Педагогические условия реализации и защиты прав воспитанников детского дома
![Диссертация: Педагогические условия реализации и защиты прав воспитанников детского дома](https://westud.ru/work/2527393/cover.png)
Диссертация
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях всех видов и типов, не сокращается, несмотря на все принимаемые государством меры по внедрению других форм устройства детей, лишённых родительского попечения. По данным Госкомстата в 2004 году их количество составило 186 тысяч человек. В 2003 году из 142,1 тысячи детей, нуждавшихся… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Обеспечение прав ребёнка, лишённого попечительства, и его защита: теоретические основы проблемы
- 1. Права ребенка как категория правовая и педагогическая: история вопроса
- 2. Особенности детского дома как воспитательной системы, способной к реализации и защите прав детей
- ГЛАВА II. Эмпирическое исследование комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию и защиту прав ребенка в детском доме и вне его
- 1. Моделирование комплекса условий, наиболее полно обеспечивающих реализацию и защиту прав ребенка в воспитательной системе детского дома
- 2. Анализ процесса и результатов опытно-экспериментальной работы, реализующей защиту прав детей
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире //Вопросы психологии. 2002. № 1. — С. 3 — 16.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М. — Воронеж, 2000. — 314 с.
- Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 8. С. 79 — 84.
- Адлер А. Беспризорные дети // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. B.C. Мухина.-М.: Просвещение, 1991.-С. 134- 142.
- Алиева Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 2002.
- Аналитический доклад «О положении детей в Ивановской области». -Иваново, 2002.-81 с.
- Аристотель. Политика. // История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Гала-гузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 30 — 37.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер с англ. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Балакирев А.Ф. Проблемы воспитания трудного ребёнка // Архетип детства / Сост. В. П. Океанский, А. В. Тарасов. Иваново: ИвГУ, 2003. — С. 292 -297.
- Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «СИМС», 1995. — С. 20 — 62.
- Басов Н.Ф. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
- Басова В.М. и др. Воспитательная система школы: проблемы, поиски. -М, 1989.- 120 с.
- Беличева С.А. Детские дома // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=5&f=34.
- Белякова А. Толерантность во взаимоотношениях детей-сирот и их сверстников // Толерантность дорога к миру, согласию, справедливости. Вып. 1. Конфликты и пути их разрешения. — Иваново, 2003. — с. 54 — 56.
- Белякова С.М. Оказание психологической помощи детям в условиях детского дома // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 39 — 42.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя: Пер. с чеш. — М.: Просвещение. 1991. — 143 с.
- Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. М.: АПК и ПРО, 2002.-46 с.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29 — 36.
- Братченко СЛ. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. — 137 с.
- Братченко СЛ. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Методич. пособие. СПб., 2003. — 56 с.
- Бурлакова Т.Т. Организация внеучебной деятельности детского дома по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей. Тула, 2002. — 201с.
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Валькова Е. Ролевые игры: дети и закон // Народное образование. 1998. № 9−10.-С. 33−34.
- Веденеева Г. «Мой интернат мой дом» // Воспитание школьников. 2004. № 3. — С. 12.
- Велиханова Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Коломна, 2000.
- В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Медицина, 1980.296 с.
- Восемь воспитанников Ивановской международной школы-интерната объявили голодовку. В защиту интердома // Рабочий край. 09.01.2004.
- Воспитательная система школы: проблемы и поиски. М.: Знание, 1987.-76 с.
- Воспитательные системы в социальном институте образования / М. В. Воропаев // Образование: исследовано в мире Электрон, ресурс.: М.: OIMRU, 2000. Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // www.oim.ru
- В поисках уникальной концепции ИМШИ // Рабочий край. 15.01.2004.
- Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2002 году. Аналитическая справка // Вестник образования России. 2003. № 16.-С. 6−15.
- Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 году. Аналитическая справка // Вестник образования России. 2002. № 16.-С. 8−17.
- Гаврилина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностных отношений // Психологический журнал. 1998. № 18. С. 73 -84.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. — С. 30 — 33.
- Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерская ценностных ориентации для педагогов и школьников. Метод, пособие. СПб.: «Паритет», 2003. — 160 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
- Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54 — 64.
- Голодовка в ИМШИ приостановлена // Рабочий край. 10.01.2004.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Григорьев Д.В. Личностный рост ребёнка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: пособие / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов. Тула, 2002. — 44 с.
- Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6.-С. 35 -40.
- Детские приюты // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=5&f=37.
- Долецкий С.Я. Всё начинается с детства. М.: Советская Россия, 1983.-208 с.
- Дольто Ф.Д. На стороне ребёнка. СПб.: Петербург-XXI век, 1997.219 с.
- Евангелие от Матфея 7:12 // Библия: Книги священного писания ветхого и нового завета. Канонические. В 2 т. Ленинград, 1990. — Т. 2. — С. 310.
- B.Г., Ситарова В. А. СПб.: «Verba Magistri», 2002. — С. 32 — 36.
- Жукова ЕЛО. Воспитание управление развитием школьников // Завуч. 2000. № 7.-С. 64−66.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.- 192 с.
- Закон Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» от 14 марта 1997 года № 7−03 http: // www. kodeks37.ru.
- Закон Ивановской области «О защите прав ребенка» от 06 мая 1997 г. № 9−03 http: // www. kodeks37.ru.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266−1 (с изменениями и дополнениями) // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2004. № 12. С. 2 — 62.
- Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Вестник образования. 1999. № 7. С. 4 — 24.
- Засобина Г. А., Куклина JI.B. Диалог взрослых и детей как средство разрушения стереотипов в практике традиционного педагогического процесса // Архетип детства / Сост. В. П. Океанский, А. В. Тарасов. Иваново: ИвГУ, 2003.1. C. 287−291.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.-347 с.
- Иванова Н.П. Сиротство // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=18&f=52.
- Ильина O.IO. Об определении интересов ребёнка как семейно-право-вой категории // Государство и право. 2005. № 11. С. 70 — 76.
- Илюхина Т.И. Программа развития, как основа воспитательной системы детского дома // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Выпуск 2. Иваново, 2002. — С. 6 — 10.
- Илюхина Т.И. Социальная защита детей-сирот, оставшихся без попечения родителей // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 14 — 17.
- Информационно-методический бюллетень по проблемам социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иваново, 2004.- 17 с.
- Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое общество, 1995. — 133 с.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина: (Записки директора школы). М.: Московский рабочий, 1987. — 144 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 80 с.
- Католиков А.А. Моя семья. Записки директора сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. — 24 с.
- Квинтилиан Марк. О воспитании оратора. // История социальной педагогики: Христоматия-учеб.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 37 — 46.
- Коган В.Е. Воспитателю о сексологии. -М.: Педагогика, 1991. 256 с.
- Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. -СПб, 1997.
- Комаров В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.
- Комелькова С.А. Организация воспитательной работы с детьми «группы риска» // Организация социально-адаптивного медико-психолого-педагогического сопровождения детей в учреждениях общественного воспитания. Сборник материалов. Иваново, 2003. — С. 25 — 27.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
- Кон И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Гл. ред. восточн. литер, изд «Наука», 1988. — 270 с.
- Конвенция о правах ребёнка // Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 2002. — С. 508 — 515.
- Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации: Справочник. -М.: НИИ семьи, 1998. 215 с.
- Конфуций. Беседы и суждения. Глава XV. М., 1996.
- Концепция уехала в Москву, из Москвы пришла правительственная телеграмма//Рабочий край. 21.01.2004.
- Корчак Я. Как любить ребёнка. Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
- Корягина И.И. Динамика развития гуманных взаимоотношений детей и взрослых в воспитательном процессе: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Иваново, 2005. — 269 с.
- Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. -М.: Знание, 1971.-44 с.
- Кривощёкова Н.В. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей в условиях учреждения для детей-сирот // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001.-С. 22−25.
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрёстке эпох. М.: Генезис, 1997.-288 с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. -М.: Генезис, 1997. 192 с.
- Куприянов Б.В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 216 с.
- Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
- Лебедев О., Майоров А., Золотухина В. Права детей. Личные права детей в системе образования // Народное образование. 2001. № 2. С. 26 — 38.
- Лебедев П. А. Школа Е.С. Левицкой // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2003. № 5. 56 с.
- Лещинский В.И., Кузнецова С. С., Кульневич С. В. Всегда ли прав учитель. -М: Педагогика, 1990. 160 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение // История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. — 544 с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / Под ред. Б. З. Вульфова. 3-е изд. М.: Просвещение, 1986.-208 с.
- Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи B.C. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 5. М., Педагогика, 1983 — 1986. — 384 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 8. М., Педагогика, 1983 — 1986. — 336 с.
- Макаренко А.С. Сочинения. В 7-ми т., изд. 2. Т. 5. М.: АПН РСФСР, 1957- 1958.-527 с.
- Майорова Н.П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Под ред. Н. П. Майоровой. СПб.: Издательство «Образование — Культура», 2002. — 288 с.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя: Пер. с серб,-хорв. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Мельникова Э.Б., Ветрова Г. П. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. № 1. С. 22 — 41.
- Мещанинова Т.А., Корягина И. И. Педагогические основы формирования толерантности // Толерантность дорога к миру, согласию, справедливости. Вып. 1. Конфликты и пути их разрешения. — Иваново, 2003. — с. 3 — 34.
- Мещанинова Т.А., Корягина И. И. Толерантность базовое умение в разрешении конфликтов // Толерантность — дорога к миру, согласию, справедливости. Вып. 1. Конфликты и пути их разрешения. — Иваново, 2003. — с. 35 — 46.
- Михайловская И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. 5-е изд. М.: Академия, 2005.237с.
- Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Н. П. Иванова. М.: АПО, 1996. — С. 29 — 39.
- Нерсесянц B.C. Право // Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин М.: Юристь, 2001. — С. 785 — 791.
- Нечаева A.M. Россия и её дети (ребёнок, закон, государство). М.: ГРААЛЬ, 2000.-238 с.
- Новикова Л.И., Сидоркин A.M. Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=76.
- Ночевный В.П. Об исполнении законодательства по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001.-С.5−11.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480 с.
- О положении детей в Ивановской области и обеспечении их прав (информационные материалы к депутатским слушаниям). Иваново, 2004. — 22 с.
- О положении детей в Российской Федерации. 2002 год. Государственный доклад. -М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2002. 119 с.
- Осиновский М.Н., Степанов Н. С. О педагогике субъективности // Новые ценности образования. Вып. 3 / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995. — С. 104 — 112.
- Осухова Н.Г. Психодрама: помощь детям, пережившим насилие // Педагогика. 2001. № 3. 86 — 96.
- Павлов И.В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Автореферат на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Чебоксары, 1999.
- Панюков И.Е. Реализация воспитательной системы А.А. Католикова в современных условиях // Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2004. № 8.-С. 3−8.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, J1.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. http: // wwvv.dictionary.fio.ru/article.php?id=l 1 022.
- Пинский А.А. Ведомство учреждений императрицы Марии // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=l 5.
- Платон. Протагор. Законы. Государство // Человек античности: идеалы и реальность.-М., 1992.-С. 98- 153.
- Поварницына В.А. Воспитателю о развитии личности ребёнка. Курган: Издательское объединение «Гармония», 1995. — 64 с.
- Подросток и его права. Иваново: Ивановская областная организация поддержки прав осуждённых «Облака», 2002. — 28 с.
- Предупреждение насилия в школе // Воспитание школьников. 2005. № 7, 9, 10. 2006. № 3−6.
- Проблемы. Поиски. Решения. Из опыта работы в сиротском учреждении. М.: Юпитер, 2005. — 296 с.
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса: Сборник материалов научно-практической конференции / Составители: Н. Ю. Синягина, Н.В. Зайцева- науч. ред.: НЛО. Синягина. -М.:ТЦ «Наука», 2003, — 101 с.
- Прозументова Г. Н. Педагогика совместной деятельности: проблема индивидуализации в массовой школе // Школа и открытое образование: Концепции и практика индивидуализации. Отв. Ред. А. О. Зоткин, И. Д. Проскуровская. -Томск, 2000.-С. 34−38.
- Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад / Под ред. Лебедева О. Е. М.: «Интернет-центр», 2003.-236 с.
- Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. Пер. с англ. В. А. Светлова. СПб.: ООО «Светлячок», 1998. — 144 с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -326 с.
- Развитие личности ребёнка в общности и коллективе: опыт, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции (19 21 ноября 2002). — Тула, 2002. — 325 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-256 с.
- Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Моск. психотерапевтич. журнал. 1993. № 3.-С. 60−74.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. — 528 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Проблема социального воспитания детей-сирот: Информационно-методический сборник. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 71 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, Т. 1, 1993. — 608 с.
- Рудинский Ф.М. Права человека: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГСА, 2003.- 100 с.
- Рудов А. Беспризорная Россия. Индекс. 2002. № 17. — http: // www.index.org.ru/journal/17/rudov.html.
- Румянцева В.К. Создание условий для реализации творческих начал воспитанников детского дома // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 11−14.
- Силенков В.И. Воспитательно-профилактическая деятельность центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 1999.
- Сироты России: право ребёнка на семью. Материалы общероссийской конференции (Москва, 15- 19 января 2001 года).-М., 2001.-208 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 216 с.
- Сластенин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
- Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 76 77. Ст. 818.
- Собрание узаконение РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
- Соколова О.В. Менталитет ненасилия в истории русской культуры. -СПб, 2002.- 152 с.
- Соловейчик СЛ. Я учусь в американской школе // Первое сентября. 2006. № 13.-С. 13−14.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребёнка» // Российская юстиция. 1999. № 6.-С. 38−39.
- Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в 2003 году // Вестник образования России. 2004. № 16. С. 3−4.
- Степанов Е. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития // Воспитание школьников. 2002. № 2. С. 8 — 14.
- Суслова С.А. Новые технологии в работе с детьми и педагогическим коллективом // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Выпуск 2. Иваново, 2002. — С. 18−25.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.-272 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред, школе. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. -393 с.
- Тихомирова Т.В. Воспитательная система детского дома как средство социализации воспитанников // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 17 — 22.
- Тихомирова Т.В. Психологическое сопровождение коррекционно-развивающего процесса в детском доме // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Выпуск 2. Иваново, 2002. — С. 16 -18.
- Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 154 с.
- Тубельский А.Н. Школьное самоуправление и его правовая основа // Народное образование. 2001. № 2. С. 120 — 127.
- У интердома будущее есть//Рабочий край. 13.01.2004.
- Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М.: Издательство НОРМА, 2000. — 96 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. нем.: В 4-х томах. Т. 1. М.: Генезис, 1998.- 160 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. нем.: В 4-х томах. Т. 2. М.: Генезис, 1998.- 160 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. нем.: В 4-х томах. Т. 3. М.: Генезис, 1998.- 160 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. нем.: В 4-х томах. Т. 4. М.: Генезис, 1999.- 160 с.
- Фролова Г. Умеют ли дети защищать свои права? // Народное образование. 1998. № 9 10. — С. 19 -23.
- Черномордик Е.И. Подходы к осуществлению личностно-ориентированного обучения // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 42 — 44.
- Щуркова Е.Н. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-366 с.
- Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. -М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2002. 352 с.
- Языком цифр//Аргументы и факты. 2004. № 45.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.