Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза
Диссертация
Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения диалектики и теории познания, объективные законы развития педагогического знания и принципы познания: единство логического и исторического, целостности и взаимосвязи педагогических процессовпринципа диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованияхвзаимосвязи теории и практики в процессе научного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
- 1. 1. Феноменология этнической толерантности: историко-эволюционный и междисциплинарный контексты
- 1. 2. Формирование этнической толерантности как компонент военно-патриотического воспитания будущих офицеров
- 1. 3. Сущностно-содержательная характеристика и специфика процесса формирования этнической толерантности курсантов военного вуза
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
- 2. 1. Моделирование процесса формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе
- 2. 2. Критериальная характеристика и методика исследования эффективности сформированности этнической толерантности у курсантов военного вуза
- 2. 3. Организационно-педагогические условия и перспективные направления формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе
Список литературы
- Абакумова, И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопросы психологии. 2003. — 3. — С. 78−82.
- Абаньянов, Н. Экзистенция как свобода / Н. Абаньянов // Вопросы философии. 1992. — 8. — С. 146−157.
- Абдулкаримов, Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г. Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. 2002. — 2. — С. 49−54.
- Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 237 с. — ISBN 5−87 977−0125. Абульханова, К. А. Деятельность и психология личности / К. А.
- Абульханова. М. : Наука, 1980. — 288 с.
- Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова. М.: Наука, 1973. — 240 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Категория деятельности в советской психологии / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1980. -Т. 1,4.-С. 18−21.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. ~М.: Мысль, 1991. 296 с. — ISBN 5−244−380−1.
- Авдеев, В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. В. Авдеев. М.: Феникс, 1992. — 270 с. — ISBN 5−87 614−004-Х.
- Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие / В. С. Агеев. М.: Наука, 1990. — 240 с.: ил. — ISBN 5−211−1 029−9.
- Агеев, В. С. Перспективы развития этнопсихологических исследований / В. С. Агеев // Психологический журнал. 1988. — Т. 9, 3. — С. 35−42.
- Агеев, В. С. Психология межгрупповых отношений / В. С. Агеев. -М.: Наука, 1983. 144 с.
- Адусаламов, А. А. Взаимодействие и взаимопроникновение культур как фактор формирования межнациональных отношений в вузе и регионе / А.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 263 с. — (Мастера психологии). -ISBN 5−272−289-Х.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — С. 16−178.
- Андреева, Г. М. Методы исследования межличностного восприятия / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1984. — 245 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева.* М.: Аспект-Пресс, 2001. — 375 с.: ил. — ISBN 5−7567−0229−6.
- Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1994. — 415с. — ISBN 5−02−13 600-Х.
- Анциферова, Н. Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: автореф. дис. + канд. социол. наук: 22.02.08 / Н. Г. Анциферова. М., 2007. — 25 с.
- Анцыферова, JI. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / JI. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1981. -Т. 2, 2.-С. 12−18.
- Анцыферова, JI. И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности / JL И. Анцыферова // Проблемы психологии личности: материалы сов.-фин: симпозиума*: сборник / Ин-т психологии — ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1982. — С. 140−147.
- Аракелян, О. В. Поликультурное образование и этнопсихология / О. В. Аракелян, А. Н. Бабилаев. М.: Грааль, 2002. — 188 с.: ил. — ISBN 5−787 300 266−7.
- Арутюнян, Ю. В: Вопросы1 национальной психологии / Ю. В. Ару-тюнян. Черкесск: Знак, 1972. — 254 с.25: Арутюнян, Ю. В. Нация и её психический склад / Ю. В. Арутюнян. -Краснодар: КГУ, 1969. 336 с.
- Арутюнян, Ю. В. Опыт социально-этнического исследования / Ю. В. Арутюнян // Советская этнография. 1968. — 4. — С. 3−13.
- Арутюнян, Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, JI. М: Дроби-жева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект-пресс, 1999. — 271 с. — ISBN5−7567−0215−6.
- Асеев, В. Г. Мотивационная регуляция поведения личности : авто-реф. дис. + докт. психол. наук / В. Г. Асеев. М., 1995. — 34 с. 29." Асеев, В: Г. Мотивация поведения, и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Асланов, И. И. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным составом учащихся : автореф. дис. + канд. пед. наук / И. И. Асланов. М., 1968. — 19 с.
- Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 768 с. -(Психологи отечества. Избранные психологические труды в 70 т.). — ISBN 587 224−106−2.
- Асмолов, А. Г. Мы обречены на толерантность / А. Г. Асмолов // Семья и школа. 2001. — 11−12. — С. 32−35.
- Асмолов, А. Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности / А. Г. Асмолов, В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1978.- 1.-С. 7−18.
- Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, JL А. Шайгерова // Век толерантности: науч.-публицист. вестник. 2001. — 1−2. — С. 8−18.
- Асмолов, А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1992. — 1−2. — С. 7−16.
- Асмолов, А. Г. Практическая психология в проектировании вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 2003. — 4. -С. 3−12.
- Асмолов, А. Г. Слово о толерантности / А. Г. Асмолов // Век толерантности: науч.-публицист. вестник. 2001. — 1−2. — С. 4−7.
- Ахметова, Д. 3. Проблемы управления межгрупповым взаимодействием в Вооружённых Силах Российской Федерации / Д. 3. Ахметова, В. С. Гребнев // Образование и наука. 2006. — 4. — С. 37−45.
- Байбаков, А. М. Введение в педагогику толерантности : учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / А. М. Байбаков — ред. Н. М. Бо-рытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. — 12 с. — ISBN 5−7087−0125−0.
- Байбурин, А. К. Этнические стереотипы поведения : сб. статей / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая — ред. А. К. Байбурин. JI.: Наука, 1985. — 325 с.: ил.
- Барабанщиков, А. В. Основы военной психологии и педагогики / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Ф. Феденко — ред. А. В. Барабанщиков. -М.: Просвещение, 1988. 271 с. — (Учебное пособие для педагогических институтов).
- Бахарева, Н. В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей / Н. В. Бахарева // Социальная психология / ред. Е. С. Кузьмин, В. Е. Семенов. Л.: ЛГУ, 1977. — С. 219−226.
- Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Без-люлева, Г. М. Шеламова. М.: Вербум-М, 2003. — 166 с.: ил. — (Психология для педагога). — ISBN 5−8391−0109−5.
- Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев // Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1994. — С. 18−352. — ISBN 5−02−13 392−2-1.
- Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — 1. — С. 3−8.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. Т. 1 / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1982. — 199 с.
- Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1983.-217 с.
- Бодалев, А. А. О психологических основах воспитания личности / А. А. Бодалев //Вопросы психологии. 1986. — 1. — С. 17−23.
- Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — 4. — С. 23−34.
- Большой толковый словарь русского языка / сост.-ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2004. — 1535 с. — ISBN 5−7711−0015−3.
- Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БРЭ — СПб.: Норинт, 1997. — 1454 с.: ил., карты. -ISBN 5−85 270−160−2.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. — 351 с. — (Педагогика нового времени). — ISBN 5−86 340−090−0.
- Бондырева, С. К. Толерантность: введение в проблему: учеб.-метод. пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 2003. — 239 с.: табл. — ISBN 5−89 502−516−1.
- Бромлей, Д. В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику / Д. В. Бромлей // Советская этнография. 1987. — 3. — С. 23−26.
- Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. 2-е изд., доп. — М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2008. — 437 с. — ISBN 978−5-382−414−3.
- Бромлей, Ю. В. Человечество это народы / Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный. — М.: Мысль, 1990. — 392 с.: ил. — ISBN 5−244−452−2.
- Булынин A.M., Громова Е. М. Теория и практика развития культуры межнациональных отношений школьников / А. М. Булынин, Е. М. Громова. Ульновск: УлГПУ, 2006. 262 с.
- Бурлачук, JL Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / JI. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Наукова думка, 1989. — 199 с.: ил.-ISBN 5−12−482−2.
- Валитова, Р. Р. Толерантность: порок или добродетель? / Р. Р. Вали-това // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1996. — 1. — С. 33−34.
- Валитова, Р. Р. Толерантность как этическая проблема : автореф. дис. + канд. филос. наук / Р. Р. Валитова. М., 1997. — 20 с.
- Вафина, Э. Д. Формирование толерантных отношений у молодежи / Э. Д. Вафина // Преподавание истории в школе. 2004. — 3. — С. 56−58.
- Век толерантности: науч.-публицист. вестн. / гл. ред. А. Г. Асмо-лов. М.: МГУ, 2001. — 149 с.: ил. — (Толерантность: объединяем усилия).
- Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Мысль, 1990. — 279 с. — ISBN 5−211−1 031−0.
- Военная психология и педагогика: учеб. пособие / ред. П. А. Корчемный, JI. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский. М.: Совершенство, 1998. — 384 с.: ил. — ISBN 5−8089−0007−7.
- Возможности практической психологии в образовании: из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 1 / ред. Н. С. Бурлакова. М.: Перспектива, 1998. — 88 с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Academia, 1999. -168 с. — ISBN 5−7695−0413−7.
- Волковицкий, Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования / Г. А. Волковицкий. М.: Военная Академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. — 175 с.
- Воспитание толерантных отношений личности: темат. план и программа науч.-метод. семинара / Ульян, гос. ун-т — науч. ред. В. В. Рубцов, И. В. Юстус. М.- Ульяновск: УлГУ, 2005. — 80 с. — ISBN ВОС-ТОЛ-05.
- Вульфов, Б. 3. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. 3. Вульфов // Внешкольник. 2002. — 6. — С. 12−16.
- Вяткин, Б. А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. -1996. Т. 17, 5. — С. 69−75.
- Гаджимирзаев, М. М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе : дис. + канд. полит, наук: 23.00.02 / М. М. Гаджимирзаев. Ставрополь, 2003. — 202 с.
- Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования: образование и сообщество. М.: Инноватор, 1996. — Вып. 6. — С. 10−38.
- Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии : материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1978. — 118 с.
- Гершунский, Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2001. — 10. — С. 3−12.
- Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. — 5. — С. 3−9.
- Гильбух, Ю. 3. Метод психологических тестов: сущность и значение / Ю. 3. Гильбух // Вопросы психологии. 1986. — 2. — С. 35−40.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005−2010 гг.»: утверждена постановлением Правительства Рос. Федерации от 11 июля 2005 г. 422 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2005. — 29. — С. 7736−7793.
- Готтсданкер- Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтс-данкер. М.: МГУ, 1982. — 260 с.
- Грановская, Р. М. Защита личности = : Defense of personality: психологические механизмы / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. СПб.: Знание: Свет, 1999. — 347 с.: ил. — ISBN 5−88 729−046−3.
- Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. Л.: ЛГУ, 1988. — 564 с.
- Гребнев, В. С. Этническая социализация военнослужащего-контрактника в условиях реформирования Вооруженных Сил России : авто-реф. дис. + канд. социол. наук: 22.02.08 / В. С. Гребнев. Казань, 2006. — 22 с.
- Гречко, П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности: учеб. пособие / П. К. Гречко. М.: Изд-во Рос. ун-та Дружбы Народов, 2006. — 415 с. — ISBN 5−209−1 904−7.
- Громова, Е. М. Развитие культуры межнациональных отношений у учащихся 8−9 классов : автореф. дис. + канд. пед. наук / Е. М. Громова. Ульяновск, 2004. — 205 с.
- Гумилёв, JI. Н. Этносфера : история людей и история природы / JI. Н. Гумилёв. М.: Экопрос, 1993. — 190 с. — ISBN 5−88 621−003−2.
- Гусева, А. С. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности / А. С. Гусева, В. В. Козлов. М.: РАГС, 1996. — 114 с.
- Дашдамиров, А. Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности / А. Ф. Дашдамиров // Советская этнография. 1977. — 3. — С. 3−13.
- Декларация принципов толерантности манифест XXI века / вступ. слово Ю. М. Лужкова, коммент. Ю. И. Боканя. — Пушкино (Моск. область): Грааль, 2003. — 56 с. — ISBN 5−94 688−003−9.
- Демократизация и образы национализма в Российской Федерации / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. М.: Мысль, 1996. — 382 с. — ISBN 5−244−847−1.
- Деркач, А. А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, Л. Е. Орбан. М.: РАГС, 1995. — 206 с.
- Деркач, А. А. Педагогическая акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьёва — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: РАГС, 2007. — 159 с.: ил.
- Джандильдин, Н. Природа национальной психологии / Н. Джан-дильдин. Алма-Ата: Казахстан, 1971. — 144 с.
- Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2002. -71 с.: табл.
- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации / М-во обороны Рос. Федерации. М.: Воениздат, 2007. — 95 с.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. -М.: Народное образование, 1999. 208 с. — (Профессиональная библиотека учителя). — ISBN 5−87 953−130−9.
- Донцов, А. И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. 1997. — 4. — С. 75−86.
- Донцов, И. А. Самосовершенствование личности / И. А. Донцов. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1977. 178 с.
- Дробижева, Л. М Некоторые проблемы этнопсихологических исследований / Л. М. Дробижева // Психологический журнал. 1981. — Т. 2, 5. -С. 43−52.
- Дробижева, Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика / Л. М. Дробижева // Советская этнография.-1991.- 1.-С. 3−13.
- Дударев, М. И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонацио-нальной толерантности: метод, пособие / М. И. Дударев, И. Ю. Демьянюк, Д. И. Полторак. М.: Вентана-Граф, 2007. — 188 с.: табл. — (Педагогическая мастерская). — ISBN 978−5-360−381−6.
- Жуковец, Н. Н. Модульно-компетентностная модель воспитания патриотизма студентов : метод, пособие / Н. Н. Жуковец. Саратов: Изд-во СГАП, 2007. — 52 с.
- Забродин, Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике. Кн. 1 / Ю. М. Забродин. М.: Всерос. науч.-практ. центр профориентации и психол. поддержки населения, 1994. — 182 с.
- Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Просвещение, 1986. — 189 с.
- Здравомыслов, А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания / А. Г. Здравомыслов // Социологические исследования. 1993. — 8. — С. 56−60.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2004. — 384 с. — ISBN 5−94 010−018-Х.
- Зинченко, В. П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности / В. П. Зинченко, В. М. Гордон // Системные исследования = Systems research: ежегодник / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М.: Наука, 1975. — С. 137−145.
- Золотухин, В. М. Две концепции толерантности / В. М. Золотухин. Кемерово: Изд-во КГТУ, 1999. — 112 с.
- Зятьков, А. Н. Толерантность как педагогическая категория / А. Н. Зятьков // Мир образования образование в мире. — 2006. — 2. — С. 70−78.
- Ивкова, Ю. П. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя : автореф. дис. + канд. пед. наук: 13.00.01 /Ю. П. Ивкова. Петрозаводск, 2006. — 24 с.
- Ильченко, Л. П. Учимся толерантности : учеб. пособие / Л. П. Ильченко — Анапский филиал МГОПУ им. М. А. Шолохова. Новочеркасск: НОК, 2003. — 150 с.
- Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие / Л. Г. Ионин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000. — 432 с.-ISBN 5−88 439−052−1.
- Исурина, Г. JI. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г. JL Исурина // Групповая психотерапия / ред. Б. Д. Карвасарский, С. Ледер. М.: Медицина, 1990. — С. 260−278.
- Кемеров, В. Е. Взаимопонимание: некоторые философские и психологические проблемы / В. Е. Кемеров. М.: Политиздат, 1984. — 109 с.
- Клементьев, Е. И. Социальная структура и национальное самосознание : автореф. дис. + канд. психол. наук / Е. И. Клементьев. М., 1971.-21 с.
- Кленова, Н. В. Что нужно знать о толерантности / Н. В. Кленова, Г. Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. 2003. — 7. — С. 13−17.
- Ковалёв, В. И. Мотивы поведения и деятельность / В. И. Ковалёв — Ин-т психологии — ред. А. А. Бодалев. М.: Мысль, 1988. — 193 с. — ISBN 5−2 013 719−7.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. — 447 с. — ISBN 5−241−477−4.
- Кожанов, А. А. Методика исследования национального самосознания / А. А. Кожанов. М.: Наука, 1974. — 74 с.
- Козлов, В. Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии / В. Н. Козлов // Советская этнография. 1983. — 2. -С. 74−80.
- Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та пед. мастерства, 1999. — 242 с. — ISBN 5−7434−0014−8.
- Колобова, JL В. Поликультурное образование и личность / JI. В. Колобова. М.: НВИ-Тезарус, 2006. — 394 с.: ил., табл. — ISBN 5−89 191−077−2.
- Кон, И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон // История и психология: сб. статей / Ин-т всеобщей истории, Ин-т философии — ред. Б. Ф. Поршнев, А. И. Анцыферова. М.: Наука, 1971. — С. 122−158.
- Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978.367 с.
- Кон, И. С. Психология предрассудка: о социально-психологических корнях этнических предубеждений / И. С. Кон // Новый мир. 1966. — 9. — С. 187−205.
- Корнетов, Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 124 с. -ISBN 5−204−313−4.
- Коровин, В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах / В. М. Коровин. Воронеж: Изд-во Воронеж гос. ун-та, 2002. — 189 с.: ил. — ISBN 5−7455−1267−9.
- Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: «Академия», 2003. — 255 с. -ISBN 5−7695−1417−5.
- Красовицкая, Т. Ю. Национальная школа сегодня: к вопросу о типологии ситуации и множественности решений / Т. Ю. Красовицкая // Народное образование. 1993. — 2. — С. 32−35.
- Краткая философская энциклопедия / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёв, В. А. Лутченко. М.: Прогресс, 1994. — 575 с. — ISBN 5−1 004 135−9.
- Краткий психологический словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
- Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 269 с. — ISBN 5−87 953−146−5.
- Крылова, Н. Б. Очерки понимающей педагогики : книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. М.: Народное образование, 2003. — 442 с. — ISBN 587 953−176−7.
- Крысько, В. Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств / В. Г. Крысько. М.: ВПА, 1987. — 392 с.
- Крысько, В. Г. Этническая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008. — 314 с. — (Высшее профессиональное образование. Психология). — ISBN 978−5-7695−4880−2.
- Кудзиева, Н. Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования : автореф. дис. + канд. пед. наук / Н. Ю. Кудзиева. М., 2003. — 22 с.
- Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Щегуров // Вопросы психологии. 1983. — 3. — С. 45−49.
- Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. -Л.: ЛГУ, 1986. 221 с.
- Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кцоева, Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений : автореф. дис. + канд. психол. наук / Г. У. Кцоева. М., 1985. -24 с.
- Латино-русский словарь: 16 000 сл. / сост. Д. И. Фомицкий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 704 с. — (Для школьников). — ISBN 5−222−637−9.
- Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учеб. пособие / Н. М. Лебедева. М.: Ключ-С, 1999. — 224 с. -(Университетский учебник). — ISBN 5−93 136−003−4.
- Лебедева, Н. М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления / Н. М. Лебедева // Этническая психология и общество / ред. Н. М. Лебедева. М.: Старый сад, 1997. — С. 104−115.
- Лебедева, Н. М. Социально-психологический аспект межэтнических отношений / Н. М. Лебедева // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. / ред. Л. М. Дробижева. М., 1994.-С. 91.
- Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Философия, наука, цивилизация / ред. В. В. Казютинский. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 284−292.
- Ленин, В. И. Интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манчестер Гардиан» М. Фарбману / В. И. Ленин // Ленин, В. И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. Изд. 5-е. — М.: Политиздат, 1982. — Т. 45. — С. 237−244.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Национальная психология и этнопсихология / А. Н. Леонтьев*// Советскаяэтнография: 1983. — 2. — С. 80−82.
- Ломов, Б. Ф. Проблема’общения в психологии / Б. Ф. Ломов // Проблема общения в психологии: сб. статей / Ин-т психологии — ред. Б. Ф. Ломов. М:: Наука, 1981. — С. 3−23.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия^ Ml: МГУ, 1979.320 с.
- Магомедова, Е. В. Толерантность как принцип культуры : автореф. дис. + канд. филос. наук / Е. В. Магомедова. Ростов-на-Дону, 1999." - 22с.
- Майерс, Д. Социальная психология : пер. с англ. / Д- Майерс. 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1999. — 688 с. — ISBN 5−88 782−141−8.
- Макаев, В. В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. — 1999. — 4. — С. 3−10.
- Максимова, М. Игры, во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов? / М. Максимова, Н. Кленова // Директор школы. 2002. — 8. — С. 42−51.
- Марков, А. П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного’образования / А. П. Марков // Педагогика. 2001. — 7. — С. 12−17.
- Маркова, А. К. Профессионализм в воспитании и образовании*/ А. К. Маркова // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: PAFC, 1994. -С. 72−84.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996. 308 с.: табл. — ISBN 5−87 633−016−7.
- Маркс, К. Коммунизм / К. Маркс // Маркс, К. Сочинения // К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1974. — Т. 42. — С. 113−127.
- Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Пузырей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 108−117.
- Матис, В. И. Педагогика межнационального общения : учебник для вузов / В. И. Матис. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. — 506 с. — (Федеральная программа «Основы качества национального социального образования для России XXI в.»). — ISBN 5−93 957−074−7.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.: ил.
- Методы исследования межличностного восприятия / ред. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002. — 208 с. — ISBN 5−87 953−169−4.
- Методы социальной психологии / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова — ред. В. Е. Семёнов. Л.: ЛГУ, 1977. — 176 с.
- Методы социально-психологических исследований: сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т общей педагогики, Ин-т общей и пед. психологии. М.: Наука, 1975. — 269 с.
- Милёхин, А. В. Условия и факторы эффективной диагностики социальной напряженности : автореф. дис. + канд. психол. наук / А. В. Милёхин.-М., 1995.-22 с.
- Мильдзихова, Л. Толерантность как терпеливое внимание // Смена. 2007. — 1. — С. 120−123.
- Мириманова, М. С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный / М. С. Мириманова. М.: Прометей, 2004. — 253 с. — ISBN 57 042−1402−9.
- Митин, А. Вопросы психологии народов в работах русских ученых / А. Митин // Актуальные проблемы социопсихологии в управленческой деятельности: сб. статей / Рос. акад. управления — ред. А. П. Федоркина. М.: Луч, 1991.-С. 153−172.
- Мкртумян, Ю. И. Основные компоненты культуры этноса / Ю. И. Мкртумян // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. — С. 42−46.
- Молдомамбетов, К. М. Межличностные этнические конфликты в воинском коллективе и пути их разрешения / К. М. Молдомамбетов // Право в Вооружённых Силах. 2007. — 8. — С. 121−124.
- Мольденгауэр, Н. В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы : дис. + канд. психол. наук: 19.00.05 / Н. В. Мольденгауэр. М., 2001. — 169 с.
- Монтень, М. Опыты. Кн. 1 / М. Монтень — пер. с фр. А. С. Бобови-ча — АН СССР. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 256.
- Морева, Н. А. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.: ил., табл. — ISBN 5−09−11 316−5.
- Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику : учеб. пособие для студентов / А. В. Мудрик. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 365 с. -(Библиотека педагога-практика). — ISBN 5−89 112−018−6.
- Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2004. — 300 с. — (Высшее профессиональное образование). — ISBN 5−7695−1680−1.
- Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика : учебник для вузов / Ф. А. Мустаева. М.: Академический Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 528 с. — (Учебник для вузов: Gaudeamus). — ISBN 5−8291−0271−4. -ISBN 5−88 687−146−2.
- Муцынов, С. С. Коллектив и дисциплина : вопросы и ответы / С. С. Муцынов. М.: Воениздат, 1989. — 167 с. — (В помощь молодому офицеру).- ISBN 5−203−8−5.
- Мчедов, М. С. Терпимость свойство культуры, путь к гражданскому согласию / М. С. Мчедов // Свободная мысль. — 1994. — 5. — С. 59−69.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев — ред. А. А. Бодалев. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1998. — 368 с.- (Психологи отечества. Избранные психологические труды в 70-ти томах).-ISBN 5−89 112−046−1.
- Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действиям / В. Н. Мясищев. М.: АПК РСФСР, 1956. — 184 с.
- На пути к толерантному сознанию / ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 255с.: табл. — ISBN 5−89 357−085−5
- Науменко, JI. И. Этническая идентичность: проблемы трансформации в постсоветский период / JI. И. Науменко // Этническая психология и общество / ред. Н. М. Лебедева. М.: Старый сад, 1997. — С. 76−88.
- Непочатых, Е. П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы : дис. + канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. П. Непочатых. Курск, 2004. — 184 с.: ил.
- Никитина, Н. Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности? / Н. Н. Никитина // Классный руководитель. 2004. — 4. — С. 13−18.
- Николаева, Е. С. Другая национальность: «свои» или «чужие» Электронный ресурс. / Е. С. Николаева. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.memorial.kTsk.rU/Work/konkurs/6/Nikolaeva/Nikolaeva.htm
- Никольский, А. В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности / А. В. Никольский // История и обще-ствознание в школе. 2002. — 5. — С. 60−62.
- Ниязалиев, Ш. Национальная психология и её место в формировании и развитии личности / Ш. Ниязалиев. Фрунзе: Саясат, 1986. — 184 с.
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4: Т-Я / Рос. акад. наук, Ин-т философии — рук. В. С. Степин, Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2001. -605 с. — ISBN 5−244−965−6.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / Р. В. Овчарова. 4-е изд. — М.: Академия, 2008. — 446 с.: ил., табл. -(Высшее профессиональное образование. Психология). — ISBN 978−5-76 955 575−6.
- Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения : тренинги, дискуссии, игры / Н. Т. Оганесян. М.: Ось-89, 2002. -249 с.
- Оллпорт, Г. В. Личность в психологии / Г. В. Оллпорт — пер. с англ. И. Ю. Авидона. М.: КСП+ - СПб.: Ювента, 1998. — 345 с. — (Теории личности). — ISBN 5−87 399−110−3.
- Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации / М-во обороны Рос. Федерации, Гл. упр. воспитательной работы Вооружённых Сил Рос. Федерации. М.: МО РФ, 2007. — 127 с.
- Палаткина, Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования : дис. + д-ра пед. наук / Г. В. Палаткина. М., 2003. — 403 с.
- Педагогический опыт как источник психолого-педагогических знаний о коллективе и личности школьника: сб. науч. трудов / АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания — ред. В. И. Максакова. М.: АПН СССР, 1986.- 144 с.
- Перевалов, В. Ф. Воинский коллектив: динамика отношений / В. Ф. Перевалов. М.: Воениздат, 1991. — 111 с. — ISBN 5−203−751−9.
- Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания : практикум по геш-тальттерапии / Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гудмэн. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с. — (Классики зарубежной психологии). — ISBN 5−88 230−009−6.
- Петровская, JI. А. Компетентность общения / JI. А. Петровская. -М.: МГУ, 1989. 216 с. — ISBN 5−211−225−3.
- Петровская, JI. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1982. — 255 с.
- Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности: учеб. пособие/ В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -509 с. — ISBN 5−85 880−188−9.
- Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255с. — (Над чем работают, о чём спорят философы).
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды : Психология интеллекта. Генезис числа и ребёнка. Логика и психология: пер. с фр. / Ж Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Пименов, В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат / В. В. Пименов // Этнология: учебник для вузов / ред. Г. Е. Марков, В. В. Пименов. М.: Наука, 1994. — С. 5−14.
- Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Платонов, Ю. П. Этническая социальная психология : учеб. пособие / Ю. П. Платонов, JI. Г. Почебут. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1993. — 109 с.-ISBN5−87 403−010−7.
- Пляшкевич, В. И. Воспитание воинов в духе дружбы народов / В. И. Пляшкевич. М.: Воениздат, 1973. — 129 с.: ил.
- Поляков, С. Д. Технологии воспитания : учеб.-метод. пособие / С. Д. Поляков. М.: ВЛАДОС, 2002. — 144с. — ISBN 5−691−781−5.
- Понкин, И. В. Светское образование: основные понятия / И. В. Понкин // Образование. 2003. — 4. — С. 9−38.
- Поршнев, Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1973. — 151 с.
- Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика/ред. В. В. Столин, А. А. Шмелев. М.: МГУ, 1984. — 151 с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / сост. Л. И. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. — ред. А. А. Крылов. Л.: ЛГУ, 1990. — 272 с.: ил. — ISBN 5−288−375−0.
- Пригожин, А. И. Организация: системы и люди: эффективность трудовых организаций в социалистическом обществе / А. И. Пригожин. М.: Политиздат, 1983. — 176 с.
- Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа: сборник / ред. Л. Г. Дикая — Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. — 358 с.: ил. — ISBN 5−201−2 321−5.
- Проблемы общего и профессионального развития личности в современных условиях: сб. тр. участников Всерос. науч.-практ. конф., г. Ульяновск, 20−22 апреля 2000 г. М. — Ульяновск: УлГУ, 2000. — 269 с. — ISBN ПР0-РАЗ-ОО.
- Программа воспитательной работы^школы на 2006−2008 учебный' год / Гос. общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа 559 Выборгского района Санкт-Петербурга». СПб., 2006.
- Профессионализм педагогического труда в вузе: учеб. пособие / ред. В. И. Жуков, Н. И. Калаков, Л. Г. Лаптев. М.: Союз — Ульяновск: УлГУ, 2006. — 455 с. — ISBN S-8309−0021−1.
- Психологический словарь / ред. В: П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. -2-е изд., перераб. М.: Педагогика-Пресс, 1999.^ - 440 с. — ISBN 5−7155−0720−0:
- Психология: словарь / ред. А. В. Петровский, М: Г. Ярошевский. -М: Политиздат, 1990. 494 с. — ISBN 5−250−364−8.
- Развитие личности ребенка в общности и коллективе: опыт, проблемы, перспективы: материалы’Всерос. науч.-практической конф. / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова, — сост. Д. В. Григорьев. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002. — 204 с.
- Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е. Н. Резников — РАН, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. — 159 с.: ил., табл. — ISBN 978−5-9270−0117−0.
- Резникова, И. Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона : автореф. дис. + канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Б. Резникова. Владикавказ, 2007. — 22 с.
- Римаренко, Ю. Конфликтология межэтнических отношений / Ю. Римаренко // Социально-гуманитарные знания- 1999. — 4. — С. 135−147.
- Риэрдон, Б. Э. Толерантность путь к миру : пер. с англ. / Б. Э. Ри-эрдон — Междунар. благотворительный фонд им. Д. С. Лихачёва. — М.: Бон-фи, 2001. — 303 с. — (Толерантность: объединяем усилия). — ISBNP-ТОЛ-ДОР-О!
- Роджерс, К. Р. Становление личности: взгляд на психотерапию: пер. с англ. / К. Р. Роджерс. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с. — ISBN 5−1 004 150−2-1.
- Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников : учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков, JI. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. — 192 с. — ISBN 5−92 850 303−2 5000.
- Романова, Е. С. Психология профессионального становления личности / Е. С. Романова. М.: МГУ, 1992. — 130 с.
- Романова, О. JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков : автореф. дис. + канд. психол. наук / О. JI. Романова. М., 1994. — 22 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2: М-Я / ред. В. В. Давыдов, А. П. Горкин. М.: БРЭ, 1999. — 672 с.: ил. — ISBN 5−85 270 286−2.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн — АПН СССР, Ин-т психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рудестам, К. Э. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы: теория и практика: пер. с англ. / К. Э. Рудестам. М.: Прогресс: Универс, 1993. — 368 с. — ISBN 5−01−4 123−5.
- Сабуров, Е. Ф. Школа и свобода / Е. Ф. Сабуров. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. — 110 с. — (Исследования фонда «Либеральная миссия»).
- Семёнов, Ю. Этносы, нации, расы Электронный ресурс. / Ю. Семёнов. Электрон, дан. — Режим доступа: http.7/scepsis.ru/1 ibrary/id75 .html
- Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей / И. Г. Сенин. -Ярославль: НПЦ «Психодиагностика»: Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991. 97 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003. — 350 с. — ISBN 5−9268−0010−2.
- Ситников, А. П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации / А. П. Ситников. М.: РАУ, 1992. — 276 с.
- Скворцов, JI. В. Толерантность: иллюзии или средство спасения? / Л. В. Скворцов // Октябрь. 1997. — 3. — С. 140−143.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. Н. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с. — ISBN 5−9219−0031−1.
- Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е. С. Зенович. М.: Олимп: ACT, 1998. — 608 с. — ISBN 5−7390−0457−8.
- Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардакаев. М.: Академия, 2002. — 368 с. -ISBN 5−7695−0882−5.
- Словарь по этике / ред. А. А. Гусейнов, И. С. Кон. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 448 с. — ISBN 5−250−1 027-Х.
- Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — Минск: Харвест, 2005. — 976 с. — ISBN СЛО-ПСИ-2005.
- Собкин, В. С. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентации русских и еврейских подростков / В. С. Собкин // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника: труды по социологии образования. М.: ЦСО РАО, 1995. — Т. 3, вып. 4. — С. 6−63.
- Собольников, В. В. Практическая психология на службе общения / В. В. Собольников // Педагогический вестник. 1990. — 16. — С. 41−50.
- Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов / Н, М. Ланда и др. 4-е изд., стереотип. — М.: Рус. язык, 2001. — 740 с. — ISBN 5−20 002 826−4.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
- Соколов, В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социс. 2003. — 11. — С. 73−78.
- Соколов, М. Нищета толерантности / М. Соколов // Эксперт. -2006. 34. С. 140.
- Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова.- М.: Генезис, 2000. 106 с.: ил. — ISBN 5−85 297−021−2.
- Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У Солдатова. М.: Смысл, 1998. — 224 с. — ISBN 5−89 357−029−4.
- Сорокин, А. И. Партийно-политическая работа в Вооруженных силах СССР : учеб. пособие для высших военно-политических училищ / А. И. Сорокин. М.: Воениздат, 1989. — 408 с.
- Степанов, П. В. Воспитание толерантности у школьников : теория, методика, диагностика / П. В. Степанов. М.: АПК и ПРО, 2003. — 84 с.
- Степанов, П. В. Толерантный человек: как его воспитать? / П. В. Степанов//Народное образование. 2001. — 6. — С. 152−156.
- Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учебник для вузов / Т. Г. Сте-фаненко. М.: Акад. проект, 1999. — 320 с. — (Библиотека социальной психологии). — ISBN 5−201−2 323−1. — ISBN 5−8291−0028−2.
- Столин, В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности : автореф. дис. + д-ра психол. наук / В. В. Столин. М., 1985.-35 с.
- Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд. МГУ, 1983. — 285 с.
- Сухарев, А. В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию : учеб. пособие / А. В. Сухарев. М.: Гос. акад. славян, культуры, 2002. — 236 с. — ISBN 5−85 291−019−8.
- Сухарев, А. В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека : дис. + докт. психол. наук: 19.00.01 / А. В. Сухарев. М., 1998. — 352 с.
- Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Су-хомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Тавадов, Г. Т. Этнология : словарь-справочник / Г. Т. Тавадов. М.: Социал.-полит, журн., 1998. — 687 с.: табл.
- Талызина, Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1986. — 2. — С. 134 194.
- Теоретические проблемы психологии личности: сб. статей / отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1974. — 204 с.
- Темичева, Е. Толерантность как условие существования Электронный ресурс. / Е. Темичева Электрон, дан. — Режим доступа: http:// www. soc-otvet.ru.
- Тер-Аракельянц, А. В. Воспитание толерантности у учащихся в системе допрофесионального военного образования: дис. + канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Тер-Аракельянц. Ростов-на-Дону, 2001. — 206 с.
- Тишков, В. А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков. М.: Рус. мир, 1997. — 531 с. — ISBN 5−85 810−034−1.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика: сб. науч.-метод. статей / М-во образования Рос. Федерации, Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 367 с.
- Толерантность в обществе различий / ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов, JI. Ю. Зенкова. Екатеринбург: ИНО-Центр: УрМИОН, 2005. — 232 с. -ISBN 5−88 425−195−5 500.
- Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации — ред. А. А. Деркач. М.: РАГС, 2003. — 196 с.: ил., табл.
- Толстикова, А. А. К вопросу об этнической толерантности / А. А. Толстикова // Научно-технический вестник С.-Петерб. гос. ун-та информац. технологий, механики и оптики. 2006. — Вып. 24: Гуманитарные и экономические проблемы. — С. 236−240.
- Трубина, JI. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия / JI. Трубина // Воспитание школьника. 2003. — 3. — С. 33−35.
- Трусов, В. П. Этнические стереотипы / В. П. Трусов, А. С. Филли-пов // Этническая психология / отв. ред. Н. Н. Андреева. М.: Ун-т Дружбы Народов, 1984. — С. 3−21.
- Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1961. — 241 с.
- Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер. М.: Идея-Пресс: Дом Интеллектуальной книги, 2000. — 160 с. — ISBN 5−7333−0019−1.
- Ушакова, В. Г. Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса : дис + канд. пед. наук: 13.00.02 / В. Г. Ушакова. М., 2006. — 160 с.
- Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988.-416с.
- Уэйн, К. Образование и толерантность / К. Уэйн // Высшее образование в Европе. 1997. — 2. — С. 16.
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы)» // Официальные документы в образовании. 2001. — 30. — С. 66−90.
- Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губ-ский, Г. В. Кораблёв, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2001. — 575 с. — ISBN 5−86 225−403-Х.
- Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе : психологические игры и упражнения / К. Фопель. М.: Генезис, 2003. — 336 с.
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / ред. И. В. Дубровина — Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — (Библиотека зарубежной психологии). — ISBN 5−01−1 606−0.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : в 2 т. Т. 2: пер. с нем. / X. Хекхаузен. М.: Наука, 1986. — 392 с.: ил.
- Хеффе, О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире / О. Хеффе // Философские науки. 1991. — 12. — С. 16−28.
- Хомяков, М. Б. Толерантность: парадоксальная ценность / М. Б. Хомяков // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. — Т. 6, 4. -С. 98−112.
- Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты): толерантность и архитектоника эмоций / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. М.: ИНИОНРАН, 1996. — 250 с.
- Черникова, Т. В. Социально-психологическое содействие самоопределению личности на этапе ранней юности : автореф. дис. + канд. психол. наук / Т. В. Черникова. Ростов-на-Дону, 1998. — 28 с.
- Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М.: МГУ, 1977. — 160 с.
- Шадже, А. Ю. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России / А. Ю. Шадже, О. Н. Даменина // Социально-гуманитарные знания. 2003. — 5. — С. 228−242.
- Шадриков, В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков — АН СССР, Ин-т психологии. М.: Логос, 2007. — 191 с.: ил., табл. — ISBN 978−5-98 704−222−4.
- Шалин, В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: автореф. дис. + д-ра филос. наук / В. В. Шалин. Ростов-на-Дону, 2000. — 69 с.
- Шарапов, В. В. Межэтнические противоречия и проблема толерантности в межнациональных отношениях / В. В. Шарапов. Самара: На-уч.-техн. центр, 2005. — 434 с.: ил., табл. — ISBN 5−98 229−118−8.
- Шемякина, О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей : заметки историка о межгрупповой враждебности / О. Шемякина // Общественные науки и современность. 1994. — 4. — С. 105.
- Шихирев, П. Н. Современная социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / П. Н. Шихирев. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. -447 с. — ISBN 5−201−2 312−6. — ISBN 5−89 692−012−1. — ISBN 5−8291−0027−4.
- Шихирев, П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе / П. Н. Шихирев. М.: Наука, 1987. — 355 с.
- Шпет, Г. Г. Психология социального бытия : избр. психол. труды / Г. Г. Шпет. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 496 с.
- Психологи отечества. Избранные психологические труды в 70-ти томах). -ISBN 5−87 224−110−0.
- Шустова, JI. П. Формирование тендерной толерантности старшеклассников в специально созданных педагогических условиях : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. П. Шустова. Ульяновск, 2006. — 213 с.
- Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности / С. Д. Щеколдина. М.: Ось-89, 2004. — 80 с.
- Щуркова, Н. Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова, П. И. Арапова, И. В. Бабурова, JI. А. Кирсанова, О. Н. Лукашонок, Е. А. Осипова. М.: Новая школа, 1998. — 205 с.: ил. -ISBN 5−7301−0247−10.
- Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 1998. — 249 с.: ил., табл. — ISBN 5−93 134 003−3.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. — 344 с. — ISBN 5−01−4 479-Х.
- Этнопсихологические проблемы развития личности сб. науч. тр. / Азерб. гос. ун-т им. С. М. Кирова — ред. А. С. Байрамов. Баку: АзГУ, 1985. -140 с.
- Berry, J. W. Cross-cultural psychology: research and applications / J. W. Berry, Y. H. Poortinga, M. H. Segall, P. R. Dasen. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992. — P. 34−37.
- Phinney, J. Ethnic identity in adolescents and adults Review of research / J. Phinney // Psychological Bulletin. 1990. — Vol. 108(3). — P. 499−514.
- Tajfel, H. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of intergroup relations / ed. by S. Worchel, W. G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. — P. 7−24.