Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При реализации педагогических условий осуществляется их дифференциация в зависимости от степени нарушения слуха, особенностей общего и речевого развития детей. В реализации целевого и содержательного компонентов при работе с глухими дошкольниками больший акцент делается на изучение видов и причин эмоциональных реакций участников ситуаций, в работе со слабослышащими — разнообразных способов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Общенаучные подходы в нравственном" воспитании детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. 23 1.3.Особенности нравственного развития и воспитания детей с нарушениями слуха
    • 1. АПедагогические условия" нравственного воспитания детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом
  • Глава 2. Исследование особенностей развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. 56 2.1.Организация и содержание констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Особенности понимания и проявления эмоциональных состояний детьми старшего дошкольного возраста с 61* нарушениями слуха
    • 2. 3. Состояние когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
  • Глава 3. Реализация педагогических условий воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями, слуха
    • 3. 1. Педагогические условия обеспечения целевого и содержательного компонентов воспитания нравственных 97 качеств

    3.2. Педагогические условия обеспечения методического компонента воспитания нравственных качеств. 113 3.3. Педагогические условия обеспечения организационного компонента воспитания нравственных качеств.

    3.3. Обсуждение результатов обучающего эксперимента.

Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации (А.Я.Данилюк,.

A.М.Кондаков, В. А. Тишков, 2011). Проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость (Л.И.Божович, A.B.Запорожец, В. С. Мухина, Е. В. Субботский,.

B.Д.Шадриков). Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личностьформируется соответствующее нравственным правилам поведение, являющееся необходимым условием социализации детей.

Нравственное развитие связано со становлением эмоциональной сферы ребенка, центральной линией которого в дошкольном возрасте является воспитание социальных и нравственных чувств, усложнение механизмов эмоционального реагирования, на основе чего происходит воспитание нравственных качеств. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) отмечена необходимость освоения детьми первоначальных представлений социального характера, включающих приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), воспитания ценностного отношения к труду.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха предопределяют своеобразие восприятия ими окружающего мира. Они испытывают затруднения в усвоении морально-этических понятий, в уяснении их смысла и ценностных оснований, в становлении оценки и самооценки социально значимых черт и качеств личности (Е.И.Исенина, М. М. Нудельман, Н. Г. Морозова, В. Г. Петрова и др.).

Вопросы нравственного воспитания детей с нарушениями слуха отражены в работах отечественных педагогов и психологов (Г.Л.Выгодская, Л. А. Головчиц, Е. Л. Гончарова, В. В. Заболтина Б.Д.Корсунская, О. А. Красильникова, О. И. Кукушкина, Н. Г. Морозова, М. И. Никитина, Л. П. Носкова, Г. Н. Пенин, В. Петшак, Е. Ф. Рау, Н. А. Рау, Е.З.Яхнина). Следует отметить, что различные аспекты нравственного воспитания детей с нарушениями слуха изучены неравномерно. Исследователи выявляли возможности использования в процессе нравственного воспитания различных видов деятельности, таких как общение, сюжетно-ролевая игра, чтение, трудовая деятельность, средств народного творчества, музыки, информационных технологий. Большая часть, работ посвящена нравственному воспитанию детей школьного возраста, в то время как данные о развитии эмоциональной сферы и нравственных качеств дошкольников с нарушениями слуха ограниченны, а также недостаточноизучены и не систематизированы педагогические условия воспитания нравственных качеств.

Можно констатировать наличие противоречия между потребностью социума в личности, обладающей нравственными’качествами, необходимостью совершенствования системы дошкольного образования, детей с нарушениями слуха и — недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Цель исследования — научное обоснование и разработка педагогических условий воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих).

Объект исследования — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования: воспитание нравственных качеств у дошкольников с нарушениями слуха обладает значительным своеобразием и предполагает реализацию педагогических условий, учитывающих особенности психического и речевого развития детей и обусловленные ими особые образовательные потребности, на следующих уровнях — концептуальном и технологическом.

В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа теоретического и прикладного аспектов воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха определить научные подходы к созданию педагогических условий их воспитания.

2. Разработать методику изучения сформированное&tradeнравственных качеств у дошкольников с нарушениями слуха, учитывающую особенности их общего, речевого и психического развития.

3. Определить и охарактеризовать уровни сформированности и особенности проявления нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

4. Выявить педагогические условия, обеспечивающие воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, на основе которых разработать, апробировать и реализовать модель воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные подходы к проблеме человека, его духовности, феноменологии развития (А.Г.Асмолов, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. В. Мудрик,.

A.В.Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский,.

B.Д.Шадриков, Н.Е. Щуркова), положение о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственного сознания, эмоций и поведения (М.С.Каган, В.Н.Мясищев), теория систем и синергетический подход (В.И.Загвязинский, В.Н.Садовский), концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности (А.Я.Данилюк,.

A.М.Кондаков, В.А.Тишков), положения об общих и специфических закономерностях нормального и аномального развития (Л.С.Выготский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Ж.И.Шиф), о социокультурном развитии ребенка (Е.А.Медведева), подходы к воспитанию детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (Л.Б.Баряева, Е. А. Екжанова, М. В. Жигорева, Е. А. Стребелева и др.), психолого-педагогические положения о воспитании и обучении детей с нарушениями слуха (Т.Г.Богданова, Р. М. Боскис, Г. Л. Выгодская, Л. А. Головчиц, Г. А. Гурцев, А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Е. И. Исенина, Б. Д. Корсунская, О. А. Красильникова, О. И. Кукушкина, Н. А. Морозова, Н. М. Назарова, Л. П. Носкова, Г. Н. Пенин,.

B.Петшак, Е. Г. Речицкая, И. М. Соловьев, К. И. Туджанова, И. Фаттер, В. И. Флери, Э. Н. Хотеева. Е.З.Яхнина).

Методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературыпедагогическое наблюдение за детьми в процессе учебной и игровой деятельности, в проблемных ситуациях, актуализирующих проявление нравственных качествизучение психолого-педагогической и медицинской документации, анализ результатов деятельности детей, метод экспертных оценокпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что: — охарактеризованы уровни сформированности нравственных качеств и особенности их проявлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха — глухих и слабослышащих, что послужило основой для определения педагогических условий их воспитания, дифференцированных в зависимости от степени нарушения слуха и особенностей психического и речевого развития;

— определены два уровня реализации педагогических условий воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: концептуальный (планирование и реализация воспитательного процесса с учетом композиционной целостности и комплексного использования научных подходов, принципов специального образования), технологический (обеспечение диагностического, целевого, содержательного, методического, организационного компонентов педагогического процесса с учетом особенностей нравственного развития детей с нарушениями слуха в онтогенезе, их психологических особенностей). Реализация педагогических условий воспитания нравственных качеств осуществлялась дифференцированно в зависимости от степени снижения слуха и особенностей психического и речевого развития детей.

— научно обоснована, разработана и апробирована модель воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Теоретическая значимость исследования:

— расширены представления об особенностях развития эмоционально-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, проявляющихся в недостаточной сформированное&tradeвсех компонентов — представлений о нравственных качествах и ситуациях, в которых они проявляются, умений опознавать нравственное содержание житейских ситуаций, выражать сочувствие, оказывать содействие;

— конкретизировано понятие «педагогические условия» применительно к процессу воспитания детей с нарушениями слуха: указаны область, в которой происходит становление нравственных качеств у детей с нарушениями слуха, участники воспитательного процесса, характер организации их отношенийопределены уровни реализации педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: концептуальный, технологический;

— научно обоснована структура педагогического процесса воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, включающая такие компоненты, как диагностический, целевой, содержательный, методический, организационный, системная и дифференцированная (в зависимости от степени нарушения слуха, особенностей психического и речевого развития ребенка) реализация которых приводит к повышению уровня их эмоционально-нравственного развития.

Практическая значимость исследования: разработана и апробирована методика педагогического изучения сформированности нравственных качеств, определены педагогические условия и модель воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Результаты исследования нашли применение в лекционных курсах, семинарских и практических занятиях по дисциплинам: «Коррекционная ритмика», «Дошкольная"сурдопедагогика», «Психология детей с нарушениями слуха», «Теориями методика игры», «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха», «Нравственное воспитание детей с проблемами в развитии» (спецкурс) для обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы специального образования, внедрены в практику работы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с помощью разработанной нами методики, основанной на учете степени снижения слуха, особенностей развития словесной речи, эмоциональной сферы, дает возможность оценить уровни их развития.

2. Особенности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха проявляются в недостаточной сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Глухие и слабослышащие дошкольники с одинаковой успешностью опознают эмоции с опорой на смысловой контекст ситуации, по внешним признакам эмоциональных состояний. Для глухих дошкольников в большей степени, чем для слабослышащих, характерны малая ориентация на сверстника в игре и бытовых ситуациях, стереотипность эмоционального реагирования, узость круга объектов, на которые направлено сочувствие и содействие.

3. Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями слуха обеспечивается благодаря реализации педагогических условий на следующих уровнях: концептуальном (планирование и реализация воспитательного процесса с учетом композиционной целостности и комплексного использования научных подходов, принципов специального образования) и технологическом, включающем обеспечение диагностического, целевого, содержательного, методического, организационного компонентов процесса воспитания нравственных качеств с учетом психологических особенностей детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.

4. При реализации педагогических условий осуществляется их дифференциация в зависимости от степени нарушения слуха, особенностей общего и речевого развития детей. В реализации целевого и содержательного компонентов при работе с глухими дошкольниками больший акцент делается на изучение видов и причин эмоциональных реакций участников ситуаций, в работе со слабослышащими — разнообразных способов реагирования (в том числе и словесных) в конкретной ситуации. Обеспечение методического и организационного компонентов в работе с глухими дошкольниками, по сравнению со слабослышащими, имеет свои особенности и включает: реализацию особого алгоритма изучения нравственных ситуацийиспользование специальных карточек, блок-схем, разных видов демонстрационного материла и вариативность его использования, наличие подготовительной работы перед проведением игр и упражнений, расширенное использование практических методов, упражнений, указаний, инструкций в прямой форме, индивидуальных форм работы.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается адекватностью методологии исследования, применением взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических. методов, соответствующих предмету и задачам исследованияиспользованием комплекса взаимодополняющих методиксочетанием качественного и количественного анализа результатов, применением методов математической статистики для обработки полученных данных, репрезентативностью выборки испытуемых, положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Организация исследования:

Исследование проводилось на базе Краевого государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих детей» (дошкольного отделения) и Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 396 г. Перми. На этапе констатирующего эксперимента в исследование были включены также Муниципальные дошкольные образовательные учреждения №№ 334, 55, 137 г. Перми. На разных этапах в исследовании участвовали 43 дошкольника с нарушениями слуха, 65 дошкольников с нормальным слухом, 8 педагогов, 40 родителей.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, Всероссийских, межвузовских, региональных конференциях и семинарах (Москва, Одесса, Новосибирск, Томск, Екатеринбург, Пермь, Чайковский, Магнитогорск), на кафедре специальной дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета, на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии Московской открытой социальной академии, в дошкольных учреждениях — Краевом государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих детей» (дошкольное отделение) и Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 396. Материалы исследования внедрены в учебный процесс кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета, курсы повышения квалификации для воспитателей, дефектологов специальных дошкольных учреждений, учителей начальных классов коррекционных школ.

Публикация результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.

Основные выводы исследования:

Теоретической основой определения педагогических условий воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха послужило комплексное сочетание системного, синергетического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов.

Разработана методика изучения сформированности нравственных качеств у дошкольников с нарушениями слуха, учитывающая степень снижения слуха детей, особенности их общего, речевого и психического развития, и определены критерии их сформированности.

Исследованы и описаны особенности нравственных качеств у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Отмечен недостаточный уровень сформированности когнитивного компонента (представлений о нравственных качествах и о ситуациях, в которых они проявляются), эмоционального компонента и поведенческого компонента (умений выделять и опознавать нравственную ситуацию, определять и анализировать причины проявления эмоций участников ситуации, выражать сочувствие, оказывать содействие). Глухие и слабослышащие дошкольники с одинаковой успешностью опознают эмоции с опорой на смысловой контекст ситуации, по внешним признакам эмоциональных состояний. Для глухих дошкольников в большей степени, чем слабослышащих, характерны недифференцированность причин эмоциональных состояний участников ситуации, вызывающая неадекватные реакции на ситуацию, малая ориентация на сверстника в игре и бытовых ситуациях, стереотипность эмоционального реагирования, узость круга объектов, на которые направлено сочувствие и содействие и т. д.

В нашем исследовании под педагогическими условиями воспитания нравственных качеств понимались целенаправленно используемые педагогом возможности специального, особым образом организованного воспитательного процесса, предполагающего взаимодействие в системе «взрослый-ребенок с нарушением слуха», способствующие их становлению. В данном определении указаны область, в которой происходит становление нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, участники педагогического процесса — педагоги, дети с нарушениями слуха, родители, характер организации их отношений — взаимодействие, базирующееся на дифференцированном и индивидуальном подходах.

