Педагогические технологии использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей
Диссертация
Актуальность исследования. Педагогические традиции как социально-историческое богатство народов в нынешних условиях приобретают особый смысл. С одной стороны, новое время призвано возрождать, сохранять и обогащать прогрессивные традициии народов, населяющих тот или иной регион. С другой — приобщение новых поколений наших соотечественников к этим ценностям есть тот вклад в историю, который придает… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историко-теоретические основы использования традиций народной педагогики в подготовке учителей
- 1. 1. Исторические предпосылки использования народного опыта воспитания в педагогических учебных заведениях
- 1. 2. Возможности использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования
- Глава 2. Технологии использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования (на курсах повышения квалификации)
- 2. 1. Методы применения народного опыта воспитания в процессе учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации
- 2. 2. Формы использования традиций народной педагогики во внеаудиторной работе со слушателями
- 2. 3. Педагогические технологии подготовки слушателей к использованию традиций народной педагогики в образовательном процессе школы
- 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию традиций народной педагогики на курсах повышения квалификации учителей
Список литературы
- Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -140 с.
- Алексин А. Поговорим о человечности. М.: Политиздат, 1964, -48 с.
- J. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань, 1998. — 318 с. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. — М.: Мысль, 1979. — 74 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. Экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. — 68 с.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов и Дальнего Востока. Якутск, 1979. — 94 с.
- Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988. — 284 с.
- Азбука нравственного воспитания. /Под ред. А. И. Каирова, О. С. Богдановой. 3-е. изд. — М.: Просвещение, 1985. — 238 с.
- Э. Ахияров К. Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. — 242 с.
- Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 23 с.
- Бабанский К.Ф. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 87 с.
- Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1971. — 56 с.
- Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., Академия педагогического образования, 1995. -72 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. //Педагогика. 1996. — № 1. — С.9−12
- Блягоз Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 16 с.
- Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе. Наб. Челны, 1995. — 70 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1980. — 190 с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983. -158 с.
- Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. Минск, Народная асвета, 1983. — 141 с.
- Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании/Под ред. А. Г. Хрипковой, А. Монизовой, И. В. Гребенникова. Москва, 1978. — 176 с.
- Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов. Казань, 1992. — 108 с.
- Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания. Казань, 1994. -141 с.
- Виноградов B.C. Народная педагогика. Иркутск: Вост. — Сиб. Отд. РГО, 1926. — 30 с.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. -264 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. -34 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 375 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334 с.
- Волков Г. Н. Педагогу великому имя народ. (О народной педагоги-ке)//Народное образование. — 1989, — № 4. — С. 18−20
- Волков И.П. Цель одна дорог много. — М.: Просвещение, 1990. -156 с.
- Вопросы повышения квалификации работников образования. Сборник научно-методических трудов РИПКРО. М.: 1993. — 124 с.
- Вопросы воспитания: Системный подход/Под ред. Л. И. Новиковой. -М.: Прогресс, 1981. -118 с.
- Вопросы методики изучения учащихся/Под ред. В. Я. Яковлева. -Тамбов, 1970. 64 с.
- Выготский JI.C. Проблемы общей психологии: в 6 томах, М.: Педагогика, 1982. — Т.2 -354 с.
- Высшая школа в условиях суверенитета Татарстана: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Наб. Челны, 1994. — 146 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Габдуллин Г. Г. Курс лекций по педагогике. Школоведение. Казань, 1997.-232 с.
- Гавриловец К, В, Воспитание человечности. Минск, 1985. — 182 с.
- Гаврилов А.Г. Гуманизм сегодня. М.: Знание, 1974. — 86 с.
- Гайфуллин В.Г. Право на эксперимент //Народное образование. -1993.-№ 4.- С.13−15
- Галеев Э.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 19 с.
- Галеев Э., Ханбиков Я. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. 2-ое изд., перераб. и доп. — Казань: Таткнигоиз-дат, 1985. — 76 с.
- Гиппенрейтр Ю.Б. Общаться с ребенком как? М.: Масс Медиа, 1995. — 240 с.
- Гончарова Т.И., Гончаров И. Ф. Когда учитель-властитель дум. М.: Просвещение, 1991. — 174 с.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система Н.К.Ушинского. М.: Педагогика, 1974.
- Государственная программа Республики Татарстан: О сохранении, изучении и развитии языков народов РТ. Принята 20 июля 1994 г. -//Магариф. 1994. — № 11. — С.2−5
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Молодая гвардия, 1988. — 223 с.
- Гуткина Л.Д. и др. Организация воспитательной работы в школе. -М.: 1996. 80 с.
- Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань: Таткнигоиздат, 1990. — 108 с.
- Давлиев И.А., Нигматов З. Г. Верить и жить. Казань: Таткнигоиздат, 1989. — 79 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 234 с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.: ННИ, 1994. 616 с.
- Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1989. — 35 с.
- Диагностика успешности учителя/Со ст. Морозова Т. В. М., 1997.94 с.
- Доржиева М.Д. Народные традиции трудового воспитания у бурят. Новосибирск: Буряткнигоиздат, 1980. — 59 с.
- Есипов Б.П., Гончаров Н. К. Педагогика: Учебник для педагогических училищ. 5-е изд., испр., доп. М.: Учпедгиз, 1950. — 256 с.
- Жерносек И.Ф., Маслов В. И. Непрерывное повышение квалификации педагогических кадров//Советская педагогика. 1984. — № 7.ш С.64−68
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. -239 с.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Ро-спедагенство, 1995. — 184 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ком. по науке и нар. обр., 1992. — 25 с.
- Закон Республики Татарстан «Об образовании». Казань, Таткни-^ гоиздат, 1993. — 28 с.
- Залялиев Ш. Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях во внеклассной работе в условиях сельской татарской школы: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1974. — 18 с,
- Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности /Педагогика. 1992. — № 11. — 23 с.
- Заирбек Е.С. и Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха. -СПб, 1995. 64 с.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997. — 320 с.
- Зубайраев A.JI. В познании национального и общечеловеческого нет мелочей //Советская педагогика. -1991. № 1. -104 с.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 252 с.
- Из истории татарского народного искусства: Сборник статей/Отв. ред. Валеева Сулейманова Г. Ф. — Казань, 1995. — 143 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.-97 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 112 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студент тов пединститутов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с. 1. V т
- Имамов В. Сает-Батыр: Исторический роман. Наб. Челны: Изд. КамАЗ, 1994. — 496 с.
- Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983. — 25 с.
- История педагогики как учебный предмет. М.: Роспедагенство, 1996. — 230 с.
- Исмагилова С.Г. Голбакчада туган тел. (на тат. яз.) Рекомендации, материалы для воспитателей детских садов. Елабуга, 1997. — 80 с.
- Исхаков Д.М. Татары. Наб. Челны: Изд-во КамАЗ, 1993. — 64 с. ^ 81. Казыханов B.C. Уроки нравственности. — Наб. Челны, 1997, — 104 с.
- Какиева JI.X. Непрерывное образование преподавателей педагогических училищ//Советская педагогика 1989. — № П.- С.86−89
- Кашапов Г. Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Екатеринбург, 1996. — 216 с.
- Каюм Насыри. Книга о воспитанности. Казань: Таткнигоиздат, 1994. — 134 с.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы/Под ред. В. Г. Анушкина. СПб, 1996. — 122 с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогики и психологии творчества. -Пенза, 1994. 338 с.
- Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан, -Казань, Таткнигоиздат, 1993. 29 с.
- Концепция развития татарского просвещения/Щанорама. 1992. -№ 6, — С.15−30
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М., 1997. — 320 с.
- Концепция и программа татарского гимназического образования/Общее руководство Ю. С. Тюнникова, Ф. Ф. Харисова. Наб. Челны, 1994. 23 с.
- Конаржевкий Ю.А., Долгова В. И. О критериях эффективности ФППК организаторов народного образования//Советская педагогика. 1985. — № 7. — С.70−74
- Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Конституция Республики Татарстан. Казань.: Таткнигоиздат, 1993. -117 с.
- Конкина В.Э. Традиции воспитания. М.: Знание, 1975. — 104 с.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л. А. Корниеьпсо. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярушевского. М.: Политиздат, 1985. — 408 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-и т. ТЛ/Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. М.: Педагогика, 1978,-Т.1.-368 с.
- Краткий словарь по философии/Под ред. Блауберга И. В., Пантана И. К. 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. — 431 с.
- Крашенинникова Б, А. Шаг навстречу. М.: Просвещение, 1988, -141 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. -157 с.
- Куриленко Т.М. Воспитание нравственности. Задачи и упражнения. Минск: Народная асвета, 1983. — 144 с.
- Кузьмин М.Н. и др. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования/Кузьмин М.Н., Сусоколов А. А., Бацын В. К., Ешич М. Б. М.: 1994. — 57 с.
- Курзина И. А. Передовой педагогический опыт в системе повышения квалификации работников образования: Дис.канд. пед. наук. М., 1995. — 164 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его знание: страницы истории педагогической мысли. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
- Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М., 1997. — 80 с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании/Сборник АПН СССР. М.: Педагогика, 1976. — С.22−23
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Харьков, 1978. — 630 с.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.: ИнтелТех, 1994. -244 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Мапшии Б.Г. Нетрадиционная педагогика, М., 1994. — 96 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1990. — 21 с.
- Мухаметзянова Г. В. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980. — 216 с.
- Мухаметзянова Г. В., Низамов Р. А. Педагогическая культура татарского народа: Пособие для учителей, преподавателей и учащихся. -Казань, 1994. 112 с.
- Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. -М.: Просвещение, 1984. 98 с.
- Народное искусство в воспитании детей/Под ред. Т. С. Комаровой. -М.- 1997.-208 с.
- Народная педагогика основа воспитания / Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Под ред. З. Г. Нигматова. — Казань: КГПИ, 1993. — 126 с.
- Национальная школа: Концепция. Цели и приоритеты содержания образования. М., 1994. — 31 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990. -301 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1994. — 576 с.
- Нигматов З.Г., Хузиахметов А. И. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике (на тат. языке). Казань, 1996. — 143 с.
- Нигматов З.Г. Воспитание социалистической гуманности у школьников. Казань, 1987. — 128 с,
- Нигматов З.Г., Хузиахметов А. И. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике. Казань, 1996. — 182 с.
- Нигматов З.Г. Гуманизация школьных традиций // Народное образование. 1984. — № 3. — С.46−48
- Нигматов З.Г. Дисциплина явление нравственное. Дело всех и каждого. — Казань: Таткнигоиздат, 1985. — С.59−79
- Нигматов З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся: Учебное пособие. Казань: Изд-во КГПИ, 1985. — 87 с.
- Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания // Народное образование. 1986. — № 1. — С.82−84
- Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1980. — 205 с.
- Низамов Р.А. Педагогические раздумья. Казань: Магариф, 1994. -95 с.
- Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. М., 1995. — 191 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1983. — 940 с.
- Орлова А.П. Национальной школе опыт народной педагоги-ки//Советская педагогика. -1991. — № 7. — С.88−91
- Педагогические традиции народов и современная школа. Материалы секции республиканской научно-практической конференции «Школа и национальное согласие». Казань, 1996. — 120 с.
- Педагог пришел учиться. Методические рекомендации для системы повышения квалификации педагогических кадров. М., 1995. — 73 с.
- Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику: Тезисы докладов международной научно-практической конференции/Под ред. Нигматова З. Г. Заинек, 1995, — 200 с.
- Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1995. — 602 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 184 с.
- Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников. М., Просвещение, 1989. — 174 с.
- Погребняк Л.П. Педагогические основы подготовки работников рай(гор)оно к инспектированию управления воспитательной работой в школе (при обучении на ФПКК ОНО): Дис. канд. пед. наук. -Москва, 1988.- 185 с.
- Повышение квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразрвания. М.: Высшая школа, 1990. — 141 с.
- Портнов М.П. Азбука школьного управления. Москва.: Просвещение, 1991.- 192 с.
- Попова М.И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. Красноярск, 1993. — 104 с.
- Подласый М.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 632 с.
- Примерное содержание воспитания школьников/Под ред. И. С. Марьенко. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. -144 с.
- Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Тезисы докладов в 3-х частях/Сост. Л. М. Аболин, В. Ф. Габдулхаков, Р. Х. Гильмеева. Казань, ИПКРО, 1993. — 154 с.
- Предки о воспитании юных / Сост. Г. П. Веселов и др. М., 1994. -64 с.
- Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 19 с.
- Рахимов А.З. Психодидактика. Уфа, 1996. — 208 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М, Просвещение, 1982. — 142 с.
- Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М. Педагогика, 1973. — 422 с.
- Рудне В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Лениздат, 1979. -73 с.
- Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе. М.: Педагогика, 1984. — 333 с.
- Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Салимова Я.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на традициях русской и башкирской народной педагогики: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. — 184 с.
- Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 23 с.
- Сахипова Р.А. Народные традиции заботливого отношения к людям. Наб. Челны, 1997. — 104 с.
- Сахипова Р.А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 23 с.
- Сафаров Н.А. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. Ташкент: изд-во Фан, 1987. — 103 с.
- Сироткин Л.Ю. Теория и практика формирования социально-устойчивой личности учащихся: Дис. доктора пед. наук. Казань, 1993. — 213 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
- Силистрару Н.В. Этнопедагогика молдаван: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1997. — 28 с.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. — 94 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С.JI.Соловейчик, 6-е изд. М.: Политиздат, 1975. — 270 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. Киев: Рад. школа, 1978. — 48 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1977. -242 с.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978. -34 с.
- Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. — 158 с.
- Толковый словарь татарского языка / Под ред. Л. Т. Махмутовой, М. Г. Мухаммадиева, К. С. Сабирова и др. В 3-х томах. Казань: Таткнигоиздат, 1977. — 832 с.
- Тюнников Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисова Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994. -88 с.
- Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань: Таткнигоиздат, 1984. — 144 с.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987.- 156 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. ТЛ/Сост. С. Ф. Егоров. М: Педагогика, 1989. — 804 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.4/Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — 756 с.
- Фахретдинов Р. Насихат//Магариф. 1992. — № 6. — С.5−7
- Фельдтенштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. — 92 с.
- Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 538 с.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. — 158 с.
- Фрадкин Ф.А., Богомолова Л. И. Введение в педагогическую специальность. М.: Сфера, 1996. — 60 с.
- Фукс К. Казанские татары: краткая история города Казани. Репринтное воспроизведение. — Казань: Фонд ТЯК, 1991. — 153 с.
- Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1995. — 23 с.
- Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: пособие для студентов и аспирантов / Под ред. Р. А. Низамова. Казань, 1975. — 158 с.
- Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Таткнигоиздат, 1967. — 164 с.
- Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа. Казань: КГПИ, 1975. — 184 с.
- Харисов Ф.Ф., Харисова Л. А. Игра средство воспитания. -Наб.Челны, 1994. — 98 с.
- Харисов Ф.Ф. и др. Тэрбия эшен планлаштыру. (на тат. яз.) Харисова Л. А., Тюнникова С. М., Хасанова Г. Ф. Казань, 1993, — 60 с.
- Харисова Л.А. Национальная культура в содержании образования. -Казань, 1995. 78 с.
- Харисов Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры. -Казань, 1999. 126 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
- Хузиахметов А.Н. Главная цель воспитание личности. — Казань, 1996. — 44 с.
- Худоминский П.В. Совершенствовать систему повышения квалификации учителей // Советская педагогика. 1988. — № 6. — С.41−45
- Червонная С.М. Искусство Татарии. М.: Искусство, 1987. — 352 с.
- Червонная С.М. Художники Советской Татарии. Казань: Таткни-гоиздат, 1984. — 464 с.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992. — 64 с.
- Шамардин В.М., Тамбовкина Т. И., Суслова Н. П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. М., 1991. — 160 с.
- Шаймарданов Р.Х., Сибгатуллина А. Г., Сибгатуллин Р. Г. Татарская народная педагогика (на тат. яз.). Наб. Челны, 1996. — 32 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -208 с.
- Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика. Майкоп: Краснодарское кн. изд-во, 1989. — 193 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. -181 с.
- Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. — 174 с.
- Школа и национальное согласие. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Выпуск! Казань, 1996. — 189 с.
- Школа и национальное согласие. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Выпуск II. Казань, 1996. — 276 с.
- Шмаков С. А. Каникулы. М.: Новая школа, 1994. — 156 с.
- Щуркова Н.Е. Научить быть человеком. М.: Знание, 1979. — 79 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. — 77 с.
- Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей у народов Восточной и Юго-восточной Азии. М.: Наука, 1978. — 154 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 58 с.
- Яковлева Т.В. Проблемы использования текстов по народной педагогике в процессе подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 22 с.
- Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М., 1992. — 64 с.
- Яновская М.Б. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- ТЕМА 1. Введение. Основные понятия.
- Предмет изучения народной педагогики.
- Основные понятия:. Этнопедагогика. Народная педагогика. Воспитание. Образование. Обучение.
- Примерные темы для выступлений
- Классики о народной педагогике и её роли в воспитании подрастающего поколения.
- Народная педагогика и современная национальная школа.
- Народная педагогика и проблемы совершенствования образовательного процесса.
- Примерные темы для исследований
- Народная педагогика как объект изучения педагогического краеведения.
- Использование народных традиций в преподавании педагогических дисциплин.
- ТЕМА 2. Методы и средства воспитания народной педагогики.
- Понятие о методах воспитания. Обусловленность методов воспитания целями, принципами обучения, содержанием учебного предмета, возрастными и индивидуальными особенностями, педагогическими и историческими традициями.
- Вербальные методы (разъяснение, совет, просьба, одобрение, уговор и т. д.).
- Методы морального воздействия (обычаи, запреты, упрек, поверье, проклятие, моления и др.).
- Методы эмоционального воздействия.
- Личный пример основной метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность.
- Условия оптимального выбора эффективного применения методов народного воспитания в образовательном процессе.
- Основные понятия. Методы воспитания. Методы словесного воздействия. Методы морального воздействия. Методы эмоционального воздействия. Поощрения и наказания. Формы и средства воспитания.
- Примерные темы для выступлений
- Использование народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения.
- Формирование личности на основе взаимосвязи народных и общечеловеческих ценностей.
- Примерные темы для исследований
- Методы воспитания в педагогической науке и народной педагогике.
- Народные средства воспитания в педагогике татарского народа.
- ТЕМА 3. Совокупность татарской народной педагогики.
- Примерные темы для выступлений
- Родной язык и его место в татарской народной педагогике.
- Особенности быта, языка, культуры, просвещения татарского народа.
- Ислам и современное просвещение.
- Татарские просветители: Щ. Марджани, К. Насыри, Х. Фаезханов, Ш. Культаси, М. Акмулла, Н. Исанбет и др.
- Примерные темы исследований
- Использование наследия народной педагогики в формировании профессиональной культуры учителя.
- Использование татарских народных традиций в организации образовательного процесса.
- Использование истории религии в образовательном процессе.
- К.Насыри и татарская народная педагогика.
- ТЕМА 4. Устное народное творчество в народной педагогике.
- Виды устного народного творчества. Воспитательное воздействие колыбельных песен. Детский фольклор. Отражение воспитательного идеала и цели народной педагогики в сказках. Роль народных песен в нравственном и эстетическом воспитании.
- Основные понятия. Устное народное творчество. Детский фольклор. Идеал. Эстетика. Нравственность.
- Примерные темы для выступлений
- Воспитание любви к Отечеству посредством народных песен.
- Роль и место подвижных народных игр в воспитании.
- Воспитательный потенциал колыбельных песен.
- Примерные темы для исследований
- Устное народное творчество в преподавания предметов.2, Роль народных песен и танцев в воспитательном процессе.
- ТЕМА 5. Народная педагогика о семейном воспитании.
- Роль семьи в воспитании детей. Основные идеи воспитания совершенного человека. Задачи родителей в воспитании ребенка. Семейные традиции воспитания. Усиление связей между школой и семьей в образовательном процессе.
- Основные понятия. Семейное воспитание. Семейные традиции.
- Примерные темы для выступлений
- Дружба в семье главное условие в воспитании ребенка.
- Личный пример родителей в семейном воспитании.
- Трудовое воспитание в семье.
- Примерные темы для исследований
- Традиции воспитания в татарской (русской, чувашской, азербайджанской и т. п.) семье.
- Роль народной педагогики в воспитании детей в семье.
- Использование семейных традиций и обычаев в воспитании детей.
- ТЕМА 6. Народная педагогика о нравственном воспитании.
- Мировоззрение татарского народа основа теории и практики нравственного воспитания. Базисные понятия морали. Нравственность, мораль, этика.
- Цели и задачи нравственного воспитания. Воспитание гуманистической морали, патриотизма, уважительного отношения к старшим.
- Нравственный идеал татар. Идея о совершенном человеке. Содержание нравственного воспитания. Основные формы и методы нравственного воспитания. Формирование нравственных чувств и идеалов.
- Гостеприимство, долг, честь, патриотизм, сознательная дисциплина -важнейшие нравственные качества личности.
- Основные понятия. Мораль. Этика. Нравственное воспитание. Гуманность. Патриотизм. Долг. Честь. Стыд. Совесть. Приличие. Порядочность.
- Примерные темы для выступлений
- Татарская народная педагогика о воспитании в детях уважения к женщине.
- Роль родного языка в нравственном воспитании.
- Мудрые заповеди народной педагогики.
- Примерные темы для исследований
- Нравственное воспитание детей средствами народного искусства.
- Народоведческие основы нравственного воспитания детей до-ппсольного (школьного) возраста.
- ТЕМА 7. Народная педагогика об эстетическом воспитании.
- Основные понятия: Эстетика. Эстетическое воспитание. Красота. Внутренняя культура.
- Межпредметные связи:. Культурология. История. Философия. Искусствоведение. Фольклор.
- Примерные темы для выступлений
- Народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи.
- Национальная песня как художественное воплощение народной педагогики.
- Влияние народного искусства на развитие творческой самостоятельности детей.
- Примерные темы для исследований
- Воспитание любви к народной музыке.
- Проблемы воспитания учащихся средствами музыкального фольклора.
- ТЕМА 8. Трудовое воспитание как основная цель традиционной культуры татар.
- Труд источник жизни и межличностных отношений. Развитие потребности к труду. Эстетика труда. Взгляды татар на трудовое воспитание. Особая роль трудового воспитания в татарской народной педагогике.
- Основные виды хозяйствования татар: земледелие, скотоводство, пчеловодство, резьба, ткачество.
- Народные праздники как форма контроля мастерства. Участие детей в общественно полезном производительном труде. Основные понятия: Труд. Ремесло. Хозяйство. Трудовое воспитание.
- Примерные темы для выступлений
- Средства стимулирования в трудовом воспитании.
- Тема трудового воспитания в устном народном творчестве
- Роль трудовых праздников в жизни народа.
- Примерные темы для исследований
- Татарские народные традиции в трудовом воспитании подрастающего поколения.
- Использование прогрессивных традиций русского народа в трудовом воспитании детей.
- ТЕМА 9. Физическое воспитание неотъемлемая часть народного воспитания.
- Цели и задачи воспитания в представлении народа. Идеал физически совершенного человека. Национальные виды спорта: конный спорт, бег, прыжки, лыжи, плавание, татарская национальная борьба. Народные подвижные игры, игры с мячом.
- Факторы, влияющие на физическое развитие и здоровье детей. Празднества как средство физического совершенствования личности. Национальная борьба (кереш), скачки основные виды соревнований.
- Основные понятия:. Физическое воспитание. Физическое развитие. Физическая культура. Соревнование. Спорт.
- Межпредметные связи: Возрастная психология. Возрастная физиология и школьная гигиена. Медицина. История. Этнография. Фольклор.
- Примерные темы для выступлений
- Взаимосвязь трудового и физического воспитания в народной педагогике.
- Использование народных игр в физическом воспитании.
- Примерные темы для исследований
- Вопросы трудового и нравственного воспитания в народной педагогике
- Пути повышения эффективности использования подвижных игр в учебной работе по физической культуре.
- ТЕМА 10. Использование прогрессивных традиций народного воспитания в практике образовательного процесса.
- Примерные темы для выступлений
- Проблемы национального и интернационального в народной педагогике.
- Использование прогрессивных идей народной педагогики в гуманизации образовательного процесса.
- ТЕМА 11. Использование идей народной педагогики в работе с родителями.
- Пути и средства использования семейных традиций и обычаев в воспитании детей. Использование прогрессивных традиций народной педагогики в пропаганде педагогических знаний среди родителей.
- Примерные темы для выступлений
- Использование традиций этнопедагогики в работе с родителями.
- Роль и место народных традиций в воспитании девочек (мальчиков).
- Примерные темы для исследований
- Семейные традиции и обычаи как средство воспитания.
- Пути использования семейных традиций в воспитании подрастающего поколения.
- ТЕМА 12. Использование народного опыта воспитания в образовательном процессе.
- Посещение воспитательных мероприятий, уроков, классных часов. Анализ планов образовательного процесса школы, изучение опыта работы по использованию традиций в воспитании учащихся.
- Примерные темы для выступлений
- Защита планов-конспектов уроков и сценариев праздников с использованием идей и принципов народной педагогики.
- Учебный план повышения квалификации для учителей-предметниковп/п Циклы дисциплин Кол-во часов Ответственный1. Инвариантная часть
- Культурологический блок. 12
- Психо-физиологический и педагогический блок. 96
- Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьников. 24
- Психолого-педагогические основы решения учебных задач. 54
- Современные дидактические системы 183. Специальность 100
- Альтернативные учебно-методические комплексы 12
- Дисциплины по специальности 88
- Начальное сведение о компьютере 121. П. Вариативная часть 121. Спецкурсы по выбору:
- Коллективные способы обучения12. Психотренинг 13. Конфликтология 14. Компьютер + предмет 15. Логика 16. Риторика 17. Экология человека
- Народная педагогика 12 Хамитов И.М.19. Аномальные дети 2. Специфика учреждения 3. Категория учителя 1. ИТОГО: 2321. Консультации 101. Экзамен 151. ВСЕГО: 257
- Учебный план квалификационных курсов учителей технологиип/п Циклы дисциплины Кол-во часов Ответственный1 Инвариантная часть
- Культурологический блок 12
- Психо-физиологический и педагогический блок
- Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьников 18
- Психология формирования трудовых навыков школьников 24
- Управление учебной деятельностью школьников на уроках технологии 24
- Предметное содержание технологии 1361. П. Вариативная часть 1. Спецкурсы по выбору:
- Технология обработки материалов12. КСО 13. Конфликтология
- Народная педагогика 18 Хамитов И.М.1. ИТОГО: 2261. Консультации 101. Экзамен 151. ВСЕГО: 251
- Базисный учебный план повышения квалификации работников общеобразовательных учреждений (классный воспитатель) п/п Цикл дисциплин Количество часов Подразделение, ответственный1. Инвариантная часть
- Культурологический блок 12
- История Татарстана, татарского народа и его культура.
- Формирование политической культуры.
- П. Психолого-физиологический и педагогический блок дисциплин
- Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьника 24
- Основы психологии личности и общения 66
- Народная педагогика и ее место в образовательном процессе 24
- Технологии воспитания (традиции и инновации) 60
- Основы здорового образа жизни 36
- Содержание и формы организации жизнедеятельности детского коллектива 187. Введение в должность 221. ВСЕГО: 2441. Ш. Вариативная часть 121. Спецкурсы по выбору 1. ИТОГО: 256
- Учебный план повышения квалификации учителей начальных классов
- Циклы дисциплин Количество Ответственный1. Инвариантная часть
- Культурологический блок 12
- Психо-физиологический и педагогический блок.
- Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьников 24
- Современные дидактические системы начального образования (традиции, инновации) 14
- Альтернативные учебно-методические комплексы по предметам 1141. УМК по математике 361. УМК по русскому языку 24
- УМК предметов эстетического цикла и других альтернативных предметов 181. ИТОГО: 2221П. Вариативная часть по 301. Спецкурсы по выбору: 11. Художественный труд и ИЗО
- Народная педагогика 30 Хамитов И.М.13. Экология человека 14. КСО 15. ТРИЗ 16. Риторика 17. Валеология 1. ИТОГО: 2521. Консультации 101. Экзамен 15×21. ВСЕГО: 292
- Базисный учебный план повышения квалификации работников дошкольных учреждений (узких специалистов) п/п Цикл дисциплины Количество часов Преподаватели1. Инвариантная часть
- Культорологический блок 12
- Психо-физиологический и педагогический блок 78
- Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьников 24
- Психолого-педагогические основы организации ведущей деятельности дошкольников в разных воспитательно-образовательных системах 54
- Теория и методика по специальности 60
- Организация и формы работы узких специалистов (музыкальные руководители и воспитатели по физической культуре в дошкольном учреждении 30
- Методы и приемы музыкального (физического) воспитания и обучения 301. П. Вариативная часть
- Историей татарского народа:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить4. Татарской музыкой:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
- Творчеством татарских художников:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
- Фольклором татарского народа:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
- Татарскими народными играми:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
- Татарскими народными обрядами:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообгце не интересуюсь• затрудняюсь ответить
- Татарскими народными танцами:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
- Татарскими народными песнями:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить11. Татарским театром:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить1. Анкета 2
- Насколько Вы интересуетесь событиями, связанными с национальнымипроблемами в Татарстане?• очень интересуюсь• интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
- Руководствуетесь ли Вы в своей повседневной деятельности, поступкахнормами, правилами поведения своего народа?• да• нет• затрудняюсь ответить
- Часто ли Вы посещаете татарские спектакли?• реже, чем раз в год• раз или два раза в год• несколько раз в год• раз в месяц• чаще, чем раз в месяц• затрудняюсь ответить
- Как часто Вы бываете на концертах?• реже, чем раз в год• несколько раз в год• раз в месяц• чаще, чем раз в месяц• затрудняюсь ответить
- Часто ли Вы посещаете концерты татарской музыки?• реже, чем раз в год• несколько раз в год• раз в месяц• чаще, чем раз в месяц• затрудняюсь ответить