Кухтина И. Г. и др., Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования. М.: НИИВО. 2000.- 204 с.
  135. . Общество и образование: Пер. с англ./ Общ. Ред. И предис. Пилиповского В. Я. М.: Прогресс, 1989. 197 с.
  136. Ю.М. Методы программно-целевого планирования // Экономика и математические методы. М.: Изд. „Наука“. — 1974. — том X. — вып. 5. — С. 994- 1002
  137. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. Курган: Изд-во „Зауралье“, 1997.-464 с.
  138. Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация / Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ „Факел“, 1998. — 664 с.
  139. Система профессионального образования в Российской Федерации. Доклад / Под ред. О. Н. Олейниковой. М., 2001. — 89 с.
  140. И.П. Профессионально-техническое образование: ретроспектива и перспектива // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: в 2-х т. Т. 1 / Научный редактор И. П. Смирнов. М.: ИРПО АПО, 1999. -С.11−32.
  141. Совершенствование региональной системы профессионального образования: Монография /Под редакцией В. Т. Буглаевой, О. А. Буглаева и др. Брянск: БГТУ, 2000. — 128 с.
  142. Современный словарь иностранных слов: 0к.20 000 слов. СПб.: „Дуэт“, 1994.-752 с.
  143. Социально-экономические финансовые нормы и нормативы функционирования и развития учреждений среднего и высшего профессионального образования: М.: НИИВО., 2001. 132 с.
  144. ., Учиться подано!: Профтехобразование Финляндии// Итоги -М., 2000. № 25. — С. 54−57
  145. В.Н. Теория и практика „метода проектов“ в педагогике XX века: Автореф. .канд. пед. н. Рязань, 2003. — 20 с.
  146. И.М. Технология проектного обучения как средство учебно-познавательной самостоятельности студентов младших курсов педагогических вузов: Автореф. .канд. пед. н. Мурманск, 2002. — 21с.
  147. Н.С. и др. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика: Перевод с болгарского. М.: Изд."Прогресс», 1975. — 198 с.
  148. Теоретико-методологические основы исследования проблем развития региональной образовательной системы: Сб.науч. трудов. Череповец, 1996.-152 с.
  149. Техническое и профессиональное образование и обучение в XXI веке. Рекомендации ЮНЕСКО и Международной Организации Труда 2002 г. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003. — 83 с.
  150. П.И. Управление: школа-район-город. Учебное пособие. М.: Прометей, 1991.
  151. В.Н. Интеграция как фундаментальный принцип образовательной революции // Политика в сфере образования. За возрождение России: Новосибирск, НГАСУ, 1992. С. 28−46
  152. Ф., Федоров С. Возможно ли непрерывное профессиональное образование. // Народное образование. 2002. — № 5 С. 110−114
  153. Управление развитием образования в регионе на рубеже XXI века: Тезисы третьей Всероссийской научно-практической конференции. 4.1: Тенденции и проблемы развития образования в регионе. Ульяновск, 1997. — 52 с.
  154. Управление развитием школой: пособие для руководителей образовательных учреждений/ под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995. 464 с.
  155. Т.М. Развитие образовательного пространства региона посредством создания новых видов инновационных образовательных учреждений Автореф.дисс. канд.пед.н. Барнаул. 2000. — 29 с.
  156. Л.С. Рейтинговая система контроля знаний и педагогическая диагностика как средства управления учебным процессом в профессиональном образовательном учреждении. Автореф. дисс канд.пед.н. Ставрополь. 2000. — 22 с.
  157. К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. / Редкол. И. И. Кондаков. М.: Педагогика, 1988.
  158. Федеральная программа развития образования (одобрена Правительством Российской Федерации на заседании 24 июня 1999 г. /протокол № 25, раздел 2, п.2/).ГОС СПО и учебные планы средних профессиональных учебных заведений России.- М., 2002.
  159. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001 2005 гг.) (Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 г. № 1275).
  160. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 апреля 2000 г. — № 16. -Ст. 1639.
  161. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3. -Ст. 150.
  162. Н.П. и др. Система комплексного планирования. Экономика и математические методы, 1972.- т. VIII, вып. 3. С. 325−327
  163. Философский словарь. М., 1983. — 760 с.
  164. Ханхарт 3., Боссио С., Издержки и выгоды двойного ученичества: уроки швейцарской системы//Международный обзор труда. М.: 2000. — 137, № ¾.-151−172 с.
  165. П.С., Мировой опыт профессионального образования и возможности его использования в России. Санкт-Петербург, ЦИПКРР и СПО. — 1996. — 57 С.
  166. И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 3−10
  167. В.Д. Философия образования и образовательные политики.- М. .-Логос, 1993.-181 с.
  168. Шалаев И.К., Мотивационное программно-целевое обеспечение управления вузом. Учебно-методическое пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.-43 с.
  169. И.К. Программно-целевые технологии решения актуальных проблем психологии управления школой. Методические разработки по результатам исследования. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1992. 41с.
  170. Г. М. Социально-педагогические основы регионализации образования: (На примере Волго-Камского края): Дисс. .канд. пед. н. -Йошкар-Ола, 2000. 139 с.
  171. А.Е. Педагогические условия формирования готовности студентов среднеспециальных учебных заведений к проектной деятельности: Автореф. дисс .канд. пед. н. Калининград, 2000. — 18 с.
  172. В.А. Моделирование и философия. М., JL: Наука, 1966. -301 с.
  173. А.П., Методические положения программно-целевого управления развитием сферы профессиональных образовательных услуг. Предпринт. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. -21с.1. Основные публикации:
  174. Л.А. Управление региональной системой профессионального образования в условиях ее модернизации. Материалы Международной научно-практической конференции 2003 г. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. — С.126−128 (0,18 п.л.).
  175. Л. А. Программно-целевое управление развитием региональной системой среднего профессионального образования // Библиотечные ресурсы региона: Сборник научных трудов / ГПНТБ СО РАН.-2004 С. 304−308 (0,31 пл.).
Заполнить форму текущей работой