Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения: На примере образовательной системы г. Сургута
Диссертация
На основе теоретического анализа различных аспектов становления профессионального сообщества удалось установить, что основное его предназначение, субъектами которого выступают как специалисты системы психолого-педагогического-медико-социального сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, педагоги здоровьесбережения, медицинские работники образовательных учреждений… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогические основы становления профессиональных сообществ в системе образования
- 1. Концепция психолого-педагогического медико-социального сопровождения
- 2. Профессиональное мастерство педагога
- Глава 2. Процесс становления профессионального сообщества
- 1. Особенности педагогических сообществ в различные исторические эпохи
- 2. Профессиональное сообщество как субъект совместной деятельности и общения
- 3. Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- 4. Командный метод работы как технология управления в ходе становления профессионального сообщества
- Глава 3. Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения в образовательной системе г. Сургута
- 1. Особенности системы образования г. Сургута
- Щ в концепции ППМС-сопровождения
- 2. Процесс становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.
- Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера.- Казань, 1992.
- Ардашева Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами (глубоко умственно отсталого ребенка) Образование в Удмуртии. http://rcro/uni/и dm.ru/print/socreab99/ardas cheva.htm.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Аттестация социальных педагогов и педагогов-психологов. Методические рекомендации //Социальная педагогика, № 3, 2004.
- Багнетова Е.А. Профессионально-педагогическая культура здоровья студентов северного педвуза: Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей. Сургут: Дефис, 2004. — 40 с.
- Багнетова Е.А. Формирование профессионально-педагогической культуры здоровья студентов педагогического вуза. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед.наук. Сургут, 2004.
- Башарина Л.А., Гришина И. В. Организационные технологии управления школой: Методическое пособие дляруководителей образовательных учреждений. СПб.: КАРО, 2002. — 144 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. Диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. М.: Педагогический поиск, 1997. — 1 12 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
- Битянова М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального звена в среднее звено. Организационно-содержательная модель деятельности // Школьный психолог.- 2001. -№ 33.
- Богатая О.Ф. От сердца к сердцу.// Сургутский педагогический вестник.- 2004.- № 1.
- Богословский В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете. Автореф.дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед.наук. СПб, 2000.
- Божович Е.Д. Психодидактические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика.-1991.-№ 8.
- Большой толковый психологический словарь. Том 1. Пер. с англ.- М.: Вече, ACT, 2000. 592 с.
- Большой энциклопедический словарь.- М.- СПб., 1997. 971 с.
- Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2003. — 288 с.
- Браже Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: Взаимосвязьобщей и профессиональной культуры учителя. Материалы к конф.// Инст-т образ, взрослых РАО. СПб.:1992. — 86 с.
- Булатова Г. А., Гимазов P.M. Система формирования потребности в здоровом образе жизни у школьников и студентов средствами физической культуры в условиях Среднего Приобья // Актуальные проблемы адаптации человека. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. — с. 165−170.
- Бэгьюли Ф. Управление проектом / Фил Бэгьюли. Пер. с англ. В. Петрашек. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. -Н. Новгород. 1997, 240 с.
- Вазина К.Я., Копейкина Е. Ю. Управление инновационными процессами в системе образования (концепция, опыт).- Н. Новгород, 1999.-156 с.
- Варга А.Я. Психолог в обществе и профессиональное сообщество. (WWW-документ) URL Htth://www/nsu/ru/psych/internet/dits/varga/htm.
- Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся: Практико-ориентированная монография. -Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. 344 с.
- Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие /В.И. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников- Под ред. И. Б. Гриншпуна. 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 464 с.
- Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т.В.
- Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Бенедиктова Т.А. Индивидуализация повышения квалификации педагогических кадров в профессиональном лицее. Дисс. на соиск. уч. ст. канд.пед.наук. М., 1998. — 173 с.
- Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002. — 270 с.
- Вишневский В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении. /Дети Сургута за здоровый образ жизни // Сост. И. В. Серебрякова. Сургут: МОУ дополнительного образования «Центр развития образования», 2004.56 с.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. -Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.- 421 с.
- Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1998.240 с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. № 6, М., 1996.
- Галкина Т.П. От группы к команде.- 2001.
- Гильманов С.А. Взаимодействие педагога и психолога в образовательном процессе // Образование и наука. 2000.-№ 2 (4).
- Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.- 88 с.
- Гофф, Жак Jle. Интеллектуалы в Средние века / Перевод с франц. A.M. Руткевича. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2003. — 160 с.
- Гришина И.В., Подзюбанова Ю. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2003. -180 с.
- Депреу Эрик. Опыт работы психолого-медико-социальных центров Фландрии по сопровождению учащихся. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2000, 81 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.: РАГС, 2000.
- Деркач А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехники. Вып.2. М.: Луч, 1993. — 72 с.
- Держицкая О., Порошинская JI. Негосударственные образовательные учреждения в сфере столичного образования.http://vvvvw.educom.ru/Facts publ/publicat/negosyd.htm.
- Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч.ред. JI.M. Шипицыной.-СПб.: Изд-во «Речь», 2003. с. 144.
- Дети Сургута за здоровый образ жизни / Сост. И. В. Серебрякова. Сургут: МОУ дополнительного образования «Центр развития образования», 2004. — 56 с. -(Здоровьесбережение- Вып.1).
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — с. 169−170.
- Жития сибирских святых. Сибирский патерик. Новосибирск, изд. «Новониколаевск», 1999. с. 287.
- Журавлев П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие / П. В. Журавлев. М., Издательство «Экзамен», 2004. — 448 с.
- Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы к обучающим семинарам. -СПб, изд. «Петроградский и К», 1995. 64 с.
- Занина JI.B., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства./ Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
- Зеленоградский Психолого-Медико-Социальный Центр. Направления работы, [email protected].
- Зингер Н.Д. Организация школьного образования детей-мигрантов в США в контексте поликультурного образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед.наук.- СПб.- 2003.• 54. Зуевский В. П., Серебрякова И. В., Павловская B.C.,
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково* словообразовательный. М.:Русский язык: 2000. — Т.2.:П-Я.- 1088 с.
- Игнатов В.Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. -Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. 256 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура• преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 384 с.
- Казакова Е.И. Психолого-педагогическое медико• социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. СПб.: СПбГУПМ, 1998 — 126с.
- Казакова Е.И. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции.- СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. 266 с.
- Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). Автореф. дисс. на соиск.уч.ст. докт. пед.наук., СПб, 1995.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург-XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 160с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М, 1990, с. 83.
- Карпетова М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения. Дисс. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. М., 2000. -192 с.
- Кирова Т.Ф., Федорова Е. А. Вариативные модели аттестации педагогических работников: Научно-методические рекомендации. Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
- Ковалева Т.М. Теоретические основы становления инновационной школы. Автореф. на соик.уч.ст. докт. пед.наук. М., 2000.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн.пед.учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Козырева Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей // Журнал практического психолога. 1998, № 4. с. 72.
- Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. — М.: Издательство «Весь мир», 2002. 360 с.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 288 с. (Серия «Педагогическое образование»)
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 392 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч.ред.JI.M. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. -108 с.
- Кондракова И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростка в школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед.наук.- СПб, 2000.
- Коновалова H.JI. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2000. -232 с.
- Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы. Дисс. на соиск.уч.ст. канд. пед. наук., Казань, 1997. — 252 с.
- Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика, 1989.- № 2.- С. 79−86.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. — М.: Педагогика, 1977.- 264 с.
- Кричевский В.Ю. Многогранность управления //Управление современной школой (Размышления руководителя) /Под ред. В. Ю. Кричевского. СПб, 1999.-С.14.
- Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПБ.: СПбГУПМ, 2001. — 166 с.
- Крулехт М.В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 1 12 с.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 384 с. -(Библиотека практической психологии).
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.- М., Просвещение, 1989.- 167 с.
- Кулакова Ирина. У истоков высшей школы. Московский университет в в XVIII веке. http://468.smi.ru/cgi-bin/href/russ? 1 918 098.
- Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество. Пособие для слушателей курса. Специальное сокращенное обобщенное издание для международного использования / Под ред. к.психол.наук Е. Н. Ивановой. СПб.: 1995. — 150 с.
- Лакко А.Г. Управление становлением гимназии как открытой образовательной системы в современном городе -мегаполисе Санкт-Петербурге. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст.канд. пед.наук.- СПб, 2003.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века).: Учебное пособие. — М.: Издательский Дом «Форум», 1998. — 584 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1972.- 304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981 .Т.2, № 5, С. 22.
- Лопатин В.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. 5-е изд., стереотип. -М.: Рус.яз.- 1998. — 832 с.
