Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы
Диссертация
На защиту выносится концепция дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию старших подростков и юношества, включающая: а) технологическую операционную модель, описывающую комплекс действий учителя по реализации дифференцированного подходанарушение последовательности операций или отсутствие отдельных операций в структуре деятельности учителя неизбежно приводят к срыву процесса реализации… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. История развития и современное состояние проблемы типологической дифференциации слушателей музыки. 25 I &bdquo-Основные понятия типологической дифференциации
- 1. 2. История типологических дифференциаций слушателей музыки
- Глава 2. Структурно-содержательный анализ актуальных для музыкального воспитания критериев типологической дифференциации слушателей музыки
- 2. 1. История и современное состояние проблемы отношений личности
- 2. 2. Содержание и структура отношений личности в художественных коммуникациях
- 2. 3. Содержание и структура отношения личности к музыке
- Глава 3. Теоретические основы и методика педагогической диагностики отношения старших школьников к музыке
- 3. 1. Теоретические основы педагогической диагностики отношения старшеклассников к музыке
- 3. 2. Методика педагогической диагностики отношения старшеклассников к музыке
- 3. 3. Процедуры формирования выборок для диагностического исследования старшеклассников
- Глава 4. Анализ отношения учащихся к музыке как критерий дифференцированного подхода в музыкальном воспитании
- 4. 1. Психофизиологические и психологические особенности личности учащихся 8−9 классов, актуальные для задач музыкального воспитания
- 4. 2. Социолого-педагогический аспект анализа отношений восьмиклассников к музыке и музыкальному воспитанию
- 4. 3. Психолого-педагогический аспект анализа типологической структуры восьмиклассников по отношению к музыкальному искусству (в условиях внешней дифференциации)
- 4. 4. Методический аспект анализа внутренней дифференциации восьмиклассников в условиях классно-урочной формы занятий
- Глава 5. Организационно-методические вопросы реализации дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся
- 5. 1. Структурно-содержательные основы программ факультативных курсов по музыке для старшеклассников
- 5. 2. Методические основы массовых форм музыкального воспитания старшеклассников
- 5. 3. Проблема пропаганды дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию школьников
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС. 1992. — 72 с.
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования/ Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1990. — 188 с.
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е. В., Урбанович Г. И. Концепция подготовки специалиста учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений. М.: Изд-во МПГУ, НИИ дидактики и психологии высшего образования, 1995. — 29 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
- Александров Е.П. К вопросу о структуре отношения к музыке // Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики. -Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1994.- С. 31−34.
- Александров Е.П. О результатах музыкально-эстетического воспитания (по материалам изучения восьмиклассников)// Проблемы гуманизации музыкального воспитания. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1992.- С. 20−24.
- Александров Е.П. Организация дифференцированного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию старшеклассников: Методическое пособие к курсу Теории и методики музыкального воспитания/ Под ред. Л. И, Воробьевой. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1995.- 80 с.
- Александров Е.П. Результаты музыкального воспитания школьников (по материалам социолого-педагогического исследованиявосьмиклассников г. Таганрога)// Таганрог: мир образования, № 1, 1998, — с. 38 46.
- Э.Александров Е. П. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы (на материале 8−9 классов). Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1998. — 156 с.
- Алиев Ю. Б. Подросток-музыка-школа// Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1975. — С. 71−115.
- Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М, 1987, — 32 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН СССР, 1960, — 486 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1/ Пер с англ.- Под ред K.M. Гуревича и В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. 318 с.
- Андреева Г. И. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980, 416 с.
- Апраксииа О. А. (сост.). Из истории музыкального воспитания.-М.: Просвещение, 1990. 207 с.19Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 188 с.
- Арчажникоеа Л. Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 111с.
- Арчажникоеа Л. Г. Сущность профессионально-педагогического мастерства учителя музыки// Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. -Свердловск: Изд-во Свердловского госпединститута, 1991, — С. 310.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, Л.: Музыка, 1973.- 144 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Педагогика, 1982. 151 с. 31 .Барепбойм Л. А. О программе курса «Мировая художественная культура"// Музыка в школе. 1983. № 4.- С. 11−16.
- Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла// Вопросы психологии, 1973, № 6. С. 11−24.
- Беляева-Экземплярская СИ. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник, 1923. — 115 с.
- Бернштейн М.С. К методике составления и поверки тестов //Вопросы психологии. 1968, № 1. С. 49−66.
- Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988.- 256 с.
- Ъ9.Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399 с.
- Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. -413 с. 41 .Блинова М П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. 144 с.
- Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. -М.-Л.: Просвещение, 1964. 104 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения/ Сост. М. Г. Данильченко, A.A. Никольская- Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 304 е.- Т. — 399 с.
- Бодалев A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 187 с.
- Божович U.M. Личность и се формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968. — 464 с.
- Бокшицкая Е. Музыковедческий фильм как средство эстетического воспитания// Эстетические очерки. М.: Музыка, 1973. Вып.З. — С. 209−228.
- AI.Борее Ю. К. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
- Бочкарев Л.Л. Музыкальная психология как прикладная отрасль науки// Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск: Изд-во НГК, 1986. Вып.4. -С. 6−13.
- Боярчук Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии. М.: Изд-во МПГУ-Пущино, 1996. — 144 с.
- Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.- 175 с.
- Васильев И.А., Поплуясный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980.- С. 192.
- Вебер K.M. Жизнь музыканта//Советская музыка, 1935, № 7−8.
- Веидрова Т. Пусть музыка звучит. М.: Просвещение, 1990. -96 с.
- Верб М.А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников. J1.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 82 с.
- Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий/ Под общей ред. Г. 11. Шевченко и Б. П. Юсова. Ворошиловград, 1990, — 175 с.
- ЬЪ.Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
- Вилюнас B. K Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-воМГУ, 1976. — 135 с.
- Винер Н. Кибернетика и общество. М.: ИЛ, 1958.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов-н/ Дону, 1996. — 18 с.
- Восприятие и деятельность/ Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ. 1976.-320 с.
- В школе слушают музыку/ Под ред. Н. Гродзенской. М.: Просвещение, 1964. — 72 с.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризацииУ/ Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 23−32.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1975, — С. 220−227.7А.Гембицкан Е. Я. Музыкальное воспитание в старшем школьном возрасте// Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1976. Вып. 11.-С. 94−112.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности/ Пер. с англ. и франц./ Сост. J1.И. Василенко, В. Е. Ермолаевой. М.: Прогресс, 1990. 495 с.
- Горюнова Л.В., Николаева ЕВ. Приложение к экспериментальной программе по музыке для 1-Х классов общеобразовательной школы (части 1 и И). М.: Изд-во НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1974. — Ч. I — 121 с.-Ч. Н- 127 с.
- Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия// Проблемы музыкального мышления. Л.: Музыка, 1974.- С. 111−137.8.Гродзенскам Н. Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. 77 с.
- Гурова Р.Г. Применение социологических методов в педагогических исследованиях// Проблемы методологии педагогики и методики исследований/ Под ред. H.A. Данилова и НИ. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — С. 169−248.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
- Искусство и школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.- 288 с.
- Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников/ Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина, Е. К. Чухман. -М.: Изд-во НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. 122 с.
- Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1. 4.2 / Сост. Э.Б. Аб-дуллин, Б. М. Целковников. М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1991.- 194 с.
- Исследование художественных интересов школьников/ Под ред. Е. В. Квятковского, Ю.У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974, — 192 с.
- История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н. А. Константинов, Е. Н Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1982. — 447 е., ил.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор. 1977. — 256 с.
- Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Диалектика художественного развития. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. -216 с.
- Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
- Кадцын JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учебное пособие для негуманитарных вузов. М.: Высшая школа, 1990.-217 с.
- Киящепко H.H., Шапинская E.H., Сокольникова //.М. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура. М.: Просвещение, 1995.- 301 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Корыхалова Н. Неоавангард и массовое музыкальное воспитание в странах Западной Европы// Кризис буржуазной культуры и музыка. Л.: Музыка, 1983. Вып.5. — С. 52−77.
- Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия// Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. Вып. 1. — С. 334−347.
- Костюк А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия// Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980, — С. 112−127.• 333
- Костюк Л. Г. Эстетические аспекты восприятия музыки// Проблемы музыкальной культуры. Киев: Музична Украша, 1989. Вып.2. С. 143−156.
- Кочетов A.M. Культура педагогического исследования. -Минск: Адукация i выхаванне, 1996. 186 с.
- Краковский А.П. О подростках (Содержание возрастного, по• лового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Педагогика, 1970. — 272 с.
- Красникова Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки// Вопросы психологии, 1981, № 2. С. 150- 155.
- Краткий словарь по эстетике/ Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Политиздат, 1983. 223 с.
- Краткий психологический словарь/ Под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 432 с.
- Круглое Б.С. Роль ценностных ориентаций в формированииличности школьника// Психологические особенности формирования личности школьника. М.: Просвещение, 1983. — С. 4−11.
- Крупник Е.П. Отношение школьников к искусству //Искусство, 1982, № 5.- С.45−48.
- Крупник Е.П., Морозова Т. В. Задачи изучения зависимости между типологическими особенностями школьников и их отношением к искусству// Теория эстетического воспитания. М.: Издво НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975. С, 55−64.
- Крупник E.H., Рабинович Р. Г., Чухман Е. К. Художественное развитие школьников. М.: Изд-во НИИ общих проблем воспитания, 1981. — 32 с.
- Ъ2 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 584 с.
- ХЪЪЛернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Ъ1Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. — 208 с.
- Ъ%Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 296 с.139Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений// Психологический журнал, 1981. Т.2. С. 32−36.
- Малькова З.А. Современная школа США. М.: Педагогика, 1971, — 367 с.
- Маранцмап В. Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов// Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 54−61.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.З. С. 1−4.
- Матопис В.П. К критике методологических основ современных теорий музыкального воспитания в США// Кризис буржуазной культуры и музыка. Л.: Музыка, 1983. Вып.5. С. 35−51.
- Матонис В.П. О принципах музыкально-эстетического воспитания школьной молодежи (в связи с некоторыми социально-психологическими особенностями этой группы) //Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, 1977. Вып.З. — С. 40−53.
- Марголис Дж. Личность и сознание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
- Медушевский В В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Дисс.. д-ра искусствовед. М. 1983. — 402.5.Медушевский ВВ. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
- Медянников А. И. Особенности развития звуковысотного и ритмического слуха первоклассников различных типологических групп: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1974. — 19 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Методологическая подготовка учителя музыки: Хрестоматия к программе экспериментального курса «Методологическая подготовка учителя музыки для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей». М.: МИРОС, 1992. — 60 с.
- Методологические проблемы развития педагогической науки/ Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. — 240 с.
- Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Михайлычев Е.А. Терминология педагогической диагностики: Система и словарь. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ПИК и ПРО, 1997.- 86 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-460 с.
- Морозова Т.В., Собкин B.C. Искусство и способности школьников в области физики// Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. М.: Изд-во НИИ общей педагогики, 1980. — С.50−76.
- Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976. — 109 с.16Х.Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Знание, 1984. -111с.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIU веков/ Сосг. В. П. Шестаков. — М.: Музыка, 1971. 688 с.
- Музыкальная эстетика Франции XIX века/ Сост. Е.Ф. Брон-фин. М.: Музыка, 1974. — 326 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// Психологическая наука в СССР: Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С.110- 125.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка. 1988. -254 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972.- 383 с. 171 .Нейтуз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. перераб. и дополи. М.: Музыка, 1982. — 112 с.
- ХИ.Немепский Б. М. Искусство и отношение к миру// Методологическая подготовка учителя музыки.- М.: МИРОС, 1993. С. 1519
- Орлов Г. Время и пространство музыки// Проблемы музыкальной науки.-М.: Советский композитор. 1972. Вып. 1.- С.358−394.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет: (Педагогическая наука реформе школы)/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Остапенко Е.А. Об использовании метода тестов в процессе музыкального воспитания детей// Вопросы методики преподавания музыкальных дисциплин в педагогическом вузе. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1995. С.70−76.
- Панкевич Г. И. Социально-типологические особенности восприятия музыки // Эст ет ические очерки. М., 1973 Вып. 3. Г. 95 122.
- Педагогика. Учеб. пособие для ст-тов пед. ин-тов/ Под ред. проф. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978. 320 с.
- В>6.Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособ.- 2-е изд. М.: Высш. школа, 1984. 175 с.
- Плотников С.Н. Методологические проблемы социологии художественной культуры: Дисс.. д-ра филос. наук. М., 1977. 408 с.
- Португолов К. П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
- Прагнигивши A.C. Исследование по психологии установки. -Тбилиси: Мецниереба. 1967. 340 с. 9.Предтеченская Л. М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1978. 166 с.
- Предтеченская Л.М. Курс «Мировая художественная культура11 в егарших классах общеобразовательной школы// Музыкальное воспитание в СССР. М.: Музыка, 1978.
- Психодиагностика учителю: Научно-методический сборник/ Под ред. Б. А. Федоришина, Ю. В. Айкина, А. Н. Лактионова. Харьков: Изд-во ХГУ. 1992. 293 с.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. H.A. Менчинской, М.: Педагогика, 1971. 272 с.
- Психология развивающейся личности/ Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика. 1987. — 238 с.
- Пнсковский И. Б. Логика музыкального мышления. Киев: Му-зичиаУкраша, 1987. 180 с.
- Рабочая книга социолога. М.: Наука. 1977. — 511с.
- Рабу некий A.A. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной деятельности). М.: Педагогика, 1975. 182 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989, — 139 с.
- Ражников В.Г. Три основные принципа новой педагогики в музыкальном обучении// Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 33 -41.201 .Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с.
- Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. -144 с.
- Романова Л.С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 22 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 11. М.: Педагогика, 1989.- 328 с.
- Сапаров Ы. Художественное произведение как структура //Содружество паук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. -С, 152- 173.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося// Педаг огика, 1997, № 3, С. 40−45.2 .Скаткин M.II. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-90 с.
- Скаткии М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. 150 с.
- Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. -М.: Музыка. 1990. 320 с.
- Сахар А. И. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Советский композитор, 1980. Вып. 1. — 144 с.
- Социальная психология: Учеб. пособие для ст-тов пед. ин-тов/ A.B. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.- Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций./ Под ред. В. А. Ядова.-М.: Мысль, 1977. 231 с.
- Спутиик учителя музыки/ С. С. Балашева, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др. — Сост. Т. В. Чернышева. М.: Просвещение, 1993. 240 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения/ Пер. с англ.- Под ред. II.Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. 472 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
- ТаммЯ. Ф. Применение процедуры типологизации в социально-психологическом исследовании личности: Дисс.. канд. пси-хол. наук. Л. 1979. — 199 с.
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности: На материале музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. 191 с.
- Тарасова К.О. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
- Тельчарова P.A. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности. -М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1986. 129 с,
- Тельчарова P.A. Современные тенденции теории и практики общего музыкального образования в США: Методическая разработка. Владимир: ВГПУ. 1993, — 50 с.
- Теплое Ь.М. Психология музыкальных способностей// Избранные труды: В 2 т. T.I. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
- Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: 1983. 167 с. 231 .Теория эстетического воспитания/ Ред. В. П. Сомов. М.: Изд-во НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975. Вып. III. — 80 с.
- Терешпьева H.A. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. С. Петербург: 1997. 168 с.
- Тереитьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в проиессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1990.- 184 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1985. № 6. С, 26−37.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 182 с.
- Формирование личности старшеклассника/ Под ред. И. Дубровиной. М.: Педагогика 1989. 168 с.
- Фохт-Бабушкин 10. У. Искусство и духовный мир человека: Особенности воздействия искусства на личность. М.: Знание, 1982. 110 с.24{.Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. 576 е.
- Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко- Под ред. A.B. Петровского. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. — 447 с.
- Хроменков H.A. Образование, Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Цагарелли Ю. А Диагностика музыкального воображения// Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск: Изд-во НГК. 1986. Вып.4. — С.70−76.
- Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дисс.. докт. психол. наук, J1. 1989. -32 с.
- Цеханский В. A4. Психология восприятия музыки: проблемы и методы// Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск: Изд-во НГК, 1986. Вып.4. — С. 26−33.
- Цукер A.M. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. 304 с.
- Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. 204 с.
- Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Дисс.. д-ра филос. наук. Челябинск, 1984. 401 с.
- Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление/ Отв. ред. 10.У. Фохт-Бабушкин. -М: Наука, 1982. 336 с. 251 .Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
- Чернова Т. О понятии драматургии в инструментальной музыке// Музыкальное искусство и наука. Вып. 3: Сб. статей/ Ред.-сосг. Е В. Назайкинский. М.: Музыка. 1978. С. 13 46.
- Чунрикова Н.И. Сознание как высшая расчлененная и системно-упорядоченная форма отражения и его мозговые механизмы// Психологический журнал. 1981. Т.2. № 6. С. 21−24.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студ. пед ин-тов, М.: Просвещение, 1979. 160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы/ Пер. с нем. Е. И. Рузера. М.: Алфавит, 1992. — 195 с.263Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−105.
- Якобсон 77.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.- 86 с.
- Andrew L. Sopchak. Individual Differences in Responces to Different Types of Music, in Relations to Sex. Mood, and Variables. Psychological Monographs: General and Appied. Vol. 69, № 11, J 955.
- Art Education: an international survey. Paris: UNESCO, 1972.
- Art in American Life and Education / NSSE. The 40-th Yearbook/ Ed. by G.M. Whipple. Bloomington: School Publishing Co, 1941.
- Basic Consepts in Music Education. The Fifty-seventh Year book of the National Society for the Stady of Education. Part I. Chicago, Illinois, 1958.
- Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives // The Classification of Educational goals. Handbooc 1: Cognitive Domain. NY. 1967.
- Chapman A.J., Williams A.R. Prestige effects and aesthetic experince: Adolescents reactions to music. Brit. J. of Soc. and Clin. Psychol., 1976, v. 15(1).
- Co/we// R. The Evaluation of Music Teaching and Learning. New Jersie. 1970.
- Culture in Life of Young People: International colloguy. Brno: 1979.
- Dottrens R. L’enseigment individulisee. Paris, 1936.280 .Edwards A.C. The art of melody. Philosophical Library. NY.1956.
- Einheitlichkeit und Differenzierung un Bildungswesen// Ein internationaler Vergleich von einem Autorenkollektiv unter Leitung von W. Keinitz. Berlin, 1971.
- Faist A. Versuche uber Tonverschmelzung// Zeits. fur Psychol. 1987.15.
- Frances R. La perseption de la musigue. These principale poure le doctorat es lettres presentee a. l univ. de Paris par R. Fr. Paris, 1958.
- Fransworth FR. The Social Psychology of Music. The Dryden Press. N.Y.1969.
- Johnston Tii. F. Power and prestige through music in Tsongaleind, Human Relations, 1974, v. 27 (3).
- Grondlung N.E. Individualizing Classroom Instruction. N.Y. 1974.
- Kaplan Мал. Foundations and Frontiers of Music Education. N.Y. etc., 1966.
- Kattel R.B. The Scientific Analisis of Personality. Penguin Books, 1967.291 .Kohler W. Arustische Untersuchungen, 1−111/ Zeitschrift fur Psychologie, 54(1910), 58 (1911), 72(1915)
- Konig H. Zur Experimentellen Untersuchung der Musicalitat. Wurzb., 1925.
- Kurth E. Musikpsychologie. Berlin, 1931.
- Lamp С., Keys N. Can Aptitude for Specific Musical Instruments be Predicted? I/ J. of Ed. Psychol. 1935, 26.
- Leonard C, House R.W. Foundations and Principles of Music Education. 2d ed. N.Y. etc., 1972.
- Lundin R. W. An objective. Psychology of Music. The Ronald Press Company. N.Y., 1953, № 4.
- Marseil J.L. The psychology of music. N.Y., 1937.
- Mayers C.S. Individual differences in listening to music. The British Joum. of Psychol, vol. XIII, July, 1922.
- Mayers C.S., Valentine С. IV. A stady of individual Differencesin attitude towards tones. Brit. jor. of Psychol., vol VI 1,1914.
- McClelland D C. The Achievement Motivation. N.Y. 1976.
- Meyer L.B. Emotion and meaning in music. Chicago. University of Chicago Press, 1957.
- Nadel S. Zum Begriff der Musikalitat. Zeits. fur Musikwissensch., 1928. Heft I.
- Ncwcomb T.M. Personality and social change. N.Y. 1943.
- Osgood C.E., Cuci G.Y., /annenbaum PJL The Measurement of meaning, Urbana, University of Illinois Press, 1957.
- Perrin S. t Spenser C. Independens or conformity in the Asch experiment as a reflection of cultural and situational factors// Brit. J. ofSoc. Psychol. 1981. Vol. 20.
- Wl.Rao H. P Krishna. The psycholodgy of Music. Gurulag Printing Works City, 1923.
- Read H. Education throuhg Art. 3-rd ed., revised. N.Y.: Pantheon Books, 1956.
- Reimer B.A. Philosophy of Music Education. New Jersey. 1970.
- Rigy M.G. Favorable Verses Unfavorable Propaganda in the Enjoiment of music. J. Exp. Psychol., № 38, 1948.
- Revesz G. Einfuhrung in die Musik Psychologie. Bern. A. Franche AG. 1946.
- Roid Gale //., Haladina Tomas M. A technolodgy for test-item writing. N.Y., 1982.
- S.Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Valies. San-Francisko. 1968.316 .Rosental R., Jacobson L.F. Teacher Exeptations for the Disadvantaged// Scientific American, 1968. Vol. 218, N4. April.
- Sarnoff I. Psych analytic theory and social attitudes. Puble Opinion Quarterty, I960.
- Seashore C E. Psychology of Music. Mc Graw-Hill Book Company Inc, N.Y. and /. 1938.321 .Sherif M. Group conflict and cooperation: their social psichologv. L., 1966.
- Shuter R. The psychology of musical ability. London: Methuen, 1968.
- Silber mann A. Wovon lebt die Musik. Die Prinzipien der Musiksoziologie. Regensburg. 1957.
- Stumpf C. Tonpsychologie. Leipzig. 1 Band 1883, 2 Band 1890.
- Swamwick K. M usic and the education of the emotions: A study ofmusical cognition, 1971. 32&.Thomus R.M., Thomas S.M. Individual Differenses in Classroom. N.Y. f 1965.
- Thomas N.Y., Ztumiecki I The Polish Peasand in Europe and America, vol. 1., Boston, Bacher, 1918.
- Weher M. The Methodolodgy of the Social Sciens. Glencoe. 1969. 33. Weld K.P. An Experimental Stady of the Musical Enjoyment.
- Amer. Journ. of Psychol., 23, 1912.
- WelIek A. Musikpsychologie und Musikasthetik. Frankfurt a.M., 1963.
- Wing A. Tests of musical ability and appreciation. Cambridge, 1948.
- Worchel S. Cooperation and the reduction of intergroup conflict: some determining factors// W. G. Austin, S. Worchel (eds.) The social psichology of intergroup relations. Monterrey, Calif. 1979.