Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Требования к речи преподавателя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дедуктивное суждение состоит из трех частей: общего положения (большой посылки), истинность которого принимается без доказательства, — аксиомы, логического вывода из аксиомы и заключения. Дедукция бывает трех видов: восходящая от общего к частному, единичному; от одной общности к другой общности того же уровня; нисходящая от единичного к частному и общему. В устном выступлении некоторые посылки… Читать ещё >

Требования к речи преподавателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретическое мышление преподавателя выступает в обучении в качестве образца для обучающихся, которые воспроизводят его в своем внутреннем мире. Факт этого воспроизведения становится возможным благодаря коммуникативной взаимосвязи преподавания и учения, в ходе которой преподаватель вербализует свои знания. Коммуникация в обучении представляет собой обмен информацией между участниками учебного процесса, протекающий в виде общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада, лекции и т. п. В учебном процессе используется три вида средств коммуникации:

  • — лингвистические (устная и письменная речь);
  • — семиотические (абстрактно-символьные знаки, уравнения, графики и т. д.);
  • — паралингвистические (жесты, мимика, тембр голоса и др.).

Речь является средством и преподавания, и обучения. Для учащихся речь выступает в двух функциях — как средство усвоения новых знаний и как предмет освоения духовного наследия. «Можно проследить смену трех основных форм развития в функциях речи. Раньше всего слово должно обладать смыслом, т. е. отношением к вещи, должна быть объективная связь между словом и тем, что оно означает. Далее объективная связь между словом и вещыо должна быть функционально использована взрослым как средство общения с ребенком. Затем только слово становится осмысленным и для самого ребенка. Значение слова, таким образом, прежде объективно существует для других и только впоследствии начинает существовать для самого ребенка»[1]. В этом процессе овладения филологическими средствами речь преподавателя является образцом для учащихся, она является не только средством изложения учебной информации, но и средством управления вниманием, средством образования представлений и понятий.

В речи преподаватель полностью выражает себя: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, ораторское искусство, отношение к учащимся и предмету. Учащиеся улавливают в речи учителя прежде всего отношение к себе и к предмету, эмоции. На любовь они отвечают любовью, на равнодушие — равнодушием. Преподаватель, который любит и умеет эмоционально и содержательно говорить, побуждает учащихся своим примером к овладению речевыми средствами общения. В речи преподавателя имеют место различные элементы: информационный, воодушевляющий, убеждающий, призывающий к действию и развлекающий (уставших) учеников. Речь может состоять из одного или нескольких перечисленных элементов, которые становятся ее характеристиками. Каждый элемент реализуется в речи с помощью соответствующих методов и приемов, входящих в арсенал педагогического мастерства учителя.

Речь преподавателя вызывает ответную реакцию учащихся, в которой можно выделить интеллектуальную, эмоциональную и волевую составляющие. Воздействие на интеллект достигается путем использования в речи учителя логических доводов. Доказательства, убедительность должны увлекать слушателей логикой и доступностью изложения. Это достигается путем использования суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений и цитирования первоисточников.

Дедукция и индукция. Доказательства строятся методами индукции и дедукции. Индукция — это умозаключение от частного к общему. Она бывает трех видов: индуктивное обобщение, аналогия и суждение о причинной зависимости. Индуктивное обобщение формулируется на основе анализа типичных видов изучаемого явления; оно ограничено перечнем этих видов. Аналогия — заключение от частного к частному, похожему объекту.

Заключение

о причинной зависимости бывает трех видов: от причины к следствию, от следствия к причине и от следствия через причину к другому следствию. В логическом доказательстве следует избегать «порочного круга»[2], двусмысленных и неопределенных терминов, поспешного обобщения по недостаточным данным, иррациональным доводам (обращение к предрассудкам, эмоциям и т. п.).

Дедуктивное суждение состоит из трех частей: общего положения (большой посылки), истинность которого принимается без доказательства, — аксиомы, логического вывода из аксиомы и заключения. Дедукция бывает трех видов: восходящая от общего к частному, единичному; от одной общности к другой общности того же уровня; нисходящая от единичного к частному и общему. В устном выступлении некоторые посылки часто кажутся очевидными, не высказываются, а подразумеваются, что создает дополнительные трудности у учащихся в восприятии учебной информации. Кроме того, правила дедукции сложны для понимания, поэтому в обучении они используются в сильных группах для хорошо подготовленных учащихся. Обычно дедукция применяется в сочетании с индукцией и другими средствами общения.

Средства вербального воздействия. Эмоциональное воздействие речи преподавателя на учащихся существует объективно, но преподаватель, зная закономерности этого влияния, может направить его в нужное русло. Речь преподавателя формирует познавательные установки, мотивы и интересы учащихся. Положительные эмоции возникают у учащихся, когда учитель проводит грань между добром и злом, пробуждает чувства справедливости, великодушия, гуманизма, сострадания, подчеркивает уважение к аудитории и к каждому учащемуся, учитывает личные и общественные интересы группы (класса). Для этого необходимо сначала сконцентрировать внимание и вызвать интерес, а затем поддерживать интерес и мотивацию, развивать познавательный интерес путем повторения и анализа конкретных примеров. Следует учитывать возрастные и индивидуальные характеристики аудитории, уровень развития учащихся и в то же время остерегаться пошлости и примитивного подхода.