- Лукьянова М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями основа развития их компетентности // Психологическая наука и образование.-1999.- № 3−4.
- Ляпцев А.В., Элиасберг Н. И., Щербова Т. В. Анализ результативности повышения квалификации слушателей в системе постдипломного образования: Методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2004. — 108 с.
- Макаренко А.С. Из опыта работы // Педагог.соч.: В 8 т.-М.: Педагогика. Т.4. — С.368−369.
- Марков А.С. К вопросу о путях формирования профессионализма. http://vvww.oim.ru/
- Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996. 308 с.
- Матюшкина М.Д. Социально-психологический климат в школе. Формирование команд как один из методов организационного развития: Методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 76 с.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
- Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Под ред.Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -288 с.
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования //Народное образование.- 2003.- № 9.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М.:Московский психолого-социальный институт- -Воронеж, Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
- Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Береста», 2002. — 95 с.
- Модернизация общего образования: управление современной школой: Книга для администратора школы / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 101 с.
- Мониторинг профессионального развития личности ремесленника / Э. Ф. Зеер, В. А. Водеников, Н. А. Доронин, Д. П. Заводчиков. Проф. лицей ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург, 2002. — 1 12 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М., Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд.- СПб.: Питер, 2004. 539 с.
- Нагавкина Л.С., Крокинская O.K., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов- СПб.: КАРО, 2002. 272 с. 1 10. Немова Н. В. Управление методической работой в школе. -М., Сентябрь, 1999. 176 с.
- Новиков A.M. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции // Специалист, 1996.- № 5-С.2−9.
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования / Сост. Е. В. Шилова, В.п. Иванова, А. К. Колеченко, В. Н. Новоселов. СПб., 2000.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1993.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
- О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задачмодернизации Российского образования. Аналитический доклад//Школьный психолог.- 2002.-№ 17.
- Основы педагогического мастерства. Под ред. докт.фил.наук профессора И. А. Зязюна. Киев, головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1987, — 206 с.
- Пахальян В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии.2002.- № 6.
- Педагогическая экспертиза школы / В. А. Бухвалов, Я.Г. Плинер/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1965. — Т.2.- с. 739.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2001 — 256 с.
- Полянский М.С. Признаки «хорошего» сопровождения. Психо лого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции. СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2001.
- Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности. Дисс. на соик.уч.ст.докт.пед. наук.- СПб, 2001.
- Потребности работников образования г. Самары в профессиональном общении // Информационный бюллетень.-1999.- № 5. -Самара, Центр развития образования.
- Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. J1., 1970. — С.47−61.
- Проданов И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования. Автореф. дис. на соиск.уч.ст.докт.пед.наук. СПб, 1998 г. — 34 с.
- Проект нормативно-правовой документации для ППМС-центра// Школьный психолог.- 2001. № 11.
- Профессионализм деятельности педагогических и руководящих работников: Russian LinkExchange Member Russian LinkExchange Advertising Network .
- Прохорова Т.П. Об итогах проведения Всероссийской диспансеризации детского населения в городе Сургуте // Сургутский педагогический вестник. Сургут.- 2004.- № 1.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
- Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. -400 с.
- Психология профессиональной деятельности.- 2-изд. / Н. Самоукина. СПб.: Питер, 2003. — 224 с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. JI.M. Шипицыной. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: СПбГУМП, 1998. — 126 с.
- Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
- Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» 6−7 июня 2002 г // Школьный психолог. 2002.- № 31.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Л., 1989, с. 18.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
- Роль центров медико-социального и психолого-педагогического сопровождения учащихся в реализации программы модернизации образования. Национальный Фонд подготовки кадров. Материалы научно-практического семинара, 4−5 марта 2002 г. СПб.: www: ntf.ru.
- Ромадина Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы (для директоров школ, заместителей директоров по УВП и начальной школе) / -М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -160 с.
- Рубинштейн С.Л. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М., 1982. 176 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958, 147с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., «Педагогика», 1989, с. 323.
- Рыбина О.В. Методическая работа в межаттестационный период (из опыта работы Методического центра Северного округа) // Методист, 2004.- № 4.
- Сартан Г. Н., Смирнов А. Ю., Гудимов В. В., Подхватилин Н. В., Алешунас М. Р. Новые технологии управления персоналом. СПб., Речь, 2003. — 240 с.
- Сартан Марк. Как это делается в Питере // «Школьный психолог».- 2001.-№ 10.
- Сатин Д.К. Системные исследования профессиональных сообществ в сети Интернет (на примере участников рынка ценных бумаг РТС). http:/www/psuchol ogy.ru/internet/conversation/satin000.stm.
- Светенко Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем. Дисс. на соиск.уч.ст.докт.пед наук. — Спб.: 1999. — 328с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1 986, — 152с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 102 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 4.2. — 256 с.
- Слободчиков В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001.- № 4.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. -272 с.
- Смирнова Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика. Дис. на соиск.уч.ст.докт.соц.наук. Санкт-Петерб. Гос. Ун-т. СПб: 1993. — 36 с.
- Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988.- 232 с.
- Соколенко Г. А. Оптимизация сети учреждений как условие развития районной образовательной системы. Автореф. дисс. на соик. уч.ст. канд.пед.наук.- СПб.: 1998.
- Соловьев B.C. Медико-биологические особенности студенчества как профессиональной группы // Опыт и проблемы совершенствования подготовки студенческой молодежи в новых вузах малых северных городов. Тюмень: ТюмГУ, 1998.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 600 с.
- Степанко А.И. Игра и развитие профессиональной компетентности школьников. /Дети Сургута за здоровый образ жизни // Сост. И. В. Серебрякова.- Сургут: МОУ дополнительного образования «Центр развития образования», 2004.-56 с.
- Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: Практико-ориентированная монография / Урал. Гос.пед.ун-т- Урал. отд-ние Российской академии образования. Екатеринбург, 2002. — 254 с.
- Тарита Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе. Дисс. на соик.уч.ст. канд. пед. наук. СПб, 2001.
- Теддер Ю.Р., Колосова Т. С. Состояние здоровья и адаптация первоклассников к обучению в школе в условиях севера // Экология человека. 2002.- № 2.
- Тихонов А.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Цитадель, 1996. — 704 с.
- Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2001.
- Холстерс Ф. Реформирование ПМС-центров во Фландрии // Школа здоровья. 2001.- № 3, — РОО «Образование и здоровье».- С. 64.
- Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка Детского дома № 9. г. Санкт-Петербурга.http:/www/cidd. spb.ru./DD9/rus/PMS/index.html
- Центр развития образования г. Самары. Отдел профессиональных коммуникаций в образовании. http://www.edc/samara.ru/oc 4/ос 4. htm
- Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях, в Ростовской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2000.-№ 3.- С.71−80.
- Федосеев В.Н. Управление персоналом: Учебное пособие. Издание2.е. М., МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 168 с.
- Чепурных Е.Е. Воспитание подрастающего поколения -забота общая // Воспитание школьников.-200 1. № 4.
- Чепурных Е.Е. О ходе Программы развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы (информация Министерства образования) // Воспитание школьников.-2002, — № 4.
- Чернышев В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энегратомиздат. Санкт-Петербургское отд-ние, 1997. -568 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Издательская корпорация «Логос», — М.: 1996. 320
- Шерайзина P.M., Иванова Н. В. Андрагогические аспекты педагогического образования в университетах // Материалы второй международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики 16−17 апреля 2002 года. -СПб., 2002.С.80−82.
- Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под научной редакцией JI.M. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: издательство «Образование — Культура», 1999. — 128 с.
- Шипицына Л.М., К. ван Рейсвейк. «Навстречу друг другу: пути интеграции». -СПб.: 1998.- с. 53.
- Шипицына Л.М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошколльного возраста / Под науч. Ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: «Речь», — 2003. — 240 с.
- Щербова Т.В. Управление школой: маркетинговый подход: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2004. — 80 с.
- Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета. Основные подходы к теме // Московская высшая школа социальных и экономических наук. -М.: 2004.
- Яхонтова Е.С. Эффективные технологии управления персоналом. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
- К. De Witte. Copyringt 1993 KU Leuven AU/ Amsterdam, Focus, 93. Academic Consultancy Services (ACS)/.
- Myrick Robert D. The Counselor as Consultant and Coordinator: the Family, Appraisal, Career, and Educational Counseling Programs // Educational Media Corporations, Box 21 311, Minneapolis, MN 55 421−0311.
- Post-academic trainingcourse in management of psycho-medical-social centers. Certificate portfolio/ Russian-Flemish cooperation. 2003.
- Ruohotie Pekka. Professional Growth and Development. University of Tampere, Finland. 2001.