Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие оценочной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование проблемы теоретико-методологических оснований разработки оценочной деятельности руководителя ДОУ на рефлексивной основе подтверждает положения гипотезы исследования. Результаты исследования показали, что оценочную деятельность руководителя ДОУ на рефлексивной основе мы представляем как внутреннюю, профессиональную управленческую деятельность, результатом которой выступает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 1. 1. Оценочная деятельность руководителя дошкольного учреждения как стратегия повышения качества образования
    • 1. 2. психолого-педагогические аспекты оценочной деятельности руководителя ДОУ
    • 1. 3. Оценочная деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения как андрагогическая проблема
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Рефлексивная функция оценочной деятельности руководителя ДОУ как педагогическая проблема
    • 2. 2. Модель развития оценочной деятельности руководителя ДОУ в процессе повышения квалификации
    • 2. 3. Психолого-педагогическая готовность руководителя ДОУ к оценочной деятельности в процессе повышения квалификации
  • Выводы по второй главе

Развитие оценочной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена новой стратегией развития всего общества, требующей усиления его творческого потенциала, в основу которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию с учетом перспектив развития его профессиональной деятельности. Это предопределяет особую актуальность научных исследований по переосмыслению процессов управления дошкольным образовательным учреждением и созданию интенсивной системы его оценки руководителем дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Результаты научных исследований могут выступить фактором изменения управленческой и педагогической практики в случае, если руководители и педагоги будут иметь возможность в оптимально короткие сроки изучать, переосмысливать и реализовывать современные технологии управления, инновационные технологии оценки качества дошкольного образования в контексте новейших достижений науки.

Стратегия образования требует от системы последипломного образования поиска социально-педагогических и дидактических условий, которые будут способствовать повышению оценки качества образования в ДОУ. Вне поля зрения исследователей системы повышения квалификации остаются ее дидактические проблемы, связанные с отбором и структурированием содержания образования по повышению управленческой культуры оценивания.

Система повышения квалификации нуждается в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса управленческой деятельности. В немногочисленных исследованиях этого вопроса (А.Г. Бермус, JI.M. Денякина, И. Ф. Исаев, В. Ю. Кричевский, Е. П. Тонконогая, Э. М. Никитин, А. П. Ситник, JI.M. Сухору-кова, К. М. Ушаков, Т. И. Шамова, P.M. Чумичева, С.Ф. Хлебунова) осуществлена концептуализация подходов к этой проблеме и разработаны вариативные модели содержания дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и мониторинга этого процесса.

В научной литературе последних лет, представленной диссертационными исследованиями Т. М. Горюновой, И. И. Дранниковой, О. А. Кучеровой, А. В. Николаевой, И. Ф. Тимофеевой и др., освещаются отдельные подходы к совершенствованию управленческой культуры руководителей ДОУ. В современном дошкольном образовании сложилась такая образовательная ситуация, в которой наблюдается многовариантность педагогических средств, вариативность технологий, программ, интегративная ориентированность технологий, направленных на развитие творческой индивидуальности детей. Все это предопределяет особую актуальность научных исследований по созданию мотивационных комплексно-целевых программ и технологий оценки профессиональной деятельности руководителя в системе дошкольного образования.

В сфере проблем различных наук общие вопросы оценочной деятельности, на основе анализа ряда исследований, представлены следующим образом: в теории зарубежного менеджмента и российского социального управления проблемы управления педагогическими системами, управленческого оценивания и отбора его различных критериев и показателей комплексно были обозначены в работах В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М. Х. Мескона, А. А. Орлова, М. М. Поташника, Ф. А. Тейлора, Е. П. Тонконогой, П. И. Третьякова, П.В. Худо-минского, Ф. Хедоури, P. X. Шакурова, И. К. Шалаева и др. В философии понятие «оценка» рассматривается в качестве особой формы отражения человеком окружающего мира, производной от человеческих ценностейакта сравнения, стимулирующего к выбору действия (Б.С. Гершунский, Г. И. Герасимов, С. И. Гессен,.

A.M. Воронина, А. Б. Воронцова, М. С. Каган, B.C. Мерлин, Н. С. Розов, В.Н. Сага-товский и др.). Психолого-педагогический анализ оценочной деятельности отражен в работах А. Г. Асмолова, Б. Г. Ананьева, Ш. А. Амонашвили, Н.Е. Анкудино-вой, А. А. Бодалева, Е. П. Варламова, В. В. Гузеева, А. К. Дусавицкого, Е. И. Исаева,.

B.П.Зинченко, И. С. Кона, Н. В. Кузьминой, М. И. Лисиной, Л. М. Митиной, Е. И. Рогова, С. Ю. Степанова, Г. С. Сухобской, Р. Х. Шакурова, Т. Н. Щербаковой.

Отдельным направлениям управленческой деятельности оценивания руководителей ДОУ посвящены работы В. Г. Алямовской, К. Ю. Белой, А.К. Бондарен-ко, Л. М. Денякиной, Н. М. Крыловой, Т. С. Комаровой, М. В. Корепановой, Л. В. Поздняк, Р. Я. Спружа, A.M. Троян, И. В. Тимофеевой, P.M. Чумичевой и др. Особый интерес представляют исследования В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, В. Г. Молчанова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и др., где разработаны варианты программ управленческого оценивания руководителем в системе образования.

Наряду с этим вопрос развития оценочной деятельности руководителя ДОУ в специальных исследованиях представлен недостаточно. Образовательная практика испытывает определенный кризис в области оценочной деятельности в связи с активным проникновением в ее поле идей управления качеством образования, рефлексивного управления ДОУ.

Изучение существующего опыта подготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы дошкольного образования в учреждениях дополнительного профессионального образования показывает, что для него характерен ряд противоречий:

— между требованиями, предъявляемыми к новому качеству управления дошкольным образовательным учреждением в условиях гуманизации образования — и реальным уровнем развития оценочной деятельности руководителя ДОУ;

— между накопленным знанием и практическим опытом оценочной деятельности — и недостаточной разработкой условий научно-обоснованного процесса развития оценочной деятельности руководителей ДОУ в системе повышения квалификации;

— между утвердившимся в практике новым типом профессиональной деятельности руководителя ДОУ с преобладанием личностной направленности оценочной деятельности — и сложившейся моделью профессионального образования руководителя, ориентированной на традиционную, «знаниевую» парадигму педагогической деятельности;

— между необходимостью реализации новых теоретических подходов к оценочной деятельности руководителя ДОУ — и недостаточной степенью разработанности механизмов развития субъектности как стержневого компонента оценочной деятельности дошкольных работников в содержании и технологиях учебного процесса в системе повышения квалификации.

Наряду с указанными противоречиями можно отметить также неразработанность технологий обучения педагогов в процессе повышения квалификации, обеспечивающих реализацию их потребности в самопознании, самоактуализации и профессиональном саморазвитии.

Рассмотренные противоречия определили проблему исследования, которую мы сформулировали следующим образом: каковы теоретико-методологические основания разработки содержания профессионального образования по развитию оценочной деятельности руководителя ДОУ на рефлексивной основе. С учетом актуальности исследования мы определили тему диссертационного исследования: «Развитие оценочной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации».

Объект исследования — повышение квалификации руководителей ДОУ в системе дополнительного профессионального образования.

Предмет исследования — процесс повышения квалификации руководителей ДОУ, направленный на освоение оценочной деятельности на рефлексивной основе.

Цель исследования — разработка теоретических и технологических основ развития оценочной деятельности руководителя ДОУ на рефлексивной основе.

Гипотеза исследования предполагает, что успешное развитие оценочной деятельности руководителя ДОУ в процессе повышения квалификации, определяемое как возрастание меры ее рефлексивности и субъектности, будет эффективным, если:

— осуществляется на основе концептуальных положений, определяющих ее возможности в повышении, качества образованияценностных оснований, определяющих становление личности руководителя как субъекта управленческой и педагогической деятельности;

— реализуется рефлексивная функция оценочной деятельности руководителя ДОУ, обусловливающая его саморазвитие и самореализацию в профессиональной деятельности;

— повышение квалификации обеспечивает формирование системы умений: умений рефлексивной оценки, поддержки, контроля, диагностических и мониторинговых умений, — и рассматривается с позиций профессионально-личностного развития педагога;

— спроектирована модель процесса развития оценочной деятельности руководителя ДОУ, направленная на самопознание, саморегулирование, самоконтроль, самооценивание;

— формирование готовности руководителя дошкольного учреждения к оценочной деятельности в процессе повышения квалификации является ценностным свойством личности и осуществляется согласно взаимодействию структурных компонентов: мотивацирнно-ценностного, когнитивного, праксиологического, креативного.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Рассмотреть концептуальные основы развития оценочной деятельности педагога в процессе повышения квалификации.

2. Обосновать рефлексивную функцию оценочной деятельности руководителя дошкольного учреждения.

3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить модель процесса развития оценочной деятельности руководителя дошкольного учреждения.

4. Исследовать психолого-педагогическую готовность руководителя дошкольного учреждения к оценочной деятельности в процессе повышения квалификации.

Методологической основой исследования являются системно-деятель-ностный, личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, андрагогический и акмеологический подходы.

Теоретическую основу исследования составили:

— теории развития личности как субъекта деятельности (Л.С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);

— парадигма личностно-ориентированнош образования (Е.В. Бондаревская,.

B.В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.);

— концепция профессионально-педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, Е. И. Исаев, Н. В. Кузьмина, Э. М. Никитин, А. П. Ситник, В. А. Сластенин и др.);

— теории содержания образования (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. Т. Фоменко и др.);

— теории социального управления, теории управления образовательными системами (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. Н. Шамова, P.M. Чумичева);

— концепция качества образования (B.C. Аванесов, А. Анастази, А. Н Майоров, В. П. Битинас, Н. К. Голубев, А. И. Субетто, С. А. Сафонцев и др.);

— концептуальные подходы к оценочной деятельности педагогов ДОУ (К.Ю. Белая, И. И. Дранникова,' Л. М. Денякина, М. В. Корепанова, Р. Б. Стеркина, Л. А. Парамонова, Л. В. Поздняк, И. В. Тимофеева, P.M. Чумичева);

— концепция профессионального развития личности педагога как субъекта самопознания и саморазвития (Е.И. Исаев, А. П. Ситник, В. И. Слободчиков, JI.M. Митина, В. Г. Маралов, А. К. Маркова, А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков, Т.Н. Щербакова).

Этапы и методы исследования.

Первый этап — проблемно-поисковый (2001;2002 гг.) — включал выявление и анализ актуальных проблем оценочной деятельности, уровня квалификации руководителей ДОУизучались проблемы, связанные с педагогическим оцениванием, диагностикой профессионально-педагогической компетентности руководителей-экспертов. Осуществлялись выбор и формулировка проблемы, темы исследования, задач и гипотезы, разработка программы эксперимента. Для этого использовались эмпирические и теоретические методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ текстов, анализ учебных планов и программ повышения квалификации, длительное наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогическая экспертиза, описание опыта управления.

На втором этапе — опытно-экспериментальном (2002;2003 гг.) -происходила разработка и опытно-экспериментальная проверка модели процесса развития оценочной деятельности руководителя дошкольного учреждения, реализация которой выявила особенности готовности руководителя дошкольного учреждения к оценочной деятельности в процессе повышения квалифика-ции. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались методы многоуровневой апробации результатов исследования, моделирования, экспертной оценки педагогического эксперимента.

На третьем этапе — аналитико-обобщающем (2003 — 2006 гг.) — мы сосредоточились на теоретическом осмыслении полученных результатов и оформлении диссертационной работы, определении перспектив дальнейших исследований. Проводились дополнительные исследования эффективности предлагаемой модели процесса развития оценочной деятельности руководителя ДОУ на рефлексивной основе, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, обобщался опыт работы руководителей ДОУ, прошедших повышение квалификации, разработка научно-методических рекомендаций по организации повышения квалификации, а также по созданию системы педагогических средств развития оценочной деятельности руководителей ДОУ. Определились перспективы дальнейшего исследования темы. Результаты исследования оформлялись в диссертационную работу. Использовались методы обобщения, сравнения, систематизации.

Базой исследования являются ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», в том числе центр модернизации общего образованияотдел информационных технологиймуниципальная система образования г. Ростова-на-Дону, в том числе ГНМЦ управления образования г. Ростова-на-ДонуМДОУ № 23, 57, 123, 169, 181, 194, 207, 237, 293- начальная школа — детский сад № 2- муниципальные отделы образования Железнодорожного и Советского районов г. Ростова-на-Дону.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

— раскрыты концептуальные основы развития оценочной деятельности педагога в процессе повышения квалификации, разработаны комплексные средства и показатели становления личности руководителя как субъекта управленческой и педагогической деятельности, реализуемой в интересах социально-психологического развития ребенка;

— обоснована рефлексивная функция оценочной деятельности руководителя ДОУ, осуществлено изучение основных составляющих самосознания воспитателясамопознания, саморегулирования, самоконтроля, самооценивания воспитателя, обусловливающих саморазвитие и качество его реализации в профессиональной деятельности;

— разработана и опытно-экспериментальным путем проверена модель процесса оценочной деятельности руководителя ДОУ, направленная на развитие самопознания, саморегулирования, самоконтроля, самооценивания воспитателя как основных механизмов развития рефлексивности и субъектности;

— исследована психолого-педагогическая готовность руководителя дошкольного учреждения к оценочной деятельности в процессе повышения квалификации.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается:

— в концептуальном обосновании развития оценочной деятельности руководителя ДОУ как стратегии повышения качества образования, определении ее ценностных оснований через андрагогические практики в системе повышения квалификации;

— в определении оценочной деятельности руководителя ДОУ на рефлексивной основе как внутренней, профессиональной управленческой деятельности, результатом которой выступает развитие потребности в самопознании, самооценке, саморегуляции, самоконтроле;

— в выявлении и апробации средств и условий процесса развития оценочной деятельности руководителя ДОУ, включающих систему сменяющихся учебных задач, направленных на повышение мотивационных установок руководителей, на рефлексивную деятельность в новых условиях, создание творческих моделей и проектов оценочной деятельности и индивидуальных программ профессионального самосовершенствования.

— в определении особенностей готовности руководителя дошкольного учреждения к оценочной деятельности в процессе повышения квалификации как совокупности четырех взаимосвязанных структурных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями: мотивационно-ценностного, когнитивного, праксиологического, креативного.

Практическая значимость исследования определяется разработанной целевой комплексной программой повышения квалификации руководителей ДОУ по развитию их оценочной деятельности, системой педагогических средств развития оценочной деятельности руководителей ДОУ, которая может быть применена в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в работе методических служб и в процессе самообразования. Обоснована программа «Основы развития оценочной деятельности руководителя ДОУ» как центральное условие реализации оценочной деятельности руководителя ДОУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальными основаниями оценочной деятельности руководителя ДОУ в процессе повышения квалификации выступают вариативность, рефлексия и индивидуализация. В системе повышения квалификации руководителей ДОУ оценочная деятельность представляется как теоретическая и практико-ориентирован-ная подсистема управленческой деятельности, как форма самовыражения, как источник саморазвития и самоопределения субъекта. Оценочная деятельность руководителя ДОУ складывается из системы умений: умений рефлексивной оценки, поддержки, контроля, диагностических и мониторинговых умений.

2. Оценочную деятельность руководителя ДОУ на рефлексивной основе мы представляем как внутреннюю, профессиональную управленческую деятельность, предполагающую ориентацию на развитие внутренних личностных структур сознания воспитателя: самопознания, саморегулирования, самоконтроля, самооценивания, — через уровни развития которых проявляются качества субъектности педагога.

Субъектность выступает способом самоорганизации и самоопределения педагога в выборе образовательных траекторий, прогнозов профессионально-личностного саморазвития. Процесс субъектного развития педагога в оценочной деятельности определяется факторами самопознания (самонаблюдения, самоанализа, саморефлексии), самоопределения (понимания собственных задач в каждой конкретной ситуации, нравственного и волевого выбора), саморегуляции (анализа ситуации, целеполагания, постановки задач, планирования). Рефлексия рассматривается как одно из важных средств развития оценочной деятельности й реализуется в виде следующих форм: анализ, исследование,^оценка, экспертиза, контроль.

3. Модель развития оценочной деятельности руководителя ДОУ включает доминирующие структурные компоненты: мотивационно-целевой, содержательный, технологический, исследовательский и соответствующие им критериальные показатели готовности руководителя ДОУ к оценочной деятельности: мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, праксиологический и креативный.

