Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников
Диссертация
При разработке и проведении методики обучающего эксперимента основополагающими являлись следующие теоретические положения и принципы: принцип, системности, принцип комплексности, принцип деятельностного подхода, патогенетический принцип, принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений письма, принцип учета психологической структуры процесса письма, максимальное включение устной речи… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научно-теоретические основы изучения и коррекции дисграфии у младших школьников
- 1. 1. Когнитивные предпосылки успешности овладения письмом
- 1. 2. Современные научные представления о нарушении письма у детей
- 1. 3. Современные направления логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников
- Глава II. Особенности познавательной деятельности младших школьников с дисграфией
- 2. 1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
- 2. 2. Организация исследования
- 2. 3. Симптоматика и механизмы дисграфии у обследованных детей
- 2. 4. Состояние устной речи у обследованных детей
- 2. 5. Особенности познавательной деятельности у детей с дисграфией
- 2. 5. 1. Особенности внимания у детей с дисграфией
- 2. 5. 2. Особенности зрительного гнозиса у детей с дисграфией
- 2. 5. 3. Особенности памяти у детей с дисграфией
- 2. 5. 4. Особенности мышления у детей с дисграфией
- 2. 5. 5. Соотношение нарушений познавательной деятельности, устной и письменной речи
- 3. 1. Научно-теоретические основы и направления логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников
- 3. 2. Методика формирования высших психических процессов в процессе коррекционной работы по устранению нарушений письма
- 3. 2. 1. Формирование навыков программирования, реализации и контроля деятельности
- 3. 2. 2. Формирование внимания
- 3. 2. 3. Формирование гностических процессов
- 3. 2. 4. Формирование мнестических процессов
- 3. 2. 5. Формирование мыслительных операций
- 3. 2. 6. Коррекция нарушений речевого развития
- 3. 3. Результаты проведения обучающего эксперимента
Список литературы
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие / З. Е. Агранович. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — 40 с.
- Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизофографии у младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / О. И. Азова. М., 2006. — 25 с.
- Аксенова Н.И. Взаимосвязь минимальной мозговой дисфункции и дисграфии / Н. И. Аксенова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования. / Под. ред В. Н. Скворцова СПб., 2005. — С. 6 — 7.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 487 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1968. — 288 с.
- Андрущенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Учеб.-методич. пособие для школьных психологов / Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова. Волгоград: Перемена, 1993. — 60 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. М.: ACT: Астрель, 2006. — 222 с.
- Ю.Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека: Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. Уч.-метод. пособие / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1985. — 103 с.
- Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 64 с.
- Ахутина Т.В. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева // А. Р. Лурия и психология XX века / Сб. докладов под. ред. Ж.М.
- Глозман, Т.В. Ахутиной. М.: Издательство «СМЫСЛ», 2003. — С. 181 -189.
- Бадалян Л.О. Невропатология / Л. О. Бадалян. М.: «Академия», 2000. -382 с.
- Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990. — 240 с.
- Бе лова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей / Р.А. Белова-Давид // В сб.: Нарушения речи у дошкольников. / Под ред. Р.А. Беловой-Давид, Б. М. Гриншпун М.: «Просвещение», 1969. — С. 6 -46.
- Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид // Нарушения речи у дошкольников. / Сост. Р.А. Белова-Давид. -М.: «Просвещение», 1972. С. 32−81.
- Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека: Учебное пособие / Г. И. Богин. Калинин, 1975. — 106 с.
- Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 33 — 44.
- Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 29 — 39.
- Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. — 460 с.
- Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка / А. Валон- пер. с фр. Л. И. Анцыреровой- ред. А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- Василевич А.П. Проблемы измерения языковой компетенции / А. П. Василевич // Лингвистические основы преподавания языка. М., 1983. — С. 113−136.
- Вассерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. СПб., 1997.
- Веджетти М.С. Сознание и самосознание: вклад А. Р. Лурия в современную когнитивную и общую психологию / М. С. Веджетти // А. Р. Лурия и психология XX века / Сб. докладов под. ред. Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутиной. М.: Издательство «СМЫСЛ», 2003. — С. 22 — 28.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
- Величенкова О.А. Нейропсихологический анализ специфических нарушений письма у детей / О. А. Величенкова // А. Р. Лурия и психология XX века / Сб. докладов под. ред. Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутиной. М.: Издательство «СМЫСЛ», 2003. — С. 227 — 233.
- Веллютино Ф. Дислексия / Ф. Веллютино // В мире науки. 1987. — № 5. -С. 4- 12.
- Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман // Дефектология. 2001. — № 2. — С. 89 — 96.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н. В. Видинеев. М.: «Мысль», 1989. — 173 с.
- Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения / Т. Г. Визель // Логопед. 2004. — № 6. — С. 4 — 9.
- Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Уч.-метод. пособие / Т. Г. Визель. М.: ACT, Астрель, Транзиткнига, 2005. — 127 с.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. М.: ACT- Транзиткнига, 2005. — 384 с.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
- Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи / И. Т. Власенко // Дефектология. 1988. — № 4. — С. 3 — 11.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. -М., 1967.-300 с.
- Волкова Л.С. Диагностика готовности к обучению детей с речевой патологией / Л. С. Волкова, С. Р. Исмаилова // Дети с проблемами в развитии. 2004. — № 1 — С. 8 — 9.
- Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. М.: Книголюб, 2004. — 104 с.
- Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М. Теплов. М.-Л., 1948.-203 с.
- ВоробьеваВ.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией / В. К. Воробьева // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М.: «Просвещение», 1975. — С. 55 — 64.
- Выготский Л.С. Из записных книжек Л.С. Выготского / Л. С. Выготский // Вестник МГУ, 1982. сер. 14. — № 1. — С. 60 -67.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // В кн.: Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2004. — С. 108 — 547.
- Выготский JI.C. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. -415 с.
- Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии / Л. С. Выготский // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, И. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. — С. 10 — 47.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. -М., 1956.-с. 438−452.
- Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Выготский Л. С. // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т 2. — 504 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 450 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М., 1976. — 150 с.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 18.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. Доклады АПН РСФСР. — 1958.-№ 3.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин. М., 1965.-49 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // В кн. исследование мышления в советской психологии М., 1966. — с. 236.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин.— В кн.: Психологическая наука в СССР. Т I. -М., 1959. — С. 441—459.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 58.
- Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 102 с.
- Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. / М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Л. М. Орлова. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией / Ю. Ф. Гаркуша // Дефектология. 1983. — № 4. — С. 16 — 22.
- Гейвин X. Когнитивная психология / X. Гейвин. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
- Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей / Т. Е. Глезерман. М., 1983. — 239 с.
- Голубева Л.Р. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста / Л. Р. Голубева. В кн.: Вопросы мышления детей / Под ред. А. А. Люблинской. — Л.: ЛГПИ, 1962.
- Гончаров О.А. Нейропсихологическое исследование высших психических процессов у успевающих учеников начальных классов средней школы / О. А. Гончаров, Г. Р. Новикова, В. Ф. Шалимов // Дефектология. 1996. — № 6.-С. 7−13.
- Горелов И.Н. Проблемы функционального базиса речи в онтогенезе / И. Н. Горелов Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1974. — 116 с. 71 .Грановская P.M. Восприятие и модели памяти / P.M. Грановская. М.: Наука, 1974. — 362 с.
- Григоренко E. JI Генетические факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и детских психических расстройств / E.JI. Григоренко, Д. Л. Паулз // Дефектология. 1995. — № 3. — С. 3 — 22.
- Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями / Л. П. Григорьева // Дефектология. 1996. — № 3. -С. 3−11.
- Григорьева Л.П. Формирование высших форм восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей / Л. П. Григорьева // Дефектология. 2000. — № 3. — С. 3−15.
- Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б. М. Гриншпун // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М.: «Просвещение», 1975. — С. 71 — 80.
- Гриншпун Б.М. С.Н. Алалия / Б. М. Гриншпун, С.Н. Шаховская // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи / Г. С. Гуменная // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1991. — С. 41 — 72.
- Давидович Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития / Л. Р. Давидович // В сб.: Расстройства речи и методы их устранения. / Под. ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской М., 1975.- С. 31 — 36.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000 — 480 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Academia, 2004. — 288 с.
- Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук / Ю. Г. Демьянов. Л., 1971. — 20 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 240 с.
- Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. -М.: Моск. психолого-соц. институт, Флинта, 2002. 376 с.
- Егорова Т.В. Анализ зрительно воспринимаемых объектов неуспевающими школьниками младших классов / Т. В. Егорова // Дефектология. 1969. — № 2 — С. 29 — 37.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егорова. М. Педагогика, 1973. — 122 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
- Жаренкова Г. И. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Г. И. Жаренкова / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961.
- Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин / Нарушения речи у дошкольников // Сост. Р.А. Белова-Давид. М.: «Просвещение», 1972. — С. 9−31.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 157 с.
- Житникова JI.M. Учите детей запоминать / JI.M. Житникова. М., 1985. -96 с.
- Л.В. Занков, М. В. Зверева. М.: Педагогика, 1973. 100. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А. В. Заопрожец // Собр. соч.: в 2 т.- М.: Педагогика, 1986. — Т. I. — 320 с.
- Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. 1967. — № 1 — С. 11 — 17.
- Запорожец А.В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, JI.A. Венгер. -М.: Просвещение, 1967. 322 с.
- ЮЗ.Захарюта Н. В. Умственное развитие дошкольников при обучении составлению плана рассказа текста / Н. В. Захарюта. Ульяновск, 1986.104.3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. М.: Медгиз, 1962. — 299 с.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. М., 1961. -562 с.
- Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников / С. Ф. Иваненко // Дефектология. 1984. — № 1. — С. 52 — 55.
- Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения: Кн. для учителя / С. Ф. Иваненко. М.: Просвещение, 1984. -144 с.
- Иванова Е.А. Языковая компетентность испытуемых в психологическом эксперименте / Е. А. Иванова // Язык и личность / Под ред. Д. Н. Шмелева. М&bdquo- 1989.-С. 127−131.
- Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / О. Б. Иншакова. М.: Московский психологосоциальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 240 с.
- Ирлитц JI. Особенности памяти слабоуспевающих учеников и условия, влияющие на ее изменение / JI. Ирлитц // Психические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера. М.: Педагогика, 1984. — С. 78 — 130.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д. Н. Исаев. Л.: Медицина, 1982. — 224 с.
- Кабардов М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская / Вопросы психологии. -1996. № 1. — С. 34 — 49.
- Капунова Т.М. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании вербального материала у старших дошкольников / Т. М. Капунова // Изучение познавательной и учебной деятельности дошкольников / Под ред. З. М. Истоминой. М., 1981. — 156 с.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. -М.: Просвещение, 1985. 207 с.
- Кириченко Е.И. Недоразвитие речи у детей (вопросы клиники и дифференциальной диагностики алалий) / Е. И. Кириченко. М.: Издательство ЦОЛИУВ, 1977.- 12 с.
- Клейберг Ю. А Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной ассиметрии полушарий головного мозга / Ю. А. Клейберг, А. Л. Сиротюк // Проблемы психологии и эргономики. 1999. — № 3. — С. 53 — 58.
- Ковалев В.В. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии / В. В. Ковалев, Е. И. Кириченко // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1970. № 10.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2001. — 96 с.
- Ковшиков В.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Дефектология. 1982. — № 2.
- Ковшиков В.А., Элькин Ю. А. О состоянии мышления и его соотношения с речью у детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. JL: Изд-во ЛГПИ, 1979. — С 44 — 70.
- Кодухов В.И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. М.: «Просвещение», 1979. — 351 с.
- Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения / И. Б. Козина // Дефектология. 1997. — № 5. — С. 69 — 75.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. СПб: Гиппократ, 1995. — 224 с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. СПб.: Речь, 2003.-330 с.
- Корнев А.Н. Экспериментально-психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дислексией, и детей с задержкой психического развития / А. Н. Корнев // Дефектология 1983. -№ 4.-С. 10−15.
- Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. М.: Педагогическое общество России, 2002. -160 с.
- Косма Т.В. Влияние обучения на развитие действия классификации у младших школьников / Т. В. Косма // Вопросы психологии. 1964. — № 3.
- Кочергина B.C. Развитие речи детей в онтогенезе / B.C. Кочергина, С. Н. Шаховаская // Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. — С. 30 — 39.
- Кроль В.М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель / В. М. Кроль // Вопросы психологии. 1998. — № 6. -С. 44−56.
- Кубрякова Е.С. Проблемы формирования языковой способности / Е. С. Кубрякова // В кн. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. — С. 185 — 220.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. — 224 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие / Р. И. Лалаева. Спб.: Лениздат- Издательство «Союз», 2002. — 244 с.
- Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников / Р. И. Лалаева // Дефектология. 2003. — № 3. — С. 29 — 33.
- Лалаева Р.И. Психолингвистический подход к анализу механизмов нарушений письма у детей / Р. И. Лалаева // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. Межвузовский сборник научных трудов. -М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. С. 90 — 92.
- Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. СПб.: Союз, 2001.- 224 с.
- Лалаева Р.И. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Р. И. Лалаева, А. Гермаковска // Дефектология. 2000. — № 4. — С. 17 — 22.
- Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. СПб.: Изд-во «Союз», 2001. — 224 с.
- Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / С. А. Лебедева // Вопросы психологии. 1997. — № 5.- С. 20 27.
- Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р. Е. Левина. -М., 1951.-120 с.
- Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 311 с.
- Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Р. Е. Левина // Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М.: АРКТИ, 2005. — 224 с.
- Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с ОНР / Р. Е. Левина // Вопросы логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1959. — С. 207 — 252.
- Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл- СПб.: Лань, 2003. — 287 с.
- Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи / А. А. Леонтьев // Общее языкознание: формы существования, функции, история языка / Под ред. Б. А. Серебрянникова. М.: Наука, 1970. — С. 314 — 370.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975.-430 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев // Собр соч.: в 2 т. М., 1983. — T.I. — 320 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
- Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев // Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М., 1979. — М: ЧеР, 1998.- 816 с.
- Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I
- Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. — С. 167- 173.
- Логинова Е.А. К проблеме детской дисграфии / Е. А. Логинова // VI Царскосельские чтения: материалы международной научно-практической конференции / Под. ред. проф. Скворцова В. Н., СПб, 2002. С. 142 — 144.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 445 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). / В. И. Лубовский. М., 1978. — 224 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. Изд-во Моск. ун-та. — М., 1969. — 504 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия. Т. 2. -М., 1970.-494 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия. М.: Наука, 1974.- 172 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 384 с.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- С. 11−76.
- Лурия А.Р. Язык и мозг / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. 1974. — № 1.- С. 49 60.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. Ун-та, 1979. — 320 с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 64 с.
- Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. М.: Изд-во академии пед. наук, 1956.- 94 с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Издательство «Петроком», 1992. -320 с.
- Ляпидевский С.С. О некоторых актуальных вопросах современной логопедии / С. С. Ляпидевский // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973.
- Ляпидевский С.С., Гриншпун Б. М. О классификации речевых расстройств / С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун // Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. — С. 40 — 59.
- Ляпидевский С.С. Анатомо-физиологические механизмы речи / С. С. Ляпидевский, Л. В. Нейман, Б. М. Гриншпун // Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. — С. 5 — 29.
- Ляудис В.Я. О структуре мнемического действия / В. Я. Ляудис // Сб. Проблемы инженерной психологии, вып. 3. Психология памяти / Под ред. П. И. Зинченко. Л., 1965. — С. 175 — 207.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 253 с.
- Маевская С.И. Основные задачи воспитательной работы в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи / С. И. Маевская // Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С. С. Ляпидевского. -М., 1969.-С. 274−283.
- Мальцева К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у школьников / К. П. Мальцева // Сб. Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Мальцева К.П. План текста как смысловая опора запоминания у младших школьников / К. П. Мальцева // Сб. Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции / И. И. Мамайчук. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 168 с.
- Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дисграфиков / Р. И. Мартынова //В сб.: Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1967. -235 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-304 с.
- Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1981. — № 6. — С. 13 -20.
- Мачинская Р.И. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения / Р. И. Мачинская, И. П. Лукашевич, М. Н. Фишман // Физиология человека. 1997. — Т. 23. -№ 3. — С. 5.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка / Н. А. Менчинская. М.: Знание, 1970. — 32 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников /Н.А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Н. А. Менчинская. М., 1971. — 272 с.
- Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферыдетей дошкольного и младшего школьного возраста» / Авт.-сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. М.:АРКТИ, 2000. — 32 с.
- Мнкадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте / Ю. В. Микадзе // Психологическая наука и образование. 1999. — № 2. — С. 87 — 98.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие / Л. Г. Милостивенко. С-Пб.: Стройлеспечать, 1995. — 64 с.
- Мисаренко Г. Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы / Г. Г. Мисаренко И Логопед. 2004. -№ 1.-С.4- 10.
- Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. 2004. — № 2. — С. 4 — 14.
- Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г. Г. Мисаренко // Логопед. 2004. — № 4. — С. 13 — 25.
- Насонова В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих, наук / В. И. Насонова. Л., 1971.-20 с.
- Нейропсихология: Учебник для вузов, / Е. Д. Хомская. СПб.: Питер, 2003.-496 с.
- Некоторые патогенетические механизмы нарушений развития речи у детей / В. М. Шкловский и др. // Дефектология. 2001. — № 2. — С. 20 — 27.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. М.: «Просвещение», 1995. — 512 с.,
- Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ / Н. А. Никашина // Вопросы логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1959. — С. 7 — 74.
- Новикова Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в I класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического исследования) / Г. Р. Новикова // Дефектология. -2000. -№ 2. -С. 51 -56.
- Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, — 1986. — 204 с.
- Павлов В.М. Языковая способность человека как предмет лингвистической науки / В. М. Павлов // Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики) / Под ред А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1968. -С. 36−68.
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера: методические рекомендации для практических психологов / А. Ю. Панасюк. Воронеж, 1993. — 74 с.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно / Л. Г. Парамонова. СПб.: «Дельта», 1996. — 384 с.
- Парамонова Л.Г. О дисграфии у учащихся старших классов / Л. Г. Парамонова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования. / Под. ред В. Н. Скворцова СПб., 2005. — С. 196 — 199.
- Парамонова Л.Г. «Хвост», который тянется из дошкольного детства до старших классов / Л. Г. Парамонова // Директор школы. 2000. — № 7. — С. 74 — 80.
- Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики / Л. И. Переслени, Л. А. Рожкова // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 3 — 14.
- Переслени Л.И. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении / Л. И. Переслени, Л. А. Рожкова // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 15 — 22.
- Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Л. И. Переслени, Т. А. Фотекова // Дефектология. 1993. — № 5. — С. 3 — 10.
- Пиаже Ж. Генетические аспекты языка и мышления / Ж. Пиаже // Сб. статей: Психолингвистика / Под ред. A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984.-С. 325 -335.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 526 с.
- Подобед В. Л. Формирование мнемического приема смысловой группировки у детей с ЗПР / В. Л. Подобед // Дефектология. 1988. — № 2. -С. 3 — 9.
- Полонская Н.Н. Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения Н.Н. Полонская // Сб. А. Р. Лурия и психология XX века, Издательство «СМЫСЛ», 2001. С. 206 — 214.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. СПб.: КАРО, 2006. — 240 с.
- Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с ОНР: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. СПб.: КАРО, 2005. — 144 с.
- Психогенетика. Учебник. / И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко // Под. ред И.В. Равич-Щербо М.: Аспект Пресс, 2003. — 447 с.
- Психологическая диагностика и коррекция личности школьников: методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологов. Воронеж: ВГПИ., 1991. -184 с.
- Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно-развивающего обучения / Н. М. Пылаева // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной -М.: Издательство РПО, 1998. С. 238 — 244.
- Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5−7 лет: Методическое пособие / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина. М.: Теревинф, 2001. — 47 с.
- Развитие логической памяти у детей / Под. ред. А. А. Смирнова. М.: Педагогика, 1976. — 256 с.
- Разумова Г. В. Особенности внимания младших школьников / Г. В. Разумова // Начальная школа плюс До и После. 2005. — № 4. — С. 35 — 37.
- Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е. Н. Российская. М.: Айрис-пресс, 2004. — 204 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-327 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. — 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер Ком, 1998. — 688 с.
- Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. М.: ПЕРСЭ- Логос, 2004. — 319 с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Издательство Ленинградского ун-та., 1990. — 256 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И. Н. Садовникова. М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. — 256 с.
- Трауготт) / Отв. ред. М. Г. Храковская. СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.-С. 24−29.
- Семаго Н.Я. Особенности умственного развития дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Я. Семаго // Вестник московского университета. -1984.-сер. 14,-С. 62−63.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. В. Семенович. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. М., 1985. — 200 с.
- Сиротюк A.JI. Коррекция обучения и развития школьников / A, JI. Сиротюк. -М.: ТЦ Сфера, 2002. 80 с.
- Славина Л.С. О некоторых особенностях работы неуспевающих школьников / Л. С. Славина // Советская педагогика. 1954. — № 1.
- Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Д. И. Слобин // Сб. статей: Психолингвистика / Под ред. A.M. Шахнаровича. -М.: Прогресс, 1984. С. 143 — 207.
- Слобин Д.И. Психолингвистика / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Изд-во «Прогресс», 1976. — 350 с.
- Смирнов А.А. Избранные психологические труды/ А. А. Смирнов // Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. — М.: «Педагогика», 1987. — 344 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. М., 1966. — 422 с.
- Смирнов А.А. Психология запоминания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 194 с.
- Смирнов А.А. Развитие памяти / А. А. Смирнов // Психологическая наука в СССР.-Т. 1.-М., 1959.
- Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития / Е. Ф. Соботович // Недоразвитие и утрата речи. М., 1985.
- Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. М.: Классике Стиль, 2003. — 160 с.
- Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей / Методические рекомендации. М.: Издатель Е. Разумова, 2002. — 39 с.
- Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения / Е. Н. Соколов. -М., 1981.-180 с.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I IV классы) — Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР / Л. Ф. Спирова. — М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
- Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма / Л. Ф. Спирова // Вопросы логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1959.-С. 75- 134.
- Спирова Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л. Ф. Спирова, А.В. Ястребова// Дефектология. 1988. — № 5. — С. 31.
- Стасс Д.Т. А.Р. Лурия, индивидуальные различия и локализация функций в лобных долях / Д. Т. Стасс // Сб. докладов: А.Р.Лурия и психология XX века / Под. ред. Ж. М. Глозман, Т.В. Ахутиной. М.: Издательство «СМЫСЛ», 2003. — С. 68 — 75.
- Степанов Ю.С. Основы общего языкознания: Уч. пособие / Ю. С. Степанов. М.: «Просвещение», 1975. — 271 с.
- Тараканова А.А. Логопедическая работа по формированию мыслительных операций в системе коррекции дисграфии у младшихшкольников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А. А. Тараканова. СПб., 2001. — 17 с.
- Тараканова А.А. Особенности мыслительной операции сравнения у младших школьников с дисграфией / А. А. Тараканова // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2002. — С. 122 — 124.
- Тараканова А.А. Формирование операций анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма / А. А. Тараканова / Практическая психология и логопедия. 2006. — № 5. — С. 44−48
- Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. — 240 с.
- Токарева О.А. Расстройство письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению / О. А. Токарева // Патология речи (ученые записки) / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Изд-во МГПИ им. В, И, Ленина, 1971. — С. 63 — 98.
- Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / О. А. Токарева / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. — С. 190 — 212.
- Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят / Н. Н. Трауготт. СПб.: Издательство «СМАРТ», 1994.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития / О. Н. Усанова. -М.: НПЦ «Коррекция», 1995. 208 с.
- Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. М.: Наука, 1989. — 192 с.
- Фарбер Д.А. Электроэнцефалограмма детей и подростков / Д. А. Фарбер, В. В. Алферова. М.: Педагогика, 1972. — 216 с.
- Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т. Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. 2004. — № 1. — С. 5 — 7.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография / Т. Б. Филичева. М., 1991.
- Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. — 128 с.
- Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Дефектология. 1985. — № 4. — С. 72−78.
- Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевом развитии у детей / М. Н. Фишман // Дефектология, 2001.- № 3. С. 3−9.
- Флорес Ц. Экспериментальная психология /. Ц. Флорес / Под ред. Р. Флореса, Ж. Пиаже. М., 1973. — Вып. IV.
- Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи / Т. А. Фотекова // Дефектология. 1994. — № 2. — С. 9 — 13.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. М.: АРКТИ, 2000. — 56 с .
- Функциональная ассиметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей / Т. П. Хризман и др. // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 110 — 115.
- Хватцев М.Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. М.: Медицина, 1959.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное / Л. С. Цветкова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учеб. пособие / Л. С. Цветкова. М.: Издво Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 424 с.
- Черкасова Е.Л. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста / Е. Л. Черкасова // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 57 — 67.
- ЗОО.Чикобава А. С. К вопросу о взаимоотношении мышления и речи в связи с ролью коммуникативной функции А. С. Чикобава // Сб. статей: Мышление и речь / Под ред.Ф. П. Филина. М.: Наука, 1967. — С. 16 — 30.
- ЧуприковаН.И. Познавательная активность в системе процессов памяти / Н. И. Чуприкова / Под ред. Н.И. Чуприковой- Науч.-исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
- Чутко Л.С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога. Учебно-методическое пособие / Л. С. Чутко. СПб, 2005. — 56 с.
- Шахнарович A.M. Языковая способность / А. М. Шахнарович // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Шахнарович A.M., Лендел Ж. Естественное и социальное в языковой способности человека / A.M. Шахнарович, Ж. Лендел // Исследования речевого мышления в психолингвистике / Под ред. Е. Ф. Тарасова. М.: Наука, 1985.-С. 171 — 184.
- Шахнарович A.M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) / A.M. Шахнарович, Н. М. Юрьева. М.: Наука, 1990. — 168 с.
- Шаховская С.Н. Алалии / С. Н. Шаховская // В сб.: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. — С. 156 — 176.
- Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С. Н. Шаховская // Патология речи (ученые записки) / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Изд-во МГПИ им. В, И, Ленина, 1971. — С. 30 — 62.
- Шимамура А.П. Лобные доли и регуляция познавательной активности / А. П. Шимамура, Е. В. Печенкова // Сб. докладов: А. Р. Лурия и психология XX века / Под. ред. Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутиной. М.: Издательство «СМЫСЛ», 2003. — С. 80 — 90.
- ЗЮ.Шипицына Л. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Л. М. Шипицына // Дефектология. 1999. — № 5. — С. 3 — 10.
- Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н. Н. Заваденко и др. // Вопросы психологии. 1999. — № 4.- С. 21 26.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. — 429 с.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательных школы: Кн. для учителя-логопеда / А. В. Ястребова.- М.: Просвещение, 1984. 159 с.
- Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова // Дефектология. 1994. — № 3. — С. 47 — 53.
- Bakwin Н. Reading disability in twins / H. Bakwin // Developm. Med. and child Neural., 1973.- P. 184 187.
- Benton A. The cognitive functioning of children with developmental dysphasia In: Developmental dysphasia / A. Benton / Ed. By A. Maria, Academic Press, 1978.- 179 p.
- Border E. Developmental Dyslexia-Prevailing Diagnostic Concepts and a New Diagnostic Approach. In: Myklebast R.H. Progress in Disabilities / E. Border. -New-York, Grune and Stratton, 1971. Vol. 2
- Chomsky N. Language and mind / N. Chomsky. New-York, Harcourt Brace Jovanovich. — 1972.
- Critchley M. Dyslexia defined / M. Critchley, E.A. Critchley. London: S. п., 1978.-104 p.
- Decker S.N. Cognitive Aspects of Reading Disability: The Colorado Family Reading Study / S.N. Decker, J.C. DeFries / P.G. Aaron, N. Malatesha. Neuropsychological and Neuropsycholinguistic Aspect of Reading Disability. -New-York, Academic Press, 1981.
- DeFries J.C. Evidence for a genetic etiology in reading disability / J.C. DeFries, D.W. Fulker, M.C. LaBuda / Nature, 1987. P. 537 — 539.
- Finucci J.M. The genetics of specific reading disability / J.M. Finucci, J.T. Guthrie, A. L Child et al. // J. Educ. Psychol., 1977. P. 316 — 329.
- Gaddes W.H. Learning disabilities and brain function / W.H. Gaddes. New-York, 1980.
- Gaddes W.H.Learning disabilities and brain function: A neuropsychological approach / W.H. Gaddes, D. Edgell. New-York: Springer, 1994.
- Gordon H.W. Cognitive asymmetry in dyslexia families / H.W. Gordon // Neuropsychologia, 1980. Vol. 18, N6. — P. 645 — 656.
- Hallgren В. Specific dyslexia / В. Hallgren // Acta Psychiatry Neural., 1950. -N65, suppl. P. 1−287 // Autism. Child. Schizoph., 1976. — P. 209 — 234.
- Ho H.Z. A twin study of Bannatyne’s «genetic dyslexia» sub-type / H.Z. Ho, J.W. Gillger, S.N. Decker // J. Child Psyhol, Psychiatry, 1988. P. 63 — 72.
- Johnson D. Learning Disabilities: Educational Principles and Practices / D. Johnson, H. Myklebust. New-York, Grune and Stratton, 1967.
- Masland R.L. Brain mechanisms underlying the language function // Bull. Orton Soc., 1967. № 17 P. 1 — 31.
- Matejcek Z. Test laterality. Psychodiagnostika / Z. Matejcek, Z. Zlab. -Bratislawa, 1974.
- McGlannon F.K. Familial Characteristics of genetic dyslexia: Preliminary report of pilot study / F.K. McGlannon // J. Learning Disabilities, 1968. P. 185−191.
- Minton J. Cognitive Assessment of Siblings of Autistic Children / J. Minton, B. Campbelol, W.H. Green // Amer. Acad. Child Adolesc. Psychiatry, 1982. № 28.-P. 256−261.
- Morgan J. Input, innateness and induction in language acquisition / J. Morgan // Developmental Psychobiology, 1990. № 23.
- Pennington B.F. Genetic influences on learning disabilities and speech and language disorders / B.F. Pennington, S.D. Smith // Child Devel., 1983. P. 369 -387.
- Rawson M.B. Dyslexia over the lifespan: A fifty-five-year longitudinal study / M.B. Rawson. Educators Publishing Service, Inc. — Cambridge, Massachusetts, 1995.
- Smith S.D. Specific learning disability: Identification of an interited form though linkage analysis / S.D. Smith, W.J. Kimberling, B.F. Pennington et al. // Science, 1983. P. 1345 — 1347.
- Stevenson J. Evidence for a genetic etiology in hyperactivity in children / J. Stevenson // Behav. Genet., 1992. P. 337 — 344.
- Walker J. L. Familial patterns of expression of specific learning disability in a population sample / J. L. Walker, E.M. Cole. // Bull. Orton Soc., 1965. P. 12 -24.