Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация социально-педагогического подхода по обеспечению защиты прав различных категорий детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Так, например, в детских интернатных учреждениях регулярно выявляются нарушения таких прав детей-инвалидов как право на защиту от жестокого и унижающего достоинство обращения, охрану жизни и здоровья, образование, частную жизнь. «Нормой жизни» многих интернатных учреждений являются использование принудительного труда детей… Читать ещё >

Реализация социально-педагогического подхода по обеспечению защиты прав различных категорий детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность защиты зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных ее механизмов. При отсутствии таких механизмов правоприменительная деятельность, т. е. реализация правовых норм, предусматривающих защиту, будет затруднена. Защита прав ребенка осуществляется в предусмотренном российским законом порядке — судебном и административном. Применение каждого из них имеет свои особенности и зависит от конкретного нарушения прав ребенка.

Статья 8 Семейного кодекса РФ определяет порядок защиты семейных прав и его осуществление судом по правилам гражданского судопроизводства. При этом судебный порядок защиты признается основной формой защиты семейных прав в целом, в том числе и прав ребенка. Действительно, он обладает несомненными достоинствами, а главное — служит способом обеспечения государством интересов ребенка. Неслучайно расторжение брака, при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, осуществляется только в судебном порядке[1]. Кроме того, именно суд разрешает споры, связанные с воспитанием детей (при лишении, ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, установлении усыновления, отмене усыновления).

Как уже отмечалось, существующие нормативно правовые акты, закрепляют право ребенка на защиту. Однако механизмы их реализации недостаточно продуманы и они недостаточно эффективны. Об этом говорят многочисленные факты, выявляемые Генеральной прокуратурой РФ, аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, общественными организациями.

Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Так, например, в детских интернатных учреждениях регулярно выявляются нарушения таких прав детей-инвалидов как право на защиту от жестокого и унижающего достоинство обращения, охрану жизни и здоровья, образование, частную жизнь. «Нормой жизни» многих интернатных учреждений являются использование принудительного труда детей, психиатрическое «лечение» с целью наказания, незаконное лишение дееспособности подростков, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм противопожарной безопасности. При этом ведомственные и прокурорские проверки, редкие визиты уполномоченных, но правам человека и, но правам ребенка, представителей общественных организаций способны выявить лишь малую часть тех неприемлемых явлений, которые происходят в стенах этих учреждений.

Не менее сложной проблемой является выявление нарушение прав и личного достоинства в семье, общеобразовательных учреждениях, на улице.

Ребенок, оказавшийся в социально-опасном положении (трудной для него жизненной ситуации), нуждается в защите его прав и личного достоинства.

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает определение несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Это — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Таким образом, определяющими являются следующие ситуации:

  • — безнадзорный или беспризорный ребенок. В этом случае он находится в обстановке, представляющей опасность для сто жизни или здоровья;
  • — ребенок, находящийся в ситуации, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию (это может иметь место как в «благополучных», так и в неблагополучных семьях, некоторых общеобразовательных и интернатных, а также исправительных учреждениях);
  • — ребенок, совершающий правонарушение или антиобщественные действия (систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занимающийся проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц).

Чаще всего ребенок нуждается в социально-педагогической защите, когда воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к этой категории относятся семьи:

  • — где имеются дети, находящиеся в социально опасном положении;
  • — родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию;
  • — родители отрицательно влияют на поведение ребенка; родители, допускающие жестокое обращение с ребенком.

Одной из наиболее сложных и опасных ситуаций, требующих защиты прав ребенка, является насилие и жестокость, проявляемые по отношению к нему. Особенно часто оно проявляется в семьях, а также имеет место во всех учреждениях «территории детства», включая детские сады и школы. Возникает необходимость раннего предупреждения жестокого обращения с детьми, поскольку только в этом случае мы сможем рассчитывать на снижение жестокости и преступности в мире вообще.

Успешно решать проблему снижения жестокости можно только имея в виду три основных фактора успеха:

  • — раннее выявление неблагополучия по отношению к конкретному ребенку (субъекта и среды проявления);
  • — социально-педагогическая направленность действий (нацеленность на выработку способности ребенка и его семьи в дальнейшем к самостоятельному решению своих проблем);
  • — взаимодействие между структурами, работающими в интересах ребенка с ним и его семьей.

Т. А. Александрова справедливо подчеркивает необходимость государственной системы защиты прав ребенка, которая включала бы три звена (уровня):

  • — первое — оказание целостной мультидисциплинарной поддержки и коррекционно-реабилитационной помощи детям, испытывающие различные трудности и проблемы в развитии, интеграции и адаптации;
  • — второе — контроль над соблюдением прав детей, оказавшихся социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации), из которого (которой) они самостоятельно выйти не могут и нуждаются в помощи профессионально подготовленных старших;
  • — третье — непосредственная защита прав несовершеннолетнего.

Субъектом обеспечения защиты прав ребенка выступают определенная категория лиц. Нормативными документами к ней отнесены в первую очередь родителей, которые являются законными представителями детей без специальных полномочий. Помимо них права и законные интересы ребенка могут защищать и другие законные представители (опекуны, попечители, приемные родители).

Семейный кодекс РФ закрепляется также обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетнего. Данный факт практически обязывает каждого взрослого человека проявлять свой гражданский долг, способствовать защите прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Особые полномочия по защите прав ребенка в семье возложены на органы опеки и попечительства, прокурора и суд. Последний рассматривает споры, связанные с воспитанием детей. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Семейный кодекс РФ, определяя перечень организаций, уполномоченных защищать права ребенка, не содержит указание на возможность возложения задач по защите детства и семьи на общественные организации, хотя в цивилизованных странах значительную часть бремени по защите прав детей берет на себя гражданское общество и неправительственные организации.

Социально-педагогический подход диктует необходимость рассматривать права ребенка и сто родителей во взаимосвязи с обязанностями. Между ними очень тонкая связь и нередко оставление без внимания какого-либо аспекта прав и обязанностей может только нанести вред. Еще в 1912 г. А. М. Обухов писал что, очевидно, что, если одна сторона имеет свои права, то и другая должна иметь их; если на одних возлагаются обязанности, то и относительно других должны сделать то же самое. Сначала ребенок не может нести никаких обязанностей и много времени проходит пока он научится и сможет выполнять хотя бы самые примитивные обязанности общежития. Жизнь предъявляет все свои суровые требования к родителям и воспитателям. А раз на последних возлагаются большие обязанности, раз к старшим мы прилагаем более строгую мерку, то, значит, мы должны признать за ними и большую долю прав в силу справедливости и даже прямо вследствие необходимости дать им возможность выполнить свои тяжелые обязанности.

Как можно вырастить в семье ребенка, если не иметь права останавливать хотя бы силой, те его поступки, которые вредят его здоровью или другим моим детям? Чем больше обязанностей, тем больше должно быть и прав, и наоборот.

По мере того, как дети делаются способными выполнять все большее и большее количество обязанностей по отношению к себе и другим, они должны получать все больший объем прав. По мере вырастания увеличивается число обязанностей, налагаемых совместной жизнью, необходимостью материальной, учебной.

С возрастом права и обязанности ребенка расширяются. Несовершеннолетний вправе по достижении 14 лет обращаться самостоятельно в суд (это право возникает также и в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия). Однако он не может выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления.

Во взаимодействии с ребенком и его родителями в процессе разрешения социально опасной ситуации необходимы исключительная корректность и такт. Особенно в ситуации, когда речь идет о приемных родителях и любая некорректность может усугубить ситуацию и привести к необратимым последствиям, возвращению ребенка в государственное учреждение.

Для обеспечения наиболее полной реализации прав ребенка необходим социальный педагог. Он должен работать с семьей, органами опеки и попечительства, отделом по делам несовершеннолетнего, присутствовать при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Так, например, в США существуют федеральные органы, имеющие право войти в любую семью и, определив уровень условий, в которых содержится ребенок, могут вместе с органами опеки вынести решение об его изъятии из семьи. При этом с родителей, даже лишенных родительских прав, будут взиматься средства на его содержание.

Но есть и обратная сторона медали, когда ребенок в силу своего возраста может манипулировать своими правами. Почувствовав внимание к себе, он может использовать эго в своих интересах в ущерб другим (детям, учителям и даже родителям). Такое проявление также диктует необходимость участия социального педагога, который мог бы внимательно изучать ребенка и прогнозировать его позицию и мотивы поведения в ситуациях, когда тот выступает обличителем.

Помимо государственного и других видов контроля особое значение необходимо придавать общественному контролю. Необходимо расширить инициативу института общественных инспекторов по защите прав детей, переориентировать их деятельность на профилактическую работу с проблемными семьями и детьми, а также создать службы социального патроната, задачами которых должно стать осуществление первичных профилактических мероприятий в отношении семей и детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

  • [1] См.: пункт 1 статьи 21 Семейного кодекса РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой