Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Диссертация
При реализации педагогических условий осуществляется их дифференциация в зависимости от степени нарушения слуха, особенностей общего и речевого развития детей. В реализации целевого и содержательного компонентов при работе с глухими дошкольниками больший акцент делается на изучение видов и причин эмоциональных реакций участников ситуаций, в работе со слабослышащими — разнообразных способов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Общенаучные подходы в нравственном" воспитании детей дошкольного возраста
- 1. 2. Психолого-педагогические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. 23 1.3.Особенности нравственного развития и воспитания детей с нарушениями слуха
- 1. АПедагогические условия" нравственного воспитания детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом
- Глава 2. Исследование особенностей развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. 56 2.1.Организация и содержание констатирующего эксперимента
- 2. 2. Особенности понимания и проявления эмоциональных состояний детьми старшего дошкольного возраста с 61* нарушениями слуха
- 2. 3. Состояние когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
- Глава 3. Реализация педагогических условий воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями, слуха
- 3. 1. Педагогические условия обеспечения целевого и содержательного компонентов воспитания нравственных 97 качеств
3.2. Педагогические условия обеспечения методического компонента воспитания нравственных качеств. 113 3.3. Педагогические условия обеспечения организационного компонента воспитания нравственных качеств.
3.3. Обсуждение результатов обучающего эксперимента.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-205 с.
- Андреева JI.B. Сурдопедагогика. М., 2005. — 352 с.
- Артемова JI.B. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. -М.: Просвещение, 1996. С.188−205.
- Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности — к, культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования, — М., 1992.-370 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс. М.: Просвещение, 1982. —238 с.
- Бардышевская М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. 2006. № 1. — С.6−20.
- Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М., 1985. -324 с.
- Бельтюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. -М.- СПб., 2003. -251 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры / B.C. Библер. -М.: Политиздат, 1990. — 98 с.
- Богданова О.С. Беседы о нравственном воспитании. М.: Просвещение, 1999. — 143 с.
- Богданова Т.Г., А.В.Жилина Психологические проблемы, семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии / Т. Г. Богданова, А.В.Жилина // Специальная психология. 2004. — № 1. — С. 72−76.
- Богданова Т.Г. Проблемы социальной адаптации лиц с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. М., 2005. — С.107−110.
- Богданова Т.Г. Психологические условия социализации лиц с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова // Проблемы педагогического образования: сборник научных статей. Выпуск 23. — М., 2005. — С. 01−66.
- Богданова Т.Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников. // Дефектология. 1998. — № 3. — G.40−44.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избран. Психол. труды. — М.: Международ, пед. академия, 1995. — 172 с.
- Бодалев A.A. «Быть борцом — значит быть человеком» (И.В. Гете) / A.A. Бодалев // Педагогика. — 2008. № 3. — С. 3−7.
- Божович Л: И. О8 нравственном воспитании и развитии детей // Вопросы психологии. 1975.-№ 1. -С.13−15.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / М. И: Богомолова / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 2001.-231 с.
- Д1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной' деятельности. -Волгоград: Перемена, 2000. 275 с.
- Боскис Р1М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Советский спорт, 2004: 305 с.
- Бубер М5. Я и Ты / М. Бубер. М, 1922. — 54 с.
- Видт И.Е. Образование как феномен культуры: монография / И. Е. Видт.- Тюмень: Печатник, 2006.— 197 с.
- Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998. — 184 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред-МШйноградовой: Мл- Просвещение, 1989-- 96 с.
- Вульфсон Б.JE. Нравственные империтивы и- задачи воспитания / Б. Л. Вульфсон //Педагогика: -2006. -№ 10.-С. 3−10:
- Выгодская Т.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм: — М: Просвещение- 1975: -174 с. 34., Выготский ЛСС. Основы дефектологии: СПб.: Лань, 2003. — 656 с.
- Выготский Л.С. Психология. М: ЭКСМО-Пресс, 2000.-108 с.
- Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. — М.: Знание- 1984.- 79 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Разман // НЦО. Вып. 2. — 1995. — С. 16−45.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. -Выт6:-М^Л996--С. 12−21.
- Голованова Н.Ф. Подход к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 2007. — № 10. — С. 38−47.
- Головчиц JI.A. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001. -304 с.
- Головчиц JI.A. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под. ред. Л. П. Носковой. -М., 1993. С. 92−105.
- Головчиц JI.A. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. — 1993. № 4. -С. 23−31.
- Гончарова Е. Л, Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. — 1999. № 3. — С. 47−57.
- Грат Н: Г. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения. СПб: Союз, 200 Г. — 192 с.
- Данилзок А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А."Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.-23 с.
- Демина И.С. Формирование доброжелательности и заботливого отношения старших дошкольников к младшим детям: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1972. — 22 с.
- Денисова O.A. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями. Автореферат дис.. .д-ра пед наук. — М., 2007. -26 с.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред и сост. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. — 176 с.
- Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 288с.
- Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
- Дьюи Дж. Введение в философию воспитания: пер. с англ. / Дж. Дьюи. М.: Изд-во ЦК Всерос. союза работ, просвещ., 1921. — 78 с.
- Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.: АПН РСФСР, 1957.-348 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования: пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Э. Дюркгейм. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение, 2003. — 243 с.
- Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями. — М.: РИЦ МГУ им. Шолохова. — 2009. — 155 с.
- Заболтана В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Дисс. .канд. пед наук. — М., 2007. — 183 с.
- Загвязинский В. И!, Атаханов Р. Методология и-методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. — 179 с.
- Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов М- Высшая школа, 2008. — 391 с.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. -М.: Академия, 2008. 375 с.
- Запорожец A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985. -273 с.
- Запорожец A.B. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
- Захарова JI.M. Вопросы воспитания у дошкольников культуры межнационального общения в программных документах / JI.M. Захарова // Детский сад от, А до Я. 2006. — № 6. — С. 26−36.
- Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. — Самара, 1997.-362 с.
- Золотарева Е.К. Педагогическая система нравственного воспитания и развития личности // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду / Под ред. Л. В. Пименовой. — Пермь: ПГПИ, 1993. С.64−87.
- Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. — М., 1961. 274 с.
- Зыкова Т.С., Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1 и 2 вида. -М/.ВЛАДОС, 2003. 200 с.
- Зыкова Т.С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. М., 2003. — 324 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 167 с.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов: СГУ, 1986. 162 с.
- Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999. — 88 с.
- Исследование личности детей с нарушенным слухом / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М.: Педагогика, 1981. 142 с.
- Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика. 1981. — № 10. — С. 17−21.
- Каган М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 437 с.
- Калинина P.P. Знакомство с моральными качествами: Программа нравственного воспитания для старших дошкольников // Школьный психолог. 2001. — № 17. — С.6−10.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2003. — 145 с.
- Калинина Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: Автореферат дисс.. канд. Пс наук. — СПб., 1999.-18 с.
- Калинина Р. Р. Тренинг развития, личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2005. Г60 с.
- Княжева ША. Педагогические условия воспитания и развития милосердия-у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992. 17 с.
- Козлова С.А. Я человек: программа приобщения ребенка к социальному миру / С. А. Козлова. — М., 1996. — 57 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М1: Академия, 2003: — 376 с.
- Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных-учреждений для4 детей с нарушениями слуха, и интеллекта / Под ред. Л. И Носковой. М.: Педагогика, 1990. — 162 с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. М, 1989. — 175 с.
- Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1970.
- Корсунская Б.Д. Не говори ребенку ты плохой. — М.: Классика Стиль, 2003. — 96 с.
- Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. -М., 1969.-295 с:
- Корсунская Б.Д. Читаю сам: Книга для чтения для глухих дошкольников. В 3-х кн. М.: ВЛАДОС, 2000. — 168 с.
- Кошелева А. Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенез // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду / Под ред. Л. В. Пименовой. Пермь: ПГПИ, 1993. -С.32−48.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. -М.: Академия, 2003. — 176 с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2003. — 368 с.
- Кукушкина. О.И., Королевская Т. К., Гончарова Е. Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: Методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». М.: Полиграф сервис, 2003. — 144 с.
- Кулигина Т.Ю., Речицкая Е. Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. — М.: Книголюб, 2006. 198 с.
- Куприянов Б. В. Вариативность педагогических условий социального воспитания школьников. М., 2009. — 141 с.
- Куприянов Б.В. Гипотеза кандидатской диссертации (о многообразии педагогических условий) // Наука и практика воспитания- и дополнительного образования. — 2006.— № 4.— С. 100 108.
- Куприянов Б.В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия»// Вестник
- Костромского гос. университета им. Н: А. Некрасова.— 2001.— № 2. — С. 101—104. ,
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном, возрасте: В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н:Леонтьева, A.B.Запорожца- М.: Педагогика, 1995.-С.6−17.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация* в детском-возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. — 144 с.
- Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение^ социализации" детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной. недостаточностью. — СПб., 2006. — 221 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностикиланомального развития! детей: — MI, 1989. 246 с.
- Лубовский. В. И: Общие и специфические закономерности развития психики.аномальных.детей // Дефектология. 1971'. № 6. — С. 17−20.
- Марцинковская Т.Д.- Диагностика психического развития^ детей.-Пособие по практической психологии. -М., 1997.
- Марцинковская. Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.— 272 с.
- Марцинковская Т. Д. История психологии. — М, 2003. — 305 с.
- Медведева Е. А". Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития, средствами искусства в образовательном пространстве. М: МГПУ, 2007. — 357 с.
- Медведева- Е. А. Формирование личности- ребенка" с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М: Академия- 2009: — 269 с.
- Медведева Е.А., Левченко И:Ю. Артпедагогика, и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001. — 246 с.
- Мельникова Н.В. Психологическая сущность нравственного компонента личности дошкольника. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. — 123 с.
- Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. — СПб: Изд-во «Алматея». 2008. — 336 с.
- Мерлин B.C. Очерк психологии личности. — Пермь, 1986. — 257 с.
- Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2005.-285 с.
- Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми / Под ред. М. И. Никитиной. — М.: Просвещение, 1986.-127 с.
- Мирошниченко, JI.A. Дидактические условия формирования учебной деятельности на вузовской лекции: Дис.. канд.пед. наук. -Магнитогорск, 1998.-201 с.
- Морозова Н.Г. Изменение поведения глухих дошкольников под влиянием обучения и воспитания в дошкольных учреждениях // Дефектология. 1986. — № 3. — С. 56−60.
- Морозова Н.Г. О нравственном воспитании глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. — М., 1963. — С.45−61.
- Морозова Н.Г. Развитие нравственных отнощений между глухими детьми дошкольного возраста// Дефектология. 1985. — № 3. -С.63−66.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов /
- A.B. Мудрик / под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд. испр. и доп. М.: Академия, 2002. — 200 с.
- Мудрик A.B. Социализация человека / А. В. Мудрик. — М., 2004. -198 с.
- Муравьев B.JI. Педагогические условия формирования опыта технической творческой деятельности у студентов педагогического университета с использованием компьютера: Дис.. канд. пед. наук. -Владимир, 2000. 174 с.
- Мурзинова Н.И. Усвоение нравственных норм детьми 6−7 лет в игровой и учебной деятельности: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.07. -МГУ им. М. В. Ломоносова, 1988. 186 с.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка // Дефектология. — 2006. -№ 1. — С.24−35.
- Мухина B.C. Возрастная психология: учебник для студентов вузов /
- B.C. Мухина. -М.: Академия, 1997. 306 с.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология личности: Хрестоматия. СПб., 2000. — С.123−127.
- Мясищев В.Н. О личности и ее характеристиках. СПб., 1986. -289 с.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика: история развития? научного- знания и подготовка педагогических кадров- — М-: Спутник +, 2009: -158 с.
- Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста. М., 1986.
- Никитенко Н.Н. Самоопределение личности ^ как социокультурный феномен/НН. Никитенко//НЦО.-Вып4. -2005.-С. 10−27.
- Никитина М.И. Нравственное воспитание • детей с недостатками слуха. // Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов. дефектол. фак. пед. ин-тов>/ под ред. М. И:Никитиной. М.: Просвещение, 1989. — С. 290−309.
- Никитина М.И. Социализация детей с. недостатками слуха в-условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997. — С. 20−24.
- Нравственное воспитание: философско-этические основы / В-А.Блюмкищ Е. НГумницкий- — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. 141 с:
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловощ —М1: Академия- 2002. 192 с.
- Обухова Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка // Особенности развития и воспитания детей дошкольного
- Петрова В.И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика Синтез, 2006. — 72 с.
- Петровский A.B. Быть личностью / A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
- Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о.личностном общении (психология общения). — М., 1992. — 243 с.
- Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. 1989: — № 6. — С. 61−65.
- Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. — М., 1991. — 38 с.
- Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей. Дис. .доктора пс. наук. М^ 1991.-308 с.155^ Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. Ms, 1999. i
- Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. М., 1971.-448 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Я. З Неверович. М., 1986. — 174 с.
- Pay Е.Ф. О воспитании глухонемого ребенка дошкольного возраста в семье. -М.: АПН РСФСР, 1954. 134 с.
- Pay H.A. Дошкольное воспитание глухонемых. М., 1947. — 219 с.
- Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.-134 с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика групп детского сада. — М., 1988. — 287 с.
- Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Учебно-методическое пособие. — Л.: Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1988. — 114 с.
- Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М.: ВЛАДОС, 2005. — 156 с.
- Речицкая Е.Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 192 с.
- Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. — 1997.' № 4. -С.21−29.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-184 с.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании / Ж.-Ж. Руссо // Педагогическое наследие. — М., 1989. — 198 с.
- Садовский В.Н. Основы общей теории систем. — М.: Наука, 1974. -279 с.
- Свердлов А.З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих. СПб.: Петербург — 21 век, 1999. -С. 115−151.
- Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ Школьных технологий, 2005. — 232 с.
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5−7 лет. М.:АРКТИ, 2003. — 80 с.
- Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М., 2007. -202 с.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2004. — 432 с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореферат дис.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 47 с.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка (от рождения до семи лет). — М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997. 384 С.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. -М.:ВЛАДОС, 2003. 160 с.
- Специальная педагогика /Под ред Н. М. Назаровой. М., 2008. — Т.2. -348 с.
- Стрелкова Л.П. Развитие творческого эмпатийного процесса в играх у дошкольников // Творчество и педагогика. М., 1988. — 261 с.
- Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — С. 24−27.
- Субботский Е.В. О генезисе морального поведения дошкольников // Новые исследования в психологии. 1977. — № 1. — С. 15−18.
- Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. М., 1989. — 376 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. — 136 с.
- Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания / Н. М. Таланчук. Казань, 1990.-78 с.
- Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.-241 с.
- Туджанова К.И. Дидактика коррекционных учреждений 1 и 2 вида. -М., 2004.-359 с. 190.' Урунтаева Г. А., Афонысина Ю. А. Практикум- по детской психологии. — М.: Просвещение — ВЛАДОС, 1995. — 112 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч: В 6 т. / Сост. О. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. — Т.5. — 528 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.-263 с.
- Филиппов М.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании / М. М. Филиппов // Инновации в образовании. 2001. — № 1. — С. 12−20.
- Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства / Т. В. Фуряева. — Красноярск: РИОКГПУ, 2002. 216 с.
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1998.-361 с.
- Хоружий С.С. Концепция «Я-другой» / С. С. Хоружий // Вопросы философии. -2003. № 1. — С. 38−62.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию. Мир> внутренней жизни человека. М., 2002. — 342 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и* образовательные политики. М., 1994. — 276 с.
- Шилова М.И.* Теория и методика* воспитания: традиции и инновации. Красноярск: универс, 2003. — 712 с.
- Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.-273 с.
- Шиянов E.H. Аксиологические основания процесса воспитания / Е. Н: Шиянов // Педагогика. 2007. — № 10: — С. 33−38.
- Шматко Н.Д., Горшкова A.A. Организация коррекционной, работы с глухими и, слабослышащими дошкольниками, воспитывающимися в* семье // Дефектология. 1991. — № 5. — С. 11−21.
- Шматко Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит. М., 1995. — 143 с.
- Щуркова НЕ. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. М: Пед. общество России, 2002. — 224 с.
- Щуркова* Н. Е. Предъявление мира, в котором располагается-нежность / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. -№ 14.-С. 217−227.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 261 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996. — 289 с.
- Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоениядетьми5 этических норм // психологические проблемы нравственного воспитания детей. -М., 1997. 168 с.
- Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. М., 2003. — 245 с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 1986. — 155 с.
- Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха / Под ред. Б.ПЛузанова. — М.: ВЛАДОС, 2003.-272 с.
- Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися. — М., 1997. 231 с.
- Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988. — 281 с.
- Armstrong A. The Moral Education Debate./ The Colorado Freedom Report. www.FreeColorado.com (по состоянию на 14.05. 2009)
- Brown, D.G. Sex role preference in young children / D.G. Brown // Psychol. Monograf. — 1956. — Vol. 70. — P. 17−23.
- Kukartz, W. Sozialisation und Erziehung / W. Kukartz. — Essen, 1969. -97 p.
- Higginbotham D.J. Social participation and cognitive play ditterence sin hearing impaired and normally hearing preshoolers Volta Rewiew, 1981.
- Rahmenlehrplan fur den Ausbildungsberuf BerufsKraft fa hrerin / BerufsKraft fa hrerin / BIBB, 2000. 47 p.
- Schimer B. Relationship Between Imaginative Play and Language Development in Hearing Impaired Children — American Annals of the Deaf, 1989. Vol. 134, № 3. — P. 219−223.
- Zebenberg A.R. Social interacting Among Deaf Preschoolers American Annals of the Deaf, 1989. Vol. 136, № 1. — p. 217−221.