Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Условия формирования положительной мотивации к учению

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ГЛАВА II. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2. 1. Саморазвитие и самореализация личности. ГЛАВА I. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ1. 1. Психологическая основа успешного построения учебной деятельности. Основные понятия психодиагностики. Заключение. Формирование положительной мотивации к учению. Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
    • 1. 1. Психологическая основа успешного построения учебной деятельности
    • 1. 2. Основные понятия психодиагностики
  • ГЛАВА II. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Саморазвитие и самореализация личности
    • 2. 2. Формирование положительной мотивации к учению
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Условия формирования положительной мотивации к учению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Но следует заметить, что и «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения явления сугубо исторические. Дело в том, что существующая в нашей стране система общественного воспитания и обучения предполагает несколько ступеней взросления: 1) ясли, детский сад дошкольное детство; к детям относятся как к малышам; 2) школа с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе; 3) высшая школа или работа взрослые люди. Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольного учреждения является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлтворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых.

Ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое.

Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Ребенок и до 7 лет может" паясничать, но никто не скажет о нем того, что я сейчас говорил. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походкой в комнату, говорит писклявым голосом — это не мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.

Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго. У взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление.

Потеря непосредсвенности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, наивного, недифференцированного переживания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет: переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь — он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — С. 148−153
  2. , Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский // Собр. соч. — М., 1984. Т. 5.
  3. , Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. М., 1956. 300 с.
  4. , В.Ю. Опыт диагностических исследований процесса формирования учебной деятельности младших школьников // Психол. наука и образование .-1997.-N2.-С.42−46. — Библиогр.: 3 назв.
  5. , В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. 259 с.
  6. Н. Изучение проблем школьника: основные методы психолого-педагогической диагностики // Директор школы. — 2000. — N7. — С.97−126. — Библиогр.: 13 назв.
  7. Как обеспечить учебно-познавательную мотивацию учащихся: формы и виды учебной деятельности / У. Зайцева [и др. ] // Сельская школа. — 2007. — N 6. — С. 75−87. — (Урок в сельской школе: организация, педагогические техники, практические рекомендации)
  8. , Н.Ф. Несформированность регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности-причина ее неуспешности / Н. Ф. Круглова // Журнал прикладной психологии. — 2003. — N4/5. — С.67−74. — Библиогр.: с. 74 (13 назв.)
  9. , Н. Ф. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность / Круглова Н. Ф. Панов В. И // Прикладная психология. — 2001. — № 5. — С. 4151.
  10. , Е. Л. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) / Е. Л. Подшивалова, Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. — 2003. — N 2. — С. 57−66. — (Психология профессиональной деятельности). — Библиогр.: с. 66 (12 назв.)
  11. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самоорганизации личности / Материал подгот. Черноусова Ф. П., Круть И. Н. // Завуч. — 2003. — N8. — С.107−117. — Библиогр. в подстроч. Примеч
  12. , Б. (д-р психол. наук, проф.; Сургут. гос. пед. ун-т). Теоретические аспекты исследования психической нагрузки в условиях учебной деятельности / Б. Яковлев, О. Литовченко // Alma Mater: Вестник высшей школы. — 2005. — N 6. — С. 3−6. — (Образование: ракурсы и грани). — Библиогр.: с. 6 (7 назв.)
Заполнить форму текущей работой