Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Арттерапевтические технологии в коррекционной работе с подростками с ОВЗ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Портретный метод лепки (автор Г. Назлоян) предполагает создание ребенком совместно с психологом скульптурного автопортрета из глины, работая за столом перед зеркалом. Процесс разбивается на несколько этапов: на одном занятии происходит создание пластической массы в форме куриного яйца; с помощью пальцев и скульптурных стеков разных размеров создается маска наблюдаемого в зеркале образа… Читать ещё >

Арттерапевтические технологии в коррекционной работе с подростками с ОВЗ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В старшем школьном возрасте роль арттерапевтических методик психокоррекции не уменьшается, а, напротив, повышается: вместе с психическим развитием ребенка расширяется круг терапевтических техник и задач, решаемых с их помощью. Старший школьный, или подростковый, возраст (11—15 лет) связан с перестройкой организма, половым созреванием, формированием мировоззрения, стремлением быть и казаться взрослым. Главная особенность подростка — личная нестабильность, стремление к самопознанию наряду с эмоциональной неустойчивостью, проявлениями негативизма, протестных реакций. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют, борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения повзрослевшего ребенка.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить такие стороны своей жизни, как внешность, отношения с ровесниками, а иногда и учебу, от вмешательства родителей. Это очень сложный период в жизни даже нормально развивающегося ребенка, и психологическая помощь подросткам зачастую бывает необходима. У подростков с ОВЗ усиливаются переживания дефекта, связанные с тем, что для них в этом возрасте очень важно отношение сверстников. После поисков себя, личностной нестабильности у подростка формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

В период подросткового кризиса адаптироваться в обществе, понять себя детям очень сложно. Подростки с ОВЗ еще плохо умеют анализировать причины происходящего с ними. Как именно будет проходить подростковый кризис, зависит от множества факторов: личностных, биологических (включающих отклонения от возрастных норм в развитии, психофизиологические особенности, проблемы со здоровьем), психолого-педагогических, социально-экономических (условия функционирования общества, семьи). Такое множество факторов, их комбинация часто приводят к социальной дезадаптации (нарушению процесса социального развития, социализации индивида). Большую роль в формировании социальной дезадаптации подростков играют:

  • 1) педагогическая запущенность как последствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостаточность любви и внимания к ребенку;
  • 2) депривация как полное отсутствие необходимых для полноценного развития теплых, непосредственных отношений с ребенком близких ему людей;
  • 3) жестокое обращение;
  • 4) пережитые экстремальные ситуации, тяжелые травмы (других или собственные), в которых ребенок участвовал непосредственно или как свидетель, испытывая при этом страдания, интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние — посттравматическое стрессовое расстройство);
  • 5) фрустрация, при которой ребенок очень часто ставится в ситуацию блокирования или непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей;
  • 6) внутренний конфликт (столкновение противоположных ценностных ориентаций личности, ее потребностей, интересов, стремлений).

Последствиями социальной дезадаптации могут быть ухудшение взаимодействия с семьей и школой, саморазрушающее поведение и ухудшение нервно-психического здоровья. При отсутствии психологической помощи переживания подростков могут принять неблагоприятную форму в виде патологического развития личности, психопатий и пр. Переключение от дезадаптации в русло адаптации требует в основном длительной психокоррекции, которая складывается из нескольких составляющих в работе психолога с ребенком:

  • 1) установление контакта и формирование доверия (за одну встречу или длительный период), что позволяет снизить напряжение, высвободить энергию, которая ранее была направлена на борьбу с напряжением;
  • 2) в процессе психокоррекционной работы делается акцент на положительных изменениях, что будет являться мотивирующей составляющей психокоррекции;
  • 3) изучение семьи, ее особенностей — оценивают условия жизни членов семьи, выявляют существующие проблемы, изучают личностные взаимоотношения в семье;
  • 4) выявление индивидуально-личностных особенностей подростка, родителей и исследование внутрисемейных взаимоотношений.

Коррекционно-развивающая работа с нормально развивающимися подростками и с ОВЗ направлена на формирование уверенности в себе, адекватной самооценки, навыков самоконтроля и самоанализа, коррекцию эмоционально-волевой сферы, формирование мотивации к изменениям, снижения уровня тревожности, коррекцию детско-родительских отношений, развитие коммуникативных навыков.

Для укрепления и сохранения психического здоровья подростков в работе с ними используются гибкие формы психотерапии, к которым относится арттерапия. Она позволяет мягко и экологично подойти к проблемам, имеющимся у подростка. В процессе работы с подростками используются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера: изотерапия (рисунок, графика, живопись, мелкая пластика), работа с глиной, песком, сказкотерапия, танцетерапия, куклотерапия и др.

Арттехнологии направлены на активизацию общения в группе для более ясного, тонкого выражения подростком своих переживаний, проблем, внутренних противоречий в работе с психологом, с одной стороны, и творческого самовыражения — с другой. С помощью арттерапии подросток с ОВЗ может исследовать и понять самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Психолог помогает понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее.

В арттерапевтическом процессе с подростками неприемлемы команды, указания, требования; принуждение, сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критика, наказания. Подросток с ОВЗ вправе выбирать (сам или при необходимости с психологом) содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, собственный темп работы.

Изотерапия (рисуночная), коррекция личностных проблем подростков с нарушением слуха, речи, ЗПР, РАС, интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными расстройствами, строится на основе тем: «Чувства и состояние „здесь и сейчас“», «Грани моего „Я“», «Я в прошлом, настоящем и будущем», «Остров безопасности» и «Опасный мир», «Мое тотемное животное», «Место моей силы», «Мои обиды», «Мой гнев», «Мой герб», «Линия жизни».

Некоторые эмоции и мысли, травмы остаются подавленными в сознании ребенка, и рисунки позволяют раскрыть эти переживания, провести работу с границами, выработать коммуникативные навыки, обрести ресурсы, выявить ценностные ориентации. Для полного завершения психотерапевтического процесса после изображения психологом проводится беседа с ребенком, совместное обсуждение содержания рисунка, его чувств, корректируется изображение с позитивным выходом переживаний.

Изотерапия применяется и в сочетании с поэзией, что дает положительные результаты в работе с подростками с ОВЗ. Такая техника предполагает изображение слов или даже целого стихотворения в виде визуальных образов (например, выражение текста стихотворения о луне в виде ночного лунного пейзажа и т. д.). Рисование с партнером «Совместный рисунок» на свободную тему помогает исследовать и разрешить межличностные взаимоотношения и конфликты.

Рисование в подгруппе в задании «Глухой телефон» (первый рисует и быстро показывает свой рисунок второму, который воспроизводит увиденный рисунок по памяти, показывает третьему и т. д., последний сравнивает с первым, и все обсуждают искажения), формирует у подростков умение невербально взаимодействовать со сверстниками.

Вопросы практики

Одним из направлений рисуночной терапии является мандалотерапия — от мандала (Mandala), что в переводе с санскрита означает «круг» или «центр». Этот метод может применяться в форме рисунка, а также плетения из ниток. Благодаря своей уникальной форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Мандала — эта карта внутреннего мира человека, своеобразная пиктограмма, где каждая деталь символична.

К. Г. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, открытию уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, зримой проекцией психического мира, выражающей самость человека.

Творческая работа с мандалами может помочь школьнику с ОВЗ или нормы укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Благодаря круглой форме мандала привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы ребенок чувствовал себя таким же «круглым», цельным, как мандала.

Работа строится как «Путешествие в мир мандалы» и состоит из нескольких этапов:

  • 1) подготовка материалов (краски, цветные карандаши или фломастеры для изображение круга на листе);
  • 2) настрой и релаксация, концентрация подростка на ощущениях и образах, возникающих в его воображении при представлении себя в «волшебном месте», принадлежащем только ему, где он чувствует себя таким, каков он есть;
  • 3) создание мандалы в символической форме;
  • 4) описание символов мандалы, рассказ о содержании;
  • 5) завершение работы, анализ ощущений, чувств, переживаний до и после рисования мандалы с психологом.

При наличии определенных условий и материалов в работе с подростками эффективна песочная терапия «Создай свой мир на песке». Психологическая песочница — это особая среда. Здесь можно посмотреть со стороны на жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения. При взаимодействии с песком и маленькими фигурками ребенок или взрослый любого возраста приближает к себе свой внутренний мир: начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций. В песочнице создается новая реальность, рождаются новые жизненные программы, приобретаются сила и уверенность для ее реализации.

Разыгрывая жизненную ситуацию в песочнице, подросток с нарушением зрения, речи, эмоциональными проблемами, ЗПР имеет возможность посмотреть на нее со стороны, как бы сверху. Это, в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре психолог и ребенок обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет выстроить партнерские отношения.

Для песочной терапии необходимо приготовить водонепроницаемый деревянный прямоугольный (50×70 см) или квадратный либо круглый ящик, чистый просеянный песок, коллекцию миниатюрных фигурок (высотой до 8 см). Набор игрушек может включать человеческие персонажи, здания, постройки, животных, транспорт, растения, предметы (ракушки, камешки и пр.), домашнюю утварь и др.

Многогранный материал для психотерапии содержит сказка, ее можно широко использовать в психокоррекционной работе с подростками с ОВЗ. Каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл, решение проблемной ситуации.

Сказкотерапия — это прочтение, сочинение сказок, в которых психолог помогает ребенку найти связь между героями литературного произведения и поведением в реальной жизни; найти ресурсы, выработать умение обращаться за помощью и принимать ее, делать выбор и анализировать последствия выбора.

Метафора в сказках, по мнению О. В. Хухлаевой, Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеевой, Е. А. Тихоновой и др., позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Метафора позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившихся ситуаций. Выделяется несколько основных функциональных особенностей сказок:

  • 1) тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс и одновременно обращаются к двум уровням — сознанию и подсознанию, что создает особые условия при коммуникации;
  • 2) концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации о жизненно важных явлениях, ценностях, внутреннем мире автора (при авторской сказке);
  • 3) в сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни, какие этапы в процессе самореализации проходят мужчина и женщина, какие ловушки, искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справиться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями нужно руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми, как бороться и прощать;
  • 4) сказки способствуют формированию нравственного иммунитета — способности противостоять негативному воздействию духовного, ментального и эмоционального характера, исходящего из социума;
  • 5) сказки дают возможность мечтать, творить и целостно воспринимать мир, получать знания о человеческих взаимоотношениях.

В сказкотерапии можно использовать авторские психотерапевтические сказки или сказки, специально составленные психологом для коррекционной работы, помогающие осмыслить жизненные процессы, собственный путь подростка, моральные, нравственные нормы социума, отношения с родителями и сверстниками. Такими сказками, например, являются: «Сказка о Добре и Зле, чистых мыслях и бережном отношении к словам для детей, подростков и некоторых взрослых», «Сказка о ценности любви», «Сказка о молодых людях, мечтающих стать неотразимыми», «Сказка о позитивных детско-родительских отношениях» и др. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • 1) ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости);
  • 2) она должна содержать актуальную для подростка проблему, зашифрованную в образном ряде сказки;
  • 3) ситуация и вопросы должны быть сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинноследственные связи (откуда это взялось, почему происходит, зачем это нужно, что будет, если произойдет то-то и то-то).

С целью коррекции сюжет сказки может составляться самим подростком, выражая его проблемы, переживания («Сказка про лень», «Сказка как Иван-дурак умным хотел стать», «Сказка про семейное счастье» и др.). При анализе психологических сказок, составленных подростками, психологу необходимо придерживаться трех основных принципов: а) безусловного принятия внутреннего мира подростка; б) объективности и рассмотрения сказки с разных точек зрения; в) результативности, выполнения конкретной цели и формирования перспективных задач психологической работы с ребенком.

Для понимания внутреннего мира подростка с ОВЗ психологу может понадобиться схема психологического анализа написанной сказки, ключевыми характеристиками которой являются:

  • 1) энергоинформационное поле сказки (сочетание впечатлений и ощущений слушателя, передача в сказке энергии автора, информация о его внутреннем мире);
  • 2) основная тема сказки;
  • 3) сюжет сказки, разные жанровые формы (романтическая, фантастическая, драматическая, приключенческая и т. д.);
  • 4) линия главного героя, образ себя, отношения с миром (к чему стремится, кто он — «разрушитель» или «созидатель»);
  • 5) символическое поле сказки (отражение внутреннего мира, зашифрованное в образах и символах).

Занятие по сказкотерапии заканчивается обсуждением авторской сказки ребенка, поощрением творческой работы, выработкой психологом совместно со школьником плана дальнейшей коррекционной работы.

Вопросы практики

Портретный метод лепки (автор Г. Назлоян) предполагает создание ребенком совместно с психологом скульптурного автопортрета из глины, работая за столом перед зеркалом. Процесс разбивается на несколько этапов: на одном занятии происходит создание пластической массы в форме куриного яйца; с помощью пальцев и скульптурных стеков разных размеров создается маска наблюдаемого в зеркале образа; по завершении автопортрета — фотографирование изготовленного варианта маски; закрытие маски-портрета глиняными «лепешками». На последующих занятиях (не менее 10—20) процесс повторяется с «яйцом» большего размера: получается набор масок, которые помогают «лепить изнутри» до автопортрета в натуральную величину.

Портретный метод ставит ребенка не просто на место модели в зеркальном отражении, а именно художника, познающего себя через воспроизведение собственного лица, образа. Работа подростка с нарушением зрения, слуха, речи, ЗПР, РАС над собственным образом стимулирует рефлексию, обращенность сознания к внутреннему миру. Длительный творческий процесс позволяет скоординировать нарушения моторики, внимания, волевой активности, определить степень заторможенности, утомляемости, выработать совместную форму творчества психолога и подростка с ОВЗ, где последний занимает активную позицию.

Техника автопортрета может использоваться как с нормальными детьми, так и с подростками с ОВЗ в одном помещении, индивидуальном исполнении. Она направлена на выведение ребенка из состояния патологического одиночества, на восстановление им утраченного образа самого себя. Отличительная черта этой техники состоит в том, что в ней используется майевтический принцип, когда психолог, как повивальная бабка, помогает ребенку «родить» свой образ, возродиться, стать адекватным, психологически оздоровляемым.

Куклотерапия. Сам процесс изготовления кукол — это уже своего рода медитация и несет целительный эффект. Увлекаясь процессом изготовления, подростки становятся более спокойными, уравновешенными. У них развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость. В работе с подростками на занятиях можно создать куклу, выражающую эмоциональное состояние, которое вызывает проблему взаимодействия с окружающими: «Злюка», «Ненавистница», «Неуверенная». Другим вариантом может быть создание куклы-защитницы: «Ангел-защитник», «Утешница», обеспечивающие чувство защищенности. В этом случае механизмом трансформации негативных эмоций на позитивные является преодоление трудностей работы с материалом и его сопротивления в создании образа.

Танцетерапия. Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движении, в процессе которой пробуждается творческий потенциал к изменению старого образа жизни. Возникновение танца связывают с удовлетворением потребности человека в общении, контакте с божеством, с миром, другими людьми, самим собой. Развитие танца на протяжении тысячелетий связано с его полифункциональностью, с тем, что он отвечает целому спектру потребностей человека и общества: социокультурных, социально-психологических, психофизиологических, личностных. Подросток с нормальным развитием и с ОВЗ углубленно изучает самого себя, и особое место здесь занимает его внешность, которая в этот период очень быстро претерпевает метаморфозы физической и духовной конституции лица и тела.

Помочь ребенку познать себя, свое тело, принять себя, выразить свои переживания может танцетерапия, в которой реализуются различные функций танца, выступающего как:

  • • форма невербального катарсиса (высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств, эмоций, в том числе социально нежелательных; разрядка и перераспределение избыточной энергии; активизация и гармонизация организма, уменьшение тревожности, агрессии, напряжения, сопротивления) и выработки процессов саморегуляции;
  • • вид невербального общения (познания другого, межличностного взаимодействия, формирования и развития отношений);
  • • социально-психологическая функция (выражение чувств, создание социального образа партнера, установление и регуляция взаимоотношений с другим, самопознание себя в диадном и групповом общении);
  • • социокультурный феномен, где отражаются социальные ценности, общественные установки, социальные мотивы, передаваемые через танец высшие ценности культуры.

На основе теории К. Г. Юнга сторонник психологического подхода к танцу, известный немецкий историк культуры К. Закс выделяет танцы изобразительные, или мимические, и неизобразителъные, или абстрактные. Танцетерапия с подростками с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками может проходить в форме тренинга, где используются как изобразительные, так и абстрактные танцы в индивидуальной и групповой формах.

Вопросы практики

Форма тренинга-танцетерапии применяется в реальных группах численностью от 8 до 18 человек в гетерогенном составе группы (по возрасту, полу, национальной принадлежности, вероисповеданию), так как именно он создает возможность использовать максимальное разнообразие способов и видов реагирования, чувствования, межличностных отношений. Гомогенный состав тренинговой группы рекомендуется в том случае, если в тренинге участвуют люди с двигательными нарушениями либо склонные к излишней полноте. Часто однородность группы имеет свои плюсы: такие группы более сплочены, менее конфликтны, предоставляют участникам большую поддержку. При составлении группы не учитывается уровень танцевального мастерства в качестве критерия, поскольку через несколько занятий худший танцор может демонстрировать значительные успехи в танцах.

Групповая работа с подростками с ОВЗ на танцевальном психотерапевтическом тренинге основывается на принципах: 1) добровольности участия; 2) постоянства состава; 3) «здесь и теперь»; 4) конфиденциальности; 5) открытого выражения чувств; 6) ответственности; 7) активности; 8) права говорить «нет».

Каждое занятие состоит из несколько частей: вводной (разминка, разогрев), одного-двух основных упражнений, на которые приходится максимум времени и эмоциональной насыщенности, и заключительной части. Темами занятий в танцетерапии с подростками с ОВЗ могут быть: «Танец „Кто Я“?», «Танец — визитная карточка», «Танец отдельных частей тела», «Танец с самим собой», «Индивидуальный танец», «Танец вслепую», «Кинестетическая эмпатия», «Танец — зеркальное отражение», «Значимый другой»", «Танец-хоровод». Все занятия по танцетерапии завершаются обсуждением, анализом чувств, ощущений, переживаемых участниками тренинга:

  • — Какие чувства переживал (подросток)?
  • — Какие образы возникали у наблюдающих танец сверстников (при индивидуальном танце типа «визитная карточка»)?
  • — Что чувствовал каждый участник в групповом танце?
  • — Каково твое отношение к себе, увиденному в зеркале («зеркальном отражении»)?
  • — Что чувствовал (подросток) до начала танца «Значимый другой» и после его завершения?

В области использования арттерапии не может быть жестких рецептов: с той или иной категорией детей такого-то возраст следует работать такой-то методикой. Это невозможно, так как у каждого ребенка есть индивидуальные особенности, уникальная структура вторичных наслоений нарушения психики в сочетании с сохранными звеньями и своеобразной социальной ситуацией развития. При определении тактики работы с детьми с ОВЗ в разные возрастные периоды необходим творческий подход. В то же время в разработке стратегии, т. е. определении дальних целей и наиболее общих подходов к их достижению, можно руководствоваться следующими соображениями:

  • 1) на всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арттерапии (музыкотерапии, сказкотерапии, рисуночной терапии, драмтерапии, танцетерапии и др.);
  • 2) использование разных видов арттерапии будет иметь свою специфику в работе с детьми с ОВЗ;
  • 3) любая психокоррекционная методика направлена на решение определенных задач и имеет границы применения в зависимости от возраста ребенка и особенностей его психического развития.

К сожалению, опыт применения арттерапевтических методик именно как средства психотерапии пока не занял подобающего ему места при работе с детьми школьного возраста с ОВЗ. Терапия средствами искусства требует подготовки специалиста, которую не всегда возможно получить. В результате «арттерапией» начинают называть любую деятельность ребенка, связанную с какими-то видами искусства.

Итак, арттерапия позволяет ребенку и с нормальным развитием, и с ОВЗ выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает. Она позволяет и младшему школьнику, и подростку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными на его взгляд детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. С позиций адаптации арттерапию можно рассматривать как интегрирующий адаптационный механизм, позволяющий человеку занять активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде и способствующий общей гармонизации личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой