Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение устной монологической речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По сравнению с диалогической речью монологическая речь преимущественно контекстна, логична, последовательна, аргументированна, ей присуща обращенность к группе лиц / одному лицу; она имеет, как правило, более сложное синтаксическое строение, гораздо более сложную языковую и структурно-композиционную организацию. В отличие от диалогической речи монолог является такой формой речи, при которой… Читать ещё >

Обучение устной монологической речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевые понятия: монолог, умения монологической речи, связное высказывание, сверхфразовое единство, дедуктивный способ обучения монологической речи, индуктивный способ обучения монологической речи, ментальная карта, логикокоммуникативная схема.

Монологическая устная речь — относительно развернутый, продолжительный и организованный тип речи, не предназначенный для непосредственной вербальной реакции собеседника.

В лингвистическом плане монолог характеризуется наличием всех признаков текста, к которым относят: цельность, связность, завершенность, целенаправленность, информативность.

По сравнению с диалогической речью монологическая речь преимущественно контекстна, логична, последовательна, аргументированна, ей присуща обращенность к группе лиц / одному лицу; она имеет, как правило, более сложное синтаксическое строение, гораздо более сложную языковую и структурно-композиционную организацию. В отличие от диалогической речи монолог является такой формой речи, при которой объем, характер информации, структура, композиция и языковые средства определяются самим говорящим (Г. В. Рогова, Н. И. Гез, С. Ф. Шатилов, А. А. Миролюбов и другие).

Целью обучения монологической речи в средней общеобразовательной школе является формирование умений монологической речи. Будем исходить из общепринятого определения, сформулированного одним из ведущих российских ученых С. Ф. Шатиловым.

Важно знать Под монологическими умениями понимаются умения 1) правильно в языковом отношении, 2) логически последовательно, 3) достаточно полно, 4) коммуникативномотивированно в зависимости от целей коммуникации и творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка1.

В качестве составляющих данного умения можно выделить специальные речевые умения, касающиеся содержания, логического построения и языкового оформления связного высказывания.

Содержание высказывания:

  • • умение строить высказывание в соответствии с темой;
  • • умение отбирать языковые средства для высказывания;
  • • умение выражать собственное отношение к излагаемому.

Логическое построение'.

  • • умение композиционно правильно составлять высказывание в соответствии с его типом;
  • • умение связно и последовательно излагать высказывание.

Языковое оформление:

• умение правильно в языковом отношении оформлять высказывание (лексически, грамматически, фонетически).

Отметим, что перечень умений монологической речи соотносится с функционально-смысловыми типами монологических высказываний, подлежащих освоению в общеобразовательной школе.

При выделении типов монологических высказываний будем опираться на общепринятую классификацию, основу которой составляют функционально-смысловые типы монологов: монолог-повествование, монологописание, монолог-рассуждение.

Монолог-описание. Описание предполагает перечисление постоянных или однородных признаков и потому отличается статичностью. Перечислять признаки можно в разной последовательности в зависимости от цели высказывания, поэтому композиция и, следовательно, план текстов-описаний может быть разным, но композиция, как правило, одинакова для многих описаний. Как правило, описание начинается с общего тезиса, выраженного в одном или нескольких предложениях. За первым предложением, открывающим описание, следуют другие, которые уточняют объект описания посредством перечисления его признаков. Завершает описание итоговая фраза, которая нередко выражает оценку предмета описания со стороны говорящего[1][2].

Монолог-повествование. Повествование рассматривается исследователями как форма выражения мысли, при которой события или явления действительности представлены как ряд взаимосвязанных фактов, объединенных общей темой, в рамках которой можно выделить ряд микротем. Предметным содержанием монолога-повествования является событийно-информативный процесс, структурное содержание составляет хронологическая последовательность изложения событий и фактов. Повествование предполагает начало события, его развитие и конец. К монологуповествованию относится монолог-сообщение, который может быть представлен собственно сообщением, кратким сообщением, рассказом.

Монолог-рассуждение. Рассуждение представляет собой логично выстроенную цепь мыслительных операций, которые могут привести к какому-нибудь выводу. Этот тип высказывания характеризуется обобщенно причинно-следственным значением, которое опирается на полное или сокращенное умозаключение. Следовательно, монолог-рассуждение имеет следующую композицию: исходный тезис, аргументы за/против исходного тезиса, вывод, к которому приводят аргументы. Для синтаксиса монолога-рассуждения характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения со значением причины и следствия. Цепная связь в предложении осуществляется с помощью сочинительных и подчинительных союзов (поэтому, так как, потому что, следовательно и др.). Четкости разграничения частей рассуждения и конкретизации их значений способствует использование вводно-модальных слов и наречий (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.).

Поскольку монологическая речь представляет собой связное изложение мыслей, обратимся к определению понятия «связное высказывание» в работах отечественных лингвистов и методистов.

А. А. Леонтьев иод связным высказыванием понимает «речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний»1. Таким образом, автор подчеркивает связность, последовательность высказывания и его развернутость во времени. Г. В. Рогова связное высказывание рассматривает как связную речь, состоящую из ряда логических, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания[3][4].

В методических исследованиях выделяются следующие виды высказываний:

  • дотворческое монологическое высказывание — высказывание, которое, как правило, представляет собой воспроизведение заученного наизусть текста и относится к репродуктивному уровню;
  • полутворческое монологическое высказывание — высказывание, объединяющее в себе элементы репродукции и продукции, отличающееся оригинальностью либо в плане формы, либо в плане содержания, относится к репродуктивно-продуктивному уровню;
  • творческое монологическое высказывание — высказывание, наиболее полно соответствующее основным характеристикам монологической речи (связность, цельность, завершенность, выразительность используемых языковых средств для передачи мысли, оригинальность изложения, образность, самостоятельность высказывания), относится к продуктивному уровню, основной характеристикой которого является максимальная степень самостоятельности и творчества[5].

Отметим, что единицами обучения устному монологическому высказыванию могут быть предложение, сверхфразовое единство и связный текст. Традиционно предложение или фраза рассматриваются в методических исследованиях в качестве минимального элемента речи, тогда как минимальной единицей обучения собственно монологической речи считается сверхфразовое единство.

Сверхфразовое единство — группа предложений, выражающих одну законченную мысль благодаря структурно-синтаксической и семантической целостности.

  • [1] См.: Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.
  • [2] См.: Солгапик Г. Я. Стилистика текста: учеб, пособие. М.: Флинта: Наука, 1997.
  • [3] Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  • [4] См.: Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
  • [5] См.: Душкова Н. Н. Обучение творческому монологическому высказыванию учащихсястарших классов средней общеобразовательной школы с использованием метода проектов (на материале английского языка): автореф. дис… канд. пед. наук. М., 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой