Теоретические и методические основы предпрофессиональной подготовки по технической графике в общеобразовательных учреждениях
Диссертация
Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что предпрофессиональная подготовка старшеклассников по технической графике должна осуществляться исходя из следующих концептуальных положений: интеграции фундаментальных элементов знаний учебных предметов графических дисциплин (начертательная геометрия, перспектива, архитектурно-строительное черчение, художественное конструирование… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАФИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ
- 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика понятия «инженерное мышление» как структурного элемента предпрофессиональной подготовки учащихся по технической графике
- 1. 2. Творческая деятельность как условие формирования профессионально направленных знаний и умений по технической графике
- 1. 3. Современные тенденции развития графической подготовки учащихся общеобразовательных учреждениях
- ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАФИКЕ В
- ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ
- 2. 1. Содержание и структура системы предпрофессиональной подготовки по технической графике в общеобразовательных учебных учреждениях
- 2. 2. Программное обеспечение предпрофессиональной подготовки по технической графике
- 2. 3. Отбор профессионально направленных графических задач в системе предпрофессиональной подготовки по технической графике
- Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАФИКЕ
- 3. 1. Методика экспериментального обучения в системе предпрофессиональной подготовки по технической графике
- 3. 2. Организация и ход экспериментального обучения в системе предпрофессиональной подготовки по технической графике
- 3. 3. Результаты экспериментального исследования системы предпрофессиональной подготовки по технической графике общеобразовательных учреждений
Список литературы
- Акимова И.Н. Методические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам: Автореф. дис. доктора пед. наук. — М.: 1995. — 68 с.
- Алексеев В.Е. Развитие технического творчества в процессе обучения учащихся элементам конструирования на уроках черчения, труда в IV-VII классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 22 с.
- Алексеев И.Г., Злотник Б. А., Громыко Ю. В. Органи-зационно-деятельностная игра: возможности и область применения // Вестник высшей школы. 1987. — № 7. — С. 49−56.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973. — 296 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1968. — 238 с.
- Андреев В.И. Применение малых групп и пар смешанного состава в учебном процессе. Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 67 с.
- Андрианов П.Н. Развитие технического творчества школьников // Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. М.: Просвещение, 1986. — С.128−151
- Анисимов Н.Н., Кузнецов Н. С., Кириллов А. Ф. Черчение и рисование. М.: Стройиздат, 1983. — 368 с.
- Ю.Анисимова JI.H. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов при решении задач по начертательной геометрии: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук М., 198 6. — 16 с.
- И.Анисимова J1.H. Новые тенденции в развитии концепции графической подготовки школьников России: Сб. науч. трудов. Ижевск: УдГУ, 1994. — С. 38−42.
- Анисимова J1.H. Профессионально-графическая подготовка учителя технологии в педагогическом вузе. -М.: МПУ, 1998. 246 с.
- Анисимова Л.Н. Теория и практика профессионально-графической подготовки учителя технологии педагогических вузов: Автореф. дис. доктора пед. наук -М., 1998. 39 с.
- Анисимова Л.Н., Степакова В. В. Современные подходы к разработке содержания предмета «Черчение» общеобразовательной школы // Художественночпедагогическое образование: Сб. статей. Ижевск, Изд-во УдГУ, 1995, — С. 40−42.
- Арбеньев А.С., Арбеньева Г. Ф. Деловая игра как эффективный метод подготовки инженеров / / Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. — С.117−120.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников: Автореф. дис. доктора пед. наук М., 1970. — 39 с.
- Атутов П.Р., Кожина О. А., Овечкин В. П., Симонен-ко В.Д. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. 1998. — № 1. — С.5−12.
- Ахметова М.Н. Основы моделирования образовательной дисциплины. Чита: Изд-во Читинского пед. института, 1996. — 125 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987.-80с.
- Бабулин Н.А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учеб. пособие для профессионального обучения рабочих на производстве. 8-е изд., пе-рераб. — М.: Высшая школа, 1987. — 319 с.
- Балл Г. А. Базовые понятия общей теории задач. Киев.: Ин-т кибернетики, 1979. 27 с. 2 4. Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. — № 6. С.75−85.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1978. — 299 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Богоявленскя Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Отв. ред. акад. Б. М. Кедров. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. — 173 с.
- Богоявленскя Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр. 1994. — № 3. — С.82−86.
- Богоявленскя Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. — т.16. — № 5. — С.49−58.
- Богоявленскя Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981 — 96 с. Ч
- Божович Е.Д. Исследование умственной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1975. — 95 с.
- Болотина JI.A. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся IV-X классов в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 24 с.
- Ботвинников А.Д. и др. Черчение в средней школе.: Пособие для учителя. / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский- Под ред.
- A.Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 1989. — 111 с.
- Ботвинников А.Д. и др. Черчение: Учебник для средней общеобразовательной школы. / А. Д. Ботвинников,
- B.Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский,
- C.И. Дембинский- Под ред. В. Н. Виноградова. М.: Просвещение, 1986. — 226 с.
- Ботвинников А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Брилинг Н.С. Строительное и топографическое черчение: факультативный курс: Пособие для учителей. -Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1980. -192 с.
- Бруснецов Н.П. Микрокомпьютеры. М.: Наука, 1985.- 208 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Знание, 1970. — 120 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с. 47. Брябрин В. М. Программированное обеспечение персональных ЭВМ. М.: Наука, 1988. — 272 с.
- Бублик Н.В., Панина Т. С. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики.: Методическое пособие. / Под ред. Н. Э. Касаткиной. Кемерово: Изд-во Кемерове, облает. ин-та усовершенств. учителей, 1993. — 74 с.
- Бураканова Г. М. Формирование динамического пространственного воображения на уроках черчения: Методические рекомендации в помощь учителям средних школ. М.: Изд-во АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1986. — 31 с.
- Бураканова Г. М. Политехническая подготовка учащихся в процессе формирования графической грамотности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1986. 193 с.
- Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // ^ Советская педагогика. 1989. — № 12. — С.36−40.52. Буслейко Н. П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Бычков А.В. Обучение старшеклассников основам технического творчества, рационализации и изобретательству в профессиональной подготовке. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — 32 с.
- Василенко Е.А., Жукова Е. Т. Карточки задания по черчению. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Василенко Е.А., Коваленко JI.H. Задания на преобразование.: Кн. для учащихся. Мн.: Народная асве-та, 1989. — 112 с.
- Васильев И.А., Поплужный В. И., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980. — 192 с.
- Васильева Т.В. Модули самообучения // Вестник высшей школы. 1988. — № 6. — С. 86−87.
- Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973 — 96 с.
- Вербицкий А.А. Игровые формы комплексного общения. М.: Знание, 1983. — 82 с. к
- Виноградов В.Н., Ройтман И. А. Элементы начертательной геометрии. М.: Просвещение, 1978. — 175 с.
- Владимиров Я.В., Ройтман И. А. Рабочая тетрадь по черчению для VII класса: Пособие для учащихся. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996. 72 с.
- Владимирский Г. А. Сборник задач по начертательной геометрии М.: Просвещение, 1972. — 95 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Под ред. И. С. Якиманской. -М.: Педагогика, 1989. 227 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — 475 с.
- Гервер В.А. Некоторые вопросы связи преподавания черчения с трудовым обучением: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 22 с.
- Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников на примере обучения черчению: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1992. -34 с. Л
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
- Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. М.: Гуманит. изд. центр ВДАДОС, 1998. — 144 с.
- Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 1986. — 288 с. 8 8. Гильбух Ю. З., Верещак Е. П. Формирование конструкторско-изобретательских умений // Школа и производство. 1995. — № 3. — С. 24−34.
- Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 165 с.
- Годына Е.А. Сборник заданий по черчению для 7 класса. М.: Просвещение, 1977. — 36 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 117 с.
- Гордон В.О., Старожилец Е. Г. Почему так чертят?: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988. -175 с.
- Гордон B.C. Техническое черчение. История инженерной и ее роль в современной культуре. М., Учпедгиз, 1955. — 168 с.
- Григорьева Т.П. Деловые игры по методике преподавания математики // Педагогическое обозрение, Вып. № 2. М., 1990. — С.59−63.
- Гурова Л.А. Психологический анализ решения задач.- Воронеж.:Изд-во Воронежского ун-та, 1976.- 327 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 272 с.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. — 220 с.
- Давыдов В.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психологическая наука и образование. 1996. — № 1 .- С.42−45.
- Данильченко В.М. Педагогические технологии и образовательные системы в США: Методическое пособие.- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. института, 1997. 32 с.
- Де Боно Эдвард. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 320 с.
- Деловые игры и методы активного обучения. Межвуз. науч.-проект. Конфер. Тезисы докладов. Челябинск: ЧГТУ: 1993. — 134 с.
- Деловые игры, методы активизации обучения, исследования. Межвуз. сб. науч. трудов. Челябинск: ЧГПУ, 1995. — 166 с.
- Дембинский С.И., Кузьменко В. И. Методика преподавания черчения в средней школе: Учеб. пособие для студентов художественно-графических педагогических институтов и отделений педучилищ. Изд. 3-е пере-раб. и доп. М.: Просвещение, 1975. — 335 с.
- Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969. -440 с.
- Ш. Добровольская Н. А. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач: Автореф. дис.канд.пед. наук. М.: 1979. — 18 с.
- Добровольская Н.А., Калошина И. П. Обучение решению задач на создание дополнительных построений // Управление познавательной деятельностью студентов. Саранск, 1979. — С.13−25.
- ИЗ.Дорно И. В. Проблемное обучение в школе. -М.: Просвещение, 1983. 31 с.
- Дорофеева Е.Н. Пропедевтический курс графического образования для начальных классов // Школа и производство. 1999. — № 4. — С. 86−91.
- Дрир П. Преподавание в средней школе США. М.: Просвещение, 1983. — 15 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М.: ИНФРА, 1997. — 256 с.
- Дункер К. Психология продуктивного творческого мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1996. — С.11−17.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Педагогика, 1997. — 105 с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С.51−55.
- Есипов Е.Д. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1981. — 239 с.
- Есмуханова Ж.Ж. Дидактические основы оптимизации обучения начертательной геометрии: Автореф. дис. доктора пед. Наук. М., 1999. — 39 с.
- Железовская Г. И. Педагогика в понятиях и определениях. Саратов: С.У., 1993. — 36 с.
- Жукова Л.Н. Диапроекция как средство активизации самостоятельной работы студентов в процессе решения графических задач (на примере начертательной геометрии). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989, — 16 с.
- Жукова Е.Т. Методика обучения учащихся приемам реконструкции изображений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 17 с.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Представление об учебном предмете // Теоретические основы содержания общего среднего образования. М., 1983. — С. 4751.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
- Загвязинский В.М. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 138 с.
- Задорожнюк И.Е. Новое в теоретических разработках и практических приложениях теории деятельности // Психологический журнал. 1991. — № 3. — С.161−164.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Просвещение, 1978. — 110 с.
- Зорина Л.Я. Отражение тенденции современного научного знания в содержании образования / Теория содержания и образования и пути их построения. М.: Просвещение, 1978. С.36−40.
- Зорина Л.Я. Программа учебник — учитель. — М.: Знание, 1989. — 79 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 199 с.
- Ительсон JI.Б. Психологические вопросы познавательной деятельности // Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: Высшая школа, 1986. — С. 161−169.
- Кабанова-Меллер В. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Кабанова-Меллер В. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Кавторадзе Д.Н. Имитационные игры в экономическом образовании (школьников) // Биология в школе. 1990. № 3. — С.32−34.
- Каган В.М. Конспект-схема в оптимизации обучения специальным техническим дисциплинам. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та.1986. — 127 с.
- Калмыкова З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения // Обучение и развитие: материалы к симпозиуму. М.: Педагогика, 1966. — С.11−13.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1996. — 83 с.
- Калошина И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 184 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 158 с.
- Калошина И.П. Структура и формирование интеллектуального компонента в творческой деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 78 с.
- Касимов Р.Я. Модель как средство научной организации обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1973.- 25 с.
- Катханова Ю.Ф. К вопросу углубленного изучения черчения в школе // Теория и методика преподавания черчения в средней и высшей школе: Сб. трудов. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. С.104−109.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1994. — 42 с.
- Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна : Программа для школ и классов с углубленным изучением технической графики и основ дизайна. -М.: Просвещение, 1990. 12 с.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1970. — 208 с.
- Качнев В.И. Простановка размеров на чертежах и обмер деталей. М.: Просвещение, 1969. — 68с.
- Качнев В.И. Теория и практика формирования и развитие у школьников конструкторских знаний и умений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1982. — 48 с.
- Килте Т.Д. Основы архитектуры: Учебник для СПТУ.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1989. — 175 с.
- Ким Г. Р. Исследование способов преобразования изображений в курсе черчения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1973. — 16 с.
- Кларин М.В. Обучение на основе полного освоения (Анализ мирового опыта) // Дифференциация как система. М., 1992. — С. 18−42.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Высшая школа, 1989. — 139 с.
- Кларин М.В. Система учебных целей // Народное образование. 1980. — № 8. — С.56−70.
- Клименко В.А. Задачи на сравнение изображений как средство повышения эффективности обучения черчению в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1984.- 16 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М: Просвещение, 1990. 159 с.
- Климов Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ, 19 97.- 295 с.
- Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНТИ, 1999. — 175 с. 1 б б. Коваленко А. В., Гредитор М. Как читать чертежи. -М.: Машиностроение, 1984. 80 с.
- Коваленко J1.H. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения черчению: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
- Козловский Ю.Т., Белова Г. Е., Шемятовец Д. И. Черчение. Мн.: Вышейш. школа, 1973. — 224 с.
- Козырева А.И. Диагностика и самодиагностика творческой личности // Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования. — 1994. — 344 с.
- Колыенко А.К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе. -СПб.: УПМ, 1997. 189 с.
- Комаров К.Ю. Методика обучения чтению чертежей с применением педагогических программных средств (в условиях начального профессионального образования): Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 22 с.
- Компьютеры в школе.: Пер. с англ. / Общ.ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. -336 с.
- Коноплева М.С. Графические изображения на классной доске. М.: Просвещение, 1968. — 32 с.
- Корзинова Е.И. Интегрирование знания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1992. 16 с.
- Котов И.И., Амиянц Е. В., Осипов В. А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1970. — 192 с.
- Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996.- 86 с.
- Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 246 с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики.-М.: Знание, 1977. 64 с. 18 0.Краудер. О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом. М.: Мысль, 1968. — С.57−58.
- Крупич В.И. Проблема соотношения алгоритмических и неалгометрических процессов поиска решения задач // Научные труды МПГУ. К 120-летию основания университета. М.: Прометей, 1993. — С.48−59.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 225 с.
- Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 220 с.
- Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Кудрявцев Т. В. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: Метод, 1992, — 11 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления.- М.: Педагогика, 1975. -304 с.
- Кудрявцев Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1964.- 96 с.
- Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1998.- 256 с.
- Кузнецов С.И. Применение ЭВМ в учебном процессе.- М., 1986. 122 с.
- Кузьмина Н. В, Музыченко Е. А., Скок Г. Б. Чтобы достижения науки стали достоянием практики. // Высшая школа. 1985. — № 7. — С.12−75.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. J1.: ЛГУ, 1980. -235 с.
- Кулько В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983.80 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты. // Вопросы психологии. 1973. — № 1. — С.48−57.
- Кургалиев К.А., Кургалиева JI.M. Роль игровой методики в подготовке будущих специалистов к практической деятельности // Педагогическое образование. Вып. № 2. — М.: Прометей, 1990. — С. 31−35.
- Курс начертательной геометрии. / Под ред. доктора физ.-мат. наук Четвертухина Н. Ф. М.: Высшая школа, 1968. — 266 с.
- Ланюк А.В. Аксонометрические проекции. М.: Гос-стройиздат, 1956. — 176 с.
- Левина М.М. Сущность и структура методов обучения: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1979. — 32 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. -264 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Просвещение, 1977. 320 с.
- Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Т. 1. — М., 1980.- Т. 1. — С.125−159.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1972. — 240 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности // Новое в жизни, науке, технике.-1980.-№ 3 96 с.
- Лернер П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании // Школа и производство. 1999. — № 2.- С.21−23.
- Лернер Т.Г. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 137 с.
- Ломов Б.Ф. Научно-техническая революция и некоторые проблемы психологии // Материалы Всесоюзного совещания по философским проблемам современного естествознания. М.: Просвещение, 1981. — С.36−45 .
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков. М.: Просвещение, 1959. — 210 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Маврин Л.С. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках черчения. М.: Высшая школа, 1964. — 30 с.
- Макарычева 0.0. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: 1996. — 17 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Мамедов Н.М. Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации развития техники). М.: Знание, 1988. — 64 с.
- Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. -М.: Радио и связь, 1987. 399 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой диагностики // Вопросы психологии. 1989. — № 6.- С.29−33.
- Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления // Новое в теории и практике обучения: Вып. № 1. М.: Знание, 1980. — С. 3−47 .
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории М.: Педагогика, 1975. — 367 с. 22 0. Махмутов М. И., Матюшкин A.M. Проблемное обучение— понятие и содержание. // Вестник высшей школы. -1977. № 2. — С.84−86.
- Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. Киров: Изд-во КГПУ, 1991. — 160 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Знание, 1987. — 78 с. 22 3. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
- Методика обучения черчению: Учебное пособие для студентов и учащихся художеств, граф. спец. учеб. заведений / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко,
- А. А. Альхименок и др.- Под ред. Василенко Е. А. -И.: Просвещение, 1990. 176 с.
- Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. — 236 с.
- Методы педагогического исследования: Лекции / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. 159 с.
- Михеева Е.П. Региональная программа российской школы «Техническая графика». Владимир: ВГПУ, 1993. — 17 с.
- Михеева Е.П. Теоретические основы предпрофессиональной подготовки по технической графике в общеобразовательных учреждениях. Владимир: ВГПУ, 1999. — 117 с.
- Моисеева Н.К. Выборы технических решений при создании новых изделий. М.: Машиностроение, 1980. -180 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С.86−94.
- Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение, 1983. — 134 с.
- Моляко В.А. Стратегии решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности. // Психологический журнал. 1994. — т. 16. — № 1. — С. 8490 .
- Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Научное творчество. / Под ред. С. Р. Микулинсского и М. Г. Прошевского. М: Наука, 1989. — 445 с.
- Научно-технический прогресс: Словарь / Сост.: В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов. М.: Политиздат, 1987. — 366 с.
- Немов Р. С Психология.: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 632 с.
- Никитин И.А., Чарный Б. М. Методические рекомендации по использованию активных методов обучения руководителей школ. Пермь: ПГПИ, 1988. — 47 с.
- Николаев Н.С. Проведение олимпиад по черчению: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. -123 с.
- Обучение школьников оптимальным приемам графической деятельности: Методы, рекомендации и учебные задания. Ростов-на-Дону.: ФГПИ, 1991.- 72 с.
- Общая психология.: Учебник для студентов пед. ин-тов. / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский,
- В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 198 6. — 464 с.
- Основы методики обучения черчению. / Под ред. Ботвинникова А.Д.- М.: Просвещение, 1968. 510 с.
- Павлова А.А. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин: Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: 1992. — 42
- Павлова А.А., Корзинова Е. И. Графика в средней школе: Методическое пособие для учителя графики -учебного модуля образовательной области «Технология» в средней школе. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — 96 с.
- Пархоменко В.П. Методические приемы решения технических задач // Школа и производство. 1998. -№ 4. — С.11−17.
- Пархоменко В.П. О методах технического творчества // Школа и производство. 1998. — № 3. — С.13−21.
- Педагогика.: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Педагогика.: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество Россия, 1998. — 640 с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. М.-Тюмень: МПГУ, 1994. 277 с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Под ред. доктора пед. наук, проф., член-корр. РАО Т.И. Шамовой- доктора пед. наук, проф. П. И. Третьякова. Москва-Тюмень-1994. 287 с.
- Перегудов Ф.И. Системная деятельность и образование // Вестник высшей школы. 19 90. — № 1. — С. 915 .
- Петровский В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. -1996. -№ 3. С.100−109.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пидкасистый П.И. Теоретические основы обучения студентов знаниям и методам познавательной деятельности // Современная высшая школа. 1980. — № 3. — С. 189−206.
- Писарева Л.И. Тенденции развития современной школы ФРГ // Советская педагогика. 1991. — № 2. -С.133−139.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: Профтехиздат, 1991. — 192 с .
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с. 2 67. Плешкан Ф. И. Дидактические основы классификации графических задач в условиях развивающего обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. -25 с.
- Плешкан Ф.И. Интенсификация учебного процесса по черчению в высшей школе. // Организация в управлении познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. Межвузовск. сборник № 40. М., МЭИ, 1984. — С. 164−171.
- Пойа Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. — 107 с. 27 0. Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач, основные понятия, изучение и преподавание. Изд. 2-е М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Поливанова Н.И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. — № 2. -С. 43−53.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. — Т. 16. — № 6. — С. 38−5 0.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. // Исследования проблем психологии творчества. М., 1983. — С. 48−60.
- Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии. -1982. № 2. — С.5−13.
- Пономарев Я.А., Гофриев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач. / Исследование проблем психологиитворчества. М.: Наука, 1983. — 335 с. — С.279−295 .
- Потапов А.Б. Технология и творчество // Народное образование. 1995. — № 6. — С. 82−86.
- Прохоров А.Ф. Конструктор и ЭВМ.- М.: Машиностроение, 1987. 272 с.
- Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пугачев А.С. Головоломки по черчению. J1., Судо-строениение, 1965. — 192 с.
- Пушкин В.Н. Психология и кибернетика. М.: Педагогика, 1971. — 231 с.
- Рассохин В.В., Розов С. В., Целинский Н. А. Занимательные задачи по проекционному черчению. 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1969. — 175 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения.- М.:МГУ, 1985. 207 с.
- Решетова З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах // Теоретические разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. -С. 35−37.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда: Пособие для начинающих преподавателей технических вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 114 с. 28 6. Розов С. В. Курс черчения с элементами автоматизированного контроля. М.: Машиностроение, 1980. -413 с.
- Розов С.В. Курс черчения с элементами автоматизированного контроля. М.: Машиностроение, 1980. -413 с.
- Розов С.В. Чертежи для чтения с программированным контролем. М.: Машиностроение, 1985. — 128 с.
- Ройтман И.А. Машиностроительное черчение.: Учебное пособие для учащихся 9−10 классов. М.: Просвещение, 1984. — 224 с.
- Ройтман И.А. Практикум по машиностроительному черчению. М.: Просвещение, 1978. — 192 с.
- Ройтман И.А. Элементы технологии и конструирования в машиностроительном черчении // Школа и производство. 1975. — № 2. — С.62−66.
- Рубина Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1995. — 34 с.
- Рязанцева И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 15 с.
- Севастопольский Н.О. Уроки черчения.: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
- Селевко О.Г. Опыт системного анализа педагогических систем // Педагогические технологии. 1996 -№ 6. — С. 20−43.
- Семенов И.Н. Системное исследование мышления в решении творческих задач: Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: 1980. — 18 с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 57−60.
- Семушина Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Автореф. дис. доктора пед. наук.-М:1991. 42 с.
- Сенько О.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технология. Волгоград: Изд-во ВПГУ, 1994. — 128 с.
- Система управления процессом обучения графическим дисциплинам. Рига: РГПИ, 1974. — 158 с.
- Скаткин М.Н. Опыт построения целостной дидактической концепции // Советская педагогика. 1981. -№ 8. — С.136−138.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1987. — 800 с.
- Смирнов B.C., Семибратов В. Г., Лебедев О. Г. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М.: Высшая школа, 1973. — 304 с.
- Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. Межвуз. сб. науч. трудов. М.: Прометей, 1997. — 134 с.
- Соловьев С.А. Совершенствование содержания учебно-методических пособий по линейной перспективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1991. — 30 с.
- Соловьев С.А., Буланже Г. В., Шульга А. К. Задачник по черчению и перспективе.: Учебное пособие для художественных и художественно-промышленных училищ. М.: Высшая школа, 1978. — 223 с.
- Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1972. — 280 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
- Сохор A.M. Методические проблемы системно-структурного исследования учебного материала // Новые исследования в педагогических науках, 1976, вып. 6 -С. 48−53.
- Ставская Н.Р. Философские вопросы развития современной науки.: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1974. — 231 с.
- Степакова В. В. Развитие графического образования в общеобразовательных учреждениях. Общее, среднее образование в России // Сборник нормативных документов 1995—1996 уч. года. М.: Новая школа, 1995. — С. 80−82.
- Степакова В.В. Российский стандарт по черчению для общеобразовательной школы. Проект // Школа и производство. 1994. — № 6. — С.62−65.
- Степакова В.В. Теория и практика становления методического мастерства будущего учителя черчения: Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: 1997. -42 с.
- Стефанцев С.И. По двум заданным найти третью (дидактическая игра) // Школа и производство. -1988.-№ 2. С.51−52.
- Стриганова Л.Ю. Принципы организации самостоятельной работы по черчению с применением аудиторного телефонного комплекса при подготовке инженера-педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук.1. М.: 1990. 16 с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1988. — 188 с. 32 3. Сушкова Ф. Б. О типологии репродуктивных заданий в учебнике // Проблемы школьного учебника. Вып. 12 -М.: Просвещение, 1983. С. 164−177.
- Сяваев JI. Т. Роль элементов конструирования в развитии пространственных представлений на уроках черчения // Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1973. С. 51−59.
- Талызина Н.Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс // Советская педагогика. 1985. — № 12. -С. 34−38.32 б. Талызина Н. Ф. Деятельный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 198 6.- № 3. С.10−14.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — 89 с.
- Талызина Н.Ф. Теория программированного обучения.- Вып. 1. М.: Знание, 1975. — 51 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-ое изд. М.: МГУ, 1984. — 345 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Л. Лернера. М.: Педагогика. — 352 с. 3 32. Теплов Б. Н. Проблемы индивидуальных различий.
- Техническое творчество учащихся: Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. / Ю. С. Столяров, Д. М. Конский, В. Г. Гетта и др.- Под ред. Ю. С. Столярова М.: Просвещение, 1989. -223 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
- Ткачева П.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Дис. канд. психолог, наук. М., 1983. — 183 с.
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе.: Практикоориентирован-ная монография / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. И. Ильичева, П. Н. Федосеев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Фролов С.А. Начертательная геометрия. 2-ое изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1983. — 240 с.
- Хилл П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973. — 260 с.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис. доктора пед. наук. Киев: 1986.-34 с.
- Хозяинов Т.И. Педагогическое мастерство организации учебного процесса // Новое в теории и практике обучения. Выпуск 11. М.: Знание, 1980. — С. 3637 .
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования .-Томск: Томск, пед. унив., 1997. 320 с.
- Хорошко Н.Ф. Теория и практика развития конструкторской деятельности школьников: Автореф. дис. доктора пед. наук Челябинск: 1995. — 48 с.
- Хрипкова А.Г. Интегративный курс. Имеет ли он право на существование? // Магистр. 1994. — № 4.- С.65−69.
- Цуканов А.И. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии в сфере «Человек техника»: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 1994. -18 с.
- Цукерман Г. А. От умения сотрудничества к умению учить себя // Психологическая наука и образование.- 1996. № 2. — С.24−41.
- Чарный Б.М. Педагогические игры. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1991. — 104 с.
- Чекмарев А. А. Начертательная геометрия и черчение. М.: Высшая школа, 1987. — 339 с.
- ЗбО.Чекмарев А. А. Инженерная графика: Учебник для немашин. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1988. -335 с.
- Черчение. Программа для учащихся 7−8 классов общеобразовательных школ / Г. А. Воробьева, Т. Н. Литвинова, Ю. П. Шевелев, П.В. Яхонтова- Под ред. Ю. П. Шевелева. М.: Просвещение, 2000. — С. 61−72 .
- Черчение. Программа для учащихся 7−9 классов общеобразовательных школ / В. В. Степакова, Л.Н. Анисимова- Под ред. В. В. Степаковой. М.: Просвещение, 2000. -С. 22−33.
- Черчение. Программа для учащихся 7−9 классов с элементами компьютерной графики для углубленного изучения черчения / В. В. Степакова,
- Л.Н. Анисимова, Т. И. Демидова и др.- Под ред. В. В Степакова. М.: Просвещение, 2000. — С. 34−50.
- Черчение.: Проб. учеб. для учащихся 7−9 классов / М. М. Селиверстов, А. И. Айдынов, А. Б. Колосов М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
- Черчение.: Программа для учащихся 7−8 классов общеобразовательных школ / А. Д. Ботвинников, В. И. Вышнепольскиий, В. А. Гервер,
- М.М. Селиверстов- Под ред. В. А. Гервера. М.: Просвещение, 2000. — С.51−60.3 б б.Черчение.: Учебник для 6−7 класса средней общеобразовательной школы / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
- Четверухин Н.Ф., Алексеева Е. А., Быкова Г. Ф., Журавлев В. Н. и др. Курс начертательной геометрии с учетом программированного обучения. Учебн. для вузов. М.: Высшая школа, 1968. — 297 с.
- Шабанова О.П. Активизация учения студентов педвузов в процессе подготовки по черчению: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1997. — 33 с.
- Шабанова О.П. Исследования дидактической ценности различных задач по черчению // Школа и производство. 1993. — № 6. — С.6−12.
- Шабанова О.П. Некоторые аспекты проблемно-творческого подхода в обучении черчению. // Профессиональное обучение и профориентация. Курск: КГПУ, 1990. — С. 76−85.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1979. — 180 с.
- Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. -М.: Педагогика, 1981. 208 с. 37 6. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева JI.H. Наглядная геометрия.: Учебное пособие для 5−6 классов. М.: МИ-РОС, КПЦ «Марта», 1992. — 208 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Просвещение, 1994. — 56 с.
- Шустикова В.А. Дидактические игры по черчению. // Школа и производство. 1985. — № 7. — С.52−54.
- Щедровицкий Г. П. Органиационно-деятельная игра как новая форма организации коллективной мыследея-тельности // Методы исследования, диагностика и развитие международных трудовых коллективов. М.: МНИИПУ, 1981. — С.59−80.
- Щедровицкий Г. П. Органиационно-деятельная игра как преобразование мыследеятельности // Форма представления знаний и теоретическое мышление. Новосибирск: ИИФД, НГДУ. 1989. С. 72−92.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1993. — С. 72−74.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 67 с.
- Эйдельс JI.M. Занимательные проекции. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
- Эрдниев П.М. Фактор времени в процессе обучения и проблемы укрупнения единиц усвоения знаний // Вопросы философии. 1974. — № 4. — С. 30−34.л'
- Эсаулов А.Ф. Генезис творчества и закономерности его развития // Вопросы психологии. 1983. — № 2.- С.90−95.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с. 387 .Эстетика.: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 93 с.
- Юцявиченс П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. — 272 с.
- Якиманская И.С. Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа и условия задачи в процессе ее решения: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1959.-14с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. -120 с.
- Bereis Rudolf. Darstellende Geometrie 1, Ber lin, 1964. — 493 p.396.1aachin F. Yiebler. Entwurf und Gestaltung fu den Innenausbau Grundlagen und Arbeitsnuttel, Studgard, 1990. p. 203.
- Lichtenheldt Willibald. Konstruktionslehre de Getribe, Berlin, 1965. — 200 p.
- Prenzel Pudolf Bauzeichnung und Darstellungste chiik. Studgard, 1981. — p. 120.
- Rabe K., Steinke H. Das techniche Zeichnen. Leipzig, 1959. p. 223.
- Thilo Hilpe rt. Geometrie der Architektur — Zeich nung. Zurich, 1988, — p. 140.