Выявлены и описаны уровни реализации педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: концептуальный (планирование и реализация воспитательного процесса с учетом композиционной целостности и комплексного использования научных подходов, принципов специального образования) и технологический (обеспечение диагностического, целевого, содержательного, методического, организационного компонентов процесса воспитания нравственных качеств с учетом психологических особенностей детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста). ¦ Реализация педагогических условий воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха осуществляется дифференцированно, в зависимости от степени нарушения слуха, особенностей их психического и речевого развития. В реализации целевого и содержательного компонентов при работе с глухими дошкольниками больший акцент делается на изучение видов и причин эмоциональных реакций участников ситуаций, в работе со слабослышащими — разнообразных способов реагирования (в том числе и словесных) в конкретной ситуации: Обеспечение методического и организационного компонентов в работе с глухими дошкольниками, по сравнению со слабослышащими, имеет свои особенности и включает: реализацию особого алгоритма изучения нравственных ситуацийиспользование специальных карточек, блок-схем, разных видов демонстрационного материла и вариативность его использования, наличие подготовительной работы перед проведением игр и упражнений, расширенное использование практических методов, большого количества упражнений, указаний, инструкций в прямой форме, приемов подкрепления оценки, данной «другим», оценкой воспитателя, индивидуальных форм работы.

Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и показали эффективность разработанной модели воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Проведенное исследование может стать основой для дальнейшего изучения проблемы формирования нравственных качеств у детей с особыми образовательными потребностями и конкретизации педагогических условий.

Заключение

.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования (А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, 2011). Нравственное развитие личности осуществляется-путем приобщения ее к культурно-историческим моральным ценностям и овладения ими. Нравственные свойства входят в ядро структуры личности и определяют ее направленность, которая выражается в целях, мотивах, потребностях. Свойства личности, структурируясь и объединяясь, образуют ее нравственные качества. Старший дошкольный возраст является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной-общеобразовательной программы дошкольногообразования (2009) отмечена необходимость освоения детьми первоначальных представлений социального характера, включающим приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), воспитания, ценностного отношения к труду. На основе овладения первыми этическими, инстанциями иразвития' произвольности^ всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование нравственной сферы личности — ее когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов. Нарушения слуха отрицательно сказываются на нравственном развитии дошкольника. -Ограниченный социальный опыт, особенности развития психических процессов, речи, эмоционально-волевой сферы оказывают влияние на становление личности воспитанников.

Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями слуха обеспечивается благодаря реализации педагогических условий на следующих уровнях: концептуальном (планирование и реализация воспитательного процесса с учетом композиционной целостности и комплексного использованиянаучных подходов, принципов специального образования) и технологическом, включающем обеспечение диагностического, целевого, содержательного, методического, организационного компонентов процесса воспитания нравственных качеств с учетом психологических особенностей детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста. При реализации педагогических условий осуществляется их дифференциация в зависимости от степени нарушения слуха, особенностей общего и речевого развития детей. Задачи воспитания нравственных качеств формулируются с учетом когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов нравственной сферы, т.к. структура нравственной сферы личности представляет собой взаимодействие этих компонентов. Выбор и особенности использования методов, форм, средств основываются, с одной стороны, на учете особенностей речевого и психического развития детей с нарушенным слухом, с другой стороны, — психологических механизмов становления нравственных качеств, таких как подражание, идентификация, нравственные обобщения, обособление, моральный выбор, оценка.

Экспериментальное обучение подтвердило необходимость реализации обозначенных нами педагогических условий. Сравнение показателей выполнения* большей части заданий (в контрольном эксперименте) детьми. ЭГ, и КГ показало положительную * динамику в восприятии, понимании эмоциональных состояний, дифференциации нравственных представлений, а также в поведении воспитанников ЭГ. У них отмечались сочувствие и содействие окружающим, внимательное к ним отношение, стремление быть понятыми, проявлялись такие качества как доброжелательность, чуткость, щедрость и др. Дети КГ отставали от дошкольников ЭГ в развитии всех трех компонентов нравственных качеств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-205 с.
  2. JI.B. Сурдопедагогика. М., 2005. — 352 с.
  3. JI.B. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. -М.: Просвещение, 1996. С.188−205.
  4. А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности — к, культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования, — М., 1992.-370 с.
  5. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс. М.: Просвещение, 1982. —238 с.
  6. М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. 2006. № 1. — С.6−20.
  7. Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М., 1985. -324 с.
  8. В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. -М.- СПб., 2003. -251 с.
  9. B.C. От наукоучения к логике культуры / B.C. Библер. -М.: Политиздат, 1990. — 98 с.
  10. О.С. Беседы о нравственном воспитании. М.: Просвещение, 1999. — 143 с.
  11. Т.Г., А.В.Жилина Психологические проблемы, семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии / Т. Г. Богданова, А.В.Жилина // Специальная психология. 2004. — № 1. — С. 72−76.
  12. Т.Г. Проблемы социальной адаптации лиц с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. М., 2005. — С.107−110.
  13. Т.Г. Психологические условия социализации лиц с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова // Проблемы педагогического образования: сборник научных статей. Выпуск 23. — М., 2005. — С. 01−66.
  14. Т.Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников. // Дефектология. 1998. — № 3. — G.40−44.
  15. A.A. Личность и общение: Избран. Психол. труды. — М.: Международ, пед. академия, 1995. — 172 с.
  16. A.A. «Быть борцом — значит быть человеком» (И.В. Гете) / A.A. Бодалев // Педагогика. — 2008. № 3. — С. 3−7.
  17. Божович Л: И. О8 нравственном воспитании и развитии детей // Вопросы психологии. 1975.-№ 1. -С.13−15.
  18. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / М. И: Богомолова / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 2001.-231 с.
  19. Д1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной' деятельности. -Волгоград: Перемена, 2000. 275 с.
  20. Боскис Р1М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Советский спорт, 2004: 305 с.
  21. Бубер М5. Я и Ты / М. Бубер. М, 1922. — 54 с.
  22. И.Е. Образование как феномен культуры: монография / И. Е. Видт.- Тюмень: Печатник, 2006.— 197 с.
  23. О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998. — 184 с.
  24. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред-МШйноградовой: Мл- Просвещение, 1989-- 96 с.
  25. .JE. Нравственные империтивы и- задачи воспитания / Б. Л. Вульфсон //Педагогика: -2006. -№ 10.-С. 3−10:
  26. Т.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм: — М: Просвещение- 1975: -174 с. 34., Выготский ЛСС. Основы дефектологии: СПб.: Лань, 2003. — 656 с.
  27. Л.С. Психология. М: ЭКСМО-Пресс, 2000.-108 с.
  28. Т.П. О воспитании нравственных чувств. — М.: Знание- 1984.- 79 с.
  29. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Разман // НЦО. Вып. 2. — 1995. — С. 16−45.
  30. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. -Выт6:-М^Л996--С. 12−21.
  31. Н.Ф. Подход к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 2007. — № 10. — С. 38−47.
  32. JI.A. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001. -304 с.
  33. JI.A. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под. ред. Л. П. Носковой. -М., 1993. С. 92−105.
  34. JI.A. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. — 1993. № 4. -С. 23−31.
  35. Гончарова Е. Л, Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. — 1999. № 3. — С. 47−57.
  36. Грат Н: Г. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения. СПб: Союз, 200 Г. — 192 с.
  37. А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А."Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.-23 с.
  38. И.С. Формирование доброжелательности и заботливого отношения старших дошкольников к младшим детям: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1972. — 22 с.
  39. O.A. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями. Автореферат дис.. .д-ра пед наук. — М., 2007. -26 с.
  40. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред и сост. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. — 176 с.
  41. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 288с.
  42. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
  43. Дж. Введение в философию воспитания: пер. с англ. / Дж. Дьюи. М.: Изд-во ЦК Всерос. союза работ, просвещ., 1921. — 78 с.
  44. А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.: АПН РСФСР, 1957.-348 с.
  45. Э. Социология образования: пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Э. Дюркгейм. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с.
  46. Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение, 2003. — 243 с.
  47. М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями. — М.: РИЦ МГУ им. Шолохова. — 2009. — 155 с.
  48. В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Дисс. .канд. пед наук. — М., 2007. — 183 с.
  49. Загвязинский В. И!, Атаханов Р. Методология и-методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. — 179 с.
  50. В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов М- Высшая школа, 2008. — 391 с.
  51. В. И. Теория обучения: современная интерпретация. -М.: Академия, 2008. 375 с.
  52. A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985. -273 с.
  53. A.B. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
  54. JI.M. Вопросы воспитания у дошкольников культуры межнационального общения в программных документах / JI.M. Захарова // Детский сад от, А до Я. 2006. — № 6. — С. 26−36.
  55. В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. — Самара, 1997.-362 с.
  56. Е.К. Педагогическая система нравственного воспитания и развития личности // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду / Под ред. Л. В. Пименовой. — Пермь: ПГПИ, 1993. С.64−87.
  57. С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. — М., 1961. 274 с.
  58. Т.С., Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1 и 2 вида. -М/.ВЛАДОС, 2003. 200 с.
  59. Т.С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. М., 2003. — 324 с.
  60. Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 167 с.
  61. Е.И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов: СГУ, 1986. 162 с.
  62. Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999. — 88 с.
  63. Исследование личности детей с нарушенным слухом / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М.: Педагогика, 1981. 142 с.
  64. М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика. 1981. — № 10. — С. 17−21.
  65. М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 437 с.
  66. P.P. Знакомство с моральными качествами: Программа нравственного воспитания для старших дошкольников // Школьный психолог. 2001. — № 17. — С.6−10.
  67. Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2003. — 145 с.
  68. Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: Автореферат дисс.. канд. Пс наук. — СПб., 1999.-18 с.
  69. Калинина Р. Р. Тренинг развития, личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2005. Г60 с.
  70. ША. Педагогические условия воспитания и развития милосердия-у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992. 17 с.
  71. С.А. Я человек: программа приобщения ребенка к социальному миру / С. А. Козлова. — М., 1996. — 57 с.
  72. Кон И. С. Ребенок и общество. М1: Академия, 2003: — 376 с.
  73. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных-учреждений для4 детей с нарушениями слуха, и интеллекта / Под ред. Л. И Носковой. М.: Педагогика, 1990. — 162 с.
  74. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. М, 1989. — 175 с.
  75. .Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1970.
  76. .Д. Не говори ребенку ты плохой. — М.: Классика Стиль, 2003. — 96 с.
  77. .Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. -М., 1969.-295 с:
  78. .Д. Читаю сам: Книга для чтения для глухих дошкольников. В 3-х кн. М.: ВЛАДОС, 2000. — 168 с.
  79. А. Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенез // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду / Под ред. Л. В. Пименовой. Пермь: ПГПИ, 1993. -С.32−48.
  80. А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. -М.: Академия, 2003. — 176 с.
  81. В.В. Общие основы педагогики. М., 2003. — 368 с.
  82. . О.И., Королевская Т. К., Гончарова Е. Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: Методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». М.: Полиграф сервис, 2003. — 144 с.
  83. Т.Ю., Речицкая Е. Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. — М.: Книголюб, 2006. 198 с.
  84. . В. Вариативность педагогических условий социального воспитания школьников. М., 2009. — 141 с.
  85. .В. Гипотеза кандидатской диссертации (о многообразии педагогических условий) // Наука и практика воспитания- и дополнительного образования. — 2006.— № 4.— С. 100 108.
  86. .В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия»// Вестник
  87. Костромского гос. университета им. Н: А. Некрасова.— 2001.— № 2. — С. 101—104. ,
  88. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном, возрасте: В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н:Леонтьева, A.B.Запорожца- М.: Педагогика, 1995.-С.6−17.
  89. И., Матейчек 3. Психическая депривация* в детском-возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
  90. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. — 144 с.
  91. Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение^ социализации" детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной. недостаточностью. — СПб., 2006. — 221 с.
  92. В.И. Психологические проблемы диагностикиланомального развития! детей: — MI, 1989. 246 с.
  93. Лубовский. В. И: Общие и специфические закономерности развития психики.аномальных.детей // Дефектология. 1971'. № 6. — С. 17−20.
  94. Т.Д.- Диагностика психического развития^ детей.-Пособие по практической психологии. -М., 1997.
  95. . Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.— 272 с.
  96. Марцинковская Т. Д. История психологии. — М, 2003. — 305 с.
  97. Медведева Е. А". Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития, средствами искусства в образовательном пространстве. М: МГПУ, 2007. — 357 с.
  98. Медведева- Е. А. Формирование личности- ребенка" с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М: Академия- 2009: — 269 с.
  99. Е.А., Левченко И:Ю. Артпедагогика, и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001. — 246 с.
  100. Н.В. Психологическая сущность нравственного компонента личности дошкольника. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. — 123 с.
  101. Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. — СПб: Изд-во «Алматея». 2008. — 336 с.
  102. B.C. Очерк психологии личности. — Пермь, 1986. — 257 с.
  103. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2005.-285 с.
  104. Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми / Под ред. М. И. Никитиной. — М.: Просвещение, 1986.-127 с.
  105. , JI.A. Дидактические условия формирования учебной деятельности на вузовской лекции: Дис.. канд.пед. наук. -Магнитогорск, 1998.-201 с.
  106. Н.Г. Изменение поведения глухих дошкольников под влиянием обучения и воспитания в дошкольных учреждениях // Дефектология. 1986. — № 3. — С. 56−60.
  107. Н.Г. О нравственном воспитании глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. — М., 1963. — С.45−61.
  108. Н.Г. Развитие нравственных отнощений между глухими детьми дошкольного возраста// Дефектология. 1985. — № 3. -С.63−66.
  109. A.B. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов /
  110. A.B. Мудрик / под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд. испр. и доп. М.: Академия, 2002. — 200 с.
  111. A.B. Социализация человека / А. В. Мудрик. — М., 2004. -198 с.
  112. B.JI. Педагогические условия формирования опыта технической творческой деятельности у студентов педагогического университета с использованием компьютера: Дис.. канд. пед. наук. -Владимир, 2000. 174 с.
  113. Н.И. Усвоение нравственных норм детьми 6−7 лет в игровой и учебной деятельности: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.07. -МГУ им. М. В. Ломоносова, 1988. 186 с.
  114. Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка // Дефектология. — 2006. -№ 1. — С.24−35.
  115. B.C. Возрастная психология: учебник для студентов вузов /
  116. B.C. Мухина. -М.: Академия, 1997. 306 с.
  117. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология личности: Хрестоматия. СПб., 2000. — С.123−127.
  118. В.Н. О личности и ее характеристиках. СПб., 1986. -289 с.
  119. Н.М. Специальная педагогика: история развития? научного- знания и подготовка педагогических кадров- — М-: Спутник +, 2009: -158 с.
  120. Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста. М., 1986.
  121. Н.Н. Самоопределение личности ^ как социокультурный феномен/НН. Никитенко//НЦО.-Вып4. -2005.-С. 10−27.
  122. М.И. Нравственное воспитание • детей с недостатками слуха. // Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов. дефектол. фак. пед. ин-тов>/ под ред. М. И:Никитиной. М.: Просвещение, 1989. — С. 290−309.
  123. М.И. Социализация детей с. недостатками слуха в-условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997. — С. 20−24.
  124. Нравственное воспитание: философско-этические основы / В-А.Блюмкищ Е. НГумницкий- — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. 141 с:
  125. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловощ —М1: Академия- 2002. 192 с.
  126. Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка // Особенности развития и воспитания детей дошкольного
  127. В.И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика Синтез, 2006. — 72 с.
  128. A.B. Быть личностью / A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
  129. В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о.личностном общении (психология общения). — М., 1992. — 243 с.
  130. В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. 1989: — № 6. — С. 61−65.
  131. В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. — М., 1991. — 38 с.
  132. В. Эмоциональное развитие глухих детей. Дис. .доктора пс. наук. М^ 1991.-308 с.155^ Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. Ms, 1999. i
  133. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. М., 1971.-448 с.
  134. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Я. З Неверович. М., 1986. — 174 с.
  135. Pay Е.Ф. О воспитании глухонемого ребенка дошкольного возраста в семье. -М.: АПН РСФСР, 1954. 134 с.
  136. Pay H.A. Дошкольное воспитание глухонемых. М., 1947. — 219 с.
  137. Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.-134 с.
  138. Т.А. Социально-психологическая характеристика групп детского сада. — М., 1988. — 287 с.
  139. Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Учебно-методическое пособие. — Л.: Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1988. — 114 с.
  140. Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М.: ВЛАДОС, 2005. — 156 с.
  141. Е.Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 192 с.
  142. Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. — 1997.' № 4. -С.21−29.
  143. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-184 с.
  144. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании / Ж.-Ж. Руссо // Педагогическое наследие. — М., 1989. — 198 с.
  145. В.Н. Основы общей теории систем. — М.: Наука, 1974. -279 с.
  146. А.З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих. СПб.: Петербург — 21 век, 1999. -С. 115−151.
  147. Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ Школьных технологий, 2005. — 232 с.
  148. С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5−7 лет. М.:АРКТИ, 2003. — 80 с.
  149. В.А. Методика воспитательной работы. М., 2007. -202 с.
  150. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2004. — 432 с.
  151. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореферат дис.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 47 с.
  152. Е.О. Психология ребенка (от рождения до семи лет). — М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997. 384 С.
  153. Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. -М.:ВЛАДОС, 2003. 160 с.
  154. Специальная педагогика /Под ред Н. М. Назаровой. М., 2008. — Т.2. -348 с.
  155. Л.П. Развитие творческого эмпатийного процесса в играх у дошкольников // Творчество и педагогика. М., 1988. — 261 с.
  156. Е.В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — С. 24−27.
  157. Е.В. О генезисе морального поведения дошкольников // Новые исследования в психологии. 1977. — № 1. — С. 15−18.
  158. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. М., 1989. — 376 с.
  159. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. — 136 с.
  160. Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания / Н. М. Таланчук. Казань, 1990.-78 с.
  161. Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.-241 с.
  162. К.И. Дидактика коррекционных учреждений 1 и 2 вида. -М., 2004.-359 с. 190.' Урунтаева Г. А., Афонысина Ю. А. Практикум- по детской психологии. — М.: Просвещение — ВЛАДОС, 1995. — 112 с.
  163. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч: В 6 т. / Сост. О. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. — Т.5. — 528 с.
  164. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.-263 с.
  165. М.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании / М. М. Филиппов // Инновации в образовании. 2001. — № 1. — С. 12−20.
  166. Т.В. Сравнительная педагогика детства / Т. В. Фуряева. — Красноярск: РИОКГПУ, 2002. 216 с.
  167. И.Ф. Теория нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1998.-361 с.
  168. С.С. Концепция «Я-другой» / С. С. Хоружий // Вопросы философии. -2003. № 1. — С. 38−62.
  169. В.Д. Введение в психологию. Мир> внутренней жизни человека. М., 2002. — 342 с.
  170. В.Д. Философия образования и* образовательные политики. М., 1994. — 276 с.
  171. Шилова М.И.* Теория и методика* воспитания: традиции и инновации. Красноярск: универс, 2003. — 712 с.
  172. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.-273 с.
  173. E.H. Аксиологические основания процесса воспитания / Е. Н: Шиянов // Педагогика. 2007. — № 10: — С. 33−38.
  174. Н.Д., Горшкова A.A. Организация коррекционной, работы с глухими и, слабослышащими дошкольниками, воспитывающимися в* семье // Дефектология. 1991. — № 5. — С. 11−21.
  175. Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит. М., 1995. — 143 с.
  176. НЕ. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. М: Пед. общество России, 2002. — 224 с.
  177. Щуркова* Н. Е. Предъявление мира, в котором располагается-нежность / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. -№ 14.-С. 217−227.
  178. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 261 с.
  179. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996. — 289 с.
  180. С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоениядетьми5 этических норм // психологические проблемы нравственного воспитания детей. -М., 1997. 168 с.
  181. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. М., 2003. — 245 с.
  182. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 1986. — 155 с.
  183. Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха / Под ред. Б.ПЛузанова. — М.: ВЛАДОС, 2003.-272 с.
  184. Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися. — М., 1997. 231 с.
  185. Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988. — 281 с.
  186. Armstrong A. The Moral Education Debate./ The Colorado Freedom Report. www.FreeColorado.com (по состоянию на 14.05. 2009)
  187. Brown, D.G. Sex role preference in young children / D.G. Brown // Psychol. Monograf. — 1956. — Vol. 70. — P. 17−23.
  188. Kukartz, W. Sozialisation und Erziehung / W. Kukartz. — Essen, 1969. -97 p.
  189. Higginbotham D.J. Social participation and cognitive play ditterence sin hearing impaired and normally hearing preshoolers Volta Rewiew, 1981.
  190. Rahmenlehrplan fur den Ausbildungsberuf BerufsKraft fa hrerin / BerufsKraft fa hrerin / BIBB, 2000. 47 p.
  191. Schimer B. Relationship Between Imaginative Play and Language Development in Hearing Impaired Children — American Annals of the Deaf, 1989. Vol. 134, № 3. — P. 219−223.
  192. Zebenberg A.R. Social interacting Among Deaf Preschoolers American Annals of the Deaf, 1989. Vol. 136, № 1. — p. 217−221.
Заполнить форму текущей работой