Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения: На примере образовательной системы г. Сургута

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе теоретического анализа различных аспектов становления профессионального сообщества удалось установить, что основное его предназначение, субъектами которого выступают как специалисты системы психолого-педагогического-медико-социального сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, педагоги здоровьесбережения, медицинские работники образовательных учреждений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы становления профессиональных сообществ в системе образования
    • 1. Концепция психолого-педагогического медико-социального сопровождения
    • 2. Профессиональное мастерство педагога
  • Глава 2. Процесс становления профессионального сообщества
    • 1. Особенности педагогических сообществ в различные исторические эпохи
    • 2. Профессиональное сообщество как субъект совместной деятельности и общения
    • 3. Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
    • 4. Командный метод работы как технология управления в ходе становления профессионального сообщества
  • Глава 3. Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения в образовательной системе г. Сургута
    • 1. Особенности системы образования г. Сургута
  • Щ в концепции ППМС-сопровождения
    • 2. Процесс становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения

Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения: На примере образовательной системы г. Сургута (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью поиска новых подходов, обеспечивающих качество современного образования. Очевидно, что система психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка выступает значимым средством обеспечения этого качества, так как создает условия для решения проблем, связанных с сохранением здоровья, благополучия, защищенности, самореализации, уважения детей в процессе их обучения. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Известно, что климатические, экологические, социальные, и экономические условия жизни людей на Крайнем Севере способствуют увеличению числа детей, нуждающихся в комплексной помощи специалистов системы сопровождения (Е.А.Багнетова, В. А. Вишневский, В. П. Зуевский, В. С. Соловьев и др.). Складывающаяся разнообразная практика комплексной помощи призвана гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Система сопровождения рассматривается нами как подсистема специализированной деятельности в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка.

Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения (педагогов — психологов, социальных педагогов, педагогов здоровьесбережения, учителей-логопедов, учителей — дефектологов, медицинских работников, учителей классов коррекционнно-развивающего обучения) является одним из основных условий развития системы сопровождения в образовании г. Сургута.

Актуальность исследования обусловлена современными социально-экономическими условиями, при которых дальнейшее развитие образования в России многие специалисты связывают с необходимостью качественного обновления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Г.А.Бордовский, В. Г. Воронцова, Ю. В. Громыко, И. А. Зязюн, М. М. Поташник, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, и др.).

В качестве одной из новых технологий подготовки и переподготовки кадров в условиях становления демократического общества рассматриваются профессиональные сообщества. (А.Я.Варга, Е. И. Казакова, И. А. Колесникова, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, Н. С. Пряжников и др.).

Развивающаяся в России система психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения испытывает множественные проблемы, обусловленные необходимостью обеспечения нового уровня профессиональной компетентности специалистов (ориентация на интересы ребенкаумение работать в командеосуществлять сопровождение, а не руководствовзаимодействие с педагогами и родителями) (Т.В.Анохина, М. Р. Битянова, О. С. Газман, Е. И. Казакова, М. С. Полянский, Т. В. Светенко и др.).

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития ребенка нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей. Службы сопровождения — структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняются руководству образовательного учреждения и предназначены для сопровождения учащихся этого учреждения.

Тем не менее, в последнее время в управленческой практике все чаще стала проявлять себя тенденция приуменьшения роли процесса сопровождения в жизни образовательных систем. К сожалению, не смотря на то, что возрастающие потребности образовательных учреждений в кадровом обеспечении хорошо подготовленными специалистами системы сопровождения в достаточной степени не удовлетворяются, в ряде регионов России (как и в Сургуте) сокращение специалистов способствует увеличению проблем в жизни участников образовательного процесса.

Требуют особого внимания вопросы нормативно-правового обеспечения образовательных учреждений нового типа, профессиональных гарантий специалистов системы сопровождения — педагогов-психологов, социальных педагогов и др., вопросы укрепления материально-технической базы системы сопровождения.

Всероссийские конференции 1998, 2001 годов по проблемам развития системы сопровождения в различных образовательных учреждениях позволяют утверждать, что в России уже сложилось сообщество специалистов разных профессиональных областей с общим взглядом на культуру решения проблем развития ребенка в образовательном процессе.

Однако, наряду с успехами, в настоящее время в сфере.

ППМС-сопровождения России имеются проблемы, связанные с недостатком квалифицированных кадровотсутствием специалистов с реальным опытом решения актуальных личностных проблем («дети и наркотики», «дети и алкоголь», «детская агрессия» и т. д.) — разрозненностью специалистов в осуществлении сопровождения ребенкаслабым развитием информационных процессов в системе сопровожденияподменой сопровождения, ориентированного на разрешение реальной личностной проблемы, — просвещением, направленным на повышение потенциального уровня психолого-педагогической культуры обществанесогласованностью диагностического аппарата и т. д.

Одной из наиболее острых проблем выступает недостаточная изученность, а как следствие — недостаточное внимание со стороны управленческих структур к использованию потенциала совместной деятельности членов сообщества специалистов сопровождения по развитию как системы сопровождения, так и системы образования целом.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения (на примере образовательной системы г. Сургута)».

Цель исследования:

Выявить условия и построить модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения.

Объект исследования:

Процесс становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения (на примере муниципальной системы образования г. Сургута).

Предмет исследования:

Условия становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения.

Гипотеза исследования:

Если организовать целесообразную продуктивную совместную деятельность специалистов системы сопровождения на основе проектирования и реализации образовательных, социопреобразующих, научно-исследовательских и досуговых программ, то сформируется профессиональное сообщество, которое значимо повысит результативность деятельности системы сопровождения в образовании и в социуме, а также уровень профессионального мастерства специалистов. При этом в качестве основной цели совместной деятельности можно рассматривать оказание психолого-педагогической помощи учащимся в решении актуальных проблем образовательного процесса.

Организационная функция в отношении совместной деятельности будет принадлежать органам управления соответствующими образовательными системами на начальном этапеа так же органам самоуправления системы сопровожденияна более поздних этапах развития сообщества.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие.

Задачи исследования:

1. Определить на основе анализа теоретических источников сущность понятий «психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение» и «профессиональное сообщество специалистов системы сопровождения».

2. Выявить условия становления профессионального сообщества и направления его влияния на профессиональную деятельность специалистов системы ППМС-сопровождения.

3. Выявить критерии роста профессионального мастерства специалистов системы ППМС-сопровождения.

4. На основе определения форм и содержания деятельности системысопровождения в образовательной системе города разработать теоретическую модель становления профессионального сообщества.

5. Опытным путем установить действенные способы становления эффективного профессионального сообщества, верифицировать результативность предложенной модели.

Теоретико-методологические основы исследования:

— исследования по проблемам качественного обновления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (В.Г.Воронцова, И. А. Зязюн, В. Ю. Кричевский, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, и др-);

— исследования по проблемам системного подхода к изучению развития социальных систем (К.А.Абульханова-Славская, Т. П. Галкина, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Т. В. Светенко, И. И. Семенова и др.);

— социологические, психологические и педагогические исследования по сопровождению развития участников образовательного процесса (А.Г.Асмолов, М. Р. Битянова, О. С. Газман, Е. И. Казакова, Н. Б. Крыкова, К. Маклафин,.

Л.Михиельсен, А. В. Мудрик, М. С. Полянский, JI.M. Шипицына и др-);

— исследования по проблемам методологических особенностей организации совместной деятельности специалистов, организационной культуры (К.А.Абульханова-Славская, Т. Ю. Базаров, И. В. Вачков, Ю. В. Гершунский, И. Б. Гриншпун, А. А. Деркач, П. В. Журавлев, Ю. В. Козырев, Н. В. Колобова, В. В. Лаптев, А. М. Моисеев, П. Мучински, ф М. М. Поташник, Н. С. Пряжников, А. П. Тряпицына, Н. Л. Яблонскене и др.).

Методы педагогического исследования'. теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеметеоретическое и практическое моделирование процесса становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождениядиагностические методы (включенное наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование) — анализ условий становления профессионального сообщества.

Экспериментальная база исследования:

Образовательная система г. Сургута: департамент образования и науки, образовательные учреждения, МОУ дополнительного образования «Центр развития образования». ^ Логика и этапы исследования:

Исследование проводилось в 2000;2004 годах:

1 этап — 2000;2001 г. г.: первичный диагностический и теоретический анализ проблемы;

2 этап — 2001;2002 г. г.: формирование теоретической модели развития системы сопровождения, опытно-экспериментальная работа, связанная с внедрением системы ППМС-сопровождения в образовательные учреждения города, становлением профессионального сообщества специалистов системы сопровождения;

3 этап — 2002;2004 г. г.: определение роли и места системы ППМС-сопровождения в системе образования, создание условий дальнейшего развития профессионального сообщества, корректировка опытно-экспериментальной работы, оформление результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное сообщество специалистов системы сопровождения представляет собой объединение специалистов, служб сопровождения и вспомогательных институтов, обеспечивающих психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса. Для профессионального сообщества характерны: общий предмет деятельности, общие методы работы, этика, субъект-субъектное общение в ходе совместной деятельности по сопровождению развития ребенка и специалистовоно выступает составной частью профессионально-педагогического сообщества муниципальной системы образования.

2. Движущими силами процесса становления профессионального сообщества является наличие базовых противоречий между:

— востребованностью со стороны детей в помощи при решении проблем развития и недостаточностью эффективного комплексного сопровождения развития ребенка;

— наличием сферы профессиональной деятельности специалистов системы сопровождения и отсутствием среды их профессионального общения, поддержки, социальной защиты, роста педагогического мастерства;

— между потребностью системы в качественном образовании и наличии проблем функционирования системы, вызывающих у детей затруднения.

3. Основным условием становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения является организация их целесообразной продуктивной совместной деятельности, направленной на разработку и реализацию индивидуально — и системно-ориентированных программ сопровождения учащихсясоздание системы повышения профессионального мастерства специалистовсреды профессионального общения специалистов (социальная защита, поддержка, досуг) на основе демократического стиля руководства (делегирование полномочий в работе команды специалистов) и системы сопровождения сопровождающих.

4. В качестве организатора профессионального сообщества специалистов системы сопровождения выступают органы управления соответствующих образовательных систем.

5. Критериями сформированности профессионального сообщества выступают, проявляющиеся в динамике:

— единая корпоративная культура (единая система взглядов, ценностей) специалистов системы сопровождения;

— общность технологического и информационного обеспечения;

— стремление специалистов к совместной деятельности в ходе решения профессиональных проблем;

— наличие системы повышения уровня профессионального мастерства специалистов;

— единая среда профессионального общения специалистов системы сопровождения (социальная защита, поддержка, досуг).

6. Этапами становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения являются следующие:

— Появление разрозненных специалистов (педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги и др.) в образовательных учреждениях и создание первой управленческой структуры (психолого-педагогический отдел ГУНО);

— Объединение специалистов в психологические службы, службы здоровьяреализация программы повышения квалификации специалистовв наличии сложившаяся система управления;

— Наличие профессиональной совместной деятельности специалистов в концепции ППМС-сопровождения, интеграция психологических служб образовательных учреждений в службы сопровожденияусиление интенсивности совместной деятельности специалистов в системе повышения профессионального мастерства;

— Реализация совместных индивидуально — и системно-ориентированных программ сопровожденияналичие системы сопровождения сопровождающихпроведение конференций, научно-практических семинаров, курсов повышения квалификации как системы роста профессионального мастерства специалистов системы сопровождения.

7. Критериями результативности становления профессионального сообщества являются:

— повышение востребованности и признанности услуг специалистов системы сопровождения (рост числа служб сопровождения в образовательных учреждениях);

— повышение профессионального мастерства специалистов, обеспечивающего стабильность и результативность ППМС-сопровождения детей;

— рост влияния системы сопровождения на проектирование и реализацию программ развития образовательных учреждений, образовательной системы города в целом.

Достоверность научных результатов исследования обусловлена адекватным использованием методологических и теоретических основ становления профессионального сообщества специалистов системы сопровожденияприменением методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследованияапробацией результатов работы на базе образовательной системы города.

Апробация исследования проводилась в муниципальной системе образования г. Сургута (на уровне департамента образования и науки администрации г. Сургута, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития образования», образовательных учреждений города).

Материалы диссертации были представлены на научно-практических конференциях г. г. Сургута, Самары, Нижневартовска, Ханты-Мансийска, Тобольска, городских методических объединений специалистов системы сопровожденияавтор имеет 9 публикаций по проблеме.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе:

Таким образом, в ходе практической деятельности по становлению профессионального сообщества специалистов системы сопровождения задача диссертационного исследования решена.

Практика становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения муниципальной системы образования города Сургута подтвердила работоспособность основных теоретических схем, построенных нами в первой и второй главе.

Опираясь на результаты диагностики, определены количественные и качественные показатели, характеризующие динамику становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения муниципальной системы образования, которые подтверждают достижение цели нашего исследования.

Заключение

.

В исследовании решалась проблема определения научно-обоснованных путей становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения.

Теоретический анализ проблемы, формирующий эксперимент позволили:

— определить теоретические основы становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения путем анализа проблемы на методологическом, теоретическом и методическом уровне;

— выявить сущностные характеристики психолого-педагогического медико-социального сопровожденияпрофессионального сообщества специалистов системы сопровождения;

— изучить поле актуальных проблем в процессе становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения, определить условия его становления и направления влияния на профессиональную деятельность специалистов системы ППМС-сопровождения;

— построить теоретическую модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения;

— опытным путем установить действенные способы становления профессионального сообщества, верифицировать результативность предложенной модели.

В результате проведенного исследования получены следующие основные результаты.

На основе теоретического анализа различных аспектов становления профессионального сообщества удалось установить, что основное его предназначение, субъектами которого выступают как специалисты системы психолого-педагогического-медико-социального сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, педагоги здоровьесбережения, медицинские работники образовательных учреждений и др.), так учащиеся и их родители, социум системы, исследователи (ученые вузов, практики — специалисты системы сопровождения), производители средств и услуг для системы, управляющие (лица, ответственные за принятие решения) состоит в том, чтобы посредством организации целесообразной совместной деятельности специалистов на основе проектирования и реализации образовательных, социопреобразующих, научно-исследовательских и досуговых программ содействовать повышению результативности деятельности системы сопровождения в образовании и в социуме, а также уровня профессионального мастерства специалистов.

Теоретический анализ процесса комплексного психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения позволил определить сопровождение как специальный вид помощи человеку, направленный на предупреждение и преодоление проблем его развития. Отличие сопровождения от других видов помощи обусловлено его несомненной ориентацией на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизацию его собственных ресурсов по решению проблем. Сущностной стороной сопровождения выступает взаимодействие сопровождающей и сопровождаемой сторон в решении проблемы. Это взаимодействие направлено на активизацию позитивных факторов (как внешних, так и внутренних) развития и нейтрализацию негативных факторова так же — на создание условий для овладения сопровождаемым новыми моделями решения проблемных ситуаций.

Теорию сопровождения можно рассматривать как пограничную область исследований, возникшую на стыке общей педагогики, социальной педагогики, специальной педагогики, социологии, психологии, медицины.

Процессуальный анализ проблемы позволил установить, что процесс сопровождения представляет собой органическое единство с процессами обучения и воспитания и направлен на обеспечение развития личности. Процесс сопровождения носит субъект-субъектный характер, предметом сопровождения выступает помощь в освоении человеком искусства решать собственные проблемы развития таким образом, чтобы обеспечивать процесс восхождения личности к высшим ступеням саморазвития в логике Педагоги Успеха.

Движущей силой процесса сопровождения является противоречие между наличием проблемы в развитии человека и способностью личности самостоятельно разрешить данную проблему.

В результате исследования предложена следующая классификация проблем развития ребенка: выбор образовательного маршрута (профессиональное и образовательное самоопределение), преодоление затруднений в учебе, личностные проблемы развития ребенка, сохранение жизни и здоровья, безопасности, овладение дополнительными процессами деятельности (досуг).

Этапы процесса сопровождения согласуются с общей логикой развертывания педагогического процесса: диагностика сущности проблемы, построение системной модели, проектирование целей и путей решения проблемы, отбора содержания, средств, распределение ролей и функциональных обязанностей, реализации и первичной помощи, анализа качества.

Можно выделить два основных типа процесса сопровождения: индивидуально-ориентированное и системно-ориентированное, которые реализуются в единстве и взаимодополнении.

Критериями эффективности системы ППМС-сопровождения определены как процессуальные характеристики качества, так и результативные: востребованность и признанность услуг системы со стороны обществаналичие сформированного профессионального сообщества специалистов системы сопровождениятенденция к росту числа позитивно решенных личностных проблемобщее снижение действия педагогических факторов риска, рост психолого-медицинской компетентности педагогов, родителей и детей.

Косвенными критериями эффективности являются рост удовлетворенности качеством образовательного процесса со стороны учащихся, педагогов, родителейснижение конфликтностиповышение общего уровня успешности учащихся в школе.

Одним из важных аспектов организации системы ППМС-сопровождения является сопровождение сопровождающих как вид работы методической службы, в логике которого в центре системы находится человек или образовательная система с ее запросами или проблемами, направленный на построение системы помощи педагогу или системе в решении проблемы профессиональной деятельностипри этом основным результатом взаимодействия выступает выбор сопровождаемым методов эффективной деятельности, способствующий его позитивному развитию. Целостность сопровождения сопровождающих составляют методическая работа с педагогаминаучная, информационная и организационно-управленческая деятельность.

Сопровождение сопровождающего заложено в организации взаимодействия между управленцами, педагогами и психологами в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей, повышения профессионального мастерства педагогов и компетентности всех субъектов образования — как детей, так и взрослых.

В результате проведенного теоретического анализа профессиональное сообщество рассматривается как объединение специалистов одной профессиональной области, уровень развития которого определяется: степенью опосредования межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельностиобщей значимостью совместной деятельностинравственной направленностью группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентацийорганизационным единством группыгрупповой подготовленностью к той или иной сфере деятельностипсихологическим единством — интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

Теоретический анализ особенностей функционирования педагогических сообществ в период с XII по XX век убедительно доказывает, что произошел процесс эволюции профессиональных сообществ от объединения специалистов на узкопрофессиональной основе (цеха, гильдии) до объединений специалистов, работающих в разных сферах деятельности по решению общих проблем, определяя ряд их общих особенностей: совместная деятельность участников направлена на реализацию основной цели — совершенствование системы обучения и воспитания учащихся и студентовпрофессиональные сообщества создают условия для повышения педагогического мастерства, компетентности его участников (миссионерство, передача опыта в ходе практической деятельности, обучение на курсах, разработка и внедрение программ и т. д.) — отстаивают свои интересы, иногда (университетские корпорации) имеют привилегиизачастую объединяют специалистов, работающих в разных сферах деятельности для решения общих проблем (священнослужителей, ученых, писателей, врачей, коммерсантов) — стремятся установить корпоративные традиции (свои ритуалы, традиции, совместный досуг).

Установлено, что становление профессионального сообщества возможно под влиянием как внешних (стремление к совместной деятельности, общие ценности, защита своих интересов и др.), так и внутренних условий (идентификация себя по профессиональной принадлежности с представителями сообщества).

В настоящее время в учреждениях среднего общего образования России насчитывается более тридцати различных объединений педагогов. Среди них предметные методические объединения, объединения учителей начальных классов, классных руководителей, педагогов-воспитателей, педагогов дополнительного образования, школы передового опыта, педагогические мастерские, творческие микрогруппы, временные творческие коллективы, проектные команды, лаборатории, кафедры, психолого-медико-педагогический консилиум, экспертная группа и др.

Межшкольными профессиональными объединениями педагогов являются городские предметные объединения, учительские клубы, ассоциации учителей, творческие союзы, городские методологические семинары и т. д.

Педагоги могут входить в профессиональный союз работников народного образования, быть членами Российского психологического общества, Федерации психологов образования России, Фонда поддержки российского учительства, Федерации Интернет-Образования, клуба «Педагог года» и других профессиональных сообществ.

Профессиональное сообщество специалистов системы сопровождения, находясь на этапе своего становления, в настоящее время создает условия для активного воздействия на образовательный процесс в регионе. Выполняя роль консультантов, разработчиков, экспертов, специалисты системы сопровождения участвуют в научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах, а также общественных мероприятиях, направленных на решение проблем профессионального общения в образовании, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, принятие управленческих решений.

Профессиональное сообщество специалистов системы сопровождения, являясь подсистемой педагогического сообщества города, создает условия для активного воздействия на образовательный процесс в регионе. Выполняя роль консультантов, разработчиков, экспертов, специалисты системы сопровождения участвуют в научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах, а также общественных мероприятиях, направленных на решение проблем профессионального общения в образовании, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, принятие управленческих решений.

Основным условием становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения является организация их целесообразной продуктивной совместной деятельности, направленной на разработку и реализацию индивидуально — и системно-ориентированных программ сопровождения учащихсясоздание системы повышения профессионального мастерства специалистовсреды профессионального общения специалистов (социальная защита, поддержка, досуг) на основе демократического стиля руководства (делегирование полномочий в работе команды специалистов) и системы сопровождения сопровождающих.

Критериями сформированности профессионального сообщества выступают, проявляющиеся в динамике: единая корпоративная культура (единая система взглядов, ценностей) специалистов системы сопровожденияобщность технологического и информационного обеспечениястремление специалистов к совместной деятельности в ходе решения профессиональных проблемналичие системы повышения уровня профессионального мастерства специалистовединая среда профессионального общения специалистов системы сопровождения (социальная защита, поддержка, досуг).

Этапы становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения установлены следующие:

— появление разрозненных специалистов (педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги и др.) в образовательных учреждениях и создание первой управленческой структуры (психолого-педагогический отдел ГУНО).

— объединение специалистов в психологические службы, службы здоровьяреализация программы повышения квалификации специалистовв наличии сложившаяся система управления.

— наличие профессиональной совместной деятельности специалистов в концепции ППМС-сопровождения, интеграция психологических служб образовательных учреждений в службы сопровожденияусиление интенсивности совместной деятельности специалистов в системе повышения профессионального мастерства.

— реализация совместных индивидуально — и системно-ориентированных программ сопровожденияналичие системы сопровождения сопровождающихпроведение конференций, научно-практических семинаров, курсов повышения квалификации как системы роста профессионального мастерства специалистов.

Результативность становления профессионального сообщества исследована посредством анализа востребованности и признанности услуг специалистов системы сопровождения — рост числа служб сопровождения в образовательных учреждениях с 6 в 2001 году до 55 в 2004; увеличение численности специалистов с 1999 года в 3,5 раза — в настоящее время в системе сопровождения работает более 600 человек, что составляет 10% всего педагогического сообщества города.

Повышение профессионального мастерства специалистов, обеспечивающего стабильность и результативность ППМС-сопровождения детей, подтверждено результатами аттестации специалистов — за 5 лет уровень соответствия своего профессионального мастерства квалификационным требованиям I категории отмечена у 140 человек (22,5%), высшей — у 100 (16%>).

В системе образования города с каждым годом увеличивается число программ системно-ориентированного сопровождения, реализуемых специалистами, основными направлениями которых являются сохранение и укрепление здоровья детей городапсихолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельностиППМС-сопровождение детей с трудностями в обученииподготовки и сдачи единого государственного экзаменавнедрение компьютерных технологий психодиагностики и коррекции детейсопровождение профильного обучениядетей-мигрантов.

Практика организации совместной деятельности как командной работы специалистов свидетельствует об ее большей эффективности по сравнению с традиционными способами педагогической деятельности, т.к. в ходе интенсивного взаимодействия специалистов происходит постоянное улучшение ее способов, повышается профессиональная компетентность, возникает понимание общих целей, разделяются ценности, возрастает ответственность за результат, выходящий за пределы индивидуальных возможностей. Участники команд при этом ощущают значительную поддержку со стороны профессионального сообщества, их статус и потенциал признается и повышается.

Демократический стиль управления, реализация системно-ориентационного подхода с позиции Педагогики Успеха, работа специалистов в команде создают необходимые условия для становления профессионального сообщества.

Учитывая, что профессиональное мастерство есть интегративная, динамическая характеристика профессиональных и личностных качеств специалистов, включающая в себя: уровень общей культуры педагогов, определяемый гуманистической направленностью личности (ценности, интересы, идеалы человека) — уровень профессиональной компетентности — владение технологиями профессиональной деятельности (воспитания, образования, сопровождения) — уровень самоорганизации профессиональной деятельности, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию педагоганаличие научнопознавательных потребностей (внедрение инновационных проектов, ведение научно-исследовательской работы) — высокий уровень развития коммуникативных навыков, организаторских способностей и управленческой деятельности, выявлены следующие пути роста профессионального мастерства, создаваемые профессиональным сообществом:

1. Осуществление систематической поддержки, научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.

2. Создание среды профессионального общения, организация совместной деятельности специалистов посредством проведения научных исследований, семинаров, круглых столов, конференций по темам, связанным с поиском решения профессиональных проблем.

3. Организация систематического обмена опытом работы коллег на уровне образовательного учреждения, городского методического объединения, педагогического сообщества в целом, а также на межведомственном уровне.

4. Создание системы совместного освоения психолого-педагогических технологий работы и самоанализа результатов деятельности (в ходе обучения педагогов на курсах повышения, участия в работе научно-практических семинаров, при проведении консультаций между коллегами, работы баллентовских групп и ДР-).

5. Разработка, внедрение и мониторинг полученных результатов совместных проектов, междисциплинарных социокультурных программ.

6. Создание условий, способствующих повышению уровня социальной защищенности педагогов.

7. Востребованность системы образования в специалистах с высоким уровнем профессионального мастерства (конкурсный отбор, ориентация администрации на качество результатов работы и др.).

Проведенное диагностическое исследование было направлено на выявление проблем становления психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка в системе образования города, изучение особенностей служб сопровождения образовательных учреждений, потребностей специалистов в повышении профессионального мастерства.

Уровень сформированности организационной культуры специалистов системы сопровождения, изученный по методике VOCIPO, характеризует ее как направленную на внедрение инноваций, стимулирующую повышение квалификации, уделяющую большое внимание научным исследованиям, с высоким уровнем информационного обеспеченияоказывающую поддержку людей в решении профессиональных и личных проблем.

По результатам, полученным по методике К. De Witte, установлено, что общими ценностными установками в деятельности специалистов являются ответственность за результат собственных действий, взаимопонимание, ясность целей, поддержка, сотрудничество, согласованность действий в коллективе. В целом, профессиональное сообщество специалистов системы сопровождения характеризуется положительным нравственно-психологическим климатом, в котором сложилась система целесообразной продуктивной совместной деятельности специалистов (активное участие педагогов в системе городских мероприятий, разработка комплексных программ сопровождения развития ребенка, программ сохранения и укрепления здоровья детей, профилактических программ и т. п.).

Таким образом, в ходе исследования были реализованы его цель и задачи, основные положения гипотезы нашли свое раскрытие в положениях, выносимых на защиту.

Научная новизна проведенного исследования состоит в:

— раскрытии сущности профессионального сообщества специалистов системы сопровождения;

— разработке теоретической модели становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения.

— выявлении социально-педагогических условий становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения;

— разработке критериев и показателей сформированности профессионального сообщества специалистов системы сопровождения;

— изучении отношения различных субъектов образовательного процесса к становлению системы ППМС-сопровождения в муниципальной системе образования;

— разработке подходов к изучению уровня профессиональной культуры специалистов системы сопровождения.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что в нем даны рекомендации для органов управления образованием по организации совместной деятельности специалистов системы сопровождения, способствующей как повышению их профессионального мастерства, так и решению проблем сопровождения развития личности ребенка в ходе учебно-воспитательного процессаразработаны и обобщены адресные индивидуальнои системно-ориентированные программы сопровождениясоздана и реализована программа повышения квалификации специалистов системы сопровождения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.
  2. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера.- Казань, 1992.
  3. Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами (глубоко умственно отсталого ребенка) Образование в Удмуртии. http://rcro/uni/и dm.ru/print/socreab99/ardas cheva.htm.
  4. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  5. Аттестация социальных педагогов и педагогов-психологов. Методические рекомендации //Социальная педагогика, № 3, 2004.
  6. Е.А. Профессионально-педагогическая культура здоровья студентов северного педвуза: Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей. Сургут: Дефис, 2004. — 40 с.
  7. Е.А. Формирование профессионально-педагогической культуры здоровья студентов педагогического вуза. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед.наук. Сургут, 2004.
  8. Л.А., Гришина И. В. Организационные технологии управления школой: Методическое пособие дляруководителей образовательных учреждений. СПб.: КАРО, 2002. — 144 с.
  9. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  10. М.Р. Адаптация ребенка к школе. Диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. М.: Педагогический поиск, 1997. — 1 12 с.
  11. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
  12. М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального звена в среднее звено. Организационно-содержательная модель деятельности // Школьный психолог.- 2001. -№ 33.
  13. О.Ф. От сердца к сердцу.// Сургутский педагогический вестник.- 2004.- № 1.
  14. В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете. Автореф.дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед.наук. СПб, 2000.
  15. Е.Д. Психодидактические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика.-1991.-№ 8.
  16. Большой толковый психологический словарь. Том 1. Пер. с англ.- М.: Вече, ACT, 2000. 592 с.
  17. Большой энциклопедический словарь.- М.- СПб., 1997. 971 с.
  18. Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2003. — 288 с.
  19. Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: Взаимосвязьобщей и профессиональной культуры учителя. Материалы к конф.// Инст-т образ, взрослых РАО. СПб.:1992. — 86 с.
  20. Г. А., Гимазов P.M. Система формирования потребности в здоровом образе жизни у школьников и студентов средствами физической культуры в условиях Среднего Приобья // Актуальные проблемы адаптации человека. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. — с. 165−170.
  21. Ф. Управление проектом / Фил Бэгьюли. Пер. с англ. В. Петрашек. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
  22. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. -Н. Новгород. 1997, 240 с.
  23. К.Я., Копейкина Е. Ю. Управление инновационными процессами в системе образования (концепция, опыт).- Н. Новгород, 1999.-156 с.
  24. А.Я. Психолог в обществе и профессиональное сообщество. (WWW-документ) URL Htth://www/nsu/ru/psych/internet/dits/varga/htm.
  25. В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся: Практико-ориентированная монография. -Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. 344 с.
  26. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие /В.И. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников- Под ред. И. Б. Гриншпуна. 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 464 с.
  27. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т.В.
  28. , И.Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  29. Т.А. Индивидуализация повышения квалификации педагогических кадров в профессиональном лицее. Дисс. на соиск. уч. ст. канд.пед.наук. М., 1998. — 173 с.
  30. В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002. — 270 с.
  31. В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении. /Дети Сургута за здоровый образ жизни // Сост. И. В. Серебрякова. Сургут: МОУ дополнительного образования «Центр развития образования», 2004.56 с.
  32. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. -Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.- 421 с.
  33. В.В. Становление системы образования региона: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1998.240 с.
  34. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. № 6, М., 1996.
  35. Т.П. От группы к команде.- 2001.
  36. С.А. Взаимодействие педагога и психолога в образовательном процессе // Образование и наука. 2000.-№ 2 (4).
  37. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.- 88 с.
  38. Гофф, Жак Jle. Интеллектуалы в Средние века / Перевод с франц. A.M. Руткевича. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2003. — 160 с.
  39. И.В., Подзюбанова Ю. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2003. -180 с.
  40. Депреу Эрик. Опыт работы психолого-медико-социальных центров Фландрии по сопровождению учащихся. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2000, 81 с.
  41. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.: РАГС, 2000.
  42. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехники. Вып.2. М.: Луч, 1993. — 72 с.
  43. О., Порошинская JI. Негосударственные образовательные учреждения в сфере столичного образования.http://vvvvw.educom.ru/Facts publ/publicat/negosyd.htm.
  44. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч.ред. JI.M. Шипицыной.-СПб.: Изд-во «Речь», 2003. с. 144.
  45. Дети Сургута за здоровый образ жизни / Сост. И. В. Серебрякова. Сургут: МОУ дополнительного образования «Центр развития образования», 2004. — 56 с. -(Здоровьесбережение- Вып.1).
  46. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — с. 169−170.
  47. Жития сибирских святых. Сибирский патерик. Новосибирск, изд. «Новониколаевск», 1999. с. 287.
  48. П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие / П. В. Журавлев. М., Издательство «Экзамен», 2004. — 448 с.
  49. Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы к обучающим семинарам. -СПб, изд. «Петроградский и К», 1995. 64 с.
  50. JI.B., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства./ Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
  51. Зеленоградский Психолого-Медико-Социальный Центр. Направления работы, [email protected].
  52. Н.Д. Организация школьного образования детей-мигрантов в США в контексте поликультурного образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед.наук.- СПб.- 2003.• 54. Зуевский В. П., Серебрякова И. В., Павловская B.C.,
  53. Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково* словообразовательный. М.:Русский язык: 2000. — Т.2.:П-Я.- 1088 с.
  54. В.Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. -Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. 256 с.
  55. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура• преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.
  56. Т.С. Психология управления. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 384 с.
  57. Е.И. Психолого-педагогическое медико• социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. СПб.: СПбГУПМ, 1998 — 126с.
  58. Е.И. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции.- СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. 266 с.
  59. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). Автореф. дисс. на соиск.уч.ст. докт. пед.наук., СПб, 1995.
  60. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург-XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 160с.
  61. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М, 1990, с. 83.
  62. М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения. Дисс. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. М., 2000. -192 с.
  63. Т.Ф., Федорова Е. А. Вариативные модели аттестации педагогических работников: Научно-методические рекомендации. Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
  64. Т.М. Теоретические основы становления инновационной школы. Автореф. на соик.уч.ст. докт. пед.наук. М., 2000.
  65. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн.пед.учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  66. Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей // Журнал практического психолога. 1998, № 4. с. 72.
  67. М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. — М.: Издательство «Весь мир», 2002. 360 с.
  68. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 288 с. (Серия «Педагогическое образование»)
  69. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 392 с.
  70. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч.ред.JI.M. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. -108 с.
  71. И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростка в школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед.наук.- СПб, 2000.
  72. H.JI. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2000. -232 с.
  73. Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы. Дисс. на соиск.уч.ст. канд. пед. наук., Казань, 1997. — 252 с.
  74. В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика, 1989.- № 2.- С. 79−86.
  75. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. — М.: Педагогика, 1977.- 264 с.
  76. В.Ю. Многогранность управления //Управление современной школой (Размышления руководителя) /Под ред. В. Ю. Кричевского. СПб, 1999.-С.14.
  77. В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПБ.: СПбГУПМ, 2001. — 166 с.
  78. М.В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 1 12 с.
  79. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 384 с. -(Библиотека практической психологии).
  80. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.- М., Просвещение, 1989.- 167 с.
  81. Кулакова Ирина. У истоков высшей школы. Московский университет в в XVIII веке. http://468.smi.ru/cgi-bin/href/russ? 1 918 098.
  82. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество. Пособие для слушателей курса. Специальное сокращенное обобщенное издание для международного использования / Под ред. к.психол.наук Е. Н. Ивановой. СПб.: 1995. — 150 с.
  83. А.Г. Управление становлением гимназии как открытой образовательной системы в современном городе -мегаполисе Санкт-Петербурге. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст.канд. пед.наук.- СПб, 2003.
  84. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века).: Учебное пособие. — М.: Издательский Дом «Форум», 1998. — 584 с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1972.- 304 с.
  86. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  87. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981 .Т.2, № 5, С. 22.
  88. В.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. 5-е изд., стереотип. -М.: Рус.яз.- 1998. — 832 с.
  89. М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями основа развития их компетентности // Психологическая наука и образование.-1999.- № 3−4.
  90. А.В., Элиасберг Н. И., Щербова Т. В. Анализ результативности повышения квалификации слушателей в системе постдипломного образования: Методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2004. — 108 с.
  91. А.С. Из опыта работы // Педагог.соч.: В 8 т.-М.: Педагогика. Т.4. — С.368−369.
  92. А.С. К вопросу о путях формирования профессионализма. http://vvww.oim.ru/
  93. А.К. Психология профессионализма.- М., 1996. 308 с.
  94. М.Д. Социально-психологический климат в школе. Формирование команд как один из методов организационного развития: Методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 76 с.
  95. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  96. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Под ред.Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -288 с.
  97. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования //Народное образование.- 2003.- № 9.
  98. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М.:Московский психолого-социальный институт- -Воронеж, Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
  99. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  100. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Береста», 2002. — 95 с.
  101. Модернизация общего образования: управление современной школой: Книга для администратора школы / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 101 с.
  102. Мониторинг профессионального развития личности ремесленника / Э. Ф. Зеер, В. А. Водеников, Н. А. Доронин, Д. П. Заводчиков. Проф. лицей ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург, 2002. — 1 12 с.
  103. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М., Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  104. П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд.- СПб.: Питер, 2004. 539 с.
  105. Л.С., Крокинская O.K., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов- СПб.: КАРО, 2002. 272 с. 1 10. Немова Н. В. Управление методической работой в школе. -М., Сентябрь, 1999. 176 с.
  106. A.M. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции // Специалист, 1996.- № 5-С.2−9.
  107. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования / Сост. Е. В. Шилова, В.п. Иванова, А. К. Колеченко, В. Н. Новоселов. СПб., 2000.
  108. Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1993.
  109. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  110. О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задачмодернизации Российского образования. Аналитический доклад//Школьный психолог.- 2002.-№ 17.
  111. Основы педагогического мастерства. Под ред. докт.фил.наук профессора И. А. Зязюна. Киев, головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1987, — 206 с.
  112. В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии.2002.- № 6.
  113. Педагогическая экспертиза школы / В. А. Бухвалов, Я.Г. Плинер/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  114. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1965. — Т.2.- с. 739.
  115. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2001 — 256 с.
  116. М.С. Признаки «хорошего» сопровождения. Психо лого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции. СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2001.
  117. М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности. Дисс. на соик.уч.ст.докт.пед. наук.- СПб, 2001.
  118. Потребности работников образования г. Самары в профессиональном общении // Информационный бюллетень.-1999.- № 5. -Самара, Центр развития образования.
  119. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. J1., 1970. — С.47−61.
  120. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования. Автореф. дис. на соиск.уч.ст.докт.пед.наук. СПб, 1998 г. — 34 с.
  121. Проект нормативно-правовой документации для ППМС-центра// Школьный психолог.- 2001. № 11.
  122. Профессионализм деятельности педагогических и руководящих работников: Russian LinkExchange Member Russian LinkExchange Advertising Network .
  123. Т.П. Об итогах проведения Всероссийской диспансеризации детского населения в городе Сургуте // Сургутский педагогический вестник. Сургут.- 2004.- № 1.
  124. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
  125. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. -400 с.
  126. Психология профессиональной деятельности.- 2-изд. / Н. Самоукина. СПб.: Питер, 2003. — 224 с.
  127. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. JI.M. Шипицыной. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с.
  128. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
  129. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: СПбГУМП, 1998. — 126 с.
  130. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  131. Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» 6−7 июня 2002 г // Школьный психолог. 2002.- № 31.
  132. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Л., 1989, с. 18.
  133. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
  134. Роль центров медико-социального и психолого-педагогического сопровождения учащихся в реализации программы модернизации образования. Национальный Фонд подготовки кадров. Материалы научно-практического семинара, 4−5 марта 2002 г. СПб.: www: ntf.ru.
  135. Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы (для директоров школ, заместителей директоров по УВП и начальной школе) / -М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -160 с.
  136. С.Л. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М., 1982. 176 с.
  137. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958, 147с.
  138. С.Л. Основы общей психологии. М., «Педагогика», 1989, с. 323.
  139. О.В. Методическая работа в межаттестационный период (из опыта работы Методического центра Северного округа) // Методист, 2004.- № 4.
  140. Г. Н., Смирнов А. Ю., Гудимов В. В., Подхватилин Н. В., Алешунас М. Р. Новые технологии управления персоналом. СПб., Речь, 2003. — 240 с.
  141. Сартан Марк. Как это делается в Питере // «Школьный психолог».- 2001.-№ 10.
  142. Д.К. Системные исследования профессиональных сообществ в сети Интернет (на примере участников рынка ценных бумаг РТС). http:/www/psuchol ogy.ru/internet/conversation/satin000.stm.
  143. Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем. Дисс. на соиск.уч.ст.докт.пед наук. — Спб.: 1999. — 328с.
  144. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1 986, — 152с.
  145. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 102 с.
  146. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 4.2. — 256 с.
  147. В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001.- № 4.
  148. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. -272 с.
  149. Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика. Дис. на соиск.уч.ст.докт.соц.наук. Санкт-Петерб. Гос. Ун-т. СПб: 1993. — 36 с.
  150. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988.- 232 с.
  151. Г. А. Оптимизация сети учреждений как условие развития районной образовательной системы. Автореф. дисс. на соик. уч.ст. канд.пед.наук.- СПб.: 1998.
  152. B.C. Медико-биологические особенности студенчества как профессиональной группы // Опыт и проблемы совершенствования подготовки студенческой молодежи в новых вузах малых северных городов. Тюмень: ТюмГУ, 1998.
  153. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 600 с.
  154. А.И. Игра и развитие профессиональной компетентности школьников. /Дети Сургута за здоровый образ жизни // Сост. И. В. Серебрякова.- Сургут: МОУ дополнительного образования «Центр развития образования», 2004.-56 с.
  155. Э.Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: Практико-ориентированная монография / Урал. Гос.пед.ун-т- Урал. отд-ние Российской академии образования. Екатеринбург, 2002. — 254 с.
  156. Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе. Дисс. на соик.уч.ст. канд. пед. наук. СПб, 2001.
  157. Ю.Р., Колосова Т. С. Состояние здоровья и адаптация первоклассников к обучению в школе в условиях севера // Экология человека. 2002.- № 2.
  158. А.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Цитадель, 1996. — 704 с.
  159. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2001.
  160. Ф. Реформирование ПМС-центров во Фландрии // Школа здоровья. 2001.- № 3, — РОО «Образование и здоровье».- С. 64.
  161. Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка Детского дома № 9. г. Санкт-Петербурга.http:/www/cidd. spb.ru./DD9/rus/PMS/index.html
  162. Центр развития образования г. Самары. Отдел профессиональных коммуникаций в образовании. http://www.edc/samara.ru/oc 4/ос 4. htm
  163. Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях, в Ростовской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2000.-№ 3.- С.71−80.
  164. В.Н. Управление персоналом: Учебное пособие. Издание2.е. М., МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 168 с.
  165. Е.Е. Воспитание подрастающего поколения -забота общая // Воспитание школьников.-200 1. № 4.
  166. Е.Е. О ходе Программы развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы (информация Министерства образования) // Воспитание школьников.-2002, — № 4.
  167. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энегратомиздат. Санкт-Петербургское отд-ние, 1997. -568 с.
  168. В.Д. Психология деятельности и способности человека. Издательская корпорация «Логос», — М.: 1996. 320
  169. P.M., Иванова Н. В. Андрагогические аспекты педагогического образования в университетах // Материалы второй международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики 16−17 апреля 2002 года. -СПб., 2002.С.80−82.
  170. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под научной редакцией JI.M. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: издательство «Образование — Культура», 1999. — 128 с.
  171. Л.М., К. ван Рейсвейк. «Навстречу друг другу: пути интеграции». -СПб.: 1998.- с. 53.
  172. Л.М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошколльного возраста / Под науч. Ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: «Речь», — 2003. — 240 с.
  173. Т.В. Управление школой: маркетинговый подход: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2004. — 80 с.
  174. Н.Л. Корпоративная культура современного университета. Основные подходы к теме // Московская высшая школа социальных и экономических наук. -М.: 2004.
  175. Е.С. Эффективные технологии управления персоналом. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  176. К. De Witte. Copyringt 1993 KU Leuven AU/ Amsterdam, Focus, 93. Academic Consultancy Services (ACS)/.
  177. Myrick Robert D. The Counselor as Consultant and Coordinator: the Family, Appraisal, Career, and Educational Counseling Programs // Educational Media Corporations, Box 21 311, Minneapolis, MN 55 421−0311.
  178. Post-academic trainingcourse in management of psycho-medical-social centers. Certificate portfolio/ Russian-Flemish cooperation. 2003.
  179. Ruohotie Pekka. Professional Growth and Development. University of Tampere, Finland. 2001.
Заполнить форму текущей работой