Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие эмпатии к миру природы у детей старшего дошкольного возраста через музыкальные занятия

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подчеркивая значение эмоциональных факторов в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Жизненный путь личности — это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его жизнь, настоящую и будущую. Современные научные данные убедительно показывают, что… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретическое обоснование развития эмпатии старших дошкольников через музыку
    • 1. 1. Развитие эмпатии дошкольников к природе
    • 1. 2. Особенности развития восприятия дошкольника через музыку
  • 2. Практическое изучение развития эмпатии к миру природы у старших дошкольников
    • 2. 1. Организация исследовательской деятельности по изучению восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Формирование эмпатийного отношения к природе посредством музыки
    • 2. 3. Результаты исследования эмпатии дошкольников
    • 2. 4. Рекомендации по развитию эмпатии к миру природы через музыкальное восприятие дошкольников
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение 5

Развитие эмпатии к миру природы у детей старшего дошкольного возраста через музыкальные занятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, не сочувствии и не сопереживании. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности.

Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи (А.В. Запорожец, Л. П. Стрелкова, В. В. Абраменкова, А. А. Рояк, А. Б. Николаева, Т. П. Гаврилова и др.). Исследования показали, что в дошкольном детстве закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности.

Подчеркивая значение эмоциональных факторов в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Жизненный путь личности — это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его жизнь, настоящую и будущую. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный эмоциональный опыт, напротив, приводит к развитию недоверия к миру, отчуждения и нередко провоцирует агрессивные проявления.

На сегодняшний день, вопрос о выборе методов и средств развития эмпатии является особенно актуальным.

Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития эмпатии: специально организованные музыкальные занятия (А.Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О.П. Радынова), слушание сказок и художественных рассказов (Л.М.Гурович, Л.П. Стрелкова), знакомство с природой (Р.М. Чумичева, Н. Н. Николаева, Н.А. Рыжова), рисование (Т.С. Комарова). Все это способствует развитию у дошкольника эстетических переживаний и чувства красоты.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б. В. Асафьев. Ленинград: Музыка, 1973.
  2. . О музыке Чайковского. — Л.: Музыка, 1972. — 375 с.
  3. Е.М. Формирование творческой личности младших школьников на примере музыкальных занятий //Шестая российская университетско-академическая науч.-практ. конф.: Материалы докладов. Ижевск, 2003. — С.112−113.
  4. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: «Музыка», 1923.-125 с.
  5. Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии. — 2005. — № 3. — С.15−25
  6. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.-240с.
  7. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989−270с.
  8. , Н. А. Музыкальное развитие ребёнка / Н. А. Ветлугина. — М., 2003.
  9. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. — М.: Музыка, 1980 — 256 с.
  10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  11. Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис… канд. псих. наук. — М., 2007.
  12. А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  13. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — 2-е изд; испр. и доп. — М.: Просвещение, 2007. — 256 с
  14. , Д. Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. — М., 2006.
  15. В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. …канд. псих. наук. — Н. Новгород, 2007. — 137 с.
  16. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Подред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., 2003.
  17. О.С. Развитие эмоциональной сферы, как один из путей формирования творческой индивидуальности детей. — http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/interesnyiy-pedagogicheskiy-opyit/news1482.html. — дата доступа: 13.02.2011
  18. В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.
  19. Р.А. Восприятие музыки детьми раннего возраста// Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 2 (76) — с.26−29
  20. Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения// Прикладная психология. — 2006. -№ 4. — С. 54−63.
  21. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. — Киев: Музична Украина, 1986. — 126 с.
  22. , Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания /Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. — М., 1980. — с.91
  23. С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 2006. — 240 с.
  24. Общая психология / сост. е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1998. — с.221
  25. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. — 286 с.
  26. , И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Изд. 6-е / И. П. Павлов. — М., 1938. — с.565
  27. В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102−104с.
  28. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для средних общеобразовательных учебных заведений/Под ред. Б. Неменского авторским коллективом: В. Г. Горяев, Н. А. Горяева, Г. Е. Гуров, А. А. Кобозев, М. Т. Ломоносова, Л. А. Неменская, А. С. Питерских.
  29. О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-2004.-№ 2−24−30с.
  30. , О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. — М.: ВЛАДОС, 1994.
  31. , И. М. Рефлексы головного мозга. Т. 2. — Произвольные движения /И. М. Сеченов. — М.: Учпедгиз, 1953. — с.77.
  32. М. Система воспитания Древнего Востока и современность / Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии // Научно-практическая конференция 25−29 октября 1994 г. М., 1997 РАМ им. Гнесиных. — с.106
  33. С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Дис… канд. псих. наук. — Н. Новгород, 2005. — 346 с.
  34. Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М., 2006. — С. 70−100.
  35. , К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. — М., 1988.
  36. .М. Психология музыкальных способностей — М., Наука, 2003−379с.
  37. , А. В. Мир музыки и ребёнок в нём / А. В. Шумакова // Ребёнок в мире культуры / под общ. ред. Р. М. Чумичевой. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2008.
  38. Д.Б. Психология игры. — М., 2003. — 304 с.
Заполнить форму текущей работой