Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века
Диссертация
Во всех реформаторских школах особое внимание уделялось самовоспитанию детей, самостоятельному развитию себя как личности, как субъекта деятельности, совершенствованию гармонии своего внутреннего мира. Более того, формирование у ребенка потребности и способности к самовоспитанию рассматривалось педагогами-гуманистами главным психологическим результатом гуманистического воспитания. В то же время… Читать ещё >
Содержание
- В в е д е н и е
- Глава I. Историко-теоретические основы гуманистического воспитания в европейской педагогике первой половины XX века
- 1. 1. Исторические предпосылки и источники становления гуманистической педагогики
- 1. 2. Социально-педагогические условия развития парадигмы гуманистической педагогики в рассматриваемый период
- 1. 3. Генезис концепции гуманистического воспитания в европейской педагогике
- 1. 4. Сущность гуманистического воспитания в трактовке прогрессивных европейских педагогов
- Глава II. Теоретико-методологические аспекты концепции гуманистического воспитания в Европе в рассматриваемый период
- 2. 1. Идея самоценности детства и актуализация прав ребенка в гуманистической педагогике. ^
- 2. 2. Свобода ребенка в воспитательном процессе в антропоориентированной педагогике двадцатого столетия
- 2. 3. Создание условий саморазвития, самореализации и самовоспитания как цель и результат гуманистического воспитания
- 2. 4. Сравнительная характеристика требований к личности педагога в европейской педагогике
- Глава III. Условия реализации идей гуманистического воспитания в европейской педагогике первой половины двадцатого века
- 3. 1. Знание ребенка как ведущее условие гуманизации воспитательного процесса
- 3. 2. Организация активной жизнедеятельности детей как главный метод гуманистического воспитания
- 3. 3. Педагогические условия утверждения самочувствия защищенности ребенка в детском сообществе
- 3. 4. Детское самоуправление в реформаторских школах Европы как средство гуманизации воспитательного процесса
- Глава IV. Гуманизация воспитания как глобальная социально-педагогическая проблема европейской педагогики рассматриваемого периода
- 4. 1. Основные тенденции развития теории и практики гуманистического воспитания в Европе
- 4. 2. Прогностическое значение гуманистических идей европейских педагогов первой половины двадцатого столетия
- Заключени е
- Библиографи я
Список литературы
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: НПО «ПРАГМА», 1993. — 175 с.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Фирма «Топикал», 1994.-607 с.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.- М.: Политиздат, 1989. 335 с.
- Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования /Под ред. З. И. Равкина. М.:ИТПИМИО, 1994, — 280 с.
- Актуальные проблемы и историография истории зарубежной педагогики.- М.: НИИ ОП, 1987.- 143 с.
- Актуальные проблемы современной советской и зарубежной педагогики.- М.:Изд-во АПН СССР, 1988.- 98 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. — 4.1−3.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.:Амонашвили, 1996. 494 с.
- Аурелио Печчеи. Человеческие качества. Пер. с англ. М.:Прогресс, 1980.-302 с.
- Афанасьев П.О. Активно-трудовой метод обучения, — М.-Пг.: Работник просвещения, 1923. 90 с.
- Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира//Общественные науки и современность.-1993.-№ 1.-С.60−73.
- Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.:Наука, 1978. — 199 с.
- Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.:Наука, 1989. — 270 с. 2 0. Бауманн Ю. Введение в педагогику. История педагогических течений. Общая педагогика. СПб.: Тип-я т-ва М. О. Вольф, 1905. — 150 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. -М.:Просвещение, 1991.- 169 с.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Братство», 1992. — 224 с.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы //Педагогика. -1996. -№ 4. -С.23−27.24. Берулава М. Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск: НИЦ БИГПИ, 1995. — 31с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры.- М.: Политиздат, 1991.-412 с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.-62 с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: РОУ, 1994.-36 с.
- Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком //Педагогика.- 1996.- № 5.- С.3−9.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века.-М.:РОУ, 1994. 112 с.
- Бим-Бад Б. М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М.:РОУ, 1994.- 48 с.
- Бине А. Современные идеи о детях.- М., 1914.-210 с.
- Бине Ам Куртье Ф. Введение в экспериментальную психологию. Индивидуальная психология. СПб, 1903.- 215 с. 4 0. Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. -Харьков: Новая жизнь, 1923.- 78 с.
- Битинас Б.П., Бочарова В. Г. и др. Социальное воспитание учащихся// Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на-Дону, 1993. -Ч.1.- С.86−111.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. Проблемы моделирования в ис-торико-педагогических исследованиях // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования.- М: НИИ теории и истории педагогики, 1991. Вып.7(19).- С. 1−26
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: МПА, 1995. — 328 с.
- Бойд У. Система Монтессори. Историко-критический анализ системы. Пер. с англ. М.:Мир, 1925.- 179 с.
- Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.:Мысль, 1983. — 207 с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности// Опыт разработки концепций воспитания, — Ростов-на-Дону, 1993, — Ч.1.- С. 11−42.
- Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников //Советская педагогика. 1991. — № 9. — С.50−56.5 9. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика.- 1995.- № 4.- С.29−36.
- Бондаревская Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования //Педагогика.- 1996, — № 5, — С.72−80.
- Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения Х1У-ХУ вв. М.:Высшая школа, 1977, — 254 с.
- Бургин М.С. Понятия и функции методологии педагогики // Советская педагогика, — 1990, — № 10.-С.74−77.
- Валеева P.A. Гуманистические принципы воспитательной системы Януша Корчака //Гуманистическое воспитание школьников.- Казань, 1983. С.144−162.
- Вейкшан Н.В. Движение «нового воспитания» в конце XIX- начале XX века и его психолого-педагогические основы //Советская педагогика, — 1968.-№ 10,-С.119−124.
- Веймер Г. История педагогики. Пер. с нем.- СПб., М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. 129 с.
- Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиск и результаты.- М.: МПА, 1993.-81 с. 8 4. Вентцель К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу).- М.: Земля и фабрика, 1923.- 60 с.
- Вентцель К.Н. К вопросу о детском самоуправлении.-Воронеж: Коммуна, 1921. 26 с.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и развития детей.- М.: Земля и фабрика, 1923. 151 с.
- Вентцель К.Н. Школа и государство. Отделение школы от государства и права ребенка.- М.: Народный учитель, 1917. 45 с.
- Вентцель К.Н. Цепи невидимого рабства.- М.: Посредник, 1906.- 11 с.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания.- М.: К. Н. Тихомиров, 1911−1912. 664 с.
- Взаимодействие педагогического и ученического коллективов школы.- Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. 110 с.
- Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания. -Казань: Изд-во КГПУ, 1994. 141 с.
- Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. М.: Работник просвещения, 1922. — 52 с.
- Виноградов Н.Д. Педагогика: основные проблемы и принципы. -М.:Мир, 1922. 123 с.
- Володарская И.А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной педагогике.- М.: Изд-во МГУ, 1989. 72 с.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М. Просвещение, 1991. 239 с. 9 9. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.1. М.: Инноватор, 1996. 76 с.
- Вульфов Б.З. Педагогический треугольник //Магистр. 1995, — № 4.-С.19−27.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания.- М.:Новая школа, 1994. -78 с.
- Вульфсон Б.JI. Выдающийся педагог-гуманист //Педагогика.-1996.- № 3, — С.91−97.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.:Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Габдуллин Г. Г., Нигматов З. Г., Хузиахметов А. Н. Педагогика школы. Казань: Магариф, 1993. — 479 с.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода //Гуманизация воспитания в современных условиях.- М., 1995.- С.1−13.
- Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.- М., 1993.- С. 18−20.
- Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности.- М.: Мысль, 1967. 166 с.
- Гансберг Ф. Педагогика. Призыв к самодеятельности в преподавании.- Пг., 1916. -192 с.
- Гапон Ю.А. Социально-педагогическая концепция воспитания.-Киев, 1990.- 159 с.
- Гаудиг Г. Дидактические ереси.- Казань: Изд-во Каз.пед.музея, 1910.-128 с. 113. Гаупп Р. Психология ребенка.- Л.: Госиздат, 1924. 100 с.
- Ге Ф. История образования и воспитания.- М.: Тихомиров К. А., 1912.-УШ, 657 с.
- Гергет А., Готалов-Готлиб А. Современные педагогические течения.- Херсон: Госиздат. Украины, 1925. 249 с.
- Гершунский Б.С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы//Магистр. 1991. — Июнь. -С. 10−18 117. Гершунский Б. С. Образование и будущее: Россия во мгле, — Бийск: НИЦБИГПИ, 1993.-70 с.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России //Педагогика.-1996.- № 5.-С.46−54.
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика.-1992.- № 5−6.- С.3−14.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.:ИТПИМИО, 1993.- 160 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.:Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- Главные моменты развития западно-европейской школы.- М: Польза, 1912. -216 с.
- Глассер У. Школы без неудачников.- М.:Прогресс, 1991. 184 с. 124. Гончаров В. Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления в России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994.- 376 с.
- Гуманизация воспитания в современных условиях. М.:УВЦ «Инноватор», 1995. — 115 с.
- Гуманистические аспекты учебно-воспитательной работы.- М.: Ун-т РАО, 1995, — 136 с.
- Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира, — СПб.: Образование, 1993. 4.1.-187 С.-Ч.2,-132 с.
- Гуманистическое воспитание школьников Казань: КГПИ, 1983. -163 с.
- Демолен Э. Аристократическая раса. СПб.: Тип-я А. С. Суворина, 1907. — 238 с.
- Демолен Э. Новое воспитание. Школа де Рош.- М.: Типо-лит. А. В. Васильева, 1900. 260 с. 153. Джемс У. Беседы с учителями о психологии.- Пг.: Земля и фабрика, 1919.-70 с. 154. Джемс У. Психология.- М.: Педагогика, 1991.-367 с.
- Джунковская Е. Средняя школа нового типа в западноевропейских государствах.- СПб, 1902. 251 с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность.-М.РОУ, 1992, — 176 с. 157. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.- М.:Просвещение, 1993. 192 с.
- Джуринский А.Н. Школа Франции XX столетия.-М.:Прометей, 1989. 127 с.
- Динзе В.Ф. Очерки по истории среднешкольного движения.- СПб: Изд-во О. Богдановой, 1909. 70 с.
- Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики //Советская педагогика.- 1986,-№ 8.- С.95−102.
- Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России //Педагогика. -1996.- № 5.- С.39−46.
- Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX в. — М.:ИТПИМИО, 1994. — 140 с.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. -М.: Компания Кворум: Промо-Медиа, 1995. 239 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления,— М.:Мир, 1992.- 202 с.
- Дьюи Д. Школа и общество. М.:Госиздат, 1924. -125 с.
- Европейская педагогика от античности до Нового времени: исследования и материалы: Сб.науч.тр.- М.:ИТПИМИО, 1993.- 4.1. -244 с.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в.: историко-педагогический очерк. -М.: Педагогика, 1987, — 152 с.
- Ельницкий К. Очерки по истории педагогики.- СПб.: Изд. М. М. Гутзаца, 1912.
- Ечинац Л.Ф. Подготовка к жизни и свободная школа. СПб.: Тип.Н. Н. Фридберга, 1905. — 72 с. 17 0. Железовская Г. И. Педагогика в понятиях и определениях.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991.- 56 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.- М: Педагогика, 1990. 164 с.
- Иванова Н.В. Процесс самопринятия и гуманистические ценностные ориентации педагога //Гуманизация воспитания в современных условиях.- М., 1995.- С.101−115.
- Ивантер Г. С. Система дошкольного воспитания М.Монтессори и советская педагогика.- Л.:Госиздат, 1926. 105 с.
- Из истории развития педагогических идей.- Саратов: Саратов. госпедин-т, 1974. 190 с.
- Изучение личности школьника учителем /Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян и др.- М.:Педагогика, 1991. 136 с.
- Ильин E.H. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
- Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования /Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПИМИО, 1994. -88 с. 18 6. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-та / Под ред. Н. А. Константинова и др. М. Просвещение, 1982. — 447 с.
- Кагаров Е.Г. Современное педагогическое движение в Западной Европе и Америке.- М. Работник просвещения, 1928. 271 с.
- Как построить свой «я». /Под ред. В. П. Зинченко. М. Педагогика, 1991.- 136 с. 18 9. Какой быть новой педагогике? /Сост. А. Я. Найн, А. Г. Гостев. Челябинск: Юж.Урал.кн.изд-во, 1993.- 211 с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма.- М.: Знание, 1990.- № 6. -80 с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- П., 1915. 746 с. 192. Каптерев П. Ф., Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения.- М.:Польза, 1913. 219 с.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина.- М.:Москов-ский рабочий, 1987. 144 с. 194. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт реформирования. М.:НМО «Творческая педагогика», 1991.- 153 с.
- Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Пер. с нем.- М.: Москов. Центр вальдорфской педагогики, 1993.- 272 с.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.пед.ун-та, 1994. 278 с.
- Карсен Ф. Современные опытные школы в Германии. -Л.:Госиздат, 1924.- 217 с.
- Квик. Реформаторы воспитания. Пер. с англ.- М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1892. 294 с.
- Квятковский Е.В. Современная концепция эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе// Опыт разработки концепций воспитания.- Ростов-на-Дону, 1993.- 4.2.- С.53−73.
- Кей Э. Век ребенка.- М.: Изд.В. М. Саблина, 1906.- 261 с.
- Кей Э. Искусство и народ //Вестник воспитания.-1908.- № 3.- С.37−51.
- Кей Э. На пороге жизни (Молодое поколение).- М.: Современные проблемы, 1913. -142 с.
- Келле В.Ж. Коммунизм и гуманизм.- М.: Знание, 1962. 48 с.
- Кершенштейнер Г. О характере и его воспитании. СПб: Школа и жизнь, 1913. 88 с.
- Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1913. 64 с.
- Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая система.- Казань: Изд-во КГУ, 1982. 224 с. 207. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.-СПб: О. Богданова, 1911. -168 с.
- Кларин В.М. И.Г.Песталоцци: подвижник педагогики //Педагогика, — 1996.- № 1, — С.44−49.
- Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории.- М.: Наука, 1990. 422 с.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей.- М.:Интерпракс, 1994.-208 с.
- Колесникова И.А. педагогические цивилизации и их парадигмы //Педагогика.- 1995.- № 6.- С.84−89.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.- Минск: Народная асвета, 1969. 237 с.
- Комарницкий В.Г. Очередные задачи современного школьного дела. Отчет о командировке на 1 Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике в С.-П-ге в дек. 1910 г.- Варшава, 1912. ХП, 186 с
- Коменский Я.А. Избранные сочинения. В 2-х т. М.:Педагогика, 1978. -Т.1−2.
- Кондаков М.И. Выдающийся польский педагог-гуманист Януш Корчак //Советская педагогика.-1919.- № 1.- С. 15−21.
- Кондаков М.И. Реформа школы и развитие педагогической науки. -М.: Педагогика, 1986. 160 с.
- Концепция воспитания школьников в современных условиях.-М.:ИТПиМИО РАО, 1993. 20 с.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики.- М.: РОУ, 1994. -140 с.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход //Педагогика. -1995. -№ 3. -С .29−33.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.:ИТПИМИО, 1993. 135 с.
- Королев Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогических исследованиях //Советская педагогика, — 1970, — № 3.- С.83−94.
- Коротяев Б. И, Педагогика как совокупность педагогических теорий.- М.-.Просвещение, 1986. 208 с. 227. Корчак Я. Дитя света //Образование.- 1908.- № 2.- С.93−134.- № 3,-С. 103−125.- № 4.-С.67−104.- № 5а.-С.87−124.- № 6, — С.39−78.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения.-М.:Просвещение, 1966. 470 с. 22 9. Корчак Я. Избранные педагогические произведения.-М.Педагогика, 1979. ХХП, 474 с.
- Корчак Иоанн. Как любить детей. (Интернат). Пре-дисл.Н.Крупской.- М.:Госиздат, 1922. VI, 166 с.
- Кошелева O.E. История детства: опыт зарубежной историографии //Педагогика, — 1996.- № 3.- С.81−87.
- Краних Э.М. Свободные Вальдорфские школы,— М.: Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992. 32 с.
- Красновский A.A. Второй съезд по экспериментальной психологии.- Казань, 1915. 23 с.
- Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива.- М.: Просвещение, 1984. 96 с.
- Кревин Э.П. Руссо источник новейших течений в немецкой педагогике.- Пг.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1915. — 92 с.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования //Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М., 1995. С.67−103.
- Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.:Прометей, 1990. — 146 с.
- Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988. — 191 с. 24 4. Кульневич C.B. Педагогика личности. Ростов н/Д: Изд-во Рост.пед.ун-та, 1995, — Ч.1.- 166 с.
- Кумарин В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы //Педагогика.- 1995.- № 2.- С. 14−20.24 6. Кумбс Ф. П. Кризис образования в современном мире.- М.: Прогресс, 1970. 261 с.
- Кумекер Л., Дж.С.Шейн, Свобода учиться. Свобода учить.- М.: Народное образование, 1994. 160 с.
- Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение.- Пг.: Народный учитель, 1918.-136с.24 9. Лай В. А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры.- Пг.: Прибой, 1920. 168 с.
- Лай В. А. Экспериментальная дидактика: ее основы с подробным описанием процессов воли и действия.- СПб: Сытин, 1914. IV, 510 с.
- Лакомб П. Воспитание, основанное на психологии ребенка.- М.: Русское товарищество, 1912. 56 с.
- Лапшин И.И. Очерки по истории педагогических учений.- М.: Польза, 1911.-229 с.
- Левитина М. Опыт новой школы. Свободная школьная община «Виккерсдорф» в Германии.- М., 1912
- Легран Л. Френе и современность //Перспективы.- 1985.- № 1.-С.136−144.255. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.-М.:Педагогика, 1983. 320 с. 257. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас.-СПб., 1900.-499 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика.-1994.- № 2.- С.35−40.
- Лихачев Б.Т. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты //Педагогика.- 1996.- № 6.- С. 18−24.
- Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания //Педагогика.- 1995.- № 1, — С.40−45
- Лозинский Е. Общественно-психологические основы воспитания //Вестник воспитания.- 1900.-№ 3.-С. 1−31.2 62. Лозинский Е. Пионеры «нового воспитания» в Германии //Вестник воспитания.-1911.-№ 1.-С.66−96.
- Львова ЮЛ. Творческая лаборатория учителя.- М.:Просвещение, 1992.-224 с.
- Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей //Соч.: В 7 т.- М., 1957.- Т.4.- С.341−428.
- Макаренко A.C. Некоторые выводы из моего педагогического опыта //Соч.: В 7 т.- М., 1958, — Т.5.- С.227−322.2 69. Макаренко A.C. О моем опыте //Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5, С.251−277.
- Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т.- М., 1958, — Т.5.- С.103−224.
- Мак-Мённ Н. Путь к свободе в школе.- Пг.: Прибой, 1919. 76 с.
- Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике.- М.:Мир, 1911.-317 с. 27 9. Меньшиков В. М. Исходные категории педагогики и понятие всестороннего развития личности.- Курск: КГПИ. 272 с.
- Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Х. Л. Вивеса.- Курск: Изд-во КГПУ, 1994.- 139 с.
- Мерцалова Т.А. Педагогическое обеспечение самопознания школьников //Гуманизация воспитания в современных условиях.- М., 1995.- С.65−78.
- Методологические проблемы развития педагогической науки
- Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я.С.Тур-овкого. М.: Педагогика, 1985.-240 с.
- Методы, задачи и некоторые из итогов экспериментальной педагогики //Вестник воспитания.- 1908.- № 5.- С.46−82.
- Мижуев П.Г. Главные моменты в развитии западно-европейской школы,— М.: Польза. 216 с.
- Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики.-М.".Задруга, 1913. 339 с.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка.-М.: Задруга, 1915.-316 с.
- Монтессори М. Руководство к моему методу.- М., 1916. 64 с. 2 94. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе.-М.:Работник просвещения, 1922.-162 с.
- Мудрик A.B. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи //Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М., 1995. — С.54−57.
- Наторп П. Культура народа и культура личности. СПб: О. Богданова, 1912. -189 с.
- Наторп П. Социальная педагогика. СПб: О. Богданова, 1911.- 360 с.
- Неверли И. О Януше Корчаке //Корчак Я. Избранные педагогические произведения.- М., 1966.- С.401−456.304. Нигматов З. Г. Воспитание социалистической гуманности у школьников. Казань: Таткнигоиздат, 1987. — 128 с.
- Нигматов З.Г. Социалистический гуманизм: педагогика и школа. -Казань: Таткнигоиздат, 1988.- 271 с.
- Нигматов З.Г., Габдуллин Г. Г., Хузиахметов А. Н. Курс лекций по истории педагогики. Казань: Таткнигоиздат, 1995.- 156 с. 307. Нигматов З. Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. -Казань: Таткнигоиздат, 1996. 182 с.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика." 1990.- № 9, — С.41−47.
- Никандров Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры //Магистр. 1995.- № 6.- С.1−10.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории).-М.:Педагогика, 1978. 144 с.
- Новые идеи в педагогике. Непериодическое издание, выходящее под ред. Г. Г. Зоргенфрея. Сб. № 1. Самоуправление в школах.-СПб:Образование, 1912.-168 с.
- Новые пути зарубежной педагогики, — М.:Работник просвещения, 1927. 292 с.
- Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки.- М.:Работник просвещения, 1930.- 168 с.
- Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.:Инноватор, 1995. 133 с.
- Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М.:Инноватор, 1995. 103 с.
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Ред. Н. Б. Крылова.- М.: ИЛИ, 1995, — 125 с. 317. Образование в мире на пороге XXI века.- М.: АПН СССР, 1991. -97 с.
- Образование в поисках человеческих смыслов /Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: РАО. Юж. отделение, 1995. — 215 с.
- Обухова А. Свободное воспитание и дисциплина //Вестник воспитания.- 1909, — № 6.- С.1−32- № 7.- С.20−81.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.- М.:МГУ, 1981. -191 с.
- Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике //Педагогика.-1993.- № 4, — С.21−26.
- Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX века. — М: НИИ ОП, 1980. — 164 с.
- Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья //Педагогика.-1995.-№ 3.- С.41−47.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом (19 171 939).- М. .Педагогика, 1982. 162 с. 32 9. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.- М., 1989−1990. -Ч. 1.-203 С.-Ч.2.-264 с.-Ч.3.-268 с.
- Очерки по истории педагогики.- М.: АПН РСФСР, 1952. 756 с.
- Очерки по истории педагогических учений.- М.:Польза, 1911. -229 с.
- Паульсен Ф. Образование //Вестник воспитания.- 1900.- № 2.-С.1−28.
- Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Роспедагентство, 1996.-603 с. 334. Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций.- М.:РОУ, 1992.-69 с. 335. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе.1. М.: НИИ ТИИП, 1991.-94 с.
- Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы.-М.:Просвещение, 1993. 288 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения:В 2-х т. -М:Педагогика, 1981.- 336 е.- 416 с.
- Петрова Е.Д. Бидельская школа в Англии.- Новочеркасск: Тип-я В. И. Бабенко, 1913.-61 с.
- Петровский A.B. Вопросы истории и теории психоло-гии.Избр.труды. М.:Педагогика, 1984. — 272 с. 34 0. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М. Политиздат, 1982. 255 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 1994. — 445 с.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М. :Просвещение, 1981. 528 с.
- Плеханов A.B. Педагогическая теория и практика М.Монтессори //Дошкольное воспитание.- 1989.- № 10.- С.66−70.352. Подласый И. П. Педагогика, — М. Просвещение: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
- Принцип гуманизма основа народной педагогики. В 2-х ч.-Казань:КГПУ, 1996.- Ч.1.-187 е.- Ч.2.-155 с.
- Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог. В 2-х ч.- М.:Магистр, 1996. Ч.1.-158 е.- 4.2. -134 с. 358. Проблемы системного подхода к воспитанию социальной активности в младшем школьном возрасте- М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.- 158 с.
- Проблемы человека в Западной философии. Сост. и послесл. Гу-ревича. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
- Прогнозирование в образовании: теория и практика /Под ред. Б. С. Гершунского, — М.:ИТПИМИО, 1993.-209 с.
- Прогностические модели систем образования в зарубежных странах: Сб.науч.тр.- М.: ИТПиМИО, 1994. 104 с.
- Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике //Педагогика.-1995.- № 2. С.68−94.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли.- М., 1 995 364. Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М.:Педагогика, 1979. — 239 с.
- Психология в воспитании.- М.: Работник просвещения, 1924.- 95 с.
- Равкин З.И. Вопросы изучения всемирного историко-педагогического процесса //Советская педагогика.- 1986, — № 5.- С.53−58.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика.- 1995.-№ 5.-С.87−90.
- Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований //Педагогика.- 1994, — № 1.- С.89−96.
- Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем.-М.:Просвещение, 1990. 208 с. 37 0. Радугин A.A. Психология и педагогика.- М.:Центр, 1996. 336 с.
- Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина.- М.:Педагогика, 1991. 160 с. 372. Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв.еков. Иваново: Иван.гос.ун-т, 1993.-255 с.
- Родчанин Е.Г., И.А.Зязун. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского.-М.: Педагогика, 1991. -112 с.
- Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития.- Новосибирск, 1992. 215 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.- М.:Большая Российская энциклопедия, Т.1., 1993.- 608 с.
- Российское образование: история и современность /Под ред.С. Ф. Егорова. М.:ИТПИМИО, 1994. — 253 с.
- Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах.- М., 1916. 267 с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Румянцев В.М. Гармонизация свободы и дисциплины// Советская педагогика.- 1990.-'№ 8.- С.24−31.
- Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т.1−2.
- Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России //Педагогика.- 1996, — № 6.- С.14−18.
- Свободное воспитание: Хрестоматия /Составитель и автор всту-пит.статьи Г. Б. Корнетов.- М.:РОУ, 1995. 224с.
- Семенов В.Д. Педагогическая идея: специфика и пути реализации //Магистр.- 1995, — № 1.- С.45−51.
- Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург: ИРРО, 1995.- 126 с. 393. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика.- 1994.-№ 5.- С.16−21.
- Сидоркин А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы //Педагогика.- 1996.- № 2.- С.48−53.
- Синицкий Л. «Новая школа» в Англии и Франции // Вестник воспитания.- 1912. -№ 9.- С. 1−17.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости.-Казань: КГУ, 1992. 176 с.
- Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание.- Самара: СГПИ, 1991.-243 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с. 402. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. В 2-х ч. М.: ИТПИМИО РАО, 1993. 4.1. -145 е.- Ч.2.- 144 с.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки. В 3-х ч./Под ред.З. И. Равкина. М.:ИТПИМИО, 1994.-Ч.1.-185 с. -4.2.-139 е.- Ч.3.-223 с.
- Соколов П.А. История педагогических систем.- П.: Изд-во Б. С. Клестова, 1916.-696 с.
- Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург: Урал.госпед.ун-т, 1992. — 110 с. 4 06. Сокольников Ю. П. О логике деятельности воспитателей, — Магнитогорск: МГПИ, 1991. 63 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников.-М.:МГГШ им. В. И. Ленина, 1990. 90 с. 4 08. Соловьев И. Руссо и современная педагогика //Вестник воспитания.- 1912.- № 6.- С.1−20.
- Солт Г. С. Гуманитарное учение или гуманитаринизм. Пер. с англ.-М.: Посредник, 1912.-31 с.
- Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление." Л. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 161 с.
- Становление гуманистического мировоззрения личности. -М.:Ин-т раз-я лич-ти, 1994. 223 с.
- Степанов В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам.-М. МПУ, 1995.-320 с.
- Стратегия развития образовательных систем: Понятийно-терминолог.слов./Ред. и сост. В. М. Полонский.- М.:ИТПИМИО, 1993.109 с.
- Субботский Е.В. Золотой век детства.- М. Знание, 1981. 96 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека: Советы воспитателям. Минск: Народная асвета, 1978. — 288 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сельской сред, школе. М.: Просвещение, 1979. -396 с. 418. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1978. — 93 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы,-М.:Просвещение, 1973. 208 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, — Киев: Рад. Школа, 1977. 382 с. 422. Сухотина T.JI. М. Монтессори и новое воспитание.-М., 1914. 94 с.
- Филонов Г. Н. Состояние социума и воспитание //Педагогика.-1995.- № 6, — С.26−31.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с. 4 51. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.-М.: МИП «NB Магистр», 1992. 160 с. 452. Холлигер В. Личность и гуманизм.- М.: Прогресс, 1981. 215 с.
- Цырлина Т.В. Школы, которые не умирают. -Курск: КГПУ, 1993. -120 с. 457. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- М. Педагогика, 1989. 150 с.
- Молчанова М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе: Автореф.дис.. докт. пед. наук.- Луганск, 1993.- 40 с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. докт.пед.наук. Л., 1981.- 37 с.
- Равкин З.И. Основные проблемы развития теории и практики общеобразовательной школы РСФСР (1917−1931 гг.): Автореф.дис. .докт.пед.наук. М., 1966.- 45 с.
- Сироткин Л.Ю. Формирование социалистической гуманности у педагогически запущенных подростков в процессе перевоспитания: Автореф.дис. .канд.пед. наук. Казань, 1982. — 16 с.
- Файзуллина Г. Я. Гуманизм педагогического наследия
- B.А.Сухомлинского: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Казань, 1986. — 17 с. 508. Юсфин С. М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1996, — 16 с.
- Бахтанова Е.Л. Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике в 20-е гг.: Дис.канд.пед.наук. Минск, 1992.- 173 л.
- Браиловская П. П. Развитие теории и практики обучения и воспитания школьников в творческом наследии французского педагога
- C.Френе (1896−1966): Дис. канд.пед.наук. Киев, 1991. — 222 л.
- Валеева P.A. Воспитательная система видного польского педагога-гуманиста Януша Корчака (1878−1942): Дис. канд.пед.наук. Казань, 1982.-213 с.
- Вейкшан H.B. Теория и практика «нового воспитания» до Первой мировой войны: Дис. .канд.пед.наук. М., 1969.- 234 л.
- Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. Дисс. докт.пед.наук. С.-П., 1992. 406 л.
- Гусева H.A. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Дис. .канд.пед.наук. М., 1994.-226 л.
- Кеберле Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в России (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель): Дис.канд. пед.наук. СПб, 1995.- 192 л.
- Ковалева О.В. Проблема педагога в гуманистической концепции С.Т.Шацкого:Дис.канд.пед.наук.-М., 1992. 218 л.
- Корнетов Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода: Дис. в форме науч.докл. на со-иск.учен.степ.д-ра пед.наук.- М., 1994. 64 с.
- Кульневич C.B. Личностно ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Дис. д-ра пед. наук в форме науч.докл.-Ростов н/Д, 1995.-43 с.
- Нестеренко Л.П. Воспитание гуманистических отношений у младших школьников в условиях школы-интерната: Дис.канд.пед.наук. -М., 1978.-212 л.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989 гг.): Дисс. докт.пед.наук. Казань, 1990.- 397 л.
- Попов Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Дис.канд.пед.наук. СПб, 1995.- 201 л.
- Скиндер A.B. Воспитание гуманных отношений в коллективе подростков: Дис. .канд.пед.наук. Псков, 1971. — 276 л.
- Толмачева Т.П. Педагогические взгляды К.Н.Вентцеля: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992, — 193 л.534. Ушева М. Н. Реализация гуманистических идей Л. Н. Толстого в современной педагогике: Дис.канд. пед.наук.- Екатеринбург, 1993.- 185 л.
- Шапедько Л.И. Детское самоуправление в теории и практике советской школы 1917−1931 гг.: Дис. .канд.пед.наук. Пятигорск, 1994.226 л.
- Шевченко Н.М. Отношения ответственной зависимости как фактор воспитания гуманности у подростков: Дис. .канд.пед.наук. М., 1978. -170 л.
- Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. .докт.пед.наук. М., 1991.- 400 л.
- Шумейко В.П. Формирование гуманистических взаимоотношений в классном коллективе школы-интерната: Дис. .канд.пед.наук. М., 1981,-200 л.
- Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Дис. .докт.пед.наук. Казань, 1991, — 340 л.
- Barrow R. Radical Education: a Critique of Freeschooling.-London: Martin Robertson, 197 854 9. Connei W.F. A History of Education in the 20-th Century World.-Canberra: Curriculum Development Centre, 1980
- Dewey John. Democracy and Education. A Division of Macmillan Publishing Co., Inc. New York, 1966
- Ein Osterreicher namens Alfred Adler. Seine Individualpsychology -Ruckschau und Ausblick. Osterreicher Bundesverlag fur Unterricht, Wissenschaft und Kunst, Wien, 1977.
- Eisner Elliot W. The Educational Imagination. Macmillan Publishing Co., Inc. New York, 1979.
- Falkowska M. Kalendarz 2ycia, dziafalnosci i tworczosci Janusza Korczaka. Warszawa: Nasza Ksi^ngarnia, 1989.
- Falska M. Zarys organizacji pracy wychowawczej w «Naszym Domu’V/Szkofa specjalna, 1925, nr. l, s.1−14.
- Freinet C. 0 szkol§ ludowa,. Pisma wybrane. Wrocfaw: Ossolineum, 1976
- Freinet C. Travail individualise et programmation. Cannes: BEM, 1966
- H.Harold. Education as History: Interpreting XIX th XX th century education /Harold Silver- Forew. By David B. Tyack. — London- New York: Methuen
- R.Hemmings. Children’s Freedom: A.S.Neill & the evolution of the Summerhill idea. New York: Schocken Books, 1974
- Historia Wychowania: Wiek XX.- Warszawa: PWN, 1980
- Holmes E. What is and what might be. Constable, London, 1911
- Ivan Illich. Deschooling Society. Perennial Library, Harper & Row Publishers, New York, 1978
- Innowacje w wychowaniu. Warszawa: IBP, 1984
- J.Konopnicki: Szkoinictwo experymentalne w Anglii i Szkocji. Wroclaw, 1964
- Korczak J. Dom Sierot //Nowa Gazeta, 1911, nr. 134 565. Korczak J. Ku otwarciu Domu Sierot. Warsawa, 1913
- Korczak J. Dziecko zydowskie (Opinia rzeczoznawczy). Miesi^cznik Zydowski, 1933, nr.3, s.239−243
- Korczak J. Wybor pism.4T.-Warszawa:Nasza Ksicgamia, 1957−1958 57 0. Korczak J. Pisma wybrane.4T.Warszawa:Nasza Ksicgarnia, 1978
- Krishnamurti J. Autoritat und Erziehung. Humata Verlag Harold S. Blume
- A.Lamihi: De Freinet a la Pedagogie Institutionelle. Paris, 199 457 3. La pedagogie revolutionnaire par C.Freinet. «Bulletin des Amis
- Freinet» 1971, nr 5−6, c.18−19. 574. Lewin A. Czcic, aiejak?//Polityka, 8.VII.197 857 5. Lewin A. Tryptyk pedagogiczny: Korczak-Makarenko-Freinet.
- A.S.NeiH:Summerhill.PenguinBooks. Harmondsworth, 1980
- Speck (Hrsg.)J. Problemgeschichte der neueren Padagogik. Wissenschaft-Schule-Gesellschaft/ Verlag W.Kohlhammer. Stuttgart-Berhn-Koln-Mainz, 1 976 587. Spiel O. Am Schaltbrett der Erziehung.- Bern- Stuttgart-Wien, Verlag Hans Huber
- Stabler E. Founders: Innovators in Education. 1830−1980.
- Edmonton Univ. of Alberta Press, 1980 58 9. W. A.C.Stewart: The Educational Innovators. Volume 11: Progressive Schools 1881−1967. Macmillan and Co Ltd, 1968
- Studia z diejow oswiaty XVI1I-XX wieku. Wroclaw: Wyd-wo Univ. Wrociawskiego, 1993. 92 s.
- G.Wyneken. Der Kampf fur die Jugend. Jena (E.Diederichs), 1920 594. G.Wyneken. Die Neue Jugend. Ihr Kampf und Freiheit und Wahrheit in Schule und Elternhause in Religion und Erotik. Munchen (Steinicke), 1914
- L.Wysocka. Szkola Summerhill system swobodnego wychowania//Innovacje w wychowaniu. Warszawa: IBP, 1984
- XXY lat dziafalnosci Towarzystwa «Pomoc dla Sierot» 1908−1933. Warszawa, 1933