Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая обширные научные и практические исследования по данному вопросу, можно с уверенностью сказать, что в условиях научно-технического прогресса, когда все больше развиваются и крепнут международные контакты в области науки, техники и культуры, было бы неправильно рассматривать иностранный язык в неязыковом вузе как своего рода вспомогательную дисциплину, которая лишь косвенно помогает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка
    • 1. 1. Формирование мотивации как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Формирование профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка
  • Глава 2. Пути и условия формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка
    • 2. 1. Модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка
    • 2. 2. Реализация и анализ профессиональной готовности студентов технических вузов в процессе формирования мотивации к изучению иностранного языка

Формирование профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время все большее значение в числе профессионально-значимых качеств выпускников высшей профессионально-технической школы России занимает умение свободно общаться на иностранном языке в сфере профессиональной деятельности. Причинами такого состояния является, прежде всего, глубокое реформирование современного Российского общества, которое становится все более открытым внешнему миру. В связи с этим, объективной реальностью наших дней стало широкое развитие профессиональных контактов с представителями иностранных государств. В профессиональной сфере одной из групп, интенсивно взаимодействующей с иностранными представителями, стали инженеры. Именно для них уровень владения иностранным языком уже сейчас непосредственно влияет на успешность деятельности технических предприятий, и, следовательно, прямо отражается на их материальном благополучии и возможности карьерного роста.

Учитывая обширные научные и практические исследования по данному вопросу, можно с уверенностью сказать, что в условиях научно-технического прогресса, когда все больше развиваются и крепнут международные контакты в области науки, техники и культуры, было бы неправильно рассматривать иностранный язык в неязыковом вузе как своего рода вспомогательную дисциплину, которая лишь косвенно помогает будущему специалисту овладеть знаниями, необходимыми для будущей профессии. Напротив, практическое владение иностранным языком является сегодня одной из важнейших характеристик специалистов высшей квалификации любого профиля. Знание иностранного языка не может не быть включено в спектр качеств, неотъемлемо характеризующих, подобно философским, политическим и эстетическим знаниям, личность любого специалиста, в частности, инженера. Как известно, к современному инженеру предъявляются, среди прочих, такие требования, как умение вести поиск информации, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, логически осмысливать извлекаемую информацию, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое), уметь поддерживать беседу и т. д. Кроме того, расширение связей с зарубежными специалистами требует от современного инженера умения свободно общаться на иностранном языке без переводчика, активно владеть общеупотребительной лексикой и профессиональным словарным запасом. Без этого процесс обмена информацией на международном уровне будет очень затруднен, что также отрицательно скажется на профессиональной компетентности специалиста.

Исходя из сказанного, можно констатировать, что инженеры объективно испытывают потребность в свободном владении иностранным языком как необходимом инструменте для успешного решения своих профессиональных задач.

Следовательно, изменения, происходящие в обществе, требуют постоянных * перемен в системе образования, особенно в том его звене, где формируется специалист высшей квалификации. Выпускник высшей школы обязан стать конкурентно способной личностью, что предполагает высокий уровень общего развития, владение коммуникативными способностями, умение принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям. В связи с этим в высшей школе должны произойти изменения с ориентацией на творческую деятельность, индивидуальный подход, предполагающий развитие активности, инициативы и самоуправления.

В сфере высшего профессионально-технического образования указанная ^ тенденция четко проявляется в том, что все большая часть студентов, обучающихся техническим специальностям и получающих квалификацию инженера, осознает тот факт, что их успешная профессиональная деятельность во многом определяется способностью свободно общаться с представителями иностранных государств на родном для них языке. В силу этого они считают, что им явно недостаточно обязательного для всех обучаемых минимального уровня навыков и умений в части профессионального иноязычного общения, получаемого за время обучения в вузе. Они готовы в отведенное для изучения иностранного языка учебное время, а также в часы внеаудиторных занятий, заниматься повышением уровня своей иноязычной компетенции.

Следовательно, система подготовки специалистов в технических вузах должна соответствовать развивающимся потребностям общества. Поэтому одной из главных задач вузов на современном этапе является построение такого процесса обучения, который стал бы основой формирования учебной и профессиональной деятельности по подготовке и воспитанию специалистов и способствовал бы повышению уровня их культуры, расширению кругозора, умению творчески относиться к своему труду. Эти требования обусловлены характером тех задач, которые призваны решать вузы — целеустремленно формировать кадры российской интеллигенции, оказывая влияние на ускорение научно-технического прогресса, на рост культуры народа и духовного и экономического богатства общества. Задачей высшей школы становится превращение студента из объекта образования в его субъект, постепенный переход к самоизменению и самосовершенствованию. Молодые специалисты должны иметь разностороннюю профессиональную подготовку, навыки практической работы, сочетаемые с качествами активного гражданина, способного быстро перестраиваться в условиях научно-технического и социального прогресса и находить наиболее целесообразные решения стоящих перед ним задач, что будет свидетельствовать о высокой профессиональной готовности и о формировании профессиональной культуры.

Профессиональная готовность возникает и формируется у будущего специалиста в ходе учебного процесса по освоению будущей специальности, здесь происходит ее закладка, поэтому проблемы учебной деятельности студентов обстоятельно и разносторонне исследуются в трудах психологов, педагогов и дидактов. Так, изучена сущность и особенности учебной деятельности школьников и студентов, (Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев, Т. В. Габай, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, А. М. Попов, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.), исследованы вопросы готовности студентов к будущей профессии (Г. А. Бокарева, И. И. Кобылянский, А. М. Сарафанов и др.), выявлены цели развития индивидуальности личности и ее основных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической и экзистенциональной (О. С. Гребенюк, В. С. Ильин, Ю. М. Орлов и др.).

Владение иностранным языком является на данном этапе неотъемлемым компонентом профессиональной готовности специалиста с высшим образованием. Слабые знания по иностранному языку у выпускников технических вузов, по-видимому, обусловлены двумя факторами: с одной стороны, недостатками, присущими традиционным методам обучения, с другой стороны, отсутствием необходимости использовать иностранный язык как средство получения новой интеллектуальной информации при обучении в институте и после его окончания.

Сложившийся стереотип проведения занятий по иностранному языку уже не может удовлетворять в полной мере требования к подготовке будущих специалистов. Поэтому вопросы, связанные с потенциальными развивающими возможностями дисциплины «иностранный язык» в неязыковом вузе, являются объектом пристального внимания ученых. В настоящее время исследуется широкий круг проблем, раскрывающих глубокий потенциал иностранного языка как в средней, так и в высшей школе: рассматриваются функции иностранного языка в процессе формирования специалиста (А.Н .Аверьянов, Д. В. Булатова, О. И. Горбуненко, Г. В. Никитина, О. И. Сафроненко и т. д.), выявляются средства.

Ф активизации мыслительной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку (И.Л. Бим, И. В. Гизатулина, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Т. Ю. Тамбовкина, Т. О. Чартер и др.), изучаются учебные задания, организующие творческую деятельность учащихся в процессе обучения иностранному языку (Д.В. Десятников, С. В. Калинина, В. С. Цетлин и др.), исследуются специфические для изучения иностранного языка мотивы (Н. В. Дерунова, Л. В. Каткова, Г. А. Китайгородская, И. В. Московская, Н. М. Симонова и др.). Несмотря на значимость проведенных исследований, они не в полной мере решают задачу такой организации учебной деятельности студентов при обучении иностранному языку в техническом вузе, которая способствовала бы развитию интересов, мотивов, эмоций, умений и навыков учебной деятельности.

В работах вышеперечисленных авторов большое внимание уделяется отдельным компонентам учебной деятельности при изучении иностранного языка, выявлению условий повышения интеллектуального развития обучаемых, и очень мало говорится о важности формирования профессиональной готовности конкретно студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка. Также выявлены существенные противоречия между общественной потребностью в вузовской подготовке компетентного специалиста, способного к активной познавательной деятельности, и зачастую пассивной ориентацией обучающихся в техническом вузе при изучении иностранного языкамежду методикой обучения, ориентированной в основном на учебную группу, уровнем развития интересов личности и содержанием учебных занятиймежду стремлением отдельных обучающихся к индивидуальному изучению языка и отсутствием адекватных способов педагогического стимулирования такого стремления.

Эти противоречия и определили тему данного исследования -«Формирование профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка».

Необходимо подчеркнуть, что проблема формирования мотивов учебной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе, несмотря на ее актуальность в решении задачи профессиональной подготовки специалистов, остается недостаточно исследованной. Основной пробел заключается в том, что проблема формирования мотивации чаще всего исследуется абстрактно, безотносительно учета специфики изучения иностранного языка в техническом вузе, являющегося непрофилирующим предметом, студентами неязыковых вузов. Кроме того, в исследованиях, посвященных формированию мотивов учебной деятельности (Г.А. Бокарева, И. Л. Бим, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов, Д. В. Эльконин и др.) эта проблема рассматривается в связи с его общим развитием, с развитием основных сфер индивидуальности. Практический опыт работы в техническом вузе показывает, что основные затруднения, которые испытывают студенты, являются следствием несформированности мотивов изучения иностранного языка. Следовательно, можно с уверенностью говорить о необходимости системного педагогического внимания к целенаправленной организации учебно-познавательной деятельности, позитивно влияющей на формирование мотивации к изучению иностранного языка в техническом вузе.

В данной научной работе для разрешения возникших противоречий требуется рассмотреть следующие вопросы: каковы возможности учебного предмета «иностранный язык» в техническом вузе в формировании профессиональной готовности студентов в единстве с развитием интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных сферкаковы должны быть основные цели и мотивы развития интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузовкакие средства необходимы для достижения выдвинутых целей. Необходимо выяснить организационно-педагогические условия формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

Цель исследования — выявить совокупность организационно-педагогических условий и определить пути эффективного формирования мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка как средства повышения их профессиональной готовности.

Объект исследования — подготовка студентов технических вузов к будущей профессиональной деятельности.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

Гипотеза исследования — процесс формирования мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка может стать средством, способствующим эффективному формированию профессиональной готовности, если: выявлены возможности иностранного языка как учебного предмета в формировании профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к данной дисциплинеразработана и внедрена в процесс обучения модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языкавыявлена и экспериментально проверена система организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка;

— разработаны психолого-педагогические рекомендации преподавателям по формированию устойчивой положительной мотивации студентов технических вузов с целью снятия языкового барьера у обучаемыхопределены пути эффективного формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

Задачи исследования были выдвинуты в соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования. Их можно сформулировать следующим образом:

1 .Проанализировать психолого-педагогические подходы к проблеме формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов технических вузов и выявить возможности иностранного языка как учебного предмета в формировании профессиональной готовности студентов средствами мотивации к данной дисциплине.

2. Разработать и практически проверить модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

3. Выявить и экспериментально проверить организационно — педагогические условия и пути эффективного формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

4. Снять проблему возникновения языкового барьера у студентов технических вузов при изучении иностранного языка с помощью составленных психолого — педагогических рекомендаций для преподавателей по формированию положительной устойчивой мотивации у обучаемых.

Методологической базой данного исследования являются: — положения философии об активной сущности человеческой деятельности, о единстве теории и практики, труда и развития личности, о взаимной обусловленности явлений окружающей действительности (Аристотель, С. Л. Рубинштейн и др.) — ведущие принципы гуманизации и демократизации государственной политики в области образованияанализ фактов и явлений педагогической действительности, средств формирования профессиональной готовности студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка средствами мотивациигуманистические идеи адаптации системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся, свободного развития личности в профессиональной деятельности, общении и познании, создание условий для самоопределения и самореализации личности в процессе обученияположения личностно-ориентированной педагогики о человеке как субъекте своего развития, об учете индивидуально-психологических особенностей и стимулирования творческой реализации личности в процессе совместной продуктивной обучающей деятельности преподавателя и студента;

— основные положения развития профессионализма личности в парадигме акмеологии (A.A. Бодалев, E.H. Богданов, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.) — положения современной дидактики высшей школы, способствующие решению проблемы формирования мотивов учебной и профессиональной деятельности студента на основе взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных дисциплин, внешних и внутренних условий развития индивида (А.К. Маркова, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.);

— исследования работ по психолого-педагогическим условиям обучения иностранным языкам (И.А. Зимняя, В. В. Сафонова, Е. И. Пассов, Н. В. Языкова и др.);

— лингвистические взгляды на природу языка как универсального средства развития и обучения в работах A.A. Леонтьева, JI.B. Щербы и др.;

— различные подходы и методики преподавания иностранного языка с учетом особенностей данного предмета в системе дисциплин высшей технической школы (И.А. Зимняя, Г. А. Китайгородская и др.);

— принципы моделирования как методы педагогического исследования (В.П. Беспалько, В. В. Краевский и др.).

Теоретическую основу исследования составили научные положения в определении сущности и особенностей профессиональной готовности будущих специалистов в вузе (A.A. Леонтьев, А. К. Маркова, Е. И. Пассов, С. К. Фоломкина, Л.В. Щерба), идеи личностно-акмеологического подхода в профессиональной деятельности (О.С. Анисимов, E.H. Богданов и др.), места и роли иностранного языка в развитии личности и эффективности педагогического процесса языковой подготовки (Н.И. Гез, A.A. Леонтьев, A.A. Миролюбов, С. К. Фоломкина, Л. В. Щерба и др.), работы по развитию студентов на занятиях по иностранному языку (И.Л. Бим, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов, В.В. Сафонова), технологии процесса обучения (Н.В. Кузьмина, В. Я. Ляудис, Б. Б. Эльконин и др.), методики обучения иностранному языку (И.А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Е.И. Пассов).

Методы исследования:

— теоретические (анализ, синтез, педагогическое моделирование);

— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, итоговый;

— эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование, анализ результатов учебной деятельности студентов);

— методы математической обработки статистических данных эксперимента.

Исследование проводилось в несколько этапов. Работа велась на базе приборостроительного факультета Калужского филиала Московского государственного Университета им. Н. Э. Баумана.

На первом этапе (1997;1998) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная философская, психологическая, педагогическая и методическая литература по обозначенной проблемеопределялись исходные позиции исследованияизучался конкретный опыт профессиональной деятельности * преподавателей иностранного языка технических вузов по формированию мотивации студентов к данному предмету, состояние подготовки студентов к формированию профессиональной готовности средствами мотивации к изучению иностранного языка. Проводилось накопление эмпирического материала, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1998;2004) обосновывались основные положения диссертационного исследования, разрабатывались организационно-педагогические условия и пути эффективного формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению Ф иностранного языка, осуществлялся педагогический эксперимент с подбором технологий обучения.

На заключительном, третьем этапе (2004) проводился анализ педагогической опытноэкспериментальной работы, который позволил выявить научные подходы к созданию модели формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка, осуществлена статистическая обработка полученных данных, качественная сравнительно-сопоставительная интерпретация результатов педагогического эксперимента, написание экспериментальной главы и текста диссертации в целом. Были обобщены и сформулированы выводы по результатам исследования и представлены перспективы дальнейшей работы по обозначенной теме.

Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на понятийно-терминологический аппарат, апробацией его результатов, опорой на современные научные концепции. Гипотеза проверена и подтверждена результатами проведенного экспериментального исследования, личным участием автора в эксперименте, репрезентативностью выборки респондентов в количестве 185 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— определены педагогические средства, способствующие формированию повышенного потенциала изучения иностранного языка у студентов технического вуза;

— разработана, теоретически обоснована и внедрена в практику преподавания модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка, включающая критерии сформированности профессиональной готовности студентов средствами мотивации к изучению иностранного языка: интерес к изучению иностранного языкаценностное отношение студентов к изучению иностранного языка как к профессионально значимой дисциплинеспособность студентов использовать навыки и умения, связанные с владением иностранным языком, в ситуациях реального языкового общенияумение использовать полученные знания по иностранному языку с целью извлечения профессионально значимой информациитворческое решение практических профессиональных задач с помощью знаний, полученных при изучении иностранного языкаа также разработана шкала оценки сформированности профессиональной готовности средствами мотивации к изучению иностранного языка, включающая высокий, средний, низкий уровни;

— определены организационно-педагогические условия формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка (разработка системы целей развития интересов, мотивов в единстве с формированием способов учебной деятельности студентовличностная направленность процесса обученияпрофессиональная направленность процесса обучениястимулирование интереса к изучению иностранного языка и активизация учебно-познавательной деятельности за счет использования активных методов обучениячастичное использование компьютерных технологийценностное отношение студентов к иностранному языку как к средству получения профессионально значимой информации), обеспечивающие успешность протекания процесса формирования профессиональной готовности средствами мотивации;

— определены пути эффективного формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка, заключающиеся в создании ситуаций, способствующих превращению неустойчивых мотивов в зрелую мотивационную базу с определенной иерархией мотивов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная технология формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка используется в практике построения курса изучения данной дисциплины. Определен методический инструментарий диагностики уровней сформированности мотивов студентов технических вузов. Составлены методические рекомендации по проведению ролевой игры «Applying for a job», сценарии проведения «круглых столов», дискуссий и бесед по различным тематическим направлениям. Составлена и используется при проведении занятий лабораторная работа «Моя специальность» для студентов 3 курса специальности «Технология машиностроения».

Материалы исследования могут быть использованы в процессе формирования профессиональной готовности средствами мотивации как студентов технических вузов, так и других неязыковых вузов.

На защиту выносятся: модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка;

— совокупность организационно-педагогических условий, оказывающих существенное влияние на формирование профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка;

— критерии, уровни и показатели сформированности профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы управления производством, создание прогрессивных технологий, конструкций и систем в условиях рынка» (Калуга, 1996) — на научно-практической конференции преподавателей и студентов вузов, учащихся и учителей школ, колледжей г. Калуги и области (Калуга, 2001) — на Всероссийской научно-практической конференции «Прогрессивные технологии, конструкции и системы в приборои машиностроении» (Калуга, 2003) — на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Прогрессивные технологии, конструкции и системы в приборои машиностроении» (Калуга, 2003) — на научно-практической конференции, посвященной памяти Д. М. Гришина (Калуга, 2004).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана (1999, 2000, 2002), на заседаниях учебно-методического семинара кафедры иностранных языков данного вуза (Калуга, 2001, 2003). Материалы исследования внедрены в практику: используются в практике построения учебно-воспитательного процесса КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (189 источников) и 8 приложений.

Выводы по главе 2.

1. В современных условиях акцент образования в высшей школе все больше 0 смещается в сторону умения практически применять полученные знания по иностранному языку выпускниками технических вузов. Это, в свою очередь, требует поиска новых способов и кратчайших путей применения достижений педагогики в реальном учебно-образовательном процессе на всех его уровнях. Необходимо выявить условия, которые способствуют усилению роста интереса студентов к иностранному языку и повышению уровня профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

2. Итоги констатирующего эксперимента наглядно показывают отсутствие целенаправленного формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка, неспособность большого количества студентов решать возникающие практические задачи средствами иностранного языка. Большая часть преподавателей иностранного языка теоретически признают важность формирования профессиональной готовности студентов средствами мотивации к изучению иностранного языка, практически никак не применяя это в работе.

3. Разработана и внедрена в практику модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка, в которой большая роль отводится организации учебно-методического материала, активным методам преподавания, повышающим эффективность обучения иностранному языку (деловые игры, ролевые игры, «круглые столы» и т. д.) в системе высшей школы, индивидуально-ориентированным программам студентов, увеличению доли и эффективности самостоятельной работы студентов. Все это стимулирует развитие интереса к иностранному языку у студентов технических вузов, повышает их активность в процессе обучения и помогает формированию устойчивых положительных мотивов изучения иностранного языка.

4. Предложенная модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка наиболее эффективно реализуется при следующих организационно-педагогических условиях:

— при разработке системы целей развития интересов, мотивов в единстве с формированием способов учебной деятельности студентов;

— при профессиональной направленности процесса реализации учебной деятельности, которая отражается в межпредметных связях;

— при стимулировании интереса к изучению иностранного языка и активизации учебно-познавательной деятельности студентов за счет использования активных методов обученияпри формировании ценностного отношения будущих инженеров к иностранному языку как к средству достижения более высокой профессиональной компетенции;

• - при личностной направленности процесса обучения, осуществляемой на основе использования субъектно-субъектного метода, что дает возможность индивидуализировать процесс обучения каждого студента с учетом его личных особенностей и наклонностейпри частичном (в связи с недостаточной технико-экономической базой) использовании компьютерных технологий в процессе представления теоретического материала для экономии времени на практических занятиях.

Этому также способствуют следующие факторы: I — высокий методический уровень занятий, яркость и новизна изучаемого материала, его профессиональная направленностьпедагогическое мастерство, профессиональные и личные качества педагогов, обучающих будущих специалистовширокое практическое использование активных методов обучения и современных компьютерных технологийформирование у студентов сознательного отношения к учебеумение студентов применять полученные знания на практике;

— формирование способности студентов к самооценке.

5. В качестве критериев сформированное&tradeпрофессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка предложено выбрать:

— интерес к изучению иностранного языка;

— ценностное отношение студентов к изучению иностранного языка как к профессионально значимой дисциплине;

— способность студентов использовать знание иностранного языка в ситуациях реального языкового общения;

— умение использовать полученные знания по иностранному языку с целью извлечения профессионально значимой информации;

Ф — творческое решение практических профессиональных задач с помощью знания иностранного языка. Предложена поуровневая шкала диагностики сформированности рассматриваемой профессиональной готовности с учетом данных критериев, включающая высокий, средний и низкий уровни.

6. При проведении опытно-экспериментального этапа работы был проведен анализ успеваемости студентов экспериментальных и контрольных групп по иностранному языку. Он выявил гораздо более высокие результаты усвоения учебного материала по иностранному языку студентами экспериментальных групп, а так же динамику изменения ведущих мотивов от курса к курсу и их рост в процентном соотношении на протяжении всего обучения студентов иностранному языку в техническом вузе.

7. По результатам исследования выявлено, что изучение иностранного языка в техническом вузе, основанное на применении личностно-индивидуального подхода, активных методов обучения, компьютерных технологий, позволяет повысить уровень усвоения изучаемого материала и познавательную активность студентов, тем самым формируя у них положительную мотивацию к изучению иностранного языка. Профессиональная значимость изучения иностранного языка доказана результатами анкетирования, опросов, бесед со студентами экспериментальных групп. Выявленное в ходе подведения итогов эксперимента смещение акцента мотивационной сферы студентов в сторону профессиональных и социальных (коммуникативных) мотивов, ставших ведущими при изучении иностранного языка в техническом вузе, еще раз подчеркивает заказ времени на формирование кадров русской технической интеллигенции, владеющей иностранным языком с целью практического применения профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Закон об образовании" 1996 г. в качестве ведущего принципа государственной политики провозглашает гуманистический характер образования, приоритет ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Таким образом, современная образовательная ситуация характеризуется становлением гуманистической парадигмы, предполагающей иные, отличные от традиционных, подходы к организации образовательного процесса, основанные на концепции личностно-ориентированного обучения, цель которого — обеспечение развития и саморазвития личности на основе выявления его основных особенностей как объекта познания и предметной деятельности.

Личностное развитие неотделимо от профессионального, так как в основе их обоих лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность превращать собственную жизнедеятельность человека в предмет практического преобразования, и определяющий, тем самым, творческую самореализацию личности. Субъект, ориентированный и мотивированный на самоизменение, способен к построению собственной профессиональной деятельности, ее изменению и развитию, что является важнейшим условием становления профессионала.

Профессиональная направленность высшего образования предполагает отбор и структурирование обучающих комплексов, способствующих становлению и развитию профессионально значимых качеств личности. В последнее время все большее значение в числе профессионально значимых качеств выпускника высшей профессиональной школы России занимает умение свободно общаться на иностранном языке в сфере своей профессиональной деятельности. Обеспечение студентам технических вузов благоприятных условий для достижения этой цели можно рассматривать как реализацию ведущего принципа российского образования.

Обновление содержания обучения иностранному языку находит свое отражение в новых программах по иностранному языку, ориентированных на реальные потребности в использовании изучаемого языка и на развитие языковой компетентности специалистов. Общая тенденция к интеграции предметного знания в содержание вузовского образования требует широкой межпредметной координации, что способствует развитию общей коммуникативной культуры студентов как базового условия формирования познавательной и информационной культуры, являющейся основой гуманитарного и общего образования в целом.

Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка, а так же опыт практической работы в техническом вузе, показывают, что она имеет большое значение в современных условиях обучения.

Среди возникших задач при решении проблемы выделились такие, как: анализ психолого-педагогических подходов к проблеме формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языкаразработка системы целей развития интересов, мотивов в единстве с формированием способов учебной деятельности студентовразработка и внедрение в практику преподавания модели эффективного формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка с учетом критериев сформированное&tradeмотивации и поуровневой диагностикивыявление и экспериментальное подтверждение системы организационно-педагогических условий эффективного формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языкаразработка психолого-педагогических рекомендаций преподавателям для решения проблемы возникновения языкового барьера у студентов технических вузов при изучении иностранного языка средствами мотивации.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. На основе проведенного анализа эффективность функционирования существующей педагогической (дидактической) системы подготовки студентов технических вузов к иноязычному речевому общению рассматривается как совокупность форм, методов и средств их обучения иностранному языку, определены пути ее совершенствования.

2. Подтверждена гипотеза о том, что процесс формирования мотивации к ^ изучению иностранного языка в техническом вузе может стать фактором, определяющим профессиональную готовность студента, чему будет способствовать внедрение на практике модели формирования профессиональной готовности будущих инженеров средствами мотивации к изучению иностранного языка. Модель строилась на основе личностной направленности обучения, системного подхода, профессионального характера построения процесса обучения, широкого использования на практике активных форм обучения. Это дало возможность показать реальные возможности иностранного языка как учебного предмета в системе профессиональной подготовки студентов.

3. На основании проделанной работы сделан вывод, что мотивация — это основная потребность человека в реализации любой деятельности. Относительно учебной деятельности она является источником активизации работы учащихся и одним из главных условий повышения эффективности процесса обучения, в связи с чем мотивационная база этого процесса должна быть конкретно определена. Это станет первостепенной предпосылкой формирования путей развития интереса студентов к изучению иностранного языка относительно профессиональной деятельности, результатом чего явится осознание студентами собственной позиции в изучении иностранного языка в связи с будущей профессионально деятельностью.

• Все это ведет к эффективному формированию профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

4. Пути формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка включают: определение целей развития мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка, формирование познавательной интеллектуальной потребности в изучении, достижение поставленной цели, формирование потребности ставить перед собой цель на основании выбранного мотива, умение добиваться ее исполнения. Все это студент должен уметь пропускать через призму своей будущей профессии. У каждого студента мотивы изучения иностранного языка могут проявляться по-разному, но должны быть направлены на формирование профессиональной готовности.

5. В качестве отправной точки предложена классификация мотивов изучения иностранного языка у студентов технического вуза. Она включает пять основных групп мотивов: профессиональныесоциальныеобщеобразовательныенеконкретныеакадемические.

Рассмотрена сущность этих основных групп мотивов данной сферы. Определены потребности, которыми они вызваны. Сделан вывод, что, несмотря на деление на пять условных групп, они взаимосвязаны. У студентов можно проследить динамику изменения мотивов от курса к курсу, что вызвано изменением условий в социально-профессиональной сфере, перепланировкой целей, формированием других более устойчивых положительных мотивов.

6. Для более успешного процесса формирования профессиональной готовности средствами мотивации к изучению иностранного языка студентам необходимо создать такие условия и ситуации изучения иностранного языка в техническом вузе, при которых нужные мотивы и цели формируются и реализуются с учетом предыдущего положительного опыта, индивидуальных особенностей и личностных устремлений. Необходимо формировать положительное и сознательное отношение студентов к учебному процессу. Это является сильным мотивирующим фактором, так как создание положительной окраски эмоциональной сферы при изучении иностранного языка способствует поддержанию интереса к предмету и уверенности в правильности выбранных мотивов.

7. Для данного исследования наиболее важными организационно-педагогическими условиями формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка являются: разработка системы целей развития интересов, мотивов в единстве с формированием способов учебной деятельности студентовпрофессиональная направленность процесса реализации учебной деятельности, которая отражается в межпредметных связях и в осуществлении подготовки будущих инженеров к деятельности по овладению иностранным языкомценностное отношение будущих инженеров к иностранному языку как к средству достижения более высокой профессиональной компетенцииличностная направленность процесса обучения, проявляющаяся в выборе технологий обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, его способностей к изучению иностранного языка и того уровня владения иностранным языком, с которым студент пришел в вузчастичное использование компьютерных технологий в процессе представления теоретического материала для экономии времени на практических занятияхстимулирование интереса к изучению иностранного языка и активизация учебно-познавательной деятельности студентов за счет использования активных методов обучения для повышения эффективности процесса обучения на практике.

Структурирование учебного материала по иностранному языку с учетом учебно-профессиональной деятельности студентов и междисциплинарный подход обеспечивают профессиональную направленность процесса обучения и формируют ценностное отношение студентов к иностранному языку как к средству достижения профессиональной готовности.

Переработанное содержание предложенного учебно-методического комплекса и методика его применения обеспечивают, с одной стороны, безусловное выполнение учебной программы по дисциплине «Иностранный язык», а с другой — максимально благоприятные условия для реализации студентами своих личных потребностей в углубленной языковой подготовке (сверх требований учебной программы) за время обучения в техническом вузе.

8. Теоретически обоснованы и практически апробированы некоторые средства и методы повышения эффективности процесса формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка: индивидуализация, гуманизация, компьютерные технологии, совершенствование самостоятельной работы студентов, применение активных методов обучения, усиление роли межпредметных связей. Определена последовательность значимости всех видов речевой деятельности, входящих в программу вуза по обучению иностранному языку, что так же способствует осуществлению более успешного процесса формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка. С этим тесно связаны способы формирования у студентов речевых навыков и умений, которые будут иметь большое практическое профессиональное значение в будущем.

9. В парадигме личностно ориентированного развивающего языкового образования меняются роль и функции преподавателя, его профессиональные качества. Развитие продуктивной учебной деятельности, автономии и.

Ф креативности студентов требует от преподавателя быть автономным, креативным, гибким, находиться в постоянном творческом поиске. Преподаватель должен развивать и углублять свои знания, совершенствовать свое мастерство, преломляя его через призму своего практического опыта. Способность к рефлексивной самооценке своей профессиональной деятельности составляет основу преподавания, которое должно согласовывать интересы всех сторон, включенных в образовательный процесс. Уроки по иностранному языку должны строиться преподавателями с учетом индивидуализации, личностного подхода, театральных технологий.

10.Разработаны психолого-педагогические рекомендации преподавателям по преодолению студентами языкового барьера. Предлагается использовать вводно-корректировочный курс, мотивационное введение. Преодолению языкового барьера также способствует составление индивидуальных планов с самостоятельной постановкой целей и задач каждым студентом. Внедрение театральных технологий в практику построения занятий, создание положительной эмоциональной тональности на уроках по иностранному языку также внесут свой вклад в решение проблемы.

11 .Уточнены значение и роль иностранного языка для гуманизации обучения в техническом вузе, формирования профессиональной готовности студентов средствами мотивации. Разработана и внедрена в практику ролевая игра «Applying for a Job», способствующая формированию профессиональных качеств будущих инженеров в условиях игровой деятельности. Составлена и использована в проведении занятий по иностранному языку лабораторная работа «Моя специальность» для студентов 3 курса специальности «Технология машиностроения».

12. Разработана и использована в практике построения занятий по иностранному языку модель, наиболее эффективно реализующая цели процесса формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка при перечисленных выше организационно-педагогических условиях.

Реализуемость модели процесса формирования профессиональной готовности студентов средствами мотивации к изучению иностранного языка достигнута созданием необходимых условий для этого процесса, развитием у студентов направленности на деятельность, то есть формирование желания и чувства необходимости приобрести знания, умения и навыки для успешного применения иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

13. В результате экспериментальной работы по внедрению на практике предложенной модели формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка сделан ряд практических выводов.

Студенты 1 курса частично осознают необходимость изучения иностранного языка в техническом вузе, отчасти признают его значимость для своей будущей профессии. У них еще нет осознанной мотивации в построении системы для получения профессионально значимой информации в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Наглядно выражено неумение ставить перед собой цели и задачи при изучении иностранного языка и организовывать самостоятельную работу по овладению навыками и умениями по данной дисциплине. В основном на данном этапе у студентов присутствуют общеобразовательные, социальные (коммуникативные) и неконкретные мотивы.

Среди студентов 2 курса большее количество подтверждают необходимость изучения иностранного языка в техническом вузе и свою уверенность в важности этого предмета для их будущей профессии, показали более высокий уровень желания прилагать больше усилий для получения знаний по иностранному языку, подкрепив это большей долей самостоятельной работы. Большее количество студентов 2 курса рассматривает иностранный язык для средство получения важной, профессионально значимой для будущей специальности информации. Однако на этом этапе обучения еще не во всех видах работы на занятиях по иностранному языку студенты видят смысл. По результатам диагностического.

• среза вперед выходят социальные (коммуникативные) и профессиональные мотивы.

Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что для студентов 3 курса иностранный язык не только не потерял своей привлекательности, но и полностью укрепился на позиции источника получения профессионально значимой информации, средства повышения интеллектуального и профессионального уровня. Профессиональные мотивы становятся ведущими. Выход на второе место социальных (коммуникативных) мотивов также закономерен, так как объективно отражает требования времени, предъявляемые к современным инженерам в части владения хорошими умениями и навыками иноязычного общения.

Таким образом, в результате проведенного исследования в основном решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза.

Проведенное диссертационное исследование не претендует на полное решение задач формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к иностранному языку. Вместе с тем, его результаты могут быть использования для определения перспективных направлений изучения данной проблемы в будущем. Представляется целесообразным более глубоко рассмотреть психологические факторы, влияющие на эффективность формирования профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка, требуют дальнейшей разработки вопросы новейших технологий, обеспечивающих преподавателям вузов творческое саморазвитие. Другим направлением исследования может стать дальнейшая разработка вопросов становления будущих выпускников технических вузов в инновационном образовательном процессе, а также вопросов междисциплинарного подхода в философском, социологическом, психологическом аспектах профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд., перераб. и доп.-М. .-Просвещение, 1990.-141 с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М, Наука, 1980.-336с.
  3. С.Ф. Мораль и поведение.- М. Мысль, 1985.-216 с.
  4. В.А., Козыревская Л. П., Борщев В. Ф. и др. Личность студента и успешность его обучения в вузе: Монография.- Н. Новгород:ННГУ, 1991.-126 с.
  5. Активизация учебной деятельности в преподавании иностранных языков на неязыковых факультетах. Университетский сборник.-Днепропетровск, 1989.-137 с.
  6. Активные формы и методы обучения слушателей и курсантов: Учебное пособие.- С.-Петербург: ВА им. Калинина, 1991.- 270с.
  7. А. Н. Козаков В.А., Пидкасистый П. И. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Учебное пособие для слушателей ФПК. Киев, 1993. — 257 с.
  8. Ш. А. Личность гуманная основа педагогического процесса.- М.: Университетское, 1990. — 560 с.
  9. Ш. А. Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теори и практике образования. Педагогика, 2000, № 2.- с. 11−15
  10. Аристотель. О душе.-М., 1977
  11. П.Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам.-МГПИЯ им. М.Тореза, 1986.-е. 18−20
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М., 1987.- 399с.
  13. A.B. Дерюгин П. П. Военно педагогическая диагностика (теория, опыт, проблемы).-М.- ВУ, 199.- 108 с.
  14. A.B. К вопросу о сущности педагогической культуры.-М., Советсткая педагогика, № 1, 1981.- с.6−8.
  15. Т.И. Построение дидактического пространства в условиях образовательной ситуации /автореферат дисс.канд.пед.наук.-Белгород, 1999.-22 с.
  16. E.H. Методы совершенствования учебно воспитательного процесса в вузе. Межвузовский сборник.- Волгоград, 1989
  17. БерулаваМ.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования.- Педагогика, 1994, № 5,.-с.21−25.
  18. Р.Р. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. Вестник МУ, сер. 14, Психология, 1987, № 2.-с.20−30
  19. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам в средней школе. Проблемы и перспективы.- М., Просвещение, 1988.-254 с.
  20. E.H. Формирование профессионально нравственной культуры будущего учителя. — М., 1995
  21. Богданов Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию.-Калуга, 2000.-97 с.
  22. A.A. Психология межличностных отношений. -Вопросы психологии, 1993, № 3.-с. 17−19.
  23. Д.В. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки в неязыковых вузах. -Профессиональное образ-е, 1996 г, № 1. -с.78−83
  24. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов.- Калининград, Калининградское изд-во, 1995.-264 с.
  25. H.H. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку.- Иностранные языки в школе, 1998, № 3-с.12−15−16−19
  26. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования. -Педагогика, 1997, № 4.- с.67
  27. Большая Советская энциклопедия в 6-ти томах, 1980
  28. M.JI. Цели обучения иностранным языкам и журнал «Иностранные языки в школе».- ИЯШ, 1994, № 6.- с. 12−13
  29. М.М. Возрастные особенности личности студента и их учет при обучении иностранным языкам. -ИЯ в высшей школе, № 20.- М., ВШ. 1987.-С.37−39
  30. A.A. Реферирование технических текстов.-Минск, ВШ, 1983.-128 с.
  31. Л.Ф. Методический аспект паралингвистических характеристик устной иноязычной речи.- Днепропетровск, 1982
  32. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М., 1998
  33. Вербицкий А. А. Контекстное обучение.-М, 1998
  34. В.М. Активизация познавательной деятельности студента в вузе. Киев, Вища школа, 1985.-196 с.
  35. Виды речевой деятельности в системе профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в вузе. Межвузовский сборник.- Пермский Университет, 1987.- 135 с.
  36. И.А. Проблемы целей обучения в современной педагогике. -М., ВШ, 1989.- 134 с.
  37. JI.С. История развития высших психологических функций. -Собр. Сочинений, Т.З. М., Педагогика, 1983.-367 с.
  38. Л.Г., Кармаев A.A., Капичникова А. Б. Механизм реализации личностно ориентированного образовательного процесса: монография. -Балашов, изд-во Балашов, 1999.-172 с.
  39. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М., АРКТИ, 2000.- 165 с.
  40. A.B. Дидактические условия обучения студентов грамматике французского языка с учетом типов восприятия учебной информации. Автореферат диссер. канд. пед. наук. Курск, 2002.- 18 с.
  41. И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языков на специальном факультете.- Свердл. пед. институт, Свердловск, 1990.- 94 с.
  42. В.К. Обучение и мотивация в вузе. -Психолого -педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. -М., 1988.-е. 37−42
  43. Т.А. Проблемы межкультурного взаимодействия в контексте обучения иностранному языку профессионально делового общения. -Пермь, Межвузовский сборник научных трудов по проблемам межкультурной коммуникации, 1999.- 243 с.
  44. О.Н. О некоторых вопросах организации профессионально -ориентированной работы с иноязычным текстом студентов языкового вуза.- Пермь, межвузовский сборник научных трудов по лингвистическим и методическим аспектам текста, 1996.- 207 с.
  45. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / под общей ред. Селивановой Н. Л. М., Педагогическое общество России, 1998.336 с.
  46. О.С. Педагогика индивидуальности. -Курс лекций, Калининград, КПУ, 1996.- 105 с.
  47. О.С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда учащихся профессиональной школы.- диссер., Казань, 1988.459 с.
  48. Д.М., Панарина Г. П., Прокопенко В. И. Конспективный курс педагогики.-Калуга, 1997.-135 с.
  49. В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М., Педагогика, 1986
  50. В.В. Концепция учебной деятельности школьников.- М., Просвещение, 1984
  51. A.A., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности.-М., Педагогика, 1982
  52. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В 4-х т.-М., 1978.- 404 с.
  53. А. А. Зазыкин В.Г. Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих.- М., Изд-во РАГС, 1999.- 144 с.
  54. С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. -М., изд-во Смысл, 2000.192 с.
  55. Е.А. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора. Диссерт. канд.пед. наук, 13.00.08. Калуга, 1998.- 209 с.
  56. Д.Г., Андрианова В. П. Методические указания к обучению профессионально ориентированной устной речи в области управления на английском языке для студентов всех специальностей. МИУ им. Орджоникидзе, 1988
  57. В.И., Казаков А. Н. Основы профессионального мастерства преподавателя.- С.-Петербург, ВА им. Калинина, 1989.- 82 с.
  58. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск, БГУ, 1986.- 176 с.
  59. М.И., Казаков А. Н. Основы профессионального мастерства преподавателя.-С.Петербург, ВА им. Калинина, 1989.-82 с.
  60. В.К. Психологическая модель оптимальной мотивизации овладения иностранным языком. / Сборник тезисов докладов 16 НТК Пермского военного института ракетных войск. Пермь, 1998.- 298 с.
  61. Н.В. Интенсивное обучение иностранным языкам в техническом вузе. Волгоград, 1989.- 185 с.
  62. JI.B. Организационно-педагогические условия совершенствования образовательно воспитательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях на современном этапе.- Автореферат диссерт.канд. пед. наук:1300.01.Москва, 1999.- 22с.
  63. И.А., Вакулов С. Н. Адаптация студента как субъекта учебной деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку в условиях языкового вуза.- М., 1991
  64. М., Хохлов Н., Технология формирования инженера -творца. Высшее образование в России, 1995, № 3.- с. 45−53
  65. С.И. Технология обучения взрослых.- Педагогика, 1998, № 7.-с.42−45
  66. Г. Л. Личностно ориентированная педагогическая технология.-М., 1999.-201 с.
  67. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.-Спб, Питер, 2000.-512 с.
  68. Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза.- Автореферат диссерт.канд.пед.наук. Волгоград, 1994.-19 с.
  69. О. JI. Опыт преподавания теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе.- М., МГТУ. 1986.-68 с.
  70. B.C. Маригодов В. К. Слободянюк A.A., Гарунов М. Г. Формирование творческой личности будущего инженера.- М., 1993
  71. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М., Педагогика, 1990.-144 с.
  72. A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки. -Педагогика, 1998, № 2.- с. 17−22
  73. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М, ВШ, 1986.-103 с.
  74. Китайгородская Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам.- ИЯШ, 1988, № 6.-с.З-8
  75. Т.Г. Методика построения спецкурса чтения патентных документов. -М., Владос, 1998
  76. З.Н. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке.- М., Просвещение, 1983
  77. Ковалев Н. В. Мотивы поведения и деятельности.- М, Наука, 192 с.
  78. Краевский В. В. Методология педагогического исследования, — Пособие для педагога исследователя.- Самара, Изд-во СамГПИ, 1994.- 165 с.
  79. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин, Валгус, 1980.- 333с.
  80. И.О., Осипова Л. И., Савенко Е. И., Тарновский В. И. Формирование профессиональной направленности студента в процессе обучения. Межвузовский сборник.- Волгоград, 1989.- с.44−46
  81. А.К. Энцеклопедия педагогических технологий.- С. Петербург, изд-во Каро, 2001.- 368 с.
  82. A.B. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогических вузов кпрофессиональной деятельности. Автореферат диссерт. докт.пед.наук, М., 1987.- 34 с.
  83. Е.Н. Дифференцированная педагогическая поддержка развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе.- Автореферат диссерт. канд.пед.наук. Брянск, Брянский пед. университет, 1998,.- 18 с.
  84. Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса.-Педагогика, 1999, № 3.-с.43−49
  85. Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку. -Автореферат дисс.канд.пед.наук.-Калиниград, 1997.- 18 с.
  86. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования.-Педагогика, 1997, № 5.- с.46−51
  87. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. М., АРКТИ, 2002.- 175 с.
  88. Н.Б. Социокультурный контекст образования. / Новые ценности образования. Содержание гуманистического образования. -М., Центр педагогического образования, 1996.- с.67−81
  89. М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников.-Брянск, БГПУ, 1999.- 94 с.
  90. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство. Педагогика, 2000, № 1.- с. 52.
  91. Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании. / Методология педагогических исследований.- М., 1980
  92. Н.В. Формирование основ профессионального мастерства.-М., Педагогика, 1990
  93. T.B. Подготовка студентов педвуза к применению личностно ориентированных образовательных технологий. Автореферат дисс.канд.пед.наук.- Волгоград, 1996.- 18 с.
  94. В. В. Грибанова К.И. Всероссийская конференция на тему: «Актуальные проблемы отечественной методики обучения иностранным языкам». ИЯШ, 2000, № 2.-с.96−98
  95. И.Я., Бордовский В. А. Основы профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования. / Подготовка специалиста в области образования.- СПб,. 1999.- 267 с.
  96. О.В. Динамика формирования профессиональной направленности в техническом вузе. Волгоград, 1989
  97. A.A. Потребности, мотивы и осознание / в книге «Мотивы и осознание в поведении человека», 18 Конгресс, Симпозиум № 3, М., 1966
  98. A.A. Педагогическое общение.- М., Наука, 1996.- 80 с.
  99. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности.- Новосибирск, 1987.- 310 с.
  100. A.A. Язык не должен быть «чужим». /
  101. Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. // под ред. А. А. Леонтьева.- М., 1996.- с. 134−153
  102. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М., Педагогика, 1981
  103. ЮЗ.Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие.- М., Прометей, Юрайт, 1998.- 464 с.
  104. Маркова А. К. Формирование мотивации учения.- М., Просвещение, 1990
  105. A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию. / Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции, — М., 1981
  106. М.В. Психологические особенности учителя, реализующего лингвокультурный подход к обучению иностранным языкам.- Дисс., Ярославль, 2001.- 190 с.
  107. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Д., изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
  108. Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам в России. ИЯШ, 1995, № 5.- с.7−12 111 .Миролюбов A.A. Повысить качество обучения иностранных языков в техническом вузе. -Сборник ИЯ, ВШ, под ред. С. К. Фоломкиной. 1987
  109. Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России. ИЯШ, 1997, № 6,.-с.7−12
  110. Г. П. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов.- Дисс., 1996.- 148 с.
  111. Мусиенко-Репская В.И., Шапошникова Н. П. Рефлексия профессионального становления как форма самопознания личности будущего специалиста.-Сборник материалов НПК, посвященный памяти Д. М. Гришина, под ред. Н. В. Карташова, Н. И. Симоновой.- Калуга,
  112. Калужское отделение пед. общества, РФ. КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2000.- 148 с.
  113. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузы.- М., изд-во МГУ, 1985.- 113 с.
  114. Н.З., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения.- СПб., 1992
  115. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. A.B. Петровского. М., МГУ, 1.- 303 с.
  116. Е.И. Программа концепция коммуникативного иноязычного образования.- М., Просвещение, 2000.- 173 с.
  117. П. И. Пискунов А.Е. Навыки самообразования важная цель обучения.- Вестник высшей школы, 1987, № 4.- с.31−34
  118. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.- М., Педагогическое общество России, 1999.- 354 с.
  119. П. И. Хайдаров Ж.Э. Технологии игры в обучении и развитии.- М., 1996.- 270 с.
  120. Психодиагностика./ Общая психодиагностика, под ред. Бодалева A.A., Столина В.В.- М., изд-во МГУ, 1987.-е. 155−178
  121. A.M., Дергачев A.A. Исследование уровня сформированности умения наблюдать учебный процесс у студентов педвуза. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. JL, 1973.- с.73
  122. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе обучения.- М, 1998.- 236 с.
  123. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований.- М., Педагогика, 1987.- 144 с.
  124. Т.Ю., Синявская Е. В., Тынкова О. И., Улановская Э. С. Англиский язык для инженеров. / учеб.4-е изд.перераб. и доп. М., ВШ, 1998.- 463 с.
  125. А.И. Планированное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения.- Вопросы психологии, 1985, № 5. с.29−35
  126. Психологические аспекты подборки и проверки персонала. / под ред. Н. А. Литвинцева.- М., 1997.- 400 с.
  127. Психологический словарь.- М., Педагогика, 1983.- 447 с.
  128. М.Б. Специфика иностранного языка как учебной дисциплины.- М., Просвещение, 1998
  129. В.В. Строение учебной деятельности. Вестник Харьковского Университета, 1976, № 132.- с. 10−16
  130. М.И. Социальное становление учащихся.- Ярославль, ЯрПУ, 1995.- 72 с.
  131. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., Владос, 1998.- 510 с.
  132. C.JI. Основы общей психологии.- М.} Педагогика, 1973.- 423 с.
  133. С.Л. Человек и мир.- М., Педагогика, 1977.- 210 с.
  134. С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М., Педагогика, 1959.- 308 с.
  135. А.И. Личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке актера. Автореферат, М., 1997.- 18 с.
  136. A.A. Ясныгина О. И. Совершенствование обучения иностранному языку на неспециальных факультетах. Межвузовский сборник научных трудов.- Мурманск, 1987
  137. О.И. Организация обручения иностранным языкам в неязыковом вузе.- Ярославль, Межвузовский сборник, 1994.- с.61−63
  138. В.В. Личностно-ориентированное образование. Педагогика, 1994, № 5.- с. 16−20
  139. В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем.- Волгоград, 1999.- 256 с.
  140. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций.- Воронеж, Истоки, 1996.- 237 с.
  141. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе.- автореферат.- М., 1982.- 28 с.
  142. В.Я. Профессионализм учителя. Педагогика, 1999, № 5.- с.45−51
  143. В.А. Некоторые проблемы формирования профессиональных качеств личности учителя воспитателя в педвузах. / Подготовка будущих учителей к работе.- Гродно, 1977.- 224 с.
  144. В.А. Формирование социально активной личности учителя.-Советская педагогика, 1981, № 4.- с.78−79
  145. A.M. Методы активного обучения.- М., 1991
  146. О.Н. Языковые средства автоматизированных систем игрового обучения.- М., Педагогика, 1986
  147. Советский энциклопедический словарь.- М., 1987.- 840 с.
  148. E.H. Изучение иностранного языка сегодня: проблемы и задачи. ELT news and views, 1996, — 121 c.
  149. Современные проблемы университетского образования: материалы 3 Всероссийской научно-методической конференции.- Волгоград, ВГУ, 1993. 140 с.
  150. Н.Ф. Педагогическая психология. Изд-во 3-е. М., Академия, 1999.-288 с.
  151. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.- 291 с.
  152. Теория и практика педагогического эксперимента. /Пискунов А.И. и др.-М., Педагогика, 1979.- 207 с.
  153. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. Вестник ВШ. 1986, № 3.- с. 10−13
  154. Н.Ф., Печенюк Н. Т. Пути разработки профиля специалиста. -Саратов, СГУ, 1987.- 175 с.
  155. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация.- М., Слово, 2000.- 624 с.
  156. В.П. Философия сознания: Современные вопросы.- М. Мысль, 1971.- 99 с.
  157. П. Изучение иностранных языков. М., Просвещение, 1983
  158. Хайнц Хекгаузен. Мотивация и учебная деятельность, — М, Педагогика, 2 т
  159. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.- М, Логос, 1996.- 320 с.
  160. В.И. Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.- Харьков, ХГУ, 1987.- 91 с.
  161. A.A. Формирование учебной потребности в самовоспитании у будущего учителя (в интегративном интенсивном курсе иностранных языков. -Автореферат дисс.- Нижний Новгород, 1993
  162. Л.В. Преподавание иностранного языка. Общие вопросы методики, М., Лингвистика, 1947
  163. Философский энциклопедический словарь /под ред.Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова.- М., Советская энцеклопедия, 1983.- 800 с.
  164. Фрейд 3. Введение. Лекции по психоанализу.- М, Прогресс, 1992.- 504 с.
  165. Г. Д. Мотивы и «антимотивы» при изучении иностранных языков. ИЯШ, 1998, № 4.- с.42−45 181 .Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения.-Вопросы психологии, 1995, № 2.- с.28−37
  166. В.А. Актуальные проблемы вузовской психологии и педагогики в условиях перестройки высшей школы. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Д., 1988.- с.7−14
  167. Н.В. Процесс обучения иностранному языку как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя.-ИЯШ, 1994,№ 2.- с.49−54
  168. Canale. M. from communicative competence to communicative language pedagogy. In J. Richards and R.W.Schmidt (Eds).Language and Communication. London: Longman, 1983
  169. Dickinson L. Self- instruction in Language learning.- Cambridge University Press, 1987
  170. Holliday A. Appropriate Methodology and Social Context.- Cambridge University Press, 1997.- 237 c.
  171. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. Council for Cultural Cooperation.- Strasburg, 1996
  172. Widowson H.G. The roles of Teacher and Learner. English LanguageTeaching Journal № 41 (2), 1998.- c.8−83
  173. John M. Ivancevich, Michael T.Matteson.- 2nd ed., 1990.- 30 c.
Заполнить форму текущей работой