Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов
Диссертация
Несмотря на интерес к проблеме агрессивности спорта, существующие экспериментальные данные (С.Е. Татаржицкий, 2003;6- А. Ф. Шестак, 2003; П. Б. Кутергин, 2007; А. Ю. Неганов, 2007), лишь узко касаются специфических вопросов управления агрессией спортсменов и, как правило, находят свое выражение в методических рекомендациях для тренеров различных видов спорта. Не удовлетворяющим потребности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ СПОРТСМЕНОВ
- 1. 1. Понятие и виды агрессии в спорте
- 1. 2. Факторы агрессивного поведения спортсменов
- 1. 3. Профилактика и коррекция агрессии в спорте
- 1. 4. Компетенция в профилактике и коррекции агрессии спортсменов, как фактор успешности деятельности спортивного педагога
- ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ СПОРТСМЕНОВ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ЕЁ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ
- 3. 1. Выявление прогностической ценности тестов на агрессивность, представленных в специальной литературе, применительно к проблеме исследования
- 3. 2. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями спортсменов
- 3. 3. Влияние на агрессивность спортсменов личности тренера и особенностей психологического климата внутри спортивного коллектива
- 3. 4. Особенности действия ситуативных факторов агрессии в зависимости от типа физического контакта между соперниками
- 3. 5. Модель возникновения агрессии у спортсменов, находящихся в условиях тренировочной и соревновательной деятельности
- 3. 6. Исследование у студентов физкультурного вуза сформированное&trade- компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов
- ГЛАВА IV. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И
- КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
- 4. 1. Теоретическое обоснование методики формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов
- 4. 2. Результаты педагогического эксперимента по формированию у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. Екатеринбург: Деловая кн., 1999. — 192 с.
- Айзенк, Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон — пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2000. — 284 с.
- Аринкин, Е. А. Проектирование содержания обучения на основе диагностирования уровней усвоения знаний в условиях компьютеризации учебного процесса: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Аринкин. М., 1994. — 160 с.
- Ашкинази, С. М. Агрессивность и ее коррекция у спортсменов-единоборцев / С. М. Ашкинази и др. // Спорт и здоровье: второй междунар. конгресс.: материалы конгресса. СПб., 2005. — С. 16 — 17.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабушкин, Г. Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям: учеб.-метод, пособие для тренеров, спорт, психологов, асп., преп., студ. физкульт. вузов / Г. Д. Бабушкин. Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. — 92 с.
- Балаев, А. А. Активные методы обучения / А. А. Балаев. М.: Профиздат, 1986. — 96 с.
- Балановская, Л. Г. Формирование педагогической толерантности будущих педагогов физической культуры и спорта: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Балановская. Омск, 2012. — 23 с.
- Басс, А. Г. Психология агрессии / А. Г. Басс // Вопросы психологии. -1967.-№ 3,-С. 60−67.
- Батурин, А. В. Влияние занятий спортом на проявление различных видов агрессии /А. В. Батурин // Сборник научных трудов молодых ученых. -Смоленск, 2004. Вып. 11. — С. 69 — 72.
- Бельчиков, Я. М. Деловые игры / Я. М. Бельчиков, М. М. Тирштейн. -Рига: Авотс, 1989.-303 с.
- Блинов, В. А. Управление конфликтами в процессе подготовки футболистов-юношей 13−14 летнего возраста: автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Блинов. Омск, 2001. — 24 с.
- Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон СПб.: Питер, 2001. — 330 с.
- Варнан, Ф. Попытки выявления причин агрессивного поведения у пятнадцатилетних подростков в процессе игры в баскетбол / Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт: тем. подборка // ВНИИФК.- М., 1993. Вып.З. — С. 19 — 25.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1988. — 353 с.
- Воробьев, Я. А. Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки пловцов высокой квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Я. А. Воробьев. Омск, 1999. — 19 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология: науч. изд. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 534 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский — Предисл. А. Н. Леонтьева. М.: Искусство, 1986. — 573 с.
- Гаврикова, О. Ю. Формирование гуманистической педагогической позиции студентов физкультурного вуза на основе активизации нравственно-когнитивной и субъектной сфер: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Ю. Гаврикова. Омск, 2004. — 24 с.
- Глазина, Т. А. Гуманизация учебной деятельности студентов средствами физической культуры : методические рекомендации / Т. А. Глазина.- Челябинск: УралГУФК, 2009. 64 с.
- Гогунов, Е. Н. Система непрерывного психологического образования специалистов физической культуры и спорта / Е. Н. Гогунов. Москва-Тольятти: МПГУ-ТГУ, 2003. — 326 с.
- Гончаров, Ю. В. К вопросу об актуализации существующей проблемы агрессии в современном спорте / Ю. В. Гончаров // Спортивный психолог. -2009.-№ 2(17).-С.14- 15.
- Гримак, Л. П. Общение с собой / Л. П. Гримак. М.: Изд-во полит, литры, 1991.-336 с.
- Громкова, М. Г. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М. Г. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
- Денисов, В. В. Социология насилия: критика современных буржуазных концепций / В. В. Денисов. М.: Политиздат, 1975. — 214 с.
- Джамгаров, Т. Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений / Т. Т. Джамгаров // Психология и современный спорт / под ред. А. Ц. Пуни М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 12 — 21.
- Дмитриев, А. П. Управление конфликтами в процессе подготовки квалифицированных футболистов: автореф. дис.. канд. пед. наук/ А. П. Дмитриев. Омск, 1991. — 19 с.
- Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -СПб., 2003.-С. 310−327.
- Занина, Л. В. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова //Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-С. 110−115.
- Зверков, А. Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) / А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ. — 1990. — С. 116 — 126.
- Зеер, Э. Ф. Инновации в профессиональном образовании : науч.-метод.пособие / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков — Урал, отд-ние Рос. акад. образования,/
- Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург.: Издательство РГППУ, 2007. — 214 с.
- Зимняя, И. А Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя Исследование центральных проблем качества подготовки специалистов. -М.: 1999. 67с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования/ И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34 -42.
- Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Профессиональное образование. -2006,-№ 2.-С. 18.
- Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко — под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Иванов, Д. И. Как можно оценивать компетентности?/ Д. И. Иванов // Директор школы. 2007. — № 6. — С. 80 — 85.
- Иванов, Д. И. Профессиональная компетентность учителя / Д. И. Иванов // Директор школы. 2007. — № 6. — С. 54 — 57.
- Иванов, Д. И. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе / Д. И. Иванов // Школьные технологии.-2008,-№ 1.-С. 149- 158.
- Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард — перев. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
- Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. -189 с.
- Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Флинта, 1998. — 192 с.
- Келлер, В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях: автореф. дис. докт. пед. наук / В. С. Келлер. М., 1975. — 33 с.
- Киселева, Е. В. Формирование субъект-субъектных отношений в воспитании спортсменов / Е. В. Киселева // Теория и практика физической культуры. 2004. № 9. — С. 59−63.
- Китайгородская, Г. А. Активизация учебной деятельности / Г. А. Китайгородская. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 128 с.
- Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссий: (анализ зарубеж. опыта) / М. В. Кларин — НПЦ «Эксперимент». Рига, 1995. — 176 с.
- Ковалева, И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста: коррекционная прогр. / И. В. Ковалева — 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007.-48 с.
- Колмогорова, Н. В. Формирование типов направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Колмогорова. Омск, 2005. — 179 с.
- Коломейцев, Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. М., ФиС, 1984. — 201 с.
- Крауклис, А. А. Саморегуляция высшей нервной деятельности. Рига: Изд-во Латв. ССР, 1964. — 288 с.
- Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
- Кривошеева, О. Р. Формирование социальной ответственности студентов физкультурного вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук/ О. Р. Кривошеева. Омск, 2007. — 24 с.
- Кузнецов, С. А. Формирование социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту / С. А. Кузнецов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 1 (71). СПБ, 2011. — С. 58−60.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб., 1993. — 54 с.
- Кутергин, Н. Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов: дис. канд. пед. наук. СПб., 2006. -212 с.
- Леви, В. Л. Везет же людям.: (Психология здоровья)/ В. Л. Леви. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 256 с.
- Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1972. — № 6. — С. 168 — 173.
- Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов. // Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118 — 129.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев -М.: Изд-во МГУ, 1971.-217 с.
- Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц М., 1994. -269 с.
- Майерс, Д. Дж. Социальная психология / Д. Дж. Майерс — перевод с англ. СПб: Питер, 1997 — 688 с.
- Мак-Кей, М. Укрощение гнева / М. Мак-Кей, П. Роджерс, Ю. Мак-Кей — пер. с англ. Меленевской и др. СПб. Литер, 1997. — 344 с.
- Марищук, В. Л. Информационные аспекты управления спортсменом / В. Л. Марищук, Л. К. Серова. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 111 с.
- Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов, обучающихся по спец. 33 100 Физ. культура / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 2005. — 349 с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: РАГС, 1996.-308 с.
- Мартене, Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартене. М.: ФиС, 1979.- 176 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность: 3-е изд. / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-352 с.
- Матвеева, Е. Б. Проблема агрессивности в зарубежной психологии / Е. Б. Матвеева, А. Н. Романин, Е. Б. Романина // Теория и практика физической культуры. М., 1982. — № 9. — С. 54 — 56.
- Мироненко, Ю. А. Формирование перцептивных умений у студентов -будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ю. А. Мироненко. Омск, 2009. — 23 с.
- Михеев, И. А. Психолого-педагогические принципы формирования профессильной компетентности студентов в работе с трудными подростками : дис.. канд. пед. наук / Михеев И. А.- РГАФК. М., 2000. — 129 с.
- Налчаджян, А. Агрессивность человека / А. Налчаджян и др. ПИТЕР, 2007.-734 с.
- Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин М.: Академия, 2010. — 336 с.
- Неганов, А. С. Снижение агрессивности студентов на занятиях физической культурой в системе среднего профессионального образования : дисс.. канд. Пед. наук: 13.00.04. Челябинск, 2007. — 179 с.
- Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия- векторы развития / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Петров, А. Б. Особенности проявления физического и психического здоровья у спортсменов-единоборцев / А. Б. Петров, В. В. Смирнова, А. В. Мелкова // Детский тренер. 2008. — № 3. — С. 16 — 23.
- Писаренко, В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека / В. М. Писаренко // Психологический журнал. 1986. -Т.7. — № 5. — С. 62−72.
- Плаксина, И. В. Формирование профессионального самосознания студентов физкультурного вуза: автореф. дис.. канд.пед.наук/ И. В. Плаксина. -Омск, 2003.-23 с.
- Платонов, К. К. Психология / К. К., Платонов, Г. Г. Голубев М: Высшая школа, 1977. — 344 с.
- Платонова, 3. Н. Агрессия как фактор адаптации подростков, занимающихся спортом / 3. Н. Платонова // Спортивный психолог. 2009. — N 3 (18).-С. 67−69.
- Пономарев, Н. И. Малые группы, лидерство и конфликты в спорте / Н. И. Пономарев // Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб, 1996. — С. 152 — 166.
- Пуни, А. Ц. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для институтов физической культуры / под ред. Т. Г. Джамгарова и А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 143 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен — Пер. с англ. М.: Когнито-Центр, 2002. -396 с.
- Ражина, Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», на основе ассертивной модели поведения: дис.. канд. пед. наук/ Н. Ю. Ражина. Омск, 2006. — 144 с.
- Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
- Реан, А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А. А. Реан // Ананьевские чтения 97. — СПб., 1997,-№ 2.-С. 13−16.
- Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. 1996. — № 5. — С. З — 18.
- Реан, А. А. Аутоагрессивный паттерн личности / А. А. Реан // Тезисы научно-практической конференции Ананьевские чтения 97. — СПб., 1998. -С.11 — 14.
- Реан, А. А., Тендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. 1999. — № 3. — С.6 — 7.
- Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии, учебно-методическое пособие / Г. В. Резапкина. М., 2005. — 208 с.
- Ройтбак, А. И. Глия и ее роль в нервной деятельности / А. И. Ройтбак. -СПб.: Наука, 1993.-352 с.
- Романин, А. Н. Проблемы агрессивности в зарубежной психологии спорта (критика зарубежных концепций агрессивности в спорте) / А. Н. Романин, Е. Б. Матвеева. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986. — 20 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн и др. СПб.: Питер, 1999. — 712 с.
- Румянцева, Т. Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1992. — № 5/6. — С.35 — 40.
- Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. вып. № 1. — М., 1991. -С.63 — 67.
- Сафонов, В. К. Агрессия в спорте: монография / В. К. Сафонов. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2003. — 157 с.
- Сахарова, Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н. С. Сахарова // Вестник ОГУ. -1999. № 3. — С.51 -58.
- Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк М., 2006. — 160с.
- Сергеев, О. М. Психологический настрой и агрессия в спортивном бою / О. М. Сергеев // Ученые записки университета. № 4. — СПб, 2008. — С.75 — 78.
- Сиваков, В. И. Агрессию, тревожность можно уменьшить:воздействие средств физической культуры на психическую напряженность личности. / В. И. Сиваков // Физическая культура в школе. 2007. — № 8. — С.73 — 74.
- Сиротин, О. А. Воздействие фрустрирующих ситуаций на социальную адаптацию спортсменов к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / О. А. Сиротин, В. И. Сиваков. // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 3. — С. 6 — 8.
- Смоленцева, В. Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: учеб.-метод, пособие для студ. физкульт. вузов по спец. «Физ. культ, и спорт», спорт, педагогов и спортсменов / В. Н. Смоленцева. -Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. 92 с.
- Смоленцева, В. Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов/В. Н. Смоленцева. Монография. — Омск: СибГУФК, 2003. — 196 с.
- Смоленцева, В. Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов : дис.. д-ра психол. наук / В. Н. Смоленцева. Омск, 2006. — 314 с.
- Смолкин, А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. М. Высш. шк, 1991.- 176 с.
- Сопов, В. Ф. Многоуровневая детерминированность черт агрессивности и проблема проявления в спорте высших достижений / В. Ф. Сопов // Спортивный психолог. 2008. — № 2. — С. 18−21.
- Столяренко, JI. Д. Психология и педагогика: учеб. для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. 3-е изд. — Ростов-н/Д: Феникс, 2012.-636 с.
- Сукиасян, С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности / С. Г. Сукиасян. М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 190 с.
- Сулейманов, И. И. Основы спортивной конфликтологии: монография / И. И. Сулейманов. М.: ФиС, 1998. — 142 с.
- Татаржицкий, С. Е. Классификация видов спорта по степени агрессивности / С. Е. Татаржицкий // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф., (23−25 марта 2005 г.) / ДальневостГАФК. Хабаровск, 2005. — С. 340 — 344.
- Татаржицкий, С. Е. Методики изучения и коррекции агрессии в спорте:учеб. метод. пособие / С. Е. Татаржицкий, В. П. Каргаполов, Т. В. Хромина. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2003. — 51 с.
- Татаржицкий, С. Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболиста на основе коррекции агрессивных действий: автореф. дис.. канд. пед. наук./ С. Е. Татаржицкий. Хабаровск, 2003. — 23 с.
- Томилов, В. Н. Агрессивность в спорте : социально-биологический аспект / В. Н. Томилов // Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 10. -С. 39−41.
- Третьякова, Т. Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста: монография / Т. Н. Третьякова. Челябинск: ИЗд. ЮУрГУ, 2000. — 199 с.
- Уэйнберг, Р. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. Уэйнберг, Д. Гоулд. Киев: Олимпийская культура, 2001 .-335 с.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фром — пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. М., 1994. — 624 с.
- Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. 1978. — № 6. — С. 94 — 104.
- Ханин, Ю. Л. Межличностные конфликты в спортивно-игровой деятельности / Ю. Л. Ханин. // Теория и практика физической культуры. 1976. № 7.-С. 11−14.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М., 1986, т.1, С. 365 -405.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен — Изд-е 2-е. -М., 2003.-860 с.
- Холичер, В. Человек и агрессия / В. Холичер. М., 1973. — 129 с.
- Хромина, Т. В. Агрессия, спорт и подросток / Т. В. Хромина, В. В. Сорокин. Хабаровск: ХГУ, 1999. — 213 с.
- Хромина, Т. В. К вопросу о понятии «агрессия» в агрессологии / Т. В. Хромина // Физическая культура и спорт в современном обществе:(материалы Всерос.науч.конф. 26−28 марта 2003 г.). Хабаровск, 2003. — Ч. 1. — С. 239 — 244.
- Хромина, Т. В. Направления коррекции агрессии в порте / Т. В. Хромина // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы межрегион, симп. по спортивной психологии. Омск, 2004. — С. 48 -51.
- Хромина, Т. В. Особенности проявления агрессии единоборцами / Т. В. Хромина, Р. В. Киселев // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф., (23−25 марта 2005 г.) / ДальневостГАФК. Хабаровск, 2005. — С. 405 — 408.
- Хромина, Т. В. Потребностно-мотивационная сфера у студентов-спортсменов с различным уровнем агрессивности / Т. В. Хромина, Н. М.
- Хромина, Т. В. Проблема агрессивности в спорте / Т. В. Хромина, С. Е. Татаржицкий // Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке: материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 2001. — С. 286 -290.
- Худадов, Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: дис.. д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Н. А. Худадов. М., 1997. — 121 с.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
- Хуторской, А. В. Соотношение деятельности и содержания образования / А. В. Хуторской // Школьные технологии 2007 № 3 — С. 10−17.
- Черникова, О. А. Психологические особенности спортивных эмоций: (исследование факторов психологической подготовки спортсменов) / О. А. Черникова // Спортивный психолог. 2008. — № 3. — С. 77 — 84.
- Шипилина, Jl. А. Развитие субъектов учебной деятельности в контексте педагогического управления: коллективная монография / под ред> Л. А. Шипилиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. — 523 с.
- Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30 -34.
- Шукис, С. Склонность к агрессии в спортивной борьбе у подростков, занимающихся спортом / С. Шукис, К. Кардялис // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: YII междунар. науч.конгр.: материалы конф. / РГУФК. -М., 2003.-T.3.-C. 134- 135.
- Щербаков, Е. П. Функциональная структура воли: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Е. П. Щербаков. Л., 1990. — 32 с.
- Юров, И. А. Агрессивность фрустрация и механизмы формирования спортивной толерантности. / И. А. Юров // Вестник СГУТиКД. — 2009. № 1 (7). -С. 165 — 170.
- Юров, И. А. Агрессивность в спорте / И. А. Юров. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 11. — С. 46.
- Юров, И. А. Фрустрация и толерантность в спорте / И. А. Юров // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 11. — С. 62.
- Яковых, Ю. В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Яковых Ю. В. Тобольск, 2008. — 156 с.
- Bandura, A. Aggression: A social learning analysis. N.Y., 1973. 316 p.
- Baron, R. A. Human aggression. New York: Plenum. 1977. — p. — 7.
- Berkowitz, L. Aversively stimulated aggression: Some parallels and differences in research with animals and humans // American Psychologist, 1983. -№ 38-pp. 1135 1144.
- Berkowitz, L. On the formation and regulation of anger and aggression: A cognitive-neoasso-ciationistic analysis // American Psychologist, 1990. -№ 45 (4). -pp. 494−503.
- Berkowitz, L. Some determinants of impulsive aggression: The role mediated associations with reinforcements for aggression // Psychological Review, 1974. -№ 81.-p. 16.
- Borden, R. Witnessed aggression: Influence of an observer sex and values on aggressive responding// J. of Person. & Soc. Psyc hology, 1975. 31.-pp. 27−29.
- Buss, A. H. The psychology of aggression. New York, John Wiley, 1961. -213 p.
- Dodge, K. A., & Crick, N. R. (1990). Social information-processing bases of aggressive behavior in children. Personality & Social Psychology Bulletin. Special Issue: Illustrating the value of basic research, 1990. № 16. — pp. 8−22.
- Ellison, L. F., Morrison H. I. Low serum cholesterol model for the study of aggressive and submissive behaviors in male mice // Aggress. Behav, 1991. pp. 17.
- Feshbach, N. D., Feshbach S. Empathy training and the regulation of aggression: Potentialities and limitations // Academic Psychology Bulletin, 1982. № 4.-pp. 18−22.
- Gabler, H. Aggressive Handlungen in Sport. Ein Beitrag zur theoretischen und empirischen Agression-forsaching. In: Sportwissenschaft. Schorndorf, 1976. -№ 3. — pp. 46−51.
- Gill, D. L. (1986). Psychological dynamics of sport. Champaign, IL: Human Kinetics, 1986- 153 p.
- Husman, B. F., Silva, J. M. Aggression in sport Definitional and theoretical consid-erations. In J.M. Silva & R. S. Weinberg (Eds.), Psychological foundations of sport, 1984. pp. 246−260.
- Lorenz, K. On aggression. New York, Harcourt, Brace and World, 1966. -116 p.
- Spielberger, C. D. Theory and research on anxiety. In: C. D. Spielberger (Ed.). Anxiety and behavior. — New York, Academic Press, 1966. — 244 p.
- Spilberger, C. D. Anxiety as an emotional state. In C. D. Spilberger ANXIETY: Current Trends in theory and research. New York, 1972. pp. 23 — 49.
- Spilberger, C. D. In Gross-Gultural Anxiety, ed. by C. D. Spilberger, R. Diaz-Cuerrero, Vol. I, 1976. pp. 11−12.
- Volkamer, M. Zur Aggressivitat in Konkurrens-orientierten Sozialen Systemen Sportwissenschaft, 1971. № 1. — pp. 68−76.
- Zillman, D. Excitation transfer in communication-mediated aggressive behavior. Journal of Experimental Social Psychology, 1971. -№ 7. — pp. 419 — 434.
- Zillman, D. Hostility and aggression. Hillsdale, N.J., 1979. 312 p.