Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения была актуальна на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями российского государства эта проблема приобрела особое значение. Осуществление патриотического воспитания в современных условиях актуализировало роль аксиологического и культурологического подходов, реконструировавших… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы туристско-краеведческой деятельности как средства патриотического воспитания старшеклассников
    • 1. 3. Особенности патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования
  • ГЛАВА II. Опытно-поисковая работа патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности
    • 2. 1. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в процессе развития мотивационно-ценностной сферы
    • 2. 2. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в процессе познавательной деятельности
    • 2. 3. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в процессе туристско-спортивной и общественно-полезной деятельности

Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Историческая ситуация 90-ых годов в России коренным образом изменила ход общественного развития страны. В период преобразований в обществе началась ломка прежних ценностей и поиск новых нравственных ориентиров. Это обусловило появление новых продекларированных в государстве идеалов, вошедших в противоречия с традиционным социально-классовым содержанием воспитания. Последовавшее изменение психолого-педагогического мышления к гуманистическим теориям развития личности актуализировало проблему определения содержания воспитания в целом и патриотического воспитания в частности в русле реструктуризации идеалов отечественной науки, ведущей роли духовных ценностей в становлении человека и его взаимодействия с обществом.

Рост информированности молодого поколения, процессы демократизации и создание многопартийной системы, преобладание у определенной части молодежи приоритета массовых прагматических ценностей и «поп-культуры» актуализировало необходимость усиления патриотического воспитания.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования в 90-е годы получили свое отражение и закрепление в нормативно-правовых актах федерального уровня — Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, обозначивших аспект нового видения проблемы воспитания патриотизма, духовности, гражданственности, толерантности, любви к природе, семье и т. д.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов, религиозных конфессий определено содержание, основные направления (духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое), пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности». Но при этом следует отметить, что содержание данной Программы в большей мере было ориентированно на военно-патриотическое и спортивно-патриотическое воспитание граждан и характеристику особенностей организации данных процессов в общеобразовательной школе.

Актуальность исследования подтверждается также несоответствием имеющихся теоретических наработок патриотического воспитания современным условиям развития России. Обширный опыт, накопленный в советский период по данному направлению воспитательной работы требует философско-педагогического переосмысления с гуманистических позиций. Более того, идеи В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, Н. А. Добролюбова, И. А. Ильина, А. Н. Радищева, С. М. Соловьева, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и других мыслителей о сущности патриотического воспитания как становлении готовности к сознательному служению Родине в советский период были утрачены или адаптированы к задаче формирования социалистического патриотического воспитания: безальтернативного принятия идеала советской Родины и ненависти к ее врагам. В советской педагогике патриотическое воспитание подрастающего поколения разрабатывалось на основе трудов Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других. Они заложили фундамент теории и практики основ советского патриотического воспитания учащихся, раскрыли сущность понятия «социалистический патриотизм» и особенности его формирования. Изучение литературы постсоветского периода по проблеме патриотического воспитания молодежи показало, что этот процесс раскрывается в работах А. Н. Вырщикова, С. Е. Матушкина, Н. Д. Никандрова и др.- в совокупности с гражданским воспитанием — К. Ш. Ахиярова, А. В. Беляева, А.В.

Подгорнова и др.- военно-патриотическим — П. Б. Белых, В.И.

Лутовинова, Н. В. Мазыкина и др.- историко-патриотическим — JI.B.

Корякин-Черняканационально-патриотическим — М. А. Дегтярева, М. В. Зима и др. Специфика патриотического воспитания в различных институтах образования охарактеризована в диссертационных исследованиях: И. Н. Глазуновой о комплексных формах патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школыН.В. Ипполитовой о подготовке будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихсяН.А. Мельниковой о воспитании патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов.

Одним из средств патриотического воспитания является туристско-краеведческая деятельность. Воспитательная роль данной деятельности раскрывается в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, С. М. Голицына, Ю. С. Константинова, В. М. Куликова, А.А. Остапца-Свешникова и др. В советский период роль детско-юношеского туризма как средства коммунистического воспитания личности раскрыто в трудах И. М. Грева, Н. К. Крупской, А. Е. Ферсмана, Д. А. Шадрикова, С. Т. Шацкого и др. По данной проблеме были защищены кандидатские диссертации И. Н. Бескаравайного, И. Н. Пилата, А. Д. Солдатенкова, М. Н. Ямницкого и др. Среди работ, посвященных туристско-краеведческой деятельности учащихся на современном этапе важное место занимают исследования И. А. Дрогова, Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова, Г. С. Усыскина и др. Но ведущая роль в разработке современного содержания данной проблемы принадлежит А.А. Остапцу-Свешникову. Отдельные аспекты раскрыты в диссертационных исследованиях, в которых туристско-краеведческая деятельность представлена как средство профессиональной ориентацией учащихся (Д.В. Смирнов и др.) — форма организации образовательного процесса в школе (С.М. Губаненков и др.), воспитания экологической культуры (Г.В. Буковская, В. П. Фомина и др.), значение туристической деятельности в духовно-патриотическом воспитании школьников общеобразовательной школы (М.А. Горбова и Д.С. Сенюк).

Основы возрастной педагогики и психологии, раскрывающие доминанты подросткового возраста исследованы в работах Л. И. Божович, JI.C. Выготского, А. Б. Залкинда, В. А. Караковского, JI. Колберга, И. С. Кона, Г. Крайга, Д. И. Фельдштейна, П. М. Якобсона и др.

Анализ специфики туристско-краеведческой деятельности и особенностей юношеского возраста показал, что учреждения дополнительного образования, в том числе и центры детско-юношеского туризма, обладают наиболее оптимальными возможностями предоставления образовательных услуг, в контексте воспитания паритетности личных и общественных ценностей. В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В. А. Березиной, В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, О. Е. Лебедевой, А. И. Щетининской и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что в научно-педагогической литературе на современном этапе нет исследований аспекта патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей, что, на наш взгляд, в достаточной мере определяет актуальность поставленной нами научной проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики дополнительного образования детей свидетельствует, что на современном этапе существует ряд противоречий между:

— высокой потребностью общества в личности человека, готового к сознательному служению Родины и недостаточным вниманием института образования к проблемам патриотического воспитания в период активного взросления подрастающего поколения;

— потребностью в научно-методическом обеспечении процесса патриотического воспитания учреждений дополнительного образования детей и недостаточной изученностью специфики организации патриотического воспитания в его учреждениях;

— потребностью старшеклассников в социальном самоопределении и невысокой сформированностью паритетности общественных и личных ценностей.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования — определение сущности, содержания и особенностей патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в системе' дополнительного образования детей.

Все это определило выбор темы исследования: «Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности (на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы)». В исследовании туристско-краеведческая деятельность рассматривается через анализ трех видов деятельности: познавательной, туристко-спортивной и общественно-полезной.

Объект исследования — туристско-краеведческая деятельность в системе дополнительного образования детей.

Предмет исследования — патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей.

Цель исследования — выявить особенности построения содержания патриотического воспитания в туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей, теоретически обосновать и проверить в ходе опытно-поисковой работы комплекс условий, обеспечивающих эффективное воспитание патриотизма учащихся старшего школьного возраста в центре детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы.

Гипотеза исследования — патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования будет успешным, если будут созданы и реализованы педагогические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству: развития эмоционально-ценностной сферы личности, способствующей становлению жизненных смыслов учащихся старшего школьного возраста;

— воспитания политической культуры учащихся, предполагающей знание культурно — исторических и социально — политических традиций и перспектив развития своего народа, России как государства и региона как субъекта РФ;

— приобщения учащихся старшего школьного возраста к познавательной, общественно-полезной и спортивно-туристской деятельности, нацеленной на становление готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Задачи исследования:

Проанализировать теоретико-методологические подходы обоснования феномена патриотического воспитания в отечественных исследованиях, выявить особенности содержания патриотического воспитания в отечественной науке на современном этапе.

2)Обосновать специфику патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей (задачи, содержание, принципы, методы, формы).

3)0пределить качественные уровни функционирования патриотического сознания учащихся старшего школьного возраста и их критерии и показатели.

4) Разработать и экспериментально проверить педагогические условия, патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в центрах детско-юношеского туризма и краеведения.

Теоретико — методологическую основу исследования составили: теории философии образования и образовательной политики (А.Г. Асмолов, Б. П. Битинас, Б. С. Гершунский, В. А. Кобылянский, В. Д. Шадриков и др.) — историко-педагогический анализ содержания и опыта отечественного воспитания (А.Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов, А. И. Пискунов, З. П. Равкин,.

A.В. Рогова, Е. А. Степашко и др.) — социологические теории взаимодействия общества, личности и социальных институтов (культурно-ценностная парадигма — С. Ф. Анисимова, М. Вебера, О. Г. Дробницкого, М. И. Кагана и др.) — теории и Концепции Русской идеи (Н.А. Бердяев, И. А. Ильин, А. Н. Радищев, С. М. Соловьев, Е. С. Троицкий, П. Я. Чаадаев и др.) — современные теории и концепции патриотического воспитания молодежи и учащихся (Н.В. Ипполитова, А.А. Остапец-Свешников, P.JI. Рождественская и др.) — теории дополнительного образования детей и туристско-краеведческой деятельности (Ю.С. Константинов, А.А. Остапец-Свешников, Д. Л. Теплов и др.) — теории личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская,.

B.В. Сериков, И.С. Якиманская), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд), социальной психологии и психологии субъектности личности (И.С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — психолого-педагогические теории направленности личности (Б.И. Додонов, В. Н. Мясищев, Д. И. Фельдштейн, П. М. Якобсон и др.) — деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.);

Выдвинутые задачи и гипотеза исследования обусловили необходимость использования следующих методов исследования: теоретических (анализ, синтез, классификация, моделирование) — историко-педагогических (периодизация, классификация, аксиологический анализ) — эмпирических (наблюдение, устные и письменные опросы, анкетирование, персонифицированные характеристики) — математических (ранжирование, регистрация полученных данных). Данные методы легли в основу теоретического осмысления проблемы и организации опытно-поисковой работы, а также обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.

База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась с 2000 г. по 2006 г. в городском центре детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы. Всего на различных этапах опытно-поисковой работы приняли участие более 300 человек, исследованием охвачено 50 учащихся 9 классов.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2000;2004 гг.): анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияопределение объекта, предмета, цели, основных задач исследованияформулирование научной гипотезы, определение методов исследования, понятийного аппарата.

Второй этап (2004;2005 гг.): планирование и осуществление опытно-поисковой работы, направленной на реализацию педагогических условий патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности.

Третий этап (2005;2006 гг.): обработка результатов опытно-поисковой работы, уточнение выводов, осуществление обработки результатов, оформление материалов в диссертацию.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— обогащено понятие «патриотическое воспитание»;

— выявлена специфика содержания патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей;

— определены и обоснованы педагогические условия реализации процесса патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в центрах детско-юношеского туризма и краеведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том что:

— уточнено содержание понятия «патриотическое воспитание» с позиций реконструкции идеалов воспитания патриота в отечественной гуманистической философии и педагогики;

— выявлена сущность, содержание, условия и особенности организации патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности (центрах детско-юношеского туризма и краеведения) в системе дополнительного образования детей;

— обоснованы критерии, показатели и психологические механизмы эффективности воспитания патриотизма как одного из стержневых качеств личности современного старшеклассника.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленная специфика оформления содержания, принципов, методов патриотического воспитания в туристско-краеведческой деятельности учащихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования детей послужит одним из направлений воспитательного процесса подрастающего школьникасодержащиеся в исследовании теоретические положения и практические рекомендации могут использоваться в вузах при изучении разделов «Введение в педагогическую деятельность», «История образования и педагогической мысли», «Теория и методика воспитания», «Этнопедагогика».

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием теоретических положений, использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, применением методов статистических исследований, обоснованным анализом полученных данных, сочетанием количественного и качественного анализа данных опытно-поисковой работ, личным участием автора в ней.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Осуществление патриотического воспитания на современном этапе актуализировало роль аксиологического и культурологического подходов в решении данной проблемы, реконструировавших гуманистические традиции русской педагогики и философии. В связи с этим патриотическое воспитание характеризуется как процесс, направленный на становление патриотического сознания личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству: уровень развития патриотических чувств, готовности к осознанному служению Родине и опыта субъектной деятельности на благо своего народа.

2. Становление патриотизма как готовности к сознательному служению своему Отечеству базируется на создании условий воспитания патриотического сознания школьника, представленного взаимодействием эмоционально-ценностного, когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов. Анализ специфики туристско-краеведческой деятельности и особенностей юношеского возраста позволил актуализировать значимость выделения задач, предполагающих развитие эмоционального восприятия «малой» Родины", ярких патриотических впечатлений, удовлетворяющих естественную человеческую потребность в чувстве любви к окружающему миру и людям, а также приобщение учащихся к деятельности, направленной на познание и преобразование своего края и совершенствование себя как его патриота (т.е. становление субъектного опыта патриотической деятельности). В свою очередь, изучение особенностей функционирования дополнительного образования детей показало, что его учреждения, в том числе и центры детско-юношеского туризма, обладают наиболее оптимальными возможностями предоставления образовательных услуг, ориентированных на воспитание патриотического сознания в контексте учета интересов личности, региона и страны.

3. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности реализовалось в ходе создания педагогических условий, ориентированных на: развитие эмоционально-ценностной сферы как фактора становления общественных смыслов жизни учащихсяорганизацию познавательного процесса, направленного на изучение культурно-исторических и социально-политических традиций и перспектив развития государства и региона как субъекта РФприобщение учащихся к общественно-полезной и спортивно-туристской деятельности, нацеленной на воспитание готовности к сознательному служению своему Отечеству.

4. Анализ философских, социологических, психолого-педагогических источников по патриотическому воспитанию позволил выделить следующие уровни качественного функционирования патриотического сознания: прагматический уровень — характерный для учащихся с адаптивной и эгоистической направленностью личностисоциальный уровеньсвойственный детям с широкой социальной направленностью и доминированием патриотических идеалов, но слабо выраженной собственной позициейавтономно-личностный уровень — представленный интегративной направленностью личности и стремлением позитивно влиять на развитие патриотических убеждений одноклассников.

5. Характеристику критериев и показателей мотивационно-ценностного компонента определял уровень развития патриотических эмоций и чувств (иерархия потребностей, мотивов и ценностей) — когнитивного — стабильности процесса приращивания патриотической информации (тип репрезентации, познавательного интереса, продуктивность взаимодействия различных типов мышления) — деятельностно-поведенческого — уровень и качество выраженности субъектной позиции личности в ее опыте патриотической деятельности (тип активности, направленности деятельности и отраженной субъектности).

6. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возврата в туристско-краеведческой деятельности реализовалось в двух стратегических направлениях работы. Первое направление связано с осуществлением общей программы, нацеленной на становление готовности к сознательному служению Отечеству. Содержание работы данной программы определялось принципами народности, высокой мотивированности деятельности, ее познавательной и общественно-полезной направленности, а также взаимодополняемости ее видов, активности личности и учета ее интересов, единства познания, переживания и действия. Логика выбора средств, форм и методов отражала движение воспитательной работы от организации дел эмоционально-привлекательных и игровых (туристско-краеведческих походов, экскурсий, соревнований и т. д.) до включения учащихся в научно-исследовательские дела, с ярко выраженной общественно-полезной направленностью. Второе направление предполагало организацию групповой и индивидуальной работы на основе учета качественных особенностей развития учащихся с различными уровнями патриотического сознания и специфики их продвижения к уровню автономного патриотизма.

Апробация и внедрение результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Забайкальского государственно-гуманитарного педагогического университета, методологических семинарах аспирантов, методических советах городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы, выступлениями на международных, региональных научно-практических конференциях: «Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста средствами туристско-краеведческой деятельности в контексте когнитивной психологии» (г. Улан-Удэ, 2005 г.) — «Духовно-патриотическое воспитание как ведущая задача современного образования» (г. Чита, 2005 г.) — «Общая характеристика типа изменения качественных особенностей патриотического воспитания на современном этапе» (г. Чита, 2005 г.) — «Общая характеристика особенностей определения содержания понятия патриотического воспитания (исторический аспект)» (г. Чита, 2005 г.) — «Теоретико-методологические основы патриотического воспитания» (г. Москва, 2005 г.) — «Патриотическое воспитание как педагогическая проблема современной науки и практики» (г. Москва, 2006 г.) — «Патриотическое воспитание учащихся в процессе туристско-краеведческой деятельности (на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы)» (Москва, 2006 г.) — «Общая характеристика цели, задач и содержания туристско-краеведческой деятельности как средство патриотического воспитания» (г. Чита, 2006 г.) — «Русская идея как фактор становления теоретических основ патриотизма в дореволюционной России» (г. Чита, 2006).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по 2 главе.

Содержание патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования оформлялось с учетом специфики современного развития России, ее культуры, истории, традиций и тенденции развития Забайкалья как части страны. С учетом этого определились стержневые направления построения авторской программы «Люблю тебя, мой край родной», нацеленной на воспитание патриотизма как одного из стержневых качеств личности (становление патриотического сознания).

Ведущим механизмом воспитания патриотического сознания была педагогическая поддержка развития широких социальных мотивов, ценностно-смысловой сферы, ментальная репрезентация восприятия патриотической информации, стержневого познавательного интереса к проблеме патриотизма, позитивных оценочных суждений о патриотизме как качестве личности, продуктивного взаимодействия различных типов мышления как средства становления собственных взглядов на историю и перспективы развития своей страны и свою роль в ее прогрессе, немотивированная активность к общественно-полезной деятельности, личностного опыта преобразования своего края и отраженной субъектности идеалов сознательного служения Отечеству.

Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возврата в туристско-краеведческой деятельности реализовалось в двух стратегических направлениях работы. Первое направление связано с осуществлением общей стратегии работы по программе «Люблю тебя, мой край родной». В связи с этим целью проведения походов, экскурсий, прогулок, слетов, соревнований, как было отмечено, стало воспитание патриотического сознания личности, не сводимое к традиционному решению задач развития физической и интеллектуальной сферы ребенка. Второе направление конкретизировало первое и предполагало дифференцированную и индивидуальную работу на основе учета специфики уровней качественного функционирования патриотического сознания.

У старшеклассников с прагматическим сознанием доминировали физиологические потребности, узкие социальные и побудительные мотивы, отраженная репрезентация патриотической информации и эпизодический познавательный интерес к проблеме патриотизма, критические оценочные суждения о патриотах и патриотизме, логическое или прагматическое мышление, мотивированная активность в общественно-полезной деятельности, межличностная или негативно-отраженная субъектность патриотических идеалов. На этом уровне мы дифференцировали учащихся данной группы на две подгруппы: старшеклассники с преобладанием «адаптивных» процессов в социально-общественном развитии и эгоистической направленностью. Работа с первой подгруппой велась через развитие рефлексии, включение в парную и групповую работу с учащимися с автономно-личностным и социальным уровнем патриотического сознания, т. е. создание атмосферы заражения. Данная работа нацеливалась на воспитание широких социальных мотивов, стержневого интереса к проблеме патриотизма и собственных позитивных суждений, немотивированной активности, отраженной субъектности на уровне «МЫ», (принятия патриотических идеалов окружающих) и становление ценностно-смысловой направленности деятельности. Работа со второй подгруппой строилась в русле закономерностей процесса перевоспитание. Первый этап работы с учащимися включал методы переубеждения, переключения с негативной борьбой за личные успехи на стремление к коллективным победам, положительных примеров и предполагал разрушение эгоистических стереотипов. Второй этап работы с данными подростками основывался на реализации задач развития альтруистических и широких социальных мотивов, смыслов общественной жизни, деятельности, субъектно восходящей к интеграции себя с образом патриота.

Подростков с социальным уровнем патриотического сознания была свойственна широкая социальная направленность в стремлении во всем быть полезным социуму, тормозящая процесс индивидуализации в обществе, ментальная репрезентация и положительные оценочные суждения, теоретическое или практическое мышление. В группе учащихся с социальным патриотическим сознанием также были выявлены две подгруппы: перваястаршеклассники со стержневым познавательным интересом, теоретическим мышлением и мотивированной активностью к организаторской деятельностивторая — старшеклассники с эпизодическим познавательным интересом, практическим мышлением и немотивированной активностью к общественно-полезной и туристско-спортивной деятельности. Работа с первой подгруппой проходила через создание условий развития организаторских навыков и освоения данными детьми роли лидера в коллективной познавательной деятельности (парной, групповой), а также становления умений реализовывать свои идеи. Работа со второй подгруппой нацеливалась на развитие их когнитивной сферы (становления умения формировать собственные убеждения и отстаивать их) и осуществлялась первоначально путем включения старшеклассников в игровую познавательную деятельность, а затем в дискуссионную исследовательскую и поисковую.

У старшеклассников с автономно-личностным уровнем сознания выражены смыслы общественной жизни, ментальная репрезентация, высокий познавательный интерес, творческое мышление, отраженная субъектность на уровне принятия идеалов сознательного служения Родине. Педагогическое сопровождение детей с автономно-личностным сознанием заключалось в том, что создавались условия воспитания у них стремления стать «отраженными субъектами»: оказывать ведущее влияние на развитие патриотических взглядов, убеждений, идеалов, опыта деятельности окружающих их людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения была актуальна на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями российского государства эта проблема приобрела особое значение. Осуществление патриотического воспитания в современных условиях актуализировало роль аксиологического и культурологического подходов, реконструировавших гуманистические идеи воспитания любви к своей Родине и готовности к сознательному служению Отечеству. Мы рассматриваем в нескольких аспектах: в философском как феномен, определяемый ценностными ориентациями культуры, традициями и историей народав социологическом — как общественно-историческое явление, обусловленное социально-экономическими, идеологическими и политическими особенностями конкретного исторического периодав психолого-педагогическом — как систему, рассматривающую вопросы духовно-нравственного становления личности. Такой целостный подход дает основание характеризовать патриотическое воспитание как процесс, направленный на становление патриотического сознания личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству: уровень развития патриотических чувств, готовности к осознанному служению Родине и опыта субъектной деятельности на благо своего народа.

Становление патриотизма как стержневого качества личности базируется на воспитании патриотического сознания. В решении этой задачи большое значение принадлежит туристско-краеведческой деятельности, так как участие в военно-спортивных мероприятиях, ознакомление с природой края, народным творчеством, традициями своего народа не только развивает физические и эстетические качества людей, но и их духовно-нравственную направленность. На основе анализа психолого-педагогических источников мы определили следующую систему принципов (народностивысокой мотивированности деятельности и ее духовной, познавательной и общественно-полезной направленностиактивностипаритетности интересов личности и государстваучета особенностей развития личностиединства познания, переживания и действиявзаимодополняемости спортивно-туристской, когнитивной и общественно-полезной деятельности), форм (занятия туристско-краеведческих кружков (групп), туристические прогулки, экскурсии (кроме учебных), походы, экспедиции, поисковая работа, слеты и соревнования, трудовые десанты, конкурсы, вечера и конференции, сборы в туристических лагерях) и методов (игры, проекты, дискуссии, методы коллективных творческих дел, воспитывающих ситуаций) патриотического воспитания учащихся в туристско-краеведческой деятельности.

Современное дополнительное образование детей — это образование, нацеленное на удовлетворение профилирующих интересов ребенка и развитие его творчестварасширяющее возможность самореализации личности, ее социализации и инкультурации. Данное образование создает имманентные условия выбора индивидуального образовательного маршрута, а также увеличивает культурное пространство приобщения учащихся к духовным ценностям и традициям своего народа, познанию края, т. е. формирует оптимальные условия для воспитания патриотического сознания.

Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности реализовалось в ходе создания педагогических условий, ориентированных на: 1) развитие эмоционально-ценностной сферы как фактора становления общественных смыслов жизни учащихся- 2) организацию познавательного процесса, направленного на изучение культурно-исторических и социально-политических традиций и перспектив развития государства и региона как субъекта РФ- 3) приобщение учащихся к общественно-полезной и спортивно-туристской деятельности, нацеленной на воспитание готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Анализ философских, социологических, психолого-педагогических источников по патриотическому воспитанию позволил выделить уровни качественного функционирования патриотического сознания (прагматический, социальный, автономно-личностный), компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий) и их критерии (уровень развитости патриотических эмоций и чувств, стабильности процесса приращивания патриотической информации, наличия субъектного опыта служения своему Отечеству).

Характеристику мотивационно-ценностного компонента определяли следующие показатели: иерархия потребностей, характеристика доминирующей мотивации, иерархия ценностно-смысловой сферыкогнитивного — тип репрезентации, характеристика познавательного интереса и оценочных суждений личности, продуктивность взаимодействия различных типов мышлениядеятельностно-поведенческого — уровень развития активности, отраженной субъективности и характер направленности деятельности личности.

Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности реализовалось в 2 стратегических направлениях работы. Первое направление связано с осуществлением общей программы патриотического воспитания в туристско-краеведческой деятельности, решающей задачи развития паритетности общественных и личных ценностей и воспитания готовности сознательному служению Отечеству в ходе организации познавательной, общественно-полезной и туристско-спортивной деятельности учащихся. Логика выбора средств, форм и методов была обусловлена идеей построения динамики воспитательной работы, исходящей от эмоционально-привлекательных дел к делам научно-исследовательским и трудовым, с ярко выраженной общественно-полезной направленностью.

Второе направление конкретизировало первое: групповая и индивидуальная работа с детьми строилась на основе учета качественных особенностей дифференциации функционирования уровней их патриотического сознания и воспитания их готовности к сознательному служению Отечеству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ С.А. Алиева- Даг. Гос. ун-т. -Махачкала, 2002. — 21 с.
  2. , А.И. Введение в культурологию Текст.: учеб. пособие для вызов / А. И. Арнольдов. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 352 с.
  3. , А.В. Проблемы воспитания патриота в современных условиях Текст.: [По результатам анкетирования учащихся сред. шк. Чувашии в 1999 г.] / А. В. Арсентьева, А. П. Петрянкина // Семья в России. 2002, — N 1. — С. 83−90
  4. , А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: НПО «МОДЭК», 1996.-768с.
  5. , Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей Текст. / Н. А. Асташева. М.: Московский психосоциальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -272с.
  6. , К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа.: Баш. Пед. ин-т, 1996. — 242с.
  7. , А.С. Вопросы методики и истории географии Текст. / А. С. Барков. М., 1961. — С. 80.
  8. , И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Л. Беккер- Ин-т развития личности Рос. Акад. Образования. М., 1995. — С.23−80.
  9. , В.Г. Полн. собр. соч. Текст. В 13 т. / В. Г. Белинский. М.: АН СССР, 1954. — Т. 4.- 676с.
  10. , П.В. Ролевая игра как средство военнопатриотического воспитания Текст.: [На примере орг. игры «Зарница» в сред, шк.] / П. В. Белых // Педагогика детского движения на пороге XXI века. Хабаровск, 2000. С. 71−77.
  11. , А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащихся молодежи Текст.: дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. В. Беляев. Ставрополь, 1997. — 531с.
  12. , Н.А. Смысл истории Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1990.- 173с.
  13. , Н.А. Судьба России Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1990.-С. 316−317.
  14. , В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития Текст.: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. /В.А. Березина -М., 1998.-21с.
  15. , B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век Текст. / B.C. Библер. -М.: Политиздат, 1990. — С.261−265.
  16. , И.В., Юдин Э. Г. Становление сущности системного подхола Текст. / И. В. Блауберг. М.: Наука, 1973. — 270с.
  17. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М., 1968. — С.23−34.
  18. , Ю.С. Социология Текст.: учебное пособие / Ю. С. Борцов.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002. 352с.
  19. , Л.В., Чистякова С. Н. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации Текст. / Л. В. Ботякова, С. Н. Чистякова. -М.: АПН СССР, 1991. -35с.
  20. , Т.С., Овчиникова Н. П. Воспитание патриотизмасредствами образования Текст. / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. -СПб.: КАРО, 2004. 224с.
  21. , Н.В. Социализация и воспитание в условиях туристско-краеведческой деятельности Текст. / Н.В. Бушманова-Майкоп: изд-во МГТУ, 2004. 144с.
  22. , И.А., Голицин С. М., Куликов В. М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия Текст. / И. А. Верба, С. М. Голицин, В. М. Куликов. М.: ФиС, 1983. — С. 23 — 28.25. // Вестник образования. 1993. — № 8. — 92с.
  23. , Ю.Р., Шапко В. Т. Современная Российская молодежь: методология изучения Текст. / Ю.Р. Вишневский- под ред. И. И. Ильинского, — М.: Институт молодежи, изд.'Толос", 1999 С.237−259.
  24. , Г. Н. Этнопедагогика Текст.: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 176 с.
  25. , С.В. Еще раз о патриотизме Текст.: (О работе по авт. программе «Твоя родословная «в Дет.-юнош. центре Волгограда] / С. В. Воротилова // Внешкольник. М., 2000. № 11.- С. 8 -9.
  26. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности Текст.: Материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (14−15 нояб. 2001)/- НИИ семьи и воспитания РАО (Москва). -М.
  27. Моск. центр воспитания культуры межнац. общения М-ва образования России, 2003.-486 с.
  28. Воспитание патриотизма и гражданственности в образовательных учреждениях: проблемы и пути их решения Текст.: Материалы обл. науч.- практ. конф. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 64 с.
  29. Воспитать человека Текст.: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, оргнизационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под. ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вента-на-Графф, 2003. — 384с.
  30. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: Психологический очерк / J1.C. Выготский. Изд. 2-е, перераб. И лоп. — М.: Просвещение, 1967. -93 с.
  31. , Л.С. Мышление и речь Текст. В 6 т./ JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 263.
  32. Г. П. Аксиология культуры Текст. / Т. П. Выжлецов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996.-152 с.
  33. , А.Н. Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования Текст.: [монография] /А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев- Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». Волгоград: Авт. перо, 2004. -117с.
  34. , X. Когнитивная психология Текст. / X. Гейвин. -СПб.: Питер, 2003.-272с.
  35. , А.Я. Об естественноисторических экскурсиях Текст. / А. Я. Герд. Учитель, 1966. — С. 34−37.
  36. , Б.С. Образование в третьем тысячелетии Текст.: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997, — 120 с.
  37. , Б.С. Гражданское общество в России Текст.: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования / Б. С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2001. -460с.
  38. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. М.: «Школа-пресс», 1995. — 448 с.
  39. , И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Глазунова Ирина Николаевна. -Липецк, 2002.-С. 2−87.
  40. Гражданское образование Текст.: формирование активной жизненной позиции гражданина. Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин.-М.:Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001. С.250−268.
  41. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи Текст.- под ред. А. Д. Канунникова. Рязань: Ряз обл. ин-т развития образования, 2004. — 85 с.
  42. , Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество Текст.: (на примере гуманит. дисциплин): Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Григорева Наталия Анатольевна. Волгоград, 1998. — 18 с.
  43. , М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбова Марина Алексеевна -М., 1999. С. 15−59.
  44. , В.А. Туризм как образовательное пространство Текст. / В. А. Горский, В. Д. Чепик // Доп. образование. 2000. -N 7−8. -С. 19−25.
  45. , В.А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей Текст. /В.А. Горский //Дополнительное образование. 1999. — № 1. — С. 4- 6.
  46. , Н.И. Отечество и патриотизм Текст. / Н. И. Губанов. -М. :Госполитиздат, 1960. С. 25 — 26.
  47. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах) Текст. / В. И. Даль. М.: Прогресс — Универс, 1994. Т.4.-567 с.
  48. , М.А. Народная педагогика и патриотизм Текст. / М. А. Дегтярева // Мир образования образование в мире. -2003.-№ 1.- С. 176−181.
  49. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма Текст.: Сб. док. / А. Д. Сальников, И. И. Панов, Ж. А. Чигарькова и др.- Сев.-Вост. окруж. упр. Моск. ком. образования. М.: 2001. — 118 с.
  50. , А.Н. Учеб. пособие для студентов пед. вузов Текст. / А. Н. Джуринский. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- С. 369−401.
  51. , Н.А. Избр. Пед. соч Текст. / Н.А. Добролюбов-М.: Педагогика, 1986. 346с.
  52. , Б.И. Эмоции как ценность Текст. / Б. И. Додонов.-М., 1978.-С. 43.
  53. , Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности Текст. / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 3439.
  54. Дополнительное образование детей Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. — С. 61−80.
  55. , И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма Текст.: учебно-методическое пособие / И. А. Дрогов. М.: ФЦДЮТиК, 2004.- 131с.
  56. , В.Н., Ушакова Д. В. Когнитивная психология Текст.: учебник для вузов / В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2002. -480с.
  57. , И.В. и др. Психология Текст.: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 464с.
  58. , В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России Текст.: дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01: / Дьяченко Владлен Владленович М, 2001. — С. 247−270.
  59. , Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей Текст.: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е. Б. Евладова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 352с.
  60. , М.С. Общая и социальная психология Текст.: учебник для вузов / М. С. Еникеев.- М.: Издательство НОРМА, 2002.-624с.
  61. , Б.П. и Гончаров Н.К. Педагогика Текст. / Б. П. Еснисеев. М.: Гос. Учпедгиз, 1941. -400с.
  62. , А.У. Практика внешкольного образования в России.-М., 1923.-С. 23−30.
  63. , М. В. Идеи И.А. Ильина о национально-патриотическом воспитании Текст.: [ Рус.религиоз. философ-эмигрант, 1882−1954гг.] / М. В. Зима // Обучение с целью уменьшения насилия. СПб., 2002. — С. 243−249.
  64. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  65. , Д.В. Социокультурная толерантность ее сущностные характеристики Текст. / Д. В. Зиновьев // Парадигма,-1998. -№ 1. -С.50−61.
  66. , П.И. Педагогические основы школьного краеведения Текст. / П. И. Иванов. Петрозаводск, 1966. — С. 127.
  67. , И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954г. Текст. В 2-х т. / И. А. Ильин. М., 1992. -С. 322−328.
  68. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. /Е.П. Ильин. -СПб: Питер, 2000.-512с.
  69. , А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию Текст. / А. Н. Иоффе. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.-240 с.
  70. , Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся Текст.: дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08: / Ипполитова Наталья Викторовна. -Челябинск, 2000.-356с.
  71. , П.И. Туристская деятельность как средство воспитания социальной активности старшеклассников Текст. :
  72. Автореф. дис. .канд. пед. наук: -М., 1978.-22с.
  73. , П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики Текст. / П. И. Истомин. М.: Педагогика, 1987.-С. 9.
  74. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в Текст.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова.- 2-е изд., испр. и доп. М. :ТЦ Сфера, 2005. -512с.
  75. История Российского государства Текст.: учеб. пособие для вузов / Ш. М. Устинов, Н. Д. Эриашвили и др.- под ред. проф. Ш. М. Мунчаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 607с.
  76. История России. 1938 2002 Текст.: учебное пособие / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2003. — С.32 — 157.
  77. , М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — С.5.
  78. , М.С. Философская теория ценностей Текст. /М.С. Каган.-СПб., 1997.-205 с.
  79. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П.Ф. Каптерев- под. ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-С. 45−50.
  80. , В.А. Педагогика и туризм Текст.: учеб. для студентов вузов турист, профиля / В.А. Квартальнов- Рос. междунар. акад. туризма Турист, ун-т. — М.: Совет, спорт, 2000. — 334 с.
  81. , A.M. Гражданственность личности Текст. / A.M. Князев. М.: Академия ФПС России, 2003. — 100с.
  82. , В.А. Русская идея и возрождение России Текст. / В. А. Кобылянский. Иркутск, 1997. — 164с.
  83. , В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма Текст. /В.А. Кобылянский // Педагогика. 1998, — № 5.1. С. 18−23.
  84. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  85. , JI.C. Диагностика психологической культуры школьников Текст.: практ. пособие для психологов / Л. С. Колмогорова. -М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002, — 360 с.
  86. , В.В. Воспитательная концепция и содержание дополнительного образования в общеобразовательном учреждении Текст. / В. В. Комаров // Воспитание и современность: опыт, проблемы, решения. Ижевск, 1999, № 6-С. 121−131.
  87. , Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — С. 19−357.
  88. Кон, И. С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности) Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979.-С.155−160.
  89. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя Текст. / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  90. , Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей Текст. / Ю. С. Константинов. М.: ЦЦЮТиК, 2001. — 180с.
  91. , Ю.С., Куликов В. М. Педагогика школьника туризма Текст.: учебно-методическое пособие / Ю. С. Константинов. -М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002 152с.
  92. , Г. Б. Феномен образования Текст. / Г. Б.
  93. Корнетов // Магистр. 2001. — № 1. — С. 19 — 33.
  94. , А.Н. Возрастные аспекты воспитания учащихся Текст. / А. Н. Кочетов // Советская педагогика. 1975. — № 7. — С. 2223.
  95. Краеведческие аспекты воспитания гражданина России Текст.: тез. докл. науч.- практ. конф., 22−23 марта 2001 г. / Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Рязань, 2001. -161с.
  96. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг.- СПб.: Питер, 2002. 992с.
  97. , А.П. О подростках Текст. / А. П. Краковский. М., 1970.-С. 26−30.
  98. Краткий словарь по философии Текст. / Под общ. ред. Т. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1987. — 590с.
  99. , Н.К. Педагогические сочинения Текст. / Н. К. Крупская. М., 1959. Т.5. — С.77−78.
  100. , Н.К. Педагогические сочинения Текст. В 10 т. / Н. К. Крупская. М., 1961. — Т. 5. — С.23−34.
  101. , Н.Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. -М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  102. , B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме Текст. / B.C. Кукушин. Ростов н/Д.: ГинГо, 2001.- 404 с.
  103. , В.В. Русская философия в источниках и исследованиях (1989−1998) Текст. / В.В. Куликов- Чита: ЗабГПУ, 1999, — 112с.
  104. , JI.B. Краеведение и туризм Текст.: учебное пособие / JI.B. курило. М.: РМАТ, 1999. — С. 7.
  105. , Ю.В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассникаТекст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лазарев Юрий Владимирович. М., 1999. — 17 с.
  106. , В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997, -№ И.-С. 48−54.
  107. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1977. — 264 с.
  108. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст. В 2-х томах. / А. Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. -320 С.
  109. , Е.В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: / Лисецкая Елена Вениаминовна. М., 2002. — С.4−78.
  110. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России и Санкт-Петербурга Текст. / В. Т. Лисовский. -СПб., 2000.-С. 45−48.
  111. , Б.Т. Реформаторство в российском образовании: Проекты и результат Текст. / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1996, № 6. -С. 3−8.
  112. , Д. Помните о своих корнях Текст. // Воспитание школьников. 1993, № 3. — С. 33−38.
  113. , Б.Ф. Общение как проблема общей психологии: методологические проблемы социальной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. -М, 1975.-С. 124−135.
  114. , Б.Ф. Проблема общения в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // В сб. статей: Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.-С.З-24.
  115. , В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Лукьянова Валентина Павловна. М., 2003. — С.21−60.
  116. , В.И. В патриотизме молодежи будущее России Текст.: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью / В. И. Лутовинов. -М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. — 204с.
  117. , И. Д. Традиционное и новаторское в современном образовании Текст. // Педагогика. 2000, — № 10. — С. 21−26.
  118. , А.С. Проблемы школьного советского воспитания Текст. / А. С. Макаренко. М.: Издательство АПН РСФСР, 1951. — Т.5. — С Л 09 — 225.
  119. , А.С. О направлениях и формах клубной работы Текст. В 7 т. / А. С. Макаренко. М., 1958. — Т. 7. — С. 20−45.
  120. , А.Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2001. — 592с.
  121. , С.В. Теория и практика патриотического воспитания: содержание, принципы, технологии: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Марзоев Станислав Васильевич, — Владикавказ, 2000. С.56
  122. , А.К. Психология труда учителя Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  123. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст. / А.к. Маркова. М., 1983. — С. 12−33.
  124. Мелик Пашаев, А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству Текст. / А. А. Мелик — Пашаев. — М.: Педагогика, 1987. -126 с.
  125. , Н.А. Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мельникова Наталья Алексеевна. Брянск, 2003. — 20 с.
  126. JI.A. Методология современной науки Текст. / JI.A. Микешина.-М.: Прометей, 1991.- 115 с.
  127. Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников : Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Мищенко Л. И. М., 1982.-208с.
  128. Молодежь и общество на рубеже веков Текст. / Под ред. И. М. Ильинского. М.: «Голос», 1999 — С. 332.
  129. О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности на развитие личностной гармонии старшеклассников Текст. / О. И. Мотоков // Дополнительное образование. 2002, — № 7. -С. 3−21.
  130. В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. Воронеж, 1995. — С. 67 — 76.
  131. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973гг Текст. М.: Педагогика, 1974.-560с.
  132. Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 11. Школьное краеведение: проблемы, методики Текст. М.: Институт Наследия, 2002. — 160с.
  133. Научно-методические проблемы гражданского и патриотического воспитания Текст.: сб. науч. ст. / Колом, гос. пед. инт, Каф. педагогики. Коломна (Моск. обл.): Изд-во КГПИ, 2001. — 116с.
  134. Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // Изв. Рос. акад. образования.1999. -№ 2, — С. 13−22.
  135. Е.Ю. Гармония человека и природы в аспекте духовного и патриотического воспитания Текст. / Е. Ю. Ногтева // Проблемы воспитания патриотизма. Вологда: ВИРО, 2004. — С. 37−43.
  136. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Текст. // Вестник образования России. 2000, — № 1. — С.7−41.
  137. , Н.П. Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Овчинникова Наталья Петровна. -М, 2000.-С. 12−16.
  138. , А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся Текст. / А. А. Остапец, — Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001 — 96с.
  139. Остапец-Свешников, А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы Текст.: Дис. .доктора пед. наук: 13.00.01 / Остапец-Свешников Александр Александрович. -Москва, 1988 — С. 114 -117.
  140. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 20 Юг Текст. // Воспитание школьников. — 2006, — № 2. — С. 2−8.
  141. Патриотическое воспитание музейными средствами Текст.: возможности, опыт, проблемы: материалы науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 19−21 окт. 1998г: М-во культуры Свердл. обл., 1999. -137 с.
  142. Патриотическое воспитание Текст.: норматив, правовые док. -М.: ТЦ Сфера, 2005. 91 с.
  143. Патриотическое воспитание: от теории к практике Текст. / Муницип. образоват, учреждение доп. проф. образования «Ин-т повышения квалификации» (МОУ ДПО ИПК). Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. — 142 с.
  144. Педагогика: учебник для вузов Текст. / Н. Бордовская, А. Реан. СПб.: Питер, 2003. — 304с.
  145. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов н/Дону., 1996.- 512 с.
  146. , А.П. Состояние современного общества и его влияние на патриотическое воспитание подрастающего поколения Текст. /А.П. Петрянкина // Интегральная педагогика: спец. вып. -2001.-С. 97−101.
  147. , И.Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Пилат Иван Николаевич. -М., 1970.-21с.
  148. , В.В. Формирование патриотическогосознания старшеклассников Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Пионтковский Владимир Витальевич. Якутск, 2002. — 18 с.
  149. , А.В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности : (На материале дополн. образования) Текст.: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / Подгорнов Алексей Валерьевич. Курган, 1999. — 26 с.
  150. , И.П. Педагогика Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  151. , Л. Логика «русской идеи» Текст. // Общественные науки и современность. 1992, -№ 3. — С.72.
  152. , Е.Н. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России Текст.: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Поддубный Евгений Николаевич. Ставрополь, 2004 — С. З-16.
  153. Психологический словарь Текст. / Под.ред. Ф. Н. Добрынина, С. Е. Советова. Магадан, 1965. — 291с.
  154. Психологический словарь Текст. / Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 640с.
  155. , Т.О. Исторические модели краеведения в России Текст. / Т. О. Разумустова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России». М.: ЦДЮтур РФ, 1999.-С.94.
  156. , А.Н. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Н. Радищев. М.: Издательство АПМ РСФСР, 1952. — 711 с.
  157. , А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика Текст. / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2002. — 432с.
  158. , С.М. Воспитание волевых качеств Текст. :
  159. Автореф. дисс. .д- ра п. наук / Риверс Сергей Михайлович. М, 1950. — С.347−375.
  160. , Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками Текст.: практ. пособие / Е. Ю. Ривкин. М.: Аркти, 2001. 77 с.
  161. , А.В. Разработка религиозно-ценностной концепции культуры в философско-педагогической мысли русского зарубежья (первая половина XX в.) Текст. / А. В. Рогова // Педагог. 2003, № 2 (15). — С.26 — 35.
  162. , А.В. Философия и история образования Текст.: Учебное пособие / А. В. Рогова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. — 140с.
  163. , А.В. Идеи становления человека культуры в философско педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX — начало XX вв.) Текст.: Монография / А. В. Рогова. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003.- 146 с.
  164. , P.JI. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.) Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Рождественская Римма Леонидовна. Белгород, 1997. — 19 с.
  165. Российская Педагогическая Энциклопедия Текст. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993−608с.
  166. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Учпедгиз, 1946. 704с.
  167. , С.Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Изв-во АПН СССР, 1957.
  168. , Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Самохин Юрий
  169. . М., 1999. — 23 с.
  170. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе Текст. М.: Мнемозина, 2000. — 199 с.
  171. , Д.С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой деятельности Текст.: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Сенюк Дмитрий Степанович. М., 2000. — 170с.
  172. , В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии Текст.: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 2000. — 148 с.
  173. , В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии Текст.: монография / В. В. Сериков. -Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  174. , М.Н. Школа и всестороннее развитие детей Текст.: Книга для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1980.- 144с.
  175. , А.А. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками Текст. / А. А. Смирнов // Советская Педагогика. 1946, -№ 8−9.-С. 76−88.
  176. , Д.В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Смирнов Дмитрий Витальевич.- М., 1999. 27 с.
  177. Советский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 1632с.
  178. Современный словарь по педагогике Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич. Минск.: «Современное слово», 2001.- 928 с.
  179. , А.Д. Характеристика путей и средств патриотического воспитания школьников в процессе туристскокраеведческой работы Текст. / А. Д. Солдатенков. М., 1969. — С.45 -96.
  180. , А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников Текст.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Солдатенков Александр Дмитриевич. М., 1998. — 47 с.
  181. , С.М. Труды по истории России Текст. / С. М. Соловьев. М.: ACT: Астрель, 2003. — 349с.
  182. Сорока-Росинский, В. Н. Антология гуманной педагогики Текст. / В.Н. Сорока-Росинский.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 224 с.
  183. Л.Ф. Спирин, П. В. Конаныхин. Идейно-политическое воспитание школьников Текст. / П. В. Спирин.- М. :Просвещение, 1982.-192с.
  184. , Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов. М.: ТЦ Сфера, 2005.-160с.
  185. , Л.А. Философия и история образования Текст.: учеб. пособие для студентов высших уч. зав-ний / Л. А. Степашко. М.: Флинта, 1999.-272 с.
  186. , А.Б. Хозрасчетное туристско-краеведческое объединение как средство интернационально-патриотического воспитания подростковТекст.: Автореф. дис. .кан. пед. наук: 13.00.01 / Сурков Александр Борисович. М.-1994. — С.44 — 62.
  187. , В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников Текст.: из опыта работы сельской школы / В. А. Сухомлинский. М. :Учпедгиз, 1959. 148с.
  188. , В.А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев, 1971.-С. 15.
  189. , П.В. Когнитивные аспекты овладения культурой Текст. / П. В. Сысоев // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 19. 2003. — С.110.123.
  190. , Б.М. Способность и одаренность Текст. / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. М.: АНП РСФСР, 1961,-С. 129−132.
  191. , Д.Л. Теория и практика экологического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования Текст. / Д. Л. Теплов: монография. М.: МГОПУ, 2004. — 1186с.
  192. , Л.А. Воспитать патриота России Текст. / Л. А. Тетушкина: программно-методический сборник. Чита, 2003.- С.6−9, 58−65.
  193. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Текст.: сб. науч.-метод. ст.- отв. ред. С. К. Бондырева. М. Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 368 с.
  194. , В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского народа Текст. / В. Ю. Троицкий // Педагогика.-1998, № 2.-С. 3−8.
  195. , Е.С. Патриотизм: Общероссийский и национальный Текст. / Е. С. Троицкий. М.: Просвещение, 1996. — С. 14−57.
  196. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы Текст. Сборник статей. 2-е, изд., исправленное и переработанное. -М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004−152с.
  197. , Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. М., 1966. — С. 19−34.
  198. , Г. С. Очерки истории российского туризма Текст. / Г. С. Усыскин. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. -224с.
  199. , К.Д. Избранные педагогические сочинения Текст. / К. Д. Ушинский. М., 1968. -С.140−141.
  200. , И.А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в УДО Текст.: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Фархшатова Ирина Абдулаевна. Оренбург, 2003. — С. 35−49.
  201. , Н.П. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Н. П. Фельдштейн. М., 1993. -С.23−45.
  202. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1991. — 560с.
  203. Философский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: ИННРРА-М, 2000. — 576 с.
  204. , В.П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассниковТекст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Фомин Виктор Павлович. М., 1998. -18 с.
  205. Формы и методы патриотического воспитания молодежи. Региональный аспект Текст.: тез. докл. регион, науч.-практ. конф., Рязань, 23−24 окт. 1996 г. -101 с.
  206. , И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2005. — 520с.
  207. , Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников Текст. / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. 2000, — № 4. — С.29−37.
  208. , П.Я. Статьи и письма Текст. / П. Я. Чаадаев.- М.: Современник, 1987.-367с.
  209. , Н.П. Краеведческая и поисковая деятельность -условие воспитания патриотизма Текст.: [Опыт сред. шк. N 67 г. Челябинска] / Н. П. Чеснокова // Организация и содержание гражданского образования. Челябинск, 1998. — С. 97−100.
  210. , Н.Г. Избр. пед. произв. Текст. / Н.Г.
  211. Чернышевский. М.: Изд-во АПК РСФСР, 1953.-772с.
  212. , В.Д. Психология деятельности и способности человекаТекст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996.- 320с.
  213. , С.Т. Наше педагогическое течение Текст. Избр. произведения. В 2 т. / С. Т. Шацкий. М., 1980. -Т. 1. — С. 67- 90.
  214. , Д. Дети и подростки: психология развития Текст. / Д. Шэффер. СПб.: Питер, 2003. — 976с.
  215. , А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей Текст.: Автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.08 / Щетинская Анна Ивановна. Казань, 1999. — С. 5−15.
  216. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 351с.
  217. , Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях Текст. / Ч. А. Шакеева. -Воронеж.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998 с. 192.
  218. , О.Р. Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема Текст. / О. Р. Шефер // НАУКА И ШКОЛА. -2003, -№ 5. С. 32−39.
  219. М.И. Теория и методика воспитания: традиции и инновации Текст. / М. И. Шилова: избранные педагогические труды. -Красноярск: Универс, 2003. 712с.
  220. А.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шипко Андрей Леонидович. М., 1988. — 15 с.
  221. О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Шитикова Ольга Николаевна. Шадринск, 2002. — С.70−90.
  222. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 314 с.
  223. Ю.А. Карманный справочник туриста Текст. / Ю. А. Штюрмер.-М., 1982.-С. 23−45.
  224. О.С. Внешкольная работа по краеведению Текст. / О. С. Юсупов. М., 1949. — С.5.
  225. П.М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1996.- 291с.
Заполнить форму текущей работой