4. Готовность к оценочной деятельности как целостное свойство личности руководителя ДОУ представлена взаимосвязью доминирующих компонентов, в основе которых лежит система педагогических средств: диалогово-рефлексивных методовсменяющихся учебных задач — от повышения мотивационных установок руководителей на рефлексивную деятельность в новых условиях до овладения и создания творческих моделей и проектов оценочной деятельности, создания индивидуальных программ профессионального самосовершенствования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использованием комплекса современных методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью исследовательской выборки, использованием математических методов обработки результатов и оценки их достоверности, статистической значимостью экспериментальных данных, итогами внедрения в практику разработанных материалов в других образовательных учреждениях.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Положения и результаты проведенного исследования внедрялись в ходе опытно-экспериментальной работы по реализации процесса развития оценочной деятельности руководителей ДОУ в ГОУ ВПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» — на кафедрах дошкольного и начального образования и информационных технологий, в центре модернизации общего образованияв отделе информационных технологий, в муниципальной системе образования г. Ростова-на-Дону — в городском научно-методическом центре управления образования г. Ростова-на-Дону, в МДОУ № 23, 57, 123,169,181,194,207,237,293, начальной школе-детском саду № 2.

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета, на районных, городских, межрегиональных научно-практических конференциях. Содержание исследования отражено в 9 публикациях.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована 22 таблицами, 7 рисунками. Основной текст диссертации составляет 186 страниц.

Выводы по второй главе 1.

1. Рефлексивная функция оценочной деятельности руководителя ДОУ рассматривается на основе анализа различных подходов к содержанию управленческих функций руководителя ДОУ, дано обоснование рефлексивной функции, которая осуществляется на основе данных проблемного анализа результатов деятельности ДОУ. Объект рефлексивной функции оценочной деятельности руководителя ДОУ направлен на изучение основных составляющих самосознания воспитателя — самопознание, саморегулирование, самоконтроль, саI мооценивание, обусловливающих саморазвитие, успешность профессиональной деятельности. Сущность рефлексивной функции заключается в изменении роли оценочной деятельности руководителя ДОУ, предполагающей ориентацию на развитие личностных структур сознания воспитателя: самопознания, саморегулирования, самоконтроля, самооценивания.

Самопознание мы представляем как процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих проявлений. Самооценку мы определяем как устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Основу самооценки педагогической деятельности воспитателя ДОУ составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Саморегуляция представляется нам как раскрытие резервных возможностей личности воспитателя. В контексте рефлексивной функции оценочной деятельности руководителя ДОУ личностная саморегуляция может быть рассмотрена как саморегуляция в системе отношений, проявляющаяся в поступках и феноменологически совпадающая с ними. Самоконтроль показан нами как совокуп-' ность смысловых установок личности, которые контролируют выбор поведения в ситуации борьбы мотивов и ориентируют педагога в многообразии и иерархии ценностей. В качестве системообразующего компонента рефлексивной функции оценочной деятельности руководителя ДОУ выступает оценка профессиональной деятельности педагога.

2. Обоснованию целесообразности построения модели послужило проведение констатирующего эксперимента. Полученные результаты выявили необходимость построения такой модели процесса повышения квалификации, которая способствовала бы осознанию дошкольными работниками смыслопоиска| новых форм профессионального самоанализа, самооценки, самоконтроля, являющихся основой развития рефлексивной позиции оценочной деятельности.

Основываясь на анализе философской и психолого-педагогической литературы и результатах констатирующего эксперимента, мы считаем, что наиболее адекватным отражением экспериментального процесса повышения квалификации является ее модель, понимаемая нами как теоретический проект определенной практической деятельности руководителя ДОУ, направленный на развитие самопознания, саморегулирования, самоконтроля, самооценивания воспитателя. Модель процесса повышения квалификации дошкольных работников по развитию оценочной деятельности мы представляем как теоретическое отражение определенной стратегии и тактики, включающей в себя этапы экспериментальной работы.

Теоретическое отражение определенной стратегии и тактики построения модели процесса развития оценочной деятельности руководителя ДОУ в процессе повышения квалификации включает в себя:

— этапы экспериментальной работы, которые отражают постепенное становление готовности как интегративно-личностного качества руководителя-эксперта, руководителя-модератора;

— целевые установки на каждом этапе экспериментальной работы;

— отобранное содержание, отражающее знание о современной оценочной деятельности руководителя ДОУ, а также осознанном выборе оценочных процедур и их эффективной реализации в условиях современного ДОУ;

— систему учебно-методических задач, направленных на отработку практических действий слушателей КПК по осуществлению осознанной оценочной' деятельности (обучение руководителей способам педагогической поддержки специалистов ДОУ по анализу педагогической деятельности, на основе которого складывается новое качество профессионального развития дошкольного работника (рефлексивная позиция);

— систему практических заданий, которые выступают в качестве контрольных срезов, позволяющих объективно и содержательно замерить уровень готовности к оценочной деятельности.

Модель развития оценочной деятельности руководителя ДОУ включает доминирующие структурные компоненты: мотивационно-целевой, содержа-1 тельный, технологический, исследовательский. Первый этап, мотивационно-целевой, предполагает развитие мотивационных установок на личностно-ори-ентированную модель деятельности педагога ДОУ и ее самооценивание, на профессиональное самопознание. Чтобы ценностные ориентации стали личностными смыслами для педагогов дошкольного образования, использовался метод рефлексии своего личного оценочного опыта и установление его истоков и причин. Второй этап, содержательный, включает овладение теоретико-эмпирическим содержанием — методологическими принципами, сущностью современного гуманитарного оценивания, формирование представлений о современной, оценочной деятельности в ходе изучения курса «Основы развития оценочной деятельности руководителя ДОУ" — в ходе экспериментального практикума решались также оценочно-диагностические, рефлексивные проблемные задачи эмпирического и логического характера. На третьем этапе, технологическом, слушатели включены в освоение механизмов осознанного выбора оценочных процедур и их реализации на диагностической и мониторинговой основеI приемов самооценки и самоконтроля при составлении авторских моделей оценочной деятельности в ДОУмеханизмов развития профессионального самопознания и саморазвития. Четвертый этап, исследовательский, направлен на освоение знаний и навыков самоконтроля управленческих и педагогических взаимодействий с педагогами и детьми и изменение управленческой позиции как субъекта взаимодействияформирование рефлексивной позиции: умений самооценки, самоанализа, самоконтроля в педагогической деятельности и педагогическом общении, умений саморегуляции и самоуправления поведением в различных педагогических ситуациях общенияосознание потребности в систематическом самоанализе и саморазвитии. Анализ и сравнение результатов' констатирующего и развивающего экспериментов выявили положительную динамику развития рефлексивных механизмов оценочной деятельности по изучаемым показателям (способности к осознанному выбору процедур и технологий оценивания профессиональной деятельности, способности к самопознанию, самооценке себя как профессионала, самоконтролю и саморегуляции профессионального общения, способности к дальнейшему самосовершенствованию).

3. Эффективность представленной модели процесса повышения квалификации определялась на основе результатов контрольно-оценочного эксперимента, направленного на изучение развития готовности руководителя ДОУ к оце-' ночной деятельности. Мы рассматриваем структуру готовности дошкольных работников к оценочной деятельности как совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями — мотивационно-ценностнымкогнитивнымпраксиологическим, креативным. Результаты проведенных квалиметрических исследований подтвердили значительное увеличение уровня готовности к оценочной деятельности дошкольных работников в результате повышения квалификации в системе дополнительного педагогического образования.

Сравнительный анализ результатов сформированности уровней готовности в контрольной и экспериментальной группах подтвердил высокий уровень потребности слушателей в изучении научных исследований по вопросам гуманитарного оценивания на основе форм поддержки самопознания и саморазвития — теоретических семинаров, научно-практических семинаров-тренингов, ОДИ, рефлексивно-диалоговых технологий, решения учебно-рефлексивных заданий и метода I проекта, мастер-классов в помощи построения индивидуальных программ саморазвития, включающих профессиональное самопознание, саморегулирование, самооценку и самоконтроль. Анализ результатов исследования по развитию профессионального самосознания через специально организованные рефлексивные практикум и тренинг позволил сделать следующие выводы: отработка трудностей педагогической деятельности и обучение приемам самоконтроля и саморегуляции детерминирует развитие профессионального поведенческого компонента в структуре самосознанияпроисходит повышение самооценки. В результате опытно-экспериментальной работы были получены количественные и качественные изменения в степени готовности руководителя ДОУ к оценочной деятельности, что' соответствует аналогичным изменениям в сфере профессионального самопознания и саморазвития личности дошкольных работников.

Оценочную деятельность руководителя ДОУ мы рассматриваем как подсистему управленческой деятельности, форму самовыражения, источник саморазвития и самоопределения субъектапроцесс преодоления «внешних» (в окружающей действительности) и «внутренних» (в самом себе) противоречий. Оценочная деятельность руководителя ДОУ способствует определению доминирующих ценностей и способов их реализации, иерархии ценностей на всех уровнях педагогической системы, наполнению содержанием образовательных программ' ценностными смыслами, ценностными средствами, ценностными знаниями, нравственно-эстетическими нормамиреализации развивающих технологий, а также оцениванию материально-технических, медицинских, социальных условий ДОУ, безопасности и охраны здоровья педагогов и детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы теоретико-методологических оснований разработки оценочной деятельности руководителя ДОУ на рефлексивной основе подтверждает положения гипотезы исследования. Результаты исследования показали, что оценочную деятельность руководителя ДОУ на рефлексивной основе мы представляем как внутреннюю, профессиональную управленческую деятельность, результатом которой выступает направленность на развитие самопознания как процесса познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристиксамооценки как устойчивого обобщенного отношения личности к себесаморегуляции в системе отношений и собственно личностной регуляции, 1 проявляющейся в поступках и феноменологически совпадающей с нимисамооценки педагогической деятельности воспитателя ДОУ как системы личностных смыслов индивида и принятой им системы ценностей.

В итоге многоаспектного анализа представленного по теме исследования материала, позволившего обобщить теоретико-методологические основания разработки оценочной деятельности руководителя ДОУ:

1. Обобщено содержание системы оценочной деятельности как механизма управления качеством дошкольного образования, выступающее стратегией повышения качества образования, включающее теоретические и методологические осI новы, функции, принципы, виды, технологии и процедуры, критерии и показатели оценочной деятельности в ДОУ, реализацию образовательных стандартов.

2. Личностно-ориентированная парадигма определяет содержание, выбор оценочных критериев и показателей — управленческих, ресурсных, педагогических, оценки уровней изменений в состоянии качества образования и ценностных оснований ее осуществления.

3. Андрагогическим аспектом в системе повышения квалификации руководителей ДОУ выступает оценочная деятельность как подсистема управленческой деятельности, форма самовыражения, источник саморазвития и самоопределения субъекта. Оценочная деятельность руководителя ДОУ складывается из, системы умений: умений рефлексивной оценки, поддержки, контроля, диагностических и мониторинговых умений.

4. Систематизированы педагогические средства и андрагогические практики развития оценочной деятельности руководителя ДОУ, включающие в себя диалогово-рефлексивные методы, сменяющиеся учебные задачи, повышающие мотивационные установки руководителей на рефлексивную деятельность в новых условиях, создание творческих моделей и проектов оценочной деятельно-, сти и индивидуальных программ профессионального самосовершенствования.

5. Обоснована рефлексивная функция оценочной деятельности руководителя ДОУ, заключающаяся в изменении роли оценочной деятельности и предполагающая ориентацию на развитие личностных структур сознания воспитателя — самопознания, саморегулирования, самоконтроля, самооценивания, реализация которых позволяет повысить эффективность, результативность и оптимальность системы оценочной деятельности руководителя ДОУ.

6. Исследована модель развития оценочной деятельности в процессе повышения квалификации, характеризующаяся доминирующими структурными компонентами (мотивационно-целевой, содержательный, технологический, исследовательский) — соответствующими им критериальными показателями готовности руководителя ДОУ к оценочной деятельности (мотивационно-ценност-ный, когнитивный, праксиологический, креативный) и уровнями развития (адаптивный, репродуктивный, продуктивно-эвристический, рефлексивный) на основе разработанного программно-методического обеспечения. Эффективность внедрения модели обеспечена за счет разработанной авторской программы «Основы развития оценочной деятельности руководителя ДОУ», включающей элективные курсы «Основы профессионального самопознания и саморазвития педагога ДОУ», «Психолого-педагогическая поддержка профессионала (ного развития оценочной деятельности руководителя ДОУ как субъекта социального взаимодействия». Результаты проведенного исследования подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы исследования.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития оценочной деятельности руководителя ДОУ на рефлексивной основе. Дальнейшее ее научное изучение возможно в разработке проблемы развития оценочной деятельности руководителя ДОУ на рефлексивной основе в системе «руководитель — старший воспитатель — педагог ДОУ — дошкольник».

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
  2. В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средства его развития. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1997.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1981. ,
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  5. B.C. Проблема качества педагогических измерений // Педагогические измерения. 2004. № 2. С. 3 27.
  6. Администратор образования: управленческая компетентность в современных условиях: Сб. материалов науч.- пр. конференции НИРО / Под ред. В. М. Соколова. Н. Новгород, 2000.
  7. Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 3−14.
  8. Н. Г. Использование психологических моделей мышления в изуче-' нии и диагностике шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 138 139.
  9. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Вопросы психологии. 1971. № 2. С. 83 90
  10. В.Г. Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1997.
  11. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. № 2. С. 37 43. I
  12. .Г. Человек как предмет познания. М., 1998.
  13. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  14. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976.
  15. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М&bdquo- 1996.
  16. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2003.
  17. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  18. Аттестация руководителей и педагогических работников ДОУ/ Под общ. ред. J1. Я. Олиференко. М., 2005.
  19. А.Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения педагогов. М., 2000.
  20. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 1996.
  21. К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2003.
  22. К.Ю. Система управления дошкольными образовательными учреждениями: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
  23. А.Г. Методология психолого-педагогических исследований: Учебная программа курса. Ростов н/Д., 2000.
  24. А.Г. Программно-методический комплекс «Педагогические теории, системы и технологии». Ростов н/Д., 2001.
  25. А.Г. Управление качеством профессионально- педагогического образования: Автореф. дисд-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2003.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебноIвоспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1999.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  28. В.М. Эффективность обучения. М., 1976.
  29. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования. СПб., 2003.
  30. Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2000.
  31. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.
  32. . Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000.
  33. JI.B. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 4.
  34. В.А., ПлинерЯ.Г. Педагогическая экспертиза школы. М., 2001.
  35. А.И., Бахтурина JI.A., Кобитина ИИ. Старший воспитатель детского сада. М., 1990.
  36. Е.Н., Герасимов Г. И., Куницына Е. В. Профессионально-педагогическая культура: проблемы становления в условиях парадигмального перехода / Научн. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д., 2004.
  37. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
  38. КВ. Развитие самосознания учителей и учащихся в поли-субъектном взаимодействии: Автореф. дисд-ра психол. наук. М., 2002.
  39. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов высш. уч. завед. / Под ред. А. С. Роботовой. М., 2002.
  40. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие / Под ред. Е.В. Бондарев-ской. Ростов н/Д., 1995. 1
  41. ВенгерЛ.А., Мухина B.C. Психология: Учебник. М., 1988.
  42. Н., Стеркина Р. и др. Рекомендации по аттестации руководящих работников ДОУ // Дошкольное образование. 1993. № 10. С. 4 6.
  43. . И.О. Витагенные критерии и показатели качества образования в высшей школе // Управление качеством образования. Екатеринбург, 2001. С. 89−92.
  44. JI.H. Обучение менеджеров образования истории науки управления: Автореф. дисканд. пед. наук. Барнаул, 1996.
  45. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: ЭксIпресс-информация/ Отв. ред. Ю. К. Васильев. М., 1978.
  46. В. ^.Повышение квалификации учителей в США: социально-психологический подход//Педагогика. 1992. № 7, 8.
  47. Г. Наука логики // Соч. Т. 3. М., 1937.
  48. Г. И., Илюхина JI.B. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д., 1999.
  49. .С. Философия образования: Учеб. пособие для студентов / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн. М., 1998.
  50. Гессен С. И Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1995. ,
  51. Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. М., 2004.
  52. В. И. О видах противоречий. Минск, 1967.
  53. Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного: Автореф. дис— канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. I
  55. JI.A., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М., 2001.
  56. Л.П., Ситник А. П. Формирование профессиональной культуры учителей начальных классов. М., 2002.
  57. Гуманизация образования. Теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронцова. СПб., 1994.
  58. Э.Н., Турчанинова ЮМ. Современные образовательные теории. М., 2004
  59. Густаво Jlonec Оспина. Задачи образования на национальном и международном уровнях // Журнал перспективы. Образование. 2000. Март. С. 19 — 31. ,
  60. В.Е. Проблемы человеческой свободы. Львов, 1967.
  61. Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителей ДОУ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003.
  62. Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М., 1997.
  63. А.А., Москаленко О. В. Акмеологические основы профессионального самосознания. Астрахань, 2000.
  64. Л.М. Технологии управления образовательным учреждением. Минск, 2004.
  65. Диагностика в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Ничипо-' рюк, Г. Д. Посевиной. Ростов н/Д., 2004.
  66. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров учебных заведений, руководителей школ /Авт.- сост. Т. В. Морозова. М., 2003.
  67. Дошкольное образование в России: Сб. действ, нормативно-правовых документов. М., 1997.
  68. ИИ. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных уч-1 реждений на основе программно-целевого подхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2002.
  69. В.В., КонторовДС. Проблемы системологии. М., 1976.
  70. Л. Н. Гуманитаризация процесса повышения квалификации учителя в ИПК: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2001.
  71. Дурай-Новакова КМ. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1983.
  72. А.К. Личность педагога в системе развивающего обучения. М., 1997. I
  73. А.К. Развивающее образование. Основные принципы. Харьков, 1996.
  74. ИГ. Информационные технологии в образовании: Уч. пособие для студ. вуза. М., 2003.
  75. В.И. Диагностика педагогической деятельности. М., 1997.
  76. В.И. Как сделать управление школой успешным? М., 2004.
  77. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы // Приложение к жур. «Завуч». М., 1992.
  78. Н.М. Формирование методологического подхода к решению педагогических задач // Подготовка специалиста в области образования: Коллектив-, ная монография. Н. Новгород, 2001. С. 123 -131.
  79. Зеер Э. Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Автореф. дисд-ра психол. наук. Л., 1988.
  80. . В., Братусъ Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
  81. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С. 6−9.
  82. Инновации в образовании: дошкольное образование. М., 2001.
  83. ИФ. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
  84. ИФ. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической кулыуры преподавателя высшей школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1993.
  85. Р. А. Развитое диагностической культуры воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2001.
  86. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 2001. 1
  87. Г. Н. Научно-методическое обеспечение образовательной системы дошкольного образовательного учреждения. Ростов н/Д, 2001.
  88. Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения: Автореф. дисканд. психол. наук. М., 1986.
  89. В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. М., 200 290. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М., 2002.
  90. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.
  91. A.M., Никифорова Е. В., Скопинова Н. А. Дошкольное образование. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
  92. А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2001.
  93. Е.С. Как оценить работу детского сада: Пособие для руководителей ДОУ. М., 2005.
  94. И. А., Непомнящая Р. Л. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб., 2000.
  95. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
  96. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса! и управление школой. М., 1986.
  97. В.Н. Вариативное развивающее начальное образование. Дис.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2005.
  98. О. ^.Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  99. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ /Авт.- сост. О. А. Скорлупова. М., 2003.
  100. Контроль функционирования и развития ДОУ: Методические рекомендации / Авт.-сост. Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская. М., 2003.
  101. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 9.
  102. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. № 4. С. 4−19.
  103. М.В. Акмеологические ценности управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 3.
  104. КБ., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д., 1997.
  105. КБ., Шиянов Е. Н. Философско гуманистические основания педагогики. Ростов н/Д., 1997. I
  106. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
  107. В.В. Проблемы научно-обоснованного обучения: Методологический аспект. М., 1977.
  108. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., 1977.
  109. Н.Б. Культурология образования: Учеб. пособие для вузов. М., 2000.
  110. Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 3 8 62. i
  111. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М., 1995. С. 67−103.
  112. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие для учителей. М., 1990.
  113. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М., 1999.
  114. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
  115. H.B. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  116. Н.В. Способности и талант учителя: Пособие для учителей. М., 1995.
  117. И.Э. Категориальное видение картины мира ребенком // Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.
  118. С.В., Гончарова В. И., Мигаль Е. А. Управление современной школой. Вып 3. Муниципальные методические службы. Ростов н/Д., 2003.
  119. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985
  120. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций: Пособие для учителя. М., 1981.
  121. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. М., 1970.
  122. Г., О’Довнел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1,2. М., 1981.
  123. Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психологическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.
  124. О. А. Проблема феномена детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников: Автореф. дисканд. пед.наук. Ростов н/Д., 2005.
  125. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980.
  126. Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
  127. Т.С., Чуйкова М. Б. Методы анализа педагогической деятельности // Управление ДОУ. 2002. № 5. С. 58.
  128. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М., 1993.
  129. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996. 1
  130. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  131. А.Н. Психология смысла. М., 1999.
  132. А.Н. Мониторинг в образовании. М., 2005.
  133. В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для ср. уч. зав. М., 2002.
  134. А. К. Психология труда учителя. М., 1993. >
  135. М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. М., 2005.
  136. Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.
  137. Михаиленко Н, Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание. 1993. № 3. С. 27 36.
  138. Н., Короткова Н. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. М., 1993.
  139. Е.А. Дидактическая тестология. М., 1999.
  140. Е.А., Кирюшина О. Н. Эмпирические методы в педагогическом исследовании. Ростов н/Д., 2004.
  141. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86 95.
  142. В.М. Проектирование траектории становления будущего учителя // Школьные технологии. 2000. № 6.
  143. Мониторинг образовательной системы современной школы / В. М. Антипова, Г. С. Лаптева, Д. М. Зембицкий, С. Ф. Хлебунова, А. А. Кряжевских. Ростов н/Д., 1999.
  144. М. Разум ребенка. М., 1997.
  145. Т.П. Педагогические основы управления развитием дошкольного(образовательного учреждения: Авторефканд. пед. наук. Ростов н/Д., 2002.
  146. МуздыбаевК. Психология ответственности. Л., 1983.
  147. B.C. Таинство детства: В 2-х т. М., 1998.
  148. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.- Воронеж, 1999.
  149. Р.С. Психология: В 3-х кн. М., 2002.
  150. А. В. Проектно-исследовательская деятельность как фактор профессионально-личностного развития педагогов ДОУ в последипломном образовании: Автореф. дисканд. пед. наук. СПб., 2002.
  151. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М&bdquo- 2002.
  152. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М., 2002.
  153. Образовательная система «Школа 2100»: Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М., 2001.
  154. Организация мониторинговых исследований в образовательных учреждениях: Научно-метод. пособие / Под ред. С. Г. Кузенковой. Новокузнецк, 2004. (
  155. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16 26.
  156. Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991
  157. Э.А. Введение в социологическую и культурологическую антропологию. М., 1994.
  158. А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ. Иваново, 1991.
  159. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- под ред. И. А. Колесниковой. М., 2003. '
  160. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А. Ноткина и др. СПб., 2003.
  161. В.П. Материалы II Академических чтений Северо-Западного отделения РАО. СПБ., 2001.
  162. В.П. Оценка и оценочная деятельность в образовании и образовательных системах // Школа и качество: выбор будущего. СПб., 2003. С. 330 -334.
  163. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск, 1986. I
  164. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Ядешко, Л. М. Волобуевой. М., 1999.
  165. В.А. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1995.
  166. В.А., Калиненко В.К, КотоваИ.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.
  167. JI.B., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. М., 1999.
  168. MM. Управление развитием школы: Пособие для руководителей. М, 1995.
  169. Проект «Меморандума непрерывного образования»: см. на сайте Европейской ассоциации образования взрослых (www.eaea.org.ru.2000).
  170. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровскоко, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
  171. Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы / Е. Юдина. М., 2003.
  172. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2005.
  173. Пугачев В. И Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М., 2000.
  174. А.В., Степанов С.Ю, Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М., 2002.
  175. И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя. Пятигорск, 1990.
  176. C.JI. Человек и мир. М., 1997.
  177. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. М., 1989.181 .Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 161. '
  178. Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения. М., 2001.
  179. СафинВ.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1996.
  180. С.А. Система контроля качества образовательного процесса. Ростов н/Д., 2002.
  181. СЛ., Попов СВ., Сафонцева Н. Ю. Квалиметрические измерения в процессе мониторинга структуры и содержания образовательных программ // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 4.
  182. А.И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: УчебIное пособие. М., 2005.
  183. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  184. КН., Степанов С./О.Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  185. Ситник Л. Я. Андрагогические аспекты повышения квалификации педагогических кадров: Учебное пособие. М., 2000.
  186. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Под ред. Ю. А. Кудрявцева. М., 2000.
  187. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. № 3.
  188. В. ^.Учитель и время // Советская педагогика. 1990. № 9.
  189. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
  190. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дисд-ра психол. наук. М., 1994.
  191. Слободчиков В.И.О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Про-, блемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.
  192. Софронова Т. И Педагогический анализ основа творческой работы // Управление ДОУ. 2002. № 5. С. 61 — 65.
  193. Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М, 2002.
  194. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. М., 1991.
  195. А.И. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человечества в XXI веке // Стандарты и качество. 1995. № 2.
  196. ИВ. Гуманитарная педагогическая экспертиза // Управление до-' школьным образовательным учреждением. 2003.№ 5. С. 8 14.
  197. ИВ. Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2004.
  198. П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М., 2004.
  199. П.И. Основы рефлексивного управления обучения // Технология модульного обучения в школе. М., 1997.
  200. А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1984.
  201. Н.Б. Организационно-педагогическая система оценивания управленческой деятельности руководителей профессиональных училищ и лицеев: Автореф. дисканд. пед. наук. СПб., 2004.
  202. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М., 2000.
  203. Л.И. Методическая работа: опыт научного исследования. М., 2002. I
  204. Философия в вопросах и ответах / Под ред. Е. Е. Несмеянова. М., 2002.
  205. Философский словарь. Т. 3. М., 1964.
  206. Философско-педагогические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981.
  207. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  208. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.
  209. С.Ф. Научно-педагогические основы содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.
  210. Л.Я. Культурологические основания модернизации современного, образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005.
  211. О.Н. Развитие индивидуального стиля деятельности педагога в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2003.
  212. P.M. Программа «Эксперт». Ростов н/Д., 2001.
  213. P.M. Управление качеством дошкольного образования. Ростов н/Д., 2001.
  214. З.В. Подготовка будущего учителя начальных классов к осознанному выбору вариативной системы обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. '
  215. Т.Н., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.
  216. С.Е., Калъней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.
  217. Т.Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля: Научно-методическое пособие. Ростов н/Д., 1994.
  218. Т.Н., Седлецкая JI.B. Психологическая компетентность предпринимателя как субъекта социального взаимодействия. Ростов н/Д., 2003.
  219. Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного и профессионального роста учителя и руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1994.
  220. Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М., 2002.
  221. К.А., Подобед С. О. Планирование и анализ деятельности ДОУ //I
  222. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 5. С. 30.
  223. Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании- новое видение // Педагогика. 1999. № 3. С. 13 18.
  224. Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2002. № 6. С. 8.
  225. Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973.
  226. И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий: Автореф. дисканд. пед. наук. Астрахань, 1996.
  227. Dorner P. Self-reflection and problem-solying // Human and artificial intelligence.) Berlin, 1978. C.102.i
Заполнить форму текущей работой