Одно из основных условий стимуляции и поддержания познавательного интереса учащихся — глубокое знание преподавателем содержания изучаемого предмета. Чем лучше учитель знает свой предмет, тем интереснее и понятнее он его излагает. Поверхностное знание приводит к изложению основных моментов. Объяснение становится путаным, а примеры — примитивными и скучными.

Еще одно условие развития интереса — использование средств и методов стимулирования мотивации. Общеизвестные истины следует связывать с новыми фактами и современными проблемами, а новую информацию излагать с опорой на жизненный опыт и общеизвестные истины. Интерес стимулируется также уподоблением (аналогией) и противопоставлением (контрастированием), благодаря которым учитель сравнивает, устанавливает сходство и различие новых явлений с изученными ранее.

Внимание учащихся концентрируется на изучаемой теме, когда преподаватель излагает ее в динамике. Речь должна состоять из связанных между собой предложений, причем необходимо выделить логику этой связи, так чтобы перед учащимися разворачивалась последовательная цепь поступательного развития мысли. Если при этом преподаватель перед каждым этапом развития предлагает возможные альтернативы, то появляется любознательность — главный фактор умственной активности. В развитии каждого явления присутствует противоречие, переходящее в конфликт, порождающий борьбу и различные драматические события. Яркое описание развития в борьбе мнений и концепций, драматизация речи преподавателя также являются средством возникновения познавательного интереса.

Важным средством поддержания познавательного мотива является юмор, который может быть использован на любом этапе обучения. Его содержание — нелепые ситуации, преувеличения, смешные моменты, недостатки человека и общества, подлежащие осуждению. Юмор классифицируется по различным основаниям. Так, по тону, каким произносится шутка, различают резкий (отрицательный) и дружеский юмор. На занятиях более уместен дружеский юмор, вызывающий улыбку или легкий смех. По источнику различают оригинальный и заимствованный юмор. Начинающий учитель чаще использует в своей речи чужие шутки, опытный мастер обучения предпочитает собственный юмор. Однако не следует их противопоставлять, так как, во-первых, многие люди от природы не наделены чувством тонкого юмора, а во-вторых, умению шутить на занятии нужно долго учиться, чтобы избежать пошлости. По форме различают такие виды юмора, как острота, ирония, шутка, анекдот, эпиграмма, поговорка, иносказание. Все они могут применяться в обучении.

Итак, речь преподавателя — средство выражения собственных мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая его речь, прежде всего стремятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Но эти стремления могут осуществиться только в том случае, если речь преподавателя:

  • а) грамматически правильная. Грамотно построенная фраза позволяет правильно понять мысль собеседника. Ошибки учащихся в понимании темы часто обусловлены допущенными учителем нарушениями морфологии и синтаксиса;
  • б) точная. Качество знаний учащихся зависит от точности формулировок и определений в речи учителя. Снижают качество знаний неточные формулировки, смешение родовых, видовых и типовых признаков, привычные речевые штампы. Наоборот, использование конкретных, ярких примеров, специальное (часто графическое) выделение классов, родов, видов, типов явлений, исключение штампов — все это создает условия для качественного усвоения знаний;
  • в) уместная. Уместность употребления в речи различных терминов, абстрактных понятий и сложных предложений зависит от уровня развития учащихся и их возрастных особенностей. Опытный учитель меньше времени тратит на объяснение уже известного; дозированно использует специальные термины и академические выражения, профессиональную лексику (например, лексику артистов, медиков, юристов и др.). Сленг (жаргон), т. е. специфические выражения, которые используют в своей речи отдельные группы населения (например, слово «тусовка» у молодежи), придает речи новизну и силу, но пользоваться сленгом надо осторожно, избегая вульгарных и грубых выражений. Эмоциональные слова и выражения всегда вызывают ассоциации, которые могут быть положительными или отрицательными, поэтому, прежде чем произнести слово, преподавателю следует заранее определить, какую ответную реакцию учащихся он хочет получить;
  • г) экономная. Такое свойство, как экономность речи, проявляется в отсутствии многословия, частого повторения одних и тех же выражений (речевых штампов), высокопарности, слов-паразитов («вот», «значит» и т. п.), большого количества вводных слов и фраз (типа «я смотрю»; «абсолютная и неоспоримая истина»; «видимо», «вам придется согласиться» и т. п.). Современная экономная речь состоит из коротких простых фраз, соединенных в цепочки согласно нормам логики и стилистики;
  • д) оригинальная. Оригинальность речи преподавателя отображает особенности его мышления. Душа образованного человека и ее проявления в речи так же неповторимы и индивидуальны, как отпечатки пальцев. Учащиеся ценят в преподавателе прежде всего самобытность его личности. Усиливают самобытность речи изредка вставляемые изречения типа лозунга, риторические вопросы, не требующие ответа, иронические замечания, в которых скрыто противоположное утверждение, умолчания, гиперболы, инверсии, антитезы, метафоры, уподобления, пословицы и поговорки, другие выражения устного народного творчества.
  • [1] Выготский Л. С. Собр. соч. в б т. Т. 3. М., 1983. С. 145.
  • [2] «Порочный круг» — ошибка в аргументации, когда доказываемый тезис обосновывается аргументами, которые затем обосновывают этим же тезисом.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой