Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое проектирование содержания подготовки портных легкой одежды для индивидуальной трудовой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования применялись следующие методы, анализ государственных документов о перестройке профессиональной школы, стандарт начального профессионального образования, а также материалы реформы профессиональной школы и дополнительных профессиональных программанализ учебно-программной документации профессионально-технических учебных заведенийанализ и синтез теоретического и эмпирического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПОРТНЫХ: ИСТОРИЯ И
  • СОВРЕМЕННОСТ
    • 1. 1. Развитие «портняжного» ремесла в дореволюционной России
    • 1. 2. Анализ первых государственных программ подготовки портных
    • 1. 3. Профессиональное поле портного в сфере индивидуальной трудовой деятельности
    • 1. 4. Содержание как объект проектирования
    • 1. 5. Технология проектирования содержания подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПОРТНЫХ ЛЕГКОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ АПРОБАЦИЯ
    • 2. 1. Организация и проведение педагогического эксперимента
    • 2. 2. Характеристика формирующей части экспериментальной работы
    • 2. 3. Анализ результатов эксперимента
  • Выводы по второй главе

Педагогическое проектирование содержания подготовки портных легкой одежды для индивидуальной трудовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идеи, заложенные в Федеральном Законе «Об образовании» (118), несмотря на сложнейшие социально-экономические преобразования, получили поддержку в территориях страны. Это касается разработки и реализации образовательных программ всех видов, в том числе и дополнительных образовательных услуг.

В статье 26 Закона РФ «Об образовании» даны основные понятия дополнительных образовательных услуг. «Дополнительные образовательные услуги и программы реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов» (118, с. 14) В ней указывается, что направленность «дополнительных образовательных программ и услуг может быть самой различной «Это касается и дополнительных программ начального профессионального образования.

До настоящего времени данное образование возможно было получить только в учреждениях начального профессионального образования: в профессионально-технических училищах и курсовых комбинатах при подведомственных предприятиях. Но изменившаяся социально-экономическая ситуация в России потребовала дифференцированного подхода к подготовке рабочих учета новых факторов, определяющих формирование содержания их образования и подбора технологий обучения, встал вопрос о создании новых образовательных программ практически по всем профессиям и специальностям. Перед начальным профессиональным образованием встали такие новые задачи как: обеспечение учащихся конкурентоспособными специальностямирешение проблемы социальной и профессиональной адаптации учащихся, их трудового и нравственного воспитания, профессионального обучения, обеспечивающих их включение в общественно полезную деятельностьрасширение сферы применения выбранной специальностиучет запросов личности в ее саморазвитии и профессиональном образовании.

В связи с этим Министерство образования по развитию системы начального профессионального образования на 1998 год основными результатами реализации поставленных задач определило следующие:

1. Увеличение общего количества реализуемых образовательных программ на 18% по сравнению с уровнем 1996 года.

2. Количественное увеличение вновь открываемых профессий от 15 до 23 в 1998 году.

3. Расширение спектра специальностей в рамках одной профессии.

4. Увеличение количества образовательных программ по профессиям сферы обслуживания, легкой промышленности с 48% в 1996 году до 74% в 1998 году от общего пакета новых программ за год.

5. Возрастание доли программ четвертой (повышенной) ступени квалификации.

При общей положительной динамике этого процесса, проблемами в изменении спектра образовательных услуг являются: достаточно коньюнктурный характер введения новых профессиймало многоуровневых образовательных программ по организации своего дела на базе рабочей профессии, особенно актуальных в отдаленных от центра области территориях и в городах с градообразующими базовыми предприятиями (3, с. 12).

В части изменения сети учреждений начального профессионального образования Министерством общего и профессионального образования Свердловской области указывались следующие проблемы качественного и количественного распределения сети учреждений начального профессионального образования на территории области:

• сеть областных учреждений начального профессионального образования областного подчинения неоправданно велика и затратна в данных социально-экономических условиях;

• распределение учреждений начального профессионального образования по территориям области неравномерна как с точки зрения их размещения, так и по видам, уровню и направленности образовательных программ, последнее имеет особую значимость:

• многие образовательные учреждения областного подчинения работают только на удовлетворение потребностей жителей конкретного города и реализуют программы, решающие задачи муниципального характера, во многих случаях вид (статус) образовательного учреждения конкретной территории не адекватны потребностям территории;

• многие образовательные учреждения имеют узкую профильность, по прежнему работая на бывшие базовые предприятия при явно ограниченном спросе на данные услуги (особенно негативно это сказывается на выпускниках УНПО в маленьких городках) (3. с. 17).

Вот поэтому становится неоправданным открытие сети новых учебных заведений начального профессионального образования в городках с небольшой численностью населения. Здесь возникает необходимость изыскания новых путей внедрения программ начального профессионального образования. В качестве таковых могут быть дополнительные образовательные услуги в средних образовательных учреждениях и в системе дополнительного образования.

Система дополнительного образования представляет для нас особый интерес. она существенно расширяет профессиональное образование. Она более мобильна по структуре и легко вписывается в государственный, и в муниципальный. и в частный сектор.

Эти возможности начинают плодотворно использовать все регионы, в которых в связи с отсутствием крупного производства и стабильно работающих предприятий нет большой потребности в рабочих кадрах массовых специальностей. Здесь важно выделить и местные особенности развития таких городов. Каким является город Заречный.

Муниципальное образование «Город Заречный» отличается от других городских поселений Свердловской области своим научно-экспериментальным и научно-производственным профилем. Здесь создана уникальная научная база, обеспечивающая разработку материалов и технологий для атомных станций. Все это определяет специфическую структуру кадров: высокий уровень специалистов как высшего звена, так и среднего обслуживающего персонала. Хорошо развита управленческая сфера. Но есть необходимость в развертывании сферы услуг, в которых город остро нуждается. Такая необходимость подкрепляется социологическими исследованиями о состоянии рынка труда в 1998 году по г. Заречному. проведенным городским центром занятости населения (89. с. 14). С 1995 года доля безработных женщин увеличилась с 53,3% до 60,2% в 1998 годус профессиональным образованием — с 48,7% до 56,6% в 1998 году. В основном это женщины прежде работавшие в швейных мастерских, ателье, швейной фабрике, которые оказались закрытыми после 1996 года. А так же безработная молодежь из выпускников школ (прил. 1, 2).

Поэтому одной из задач государственной политики на 1999;2001 годы «Программа содействия занятости населения г. Заречного» определила «развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профобучения. переобучения и повышения квалификации кадров. В области профессионального обучения Программой определяется задача повышения конкурентоспособности незанятых граждан на рынке труда, достижения профессионального соответствия между предложением рабочей силы и потребностями рынка (89, с.4). Каковой на настоящем этапе является восполнение сферы услуг посредством развития малого бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности. Для женщин и выпускниц школ такой сферой может успешно быть швейная.

Анализ истории отечественной швейной промышленности показал, что сегодня она находится в стадии активного реформирования и становления на новых основаниях. Эти изменения диктуются рынком, социально-политическими переменами, снижением числа лиц наемного труда, развитием и изменением материально-технической базы, механизацией и автоматизацией производственных процессов, рождением прогрессивных технологий изготовления швейных изделий.

Все перечисленное обуславливает изменение требований к характеру и уровню подготовки квалифицированных рабочих, приведение их в соответствие с вновь возникающими и изменяющимися профессиональными функциями.

Простой перенос учебной документации, учебных материалов по подготовке портных массового производства в сферу подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности невозможен по ряду причин: массовое производство построено на операционной основе и функционально дифференцированно: оно технизировано и как бы вырвано из системы «заказчик как потребитель — исполнитель — продавец» — а также монотехнологично.

В данном случае и встала проблема проектирования содержания подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности, что в значительной степени отличается от прежнего содержания подготовки портных и швей в учреждениях начального профессионального образования.

В современных условиях данные швейные учреждения внедряют четыре типа образовательных программ:

— предпрофессиональной подготовки:

— профессиональной подготовки;

— начального профессионального образования;

— повышенного уровня профессионального образования.

Содержание данных программ отлично по целям, структуре, назначению.

Но в одном они похожи: содержание все больше приближается к получению более широких знаний, чем раньше.

По сути, прежние программы были предназначены для подготовки квалифицированных наемных рабочих конвейерного типа — швей-мотористок. Это отражало неполный объем профессиональных знаний, умений и навыков, составляющих профессионально-квалификационную характеристику выпускников. Не была затронута и проблема социальной адаптации выпускников, их внутренней самореализации не только в профессиональном, но и в социальном плане, на что в дальнейшем было указано в «Законе РФ об образовании» (118).

При анализе программ для подготовки портных в профессионально-технических училищах нами были отмечены следующие недостатки:

• Дублирование тем в «Производственном обучении» и «Специальной технологии» Например: «Выполнение ручных работ», «Выполнение машинных работ», «Обработка отдельных деталей». В связи с чем, можно сказать о перегрузке учебного времени.

• Наличие тем обзорного характера. Например: «Учет труда и заработной платы», «Инвентаризация материальных ценностей» и т. д.

• Короткий срок обучения изготовления изделий по индивидуальным заказам: 2−3 недели, что явно недостаточно для предъявляемых в современных условиях требований.

• Перегрузка необязательными темами. Например: «Оборудование раскройного цеха» .

• Недостаточное количество предметов, ориентированных на воспитание личностно и профессионально значимых качеств учащихся (не более 8,0% от общего количества учебных часов).

В настоящее время ситуация качественно отлична от предшествующей. Востребованность новых программ подготовки портных удовлетворяется уже не только по линии «госзаказа», то есть через государственные органы управления образованием, но и инициативно снизу. То есть к формированию содержания допускается сама педагогическая общественность, что приводит к созданию новых программ и открытию экспериментальных площадок для их апробации.

В настоящее время в двух учебных заведениях Свердловской области в лицеях «Мода» и «Закройщик» г. Екатеринбурга внедрена модель «конструктора-модельера товаров народного потребления», интегрирующего четыре профессии: портного, закройщика, конструктора-модельера, модельера головных уборов. Данная модель существенно отлична от внедренной нами в 1995 году в образовательном учреждении дополнительного образования г. Заречного.

Во-первых, она отлична по своим функциям. Не прослеживается полный цикл изготовления изделия, необходимый при индивидуальной трудовой деятельности.

Во-вторых, по своим профессионально-квалификационным характеристикам она отлична от нашей по набору профессиональных функций.

Интересные программы повышенного уровня профессионального образования внедрены в Центре «Кутюр». Содержание программы позволяет на разных ступенях обучения получить различный уровень знаний, умений и навыков.

В целом востребованность подобных программ высока. На что указывается Министерством образования: «мало многоуровневых образовательных программ по организации своего дела на базе рабочей профессии» .

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Последнее десятилетие ряд ученых активно занимались разработкой стандарта начального профессионального образования, принципами его формирования и структурирования (В.Л. Ермоленко, B.C. Леднев, А. Н. Лейбович и др.).

Над проблемой проектирования содержания, то есть технологии его формирования работали B.C. Безрукова, Ю. К. Чернова, И. И. Хасанова, H.F. Эрганова и др.

Теории структуры содержания отдельных учебных предметов по подготовке портных было посвящено много работ. Особое внимание было уделено содержанию таких предметов, как «Производственное обучение» и «Специальная технология» (Г.С.Горина, Н. А. Коробцева, А. Т. Труханова. Ф. Т. Якименко, А. Е. Янчевская и др.).

Несомненным вкладом в содержательный аспект исследования явились работы, посвященные личностно-ориентированному подходу (Н.А. Алексеев, Э Ф. Зеер, И.С. Якиманская) и поэтапному усвоению умственных и практических действий (П.Я. Гальперин, Н.А. Талызина).

22.06.94 года Министерство образования РФ издает приказ № 215 «О введение в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования», по которому органам управления профессиональным образованием приказано: «7.2. Обеспечить разработку, экспертизу и утверждение национально-региональных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования и рабочей учебно-программной документации для конкретных образовательных учреждений в соответствии с требованиями государственного стандарта начального профессионального образования. 11 мая 1995 года Департаментом профессионального образования Министерства образования РФ был принят стандарт РФ ОСТ 9 ПО 02.196−95 «Профессия портной» .

Но по существу только в конце 1996 — начале 1997 года подобные программы начинают разрабатываться и внедряться в практику работы отдельных профессионально-технических училищ, в частности, Свердловской и Ивановской областей.

В изученных нами работах по проектированию содержания раскрыты принципы формирования Госстандарта начального профессионального образования по массовым рабочим профессиям. Подходов и принципов к формированию содержания дополнительной профессиональной подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности, реализуемой в системе дополнительных образовательных услуг в теории и практике обучения разработано не было.

Таким образом, перед нами стоит задача создания дополнительной профессиональной программы подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности, реализуемой в системе дополнительных образовательных услуг.

Отсюда возникает противоречие между содержанием подготовки портных массового производства и содержанием подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности, что не позволяет его использовать в системе дополнительного образования.

Это противоречие обусловило проблему, каковы научно-педагогические подходы к проектированию содержания подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности?

При этом научно-педагогические подходы выступают в качестве главных факторов формирования содержания.

Объект исследования — содержание подготовки портных легкой одежды для индивидуальной трудовой деятельности.

Предмет исследования — педагогическое проектирование содержания подготовки портных легкой одежды в сфере дополнительных образовательных услуг.

Цель исследования: разработать научно-педагогические подходы к проектированию содержания подготовки портных легкой одежды для индивидуальной трудовой деятельности.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: содержание подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности будет соответствовать современным экономическим условиям, если:

• в основу его проектирования положены принципы историчности, преемственности, интегративности, практико-ориентированной направленности;

• содержание образования, отобранное в соответствии с данными принципами, будет построено по блочно-модульному принципу.

На основании принятой гипотезы и поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести исторический анализ содержания программ подготовки портных легкой одежды в учреждениях профессионального образования.

2. Охарактеризовать специфику индивидуальной трудовой деятельности портных и разработать систему функций, выполняемых ими в данных условиях, описать «профессиональное поле» портного индивидуального труда.

3. Разработать профессионально-квалификационную характеристику выпускника.

4. Обосновать принципы формирования содержания подготовки портных согласно профессионально-квалификационной характеристики.

5. Провести педагогический эксперимент по апробации учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на основе спроектированного содержания.

Методологической основой исследования являются: законы диалектики, объясняющие движение, развитие содержания в зависимости от внешних условий его функционированиясистемно-целостный подход к разработке содержания (В.Г.Афанасьев, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, Ю. Г. Юдин и др.) — идеи личностно ориентированного развивающего обучения (Н А. Алексеев, Э.Ф. Зе-ер, И. Я. Лернер и др.) — связь теории с практикойидеи модульного формирования содержания (В.А Ермоленко, Н.Е. Эрганова). В своем исследовании мы опирались на теорию формирования содержания (С.ЯБатышев, Г. А. Ильин, B.C. Леднев) — на концепцию моделирования и конструирования педагогического процесса (B.C. Безрукова. В. П. Беспалько, Г. М. Романцев, Е.В. Ткаченко).

В процессе исследования применялись следующие методы, анализ государственных документов о перестройке профессиональной школы, стандарт начального профессионального образования, а также материалы реформы профессиональной школы и дополнительных профессиональных программанализ учебно-программной документации профессионально-технических учебных заведенийанализ и синтез теоретического и эмпирического обобщения результатов исследованияпедагогический эксперимент по проверке технологии проектирования содержания подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельностианкетирование, тестирование, собеседованиеизучение контрольных. экзаменационных, курсовых и дипломных работ учащихсястатистические методы обработки данных.

Основные этапы исследования. На основе анализа учебно-методической литературы и практики, а также в результате собственного опыта педагогической работы было проведено исследование, которое состояло из четырех этапов.

На первом этапе (1995;1996) основной задачей явилось освоение опыта по формированию содержания подготовки портных легкой одежды для индивидуальной трудовой деятельности в учреждениях начального профессионального образованияизучение состояния проблем формирования содержания образования портных на различных исторических этапах развития швейной промышленности.

На втором этапе (1996;1997) изучалась научно-методическая литература, учебно-программная документация, разрабатывались первые варианты содержания подготовки портных.

На третьем этапе (1997;1998) проводилась апробация экспериментальной программы, констатирующий и формирующий эксперименты. В ходе формирующего эксперимента проверялись основные положения гипотезы.

На четвертом этапе (1998;1999) были проведены анализ и обобщение итогов эксперимента, корректировка содержания программы. Оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В разработке «профессионального поля» деятельности портного индивидуального труда.

2. В интеграции научных подходов к процедуре проектирования содержания подготовки данного специалиста.

3. В разработке модульных программ содержания подготовки портных индивидуального труда.

Теоретическая значимость исследования состоит:

1. В анализе и обобщении этапов становления швейного образования в России.

2. В разработке модели специалиста — портного индивидуальной трудовой деятельности — в форме профессионально-квалификационной характеристики и модульной образовательной программы.

Практическая значимость исследования. Результатом научного исследования стала разработка пакета нормативно-методической документации профессиональной программы подготовки портных легкой одежды для индивидуальной трудовой деятельности, содержащего: экспериментальные учебные планырабочие программы по 12 дисциплинампрофессионально-квалификационную характеристику выпускникапрофессиограмму.

Опубликованы учебные пособия по лекционному и практическому содержанию курса «Конструирование легкой одежды» — методические рекомендации по выполнению курсовой и дипломной работ для учащихся и педагогов.

Разработаны методика ориентированного определения профессиональной пригодности поступающих на швейные специальностиучебное пособие для учащихся «Рабочая тетрадь по производственному обучению» :

Апробация результатов исследования осуществлялась в Управлении образования г. Заречного, в Центре образования и в учреждении дополнительного образования (Центре творчества). Спроектированная образовательная программа подготовки портных легкой одежды для индивидуальной трудовой деятельности прошла апробацию и получила в 1995 году сертификат как программа профессионального образования. В 1997 году программа была пролонгирована и внесена в сборник программ, рекомендованных к использованию.

Результаты исследования были изложены и одобрены на научных и научно-практических конференциях: научно-практическая конференция «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1996) — научно-практическая конференция «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1998) — городская конференция «Инновационные технологии в образовании» (Заречный. 1997).

На защиту выносятся:

1. Модель специалиста — портного индивидуальной трудовой деятельности.

2. Научно-педагогические подходы к проектированию содержания подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Эффективность сформированного содержания образования определялась нами как официально фиксируемыми показателями, так и посредством специального психолого-педагогического обследования. Проводилось данное обследование в течение всего срока внедрения содержания образования портных для индивидуальной трудовой деятельности. Дополнительно проводилась работа по внедрению данного содержания образования портных индивидуального труда в Центре образования с двумя группами учащихся по 18 человек при одинаковых условиях и при участии тех же педагогов. В итоге были получены аналогичные положительные результаты по качеству содержания образовательной программы.

Во-первых, организованный эксперимент с участием экспериментальных и контрольной групп показал внутреннюю динамику роста профессионально важных знаний, умений и навыков, а также личностно-ориентированных качеств. Методами диагностирования послужили: тестированиеличное наблюдениесамодиагностика учащихсяоценочные результатыличные работы учащихся: курсовые, дипломные, художественные, авторские модели.

Во-вторых, в качестве критериев эффективности спроектированной нами программы была определена целая система показателей:

1. Профессиональные качества учащихся: скорость построения выкройкикачество обработки изделия.

2. Творческие способности учащихся: оригинальностьвоображениехудожественный вкус.

3. Психические свойства: памятьвнимание.

В-третьих, эффективность эксперимента определялась ростом выбранных нами показателей. Качество успеваемости за период внедрения программы выросло в 2,5 раза. Вероятность возможной ошибки полученных результатов по исследуемым предметам составила: по «Конструированию легкой одежды» -P < 0,01 в экспериментальной группе и P < 0,02 — в контрольнойпо «Технологии легкой одеады» в экспериментальной и контрольной группах Р < 0,01- по «Рисунку» в экспериментальной группе Р < 0,01, в контрольной — Р < 0,05- по «Вышивке» — P < 0,05 и в контрольной и в экспериментальной группах (прил.10). Хорошие знания учащиеся показали при защите курсовых и дипломных работ, количество отличных оценок изменилось с 56,3% до 87,6%. Вероятность ошибки P < 0,01. Следовательно, и в экспериментальной и в контрольной группах обучение сопровождается достоверным улучшением показателей. Разработка коллекций авторских моделей в рисунках и их изготовление характеризовали повышение уровня воображения, развитие оригинальности в 1,5 раза Мы отметили рост техники рисования, вкус, фантазию учащихся. Результатом улучшения познавательных качеств учащихся стал рост объема внимания и воображения. Вероятность ошибки полученных результатов P < 0,05. Выступления учащихся на городских конкурсах неоднократно были отмечены призовыми местами и памятными призами. Среди учащихся возросла уверенность в возможности обеспечения себя материально в результате полученных знаний, умений и навыков по швейному делу.

Таким образом, и в экспериментальной и в контрольной группах мы отметили рост исследуемых показателей. Степень достоверности наблюдаемых различий между экспериментальной и контрольной группами после проведения эксперимента составила 95% (Р < 0,05), по «Вышивке» — 90% (Р < 0,01), то есть обучение по данной программе сопровождается достоверным и существенным улучшением результатов исследуемых показателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Развивающийся процесс самостоятельного проектирования образовательными учреждениями содержания обучающих программ находит дальнейшее развитие и показывает на эффективность этого процесса.

Формирование содержания подготовки портных происходит разными путями: путем возрождения дореволюционных основ: использования типовых программсоздания новых, инновационных программ с научно-обоснованным содержанием.

Наше исследование по проблеме определения научно-педагогических основ формирования содержания подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности позволило определить его как динамичный процесс эволюционного изменения, прежде всего именно научно-педагогических основ и получения в результате этого более высокого педагогического результата. Вся логика исследования, построенная в единстве создания модели нового содержания, выделения научно-педагогических основ формирования содержания подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности, проектирования этих основ, их реализации на практике и диагностирования результатов, позволила с нашей точки зрения, убедительно доказать гипотезу.

Во-первых, в результате проведенной работы мы пришли к выводу, что содержание подготовки портных для индивидуальной трудовой деятельности является по характеру комплексным, системным, целостным и в тоже время разносторонним. Поэтому при разработке содержания в качестве педагогических основ его формирования мы использовали голографический метод. За основу были взяты принципы и подходы, характеризующие отношения внутренних факторов друг с другом, а также внутренних факторов с внешними.

1. Связь содержания с внешними факторами, историчностьпреемственностьинтегративностьпрактико-ориентированная направленность.

2. Формирование содержания рассматривалось также с позиции блочно-модульного принципа фиксирования.

Во-вторых, содержание подготовки портных легкой одежды в швейных заведениях в истории отечественного профессионального образования меняется в зависимости от изменяющихся профессиональных функций, что диктуется социально-политическими и экономическими переменами в стране. До настоящего времени содержание программ было информационно-научным, с большой долей практических предметов. В результате было отмечено снижение уровня формирования личностно и профессионально-значимых качеств обучаемых.

В-третьих, в современных условиях индивидуальная трудовая деятельность портного имеет свою специфику: портной должен выполнять весь технологический цикл по изготовлению изделия, начиная от приема заказа до расчета стоимости изделия. В связи с этим портной индивидуальной трудовой деятельности в условиях рынка должен выполнять следующие функции:

• художника-консультанта: по выбору модели изделия, ткани и т. д.;

• приемщика заказа: по оформлению заказа и выдаче готового изделия;

• закройщика: по раскрою изделия;

• портного: по пошиву изделия.

В-четвертых, образовательные технологии являются важным научно-педагогическим основанием внедрения содержания в педагогический процесс. Целесообразно применяемые образовательные технологии являются необходимыми в создании всей педагогической системы, в успешности внедряемого содержания, в повышении качества обучения, воспитания, личностного развития учащихся.

Проведенное нами исследование и изложенное в диссертационной форме дает возможность дальнейшей теоретической разработки научно-педагогических основ проектирования содержания образовательных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Х.Д., Альтенбург У. Мода между спросом и предложением: Пер. с нем. — М.: Легкая и пищевая пром-ть, 1983. — 104 с.
  2. Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР: Вопросы методологии исследований и истории/ Под ред. С. Я. Батыше-ва. -М.: Педагогика, 1974.-156 с.
  3. Аналитическая записка «О работе Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в 1998 году и задачах на 1999 год». Екатеринбург, 1999. — 26 с.
  4. Л.М., Кузнецова Г. Н. Методические рекомендации по образовательной области «Технология»/ИРРО. Екатеринбург, 1996. -75 с.
  5. В.В. и др. Образовательно-ориентированный подход к про-фессиографии/ В. В. Бажутин, 3.3. Кирикова, Н. В. Крохина, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 165 с.
  6. С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 173 с.
  7. С.Я. Подготовка рабочих профессионалов / Рос. акад. образования- Ассоц. «Проф. образование». — М., 1995. — 246 с.
  8. С. Я., Соколов А. Г., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. М.: АЛО, 1995. -208 с.
  9. B.C. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Дом учителя, 2000. — 243с.
  10. B.C. Педагогика : Учеб. для инж.-пед. спец. /ИРРО. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. — 320 с.
  11. B.C. Педагогика профессионально-технического образования: проектирование педагогического процесса в профтехучилище. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1990. — 170 с.
  12. О.М., Стариков И. М. Бригада школа мастерства. — М.: Высшая школа, 1990. — 174 с.
  13. Н.И. Организация труда в ателье индивидуального пошива одежды. М.: Гос. изд-во торг. лит-ры, 1962. — 228 с.
  14. А.Ф., Фомина З. М. Русская народная одежда и современное платье. -М: Легкая и пищевая пром-ть, 1982. 176 с.
  15. Н.В., Эрганова Н. Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф.-пед. унта, 1994.-88 с.
  16. О.Г. Методические рекомендации по организации проведения конкурса профессионального мастерства учащихся профессиональных образовательных учреждений. М.: ИРПО, 1994. — 37 с.
  17. Г. Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.-28 с.
  18. В.В., Голюзов А. Н. Особенности проектирования и реализации модели инженера-педагога// Проектирование и реализация личностного развития учащейся молодежи: Сб.науч.-метод, работ. Самара, 1996. — С.214−216.
  19. Воронина J1.И. Основные направления развития дополнительного образования в Свердловской области на 1997 год. Екатеринбург: Объединение «Дворец Молодежи», 1994. — 18 с.
  20. Ю.Н., Пряжников Н. С. Методика ориентировочного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. — 22 с.
  21. Г. С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая пром-ть, 1981. — 184 с.
  22. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996, — 112 с.
  23. Гуманизация содержания образования в профтехучилищах: Метод, пособие/ НИИ проф.-техн. образования. Спб ., 1992. — 31 с.
  24. Е.А. Принципы отбора содержания образования в разработке блочно-модульной программы обучения педагогов: Автореф. дис... канд. пед. наук/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. — 11 с.
  25. А.Н. Партийное руководство ПТО молодежи. Л.: Изд-во Минск, ун-та, 1979. — 88 с.
  26. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров. М.: Высшая школа, 1983. — 112 с.
  27. В.М. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1983.206 с.
  28. Н.И. Теоретико-методические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Методические рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. — 34 с.
  29. Э.Ф. Формирование содержания психологической подготовки студентов инженерно-педагогических специальностей// Содержание подготовки инженеров -педагогов: Сб.науч. тр./ Под ред. B.C. Безруковой- Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1987. — 136 с.
  30. Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. 2-й науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов Урал. гос. проф.-пед. ун-та. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 129 с.
  31. Искусство одеваться/Сост. Н. Г. Новосад. Свердловск: Сред.-Урал, кн. изд-во, 1989.-320 с.
  32. Т.Ф. Пошив легкого женского платья. М.: Гос. изд-во местной пром-ти РСФСР, 1951.-307 с.
  33. А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учеб. пособие. М.: ООО «Менеджер», 1993. — 196 с.
  34. В. П. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 128 с.
  35. Н.И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студ. ин-тов по спец. 2120 «Общетехнические дисциплины и труд», — М.: Просвещение, 1983. 191 с.
  36. Е.Б., Савостицкий А. В. Основы конструирования одежды: Учебник. М.: Легкая индустрия, 1980. — 448 с.
  37. Т.В., Рытвинская Л. Б., Тимашева З. Н. Основы моделирования и художественного оформления одежды. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений легкой пром-ти. М.: Легкая индустрия, 1979. — 168 с.
  38. П.П. и др. Промышленная технология одежды: Справочник / П. П. Кокеткин, Т. Н. Кочечура, В. И. Барышникова и др. М.: Легпромбытиз-дат, 1988.-640 с.
  39. Комплект учебной документации для подготовки в профессиональном лицее № 43 по профессии оператор швейного оборудования, портной, закройщик/ Проф. лицей № 43. Кохма, 1997. — 167 с.
  40. Комплект учебной документации для подготовки в профессиональном училище № 42 по профессии закройщик/ ПУ № 42. Шуя, 1996. — 64 с.
  41. Комплект учебной документации для подготовки в профессиональном училище квалифицированных рабочих по профессии портной/ ПУ № 21. За-волжск, 1997. — 63 с.
  42. Комплект учебной документации для подготовки в профессиональном училище № 46 квалифицированных рабочих по профессии оператор швейного оборудования, швея/ ПУ № 46. Родники, 1996. — 78 с.
  43. Комплект учебной документации для подготовки квалифицированных рабочих по профессии закройщик в профессионально-техническом училище/ ПТУ № 23. -Приволжск, 1996. 63 с.
  44. Комплект учебной документации для подготовки швей-мотористок в среднем профессионально-техническом училище. М.: ВНИЦ проф.тех. обуч. молодежи, 1986. — 189 с.
  45. Концепция развития образования в агротехнополисе «Заречный». -Заречный: Изд-во науч.-информ. центра, 1993. 58 с.
  46. В.П. Система критериев отбора и структурирования содержания учебного материала курса методики// Содержание и методика психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов. Свердловск. Изд-во Свердл. инж.-пед ин-та, 1990. — С. 56−63.
  47. А.А., Корьюс Н. К. Об опыте создания системы управления воспитанием// Швейная пром-сть. 1977. — № 1. — С. 3−8.
  48. Н.Д. и др. Совершенствование производственного обучения в профтехучилище: Метод, пособие / Н. Д. Крюкова, В. Н. Ковырчев, Г. И. Логунова и др. М.: Высшая школа, 1989. — 104 с.
  49. О.М. Методика проектирования содержания интегратив-ных курсов: Метод, разработка. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. инта, 1989.-36 с.
  50. Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1971. — 280 с.
  51. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ ВНИИпрофтехобразования. М.: Высш. шк., 1990, — 117 с.
  52. B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш.шк., 1991. — 224 с.
  53. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высш. шк. 1994. — 280 с.
  54. Легкая промышленность СССР важная основа удовлетворения растущих потребностей народов: Труды МТИЛП. М.: НИИ, 1966. — С. 173 — 186.
  55. М.Н. Повышать активность молодежи//Швейная пром-сть. -1988.-№ 3. -С.11−12.
  56. Н.Д. Научно-педагогические основы перевода общеобразовательной школы в гимназию: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. -187 с.
  57. A.M. История педагогики: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 368 с.
  58. А.Т. Задачи по профессиональной педагогике. М.: Высш. шк&bdquo- 1987.-39 с.
  59. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  60. А.Г. Трудовой коллектив и формирование квалифицированного рабочего. -М.: Высш. шк., 1990. 107 с.
  61. Е.М. и др. Швейное производство предприятий бытового обслуживания: Справочник/ Е. М. Матузова, А. И. Назарова, Т. Н. Реут, И. А. Куликова. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 416с.
  62. В.М. и др. Справочник по конструированию одежды / В. М. Медведков, Л. П. Воронина, Т. Ф. Дурыгина и др. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1982. — 312 с.
  63. Е.Е. Все резервы в план пятилетки// Швейная пром-сть. -1969,-№ 2. С. 4.
  64. А.Я. Престижно ли ПТУ в глазах учащихся?// Профессионал. -1992. № 2.-С. 6−9.
  65. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
  66. Об организации платных дополнительных услуг: Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 52 от 21.07.95. М. 1996. — С. 32−34.
  67. О введение в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования: Приказ № 215. М. 1994. — 191 с.
  68. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. -М.: Рус. яз. 1990.-921 с.
  69. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  70. Основные итоги, проблемы и пути развития российского образования, 1996 г.: Избр. выступления, ст. и интервью министра образования России Е. В. Ткаченко в 1995/1996 уч. г./ Под ред. Е.В. Ткаченко- Сост. В. В. Грачев. М., 1996.- 161 с.
  71. Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917−1940 гг.). -М.: Высш. шк., 1980.-243 с.
  72. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР/ Под ред. С. Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981. — 352 с.
  73. В.А. Основы производственного обучения швейников: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 240 с.
  74. Педагогика: Учеб. пособие /Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.-608 с.
  75. И.П. Педагогика: Учебн. для. студ. высш. учеб. заведений. -М.: Просвещение, 1996. 432 с.
  76. Положение об экспертном совете при Департаменте образования администрации г. Заречного. Заречный: Изд-во науч.-инф. центра, 1996. — 12 с.
  77. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — Вып. 1. — 224 с.
  78. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1996. — Вып. 2. — 340 с.
  79. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред М. А. Галагузова. Екатеринбург, 1998. — Вып. 3. — 352 с.
  80. В. И. и др. Организация производства на швейном предприятии: Учеб. пособие/ В. И. Попков, Л. И. Басалыгина, В. П. Сергиев. М.: Легкая индустрия, 1965. -217 с.
  81. Практикум по психологии профессиональной школы / Под ред Э. Ф. Зеера- Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. — 113 с.
  82. Программа развития образования в г. Заречном на 1996−2000 годы/ Департамент образования. Заречный, 1996. — 35 с.
  83. Программа содействия занятости населения г. Заречного на 1999 год/ Городской Центр занятости населения. Заречный, 1998. — 35 с.
  84. Программно-методические материалы: Технология 5−11 кл. /Сост. А. В. Марченко. -М: Дрофа, 1998. 192 с.
  85. Программно-методическое обеспечение деятельности внешкольных учреждений дополнительного образования: Сб. материалов дипл. исследований выпуски, по спец. соц. педагог. Вып. 5/ Объединение «Дворец молодежи». -Екатеринбург, 1995. 41 с.
  86. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед спец. и направлениям. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997. — 512 с.
  87. .А. и др. Современный экономический словарь/ Б.А. Рай-зберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -М.: Инфа, 1997. 128 с.
  88. Реформу претворяем в жизнь// Швейная пром-сть. -М., 1986. № 4. -С. 34−35.
  89. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  90. Г. М., Хаматуров Ф. Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 1997. — 136 с.
  91. Российский инженерно-педагогический работник перед лицом новых проблем /Под ред. проф. Г. Е. Зборовского- Свердл. инж.-пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.-80 с.
  92. С.И. Швейное машиноведение: Учеб. для школ ФЗУ шв. пр-ти. М.: Гос. изд-во легкой пром-ти, 1938. — 246с.
  93. С.И., Трухан Г. Л. Развитие технологии одежды за 50 лет Советской Власти // Известия ВУЗов. М. 1967. — № 5. — С. 12−18.
  94. А.Д. и др. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков. М.: Высшая школа, 1989. — 272 с.
  95. .С. и др. Конструирование мужской и женской одежды: Учеб. для нач. проф. образования/ Б. С. Сакулин, Э. К. Амирова, О. В. Сакулина, А. Т. Труханова. -М.: Изд. Центр «Академия», 1999. 304 с.
  96. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах. М.: Всесоюз. науч.-метод. центр профтехобуч. молодежи, 1990. -96 с.
  97. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих по профессии портной женской легкой одежды/ПУ № 36. Ки-нешма, 1996. — 115 с.
  98. Система образования города Заречного в цифрах и фактах. Заречный: Изд-во науч.-информ. центра, 1997. — 30 с.
  99. Совершенствование содержания образования в школе/Под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. М.: Педагогика, 1985. — 272 с.
  100. Социально-экономические проблемы профессионального образования: Сб. науч. тр./ Под ред. В. А. Кокшарова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. — 84 с.
  101. Стандарт Российской Федерации. Профессия портной. ОСТ 9 ПО 02.196−95. -М.: Изд-во Департамента профобразов. Мин. образования РФ, 1995. -19 с.
  102. М.С. Некоторые вопросы подготовки педагогических кадров для средних и низших художественно-промышленных учебных заведений России (Х1Х-нач.ХХ в). М.: Просвещение, 1980. — 243 с.
  103. А.И. Структуры нравственного сознания. (Опыт этико-философского исследования). М.: Мысль, 1974. — 277 с.
  104. А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды: Учебн. для кадров мае. проф. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984. -160 с.
  105. AT. Основы технологии швейного производства: Учеб. пособие для СПТУ. М.: Высшая школа, 1987. — 287 с.
  106. А.Т. Технология женской и детской легкой одежды: Учеб. для кадров масс. проф. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983. — 376 с.
  107. А.Т. Технология женской и детской легкой одежды: Учеб. М.: Высш. шк.- Изд. центр «Академия», 1999. — 416 с.
  108. Уит И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  109. В.В. Я работаю в сфере обслуживания: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 126 с.
  110. Учебные планы и программы для подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-техническом учебном заведении по профессии «Портной женской легкой одежды». М.: ГК СССР по проф,-техн.образованию, 1979. — 79 с.
  111. Учебный план для подготовки в профессиональном училище квалифицированных рабочих по профессии «Портной женской легкой одежды"/ПУ № 36. Кинешма, 1996. — 6 с.
  112. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» «. Екатеринбург, 1999. — 40 с.
  113. Д.И. Недоросль. М.: Современник, 1972. — 39 с.
  114. В.Н. Технология обработки ткани:Учеб. для 5−6 кл. обще-образоват. учрежд. -М.: Просвещение, 1998. 136 с.
  115. В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 7−9 кл. об-щеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 1998. — 191 с.
  116. В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 10 кл. обще-образоват. учрежд. -М: Просвещение, 1998. 160 с.
  117. М. Г., Эрганова Н. Э. Практикум, но методике профессионального обучения. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф.-пед. ун-та, 1995. -104 с.
  118. В.В. Профтехшкола на путях перестройки. Л.: Знание, 1990.-32 с.
  119. Язык рынка: Словарь. -М: Концерн «Росс», 1992. С. 80.
  120. Ф.Т. Содержание и методика преподавания технологии швейного производства: Автореф. дис. канд. пед. наук/ АПН СССР НИИ ПТП. -Казань, 1988.-21 с.
  121. Е.А. Конструирование женской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983. — 112 с.
  122. Е.А., Тимашева З. Н. Конструирование и особенности изготовления легкой одежды сложных форм. М.: Легкая и пиЩейй* пром-сть, 1981.- 176 с.
Заполнить форму текущей работой