Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования являются: интонационная теория (Б. Асафьев, В. Медушевский) — теоретические основы профессиональной подготовки учителей в вузе (Э.Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, О. А. Апраксина, Б. М. Целковников, В.М. Мындыкяну) — теория коллективной учебной деятельности (А.В. Мудрик, И. А. Зимняя, ГА. Цуккерман) — теория музыкального обучения и воспитания (К. Орф, Л. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования готовности к художественно-педагогической деятельности
    • 1. 1. Особенности художественно-педагогической деятельности и ее роль в современном образовательном процессе
    • 1. 2. Театрализация как форма художественно-педагогической деятельности
    • 1. 3. Содержание и структура готовности к художественно-педагогической деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов музыкально-педагогического факультета к художественно-педагогической деятельности

Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для прошлого и настоящего мировой и отечественной педагогики характерно сближение педагогической и художественной деятельности. На общность педагогики и искусства указывали в своих работах педагоги-классики: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пироговсовременные отечественные исследователи: Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.- зарубежные исследователи: X. Бек, М. Медер (Германия), Ж. Ф. Лиотар, М. Фуко (Франция), J1. Улмер, Т. Мак Крекен (США).

В педагогических исследованиях отмечается как влияние искусства на педагогическую деятельность, так и влияние педагогики на искусство. Воздействие искусства на педагогику проявляется в рассмотрении педагогических явлений с художественно-эстетических позиций (Ш.А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, О. С. Булатова, А.Ф. Закирова). Влияние педагогики на искусство выражается в том, что осмысление особенностей преподавания искусства происходит с учетом закономерностей воспитания и развития личности (Б.М. Неменский, Э. Б. Абдуллин и др.).

Взаимовлияние педагогики и искусства отмечается исследователями на всех ступенях образования, в том числе и в процессе профессиональной подготовки студентов вузов. Оно особенно необходимо при подготовке студентов по специальностям «Музыкальное образование» и «Искусство», однако в образовательном процессе вузов искусств и культуры это учитывается недостаточно. В учебный план этих вузов включены общепрофессиональные дисциплины (в том числе педагогика и психология) и дисциплины предметной подготовки. Вместе с тем в обучении студентов:

— недостаточно реализовано взаимодействие художественных и педагогических компонентов;

— теоретическая подготовка мало подкреплена опытом самостоятельной организации художественно-педагогического процесса, в практической подготовке студентов превалируют формы исполнительской деятельности;

— индивидуально-исполнительские формы обучения преобладают над коллективно-творческими, в результате чего у выпускников недостаточно развиты навыки, позволяющие вести обучение в сотрудничестве.

В самостоятельной работе выпускники вузов искусств и культуры независимо от полученной специальности становится субъектами как художественной, так и педагогической деятельности. Профессиональная деятельность будущих руководителей творческих коллективов и учителей музыки имеет художественно-педагогический характер. Ее полноценное осуществление требует не только знания закономерностей художественной деятельности, но и «их осмысления на языке педагогики, дидактики и педагогической психологии» (Р.А. Гильман), владения навыками организации художественно-педагогического процесса. В связи с этим возникает противоречие между художественно-педагогическими основами профессиональной деятельности руководителей творческих коллективов и учителей музыки и недостаточностью средств, адекватно формирующих готовность студентов к художественно-педагогической деятельности на стадии профессиональной подготовки.

Степень изученности проблемы. Изучение литературы показало, что основополагающие положения преподавания искусства по законам искусства изложены в концепции музыкального образования Д. Б. Кабалевского и концепции художественного образования Б. М. Неменского. Содержательные и инструментальные признаки сближения художественной (театральной) и педагогической деятельности, а также ряд общих для обоих видов деятельности процессуальных характеристик выявлены В.А. Кан-Каликом. Несоответствие между предметом искусства как особым видом деятельности и общепринятыми в школе методами его обучению отражено в работах А.А.

Мелик-Пашаева. Философский, педагогический и методический уровни проявления художественности, а также художественно-педагогические компоненты деятельности учителя музыки определены Э. Б. Абдуллиным. Влияние художественно-педагогической деятельности на творческое развитие личности художника-педагога показано Р. А. Гильман. Способы обучения, направленные на воспитание «человека-художника» в процессе подготовки режиссеров, рассмотрены М. О. Кнебель. Художественно-педагогический процесс представлен как процесс решения художественно-педагогических задач в работе М. В. Жабровец. Артистизм как ведущая способность художественно-коммуникативной деятельности педагога исследован О. С. Булатовой, Ж. В. Вагановой, J1.C. Майковской.

Однако работы, целостно анализирующие сущность и структуру художественно-педагогической деятельности (ХПД), выявлены не были. Все авторы рассматривают ХПД в рамках одного вида искусства: Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, JI.C. Майковская раскрывают специфику деятельности педагога-музыканта, Р. А. Гильман — педагога изобразительного искусства, О. А. Кнебель, М. В. Жабровец — педагога-режиссера. Недостаточно изучены компоненты готовности к художественно-педагогической деятельности. Не раскрыты способы, позволяющие формировать ХПД студентов в процессе освоения ими содержания конкретных предметов учебного плана.

Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями:

— между диалектической взаимосвязью педагогики и искусства* в мировом и отечественном образовании., и недостаточным ее проявлением в профессиональной подготовке студентов в вузах искусств;

— между потребностью введения ХПД в образовательный процесс на всех его ступенях и неразработанностью теоретических и методических положений, позволяющих осуществлять ее в учебном процессе;

— между необходимостью формирования художественно-педагогических основ обучения, нацеленного на самореализацию учащихся в процессе совместного творчества, и способами подготовки будущих специалистов в вузе искусств и культуры.

Из противоречий вытекает проблема исследования: определение сущности ХПД и особенностей формирования готовности к ней студентов в вузах искусств и культуры.

Противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности».

Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности ХПД и средства формирования готовности студентов музыкально-педагогического факультета к ней.

Объект исследования: процесс формирования ХПД в профессиональном образовании студентов в вузах искусств и культуры.

Предмет исследования: содержание, структура готовности студентов к ХПД, средства и механизмы, обеспечивающие взаимосвязь художественного и педагогического компонентов в учебной деятельности студентов.

В исследовании проверялась гипотеза: формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к ХПД в процессе профессиональной подготовки будет более эффективным, если:

— выявить компоненты структуры и содержания ХПД, которые синтезируют свойства художественной и педагогической деятельности и образуют особый тип организации и управления учебной деятельностью, нацеленный на преодоление внутренней дистанции между «реальным» учеником и его положительным образом «Я», возникшим у субъекта организации данной деятельности;

— обеспечить взаимосвязанное формирование мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов готовности к

ХПД, каждый из которых представляет собой единство эмоционально-образного, мировоззренческого и гуманистического содержания, и опираться на комплекс художественно-педагогических умений и навыков при оценке уровня готовности к ХПД;

— использовать театрализацию в качестве средства обучения, благодаря которому: а) студент включается в проектирование, осуществление, оценивание не только художественного продукта, но и своего взаимодействия с «другими», что превращает процесс обучения в процесс решения художественно-педагогических задач и способствует формированию необходимых художественно-педагогических умений и способностейб) художественное и педагогическое содержание деятельности сочетается с коллективной ее формой, но в то же время обеспечивается личностно — деятельностный подход к каждому студенту.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1) выявить особенности содержания и структуры ХПД, в которых проявляется целостность ее художественного и педагогического компонентов;

2) раскрыть содержание готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности в единстве мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов;

3) использовать театрализацию на занятиях хорового класса как средство и условие формирования готовности к ХПД;

4) проверить в опытной работе со студентами музыкально-педагогического факультета (МПФ) института искусств и культуры эффективность формирования готовности к ХПД средствами хоровой театрализации.

Методологическую основу исследования составили: теория деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган и др.) — теория развития личности в деятельности и общении (С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А.А. Леонтьев) — теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, С. А. Гильманов, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, А.А. Мелик-Пашаев) — теория диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер) — гуманистическая психология (Р. Берне, К. Роджерс) — гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, Е.А. Ямбург) — теория личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская, Н.А. Алексеев) — теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина) — художественная дидактика (Б.М. Неменский, М.О. Кнебель) — теория простых физических действий К. С. Станиславского.

Теоретической основой исследования являются: интонационная теория (Б. Асафьев, В. Медушевский) — теоретические основы профессиональной подготовки учителей в вузе (Э.Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, О. А. Апраксина, Б. М. Целковников, В.М. Мындыкяну) — теория коллективной учебной деятельности (А.В. Мудрик, И. А. Зимняя, ГА. Цуккерман) — теория музыкального обучения и воспитания (К. Орф, Л. А. Баренбойм, О. Т. Леонтьева, Б. Л. Яворский, Л. В. Виноградов, В.Г. Ражников) — положения театральной педагогики, посвященные воспитанию человека-творца (М. Чехов, М.О. Кнебель) — положения театральной педагогики, используемые в подготовке к педагогической деятельности (Ю.П. Азаров, П. М. Ершов, И. А. Зязюн, Ж. В. Ваганова, О. С. Булатова, М. В. Жабровец, Л.С. Майковская), историко-теоретические основы включения хоровой театрализации в исполнительскую деятельность (А.Т. Тевосян).

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, театрально-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование) и эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа).

Достоверность результатов исследования и полученных выводов обеспечена применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватных природе исследуемого объектасоответствием логики исследования его цели, задачам и предметуопорой на фундаментальные положения общей и музыкальной педагогики и психологии.

Исследование проводилось с 1995 г. по 2002 г. и условно может быть подразделено на три этапа.

Первый этап работы (1995;1999гг.) связан с изучением теоретических основ проблемы, анализом литературы и педагогического опыта, знакомством с зарубежным опытом работы студенческих хоровых коллективов. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования, спланирован и проведен констатирующий эксперимент, направленный на выяснение соответствия системы подготовки студентов характеру их будущей профессиональной деятельности. Осуществлялось наблюдение за деятельностью педагогов-музыкантов и студентов. Были проведены анкетирование студентов и педагогов-практиков, сопоставление результатов констатирующего среза с результатами сессионной аттестации студентов.

На втором этапе (1999;2001гг.) разработана схема включения студентов в ХПД в процессе обучения, спроектирована и проведена опытная работа. Были выявлены возможности и особенности привлечения хоровой театрализации в процесс профессиональной подготовки студентов на музыкальном факультете вузов искусств и культуры в качестве средства формирования готовности к художественно-педагогической деятельности.

Проверялась гипотеза, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация результатов исследования.

Третий этап (2001;2002гг.) включил проведение итогового среза, систематизацию, обобщение и анализ результатов исследования, формулирование выводов.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, чтовыявлена отличительная особенность ХПД как особого типа организации и управления учебной деятельностью, которой является целостность художественного и педагогического в содержании и компонентах структуры, проявляющаяся в художественно-образной драматургии всех элементов деятельности;

— определена основа для отбора содержания мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов готовности к ХПД, которой стала направленность деятельности как на создание художественного продукта, так и на преобразование участников этого процесса;

— доказана необходимость использования учебной деятельности, сочетающей коллективную форму с художественным и педагогическим содержанием, что возможно, в частности, при использовании театрализации на занятиях хорового класса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: -дано авторское определение «художественно-педагогической деятельности» как организуемого педагогом процесса творческого, опосредованного искусством взаимодействия субъектов учебной деятельности, направленного на самореализацию каждого из них;

— определена специфика театрализации как художественно-педагогического средства обучения студентов, в котором учебная деятельность адекватна профессиональной. Она сочетает учебно-познавательную, учебно-практическую, творческую деятельность студентов и является педагогическим условием, позволяющим обеспечить личностно-деятельностный подход к каждому обучающемуся;

— разработаны критерии и показатели для определения уровня готовности к ХПД, соответствующие природе данной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в том, что: -разработаны содержание занятий по хоровой театрализации со студентами музыкально-педагогического факультета института искусства и культуры, содержание лекционных занятий, направленных на ознакомление с историко-теоретическими основами театрализации, а также задания для учебной практики;

— разработаны методика включения студентов в процесс коллективной театрализации хоровых сочинений на занятиях хорового класса, методические рекомендации по включению театрализации в лекционные курсы и учебную практику;

— разработаны творческие задания, анкеты, позволяющие исследовать уровень готовности к художественно-педагогической деятельности студентов в учебной деятельности.

Апробация работы проводилась посредством участия автора в составе хорового коллектива Тюменского государственного института искусств и культуры в работе Международного хорового форума современной хоровой музыки (Ротенбург-на-Вюмме, Германия 1995, 1998гг.), путем публикаций, выступлений с докладами по исследуемой теме и обсуждения материалов исследования в рамках научно-практических конференций: 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2001 г), «Проблемы музыкально-театральной культуры» (Тюмень, 1997г) — «Культурологические аспекты развития Западной Сибири» (Тюмень, 1998г) — «Проблемы региональной культурологии: история, современное состояние, перспективы» (Тюмень, 1999г) — «Культура и социум» (Тюмень, 2000 г.).

Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса на музыкально-педагогических факультетах Тюменского государственного института искусств и культуры, Уральского государственного педагогического университетаиспользуются при проведении курсов повышения квалификации для педагогов-музыкантов в центре дополнительного профессионального образования при Тюменском государственном институте искусств и культуры.

Исследование проводилось на музыкально-педагогическом факультете и было посвящено рассмотрению деятельности музыканта-педагога с художественно-педагогических позиций.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Художественно-педагогическая деятельность как специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, способствующих формированию опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения учащихся к действительности, является творческим, опосредованным искусством взаимодействием субъектов, направленным на их самореализацию.

2. Присутствие художественно-образной драматургии во всех элементах педагогической деятельности позволяет организовать учебный процесс как проживание конкретного художественного образа, взаимодействие с которым способствует осознанию учеником своих эмоций, мыслей и «высветлению» (М.К. Мамардашвили) личностных качеств, заложенных в нем.

3. Готовность к ХПД включает сформированность интересов, потребностей, умений, способностей и качеств, позволяющих специалисту строить свою деятельность с учетом соподчиненности эмоционально-образного, мировоззренческого и предметного в ее содержании.

4. Сочетание коллективной формы обучения с художественным и педагогическим содержанием учебной деятельности позволяет приблизить процесс обучения студентов к реальной практике и обусловливает формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к ХПД.

5. Хоровая театрализация, являясь одним из средств формирования готовности студентов к ХПД в процессе профессиональной подготовки, позволяет включить студентов в проектирование, осуществление и оценивание не только получаемого художественного продукта, но и своего взаимодействия с другими, обеспечивает личностно-деятельностный подход к каждому студенту.

Выводы по второй главе

1. Включение театрализации в процесс профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете ТКИИК способствовало возникновению у студентов образа будущей деятельности, целостного ее ощущения, на основе которого приобретение профессиональных ЗУН стало более осознанным и целенаправленным.

2. Процесс театрализации способствовал формированию готовности студентов к ХПД во взаимосвязи теоретических знаний, практических умений и психологической настроенности, которая в реальной ситуации «здесь и сейчас» проявлялась в виде умения в художественно-творческом процессе максимально способствовать самореализации другого человека.

3. Использование театрализации в работе с группой, объединяющей студентов разных возрастов и разного уровня подготовки, позволила осуществлять их обучение в «зоне ближайшего развития» (J1.C. Выготский), при котором «высветление» (М.К. Мамардашвили, В.В. Медушевский) потенциально заложенных качеств личности происходило в процессе сравнения своей деятельности с деятельностью своих товарищей.

4. Включение студентов в «режиссерское моделирование» (В.А. Букатов) своей деятельности и деятельности другого человека не только способствовало формированию готовности к ХПД, но и позволило осуществлять наблюдение за тем, как протекает этот процесс. Оно помогло выявить сферу интересов и потребностей студента, направленность его личности, оценить оригинальность и тщательность проработки художественно-педагогического замысла, степень самостоятельности, особенности рефлексии.

5. Ориентация на органичное сочетание в театрализации самопознающей деятельности студентов с «вчувствованием» (А.Ф. Закирова) во внутренний мир другого человека способствовала нахождению индивидуального стиля художественно-педагогической деятельности.

Заключение

Развитие современного образования создает все больше предпосылок для постепенного изменения традиционных функций педагогической деятельности. Эти функции все чаще связывают со стимулированием творческой активности учеников, с поддержкой их стремления осознать смысл своего существования, с формированием их эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе, к другому человеку. Изменение функций ведет за собой поиск форм сотворчества учителя и ученика в процессе решения общечеловеческих проблем, которые все чаще становятся содержанием образования, расширяя рамки учебных задач. В профессиональном образовании в настоящее время больше внимания уделяют подготовке педагога к деятельности, способствующей развитию уникальной личности ученика в процессе педагогического творчества. В процессе подготовки педагога приветствуется отход от авторитарности: безапеляционности, консервативности, закрытости общения, оценочности в отношениях, от передачи «готовых» культурных образцов и ценностей, при особом внимании к развивающему, сотворческому потенциалу отношений участников педагогического процесса.

Проведенное диссертационное исследование, прежде всего, было призвано обратить внимание на проблему подготовки педагогов в соответствии с современными требованиями. Исходя из результатов, полученных в процессе работы, можно сформулировать следующие выводы:

1. Современное образование требует от педагога, преподающего предметы искусства, овладения теорией и практикой художественно-педагогической деятельности, поскольку его задача — помочь становлению эмоционально — ценностного отношения учащихся к себе, к другим и к миру в целом на основе развития фундаментальных человеческих способностей -«искусства думать», «искусства чувствовать», «искусства слышать» (J1.B. Школяр).

2. Владение механизмами ХПД поможет любому учителю организовать процесс обучения таким образом, что он будет способствовать развитию у учащихся как определенных качеств мышления, познавательных способностей, так и эмоционально-образной сферы и творческих способностей. При этом включение художественно-образных методов познания в другие образовательные области сделает возможным использование межпредметной интеграции в образовании (А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов).

3. ХПД — это особый вид деятельности, в котором эмоционально-образный, ассоциативно-субъективный характер организованного педагогом творческого процесса изменяет традиционную организацию и содержание учебного процесса. Он становится процессом эмоционально-ценностного преобразования, самосовершенствования его субъектов, основу которого составляют сопереживание и сотворчество, способствующие «высветлению» качеств, потенциально заложенных в каждой личности (М.К. Мамардашвили).

4. Содержание готовности к ХПД студентов вузов искусств и культуры представляет собой единство интереса к художественно-педагогической деятельности, потребности в приобретении знаний умений и навыков организации художественно-педагогического процесса, направленности на развитие личности другого человека в художественной деятельности, самостоятельности, оригинальности, тщательности в решении художественно-педагогических задач, умения оценивать качество художественного продукта и особенностей взаимодействия.

5. Театрализация хорового сочинения позволяет включить каждого студента в целеполагающую деятельность, в процесс решения поставленных задач на основе взаимодействия с другими субъектами и в оценивание своей деятельности. Благодаря коллективно-индивидуальному характеру творческого процесса в театрализации и синкретичности художественно-образных средств учебная деятельность студентов приобретает черты художественно-педагогической и способствует формированию готовности к ХПД в условиях, сходных с будущей профессиональной деятельностью.

6. Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности использования театрализации в процессе обучения студентов на МПФ с целью формирования их готовности к ХПД благодаря сочетанию в ней художественной и педагогической направленности и содержания деятельности с коллективной формой работы, обеспечивающей личностно-деятельностный подход к каждому студенту.

Сделанные выводы свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, задачи работы решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов, слушателей ФПИ. М.: Прометей МПГУ, 1990 г. — 188с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 255с.
  3. Н.А. Личностно-ориентированное обучение. Тюмень: Из-во ТюмГУ, 1996. -216с.
  4. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества //Новое педагогическое мышление: Сб. статей /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 278с. -С. 144−174.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  6. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111с.
  7. А. Психология, искусство, образование //Искусство в школе Общественно педагогический и научно — методический журнал. — М.: Просвещение, 1993, № 6. — С.3−5.
  8. В.Г. Человек и управление обществом. М.: Политиздат, 1977. -382с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256с.
  10. Jl.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. — 336с.
  11. Л.А. Путь к музицированию //Музыкальное воспитание современном мире. Л.: Советский композитор, 1973. — 268с.
  12. Бахтин М. М: Эстетическое наследие и современность //Межвузовск. сб. науч. трудов. Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1992. — 367с.
  13. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: УрГПУ, 1993. — 125с.
  14. А.С. Возрастная педагогика. Асбест: Асбестовская типография, 1999.-298с.
  15. Р. Развитие Я концепции и воспитание. Перевод с англ. — М.: Прогресс, 1986. -420с.
  16. И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1972. — 48с.
  17. Л.Г. Эмоциональная экспрессия как компонент художественной одаренности //Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М.: ГИТИС, 1984. — 203с. -С.129−135.
  18. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997.- 350с.
  19. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.
  20. В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников. Автореф. дисс. д.п.н. М., 2001. — 33с.
  21. О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя. Дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1999, — 196с.
  22. О.С. Педагогический артистизм. Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. -240с.
  23. .В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности. Дис. канд. пед. наук. Тюменский гос. университет. -Тюмень, 1998. 197с.
  24. Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн //Искусство в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. М.: Просвещение, 1997. № 1. — С.61−64- № 4. — С.61−64.
  25. А.А. Деловая игра как метод активного обучения //Современная высшая школа. М., 1982. № 3 (38).
  26. JI.B. Музыкальное действо //Искусство в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. М.: Просвещение, 1994. № 4. — С.42−49.
  27. JI.B. Музыкант //Искусство в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. М.: Просвещение, 1994. № 4.-С.38−41.
  28. JI.B. Раскрыть музыку в ее целостности //Искусство в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. -М.: Просвещение, 1994. № 2. С.20−26.
  29. Н.Ш. Драматические игры детей //Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики эстетического воспитания. М., 1996. № 2. С.52−66.
  30. И. П. Учимся творчеству //Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. — 94с.
  31. Вузовское обучение. Проблемы активизации. Минск: Университетское, 1989. — 108с.
  32. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480с.
  33. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 573с.
  34. Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 1975. — 140с.
  35. Д.М., Конович А. А. Массовые театрализованные праздники и представления. Учебно-методическое пособие. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985. — 86с.
  36. .С. Философия образования.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432с.
  37. Р.А. Творческое развитие личности в художественно-педагогической деятельности: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -221с.
  38. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюм ГУ, 1998. — 88с.
  39. Н.В. Соловушка: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. — 112с.
  40. И.М. Яворский и музыкальное воспитание детей //Б.Яворский. Сборник в 2-х томах. Т. 1 Статьи, воспоминания, переписка. — М.: Советский композитор, 1972. — 203с. — С.115−132.
  41. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260с.
  42. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя //Вопросы психологии. Научный журнал Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1975. № 1. — С. 100−111.
  43. JI. Принципы педагогики искусства //Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. Книга 1. М.: МПГУ, 1990. -254с.
  44. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления //Новое педагогическое мышление: Сб. статей /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 278с. -С.64−69.
  45. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.4. М.: Рус. яз., 1989. — 683с.
  46. В.П. Формирование личности режиссера. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. — 136с.
  47. Л.Н., Грицюк B.C. Взаимосвязи педагогической направленности и коммуникативного поведения будущих учителей //Педагогика высшей и средней специальной школы. Межвед. сб. -Минск: Университетское, 1991. Вып. 5. С.3−9.
  48. Е.В. Гуманистическая направленность музыкального воспитания в народных школах современной Германии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2002. — 21с.
  49. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Московский психолого — социальный институт, Флинта, 1998. — 336с.
  50. М.В. Тренинг как средство реализации художественно-педагогических задач в процессе подготовки режиссера. Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1997.
  51. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 159с.
  52. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 192с.
  53. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 208с.
  54. А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: Монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. — 152с.
  55. Р.В. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. — 160с.
  56. И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480с.
  57. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304с.
  58. Т.А. Формирование готовности студентов и молодых специалистов к внеучебной воспитательной работе. Дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 2001.
  59. В., Ильина К., Ростислав Захаров. Жизнь в танце. М.: Сов. Россия, 1982. — 240с., 16л. ил.
  60. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы //Программы средней общеобразовательной школы. Музыка (1−3 классы трехлетней начальной школы). М.: Просвещение, 1990. — 160с. — С. 1−31.
  61. М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе //Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989 — 156с.
  62. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  63. М.Е., Фирсова Л. М. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей //Вопросы психологии. Научный журнал Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1990. № 3. — С.69−75.
  64. Кан-Калик В. А. Предмет педагогики и искусства познание и преобразование человека //Искусство и педагогика. Из культурного68.
Заполнить форму текущей работой