Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись ходе экспериментальной работы с детьми. Процесс и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры МГОПУ им. М. А. Шолохова, на конференциях, посвященных научно-практическим вопросам дошкольного образования, методических объединениях, семинарах, проводимых в Южном округе г. Москвы. Основные положения исследования… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА 1. Теоретико-методические основы взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания. 1.1. Эстетическое воспитание средствами искусства как педагогическая проблема.
1.2. Возможности взаимосвязи литературных произведений и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.3.Современное состояние работы дошкольного учреждения по взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности.
1.4. О критериях оценки уровня эстетического воспитания в процессе взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности детей.
ГЛАВА 2. Содержание, формы и методы работы по эстетическому воспитанию детей средствами взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности.
2.1 .Содержание формирующего этапа эксперимента с детьми 47 лет.
2.2. Возможности метода беседы как способа эмоционально-образного восприятия литературного текста.
2.3.Педагогическое руководство в работе с детьми дошкольного возраста над лирическим произведением и рассказами о природе.
2.4.0существление взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности в условиях дополнительного образования в дошкольном учреждении.
2.5.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Список литературы
- Алехин АД. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М. Просвещение, 1984, — с. 151.
- Алехин АД. О языке изобразительного искусства. М., Просвещение, 1973.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. с. 496.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Публикация и примечания А. А. Бочкарева кн. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. JL, Наука, 1982. — с.234−245.
- Айхенвальд Ю. Учите видеть прекрасное. М., Знание. 1962. -с. 48.
- АристотелеваА. Эстетическое воспитание детей. В кн. Готовим детей к школе. Уфа, 1977. с. 47.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М., Новая Москва, 1925. с. 240.
- Бакушинский AB. Почему и зачем дети рисуют. Искусство детей. М, 1934.
- Бархин М. Искусство синтеза искусств. Искусство 1973 № 12. 42.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчестваУ Сб. избр., тр./ Прим. С. А Аверинцева, С. Г. Бочарова, М., 1979.-е. 423.
- Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М., Знание, 1981.
- Белинский В.Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия .Полн.собр.соч. Под ред. CA Венгерова.СПб., 1903.T.6.-с.548.
- Белинский В.Г. Статьи о Пушкине. Взгляд на русскую критику. Понятие о современной критике. Исследование пафоса поэта как первая задачакритики. Пафос поэзии Пушкина вообще. Разбор лирических произведений Пушкина.- полн.собр.соч. т.7 с. 302−358.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 1965, с. 54.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1981.-е. 399.
- Бородин А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение. 1974. с. 288.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в .детском возрасте: Психологическое исследование. М., Просвещение, 1981с. 464.
- Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.
- Ван слов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусств. М, Сов. художник, 1966.-е. 118.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. М., Художник РСФСР, 1966.
- Вепрева O.A. Взаимосвясь слова и изображения как средство художественного развития детей 5−7 лет. Автореф. дис. .канд.пед.наук.М., 2001.-е. 6.
- Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939. с.501−514.
- Взаимодействие и синтез искусств. JL, Наука, 1978.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963, -с. 6.
- Водовозова E.H. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб., 1901.-с. 319−322.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 5-е издание. М., Лабиринт, 1997. -C.237.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч., т. З, М., 1983.-с. 181.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд., М., Просвещение, 1991. — с. 93.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. АПН. 1956 с. 31.
- В мире Пушкина. Сб. статей. М., Советский писатель, 1974. с. 600.
- Гальперин ПЛ. Развитие исследований по формированию умственных действий. М, Психологическая наука в СССР т. 1,2,1969.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., Просвещение, 1961.
- Генинг М.Г., Герман H.A. Воспитание у дошкольников правильной речи.Чувашкнигоиздат, 1971.- с. 132.
- Голубева JI.P. Мыслительная деятельность в процессе пересказа у детей 57 лет. В кн. Дошкольная педагогика. Л., 1972. с. 38−46.
- Горбуши на JI.A., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983.
- Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. с. 32.
- Дегожская A.C. Эстетическое и нравственное воспитание при изучении образа героя. Сб. Эстетическое воспитание в школе. Л., 1962. — с. 337.
- Дементьева А.М. Использование юмористических произведений в воспитании детей старшего дошкольного возраста. В кн. Вопросы нравственного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1971.-е. 101−111.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. С-П., Детство -Пресс. — с. 96.
- Дмитриева H.A.Изображение и слово. М., изд. «Искусство», 1962.
- Дмитриева Н. Художественный образ как форма отражения действительности.М.изд. «Искусство»,54 № 2.
- Дмитриева Е.Д. Выразительное чтение. 2-е изд. М, Просвещение. 1975, -с. 144.
- Дыбина O.B. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. Автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 2002. с. 45.
- Запорожец A.B. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Д.в. 1948Jfe9.-c. 34−41.
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. К вопросу о функциях и структуре детских эмоций. Вопр. психологии, 1974 № 6, — с. 59 — 73.
- Зись А.Я. Виды искусств. М., Знание, 1979. — с. 128.
- Зуева Т. В. Сказки A.C. Пушкина: Кн. для учителя. М, Просвещение, 1989. -с. 159.
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5−7 лет. М., Просвещение, 1971. — с. 111.
- Ивкина Т.В. Педагогическое значение восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества старших дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1999.-е. 18.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., Знание, 1968. с. 32 .
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. М., Учпедгиз, 1961, -с. 223.
- Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. Пособие для учителя. М., Изд-во АРКТИ, 2001. с. 62.
- Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф. дне. .канд. пед. наук. М., 1987. -с. 23.
- История дошкольной педагогики в России. Изд 2-е. Доп. М,. Просвещение. 1987.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика, 1983. с. 104.
- Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М, Просвещение, 1980, с. 160.
- Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании. Избр. пед. соч., М., Педагогика, 1982 с. 91−109.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., Педагогика, 1972, — с. 151.
- Качурин М.Г. Язык поэзии и эстетическое воспитание школьников. Сб. Эстетическое воспитание в школе. JL, 1962. -с. 262.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М, 1914,-с. 214.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., АПН РСФСР, 1959.
- Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности. Вопросы психологии. 1956 № 5.
- Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1965.
- Ковальская Е.Г. Образ в детском рисунке. Дошкольное воспитание, 1959 т.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить., 1973, -с. 28.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., Просвещение, 1970, с. 152.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1978, с. 191.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., М., Просвещение, 1976, с. 158.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в датском саду: обучение и творчество. М., 1990.
- Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Межвуз. сб. научн. тр. Шуя, 1994.-е. 1−18.
- Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994.
- Комарова Т.С., Антонова AB., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. Красота, Радость, Творчество. Изд. 2-е. -М, Педагогическое общество России, 2002, с. 128.
- Комарова Т.С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М., Педагогическое общество России, 2002. с. 160.
- Комарова Т.С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5−7 лет. Книга для востггателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования я учителей начальных классов. М., АРКТИ, 2001. с. 96.
- Короткова Э.П. Речь дошкольника. Русская речь. 1974, № 3, 13-е изд., с. 139.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвещение, 1982.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., I1. Просвещение, 1985.-е. 96.
- Компанцева Л.В. К вопросу о выразительности детского рисунка. В кн. О детском творчестве. Ростов-на-Дону, 1972. -с. 3−12.
- Князева Л.П. Этическая беседа в детском саду. Пермь., 1972., с. 77.
- Крупская Н.К. Пед. соч., в 10-ти т., т. 3. М., 1959 с. 251,317.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., — Просвещение, 1971. -с. 154.
- Лабунская В.Г. Изобразительное творчество детей. М., Просвещение, 1965. -с. 203.
- Лабунская В.Г. Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей. Известия АПН РСФСР, 1947, вып. 11.-е. 55−78.
- Лабунская В.Г., Назаревская Г., Сакулина Н. П. Развитие образа и сюжета в детском рисунке. В кн. Искусство детей, 1935. т.1. с. 361.
- Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста в кн. Развитие речи детей дошкольного возраста под ред. Ф. А. Сохина. М., 1979, с—17.
- Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Сб. ст. Очерки психологии детей. АПН, 1950.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7−17.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд. МГУ, 1981. -с. 581.
- Лейбсон В.И. Чему учат стихи? Детская поэзия и эстетическое воспитание. Под ред. Т. Д. Полозовой. М., Просвещение, 1964. с. 104.
- Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина., М., 1979. с. 4−17.
- Лукашова А. А Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник. Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1989.
- Лукьяненко В.Н. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (на материале сказок). Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на Дону, 2003. с. 22.
- Люблинская А. А. Образ, мысль и речь в разумной деятельности ребенка-дошкольника. Ученые записки лен. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1946.
- Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей. В сб. «Вопросы детской и общей психологии», М., 1954.
- Малахова Е.П. Об эстетических эмоциях читателя дошкольного возраст Ученые записки Моск. ин-та культуры., вып. 15,1968. с. 230−248.
- Маршак С .Я. О сказках Пушкина, Сочинения, т. 4, ГИХЛ, 1960. с. 9.
- Маршак С.Я. Воспитание словом. Гослитиздат, 1961. с. 529−530.
- Мотяшов И. Авторитет доброго слова. М., 1975, -с 20.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., Педагогика, 1981.-е. 239.
- Мухина B.C. Летописцы из страны детства Вокруг света. 1971. с. 1821.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду, (под ред. H.A. Ветлугиной). Ь., Просвещение, 1989.-е. 79.
- Обнорский C. IL Культура русского языка. Сб. Обнорский С. П. Избранные работы по русскому языку. М., 1960. с. 275.
- Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л., 1930.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. Союз С-П. 1997. с. 282.
- Поддьяков H.H., Кузина H.H. Исследование развития объяснительной связной речи у дошкольников. В кн. Умственное воспитание дошкольника. М., Просвещение, 1972.
- Полунина В.Н. Искусство и дета: Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982. с. 191.
- Пленкин H.A. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1975. с. 143.
- Психология рисунка и живописи (под ред. Е.И.Игнатьева). М., Изд-во АПН РСФСР.-с. 224.
- Развитие художественных способностей (под ред. Н.П.Сакулиной) М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. с. 368.
- Рисование в детском саду (под ред. НЛ. Сакулиной) М., Изд-во АПН РСФСР, 1951. -с. 40.
- Ринчи К. Дети художники. М., Изд-во Саблина, 1911. с. 84.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд. З-е, испр. и доп. М., 1974.
- Рыбников Н. А. Детские рисунки и их изучение. М., Госиздат 1926.
- Рыбников H.A. Детские рисунки и их психологическое и педагогическое значение. Госиздат 1919.
- Савельева Е. А Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности. Автореф. дис.. канд. пед наук. Оренбург, 2002. с. 23.
- Сазонтьев Б. А О речи школьников и штампах. Вопросы культуры речи, 7вып., 1966, с.221−222.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., Просвещение, 1965. -с. 214.
- Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием."Известия АПН РСФСР" вып. 100,1959.
- Сакулина Н. П. Роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию и лепке в детском саду. «Известия АПН РСФСР» вып. 69,1959.
- Дошкольное воспитание" № 3,148.
- Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием. Известия АПН РСФСР, № 100,1959. с. 3−98.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительна деятельность в детском саду. 2-е изд. М., Просвещение, 1980. с. 208.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы худеЯсественного воспитания. Изв. АПН РСФСР.М., 1947.Вып. 2.
- Теплов Б.М. Избранные труды: 2 т. M.1985.T.1.
- Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Изв. АПН СРФСР, вып. 13,1948.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., Просвещение, 1972, с. 19−22.
- Усова АП. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961.
- Ушакова О.С. Программа развитая речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.} ТЦ Сфера., 2001. с. 56.
- Ушакова О.С., Струнина Е. М., Шадрина Л. Г., Колунова JUA., Соловьева Н. В., Савушкина Е. В. Развитие речи и творчества дошколыаасов: Игры, упражнения, конспекты занятий. М, ТЦСфера, 2001. с. 144.
- Ушинский К.Д. О воспитании памяти.<�к>ч. М., 1950, т. 10, с. 429.
- Ушинский К.Д. Процесс воображения. Соч. в 6-ти т. M., Педагогика, 1990,-с. 273−292.
- Ушинский К.Д. Собрание сочиненийГв 11 «.М-Л^1984−1952.-е. 69−169- 554−574.
- Флерина Е. А. Детский рисунок. М, Новая Москва, Я924. с. 80.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Гос. уч. пед. изд-во Минпроса РСФСР, 1956.-е. 160.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР. 1961.-с. 334. * .
- Флерина Е.А. Какая книга нужна дошкольнику. М., 1928.
- Художественное творчество ft ребейок. (Под ред. Н.А.Ветлугиной) М., Педагогика, 1972. с. 287.
- Чирковская Т.В. Устное словесное рисов^ие. &euro-б. Эстетическое воспитание в школе. Л., 1962. с. 106. ч
- Чуднова Р.П. Роль иллюстрации в формировании представлений детей об отдельной ситуации художественного произведения. В кн. Некоторыевопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пермь, 1967. -с. 80−96.
- Шацкий С.Т. Пед. соч. в 4-х т. М., 1963. т. 3.
- Шибицкая А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми. в кн. Художественное творчество и ребенок. М., 1972.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957, с. 21.
- Щербо А.Б. Формирование у младших школьников способностей к художественно-эстетической деятельности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1983. с. 48.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М, Педагогика, 1978. с. 290.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., Искусство 1964,-с. 52.