Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе
Диссертация
Эффективность предложенной модели обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, нацеленными на усиление политехнической направленности процесса подготовки студентов с учетом их личностных качеств, оптимизацию учебного процесса на основе интеграции дисциплин естественно-научного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 1. 1. Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства как педагогическая проблема
- 1. 2. Содержательные компоненты технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства
- 1. 3. Структурно-содержательная модель формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 2. 1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы
- 2. 2. Методические аспекты реализации модели формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства
- 2. 3. Анализ результатов и
- выводы экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1990. — 335 с.
- Аванесов, B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе /B.C. Аванесов. М., 1988. — 193 с.
- Агафонцев, В.В. Школьный предмет «Технология» как «зеркало» современных высоких технологий / В. В. Агафонцев // Технологическое образование в школе и ВУЗе: материалы всерос. науч.-практ. конф. Mill У, М.: Изд-во Апарт, 2006. — 405с.
- Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач /Г.С. Альтшуллер. М.: Советское радио, 1979.-184 с.
- Андреев, A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. 2005. № 4. С. 19−27.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, унта, 1988.-236 с.
- Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд /В.И. Андреев. Казань, 2000. — 600 с.
- Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: автореф.. канд. пед. наук / Ю. И. Аскерко. Магнитогорск, 2007. — 19 с.
- Атутов, П.Р. Концепция политехнического образования в. современных условиях / П. Р. Атутов // Педагогика. 1999. — № 2, — С. 17−20.
- Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание, управление / В. Г. Афанасьев, М.: ИПЛ, 1981.-432 с.
- Ахияров, К.Ш. Технологическая подготовка школьников / К.Ш. Ахия-ров. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. — 256 с.
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1987.- 256 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Багишаев, З.А. Стратегия развития российского образования: монография / З. А. Багишаев. М.: Наука, 2003. — 310 с.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко //ВВШ, 2004.- № 11.- С. 3−13.
- Банько, H.A. Формирование профессионально-педагогической компетентности инженера: дис.. канд. пед .наук / H.A. Банько. Волгоград, 2002.- 203с.
- Батищев, Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности. Деятельность: Теории. Методология. Проблемы / Г. С. Батищев. М.: Политиздат, 1990. — С. 21−34.
- Белоновская, И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса: дис.. д-ра. пед. наук / И. Д. Белоновская Оренбург., 2006. -457с.
- Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография / В. А. Беликов. Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1995. -141 с.
- Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапов, Л. А. Савинков -М.: Владос, 2008.-394 с.
- Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Белкин, A.C. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекции / A.C. Белкин. Екатеринбург, 1996.
- Берулава, М. Н Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. -М.: Педагогика, 1993. 172 с.
- Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод, пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 244 с.
- Бизяева, A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис.. канд. психол. Наук A.A. Бизяева. СПб., 1993. — 186 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973.- 146 с.
- Бобриков, В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического образования: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Бобриков. Кемерово, 2003.-458 с.
- Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981. -96 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. / Л. И. Божевич М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003 -№ 10.-С. 8−14.
- Борисов, П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Высшее образование сего-дня.-2002.-№ 2.- С.58−61.
- Брушлинский, A.B. Психология мышления и кибернетика / A.B. Бруш-линский. М.: Мысль, 1970. — 212 с.
- Булавенко, O.A. Психолого-педагогические условия формирования технического мышления у будущих учителей технологии и предпринимательства: дис.. канд. пед. наук / O.A. Булавенко. Брянск, 1999. — 227 с.
- Ванганди, А.Б. 108 путей к блестящей идее: пер. с англ. / А. Б. Ванганди. Минск: Попурри, 1996. — 224 с.
- Валеев, A.C. Профессиональное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности: дис.. д-ра пед. наук / A.C. Валеев. Магнитогорск, 2009. — 425 с.
- Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис. .д-ра. пед. наук. / Ю. И. Варданян.- М., 1998. 29 с.
- Введенский, В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. П. Введенский // Педагогика. 2003.- № 10.- С. 51−55
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие /A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.- 207с.
- Вербицкий, A.A., Ларионова, О.Г. Гуманизация, компетентность, контекст поиски оснований интеграции / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова // Вестник высшей школы. — 20O6. — № 5. — С. 19−25.
- Вопросы педагогики профессионального образования / Под ред. В. Лан-ге. М.: Знание, 1965. — 118 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский М: Педагогика. 1982.
- Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин. -М: Изд-во МГУ, 1968. 135 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершун-ский //Педагогика. 1997. — 124 с.
- Горохов, В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин: монография / В. Г. Горохов. М.: Высш. шк., 1984. — 112 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «30 600 — технология и предпринимательство» (квалификация учитель технологии и предпринимательства) М.: Министерство образования РФ, 2000. — 21 с.
- Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К.А. Крас-нянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
- Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000.- 195 с.
- Давыденко, Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис.. д-ра пед. наук / Т. М. Давыденко. М., 1996. — 405 с.
- Давыдов, В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей / В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 1999.-№ 3. — С. 76−84. '
- Дахин, A.JI. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / A.JI. Дахин //Народное образование. 2004. — № 4. С. 131−136.
- Дорошкевич, A.M. Совершенствование обучения и воспитания в высшей школе индустриально-педагогического профиля / A.M. Дорошкевич. — М.: Изд-во МПГИ им. Ленина, 1983. 74 с.
- Есипович, К.Б. Подготовка студентов к управлению учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе как средство формирования их социальной активности К.Б. Есипович. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-95 с.
- Зверева, Н.М. Методологическое знание в содержании образования / Н. М. Зверева, А. А. Касьян// Педагогика. 1993. — № 1. — С. 9−14.
- Зеер, Э.Ф. Диагностика профессионально важных качеств личности инженера-педагога / Э. Ф. Зеер // Психологическая диагностика в инженерно-педагогическом вузе: сб. науч. тр. СИПИ. Свердловск, 1989. С. 3−15.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 1998.- 126 е., с. 13.
- Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
- Зеер, Э.Ф. Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских как средство формирования конструкторских знаний и умений: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. / Э. Ф. Зеер.- М., 1970. 19 с.
- Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, поня тия, инструментарий: учебно-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
- Иванов, П.И. О конструктивно-техническом мышлении и его активизации в процессе трудового обучения: тез. докл. на межвуз. конф. / под ред. П. И. Иванов. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1964.- 211 с.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М.- Белгород, 1993. -219 с.
- Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т. Е. Исаева //Педагогика. 2006. -№ 9.-С.9- 13.
- Калинин, В.И. В помощь конструктору-станкостроителю / В. И. Калинин, В. П. Никифоров, И. Я. Аникеев и др. М.: Машиностроение, 1983. — 288 с.
- Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. М., 1983. — 168 с.
- Капица, П.Л. Физика, математика, астрономия / П. Л. Капица. М.: Знание, 1966.-386 с.
- Карпенко, О.М. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании / О. М. Карпенко, О. И. Лукьяненко, Л. И. Денисович // Инновации в образовании. 2004. — № 6. — С. 5−12.
- Качалова, Л.Л. Теория и практика интеграции психолого-педагогаческих знаний будущего учителя: монография / Л. Л. Качалова. Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999. -172 с.
- Качнев, В.И. Теория и практика формирования и развития у школьников конструкторских знаний и умений: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. И. Кечнев. -Казань, 1982.-43 с.
- Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике / Б. М. Кедров. М.: Молодая гвардия, 1987. — 192с.
- Кириллов, В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: дис.. д-ра пед. наук / В. К. Кириллов. М., 1990. — 419 с.
- Кириченко, И.В. Межпредметные связи как фактор повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов вузов: дис.. канд. пед. наук / И. В. Кириченко. -Магнитогорск, 2004.-166 с.
- Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е. А. Климов М., 2003.-320 с.
- Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
- Климова, Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя : дис. .д-ра пед. наук / Т. Е. Климова. Оренбург, 2001. — 328 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений, 2-е изд., стер./ Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. -176 с.
- Конаржевский, Ю. А Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 133 с.
- Кондаков, И.М. Психологический словарь / И. М. Кондаков. М, 2000. -345 с.
- Кондратьева, C.B., Совершенствование рефлексивных умений студентов педвуза в процессе подготовки их к профессиональной педагогической деятельности / C.B. Кондратьева, В. А. Кривошеев // Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. — 234 с.
- Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: СПбГУПМ, 1999.- 242 с.
- Краевский, В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В. В. Краевский // Вопросы философии. 2009.- № 3. -с. 77−82.
- Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студентов выс. и ср. уч. заведений / Г. И. Кругликов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. -. М.: Педагогика, 1975. 302 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Рыбинск: Междунар. акад. Акмеологич. наук науч.-исслед. ин-та профтехобразования, 1993. — 54 с.
- Кыверялг, A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Ларионова, Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза : монография / Г. А. Ларионова. Челябинск, 2004.
- Левитан, K.M. Личность педагога: становление и развитие / K.M. Левитан. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 29 с.
- Левковская, Я.В. Формирование профессиональной компетентности будущих переводчиков на основе акмиологического подхода : автореф. дис. .канд. пед. наук/Я.В. Левковская. -Магнитогорск, 2006. -23с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Лейчик, В.М. Лексические проблемы терминологии и научно-технический перевод / В. М. Лейчик, С. Д. Шелов М.: ВЦП, 1989. — 172 с.
- Ленк, X. Размышления о современной технике / под ред. B.C. Стёпина. -М.: Аспект-Пресс, 1996. 183 с.
- Лернер, И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер. М.: Наука, 1969. — 203 с.
- Литова, З.А. Технология и творчество / З. А. Литова // Технологическое образование в школе и ВУЗе: материалы всерос. науч.-практ. конф. МШУ, М.: Изд-во Апарт, 2006. — 405с.
- Максимова, В. Н Межпредметные связи в процессе обучения. М: Просвещение, 1988.-192 с.
- Малая Советская Энциклопедия: т. 5. М.: БСЭ, 1959 г.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. — 303с.
- Марченко, A.B. Образовательная область «Технология», проблемы и перспективы / A.B. Марченко // Образование в современной школе. 2000. -№ 9.-С. 15−21.
- Марченко, Л.А. Интеграция как фактор управления развитием муниципальной образовательной системы: дис.. канд. пед. наук / Л. А. Марченко. -Оренбург, 2003.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-352 с.
- Матюшкин, A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы / A.M. Матюшкин. М.: Высш. шк., 1977. — 211 с.
- Матюшкин, A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики / A.M. Матюшкин. М.: Шк.-Пресс, 1993. — 128 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение/ М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. — Н. Новгород: НИМБ, 2004.-526 с.
- Менчинская, H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников: избр. психол. труды / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
- Методические рекомендации по модульно-рейтинговой организации учебного процесса / под ред. В. Ф. Любичевой, О. Ю. Елькиной. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2008. — 34 с.
- Мусин, Ш. Р. Анализ формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства на основе системного подхода / A.C. Валеев, Ш. Р. Мусин, Ф. З. Хисаметдинов // Сибирский педагогический журнал. 2009. — № 5. — С. 54−68.
- Мусин, Ш. Р. Методические аспекты формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства : учеб.-метод. пособие / Ш. Р. Мусин, Т. У. Гильманов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. -80 с.
- Мусин, Ш. Р. Металловедение. Металлы и сплавы в автомобилестроении: учеб. пособие / сост. Ш. Р. Мусин. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 80 с.
- Мусин, Ш. Р. Устройство автотранспортных средств: лабор. практикум / Ш. Р. Мусин Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — 119 с.
- Мэмфорд, JI. Миф машины. Техника в развитии человечества / JI. Мэм-форд. М.: Логос, 2001. — 128 с.
- Мэмфорд, Л. Миф машины / Л. Мэмфорд // Вестник МГУ. 1992.- № 1.
- Назаретов, А.П. Внутрипредметные связи: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. П. Назаретов. -М., 1997. -21 с.
- Найн, А .Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основым: монография / А .Я. Найн. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. — 328 с.
- Найн, А.Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1983. 72 с.
- Немов, P.C. Психология образования / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1994. — 496 с.
- Ниренберг, Д.И. Искусство творческого мышления: пер. с англ. / Д. И. Ниренберг. Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, вектор развития / A.M. Новиков. М.: Эгвест, 2000. — 272 с.
- Новицкий, П.В. Оценка погрешностей результатов измерений / П. В. Новицкий, И. А. Зограф.- Л.: Энергоатомиздат, 1991.
- Новоселова, С.И. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера на основе единства теории и практики обучения: дис.. канд. пед. наук / С. И. Новоселова. Тобольск, 2003. — 210 с.
- Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения информационных технологий обучения: монография / П. И. Образцов. -Орел, 2000. 320 с.
- Овечкин, В.П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ / В. П. Овечкин В.Д. Симоненко. -Брянск: БГГГУ, 1998.-31с.
- Овчинников, В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности и развитие творческого потенциала субъекта труда: автореф. дис.. д-ра филос. наук. / Ф. В. Овчинников. М., 1982. — 361 с.
- Огурцов, А.П. Личностно-ориентированное образование /А.П. Огурцов //Вопросы философии. 1995. -№ 11. -С. 21−23.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1977. -846 с.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения: пер. с польск. / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
- Оринина, Л.В. Формирование гражданской компетенции студентов в условиях поликультурной образовательной среды университета: автореф. .канд. пед. наук/ Л. Ф. Оринина. -Магнитогорск, 2007.- 23с.
- Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: метод. пособие / М. И. Марьин (и др.). -М.: ВНИИПО, 1998. 117 с.
- Павлова, Л.В. Педагогические приемы организации личностно-ориен-тированной учебно-познавательной деятельности учащихся: дис. канд. пед. наук / Л. В. Павлова. Магнитогорск, 1998. — .143 с.
- Панчешникова, Л.М. О системном подходе в методических исследованиях / Л. М. Панчешникова // Советская педагогика. 1973. — № 4. — С. 37−44.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Перов, В.А. Лабораторно-практические работы по техническому труду: пособие для уч-ся / В. А. Перов. М.: Просвещение. 1983, — 96 с.
- Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровкий. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Половинкин, А.И. Методы инженерного творчества: учеб. пособие / А. И. Половинкин. Волгоград: ВПИ, 1984. — 365 с.
- Поляков, В.А. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки / В. А. Поляков, В. М. Казакевич, Ю. Е. Коробков // Школа и производство. 1994. -№ 2. — С. 2−9.
- Пономарев, JT.A. Психология творчества / JT.A. Пономарев. М.: Наука, 1976. -303 с.
- Практикум по общей теории статистики / под ред. H.H. Ряузова. М.: Статистика, 2000 г.
- Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / сост-ль и отв. редактор A.A. Радугин- науч. редактор Е. А. Кротков. М.: Центр, 2000.-256 с.
- Психология. Словарь / под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.-494 с.
- Радугин, A.A. Психология и педагогика / A.A. Радугин. М.: Центр, 1996. -332 с.
- Райцев, A.B. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / A.B. Райцев. Санкт-Петербург, 2004. — 309 с.
- Ракитов, А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России. / А. И. Ракитов // Вопросы философии. -2009.- № 9. С. 60 — 69.
- Романов, Е.В. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства: монография / Е. В. Романов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 88 с.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1958. — 147 с.
- Рубинштейн, C.JT. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000.- 720с.
- Рубинштейн, С.JT. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 648 с.
- Рудык, Д.Ф. Пути повышения эффективности лабораторных занятий по общетехническим дисциплинам по пед. вузах: автореф. .канд. пед. наук / Д. Ф. Рудык. Киев, 1983. — 16 с.
- Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г, Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
- Савва, Л.И. Социальная адаптация личности: методические рекомендации / Л. И. Савва, М. М. Врублевска. Магнитогорск: МаГУ, 1999. — 68 с.
- Садыкова, Д.М. Самостоятельная творческая работа студентов по дистанционной технологии обучения / Д. М, Садыкова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 12, С. 36−43.
- Сазонова, З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера : автореф. дис.. д-ра пед. наук / З. С. Сазонова. Казань, 2008. — 38 с.
- Сайгушев, H .Я. Рефликсивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис.. д-ра. пед. наук. / Н. Я. Сайгушев. -Магнитогорск, 2002. 383 с.
- Сенысо, Ю.В. Эволюция профессионального образа мира и педагога / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская // Педагогика. 2009. — № 2.- С.50−55.
- Селевко, Г. А. Компетентности и их классификация / Г. А. Селевко // Народное образование. 2004. -№ 4. — С. 137- 140.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
- Сергеев, А.Н. Педагогическая практика на технологическом факультете: Проблемы и пути их решения / А. Н. Сергеев. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -176 с.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков, B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. -М.: «Логос», 1999. 272 с.
- Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В. Д. Симоненко.-М.: БГПУ, 1998.-268 с.
- Синицына, Т.Н. Развитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей: дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Синицына. Оренбург, 2003. — 187 с.
- Скакун, В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: методич. пособие / В. А. Скакун. М.: Высшая школа, 1987. -272 с.
- Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1971. 205 с.
- Славская, К.А. Исследование мышления в советской педагогике / К. А. Славская. М.: Знание, 1966. — 147 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В.А. Сласте-нина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика творчества / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1 99 1 .-№ 1. — С. 147—149.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.- 159 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
- Слюсарь, С.И. Учебные книги по трудовому обучению (1927−1937гг.). Технологическое образование в школе и ВУЗе: / С. И. Слюсарь // Технологическое образование в школе и ВУЗе: материалы всерос. науч.-практ. конф. Ml JUL’У. M.: Изд-во Апарт, 2006. — 405с.
- Смирнова, Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Э. Е. Смирнова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136 с.
- Сорокин, С.С. Цифровые лаборатории в профориентированном обучении инженеров в комплексе «лицей-вуз» / С. С. Сорокин // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 9, — С. 57 — 60.
- Стайнов, Г. Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин: монография / Г. Н. Стайнов. М.: Педагогика-Пресс, 2002. 200 с.
- Степин В. С. Философия науки и техники / B.C. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Контакт-Альфа, 1995. — 384 с.
- Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педуч. по индустр.-пед. спец. / Ю. С. Столяров, Д. М. Комский и др. М.: Просвещение, 1989. -223 с.
- Сычкова, Н.В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета: дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Сычкова. Магнитогорск, 2002. — 354 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 344 с.
- Тамбиев, С.Г. Формирование технической компетенции у курсантов военно-инженерных вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Г. Тамбиев Челябинск., 2008.- 28 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур //.Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С.20−26.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961. — 536 с.
- Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. -М: НПО «Информ система», 1995. — 408 с.
- Тощенко, Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения / Ж.Т. Тощен-ко. М.: Мысль, 2005. 224 с.
- Тхоржевский, Д.А. Внедрение проблемного обучения на уроках труда / Д. А. Тхоржевский, В. Г. Гетта // Школа и производство. 1997. — № 4. — С. 610.
- Уметбаев, З.М. Теоретические основы педагогической техники: монография / З. М. Уметбаев. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 238 с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений // РАО- под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Нов. шк., 1995. — 464 с.
- Усманов, Г. А. Методические основы создания и использования малогабаритных лабораторных установок для проведения лабораторного практикума по курсу сопромата на ИПФ педвуза: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Усманов. М., 1983. — 176 с.
- Усова, A.B. Теория и практика развивающего обучения: учеб. пособие /
- A.B. Усова. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. — 39 с
- Усова, A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
- Ушачев, В.П. Творчество в системе образования: монография /
- B.П. Ушачев. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 1995.-219 с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Учпедгиз, 1939.-Т. 1.-102 с.
- Философия и методология науки: учеб. пособие для подготовки магистров и аспирантов всех спец./ под ред. С. В. Девятовой. -Часть I, — M.: SvR -Аргус, 1994.-304 с.
- Философская энциклопедия / под ред. А. П. Огурцова. М.: Сов. Эн-цикл., 1967. — Т.4. — С. 499−450.
- Философский энциклопедический словарь: 2-е изд. М.: Сов. Энцикл., 1989. — 815 с.
- Фридман, J1.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / JIM. Фридман. М., 1983.- 44 с.
- Хамитов, И.С. Формирование технологической культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. С. Хамитов. М., 2007. — 20 с.
- Хотунцев, IO.JI. совершенствования концепции и программ образовательной области «Технология»/ Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. — 2008. № 1. -С 35−39.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Чебышева, В.В. Психология трудового обучения / В. В. Чебышева. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
- Челышкова, М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей / М. Б. Челышкова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 32 с.
- Чешев, В.В. Специфика технического знания / В. В. Чешев // Вопросы философии. 1979. — № 4. — С. 11−18.
- Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997.- № 2. — С. 21−30.
- Шубас, М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс: Стиль мышления, картина мира, мировоззрение / М. Л. Шубас. Вильнюс: Минтис, 1982.- 173 с.
- Энгельмейер, П.К. Философия техники. Вып. 1- 4 / П. К. Энгельмейер. -М.: Образование, 1912.- 141 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин.191,1. M.: Наука, 1978.-390 с.
- Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов, — М.: Омега-Л, 2009 г.- 576 с.
- Якиманская, И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения / И. С. Якимнская. М.: Высшая школа, 1979. — 88 с.
- Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис.. д-ра. пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 402 с.
- Яценко, Л.В. Философские основания теории творчества и эвристики / Л. В. Яценко // Современные проблемы теории творчества: сб. науч. ст. / под ред. Г. Я. Буша. М.: НПО"Поиск", 1992. — С. 27−41.
- Cangelosi, J.S. Classroom management strategies: Gaining and maintaining students' cooperation. New York — London: Longman, 1988. — 304 p.
- Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund С Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol. VI.
- Stromquist, N. Education in a Globalized World / N. Stromquist. Oxford, 2002.
- Taro, Y. Elementary Sampling Theory // Englewood Cliffs. N. I.: Prentice. Hall, 1967. P. 398.