Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практико-ориентированные технологии профессиональной подготовки педагогов-психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом изложенных теоретических предпосылок опытно-экспериментальная часть исследования была задумана и осуществлена как опыт моделирования и эмпирической проверки психологопедагогических условий, необходимых для успешного формирования готовности к профессиональной деятельности педагоговпсихологов для работы в области консалтинга и кадрового менеджмента. Ее критериальными характеристиками… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования практико-ориентированных технологий подготовки педагогов- психологов к профессиональной деятельности
    • 1. 1. Профессиональная деятельность и востребованность педагогов-психологов на современном рынке труда
    • 1. 2. Практико — ориентированные технологии и инновационные процессы в педагогическом образовании, ¦
    • 1. 3. Состояние проблемы в теории и практике высшего педагогического образования. 81 Резюме
  • Глава 2. Психолого- педагогические условия реализации практико-ориентированных технологий подготовки педагогов- психологов
    • 2. 1. Содержание и методика опытно- экспериментальной работы
    • 2. 2. Разработка и апробация практико- ориентированных технологий подготовки педагогов- психологов
    • 2. 3. Динамика профессиональной готовности педагогов- психологов. 140 Резюме
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Практико-ориентированные технологии профессиональной подготовки педагогов-психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях динамичных процессов, происходящих в экономике России, для современного этапа развития общества характерна смена образовательных парадигм, переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, максимально готовых к практической деятельности, способных быстро включаться в инновационные процессы и корректировать свою профессиональную деятельность.

Меняющемуся обществу необходимо новое образование, новый специалист, способный оперативно реагировать на происходящие общественные изменения, модифицировать свою собственную профессиональную деятельность в направлении максимальной ее адекватности социальному заказу, искать пути преодоления и преодолевать профессиональные затруднения за счет активизации внутренних ресурсов. Сказанное полностью относится к формированию кадров педагогов-психологов.

Как показывает анализ сложившаяся система подготовки педагогов-психологов ориентирована преимущественно на информационное обеспечение студентов, слабо вооружая их опытом практических отношений в сфере избранной профессии, общении и взаимодействия.

В преподавании педагогических дисциплин отсутствуют междисциплинарные связи, что порождает их разобщенность, блокирует процессы формирования у студентов целостного представления о будущей профессиональной деятельности. Настораживает тенденция недостаточной востребованности и социальной защищенности педагоговпсихологов на современном рынке труда. Это непосредственно связано с тем, что общественная практика нуждается в специалистах широкого профиля, подготовленных в области консалтинга, менеджмента, управления производством и «человеческими ресурсами», способных гибко и продуктивно перестраивать способы профессиональной деятельности с учетом социальной ситуации и требований современного рынка труда. Между тем, педагогическое образование попрежнему не обеспечивает у студентов формирования широкого кругозора, развития инновационного мышления, готовности к реализации многомерного подхода в решении практических психологопедагогических задач.

Изучение проблемы позволило выявить ряд серьезных противоречий в подготовке педагоговпсихологов. Наиболее значимые из них:

• между достаточно абстрактным предметом учебной деятельности (знаниями) и предметами профессиональной деятельности;

• между личными представлениями о профессионально значимых качествах и реальными профессиональными действиями;

• между информацией о практической деятельности и возможностью приобретения собственного опыта;

• между личной и профессиональной мотивацией к успешной деятельности.

Сложность и многоплановость вхождения студентов в практическую деятельность требует адекватной подготовки, прежде всего в рамках учебного процесса, подготовки, которая сможет соединить теоретические знания и практические умения в единое целое.

Данное положение можно рассматривать в качестве методологического ориентира при рассмотрении проблемы подготовки педагогов-психологов к успешной профессиональной деятельности, обуславливающей системно-практический подход.

Теоретическое познание педагогических явлений и процессов включает в себя и педагогическую технику, а практика становится сферой развития теоретического познания.

Нами были рассмотрены основные подходы отечественных педагогов-психологов к формированию личности будущего педагога (С. И. Архангельский, Э. 3. Бабаев, И. Ф. Исаев, А. В. Каширин,, В. А. Сластенин Е. И. Шиянов и др.), общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя-воспитателя (А. М. Арсеньев, Ф. Н. Гоноболин, В. С. Ильин., Н. В. Кузьмина, Е.А. Леванова).

В рамках инновационных процессов и гуманизации образования изучены личностно — аксиологический подход к профессиональной деятельности (С.А. Анисимов, М. М. Бахтин, А. А. Деркач, Б. Батов, М. К. Мамардашвили, И. Н. Никитин, Б. Толмачев, В. А. Сластенин), технологизация процесса обучения в вузе (В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, А. И. Мищенко, А. В. Мудрик, А. И. Пискунов, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков, Н.Е. Щуркова), инновационные подходы в системе высшего образования, (Ю. 3. Гильбух, В. А. Крутецкий, И. В. Страхов, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, М. Н. Шардаков).

Рассмотрены и выявлены основные направления профессионального обучения в сфере кадрового консалтинга, менеджмента (Р.Л. Кричевский, И., Кузьмин, И. Д. Ладанов, В. К. Тарасов, X. Хекгаузен).

Выполнен ряд исследований, посвященных формированию мотивационно — ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в области человеческих ресурсов (Н. Берн, А. А. Литягин, Петра Терренс).

В то же время, несмотря на значительное расширение исследований в области педагогического образования, возникает, и все больше осознается противоречие между растущей гуманизацией, информатизацией, технологизацией процесса образования и не высоким уровнем реальной готовности выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности, которая должна быть, прежде всего, многовариантной, инновационной.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности современного специалиста к успешной профессиональной деятельности.

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — система профессиональнопедагогического образования.

Предмет исследования — практикоориентированные технологии подготовки к педагоговпсихологов к профессиональной деятельности;

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность профессиональной деятельности педагогов-психологов и ее востребованность на современном рынке труда.

2. Дать характеристику практикоориентированных технологий высшего педагогического образования.

3. Разработать и апробировать инновационную практикоориентированную технологию профессиональной подготовки педагоговпсихологов.

4. Определить и экспериментально обосновать психологопедагогические условия эффективной реализации практикоориентированных технологий подготовки педагоговпсихологов.

Исследование опирается на ряд исходных предположений. Процесс профессионального становления педагогапсихолога должен моделировать систему субъектсубъектных отношений, создавать условия для активного участия студентов в общении и взаимодействии, для развития их личностнотворческого потенциала и профессиональной компетентности, накопления практического опыта и обмена деятельностями. В связи с этим было выдвинуто предположение о существовании тесных связей между профессиональной теоретической и практической подготовкой и реализацией задачного подхода к практикоориентированному обучению.

Мы предполагали также, что профессиональная подготовка педагоговпсихологов происходит эффективнее при реализации и адаптации инновационных технологий, создании интегративных практико-ориентированных курсов и может быть переведена на технологический уровень, если включает в себя целостную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих его диагностируемый и гарантируемый результат в изменяющихся условиях.

Методологическую основу исследования составляют общефилософский системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, их преемственности в процессе непрерывного педагогического образования. Методологические ориентиры исследования: личностно-деятельный, аксиологический, акмеологический, антропологический и культурологический подходы.

Теоретическая база исследования сложилась из идей об интегральных характеристиках деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. Ф. Добрынин, C.JI. Рубинштейн), о механизмах развития личности в деятельности (К.А. Абульханова, М. С. Каган. И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А.В. Петровский), о закономерностях и принципах формирования готовности к деятельности педагогапсихолога (И.Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков), о теории деятельности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), о профессиональной компетентности и профессиональных способностях (О.С. Анисимов, Б. З. Вульфов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. М. Лесовская, В. А. Сластенин, B.C. Сухобская, И.М. Юсупов).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались совокупностью взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа, педагогическое наблюдение, методы экспертных оценок, сравнительный анализ, метод обобщения, анализ и синтез.

Основной опытно — экспериментальной базой исследования служили: 1 Профессиональная кадровая школа г. Москвы, МОСПИМШ’У. В исследовании принимало участие на разных этапах около 300 человек, среди которых около 70- студенты МОСПИMill У.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996;1998 г. г.) — поисковый. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ ведущих тенденций в образовании, анализ имеющейся литературы, программно-методической документации, учебных планов, индивидуальных разработок. В результате были определены основные параметры исследования его предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка и апробация отдельных технологических компонентов курса, направленного на практикоориентированное обучение. Реализация осуществлялась в 1 Профессиональной кадровой школе, в исследовании приняло участие 250 человек. Были разработаны программы «Тренинг коммуникативных умений», «Психодиагностика при приеме на работу».

Второй этап. (1998;1999) — опытноэкспериментальный. В ходе констатирующей и формирующей части эксперимента была подвергнута проверке общая гипотеза исследования, моделировался и был подвергнут экспериментальной проверке интегративный практикоориентированный курс, который совершенствовался в ходе взаимодействия со студентами.

Основные положения, выносимые на защиту. ¦ сущность процесса профессиональной подготовки педагогов-психологов составляет моделирование системы субъект — субъектных отношений, создание условий для активного участия студентов в общении и взаимодействии, для развития их профессиональной компетентности и накопления первоначального опыта практической деятельностипроцесс формирования готовности к успешной профессиональной деятельности представляет собой сложное и целостное личностное образование, соединяющее в себе мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативнотехнологический, результативнодейственный и оценочно-прогностический компоненты. Интегрируя профессионально-значимые качества, психические состояния и операциональный состав деятельности, практическая готовность реализуется на уровне духовнопознавательного освоения действительности (в форме понятия), и аксиологического отношения к миру (в форме ценностей) и социального (практического) действияэффективная подготовка специалистов обеспечивается учетом инновационных тенденций в образованиитеоретикометодологической подготовкой специалистовиспользованием практикоориентированных технологий обученияанализом востребованности специалистов того или иного уровня и построением технологических интегративных карт для ее осуществлениясвязью теории с практикойсочетанием индивидуальных, групповых и активных методов обучения, акмеологическими подходами к профессиональной деятельностипрактикоориентированные технологии подготовки педагогов-психологов характеризуются наличием четко и диагностично заданной цели, корректноизмеримого результата деятельностипредставления содержания деятельности в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной системы и способов их решенияналичием достаточно жесткой последовательности, логики и этапов деятельностииндивидуальногрупповой дифференциации учебнопрофессиональной деятельности студентов, указанием способов взаимодействия участников образовательного процесса на каждом его этапемотивационным обеспечением деятельности студентов и преподавателей, основанным на реализации их личностных функций, допустимого отступления от многообразных правил- • эффективность реализации практикоориентированных технологий в подготовке педагоговпсихологов к успешной профессиональной деятельности обеспечивается посредством следующей совокупности психологопедагогических условий: моделированием субъект-субъектных отношений и созданием условий для активного участия студентов в общении и взаимодействии, для развития их профессиональной компетентности, накопления первоначального опыта практической деятельноститехнологизацией профессиональной подготовки педагоговпсихологовиспользованием инновационных тенденций в образовании и практикоориентированных технологий в обучении, созданием специальноорганизованной и практикоориентированной деятельности в рамках интегративных курсов.

Научная новизна и теоретическое значение. Раскрыты теоретические основы проблемы профессиональной подготовки педагогов-психологов к практической деятельности — выявлена и экспериментально подтверждена совокупность психологопедагогических условий,, необходимых для подготовки педагоговпсихологов к успешной профессиональной деятельности: моделирование субъект-субъектных отношений, учет инновационных тенденций в образовании, теоретико-методологическая подготовка специалистов, создание условий для активного участия студентов в общении и взаимодействии, разработка и использование практикоориентированных технологий, создание специальноорганизованной и практикоориентированной деятельности в рамках интегративных курсов. Разработана и апробирована практико-ориентированная технология подготовки педагоговпсихологов к профессиональной деятельности.

По результатам исследования современной ситуации на рынке образовательных услуг России (г. Москва), был выявлен конкретный запрос общества на специалистов, владеющих знаниями и умениями в области кадрового менеджмента. Были выделены профессионально значимые умения и навыки, изучены основные подходы к обучению специалистов для работы в области кадрового менеджмента российских и зарубежных специалистов.

Практическая значимость исследования: Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, разработанная практико-ориентированная технология подготовки педагоговпсихологов к практической деятельности, программа «Подготовка педагогов-психологов для работы в сфере человеческих ресурсов», углубляют концептуальные представления о технологизации процесса образования, инновационных тенденциях, о стратегиях формирования практико-ориентированного подхода в обучении. Прошедший опытно-экспериментальную проверку интегративный курс может непосредственно использоваться в педагогике высшего образования, при создании практикоориентированных технологий взаимодействия. Технологичность данного курса позволяет моделировать его содержание в соответствии с целями и задачами обучения.

Достоверность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций и методов исследования, адекватных их задаче и логике, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования: Результаты исследования апробированы путем публикаций статей по теме исследования. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, используются в практике работе МОСПИ — Mill У. Автором диссертации создана программа практикоориентированного курса «Подготовка педагоговпсихологов для работы в области кадрового менеджмента», которая прошла апробацию и обнаружила достаточно высокую результативность. Построена технологическая карта инновационного практикоориентированного интегративного курса.

Заключение

.

На современном этапе развития общества характерна смена образовательных парадигм, переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, максимально готовых к практической деятельности, способных быстро включаться в инновационные процессы и корректировать свою профессиональную деятельность.

Меняющемуся обществу необходимо новое образование, новый специалист, способный оперативно реагировать на происходящие общественные изменения, модифицировать свою собственную профессиональную деятельность в направлении максимальной ее адекватности социальному заказу, искать пути преодоления и преодолевать профессиональные затруднения за счет активизации внутренних ресурсов. Сказанное полностью относится к формированию кадров педагогов-психологов.

Сложность и многоплановость вхождения студентов в практическую деятельность требует адекватной подготовки, прежде всего в рамках учебного процесса, подготовки, которая сможет соединить теоретические знания и практические умения в единое целое.

В результате теоретического анализа установлены рамки исследования понятия «подготовка к профессиональной деятельности». Прослежены основные тенденции, присутствующие в системе профессиональной подготовки педагоговпсихологов (тенденция гуманистической направленности, творческой самореализации, технологизации педагогического образования). Сделан вывод о том, что такая подготовка возможна при создании практикоориентированных технологий, которые учитывали бы инновационные процессы, происходящие в высшем образовании, аксиологические и антропологические подходы, рассмотрены различные подходы к профессиональной подготовке студентов педагогических вузов и доказано преимущество комплексного, технологического подхода, практикоориентированных технологий, интегрирующих теоретические и практические знания и умения в соответствии с востребованностью специалистов на рынке труда. Рассмотрены и выделены: современный набор услуг, связанных с кадровым менеджментом, профессиональный профиль специалистов, работающих в этой области, этические принципы, возможность применение знаний в этой области во внутришкольном менеджменте, определены обязанности и профессиональная деятельность специалистов, проблемы и этапы оценки персонала, педагогические способности.

С учетом изложенных теоретических предпосылок опытно-экспериментальная часть исследования была задумана и осуществлена как опыт моделирования и эмпирической проверки психологопедагогических условий, необходимых для успешного формирования готовности к профессиональной деятельности педагоговпсихологов для работы в области консалтинга и кадрового менеджмента. Ее критериальными характеристиками выступают: мотивационноценностное отношение к профессиональной деятельности, интеллектуальная и коммуникативная активность, способность принимать инновационные процессы и корректировать свою деятельность в соответствии с ними, качества личности и педагогические способности (коммуникативность, организованность, направленность на предмет обучения, интеллигентность, способность к эмпатии), креативность как способность к творчеству в процессе решения новых практических педагогических задач.

Выявление психологопедагогических условий, необходимых для эффективной реализации практикоориентированных технологий проходило в несколько этапов: изучение социального заказа общества на специалистов, владеющих теоретическими и практическими знаниями в области кадрового менеджмента (контентанализ), апробация отдельных программ на специалистах, не имеющих профильного образования в условиях краткосрочных курсов, изучение методического материала по подготовке специалистов в данной области российскими и зарубежными специалистами, разработка и апробация с учетом полученных данных технологической карты — практикоориентированной технологии, интегрирующей теоретические и практические знания на базе МОСПИ-МПГУ.

В опытноэкспериментальной части исследования представлены результаты работы, доказывающие наше предположение о том, что практико-ориентированный подход к подготовке специалистов высших учебных заведений, студентов факультета педагогики и психологии, существенно повышает уровень готовности к успешной профессиональной деятельности, развивает и закрепляет профессионально значимые качестваразработана программа экспериментальной работы, сущность, содержание и методы проведения диагностического и формирующего экспериментовпроанализированы ход и результаты опытноэкспериментальной работыпоказана динамика процесса формирования профессионально значимых качеств.

Таким образом, наше исследование выявило правомерность выдвинутой гипотезы. Установлено:

• сущность процесса профессиональной подготовки педагогов-психологов составляет моделирование системы субъект — субъектных отношений, создание условий для активного участия студентов в общении и взаимодействии, для развития их профессиональной компетентности и накопления первоначального опыта практической деятельности;

• процесс формирования готовности к успешной профессиональной деятельности представляет собой сложное и целостное личностное образование, соединяющее в себе мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативнотехнологический, результативнодейственный и оценочно-прогностический компоненты. Интегрируя профессионально-значимые качества, психические состояния и операциональный состав деятельности, практическая готовность реализуется на уровне духовнопознавательного освоения действительности (в форме понятия), и аксиологического отношения к миру (в форме ценностей) и социального (практического) действияэффективная подготовка специалистов обеспечивается учетом инновационных тенденций в образованиитеоретикометодологической подготовкой специалистовиспользованием практикоориентированных технологий обученияанализом востребованности специалистов того или иного уровня и построением технологических интегративных карт для ее осуществлениясвязью теории с практикойсочетанием индивидуальных, групповых и активных методов обучения, акмеологическими подходами к профессиональной деятельностипрактикоориентированные технологии подготовки педагогов-психологов характеризуются наличием четко и диагностично заданной цели, корректноизмеримого результата деятельностипредставления содержания деятельности в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной системы и способов их решенияналичием достаточно жесткой последовательности, логики и этапов деятельностииндивидуально-групповой дифференциации учебнопрофессиональной деятельности студентов, указанием способов взаимодействия участников образовательного процесса на каждом его этапемотивационным обеспечением деятельности студентов и преподавателей, основанным на реализации их личностных функций, допустимого отступления от многообразных правил- • эффективность реализации практикоориентированных технологий в подготовке педагоговпсихологов к успешной профессиональной деятельности обеспечивается посредством следующей совокупности психологопедагогических условий: моделированием субъект-субъектных отношений и созданием условий для активного участия студентов в общении и взаимодействии, для развития их профессиональной компетентности, накопления первоначального опыта практической деятельноститехнологизацией профессиональной подготовки педагоговпсихологовиспользованием инновационных тенденций в образовании и практикоориентированных технологий в обучении, созданием специальноорганизованной и практикоориентированной деятельности в рамках интегративных курсов, предстоящей профессиональной деятельностисоздана специально-организованная практико-ориентированная деятельность в рамках интегративных курсов;

Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы профессиональной подготовки педагоговпсихологов. В частности, в более детальном изучении нуждается проблема изучения и методологического осмысления востребованности специалистов (педагоговпсихологов) на современном рынке труда, возможность применения знаний в области кадрового менеджмента во внутргапкольном менеджменте, практико-ориентированные технологии и моделирование новых инновационных подходов в их содержании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Для педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., и доп. -М.: просвещение, 1990, — 141с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия. — 1995.- 264с.
  3. Абульханова- Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М&bdquo- 1982.- 245с.
  4. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Из-во ИМА -пресс. — 1994, — 432с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Из-во Ленингр. университета,-1969.-314с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.-1977, — С. 14−31.
  7. В.И. Делопроизводство в кадровой службе. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел -Синтез». 1998.- 224с.
  8. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Автореф. дис.. д-рапсихол. наук.-М.- 1994 .-53с.
  9. О.С. Педагогическое мышление как средство управления и развития педагогической деятельности.- Самарканд: СПИ.- 1986 .- 43с.
  10. О.С. Проблемы формирования творческого педагогического мышления.- Уфа: БПИ.-1985.- 116с.
  11. О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Весн. высш. шк. ,-1987 .-№ 9, — С.40−45.
  12. О.С. Методические средства анализа деятельности. // Методы и средства методической деятельности при создании исовершенствовании программ производственной практики в вузе.-М.: Из-воМоск. ун-та,-1980.-4.1 С.19−23.
  13. О.С. Мыслительная культура в педагогической деятельности // Проблема культуры и усвоения интеллектуальных систем / Новосиб.гос. уни-т.- Новосибирск,-1986.-С.56−61.
  14. О.С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности // Методологическая культура педагогической деятельности и мышления.-М. Экономика,-1991С.68−71.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.-: Высшая школа, 1980.- 368с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса (Методологические основы).- М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  17. Ю.К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей // Избранные педагогические труды.-М.: Педагогика,-1989.-С.367−379.
  18. С.А. Методика и техника фокусированного интервью- М,: «Наука», — 1993, — 352с.
  19. М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия-1994, — 106с.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: МГУ, 1982.-199с.
  21. А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыи/ В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, — Т.1.- 185−192с.
  22. А.А. О разработке психологии познания людьми друг друга.-JI.-1970.-C.17−23.
  23. В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала.-М.-1991.-С.З-26.
  24. К.Н. Профориентация как фактор профессионального становления студентов. М.-, 1978.
  25. Взаимодействие педагогической науки и практике: диагностический аспект.// Под ред. Л. С. Турбовского, — М.-1993.-С.97−98.
  26. В.В. Педагогическая практика как средство подготовки студентов пединститутов к внеклассной воспитательной работе с подростками. -Рязань, 1971.
  27. .З. Пути повышения воспитательного потенциала массовой школы // Советская педагогика, 1991, № 11.- С. 58−61.
  28. .З. Три парадокса методики воспитания // Магистр, 1993, № 2, С. 2−8.
  29. Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М.: Из-во Моск. Ун-та. 1995, — 160с.
  30. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук.// В ЗТ.-М.:Мысль,-1975.-ТЗ.-452с.
  31. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей.// Способности и интересы. -М.: Педагогика,-1962.-62с.
  32. В.В., Невркович С. Д., Самоукина Н. В. О функции рефлексии в игровом обучении руководителей.// Вопр. психол., 1990.-№ 3.-С.19−25.
  33. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.-М.-1952.-392с.
  34. А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедиздат,-1956.-252С.
  35. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма // Социально- политические процессы, организация и управление (экономика).- М., 1991
  36. А., Михайлов Г. Методология Акмеологии // Прикладная психология и психоанализ., № 3, — 1997, — с. 4
  37. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990,
  38. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.-: Просвещение, 1987.- 200с.
  39. А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика, 1974, № 5,-С. 67−77
  40. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза).- Минск: БГУ, 1978.- 319с.
  41. В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности.// Психол. журн.-1992.-Т13, № 2-С.3−12.
  42. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика.- Санкт-Петербург.: «Братство».-1994.- 364с.
  43. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: «Просвещение».- 1989.- 189с.
  44. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: просвещение, 1986, — 143с.
  45. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.47.3агвязинский В. И. Опосредованное влияние методологии на практику.//
  46. Сов. Педагогика,-1990.-№ 3.-С.65−67.
  47. Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. Книга 5. М.: 1994, — 135с.
  48. Е.Н. Искусство общения. М., 1982.- 1 Юс.
  49. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М., 1974, — 326с.51 .Кан- Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990, — 141с.
  50. Кан- Калик Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 256с.
  51. И. Критика чистого разума.- М.: Мысль,-1994.-С.442−513.
  52. В. Школа в свободном плавании // Знание- сила, 1994, № 10, С. 90−93.
  53. Е.Н. Психология формирования личности профессионала.// Психол. журн,-1995.-Т16, №.- С. 147−148.
  54. В.Г. Университетское образование : его настоящее и будущее.// Магистр № 3,1995, С. 1−9
  55. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.: Арена,-1994, — 104с.
  56. Е.А. Индивидуальный стиль деятлеьности.- Казань, 1969.
  57. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -М.: Знание,-1989.-78С.
  58. Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах (Общие и возрастные особенности).- Минск: БГУ, 1976.- 350с.
  59. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (очерк психологии школьного класса).- Минск: Нар. Асвета, 1969, — 238с.
  60. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание.-М.: Политиздат,-1984. 335с.
  61. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт моложежи,-1996.- 224с.
  62. В.В. Методологическая рефлексия в научной и учебной работе.//Педагогика,-1989.-№ 2.-С.72−79.
  63. В.А., Балмасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и арзвития.-М.-1991.-29с.
  64. Ф.А. Имидж Бизнесмена. Практическое пособие. М.: «Ось-89»,-1997, — 304с
  65. Е.Е. Социализация личности учителя- Липецк, 1993, — 31с.
  66. В.Н. Методы системного педагогического исследования. -JI.-Из-во Ленинград ун-та,-1980, — 156с.
  67. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк.,-1990.-55с.
  68. Н.В. Формирование педагогических способностей Л.: ЛГУ, 1961.-98с.
  69. В.Н. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.:Из-во Ленинград ун-та,-1970.-112с.
  70. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя.// Вопрс. психол, -1996.-№ 2 С.49−53.
  71. И. Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива».- 1997, — 288с.
  72. Н.И. Актуальные проблемы исследований нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах. М.-1980.
  73. Е. Готовясь работать с подростками. М.: МПГУ им В. И. Ленина. — 1993.- 152с.
  74. А.Н. Анализ деятельности // Вестн. Моск. ун-та .-Серия 14, Психлогия,-1983.-№ 2.- С. 19−25.
  75. В.И. Антропологизация педагогического образования с помощью интегративных курсов //Сб. научных статей. Проблемы педагогического образования. Выпуск 4.- М.: МГПУ, 1999, — 42с.
  76. М.К. Сознание как философская проблема.// Вопр. философ, -1990.-№ 10 .-С 73−79.
  77. А.К. психологические проблемы повышения квалификации.// Педагогика,-1992, — № 9−10.-С 65−67.
  78. А.К. Психология профессионализма. М., 1996
  79. А.К. психология труда учителя. М.-1993
  80. Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических споспобностей.-JI.-1990.-27с.
  81. Г. Специальные методологические принципы и модель определенного предмета исследования акмеологии.// Прикладная психология и психоанализ., № 5−6.- 1998.- с. 15.
  82. Г. Акмеолого- методологические принципы исследования творчества. // Прикладная психология и психоанализ., № 1.- 1998, — с. 38
  83. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя./ Под ред. Ю. А. Кулюткина, Г. С. Суходской. М.: 1981.- 120с.
  84. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. Знание.: 1983, — 96с.
  85. А.В. Педагогическое влияние на процесс общения школьников: Метод, реком. Для студентов МПГУ, — М., 1987, — 90с.
  86. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Знание, 1990.- 40с.
  87. И.А. Система профессиональной подготовки учителя., Саранск, 1972.- 262с.
  88. Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры.// Магистр., № 6, — 1995.- с. 1.
  89. Н.Д., Кан- Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982, № 4, С, 90−92.
  90. Н., Толмачев В. творчество в профессиональном управленческом труде. // Прикладная психология и психоанализ., № 3.- 1998.- с. 16
  91. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. М, Ростов- на — Дону.: «Феникс».- 1996.- 544с.
  92. Основы управления. // Под ред. В. П. Радукина. М.: «Высшая школа», 1986, — 271 с. 95.0сницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва- Нальчик.: Издательский центр «Эль-Фа». — 1996.-125с.
  93. С.И. Словарь русского языка М.: Рус. яз.1987.- 729с.
  94. В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия учителя и учащихся./ Под ред. А. А. Богданова, В. А. Ляудис.- М, — 1980.
  95. А.В. Психология о каждом из нас. М.: Из- во Российского открытого ун-та. — 1992, — 332с.
  96. К.К. Структура и развитие личности. М.:Мысль.-1986.-231с.
  97. Я.А. Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983.-С.79−93.
  98. И. Познание сложного: введение. М.: Мир,-1985.-342с.
  99. Проблемы совершенствования системы психолого- педагогической подготовки./Под. Ред. А.И. Щербакова- JL: ЛГПИ, 1980, — 166с.
  100. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982, — 180с.
  101. А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. М.: Новая школа" — 1993.- 47с.
  102. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов./ Под общей редакцией И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия».-1995, — 123с.
  103. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика- Пресс. — 1996.- 440 с.
  104. З.И. Пути усиления профессиональной направленности преподавания курса педагогики // Советская педагогика, 1982, № 1, С. 7075.
  105. Рогов Е. И, Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, — 1995, — 529с.
  106. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. -М.: Дидакт, 1992.- 256с.
  107. Российская Педагогическая Энциклопедия. М.- Научное из -во «Большая Российская Энциклопедия», — 1993.- 608с. ил. Т.1-А-М
  108. С.Л. основы общей психологии. М., 1989, т.2- 323с.
  109. И.Н. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации психологии творчества и рефлексии.// Наука о человеке.-М.-1989.-С.18−34.
  110. В.Д. Педагогическая идея: специфика и пути реализации.// Магистр, -1995 ,-№>1.-С.45−52.
  111. В.А. Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися (теоретические и практические аспекты). -М.:., 1998, — 32с.
  112. В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия М.: Клуб «Реалисты», 1997.-339с.
  113. В.А. Комплексная целевая программа «Учитель советской школы»: общая концепция исследования. М., 1987.
  114. В.А., Ильин В. И. Концепция высшего педагогического образования в СССР./ В кн.: Формирование социально- активной личности учителя.-М., 1989.- 155с.
  115. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр 1994 №, С. 2−7.
  116. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Из-во Магистр».- 1997, — 308.
  117. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. М.: «Школа-Пресс», 1997.- 511 с.
  118. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное сомосознание учителя// Магистр № 3 1995 С. 52−59.
  119. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы.// Советская педагогика. 1973.- № 5.
  120. Словарь иностранных слов.-М.:Рус. яз,-1989. 621с.
  121. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат. — 1990.-432с.
  122. Советский Энциклопедический Словарь./ Научно редакционный совет: а. М. Прохоров (пред.).- М.: «Советская Энциклопедия».- 1981, — 1600с.
  123. Социально- психологический диагностико- коррекционный инструментарий. / Под ред. С. А. Беличевой. Издательское товарищество «ТЕИС», 1993.- 115с.
  124. М.И. Психология общения (курс лекций). М.: Московский психолого- социальный институт- 1996.- 296с.
  125. В.А. Методика воспитания коллектива,— М.: Просвещение, 1981, — 192с.
  126. В. Креативность менеджера : теоретико акмеологичсекий аспект // Прикладная психология и психоанализ., № 2, — 1998.- с. 16
  127. Теория и практика высшего педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Из- во «Прометей» Mill’У им В. И. Ленина. -1991.- 247с.
  128. .М. Проблемы индивидуальных различий. 0133. -М., 1961.
  129. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А .Я. Кибанова. -М.: ИНФА-М.-1997, — 512с.
  130. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.- 1998.- 423с.
  131. К.Д. Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии» Собр. Соч. в 11-ти т. -M.-JL, 1948−1951
  132. Философский энциклопедический словарь. М.-1983.-599с.
  133. . Психоанализ профессиональной деятельности // Прикладная психология и психоанализ., № 3.- 1997, — с. 11
  134. . Личностные детерминанты управленческого творчества // Прикладная психология и психоанализ., № 1.-1998.- с. 29.
  135. С.Т. Педагогические сочинения в 6-ти томах, 1964.
  136. С.Т. Организация опытной педагогической работы и вопросы подготовки педагогов // Изб. пед. соч. в 2х т. М., 1980, Т.2- 414с.
  137. Г. П. Система педагогических исследований.// Педагогика и логика.-М.:Касталь,-1993.-412с.
  138. Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности./ В сб. Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в пединституте. -М., 1982.- 220с.
  139. В.А. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя// Вопросы психологии 1981, № 5.- 13−21с.
  140. Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики- М., 1992.
  141. И.М. Профессиональное самосознание педагога // Педагогика,-1989.-№ 12 С.79−84.
  142. Юридический энциклопедический словарь./ Под ред. А. Я. Сухарева. М.: «Советская энциклопедия».- 1984.-415с.
  143. Т.С. Социально- психологическое обучение в подготовке будущих учителей Киев, 1987.- 219с.
  144. Kubr М. How to select and use consultants. A clients guide. Geneva: ILO, 1993.
  145. FEACO information Documents. Brussels 1994, P2
Заполнить форму текущей работой