Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на интерес к проблеме агрессивности спорта, существующие экспериментальные данные (С.Е. Татаржицкий, 2003;6- А. Ф. Шестак, 2003; П. Б. Кутергин, 2007; А. Ю. Неганов, 2007), лишь узко касаются специфических вопросов управления агрессией спортсменов и, как правило, находят свое выражение в методических рекомендациях для тренеров различных видов спорта. Не удовлетворяющим потребности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ СПОРТСМЕНОВ
    • 1. 1. Понятие и виды агрессии в спорте
    • 1. 2. Факторы агрессивного поведения спортсменов
    • 1. 3. Профилактика и коррекция агрессии в спорте
    • 1. 4. Компетенция в профилактике и коррекции агрессии спортсменов, как фактор успешности деятельности спортивного педагога
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ СПОРТСМЕНОВ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ЕЁ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ
    • 3. 1. Выявление прогностической ценности тестов на агрессивность, представленных в специальной литературе, применительно к проблеме исследования
    • 3. 2. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями спортсменов
    • 3. 3. Влияние на агрессивность спортсменов личности тренера и особенностей психологического климата внутри спортивного коллектива
    • 3. 4. Особенности действия ситуативных факторов агрессии в зависимости от типа физического контакта между соперниками
    • 3. 5. Модель возникновения агрессии у спортсменов, находящихся в условиях тренировочной и соревновательной деятельности
    • 3. 6. Исследование у студентов физкультурного вуза сформированное&trade- компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов
  • ГЛАВА IV. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И
  • КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
    • 4. 1. Теоретическое обоснование методики формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов
    • 4. 2. Результаты педагогического эксперимента по формированию у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов
  • ВЫВОДЫ

Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью сформированное&tradeу спортивных педагогов компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. Данная компетенция становится необходимой в деятельности тренеров-преподавателей различных видов спорта, сталкивающихся с проявлением агрессии своих воспитанников.

Под агрессией (агрессивным поведением) в спорте подразумеваются умышленные, деструктивные действия спортсменов, мотивированные враждебностью либо гневом, которые выходят за рамки спортивных правил и норм, способные причинить вред объектам нападения через физический ущерб или психологический дискомфорт.

В научно-методической литературе многими авторами [2, 3, 10, 11, 50, 52, 53, 78, 101 и др.] отмечается, что в последнее время, феномен агрессии в спорте часто встречается на многих спортивных площадках. Это связанно с тем, что во время соревновательной борьбы спортсмены непрерывно ощущают реальное противоборство, характеризующееся интенсивными наступательными приемами и действиями соперника. Не каждому спортсмену, находящемуся в условиях жесткой спортивной конкуренции, удается совладать со своей агрессивностью, и исключить возможность использования действий, выходящих за рамки правил соревнований (С.Е. Татаржицкий, 2003;6).

Подобное поведение в спорте, безусловно, противоречит главным целям воспитания и развития личности спортсмена и указывает на наличие существенных недостатков в работе спортивного педагога. Демонстрация агрессии спортсменами самой высокой квалификации, говорит о том, что даже заслуженные тренеры высших категорий, работающие с ними, не всегда оказываются способными контролировать поведение своих воспитанников и создавать необходимые условия для профилактики агрессивных состояний во время соревнований и тренировок. Анализ содержания образовательной программы подготовки специалистов по физической культуре и спорту показал, что в процессе обучения студентов в физкультурном вузе не уделяется внимания проблеме управления агрессией спортсменов. Из этого следует, что в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, компетенция в профилактике и коррекции агрессии спортсменов не может быть сформирована на уровне, достаточном для будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время реализация компетентностного подхода является ключевым направлением совершенствования качества высшего образования (JI.A. Шипилина, 2009). Целью компетентностного подхода в профессиональном образовании является формирование компетентного специалиста. Это значит, что цели образования сильнее привязываются к применимости в мире труда. Компетентностный подход, будучи ориентированным на новые цели и оценку результатов профессионального образования, вместе с тем, предъявляет свои требования и к другим составляющим образовательного процесса — содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главным здесь становится использование таких технологий обучения, которые моделировали бы ситуации включения студентов в разные виды будущей профессиональной деятельности.

Несмотря на интерес к проблеме агрессивности спорта, существующие экспериментальные данные (С.Е. Татаржицкий, 2003;6- А. Ф. Шестак, 2003; П. Б. Кутергин, 2007; А. Ю. Неганов, 2007), лишь узко касаются специфических вопросов управления агрессией спортсменов и, как правило, находят свое выражение в методических рекомендациях для тренеров различных видов спорта. Не удовлетворяющим потребности практики является тот факт, что для студентов физкультурного вуза до сих пор не разработаны научно-обоснованные методики формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов. Многими исследователями (A.B. Батурин, 2004; А. Б. Петров 2008; В. Н. Смоленцева, 2008; Г. Д. Бабушкин, 2007) отмечается, что именно тренер должен осуществлять коррекцию агрессивных состояний спортсменов и формировать у них умения преодолевать негативные эмоции, используя психорегуляцию и релаксационные техники.

Проблемная ситуация обусловлена следующим противоречием. Особенности современной практики предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке спортивных педагогов, в том числе требование формировать компетенцию в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. Вместе с тем, знаний, необходимых для формирования данной компетенции, в научной литературе существует ограниченное количество, явно недостаточное для организации процесса формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов.

Проблема исследования заключается в необходимости научного поиска подходов, методов и средств формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов, которая будет в полной мере соответствовать требованиям предстоящей профессиональной деятельности.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза.

Предмет исследования — формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов.

Цель исследования — на основе изучения детерминант агрессии в спорте, особенностей её проявления и знаний о целесообразных мерах профилактики и коррекции данного деструктивного поведения разработать, обосновать и экспериментально проверить методику формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что внедрение в процесс профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза методики на основе компетентностного и деятельностного подходов, включающей научные данные о процессе возникновения агрессии спортсменов, детерминантах, особенностях и последствиях данного поведения, а также способах его профилактики и коррекции, позволит формировать у будущих специалистов по физической культуре и спорту компетенцию в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория профессионального образования (Э.Ф. Зеер, 2007; А. К. Маркова, 1996; А. Н. Новиков, 2000) — педагогика и психология профессиональной деятельности (М Г. Громкова, 2003; A.M. Столяренко, 2012) — положения о единстве внешних и внутренних условий в формировании свойств личности (C.J1. Рубинштейн, 1973) — принцип детерминизма (C.JI. Рубинштейн, 1999) — компетентностный (И.А. Зимняя, 1999, 2003, 2006; Э. Ф. Зеер, 2007; A.B. Хуторской, 2003, 2007) и деятельностный (А.Н. Леонтьев, 1971; Е. А. Аринкин, 1994; A.M. Смолкин, 1991; Т. Н. Третьякова, 2000) подходы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Значимыми детерминантами агрессивности спортсменов являются:

— свойства личности спортсменов (нравственные качества, уровень самооценки, уровень волевого самоконтроля);

— личностные особенности тренера (склонность к авторитарному и либеральному стилю руководства, уровень конфликтоустойчивости).

2. Компетенция в профилактике и коррекции агрессии спортсменов — это желание, способность и готовность спортивного педагога предупреждать и корректировать агрессивное поведение лиц, занимающихся спортом. Структурный состав данной компетенции выражен единством трех компонентов: субъективной позицией тренера о неприемлемости проявления агрессии в спорте (мотивационный), знаниями о детерминантах агрессивного поведения спортсменов (когнитивный), умениями профилактики и коррекции агрессии спортсменов (деятельностный). Необходимым условием реализации данной компетенции является наличие у субъекта личностных свойств, характеризующих высокий уровень конфликтоустойчивости и склонности к демократическому либо смешанному стилю руководства.

3. Методика формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов, основанная на компетентностном и деятельностном подходах, включающая научные данные о процессе возникновения агрессии спортсменов, особенностях и последствиях данного поведения, а также способах его профилактики и коррекции, обеспечивает формирование у студентов физкультурного вуза всех структурных компонентов данной компетенции и достоверно повышает её общий уровень.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Определено сущностное значение понятия «агрессия в спорте», деструктивность данного явления, его характерные признаки и отличительные особенности от конструктивного поведения спортсмена, обозначаемого терминами «спортивная злость», «боевое соперничество», «наступательный боевой дух» — антигуманность, противоправность, преднамеренность недопустимость и др.

2. Выявлена психодиагностическая методика определения агрессивности, обладающая наибольшей, по сравнению с другими методиками, прогностической ценностью для изучения агрессии спортсменов -«Самооценка психических состояний» Айзенка.

3. Предложена модель возникновения агрессии у спортсменов, находящихся в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, включающая внешние и внутренние факторы:

— поведение соперников, тренера, членов команды, зрителей и др.;

— психические состояния, свойства личности, субъективный настрой спортсменов и др.

4. Введено новое понятие «компетенция в профилактике и коррекции агрессии спортсменов», определены содержание и структура данной компетенции.

5. Определены уровни сформированное&tradeу студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов.

6. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов, основанная на компетентностном и деятельностном подходах, включающая четыре последовательных блока: целевой, концептуальный, организационный и технологический.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории профессионального образования в разделе профессиональной подготовки специалистов в вузах теоретическими и методическими основами формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов. Результаты предварительных исследований дополняют многоаспектную теорию агрессии знаниями о новых факторах агрессии спортсменов (личностных, социальных и ситуативных) и особенностях их действия в соревновательной либо тренировочной деятельности. Полученные знания могут быть использованы в качестве теоретической основы для дальнейших исследований феномена агрессии в спорте, поиска более эффективных мер управления данным состоянием, а также обучения тренеров-преподавателей способности управления агрессивным поведением спортсменов.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке научно обоснованной методики формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов, основанной на компетентностном и деятельностном подходах. Методика предполагает изучение модели возникновения агрессии у спортсменов, находящихся в условиях тренировочной либо соревновательной деятельности, которая информативно описывает многогранную обусловленность агрессии спортсменов. Применение данной методики позволяет за короткий срок существенно совершенствовать педагогический процесс профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза.

Разработана методика диагностики компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов, позволяющая быстро и эффективно определять уровень данной компетенции у студентов физкультурного вуза.

Методический и диагностический инструментарий диссертации может использоваться в процессе прохождения психолого-педагогических дисциплин, в практике спортивных педагогов, в процессе переподготовки и повышения квалификации тренеров и преподавателей физической культуры. Результаты исследования также могут быть использованы при подготовке лекций, научно-методических и учебно-методических материалов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретическим обоснованием рассматриваемой проблемы, использованием комплекса методов адекватных целям и задачам исследования, достаточным объемом исследовательского контингента.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на научнопрактических конференциях, сессиях и форумах: конференция «Системная методология в подготовке работ в сфере физической культуры и спорта» г. Омск (2009) — межрегиональная конференция «Методология научных исследований» г. Омск (2009) — всероссийские форумы «Молодые ученые 2009», «Молодые ученые 2010», «Молодые ученые 2011» (2009, 2010, 2011) — всероссийские научно-практические конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма», г. Омск, (2009, 2010) — научная сессия, посвященная 60-летию СибГУФК по итогам работы университета за 2009 год, г. Омск, (2010) — научная сессия СибГУФК по итогам работы 2010 года, г. Омск, (2011);

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 155-ти страницах машинописного текста, содержит 17 рисунков, 17 таблиц.

ВЫВОДЫ.

1. Обобщение научных данных об агрессивном поведении спортсменов позволило установить, что агрессией в спорте являются умышленные, деструктивные действия спортсменов, мотивированные враждебностью либо гневом, выходящие за рамки спортивных правил и норм, способные причинить вред объекту нападения через физический ущерб или психологический дискомфорт. Данное поведение обусловлено внешними и внутренними (индивидуальными) детерминантами и может быть контролируемо совместной деятельностью тренера и спортсмена.

2. Изучение научно-методической литературы по проблеме формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов позволило выявить следующее: современная ситуация смены образовательных приоритетов и повышающиеся требования к качеству профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту определяют необходимость подготовки тренеров, компетентных в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. При исследовании мнений спортсменов и их наставников установлено, что 67% действующих тренеров некомпетентны в профилактике и коррекции агрессии спортсменов и сознают необходимость формирования данной компетенции, которая, по мнению респондентов, должна формироваться в процессе обучения студентов в вузе. Вместе с тем, анализ учебно-методических программ подготовки специалистов по физической культуре и спорту показал, что в процессе обучения студентов в вузе уделяется недостаточно внимания данным аспектам подготовки. Опрос преподавателей физкультурного вуза также свидетельствует, что многие из респондентов не имеют четкого понимания сущности агрессии в спорте, её значения и места в спортивной деятельности.

3. Выявлено, что методикой определения агрессивности, обладающей наибольшей прогностической ценностью для изучения агрессии спортсменов является тест Айзенка (Яб = 0,827). Используя данную методику, было установлено, что агрессивность спортсменов многих видов спорта достоверно взаимосвязана со следующими свойствами личности: фрустрированность (Яб = 0,19), нравственные качества (Яб = - 0,34), самооценка (Яб = 0,38), волевой самоконтроль (Яб = - 0,31) и самообладание (Яб = - 0,41).

4. Выявлены особенности личности тренера, достоверно повышающие агрессивность спортсменов: низкий уровень конфликтоустойчивости (Ро<0,05) — склонность к авторитарному (Ро<0,05) и либеральному (Ро<0,05) стилю педагогического руководства.

5. В результате анкетного опроса выявлены следующие особенности проявления спортсменами агрессии:

— агрессивное поведение встречается абсолютно во всех видах спорта, в большей степени проявляясь там, где имеется жесткий физический контакт (количество спортсменов, сталкивающихся с агрессией в избранном виде спорта: жесткий контакт — 92%, предметный контакт — 84%, полный контакт -80%, условный контакт — 67%, отсутствие контакта — 56%) — тип физического контакта между соперниками обусловливает преобладающие виды и объекты агрессии (полный контакт — физическая на соперника, жесткий контакт — физическая на соперника и судью, предметный контакт — вербальная на соперника и судью, условный контакт — вербальная и косвенная на соперника, отсутствие контакта — косвенная и вербальная на тренера и судью).

— ситуативные факторы и группы их образующие оказывают разную степень влияния на провоцирование агрессии спортсменов видов спорта с различным типом физического контакта между соперниками (для большинства спортсменов 1-е место — поведение соперников, 2-е — индивидуальные причины, 3-е — поведение членов команды, 4-е — поведение тренера, 5-еорганизационно-управленческие причины, 6-е — особенности ситуации).

6. В соответствии с предложенной моделью возникновения агрессии у спортсменов, находящихся в условиях тренировочной либо соревновательной деятельности, установлено, что агрессивное поведение спортсменов возникает по принципу детерминизма и зависит от внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы включают в себя социальные и ситуативные детерминанты, к внутренним относятся биологические, психологические и индивидуальные особенности спортсменов.

7. Теоретический анализ состояния проблемы формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов позволил сформулировать понятие и определить структурное содержание данной компетенции.

Понятие «компетенция в профилактике и коррекции агрессии спортсменов» рассматривается нами как желание, способность и готовность спортивного педагога реализовывать меры по предупреждению и контролю неблагоприятных агрессивных состояний у лиц, занимающихся спортом.

Структурное содержание компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов представлено совокупностью следующих компонентов:

— мотивационный (представления специалиста о феномене агрессии, смысл понятия «агрессия в спорте», формы ее проявления, значение агрессии в спорте, влияние агрессивности спортсменов на их результативность);

— когнитивный (знания специалиста о природе агрессии спортсменов, её внешних и внутренних детерминантах) — деятельностный (способность специалиста предупреждать и нейтрализовывать агрессивное поведение спортсменов в их деятельности);

Необходимым условием реализации компетенции является наличие у специалиста свойств личности, препятствующих формированию агрессивности спортсменов: высокий уровень конфликтоустойчивости, склонность к демократическому либо смешанному стилю педагогического руководства.

8. Разработка методики диагностики сформированности компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов и тестирование с помощью неё студентов физкультурного вуза показало следующее:

— низкий уровень сформированности компетенции имеют 77% студентов, средний — 23%, высокий уровень не имеет ни один студент;

— наименее сформированным является деятельностный компонент, наиболее сформированным — мотивационный.

Из полученных данных следует, что изучаемая компетенция у студентов физкультурного вуза находится преимущественно на низком уровне, не соответствующем современным требованиям, предъявляемым к специалисту в области физической культуры и спорта. Следовательно, формированию данной компетенции в процессе обучения студентов физкультурного вуза уделяется недостаточно внимания, в особенности деятельностному компоненту.

Изучение у студентов физкультурного вуза динамики общего показателя компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов показало следующее:

— наибольший показатель компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов выявлен у студентов пятого курса (56,3 ± 12,3 балла), несколько меньше на четвертом (53,2 ± 10,9 балла), минимальный показатель наблюдается у студентов первого курса (45,8± 11,3).

— у студентов физкультурного вуза в процессе обучения происходит достоверное увеличение показателя данной компетенции к пятому курсу (Ро<0,05), но в целом, достигаемый студентами уровень остается низким.

Полученные результаты указывают на необходимость организации целенаправленного формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов у студентов физкультурного вуза.

9. Разработанная методика формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов основывается на компетентностном и деятельностном подходах и включает четыре последовательных блока: целевой, концептуальный, организационный и технологический. Реализация технологического блока методики предусматривает прохождение диагностического, формирующего и результативного этапа. Диагностический этап позволяет определить уровень сформированности каждого компонента компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов помощью специально подобранных методик. Формирующий этап предполагает комплексное воздействие на структурные компоненты компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов.

Результативный этап дает оценку того, на каком уровне удалось сформировать компетенцию в профилактике и коррекции агрессии спортсменов у студентов физкультурного вуза.

10. В результате проведения педагогического эксперимента было достоверно установлено, что использование в процессе обучения студентов физкультурного вуза методики формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов приводит к увеличению общего показателя формируемой компетенции и всех её компонентов:

— в экспериментальной группе по всем показателям компетенции произошли статистически достоверные превышения результатов контрольной группы в конце эксперимента (Ро<0,01), а также собственных результатов в начале эксперимента (Ро<0,01). В контрольной группе каких-либо достоверных изменений не наблюдалось (Ро>0,05). в экспериментальной группе достоверно повысился уровень кофликтоустойчивости (Ро<0,01) и сформировалась склонность демократическому стилю руководства (Ро<0,05). В контрольной группе каких-либо достоверных изменений не наблюдалось (Ро>0,05).

Следовательно, соблюдение научно-обоснованных условий эффективного формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов (использование компетентностного и деятельностного подхода) позволяет совершенствовать профессиональную подготовку студентов физкультурного вуза и подтверждает гипотезу настоящего исследования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

По результатам проведенного исследования преподавателям, осуществляющим психолого-педагогическую подготовку студентов физкультурного вуза, можно рекомендовать следующее:

1. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов предполагает, что специалист, организующий работу в данном направлении, должен правильно понимать сущность данной категории, её структуру и особенности.

2. При формировании у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов необходимо учитывать специфику профессиональной подготовки, возрастные и потенциальные возможности студентов.

3. При организации практической работы по формированию у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов рекомендуется использовать предложенную методику, включающую целевой, концептуальный, организационный и технологический блоки.

Технологический блок методики рекомендуется реализовывать в три этапа: диагностирующий, формирующий и результативный.

Диагностический этап должен выявить уровень сформированности компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов у студентов физкультурного вуза и определить дальнейшее направление работы.

Формирующий этап должен вооружить студентов способами решения проблемных ситуаций, связанных с демонстрацией спортсменами агрессии и выработать умение выбора оптимальных действий в конфликтной ситуации.

Результативный этап должен показать студентам, на каком уровне у них сформировалась компетенция в профилактике и коррекции агрессии спортсменов.

Недопустимо разрывать, переставлять местами либо игнорировать какие-либо этапы методики формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов.

4. В процессе профессионально-педагогической подготовки студентов физкультурных вузов важно учитывать уровень сформированности компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. Это необходимо для того, что корректировать содержание методики, акцентируя внимание на слабых сторонах данной компетенции.

5. У студентов необходимо развивать убеждение в том, что в процессе занятий можно научиться способности контролировать неблагоприятные состояния своих воспитанников, что это очень ценные знания и умения, применение которых особенно важно в их будущей профессиональной деятельности.

6. Основным требованием реализации предложенной методики является включение в процесс обучения студентов интерактивных методов обучения и приемов проблематизации. Проблематизация содержания изучаемой педагогической дисциплины активизирует мышление студентов на открытие новых путей решения практических педагогических проблем, несет возможность не только получить знания о профилактике и коррекции агрессии спортсменов, но и реальные умения поведения в сложных педагогических ситуациях.

7. Подбор проблемных ситуаций и ролевых игр должен осуществляться с учетом будущей профессиональной деятельности тренера, её специфики (например, с учетом спортивной специализации) и в соответствии с содержанием учебного материала.

8. При проведении ролевых игр необходимо применять творческий подход. Учебный процесс необходимо строить так, чтобы после теоретической части следовала игра, дающая возможность на практике применить изученный материал. Ролевые игры в новых группах не следует проводить на первых занятиях, а нужно использовать ближе к середине курса, когда участники группы лучше познакомятся, привыкнут друг к другу, станут менее стеснительными и более раскрепощенными в поведении. Для более успешного выполнения упражнений большие группы можно делить на несколько малых.

9. С целью повышения эффекта от использования игровых и проблемных методов необходимо изменять состав участников пар и подгрупп при выполнении соответствующих упражнений. Любому результату студента при выполнении упражнений необходимо давать аргументированную оценку его действий в форме оценочного суждения или отметки, что будет способствовать формированию у него мотивации на достижение успеха.

10. Для закрепления полученных знаний и повышения степени запоминания пройденного материала необходимо прибегать к помощи технических средств обучения, способных детально (в замедленной съемке) продемонстрировать видеоэпизоды демонстрации спортсменами агрессии. Это позволит совместно разобрать отдельные ситуации, проанализировать их особенности, причины и определить более целесообразные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

11. Внедрение методики рекомендуется осуществлять в рамках дисциплины по выбору студента «Конфликтология», иных психолого-педагогических дисциплин, включенных в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, а также на курсах повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.

12. Методику формирования у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов целесообразно внедрять на 5 курсе перед выходом студентов на педагогическую практику, где будет возможность применить приобретенные знания и умения, тем самым, закрепив сформированный уровень компетенции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Деловые игры: теория и организация / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. Екатеринбург: Деловая кн., 1999. — 192 с.
  2. , Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон — пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2000. — 284 с.
  3. , Е. А. Проектирование содержания обучения на основе диагностирования уровней усвоения знаний в условиях компьютеризации учебного процесса: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Аринкин. М., 1994. — 160 с.
  4. , С. М. Агрессивность и ее коррекция у спортсменов-единоборцев / С. М. Ашкинази и др. // Спорт и здоровье: второй междунар. конгресс.: материалы конгресса. СПб., 2005. — С. 16 — 17.
  5. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  6. , Г. Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям: учеб.-метод, пособие для тренеров, спорт, психологов, асп., преп., студ. физкульт. вузов / Г. Д. Бабушкин. Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. — 92 с.
  7. , А. А. Активные методы обучения / А. А. Балаев. М.: Профиздат, 1986. — 96 с.
  8. , Л. Г. Формирование педагогической толерантности будущих педагогов физической культуры и спорта: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Балановская. Омск, 2012. — 23 с.
  9. , А. Г. Психология агрессии / А. Г. Басс // Вопросы психологии. -1967.-№ 3,-С. 60−67.
  10. , А. В. Влияние занятий спортом на проявление различных видов агрессии /А. В. Батурин // Сборник научных трудов молодых ученых. -Смоленск, 2004. Вып. 11. — С. 69 — 72.
  11. , Я. М. Деловые игры / Я. М. Бельчиков, М. М. Тирштейн. -Рига: Авотс, 1989.-303 с.
  12. , В. А. Управление конфликтами в процессе подготовки футболистов-юношей 13−14 летнего возраста: автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Блинов. Омск, 2001. — 24 с.
  13. , Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон СПб.: Питер, 2001. — 330 с.
  14. , Ф. Попытки выявления причин агрессивного поведения у пятнадцатилетних подростков в процессе игры в баскетбол / Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт: тем. подборка // ВНИИФК.- М., 1993. Вып.З. — С. 19 — 25.
  15. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1988. — 353 с.
  16. , Я. А. Управление конфликтными взаимоотношениями в процессе подготовки пловцов высокой квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Я. А. Воробьев. Омск, 1999. — 19 с.
  17. , Л. С. Педагогическая психология: науч. изд. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 534 с.
  18. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский — Предисл. А. Н. Леонтьева. М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  19. , О. Ю. Формирование гуманистической педагогической позиции студентов физкультурного вуза на основе активизации нравственно-когнитивной и субъектной сфер: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Ю. Гаврикова. Омск, 2004. — 24 с.
  20. , Т. А. Гуманизация учебной деятельности студентов средствами физической культуры : методические рекомендации / Т. А. Глазина.- Челябинск: УралГУФК, 2009. 64 с.
  21. , Е. Н. Система непрерывного психологического образования специалистов физической культуры и спорта / Е. Н. Гогунов. Москва-Тольятти: МПГУ-ТГУ, 2003. — 326 с.
  22. , Ю. В. К вопросу об актуализации существующей проблемы агрессии в современном спорте / Ю. В. Гончаров // Спортивный психолог. -2009.-№ 2(17).-С.14- 15.
  23. , Л. П. Общение с собой / Л. П. Гримак. М.: Изд-во полит, литры, 1991.-336 с.
  24. , М. Г. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М. Г. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
  25. , В. В. Социология насилия: критика современных буржуазных концепций / В. В. Денисов. М.: Политиздат, 1975. — 214 с.
  26. , Т. Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений / Т. Т. Джамгаров // Психология и современный спорт / под ред. А. Ц. Пуни М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 12 — 21.
  27. , А. П. Управление конфликтами в процессе подготовки квалифицированных футболистов: автореф. дис.. канд. пед. наук/ А. П. Дмитриев. Омск, 1991. — 19 с.
  28. , О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -СПб., 2003.-С. 310−327.
  29. , Л. В. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова //Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-С. 110−115.
  30. , А. Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) / А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ. — 1990. — С. 116 — 126.
  31. , Э. Ф. Инновации в профессиональном образовании : науч.-метод.пособие / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков — Урал, отд-ние Рос. акад. образования,/
  32. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург.: Издательство РГППУ, 2007. — 214 с.
  33. , И. А Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя Исследование центральных проблем качества подготовки специалистов. -М.: 1999. 67с.
  34. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования/ И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34 -42.
  35. , И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Профессиональное образование. -2006,-№ 2.-С. 18.
  36. , В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко — под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  37. , Д. И. Как можно оценивать компетентности?/ Д. И. Иванов // Директор школы. 2007. — № 6. — С. 80 — 85.
  38. , Д. И. Профессиональная компетентность учителя / Д. И. Иванов // Директор школы. 2007. — № 6. — С. 54 — 57.
  39. , Д. И. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе / Д. И. Иванов // Школьные технологии.-2008,-№ 1.-С. 149- 158.
  40. , К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард — перев. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  41. , Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. -189 с.
  42. , Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Флинта, 1998. — 192 с.
  43. , В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях: автореф. дис. докт. пед. наук / В. С. Келлер. М., 1975. — 33 с.
  44. , Е. В. Формирование субъект-субъектных отношений в воспитании спортсменов / Е. В. Киселева // Теория и практика физической культуры. 2004. № 9. — С. 59−63.
  45. , Г. А. Активизация учебной деятельности / Г. А. Китайгородская. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 128 с.
  46. , М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссий: (анализ зарубеж. опыта) / М. В. Кларин — НПЦ «Эксперимент». Рига, 1995. — 176 с.
  47. , И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста: коррекционная прогр. / И. В. Ковалева — 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007.-48 с.
  48. , Н. В. Формирование типов направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Колмогорова. Омск, 2005. — 179 с.
  49. , Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. М., ФиС, 1984. — 201 с.
  50. , А. А. Саморегуляция высшей нервной деятельности. Рига: Изд-во Латв. ССР, 1964. — 288 с.
  51. , Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  52. , О. Р. Формирование социальной ответственности студентов физкультурного вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук/ О. Р. Кривошеева. Омск, 2007. — 24 с.
  53. , С. А. Формирование социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту / С. А. Кузнецов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 1 (71). СПБ, 2011. — С. 58−60.
  54. , Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб., 1993. — 54 с.
  55. , Н. Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов: дис. канд. пед. наук. СПб., 2006. -212 с.
  56. , В. Л. Везет же людям.: (Психология здоровья)/ В. Л. Леви. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 256 с.
  57. , Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1972. — № 6. — С. 168 — 173.
  58. , Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов. // Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118 — 129.
  59. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев -М.: Изд-во МГУ, 1971.-217 с.
  60. , К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц М., 1994. -269 с.
  61. , Д. Дж. Социальная психология / Д. Дж. Майерс — перевод с англ. СПб: Питер, 1997 — 688 с.
  62. Мак-Кей, М. Укрощение гнева / М. Мак-Кей, П. Роджерс, Ю. Мак-Кей — пер. с англ. Меленевской и др. СПб. Литер, 1997. — 344 с.
  63. , В. Л. Информационные аспекты управления спортсменом / В. Л. Марищук, Л. К. Серова. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 111 с.
  64. , В. Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов, обучающихся по спец. 33 100 Физ. культура / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 2005. — 349 с.
  65. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: РАГС, 1996.-308 с.
  66. , Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартене. М.: ФиС, 1979.- 176 с.
  67. , А. Мотивация и личность: 3-е изд. / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  68. , Е. Б. Проблема агрессивности в зарубежной психологии / Е. Б. Матвеева, А. Н. Романин, Е. Б. Романина // Теория и практика физической культуры. М., 1982. — № 9. — С. 54 — 56.
  69. , Ю. А. Формирование перцептивных умений у студентов -будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ю. А. Мироненко. Омск, 2009. — 23 с.
  70. , И. А. Психолого-педагогические принципы формирования профессильной компетентности студентов в работе с трудными подростками : дис.. канд. пед. наук / Михеев И. А.- РГАФК. М., 2000. — 129 с.
  71. , А. Агрессивность человека / А. Налчаджян и др. ПИТЕР, 2007.-734 с.
  72. , С. Д. Педагогика физической культуры и спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин М.: Академия, 2010. — 336 с.
  73. , А. С. Снижение агрессивности студентов на занятиях физической культурой в системе среднего профессионального образования : дисс.. канд. Пед. наук: 13.00.04. Челябинск, 2007. — 179 с.
  74. , А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия- векторы развития / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  75. , А. Б. Особенности проявления физического и психического здоровья у спортсменов-единоборцев / А. Б. Петров, В. В. Смирнова, А. В. Мелкова // Детский тренер. 2008. — № 3. — С. 16 — 23.
  76. , В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека / В. М. Писаренко // Психологический журнал. 1986. -Т.7. — № 5. — С. 62−72.
  77. , И. В. Формирование профессионального самосознания студентов физкультурного вуза: автореф. дис.. канд.пед.наук/ И. В. Плаксина. -Омск, 2003.-23 с.
  78. , К. К. Психология / К. К., Платонов, Г. Г. Голубев М: Высшая школа, 1977. — 344 с.
  79. Платонова, 3. Н. Агрессия как фактор адаптации подростков, занимающихся спортом / 3. Н. Платонова // Спортивный психолог. 2009. — N 3 (18).-С. 67−69.
  80. , Н. И. Малые группы, лидерство и конфликты в спорте / Н. И. Пономарев // Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб, 1996. — С. 152 — 166.
  81. , А. Ц. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для институтов физической культуры / под ред. Т. Г. Джамгарова и А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 143 с.
  82. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен — Пер. с англ. М.: Когнито-Центр, 2002. -396 с.
  83. , Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», на основе ассертивной модели поведения: дис.. канд. пед. наук/ Н. Ю. Ражина. Омск, 2006. — 144 с.
  84. , Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
  85. , А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А. А. Реан // Ананьевские чтения 97. — СПб., 1997,-№ 2.-С. 13−16.
  86. , А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. 1996. — № 5. — С. З — 18.
  87. , А. А. Аутоагрессивный паттерн личности / А. А. Реан // Тезисы научно-практической конференции Ананьевские чтения 97. — СПб., 1998. -С.11 — 14.
  88. , А. А., Тендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. 1999. — № 3. — С.6 — 7.
  89. , Г. В. Психология и выбор профессии, учебно-методическое пособие / Г. В. Резапкина. М., 2005. — 208 с.
  90. , А. И. Глия и ее роль в нервной деятельности / А. И. Ройтбак. -СПб.: Наука, 1993.-352 с.
  91. , А. Н. Проблемы агрессивности в зарубежной психологии спорта (критика зарубежных концепций агрессивности в спорте) / А. Н. Романин, Е. Б. Матвеева. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986. — 20 с.
  92. , С. JI. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн и др. СПб.: Питер, 1999. — 712 с.
  93. , Т. Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1992. — № 5/6. — С.35 — 40.
  94. , Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. вып. № 1. — М., 1991. -С.63 — 67.
  95. , В. К. Агрессия в спорте: монография / В. К. Сафонов. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2003. — 157 с.
  96. , Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н. С. Сахарова // Вестник ОГУ. -1999. № 3. — С.51 -58.
  97. , Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк М., 2006. — 160с.
  98. , О. М. Психологический настрой и агрессия в спортивном бою / О. М. Сергеев // Ученые записки университета. № 4. — СПб, 2008. — С.75 — 78.
  99. , В. И. Агрессию, тревожность можно уменьшить:воздействие средств физической культуры на психическую напряженность личности. / В. И. Сиваков // Физическая культура в школе. 2007. — № 8. — С.73 — 74.
  100. , О. А. Воздействие фрустрирующих ситуаций на социальную адаптацию спортсменов к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / О. А. Сиротин, В. И. Сиваков. // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 3. — С. 6 — 8.
  101. , В. Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: учеб.-метод, пособие для студ. физкульт. вузов по спец. «Физ. культ, и спорт», спорт, педагогов и спортсменов / В. Н. Смоленцева. -Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. 92 с.
  102. , В. Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов/В. Н. Смоленцева. Монография. — Омск: СибГУФК, 2003. — 196 с.
  103. , В. Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов : дис.. д-ра психол. наук / В. Н. Смоленцева. Омск, 2006. — 314 с.
  104. , А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. М. Высш. шк, 1991.- 176 с.
  105. , В. Ф. Многоуровневая детерминированность черт агрессивности и проблема проявления в спорте высших достижений / В. Ф. Сопов // Спортивный психолог. 2008. — № 2. — С. 18−21.
  106. , JI. Д. Психология и педагогика: учеб. для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. 3-е изд. — Ростов-н/Д: Феникс, 2012.-636 с.
  107. , С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности / С. Г. Сукиасян. М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 190 с.
  108. , И. И. Основы спортивной конфликтологии: монография / И. И. Сулейманов. М.: ФиС, 1998. — 142 с.
  109. , С. Е. Классификация видов спорта по степени агрессивности / С. Е. Татаржицкий // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф., (23−25 марта 2005 г.) / ДальневостГАФК. Хабаровск, 2005. — С. 340 — 344.
  110. , С. Е. Методики изучения и коррекции агрессии в спорте:учеб. метод. пособие / С. Е. Татаржицкий, В. П. Каргаполов, Т. В. Хромина. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2003. — 51 с.
  111. , С. Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболиста на основе коррекции агрессивных действий: автореф. дис.. канд. пед. наук./ С. Е. Татаржицкий. Хабаровск, 2003. — 23 с.
  112. , В. Н. Агрессивность в спорте : социально-биологический аспект / В. Н. Томилов // Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 10. -С. 39−41.
  113. , Т. Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста: монография / Т. Н. Третьякова. Челябинск: ИЗд. ЮУрГУ, 2000. — 199 с.
  114. , Р. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. Уэйнберг, Д. Гоулд. Киев: Олимпийская культура, 2001 .-335 с.
  115. , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
  116. , Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фром — пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. М., 1994. — 624 с.
  117. , Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. 1978. — № 6. — С. 94 — 104.
  118. , Ю. Л. Межличностные конфликты в спортивно-игровой деятельности / Ю. Л. Ханин. // Теория и практика физической культуры. 1976. № 7.-С. 11−14.
  119. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М., 1986, т.1, С. 365 -405.
  120. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен — Изд-е 2-е. -М., 2003.-860 с.
  121. , В. Человек и агрессия / В. Холичер. М., 1973. — 129 с.
  122. , Т. В. Агрессия, спорт и подросток / Т. В. Хромина, В. В. Сорокин. Хабаровск: ХГУ, 1999. — 213 с.
  123. , Т. В. К вопросу о понятии «агрессия» в агрессологии / Т. В. Хромина // Физическая культура и спорт в современном обществе:(материалы Всерос.науч.конф. 26−28 марта 2003 г.). Хабаровск, 2003. — Ч. 1. — С. 239 — 244.
  124. , Т. В. Направления коррекции агрессии в порте / Т. В. Хромина // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы межрегион, симп. по спортивной психологии. Омск, 2004. — С. 48 -51.
  125. , Т. В. Особенности проявления агрессии единоборцами / Т. В. Хромина, Р. В. Киселев // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф., (23−25 марта 2005 г.) / ДальневостГАФК. Хабаровск, 2005. — С. 405 — 408.
  126. , Т. В. Потребностно-мотивационная сфера у студентов-спортсменов с различным уровнем агрессивности / Т. В. Хромина, Н. М.
  127. , Т. В. Проблема агрессивности в спорте / Т. В. Хромина, С. Е. Татаржицкий // Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке: материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 2001. — С. 286 -290.
  128. , Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: дис.. д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Н. А. Худадов. М., 1997. — 121 с.
  129. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
  130. , А. В. Соотношение деятельности и содержания образования / А. В. Хуторской // Школьные технологии 2007 № 3 — С. 10−17.
  131. , О. А. Психологические особенности спортивных эмоций: (исследование факторов психологической подготовки спортсменов) / О. А. Черникова // Спортивный психолог. 2008. — № 3. — С. 77 — 84.
  132. , Jl. А. Развитие субъектов учебной деятельности в контексте педагогического управления: коллективная монография / под ред> Л. А. Шипилиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. — 523 с.
  133. , С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30 -34.
  134. , С. Склонность к агрессии в спортивной борьбе у подростков, занимающихся спортом / С. Шукис, К. Кардялис // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: YII междунар. науч.конгр.: материалы конф. / РГУФК. -М., 2003.-T.3.-C. 134- 135.
  135. , Е. П. Функциональная структура воли: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Е. П. Щербаков. Л., 1990. — 32 с.
  136. , И. А. Агрессивность фрустрация и механизмы формирования спортивной толерантности. / И. А. Юров // Вестник СГУТиКД. — 2009. № 1 (7). -С. 165 — 170.
  137. , И. А. Агрессивность в спорте / И. А. Юров. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 11. — С. 46.
  138. , И. А. Фрустрация и толерантность в спорте / И. А. Юров // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 11. — С. 62.
  139. , Ю. В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Яковых Ю. В. Тобольск, 2008. — 156 с.
  140. Bandura, A. Aggression: A social learning analysis. N.Y., 1973. 316 p.
  141. Baron, R. A. Human aggression. New York: Plenum. 1977. — p. — 7.
  142. Berkowitz, L. Aversively stimulated aggression: Some parallels and differences in research with animals and humans // American Psychologist, 1983. -№ 38-pp. 1135 1144.
  143. Berkowitz, L. On the formation and regulation of anger and aggression: A cognitive-neoasso-ciationistic analysis // American Psychologist, 1990. -№ 45 (4). -pp. 494−503.
  144. Berkowitz, L. Some determinants of impulsive aggression: The role mediated associations with reinforcements for aggression // Psychological Review, 1974. -№ 81.-p. 16.
  145. Borden, R. Witnessed aggression: Influence of an observer sex and values on aggressive responding// J. of Person. & Soc. Psyc hology, 1975. 31.-pp. 27−29.
  146. Buss, A. H. The psychology of aggression. New York, John Wiley, 1961. -213 p.
  147. , K. A., & Crick, N. R. (1990). Social information-processing bases of aggressive behavior in children. Personality & Social Psychology Bulletin. Special Issue: Illustrating the value of basic research, 1990. № 16. — pp. 8−22.
  148. Ellison, L. F., Morrison H. I. Low serum cholesterol model for the study of aggressive and submissive behaviors in male mice // Aggress. Behav, 1991. pp. 17.
  149. Feshbach, N. D., Feshbach S. Empathy training and the regulation of aggression: Potentialities and limitations // Academic Psychology Bulletin, 1982. № 4.-pp. 18−22.
  150. Gabler, H. Aggressive Handlungen in Sport. Ein Beitrag zur theoretischen und empirischen Agression-forsaching. In: Sportwissenschaft. Schorndorf, 1976. -№ 3. — pp. 46−51.
  151. , D. L. (1986). Psychological dynamics of sport. Champaign, IL: Human Kinetics, 1986- 153 p.
  152. Husman, B. F., Silva, J. M. Aggression in sport Definitional and theoretical consid-erations. In J.M. Silva & R. S. Weinberg (Eds.), Psychological foundations of sport, 1984. pp. 246−260.
  153. Lorenz, K. On aggression. New York, Harcourt, Brace and World, 1966. -116 p.
  154. Spielberger, C. D. Theory and research on anxiety. In: C. D. Spielberger (Ed.). Anxiety and behavior. — New York, Academic Press, 1966. — 244 p.
  155. Spilberger, C. D. Anxiety as an emotional state. In C. D. Spilberger ANXIETY: Current Trends in theory and research. New York, 1972. pp. 23 — 49.
  156. Spilberger, C. D. In Gross-Gultural Anxiety, ed. by C. D. Spilberger, R. Diaz-Cuerrero, Vol. I, 1976. pp. 11−12.
  157. Volkamer, M. Zur Aggressivitat in Konkurrens-orientierten Sozialen Systemen Sportwissenschaft, 1971. № 1. — pp. 68−76.
  158. Zillman, D. Excitation transfer in communication-mediated aggressive behavior. Journal of Experimental Social Psychology, 1971. -№ 7. — pp. 419 — 434.
  159. Zillman, D. Hostility and aggression. Hillsdale, N.J., 1979. 312 p.
Заполнить форму текущей работой