Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность предложенной модели обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, нацеленными на усиление политехнической направленности процесса подготовки студентов с учетом их личностных качеств, оптимизацию учебного процесса на основе интеграции дисциплин естественно-научного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 1. 1. Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства как педагогическая проблема
    • 1. 2. Содержательные компоненты технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства
    • 1. 3. Структурно-содержательная модель формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы
    • 2. 2. Методические аспекты реализации модели формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства
    • 2. 3. Анализ результатов и
  • выводы экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема нашего исследования заключается в определении путей повышения эффективности процесса формирования технической компетентности будущих учителей технологии предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Актуальность проблемы исследования обусловлена современной социальной и экономической действительностью, изменения в которой обуславливают направления модернизации системы образования России.

Развитие экономики на ближайшие годы предполагает разработку и внедрение прогрессивных инновационных технологий, требующих соответствующего кадрового обеспечения. Потребность общества в подготовке высокотехнологичных, компетентных специалистов технического профиля требует, в свою очередь, пересмотра системы общеобразовательного и профессионального образования.

Прогрессивные инновационные технологии, которым в нашей стране уделяется все большее внимание, можно создать лишь на основе собственных научно-технических проектов. Успешность этих технологий зависит от эффективности их инструментального (техника) и интеллектуального обеспечения — компетентного профессионала, создающего и обслуживающего эту технику.

В связи с этим, подрастающее поколение необходимо готовить к эффективному функционированию в условиях быстро развивающихся производств, адаптации к значительным и быстрым изменениям в техногенной среде, активному интегрированию в мировую экономику, которая все больше приобретает глобальные масштабы.

В подготовке будущих специалистов к изменениям в экономической структуре общества значительная роль отводится образовательной области «Технология». В связи с этим изменились и требования к будущему учителю технологии и предпринимательства. Деятельность современного учителя технологии и предпринимательства все более ориентируется на передачу учащимся элементов инженерно-технических знаний, умений и навыков, на подготовку их к умению добывать новые политехнические знания и использовать их на практике, что отвечает потребностям общества.

Содержание подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства должна являться отражением программы «Технология» в школе, отображать достижения фундаментальных, естественных и инженерных наук в высоких технологиях современного техногенного мира. Такое содержание является актуальным в условиях внедрения в производство более высоких, материалои энергосберегающих, наукоемких инновационных технологий.

Существующая практика организации обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства показывает, что усилению политехнической направленности обучения уделяется недостаточное внимание, уровень технических способностей выпускников не в полной мере соответствуют современным требованиям и потребностям общества, экономики, образовательной области «Технология» и самого выпускника.

Отдельным направлением в области профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузах посвящены работы Ю. И. Аскерко, П. Р. Атутова, К. Ш. Ахиярова, В. Н. Белоусова, O.A. Булавенко, A.C. Валеева, Г. И. Кругликова, В. П. Овечкина, В. А. Полякова, Е. В. Романова, А. Н. Сергеева, В. Д. Симоненко, И. С. Хамитова, Ю.Л. Хо-тунцева и других исследователей, в которых достаточно широко и разносторонне рассматриваются вопросы теории и методики технологического образования, формирования технологической культуры, информационной компетентности, графической компетентности, учебно-профессиональной деятельности, проектной деятельности, развития технического мышления и другие аспекты подготовки будущих специалистов.

Различные трактовки понятий «компетентность», компетенция" приводятся в исследованиях таких авторов, как В. И. Андреев, В. И. Байденко, A.A. Вербицкий, А. Н. Дахин, И. А Зимняя, Т. Е. Исаева. Н. В. Кузьмина,.

Г. А. Ларионова, A.K. Маркова, Т. В. Новиков, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова, Э. Шорт и др.

Понятие профессиональная компетентность разносторонне рассматривают в своих работах В. А. Болотов, Ю. И. Варданян, В. Н. Введенский, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, A.B. Райцев, Ю. Г. Татур, Б. А. Сазонов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, М. А. Чошанов и др.

О возрастающем интересе к проблеме формирования инженерно-технической компетентности будущих специалистов свидетельствуют исследования в области инженерно — технического образования таких авторов, как H.A. Банько, И. Д. Белоновская, В. Н. Бобрикова, Л. А. Борисова, A.B. Гришин, A.M. Дорошкевич, С. И. Новоселова, О. Н. Синицына, С. Г. Тамбиев, Ю. Г. Татур и др.

Таким образом, имеется достаточно обширная психолого-педагогическая, методологическая и научно-методическая база для выделения и решения проблемы нашего исследования — определения путей повышения эффективности процесса формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе. Вместе с тем проблема формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства не привлекла должного внимания со стороны педагогов-исследователей.

На основе анализа теории и практики в области профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства нами выделены противоречия, подтверждающие актуальность проблемы формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, между:

— значимостью формирования технической компетентности как необходимой и важной составляющей процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологи и предпринимательства и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;

— объективной потребностью общества, образовательной области «Технология» и самих будущих учителей технологии и предпринимательства в повышении качества их профессиональной подготовки в условиях быстрого развития техногенной среды и существующими традиционными недостаточно эффективными подходами к осуществлению этой подготовки,.

Принимая во внимание необходимость разрешения выделенных противоречий мы констатируем актуальность данной проблемы, ее недостаточную теоретическую и практическую разработанность, что обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе».

Цель исследования состоит в теоретической разработке теоретическом обосновании и экспериментальной проверке структурно-содержательной модели эффективного формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

Предмет исследования — содержание, структура и уровни сформиро-ванности технической компетентности будущих учителей технологии предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе.

В основу исследования положена гипотеза исследования, согласно которой эффективное формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства может быть обеспечено, если:

1) реализуется структурно-содержательная модель, включающая по-требностно-целевой, методологический, содержательно-методический, контрольно-оценочный и результативный компоненты;

2) в рамках структурно-содержательной модели реализуется следующий комплекс педагогических условий: усиление политехнической направленности процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательстваинтеграция дисциплин естественнонаучного и общетехнического циклов в процессе учебно-познавательной деятельности студентовразработка с учетом специфики специальности «Технология и предпринимательство» и внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства соответствующих учебно-методических комплексовактивное привлечение студентов к работе в творческо-технической лаборатории.

В соответствии с проблемой, гипотезой и целью нашего исследования нами выдвинуты следующие задачи:

1. На основе анализа теории и практики профессионального образования оценить состояние исследуемой проблемы формирования технической компетентности, уточнить ключевые понятия исследования.

2. Выявить сущностные особенности, структурные компоненты, содержательные характеристики технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства и определить особенности ее формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе.

3. Определить структуру и содержание компонентов модели формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе.

4. В рамках структурно-содержательной модели ввести педагогические условия формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.

5. Разработать и экспериментально апробировать методику реализации комплекса педагогических условий формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

1) общенаучные методологические подходы:

— личностно-ориентированный (Ю.К. Бабанский, Э. Ф. Зеер, K.M. Левитан, А. П. Огурцов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— деятельностный (Г.С. Батищев, В. А. Беликов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Овчинников, A.B. Петровский, П. И. Пидкасистый, Г. К. Селевко, и др.);

— системный (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. В. Захаров, Ю. А. Канаржевский, Л. М. Панчешникова, Э. Г. Юдин и др.);

— рефлексивный (A.A. Бизяева, Г. Г. Гранатов, Т. М. Давыденко, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, И. А Колесникова, C.B. Кондратьева, А. Я. Найн, Н. Я. Сайгушев, и др.);

— компетентностный (А.Л. Андреев, В. И. Байденко, В. А. Болотов, П. П. Борисов, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, О. М. Карпенко, А. К. Маркова, В. В. Сериков, В. Г. Рындак, A.B. Хуторской и др.);

2) исследования в области теории и практики:

— формирования инженерно-технической и технологической компетентности (И.Д. Белоновская, А. Н. Сергеев, О. Н. Синицына, С. Г. Тамбиев и др-);

— развития знаний, умений и навыков в процессе обучения (К.А. Абульханова-Славская, Т. Е. Климова, B.C. Леднёв, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, H.A. Менчинская, В. Оконь, М. Н. Скаткин, В. В. Чешев, З. С. Сазонова, Н. Ф. Талызина, A.B. Усова и др.);

— межпредметных и внутрипредметных связей (М.Н. Берулава, Л. Л. Качалова, В. К. Кириллов, И. В. Кириченко, А. П. Назаретов, В. Н. Максимова и др.);

— развития мышления и технического мышления в процессе обучения (A.B. Брушлинский, Г. Г. Гранатов, И. П. Калошина, Т. В. Кудрявцев, H.A. Менчинская, Б. М. Теплов, М. Л. Шубас, И. С. Якиманская и др.);

— формирования проектно — конструкторских способностей (Э.Ф. Зеер, В. И. Калинин, В. И. Качнев, Т. В. Кудрявцев, А. И. Половинкина, .В. А. Скакун и др.);

— развития творчества и технического творчества (Г.С. Альтшуллер,.

A.Б. Ванганди, И. Ф. Исаев, Б. М. Кедров, Д. М. Комский, И. Я. Лернер, Д. И. Ниренберг, Л. А. Понамарев, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, Ю. С. Столяров;

B.П. Ушачев, Л. В. Яценко и др.);

Избранная в соответствии с поставленными задачами теоретико-методологическая основа определила ход исследования.

Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе Си-байского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (СИБашГУ) и ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (МаГУ).

Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2010 годы. На каждом из них в зависимости от поставленных целей и задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2005;2006 гг.) изучалась научная литература, опыт работ образовательных учреждений по проблемевыявлялись противоречия между потребностями общества и возможностями подготовки в вузе и на их основе была выдвинута гипотеза, поставлены задачи исследованияуточнялись ключевые понятия исследованияуточнялась специфика структурных компонентов технической компетентности и на этой основе разрабатывалась диагностическая программа по определению наличного уровня сформированное&tradeтехнической компетентностипроводился констатирующий эксперимент и обсуждение его результатов на кафедрах «Общетехнические дисциплины» СИБашГУ и «Педагогика» МаГУ. Основными методами исследования на данном этапе выступали: анализ нормативно-правовых документов, учебно-программной документации, опыта подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства и опыта работы образовательной области «Технология» в школеанализ и синтез философской, психолого-педагогической, методической, технической и исторической литературы по теме исследованияпедагогический эксперимент, обобщение передового педагогического опыта, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование.

На втором этапе (2007;2009 гг.) разрабатывались и опробовались структурно-содержательная модель и методика реализации комплекса педагогических условийразрабатывался и проводился формирующий эксперимент в целях проверки гипотезы исследования. Основными методами исследования на данном этапе явились: анкетирование и тестирование студентов контрольной и экспериментальной групп, интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, поисковый и формирующий эксперимент, качественный анализ результатов исследования, методы математической и компьютерной обработки данных.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) проводилось теоретическое осмысление и интерпретация экспериментальных данныхсистематизированы и обобщены результаты исследованияизучались результаты опытно-экспериментальной работы путем сопоставления данных констатирующего и формирующего экспериментов, сформулированы основные выводыосуществлено оформление текста диссертационного исследования. Основные методы на данном этапе исследования — теоретический анализ, обобщение, систематизация экспериментального материала, методы качественной и количественной интерпретации полученных результатов, методы наглядного представления экспериментальных данных, математическая обработка данных с использованием компьютерной техники.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) разработана, теоретически обоснована структурно-содержательная модель формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, учитывающая структуру технической компетентности и особенности процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства;

2) в рамках модели определен комплекс педагогических условий эффективного формирования технической компетентности студентов, в основе которого лежит активная учебная деятельности студентов;

3) разработана методика реализации комплекса педагогических условий эффективного формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, определяющая цель, задачи, методы, формы и средства организации процесса их профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— на основе разработанной структурно-содержательной модели определены особенности реализации принципов системного, личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов применительно к рассматриваемому процессу, что способствует расширению сферы теоретико-методологических оснований проблемы формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства;

— расширено применительно к профессиональной подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе понятийный аппарат проблемы путем уточнения признаков понятий «техническая компетентность», «формирование технической компетентности», обоснования сущности и структурных компонентов технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, что вносит существенный вклад в теории профессионального педагогического образования.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке и использовании методических материалов, полученных в результате исследования (в том числе учебно-методическое пособие «Методические аспекты формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства») для формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства при их внедрении в учебный процесс;

— разработке и апробировании учебно-методических комплексов по дисциплинам «Технология конструкционных материалов», «Устройство автотранспортных средств», «Эксплуатация автотранспортных средств» и др., учитывающих специфику технических дисциплин, специальности «Технология и предпринимательство» и их специализаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность, структура и содержание технической компетентности, как необходимая и важная составляющая профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, включает мотиваци-онно-личностный (потребности личности к обладанию техническими спосбоностями, мотив к технической деятельности, интерес к технике и технологиям, личностные качества), когнитивно-технологический (технические знания, технические умения и навыки, технический язык, техническое мышление), креативно-рефлексивный (проектно-конструкторские способности, техническое творчество, рационализаторство, изобретательство, рефлексивные умения) блоки компонентов.

2. Структурно-содержательная модель формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства направлена на поэтапное решение проблемы исследования и представлена взаимосвязанными и взаимодополняющими компонентами: потребностно-целевой (потребности, цели и задачи), методологический (подходы и принципы), организационно-методический (содержание технической компетентностиэтапы, педагогические условия формирования технической компетентностиметоды, формы и средства реализации педагогических условий), контрольно-оценочный (критерии, показатели критериев и уровни сформированности технической компетентности), результативный (высокий уровень сформированности технической компетентности).

3. Эффективность предложенной модели обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, нацеленными на усиление политехнической направленности процесса подготовки студентов с учетом их личностных качеств, оптимизацию учебного процесса на основе интеграции дисциплин естественно-научного и общетехнического циклов, активное включение студентов в самостоятельную творческо-техническую деятельность в рамках творческо-технической лаборатории, повышение эффективности учебного процесса путем внедрения учебно-методических комплексов, разработанных с учетом специфики специальности «Технология и предпринимательство».

4. Методика реализации комплекса педагогических условий формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства включает совокупность взаимосвязанных форм, средств, методов обучения, обеспечивающих активизацию и интенсификацию учебно-познавательной творческо-технической деятельности студентов.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической основой рассматриваемой проблемы, соответствием реализованных подходов и методов исследования его объекту, предмету, цели и задачам, проверкой и подтверждением теоретических положений и гипотезы исследования в педагогическом эксперименте и успешным внедрением результатов исследования в практику подготовки будущих учителей технологии предпринимательства.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Сибайском институте (филиале) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», который стал основной экспериментальной базой, и ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет».

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (г. Екатеринбург, 2007), международной научно-методической конференции «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (г. Нижний Новгород, 2008), международной конференции по технологическому образованию школьников (г. Москва, 2008), региональной конференции «Неделя науки» (г. Уфа, 2007, 2009), региональной научной интерактивной конференции «Гуманизация образования в России» (г. Магнитогорск, 2008, 2010), международной научно-практической конференции «Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов» (г. Уфа, 2009) и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 221 источника отечественных и зарубежных авторов.

Результаты работы по решению проблемы нашего исследования позволяют нам сформулировать следующие основные выводы:

1. Проделанный анализ литературы, теории и практики профессионального образования позволил нам оценить состояние исследуемой проблемы формирования технической компетентности, уточнить ключевые понятия исследования, определить сущность технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.

2. В процессе исследования уточнена структура и содержание технической компетентности. На основе результатов проделанной работы были выделены мотивационно-личностный, когнитивно-технологический, креативно-рефлексивный блоки компонентов технической компетентности и создана педагогически адаптированная и структурно полная система ее формирования у студентов.

3. Исходя из выделенной структуры, процесс формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства мы представили в виде структурно-содержательной модели как совокупности потребностно-целевой (потребности, цели и задачи), методологический (подходы и принципы), организационно-методической (содержание технической компетентностиэтапы, педагогические условия формирования технической компетентностиметоды, формы и средства реализации педагогических условий) контрольно-оценочной (критерии, показатели критериев и уровни сформированное&tradeтехнической компетентности), результативной (высокий уровень сформированное&tradeтехнической компетентности) компонентов. Рассматривая формирование технической компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе как сложный и многоаспектный процесс, полноценное изучение которого не может осуществляться с одной точки зрения, мы использовали теоретико-методологические положения, лежащие на основе личностно-ориентированного, деятельностного, системного и компетентностного подходов. В качестве ведущих принципов выступали принцип научности, фундаментальности и прикладной направленности, наглядности, модульности, творческой активности обучаемых, связи теории с практикой, преемственности, последовательности и систематичности обучения.

4. Подтверждению гипотезы исследования способствовала в рамках структурно-содержательной модели реализация педагогических условий формирования технической компетентности студентов, каждое из которых играет определенную роль в решении проблемы в отдельности. В совокупности они представляют систему, выступая при этом в новом качестве, как взаимодополняющие элементы. В ходе работы разработана и апробирована методика реализации комплекса педагогических условий, которая вбирает в себя совокупность взаимосвязанных форм, методов и средств, способствующих оптимизации, активизации и интенсификации процесса эффективного решения проблемы исследования.

5. Для проверки гипотезы исследования был выделен комплекс критериев, характеризующих уровень технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства: мотивация на успешное прохождение процесса формирования технической компетентности студентов, рефлексия личностного ростакачество и уровень технических знаний и умений, уровень технического мышленияуровень развития проектно — конструкторских, изобретательских способностей, технического творчества, рефлексивных умений.

Диагностика результатов исследования подтвердила, что эффективность выделенных педагогических условий формирования технической компетентности студентов проявляется при их реализации в комплексе как системы. Обобщенные результаты опытно-экспериментальной работы с использованием выделенного нами, оценочно-критериального инструментария диагностики показали, что уровень сформированности технической компетентности у студентов экспериментальных групп устойчиво выше, чем у студентов контрольной группы.

Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Определяя перспективу исследования, мы отмечаем, что выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы нашего исследования. В связи с этим, считаем наиболее приоритетными следующие направления для исследования: совершенствование системы формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства с учетом особенностей их учебно-профессиональной и учебно-исследовательской деятельностиизучение и отслеживание развития технических способностей школьников в зависимости от уровня технической компетентности учителя образовательной области «Технология».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании рассмотрена и доказана актуальная в теоретическом и практическом плане проблема, связанная с разработкой и реализацией оптимальных условий формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Проделанный анализ по теме исследования позволило нам выявить, что данная проблема не разработана, довольно широкий круг вопросов нуждается в теоретическом осмыслении, в поиске оптимальных продуктивных способов их решения.

Необходимость решения проблемы формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства потребовала пересмотра содержания и структуры их подготовки в соответствии с выделенными потребностями на основе подробного анализа философской, психолого-педагогической, методической, технической и исторической литературы по теме исследования. .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1990. — 335 с.
  2. , B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе /B.C. Аванесов. М., 1988. — 193 с.
  3. , В.В. Школьный предмет «Технология» как «зеркало» современных высоких технологий / В. В. Агафонцев // Технологическое образование в школе и ВУЗе: материалы всерос. науч.-практ. конф. Mill У, М.: Изд-во Апарт, 2006. — 405с.
  4. , Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач /Г.С. Альтшуллер. М.: Советское радио, 1979.-184 с.
  5. , A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. 2005. № 4. С. 19−27.
  6. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, унта, 1988.-236 с.
  7. , В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд /В.И. Андреев. Казань, 2000. — 600 с.
  8. , Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: автореф.. канд. пед. наук / Ю. И. Аскерко. Магнитогорск, 2007. — 19 с.
  9. , П.Р. Концепция политехнического образования в. современных условиях / П. Р. Атутов // Педагогика. 1999. — № 2, — С. 17−20.
  10. , В.Г. Общество: системность, познание, управление / В. Г. Афанасьев, М.: ИПЛ, 1981.-432 с.
  11. , К.Ш. Технологическая подготовка школьников / К.Ш. Ахия-ров. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. — 256 с.
  12. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1987.- 256 с.
  13. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  14. , З.А. Стратегия развития российского образования: монография / З. А. Багишаев. М.: Наука, 2003. — 310 с.
  15. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко //ВВШ, 2004.- № 11.- С. 3−13.
  16. , H.A. Формирование профессионально-педагогической компетентности инженера: дис.. канд. пед .наук / H.A. Банько. Волгоград, 2002.- 203с.
  17. , Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности. Деятельность: Теории. Методология. Проблемы / Г. С. Батищев. М.: Политиздат, 1990. — С. 21−34.
  18. , И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса: дис.. д-ра. пед. наук / И. Д. Белоновская Оренбург., 2006. -457с.
  19. , В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография / В. А. Беликов. Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1995. -141 с.
  20. , В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапов, Л. А. Савинков -М.: Владос, 2008.-394 с.
  21. , В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  22. , A.C. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекции / A.C. Белкин. Екатеринбург, 1996.
  23. Берулава, М. Н Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. -М.: Педагогика, 1993. 172 с.
  24. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод, пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 244 с.
  25. , A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис.. канд. психол. Наук A.A. Бизяева. СПб., 1993. — 186 с.
  26. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973.- 146 с.
  27. , В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического образования: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Бобриков. Кемерово, 2003.-458 с.
  28. , Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981. -96 с.
  29. , Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. / Л. И. Божевич М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  30. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003 -№ 10.-С. 8−14.
  31. , П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Высшее образование сего-дня.-2002.-№ 2.- С.58−61.
  32. , A.B. Психология мышления и кибернетика / A.B. Бруш-линский. М.: Мысль, 1970. — 212 с.
  33. , O.A. Психолого-педагогические условия формирования технического мышления у будущих учителей технологии и предпринимательства: дис.. канд. пед. наук / O.A. Булавенко. Брянск, 1999. — 227 с.
  34. , А.Б. 108 путей к блестящей идее: пер. с англ. / А. Б. Ванганди. Минск: Попурри, 1996. — 224 с.
  35. , A.C. Профессиональное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности: дис.. д-ра пед. наук / A.C. Валеев. Магнитогорск, 2009. — 425 с.
  36. , Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис. .д-ра. пед. наук. / Ю. И. Варданян.- М., 1998. 29 с.
  37. , В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. П. Введенский // Педагогика. 2003.- № 10.- С. 51−55
  38. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие /A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.- 207с.
  39. , A.A., Ларионова, О.Г. Гуманизация, компетентность, контекст поиски оснований интеграции / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова // Вестник высшей школы. — 20O6. — № 5. — С. 19−25.
  40. Вопросы педагогики профессионального образования / Под ред. В. Лан-ге. М.: Знание, 1965. — 118 с.
  41. , Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский М: Педагогика. 1982.
  42. , П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин. -М: Изд-во МГУ, 1968. 135 с.
  43. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершун-ский //Педагогика. 1997. — 124 с.
  44. , В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин: монография / В. Г. Горохов. М.: Высш. шк., 1984. — 112 с.
  45. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «30 600 — технология и предпринимательство» (квалификация учитель технологии и предпринимательства) М.: Министерство образования РФ, 2000. — 21 с.
  46. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К.А. Крас-нянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  47. , Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000.- 195 с.
  48. , Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис.. д-ра пед. наук / Т. М. Давыденко. М., 1996. — 405 с.
  49. , В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей / В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 1999.-№ 3. — С. 76−84. '
  50. , A.JI. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / A.JI. Дахин //Народное образование. 2004. — № 4. С. 131−136.
  51. , A.M. Совершенствование обучения и воспитания в высшей школе индустриально-педагогического профиля / A.M. Дорошкевич. — М.: Изд-во МПГИ им. Ленина, 1983. 74 с.
  52. , К.Б. Подготовка студентов к управлению учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе как средство формирования их социальной активности К.Б. Есипович. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-95 с.
  53. , Н.М. Методологическое знание в содержании образования / Н. М. Зверева, А. А. Касьян// Педагогика. 1993. — № 1. — С. 9−14.
  54. , Э.Ф. Диагностика профессионально важных качеств личности инженера-педагога / Э. Ф. Зеер // Психологическая диагностика в инженерно-педагогическом вузе: сб. науч. тр. СИПИ. Свердловск, 1989. С. 3−15.
  55. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 1998.- 126 е., с. 13.
  56. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
  57. , Э.Ф. Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских как средство формирования конструкторских знаний и умений: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. / Э. Ф. Зеер.- М., 1970. 19 с.
  58. , В.П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  59. , Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, поня тия, инструментарий: учебно-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
  60. , П.И. О конструктивно-техническом мышлении и его активизации в процессе трудового обучения: тез. докл. на межвуз. конф. / под ред. П. И. Иванов. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1964.- 211 с.
  61. , И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М.- Белгород, 1993. -219 с.
  62. , Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т. Е. Исаева //Педагогика. 2006. -№ 9.-С.9- 13.
  63. , В.И. В помощь конструктору-станкостроителю / В. И. Калинин, В. П. Никифоров, И. Я. Аникеев и др. М.: Машиностроение, 1983. — 288 с.
  64. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. М., 1983. — 168 с.
  65. , П.Л. Физика, математика, астрономия / П. Л. Капица. М.: Знание, 1966.-386 с.
  66. , О.М. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании / О. М. Карпенко, О. И. Лукьяненко, Л. И. Денисович // Инновации в образовании. 2004. — № 6. — С. 5−12.
  67. , Л.Л. Теория и практика интеграции психолого-педагогаческих знаний будущего учителя: монография / Л. Л. Качалова. Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999. -172 с.
  68. , В.И. Теория и практика формирования и развития у школьников конструкторских знаний и умений: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. И. Кечнев. -Казань, 1982.-43 с.
  69. , Б.М. О творчестве в науке и технике / Б. М. Кедров. М.: Молодая гвардия, 1987. — 192с.
  70. , В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: дис.. д-ра пед. наук / В. К. Кириллов. М., 1990. — 419 с.
  71. , И.В. Межпредметные связи как фактор повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов вузов: дис.. канд. пед. наук / И. В. Кириченко. -Магнитогорск, 2004.-166 с.
  72. , Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е. А. Климов М., 2003.-320 с.
  73. , Т.Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
  74. , Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя : дис. .д-ра пед. наук / Т. Е. Климова. Оренбург, 2001. — 328 с.
  75. , Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений, 2-е изд., стер./ Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. -176 с.
  76. Конаржевский, Ю. А Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 133 с.
  77. , И.М. Психологический словарь / И. М. Кондаков. М, 2000. -345 с.
  78. , C.B., Совершенствование рефлексивных умений студентов педвуза в процессе подготовки их к профессиональной педагогической деятельности / C.B. Кондратьева, В. А. Кривошеев // Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. — 234 с.
  79. , И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: СПбГУПМ, 1999.- 242 с.
  80. , В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В. В. Краевский // Вопросы философии. 2009.- № 3. -с. 77−82.
  81. , Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студентов выс. и ср. уч. заведений / Г. И. Кругликов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  82. , Т.В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. -. М.: Педагогика, 1975. 302 с.
  83. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
  84. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Рыбинск: Междунар. акад. Акмеологич. наук науч.-исслед. ин-та профтехобразования, 1993. — 54 с.
  85. , A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  86. , Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза : монография / Г. А. Ларионова. Челябинск, 2004.
  87. , K.M. Личность педагога: становление и развитие / K.M. Левитан. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 29 с.
  88. , Я.В. Формирование профессиональной компетентности будущих переводчиков на основе акмиологического подхода : автореф. дис. .канд. пед. наук/Я.В. Левковская. -Магнитогорск, 2006. -23с.
  89. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  90. , В.М. Лексические проблемы терминологии и научно-технический перевод / В. М. Лейчик, С. Д. Шелов М.: ВЦП, 1989. — 172 с.
  91. , X. Размышления о современной технике / под ред. B.C. Стёпина. -М.: Аспект-Пресс, 1996. 183 с.
  92. , И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер. М.: Наука, 1969. — 203 с.
  93. , З.А. Технология и творчество / З. А. Литова // Технологическое образование в школе и ВУЗе: материалы всерос. науч.-практ. конф. МШУ, М.: Изд-во Апарт, 2006. — 405с.
  94. Максимова, В. Н Межпредметные связи в процессе обучения. М: Просвещение, 1988.-192 с.
  95. Малая Советская Энциклопедия: т. 5. М.: БСЭ, 1959 г.
  96. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. — 303с.
  97. , A.B. Образовательная область «Технология», проблемы и перспективы / A.B. Марченко // Образование в современной школе. 2000. -№ 9.-С. 15−21.
  98. , Л.А. Интеграция как фактор управления развитием муниципальной образовательной системы: дис.. канд. пед. наук / Л. А. Марченко. -Оренбург, 2003.
  99. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  100. , A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы / A.M. Матюшкин. М.: Высш. шк., 1977. — 211 с.
  101. , A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики / A.M. Матюшкин. М.: Шк.-Пресс, 1993. — 128 с.
  102. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  103. , М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  104. , М.И. Проблемное обучение/ М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  105. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. — Н. Новгород: НИМБ, 2004.-526 с.
  106. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников: избр. психол. труды / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
  107. Методические рекомендации по модульно-рейтинговой организации учебного процесса / под ред. В. Ф. Любичевой, О. Ю. Елькиной. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2008. — 34 с.
  108. , Ш. Р. Анализ формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства на основе системного подхода / A.C. Валеев, Ш. Р. Мусин, Ф. З. Хисаметдинов // Сибирский педагогический журнал. 2009. — № 5. — С. 54−68.
  109. , Ш. Р. Методические аспекты формирования технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства : учеб.-метод. пособие / Ш. Р. Мусин, Т. У. Гильманов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. -80 с.
  110. , Ш. Р. Металловедение. Металлы и сплавы в автомобилестроении: учеб. пособие / сост. Ш. Р. Мусин. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 80 с.
  111. , Ш. Р. Устройство автотранспортных средств: лабор. практикум / Ш. Р. Мусин Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — 119 с.
  112. , JI. Миф машины. Техника в развитии человечества / JI. Мэм-форд. М.: Логос, 2001. — 128 с.
  113. , Л. Миф машины / Л. Мэмфорд // Вестник МГУ. 1992.- № 1.
  114. , А.П. Внутрипредметные связи: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. П. Назаретов. -М., 1997. -21 с.
  115. , А .Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основым: монография / А .Я. Найн. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. — 328 с.
  116. , А.Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1983. 72 с.
  117. , P.C. Психология образования / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1994. — 496 с.
  118. , Д.И. Искусство творческого мышления: пер. с англ. / Д. И. Ниренберг. Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
  119. , A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, вектор развития / A.M. Новиков. М.: Эгвест, 2000. — 272 с.
  120. , П.В. Оценка погрешностей результатов измерений / П. В. Новицкий, И. А. Зограф.- Л.: Энергоатомиздат, 1991.
  121. , С.И. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера на основе единства теории и практики обучения: дис.. канд. пед. наук / С. И. Новоселова. Тобольск, 2003. — 210 с.
  122. , П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения информационных технологий обучения: монография / П. И. Образцов. -Орел, 2000. 320 с.
  123. , В.П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ / В. П. Овечкин В.Д. Симоненко. -Брянск: БГГГУ, 1998.-31с.
  124. , В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности и развитие творческого потенциала субъекта труда: автореф. дис.. д-ра филос. наук. / Ф. В. Овчинников. М., 1982. — 361 с.
  125. , А.П. Личностно-ориентированное образование /А.П. Огурцов //Вопросы философии. 1995. -№ 11. -С. 21−23.
  126. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1977. -846 с.
  127. , В. Основы проблемного обучения: пер. с польск. / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  128. , Л.В. Формирование гражданской компетенции студентов в условиях поликультурной образовательной среды университета: автореф. .канд. пед. наук/ Л. Ф. Оринина. -Магнитогорск, 2007.- 23с.
  129. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: метод. пособие / М. И. Марьин (и др.). -М.: ВНИИПО, 1998. 117 с.
  130. , Л.В. Педагогические приемы организации личностно-ориен-тированной учебно-познавательной деятельности учащихся: дис. канд. пед. наук / Л. В. Павлова. Магнитогорск, 1998. — .143 с.
  131. , Л.М. О системном подходе в методических исследованиях / Л. М. Панчешникова // Советская педагогика. 1973. — № 4. — С. 37−44.
  132. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  133. , В.А. Лабораторно-практические работы по техническому труду: пособие для уч-ся / В. А. Перов. М.: Просвещение. 1983, — 96 с.
  134. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровкий. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  135. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  136. , А.И. Методы инженерного творчества: учеб. пособие / А. И. Половинкин. Волгоград: ВПИ, 1984. — 365 с.
  137. , В.А. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки / В. А. Поляков, В. М. Казакевич, Ю. Е. Коробков // Школа и производство. 1994. -№ 2. — С. 2−9.
  138. , JT.A. Психология творчества / JT.A. Пономарев. М.: Наука, 1976. -303 с.
  139. Практикум по общей теории статистики / под ред. H.H. Ряузова. М.: Статистика, 2000 г.
  140. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / сост-ль и отв. редактор A.A. Радугин- науч. редактор Е. А. Кротков. М.: Центр, 2000.-256 с.
  141. Психология. Словарь / под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  142. , A.A. Психология и педагогика / A.A. Радугин. М.: Центр, 1996. -332 с.
  143. , A.B. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / A.B. Райцев. Санкт-Петербург, 2004. — 309 с.
  144. , А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России. / А. И. Ракитов // Вопросы философии. -2009.- № 9. С. 60 — 69.
  145. , Е.В. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства: монография / Е. В. Романов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 88 с.
  146. , C.JI. О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1958. — 147 с.
  147. , C.JT. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000.- 720с.
  148. , С.JT. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 648 с.
  149. , Д.Ф. Пути повышения эффективности лабораторных занятий по общетехническим дисциплинам по пед. вузах: автореф. .канд. пед. наук / Д. Ф. Рудык. Киев, 1983. — 16 с.
  150. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г, Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  151. , Л.И. Социальная адаптация личности: методические рекомендации / Л. И. Савва, М. М. Врублевска. Магнитогорск: МаГУ, 1999. — 68 с.
  152. , Д.М. Самостоятельная творческая работа студентов по дистанционной технологии обучения / Д. М, Садыкова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 12, С. 36−43.
  153. , З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера : автореф. дис.. д-ра пед. наук / З. С. Сазонова. Казань, 2008. — 38 с.
  154. , H .Я. Рефликсивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис.. д-ра. пед. наук. / Н. Я. Сайгушев. -Магнитогорск, 2002. 383 с.
  155. , Ю.В. Эволюция профессионального образа мира и педагога / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская // Педагогика. 2009. — № 2.- С.50−55.
  156. , Г. А. Компетентности и их классификация / Г. А. Селевко // Народное образование. 2004. -№ 4. — С. 137- 140.
  157. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  158. , А.Н. Педагогическая практика на технологическом факультете: Проблемы и пути их решения / А. Н. Сергеев. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -176 с.
  159. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  160. , B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. -М.: «Логос», 1999. 272 с.
  161. , В.Д. Основы технологической культуры / В. Д. Симоненко.-М.: БГПУ, 1998.-268 с.
  162. , Т.Н. Развитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей: дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Синицына. Оренбург, 2003. — 187 с.
  163. , В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: методич. пособие / В. А. Скакун. М.: Высшая школа, 1987. -272 с.
  164. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1971. 205 с.
  165. , К.А. Исследование мышления в советской педагогике / К. А. Славская. М.: Знание, 1966. — 147 с.
  166. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В.А. Сласте-нина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  167. , В.А. Педагогика творчества / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1 99 1 .-№ 1. — С. 147—149.
  168. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.- 159 с.
  169. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
  170. , С.И. Учебные книги по трудовому обучению (1927−1937гг.). Технологическое образование в школе и ВУЗе: / С. И. Слюсарь // Технологическое образование в школе и ВУЗе: материалы всерос. науч.-практ. конф. Ml JUL’У. M.: Изд-во Апарт, 2006. — 405с.
  171. , Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Э. Е. Смирнова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136 с.
  172. , С.С. Цифровые лаборатории в профориентированном обучении инженеров в комплексе «лицей-вуз» / С. С. Сорокин // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 9, — С. 57 — 60.
  173. , Г. Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин: монография / Г. Н. Стайнов. М.: Педагогика-Пресс, 2002. 200 с.
  174. В. С. Философия науки и техники / B.C. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Контакт-Альфа, 1995. — 384 с.
  175. , Ю.С. Техническое творчество учащихся: учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педуч. по индустр.-пед. спец. / Ю. С. Столяров, Д. М. Комский и др. М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  176. , Н.В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета: дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Сычкова. Магнитогорск, 2002. — 354 с.
  177. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 344 с.
  178. , С.Г. Формирование технической компетенции у курсантов военно-инженерных вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Г. Тамбиев Челябинск., 2008.- 28 с.
  179. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур //.Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С.20−26.
  180. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
  181. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961. — 536 с.
  182. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. -М: НПО «Информ система», 1995. — 408 с.
  183. , Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения / Ж.Т. Тощен-ко. М.: Мысль, 2005. 224 с.
  184. , Д.А. Внедрение проблемного обучения на уроках труда / Д. А. Тхоржевский, В. Г. Гетта // Школа и производство. 1997. — № 4. — С. 610.
  185. , З.М. Теоретические основы педагогической техники: монография / З. М. Уметбаев. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 238 с.
  186. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений // РАО- под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Нов. шк., 1995. — 464 с.
  187. , Г. А. Методические основы создания и использования малогабаритных лабораторных установок для проведения лабораторного практикума по курсу сопромата на ИПФ педвуза: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Усманов. М., 1983. — 176 с.
  188. , A.B. Теория и практика развивающего обучения: учеб. пособие /
  189. A.B. Усова. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. — 39 с
  190. , A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  191. , В.П. Творчество в системе образования: монография /
  192. B.П. Ушачев. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 1995.-219 с.
  193. , К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Учпедгиз, 1939.-Т. 1.-102 с.
  194. Философия и методология науки: учеб. пособие для подготовки магистров и аспирантов всех спец./ под ред. С. В. Девятовой. -Часть I, — M.: SvR -Аргус, 1994.-304 с.
  195. Философская энциклопедия / под ред. А. П. Огурцова. М.: Сов. Эн-цикл., 1967. — Т.4. — С. 499−450.
  196. Философский энциклопедический словарь: 2-е изд. М.: Сов. Энцикл., 1989. — 815 с.
  197. Фридман, J1.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / JIM. Фридман. М., 1983.- 44 с.
  198. , И.С. Формирование технологической культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. С. Хамитов. М., 2007. — 20 с.
  199. , IO.JI. совершенствования концепции и программ образовательной области «Технология»/ Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. — 2008. № 1. -С 35−39.
  200. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  201. , В.В. Психология трудового обучения / В. В. Чебышева. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  202. , М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей / М. Б. Челышкова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 32 с.
  203. , В.В. Специфика технического знания / В. В. Чешев // Вопросы философии. 1979. — № 4. — С. 11−18.
  204. , М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997.- № 2. — С. 21−30.
  205. , М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс: Стиль мышления, картина мира, мировоззрение / М. Л. Шубас. Вильнюс: Минтис, 1982.- 173 с.
  206. , П.К. Философия техники. Вып. 1- 4 / П. К. Энгельмейер. -М.: Образование, 1912.- 141 с.
  207. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин.191,1. M.: Наука, 1978.-390 с.
  208. , В.А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов, — М.: Омега-Л, 2009 г.- 576 с.
  209. , И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения / И. С. Якимнская. М.: Высшая школа, 1979. — 88 с.
  210. , Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис.. д-ра. пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 402 с.
  211. , Л.В. Философские основания теории творчества и эвристики / Л. В. Яценко // Современные проблемы теории творчества: сб. науч. ст. / под ред. Г. Я. Буша. М.: НПО"Поиск", 1992. — С. 27−41.
  212. Cangelosi, J.S. Classroom management strategies: Gaining and maintaining students' cooperation. New York — London: Longman, 1988. — 304 p.
  213. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund С Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol. VI.
  214. Stromquist, N. Education in a Globalized World / N. Stromquist. Oxford, 2002.
  215. Taro, Y. Elementary Sampling Theory // Englewood Cliffs. N. I.: Prentice. Hall, 1967. P. 398.
Заполнить форму текущей работой