Золотое правило: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами. А именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
Никогда не ограничиваться наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления студентов.
Следует использовать наглядные средства не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современные средства обучения позволяют организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу студентов.
В процессе применения наглядных методов разнообразными должны быть виды самостоятельных работ студентов. Виды самостоятельных работ в процессе применения наглядных методов обучения могут быть следующие:
просмотр кинои видеофильмов, диапозитивов, мультимедийных слайдов, электронных презентаций; чтение схем, таблиц, картин; составление схем, диаграмм, графиков; коллажирование, граффити и пр.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Дайте определение понятию «метод обучения».
- 2. Классификации методов обучения каких авторов вам известны?
- 3. Какие методы обучения выделяли И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин? Какое основание лежит в основе их классификации методов?
- 4. Какие три группы методов предложены Н. М. Верзилиным и В. М. Корсунской?
- 5. Какой принцип лежит в основе классификации методов обучения, по Ю. К. Бабанскому?
Задания для самостоятельной работы
- 1. Предложите свой метод обучения управленческим дисциплинам.
- 2. Составьте коллаж «Словесные методы обучения».
- 3. Разработайте сценарий видеоролика для наглядной демонстрации учебной конкретной ситуации по дисциплине «Управление человеческими ресурсами». Составьте схему работы с данным видеокейсом в аудитории.