Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы и формы управления образовательными системами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность и многообразие управленческих целей и задач требуют единого оптимального подхода к формированию организационной структуры, технологии реализации универсальных управленческих функций, методов и форм. Формы развиваются во взаимосвязи с группами методов управления. В учебном заведении как педагогической системе сотрудничество в коллективе складывается на основе коллегиальных форм… Читать ещё >

Методы и формы управления образовательными системами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любая деятельность, в том числе управленческая, реализуется посредством комплекса специфических методов. Под методами управления понимаются способы взаимодействия субъекта управления (администрации, управляющей подсистемы) с обьект-субъектами управления для достижения намеченных целей управления.

Следует отметить, что в педагогической теории различают методы управления и методы руководства. Первые нацелены на саму систему или на ее подсистему, на управляемый объект, вторые — на конкретных исполнителей, выполняющих определенные функции и имеющих индивидуальные особенности. Следовательно, там, где речь идет о непосредственной работе с людьми, применяются главным образом методы руководства.

В педагогической литературе представлены разные подходы к классификации методов управления. В частности, выделяют три группы методов внутришкольного управления: социально-психологические, организационнораспорядительные и экономические. Ведущими методами педагогического управления считаются социальнопсихологические методы. Они призваны воздействовать не только на разум, но и на чувства личности, создавать условия для ее самореализации или самовыражения, проявления способностей и возможностей, что не только усиливает действенность решения, приказа, распоряжения, но нередко и заменяет их, побуждает личность действовать так, как надо, подчас долгий период времени и без вмешательства руководителя. Социально-психологические методы — это методы управления социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. Сюда же относят методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств). Кроме того, выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуальноличностным поведением.

Экономические методы являются методами материальной мотивации, реализующимися в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций (начет) за недолжное его выполнение.

Распорядительные методы — это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления — приказы, планы, инструкции, распоряжения и т. п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих задач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.

Одним из видов распорядительных форм и методов управления являются административные формы и методы. Это методы властной мотивации. Они основаны на подчинении закону, правопорядку, старшему должностному лицу и имеют обязательный характер. Административные формы и методы воздействия необходимы для защиты интересов общества, коллектива, личности; с их помощью реализуются права и обязанности руководителей, осуществляется их взаимодействие с подчиненными, поддерживается трудовая дисциплина, обеспечиваются условия выполнения работниками своих обязанностей.

Методы педагогического управления не только широко применяются руководителями учебных заведений, но и формируют их профессионализм, служа надежным средством повышения их управленческой квалификации и педагогического мастерства. Следует выделить такие методы воздействия на педагогический коллектив и его органы, как создание общественного мнения, пробуждение общественной активности, укрепление чувства ответственности педагогов за порученное дело. Совершенствование педагогического управления направлено на обогащение арсенала используемых педагогами методов работы с учащимися. Например, применение методов морального стимулирования труда учителей способствует внедрению методов морального стимулирования учебного труда учащихся, четкость в определении прав и обязанностей членов педагогического коллектива, нормирование и регламентирование их труда определяют необходимость конкретного уточнения педагогами круга обязанностей школьников, их инструктирования в многообразной работе. Таким образом, богатство методов управления деятельностью учащихся в значительной мере обусловлено богатством методов управления, используемых руководителями школы в работе с педагогическим коллективом, а стиль отношений директора с учителями переносится и на взаимоотношения педагогов со своими питомцами.

Богатство методов педагогического управления определяет богатство методов управления деятельностью и поведением учащихся. В связи с этим совершенствование методов педагогического управления следует связывать с необходимостью глубокого изучения педагогами возрастных, психологических и психических особенностей учащихся на каждом этапе их физического развития, с умением педагогов стимулировать их деятельность, побуждать к самовыражению и самоутверждению, видеть изменения в духовном росте каждого школьника и вносить на этой основе коррективы в комплекс сложившихся с ним взаимоотношений.

Условия функционирования образовательного учреждения предполагают использование разнообразных форм управления, т. е. способов организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе. Фактически форма управления определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия. Характерной особенностью методов педагогического управления является целесообразная и умелая инструментовка форм совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, педагогов и учащихся. К ним относятся методы организации совместной деятельности и общения детей и регулирования возникающих в детской среде отношений, совершенствование познавательного, эмоционально мотивационного и поведенческого компонентов деятельности воспитанников. Совместная деятельность педагогов и учащихся реализуются в таких формах, как коллективные творческие дела, воспитывающие ситуации, самоуправление, классно-ученические коллективы, кружки, секции и другие объединения воспитанников; воспитательные традиции, общественное мнение.

Сложность и многообразие управленческих целей и задач требуют единого оптимального подхода к формированию организационной структуры, технологии реализации универсальных управленческих функций, методов и форм. Формы развиваются во взаимосвязи с группами методов управления. В учебном заведении как педагогической системе сотрудничество в коллективе складывается на основе коллегиальных форм управления. Главную роль играет совет учебного заведения, который решает наиболее важные вопросы жизнедеятельности. При проведении эксперимента создается совет экспериментальной площадки. Немалое значение в решении задач эффективного обучения придается педагогическому совету. На других уровнях структуры управления образуются малые советы, комитеты, кафедры, объединения, группы, временные творческие коллективы, проектные группы, кружки и группы качества, дни диагностики, регулирования и коррекции, группы оперативной помощи и поддержки как детей, так и членов коллектива, консультационные службы помощи и доверия. Целостная система форм управления образовательным учреждением позволяет участникам процесса проводить в жизнь необходимые решения, добиваться определенных результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой