Подготовка учителя к формированию экономической культуры школьников
Диссертация
Экономические отношения, складывающиеся в нашем обществе, приводят к повсеместному интересу и более глубокому пониманию важности и значимости проблем экономической жизни и экономического образования. Возникает потребность в работниках нового типа, обладающих серьезными экономическими знаниями, мышлением, информацией, экономически значимыми личностными качествами, экономическим поведением. Быстрая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Экономическое образование в системе подготовки учительских кадров
- 1. Теоретико-методологические основы экономического образования учителя в современных условиях
- 2. Проблемы готовности учителя к формированию экономической культуры школьников
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Целостный педагогический процесс экономического образования учителей
- 1. Содержание и стандарты экономического образования в современном педагогическом вузе
- 2. Организация целостного экономического образования учителей
- 3. Критерии готовности учителей к формированию экономической культуры школьников
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. /Дисс. к.п.н. — Курган, 1994.—206с.
- Агапов И.Г. Организационно-педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся. /Дисс. к.п.н.,'-Москва, 1997.-143с.
- Азимов Л.Б. и др. Преподавание экономики в школе: Пособие для учителей / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская, О. Ю. Макарова.-М.:Финансы и статистика: Рос. Эк. Журнал, 1994.-36с.
- Азимов Л.Б., Журавская Е. В. Уроки экономики в школе: Акт. формы преподавания: Учебное пособие.-М.: Аспект-пресс, 1995.-71с. Активные формы обучения пед. кадров. / Сост. Н. П. Суслова.- Калининград: КОИУУ, 1990.
- Антология педагогической мысли Росси II пол. XIX в.-нач.ХХв./ Сост.П. А. Лебедев.-М.:Педагогика, 1990.-603с.
- Арефьев И.П. Строгий учитель: О формах и методах буд. Учителей кэкон. Воспнт. Школьников: Шуйский педагогический институт., // Нар.образов.-1993.- № 9/10. с.47−52
- Архипов А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания. // Рос. Экономический журнал. 1997. № 8. С.95−101
- Беспалов В. Экономическое образование школьников: взгляд из министерства. // Рос. эк. журнал. 1993. -№ 4. — с. 114−115. Беспалько В. П. Слагаемые экономической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: оснрвные идеи и понятия. //Педагогика. 1993 № 5. с. 16−25.
- Блауг А.Н. Экономическая мысль в ретроспективе. -М.: 1994. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961.
- Блохина М.В. Маркетинг как фактор экономического образования личности учащегося: Автореферат дисс. к.п.н.-Челябинск, 1998.-23с. Бляхман М. С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990.-271с.
- Бухвалов А. Экономическое образование и уроки зарубежного опыта. // Эк. школа 1991. — т. 1. — Вып.1 — с.203−219.
- Быкова В.Г. Повышение квалификации педагогического коллектива школы как фактор его развития. /Дисс. к.п.н. Санкт-Петербург, 1997.-273с.
- Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.'.Педагогика, 1983. — 96с.
- Ваценков О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы в процессе становления рыночных отношений (на примере трудовой подготовки). /Диссерт. к.п.н., Екатеринбург, 1993., 180с.
- Владиславлев А.П. Единая система непрерывного образования // Сов. педагогика. 1982. — № 6. — с.2−26.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. -М., 1997.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. -М.: Издательство «Магистр», 1995.-218с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.
- М.:Педагогика, 1992.-480с.
- Гебеков Г. Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников. Махачкала, 1991. — 180с.
- Гуманизация образования на базе диалога культур (новые технологии обучения): Межвузовский сборник научных трудов. Самара, 1997. -242с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1989,-т. 1.-699 с.
- Демократизация образования и подготовка специалистов для школы/ Под ред. О. А. Абдуллиной. М., 1997.
- Дистервег А. Руководство для образования немецких учителей //Избр. Пед. Соч. -М.: Учпедизд, 1956.-55−212 с.
- Дробышев М.Ю., Мишин Б. И. «Прикладная экономика» в X-XI классах общеобразовательных учреждений: Метод, пособие для учителя. Изд-во Минобразования «АРКТИ», 1997.
- Дудников В.В., Ильина Л. Ю., Курак Е. А., Подмазенко А. А., Рабинович М. Г. Экономическая культура. Книга для учителей начальных классов (1−3 класс), Самара, СИПКРО, 1994.-76 с.
- Дудников В.В., Ильина Л. Ю., Подмазенко А. А. Экономическая культура. Рабочая тетрадь для учащихся 2х классов, Самара, СИПКРО, 1996. -30с.
- Дудников В.В., Кондратенко Н. М., Курак Е. А., Переведенцев А. В., Подмазенко А. А., Шавлак B.C. Экономическая культура (5−11 класс) Книга для учителя.-Самара, СИПКРО, 1995.-123 с. Жанпеисова М. М. Технология модульного обучения. -Актюбинск, 1998.-111 с.
- Славянский Дом книги", 1999 688с. — с. 224−245. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений: Аналитический обзор. — М.: АПН СССР НИН ТП и ПО, 1991.-134 с.
- Захарченко Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дисс. к.п.н. Р-на-Дону, 1995.-219 с. Зверева В. И. Диагностика профессиональной деятельности учителя. // Мир и образование.-1996.-№ 3.-с.66.
- Зверева Н.М., Касьян А. А. Методологическое знание в содержании образования. //Педагогика, 1993, № 1. С.9−12.
- Золин П. Приметы скифской ойкономики // Высшее образование в России, 1999.-№ 1.-с. 145−149.
- Исламшин Р.А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования педагогических работников. /Дисс. д.п.н., Казань,.1996.-315 с.
- История педагогики. Учебное пособие для педуниверситетов в 2-х частях /Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 197 с.
- Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Сов. Педагогика.-1991 .-№ 9.-с.50−56
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.:1990. — 144с.
- Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие цели, направления и деятели. СПб, 1914. — с.66.
- Каптерев П.Ф. Педагогика — наука или исскуство? // Избр. Пед. соч. М., 1982. С.49−62
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. Пед. соч., М., 1992., с. 163−231.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М. :Педагогика, 1993.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.-М.:Педаго гика, 1996.
- Кацун В.П. Дидактические основы непрерывности экономической подготовки учащихся в системе «школа-колледж»: Автореферат дисс. к.п.н. —М., 1995.-29 с.
- Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика.-1985.-№ 6.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.-Рига, 1995. Кларин М. В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках.-М., 1994.
- Концепция непрерывного экономического образования детей и учащейся молодежи.-М.: ИПСМ РАО, 1994. '
- Корнаш Я. Путь к свободной экономике. Перевод с англ.-М.: 1990.-286. Коротов В. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. 1997.-№ 1-е.22−37.
- Коротов В.М. Технология преподавания. Самара: изд-во ТОО «КОМПРЭЛ», 1998. — 89с.
- Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы. /Дисс. к.п.н. Казань, 1997.-252 с.
- Культурология. XX век. Словарь. С-Пб-Унйверситетская книга, 1997. — 640с.
- Курс экономической теории/ Под общ. ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой. Киров, 1994. — 624с.
- Лапкин А.В. Курс «Основы экономики» для старшеклассников. — Самара: Управление образованием Администрации Самарской области, СИПКРО, 1995.-70 с.
- Лапкин А.В., Подмазенко А. А. Деловая игра к курсу «Основы экономики и предпринимательства» Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. Самара: СИПКРО, 1994. -59с.
- Латышкина Д.Н. История педагогики . Воспитание и образование в России/Х1Х-нач.ХХ века/: Учебное пособие.-М.: Издательский дом «Форум», 1998.-584с.
- Лебедев О.М., Каньковская А. Р., Филиппова М. Ю. Основы экономики / Учебн. пособие под ред. д-ра эк. наук, проф. О. М. Лебедева. Изд. 2е, доп.-СПб.: ИД «МиМ», 1997.-224с.:пл., 12табл. (Учебная серия).
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 224с.
- Леонтьев А.В. Методические основы подготовки студентов общетехнических факультетов пединститутов к экономическому образованию ивоспитанию учащихся сельских школ. /Дисс. к.п.н. 1992. — 164с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. психол. произведения в 2 т. т.1 — М.: Педагогика, 1983. — 291с.
- Лившиц А .Я. Введение в рыночную экономику.: Курс лекций. М.: 1991.-225с.
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. Учебник основ экономических знаний для учащихся 9−11 классов общеобразовательных школ, ПТУ и техникумов. М.: Дело ЛТД, 1993 .-352с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров. М.: Прометей, 1993.-528с.
- Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. — 254с.12°- Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Дж. Пед. соч. М., 1939.121 ¦ Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — 167с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск, изд. «Петроком», 1992. 318 с.
- Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Принципы экономики. М.: Вита-Пресс, 1995. — 272 с. (Экономика для школ России).
- Магомедов Н.М. Внеурочные формы организации обучения и воспита-. ния школьников. — Самара: СамГУ, 1991.
- Магомедов Н.М. Дифференцированный подход к общению, воспитанию школьников: Проблемы. Перспективы. Учебное пособие. Самара, изд-во Самарский университет, 1993. -251с.
- Магомедов Н.М. Методология и методика свободного воспитания / Самарский институт управления. Самара: СИУ, 1995.-230 с.127• Магомедов Н. М. Творить в счастье. Самара: СИУ, 1996. — 219с.
- Майминас Е. Российский социально-экономический генотип // Вопросы экономики. М., 1996. — № 9. — с. 131−141.
- Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М., 1951.
- Малинин С.А. Формирование экономических знаний и умений на уроках технического труда в 5−7 кл.: Автореферат дисс. к.п.н. — Москва, 1996.-21с.
- Марков А. Как учат экономистов в университетах США // Экономические науки. 1991. -№ 1.- с. 104−110.
- Маркова А.К. Психологические критерии профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — с.27−31.щ 137. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308с.
- Маркс К. Из рукописного наследства. Введение. /Из экономических рукописей 1867−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.12,-709−738 с.
- Маркс К. Экономические рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42−41−174 с.
- Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах.: Пособие для учителя. -М.: Вита-пресс, 1995. 320с.
- Морозов Е.П., Пидкасиствий П. И. Подготовка учителя к инновационной деятельности // Современная педагогика, -1991. -№ 10. с. 88−93. ф 148- Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160с.
- Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. /Под ред. Е. Д. Божович. М., 1995.
- Нисимчук А.С. Педагогические основы экономического воспитанияучащихся в сельской общеобразовательной школе. /Дисс. к.п.н., Киев, 1990.-271 с.
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
- Об обновлении концепции ГОС высшего школьного образования /Высшее образование в России. 1996.-№ 4. -с. 18−21.
- Об основных направлениях развития воспитания в системе вариантного образования//Вестник образования, 1996. № 8 с.76−81
- Обзор деятельности ученических кооперативов за рубежом.: Методические материалы. М., 1990.-33 с.
- Ольсевич Ю. К концептуальным основам преподавания экономической теории. //Российский экономический журнал. 1996.-№ 8.-с. 94−99.
- Основы педагогического мастерства. /Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с. .
- Песталоцци И.Г. Избранные пед. соч. В 2х т. — М., 1981 -Лебединая песня Т. 2- Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода.
- Песталоцци И.Г. Избранные сочинения. В 2х томах. — Москва, 1991.
- Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед. соч.: в 2х т.- М.: Педагогика, 1981. -Т.1. 61−212с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255с.й149
- Пилыцикова Т.Н. Дидактические средства формирования экономического мышления в процессе подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности: Дисс. к.п.н. Москва, 1995.-162 с.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. — № 9 -t.XXIII. — с.559−596.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
- Подмазенко А.А., Ильина Л. Ю., Дудников В. В., Рабинович М. Г., Курак Е. А. Экономическая культура, или что нужно знать школьнику по экономике.: Учебное пособие для школьников 1 класса общеобразовательных школ. Самара: СИПКРО, 1997.-107 с.
- Подмазенко А.А., Ильина Л. Ю., Дудников В. В., Рабинович М. Г., Курак Е. А. Экономическая культура, или что нужно знать школьнику по экономике.: Учебное пособие для школьников 2 класса общеобразовательных школ. Самара: СИПКРО, 1997.-179 с.
- Попов В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи. М.: Молодая гвардия, 1986. — 288с. — (Молодежь: проблемы и перспективы).
- Прикладная экономика: Сборник заданий /Учебное пособие. Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1993.-253 с.18°- Прикладная экономика: учебное пособие для учащихся старших классов. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1992.-223 с.
- Прутченков А.С. Деловая игра как средство экономического воспитания школьников. // Шк. и пр-во. 1991. — № 10. — с.60−62.
- Прутченков А.С. Деловые игры и другие имитационные формы активного обучения на занятиях по курсу «Граждановедение» / Научо-внедренческий центр «Гражданин». М., 1993.-54 с. — (К новым школьным программам).
- Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). М.: МПА, 1997.-320 с.
- Прутченков А.С. Школа и рынок: методическая разработка деловой финансово-экономической игры. М.: Новая школа, 1993.-47 с.
- Прутченков А.С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников. Автореферат дис. канд. пед. наук. М.: НИИ ООВ АПН СССР. — 1990. -16с.
- Прутченков А.С. Экономическое воспитание учащихся: Методические рекомендации. М., 1991. -21с. -Библиогр.: с.20−21.
- Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1983. — 494с., с. 279.
- Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. К.А. Абдульхано-вой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-320 с.
- Райзберг Б.А., Прутченков А. С. Деловые игры и практикумы для начальной школы. -М.: Россиана, 1995. ф
- Райзберг Б.А., Прутченков А. С. Программы «Введение в экономику» и «Основы экономики предпринимательства» (прогр. курсов для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей) // Российский экономический журнал. 1992. — 149с. — с. 126−137.
- Райзберг Б.А., Прутченков А. С. Учебная программа по экономике (для 1−11 классов). Москва, изд-во «Россиана», 1994. — 102с.
- Райзенберг В.А. Основы экономики и предпринимательства: Ученик для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. М.: Эрудит-Юнити, 1992. — 119с.
- Романова Н.И. Экономическая игротека: Для младшего школьного возраста. / Н. И. Романова. М.: Финансы и статистика, 1995. — 38с.: ил.
- Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. Самара, 1997. — 159с.
- Руднева Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. /Диссерт. д.п.н. Москва, 1996 г. — 421с.
- Руднева Т.И. Формирование педагогического профессионализма студентов университета. // Гуманизация образования на базе диалога культур (новые технологии обучения). -Самара, 1997. 242с. — с.34−39.202. руССо Ж. Ж, Эмиль, или о воспитании. М., 1986.
- Рябикина А.А., Быкова Т. В. Основы макроэкономики. Что такое спрос и предложение (учебное пособие) / Оформление А. Олексеенко, С. Шапиро. СПб: Лань, 1997. — 304с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. 1991. — № 10. -с.77−85.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221с.2,4• Смирнов С. Технологии в образовании // Высшее образование в России, 1999.-№ 1.-с.Ю9−112.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М., 1991.
- Солсо P.JI. Когнитивная психология. — Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. -600с.: ил.217• Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Стандарт экономического образования в общеобразовательных учреж