Педагогическое наследие просветителей эпохи возрождения в контексте развития художественного образования
Диссертация
Итак, анализ учебных программ художественного образования и обобщение практического опыта обучения учащихся изобразительной деятельности в образовательных учреждениях позволили установить, что в них внедрен определенный опыт эпохи Возрождения, но, на наш взгляд, в них недостаточно полно изучается педагогическое наследие эпохи Возрождения и недостаточно отражена гуманистическая составляющая… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- 1. Л. Развитие феномена «художественное образование» в философской и педагогической литературе
- 1. 2. Гуманистическая направленность художественного образования в наследии выдающихся просветителей эпохи Возрождения
- 1. 3. Организация и содержание художественного образования учащихся в школах эпохи Возрождения
- 1. Л. Развитие феномена «художественное образование» в философской и педагогической литературе
- 2. 1. Анализ содержания учебных программ художественного образования в образовательных учреждениях
- 2. 2. Внедрение элементов системы художественного образования эпохи Возрождения в учебно-воспитательном процессе современных образовательных учреждений
Список литературы
- Авдеева, К. Д. На острове Утопия / К. Д. Авдеева, А. М. Белов. — Ленинград: Ленинградское отделение Учпедгиза, 1961. — 112 с.
- Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. М.: Педагогика, 1989.- 121 с.
- Алексеева, Л. Общие положения сегодня и завтра / Л. Алексеева // Искусство. 2007. — 16−31 января. — С. 4.
- Алексеева, Т. Б. Культурологический подход в современном образовании : науч.-методическое пособие / Т. Б. Алексеева. СПб.: Книжный Дом, 2008.-301 с.
- Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя / А. Д. Алехин. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.: ил.
- Алехин, А. Д. Когда начинается художник: кн. для учащихся / А. Д. Алехин. — М.: Просвещение, 1993. 160 с.
- Аллахвердов, В. М. Психология искусства / В. М. Аллахвердов. — М. — СПб.: Изд-во ДНК, 2001. 198 с.
- Английское серебро XVI—XX вв.еков из собраний Великобритании. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1977. — 68 с.
- Андреева, И. Н. История образования и пед. мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Андреева и др. — под ред. 3. И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. —416 с.
- Античные мыслители об искусстве: сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве / под общ. ред. В. Ф. Асмуса. М.: Искусство, 1938. — 342 с.
- Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / под ред. В. В. Соколова. -М.: Мысль, 1970. 776 с.: ил.
- Арзамасцев, А. Первые произведения Леонардо да Винчи / А. Арзамасцев // Юный художник. 1987. — № 9. — С. 38−42.
- Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1. / Аристотель- под общ. ред. В. Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1975. 550 с. — (Философское наследие).
- Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. / Аристотель- под общ. ред. А. И. Доватура. -М.: Мысль, 1983. 830 с. — (Философское наследие).
- Архипова, Е. Как учились мастера итальянского Возрождения / Е. Архипова // Юный художник. 1986. — № 1. — С. 14−17.
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1988.-478 с.
- Баженова, Е. А. Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников в процессе изучения специальных дисциплин : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. /Е. А. Баженова. Чебоксары, 2004. -209 с.
- Баткин, Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин. -М.: Искусство, 1978. 199 с.
- Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990.-543 с.
- Белякова, JI. Тайна «Тайной вечери» Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали / Л. Белякова // Искусство. 2008. — 16—30 сентября. — С. 4—5.
- Библиотека в саду. Писатели античности, средневековья, и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве / сост. В. А. Эльвова. — М.: Книга, 1985.-255 с.
- Богат, Е. М. Мир Леонардо : Философский очерк в 2-х к. К. 1 / Е. М. Богат. М.: Дет. лит., 1989. — 254 с.: ил. — (Люди, время, идеи).
- Богат, Е. М. Мир Леонардо : Философский очерк в 2-х к. К. 2 / Е. М. Богат. М.: Дет. лит., 1989. — 174 с.: ил. — (Люди, время, идеи).
- Боголюбов, Н. С. Проблемы эстетического воспитания средствами скульптуры на внеклассных занятиях : дис.канд. пед. наук. — М., 1968. — 209 с.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. — М.: Изд. центр Академия, 2002. 320 с.
- Большая советская энциклопедия: в 51 т. Т. 13 / под ред. Б. А. Введенского. -М.: Изд-во Большая Советская энциклопедия, 1973. — 672 с.
- Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 28 / под ред. А. М. Прохорова. — 3-е изд. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1978. — 616 с.
- Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.: ил.
- Борзова, Е. П. История мировой культуры : учеб пособие для вузов искусств и культуры / Е. П. Борзова. — 2-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2002. 670 с.: ил. — (Мир культуры, истории и философии).
- Боэций, С. «Утешение Философией» и другие трактаты / С. Бо-эцшг- под ред. Г. Г. Майорова. М.: Наука, 1990. — 414 с. — (Памятники философской мысли).
- Брагина, Л. М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения : учеб. для вузов / Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.- под общ. ред. JI. М. Брагиной. — М.: Высш. шк., 2001. — 479 с.: ил.
- Брауншвиг, М. Искусство и дитя. Очерк эстетического воспитания / М. Брауншвиг. СПб.: Типография Б. М. Вольфа, 1908. — 205 с.
- Бурденкж, Е. В. Программа по истории искусства для учащихся 7−11 классов художественной школы / Е. В. Бурденюк // Изобразительное искусство в школе. 2003. ~ № 6. — С. 59—73.
- Быков, М. Карнавал познания / М. Быков, А. Никитина // Искусство. 2008. — 16−31 марта. — С. 2−4.
- Вазари, Д. Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 1 / Д. Вазари- под ред. А. Г. Габричевского. М.: ТЕРРА, 1993.-608 с.: ил.
- Вазари, Д. Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 2 / Д. Вазари- под ред. А. Г. Габричевского. — М.: ТЕРРА, 1993. 848 с.: ил.
- Вазари, Д. Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 3 / Д. Вазари- под ред. А. Г. Габричевского. М.: ТЕРРА, 1994.-815 с.: ил.
- Вазари, Д. Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 4 / Д. Вазари- под ред. А. Г. Габричевского. — М.: ТЕРРА, 1994. 668 с.: ил.
- Вазари, Д. Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих: в 5' т. Т. 5 / Д. Вазари- под ред. А. Г. Габричевского. — М.: ТЕРРА, 1994.-814 с.: ил.
- Василенко, К. Деревянная скульптура и живопись на дереве XV—XVII вв.еков / К. Василенко // Юный художник. 1998. — № 9−12. — С. 10−14.
- Васильев, А. А. Теория и история развития художественного образования: учеб. пособие / А. А. Васильев. 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2007. — 217 с.
- Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 1. / В. Г. Власов. СПб.: ЛИТА, 2000. — 864 с.: ил.
- Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т.2. / В. Г. Власов. СПб.: ЛИТА, 2000. — 848 с.: ил.
- Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т.З. / В. Г. Власов. СПб.: ЛИТА, 2000. — 848 с.: ил.
- Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т.4. / В. Г. Власов. СПб.: ЛИТА, 2001. — 832 с.: ил.
- Власов, В. Г. Стили в искусстве. Словарь / В. Г. Власов. СПб.: ЛИТА, 1998.-672 с.
- Володин, Э. Ф. Искусство и мировоззрение / Э. Ф. Володин. — М.: МГУ, 1982. — 173 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 480 с.
- Гафар, Т. Пигменты — химические вещества / Т. Гафар, А. Щербин // Искусство. 2007. — 1−15 июля. — С. 4−6.
- Ге, Ф. История образования и воспитания / Ф. Ге. М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1912. — 655 с.
- Гинсбург, И. П. П. Чистяков и его педагогическая система / И. Гинсбург. Ленинград — М.: Искусство, 1940. — 202 с.
- Гончаров, И. В поисках красоты человека / И. Гончаров // Художник. 1969. 2. — С. 60−62.
- Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. — М.: Педагогика, 1986. -128 с.
- Гуляева, JI. М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности / Л. М. Гуляева. М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени (исследования и материалы): сб. науч. тр. / под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. М.: АПН СССР, 1990. -200 с.
- Гуревич, А. Я. История средних веков: учебник / А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. -М.: Интерпракс, 1995. 336 с.: ил.
- Дажина, В. Гуманист, воспитатель, ученый / В. Дажина // Юный художник. 1979. — № 2. — С. 43−46.
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1991. — 642 с.
- Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Том I. XIV и XV столетия / М. Дворжак. — М.: Искусство, 1978. 175 с.: ил.
- Дживелегов, А. К. Леонардо да Винчи / А. К. Дживелегов. 3-е изд.- М.: Искусство, 1974. — 56 е.: ил. — (Серия «Жизнь в искусстве»).
- Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли : учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский. М.: Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки / Н. А. Дмитриева. — 3-е изд., доп. — М.: Искусство, 1985.-319 е.: ил.
- Духавнева, А. В. История зарубежной педагогики и философия образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. Ростов н/ Д.: Феникс, 2000. — 480 с. — (Серия «Учебники, учебные пособия»).
- Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты, т. 1. / А. Дюрер. Ленинград — М.: Искусство, 1957. — 227 с.
- Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты, т. 2. / А. Дюрер — Ленинград — М.: Искусство, 1957. -254 с.
- Егоров, О. Изобразительное искусство в инновационной школе / О. Егоров // Искусство в школе. 2002. — № 6. — С. 8−13.
- Ефремова, Л. И. Активизация творческого воображения учащихся детских художественных школ: На материале 1 года обучения истории изобразительного искусства: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Л. И. Ефремова. Курск, 2004. — 201 с.
- Зарницкий, С. В. Дюрер / С. В. Зарницкий. М.: Мол. гвардия, 1984. — 351 е.: ил. — (Серия «Жизнь замечательных людей»).
- Зарубежная фантастическая проза прошлых веков: пер. с лат., англ., фр. / сост. И. Семибратова. М.: Правда, 1989. — 608 с.: ил.
- Земляков, А. Е. История педагогики и образования : учеб. пособие / А. Е. Земляков. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — 195 с.
- Зинченко, В. П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. П. Зинченко. Москва, 1980. — 186 с.
- Ибрагимова, Г. Р. Структура программы по истории искусств / Г. Р. Ибрагимова // Изобразительное искусство в школе. 2002. — № 2−3. — С. 106−115.
- Идеи эстетического воспитания. Антология: в 2-х т. Т. 1 / сост. В. П. Шестаков. -М.: Искусство, 1973. — 468 с.: ил.
- Изобразительное искусство (1−9 кл.). Программы для образовательных учреждений / под ред. В. С. Кузина. — М.: АГАР, 1996. — 122 с.
- Искусство Средних веков и Возрождения. Энциклопедия / сост. О. Б. Краснова. М.: OJIMA — ПРЕСС, 2001. — 302 с.: ил.
- История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение / под ред. Ц. Г. Несселынтраус. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изо-браз. искусство, 1982. 664 с.: ил.
- История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: учеб. пособие для педагогических университетов / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 192 с.
- История средних веков: учебник / под ред. С. П. Карпова: в 2 т. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 1997. — 640 с.
- История средних веков: учебное пособие / сост. И. Г. Комлев. -Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2008. — 247 с.
- История средних веков. Хрестоматия: пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. / сост. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988. — 287 с.
- История средних веков. Хрестоматия: пособие для учителя: в 2 ч. Ч. 2. / сост. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988.-271 с.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 1. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1962. — 682 с.
- История эстетической мысли: в 6 т. Т. 2. Средневековый Восток. Европа XV—XVIII вв.еков. М.: Искусство, 1985. — 456.С.
- Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников: сборник / под ред. Н: В. Ревякиной. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 264 с. — (Серия «Humanitas»).
- Каменева, Е. О. Твоя палитра / Е. О. Каменева. — 3-е изд. М.: Дет. лит. — 1977. — 96 с.: ил.
- Киященко, Н. И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание : книга для учителя / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. -М.: Просвещение, 1993.-301 с.
- Кнабе, Г. С. Культурология : история мировой культуры: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Кнабе, Кондаков И. В. и др. — под ред. Т. Ф. Кузнецовой. 2-е изд., пер. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
- Книга для чтения по истории средних веков в 2 ч. Ч. 1. / под ред. С. Д. Сказкина. М.: Просвещение, 1969. — 343 с.
- Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского / пер. А. А. Гундер, В. К. Шлейко, под общ. ред. А. Г. Габричевского. М.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1935. — 384 с.
- Коган, А. Н. Всестороннее развитие личности и культура / А. Н. Коган. М.: Знание, 1981. — 63 с.
- Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.- 190 с.
- Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци — сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. — 416 с. — (Библиотека учителя).
- Кондрашев, В. А. Новейший философский словарь / В. А. Конд-рашев, Д. А. Чекалов, В. Н. Корупулина- под общ. ред. А. П. Ярещенко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 672 с. — (Словари)
- Кондратов, В. А. Этика. Эстетика / В. А. Кондрашов, Е. А. Чи-чина. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 512 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Мой профсоюз. 2002. — № 4. — С. 15−21.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // М-во образования Рос. Федерации // Инновации в образовании. -2002.-№ 3.-С. 4−33.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. — № 2. — С. 84−87.
- Крайнева, И. Б. Леон Баттиста Альберти о роли искусства в обществе / И. Б. Крайнева // Культура эпохи Возрождения: сб. науч. тр. Ленинград: Наука, 1986. — С. 80−88.
- Кривцун, О. А. Эстетика : учебник / О. А. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 1998.-430 с.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство и его методика преподавания в школе : учебник для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-ов и ун-тов / В. С. Кузин. М.: Агар, 1998. — 334 с.
- Кузьмина, М. Т. Микеланджело Буонаротти / М. Т. Кузьмина. — М.: Знание, 1975. 56 с. — (Серия «Искусство»).
- Культура Возрождения и средние века / науч. издание РАН. М.: Наука.-1993.-224 с.
- Культурология. История мировой культуры / учебник для вузов / под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 600с.: ил., цв.
- Кустодиева, Т. Леонардо да Винчи / Т. Кустодиева // Юный художник. 1982. -№ 10. — С. 7−12.
- Кушаев, Н. А. Эстетическое воспитание : пособие для учителя / Н. А. Кушаев. М.: Просвещение, 1986. — 238 с.
- Лабунская, Г. Эмоциональное и рациональное / Г. Лабунская // Юный художник. 1970. — № 9. — С. 40−42.
- Лебедко, В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога : дис.. докт. пед. наук: 13.00.02. / Е. А. Баженова. Москва, 1994. — 354 с.
- Леонардо да Винчи / Изобразительное искусство в школе. — 2003. -№ 2. С. 21.
- Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения / под ред. Зубова В. П. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — 1207 с.
- Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биографические очерки / под ред. Л. А. Аннинского. М.: Республика, 1993. -320 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
- Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / сборник / пер. с итал. Зубова В. и др.- предисл. Даниэля С.- примеч. Зубова В., Губера А. СПб.: Азбука, 2001. — 702 с.: ил. — (Наследие).
- Леонтьева, Э.В. Искусство и реальность / Э. В. Леонтьева. — Ленинград: Наука, 1972. 237 с.
- Лихачев, Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1979. — 254 с.
- Лихачев, Б. Т. Философия воспитания : спец. курс: учеб. пособие для студентов вузов / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1995. — 280 с.
- Локтева, О. Язык искусства: необходимость и принципы изучения / О. Локтева / Искусство. 2006. — № 12. — С. 4.
- Локтева, О. Язык искусства: проблема художественного образа / О. Локтева // Искусство. 2006. — 1−15 июля. — С. 2−3.
- Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. — М.: Искусство, 1969. 715 с.
- Лук, А. И. Мышление и творчество / А. И. Лук. М.: Политиздат, 1976.-144 с.
- Львов, С. Л. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле / С. Л. Львов. М.: Политиздат, 1979. — 437 с.: ил. — (Пламенные революционеры).
- Любимов, Л. Искусство Западной Европы. Книга для чтения / Л. Любимов. М.: Просвещение, 1976. — 304 с.
- Майоров, Г. Г. Северин Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры / Г. Г. Майоров // Вопросы философии. — 1981. — № 4. -С. 118−127.
- Маркова, Г. А. Немецкое художественное серебро XVI—XVIII вв.еков / Г. А. Маркова. — М.: Искусство, 1975. 134 с.: ил.
- Марцинковская, Т. Д. История психологии : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 544 с.
- Маслобоева, Л. Е. Античность и современность в поэтической реформе плеяды / Л. Е. Маслобоева // Культура эпохи Возрождения: сборник Академии наук СССР. Ленинград: 1986. — С. 42−54.
- Маслов, Н. Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству / Н. Я. Маслов. -М.: Просвещение, 1984. 122 с.
- Мастера искусства об искусстве: в 7 т. Т. 1. Средние века / под ред. А. А. Губера, В. В. Павлова. М.: Искусство, 1965. — 270 с.: ил.
- Мастера искусства об искусстве: в 7 т. Т. 2. Эпоха Возрождения / под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1965. — 400 с.: ил.
- Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву: учеб. для сред. ПТУ / Т. А. Матвеева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1985. — 95 с.: ил. — (Профтехобразование).
- Медведев, JI. Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку на ХГФ педагогических институтов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00.02 / JI. Г. Медведев. Москва, 1997. — 16 с.
- Медведев, Л. Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку : учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов / Л. Г. Медведев. — М.: Просвещение, 1986. — 159 с.: ил.
- Медкова, Е. Руководство мастеру / Е. Медкова // Искусство. — 2009. 16−31 января. — С. 8.
- Мелик-Пашаев, А. А. Опыт авторства и педагогика искусства // А. А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. 2004. — № 5. — С. 24—25.
- Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Способности человека к художественному творчеству / А. А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. — 1996. № 4. — С. 30−35.
- Меньшиков В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса: учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1995. — 136 с. (Библиотечка журнала «Народное образование», № 8−9, 1994 г.).
- Мижуев, П. Г. Главные моменты в развитии Западно-Европейской школы / П. Г. Мижуев. М.: Польза. В. Антикь и К, 1923. — 342 с.
- Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Л. Н. Модзалевский — под ред. М. В. Захар-ченко. СПб.: Алатейя, 2000 г. — 429 с.
- Молева, Н. П. П. Чистяков, теоретик и педагог / Н. Молева, Бе-лютин Э. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1953. — 228 с.
- Монро, П. История педагогики / П. Монро. М. — Петроград: Типо — литография Мосполиграф, 1923. — 342 с.
- Монтень, М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки: сост. А. Гулыга, П. Пожитнов. М.: Дет. лит., 1973. — 206 с.: ил.
- Монтень, М. Опыты / М. Монтень. М. — JI.: Изд-во АН СССР, 1958−1960.-307 с.
- Монтень, М. Опыты. Избранные главы: пер. с фр. и сост. Г. Ко-сикова / М. Монтень. -М.: Правда, 1991. 654 с.: ил.
- Мор, Т. Утопия / Т. Мор — под ред. А. В. Аникина. М.: Наука, 1978.-414 с.
- Назарова, О. Как учились художники Возрождения / О. Назарова // Юный художник. -2001. -№ 1. — С. 20−23.
- Некрасова, JI. Не театром единым /Л. Некрасова // Искусство. -2008.- 16−31 мая. С. 20−21.
- Неменский, Б. М. Мудрость красоты : о проблеме эстетического воспитания / Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Ноздрякова, Е. Путешествие в мир целеполагания / Е. Ноздряко-ва // Искусство. 2007. — 1−15 мая. — С. 5−8.
- Об образовании: закон РФ от 10. 07. 1992. № 3266−1 (в ред. от 10.11.2009. № 260-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — Ст. 150- 2009. — № 46. — Ст. 5419.
- Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) / сост. Н. В. Ревя-кина, О. Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 400 с.
- Оганов, А. А. Возвращение в эстетическому. (потребность переосмысления) / А. А. Оганов // Вопросы философии. 2003. — № 2. — С. 66−76.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И Ожегов. 4-е изд., стереотип. — М.: АЗЪ, 1997. — 768 с.
- Олесина, Е. Искусство в нашей жизни / Е. Олесина / Искусство. — 2006.-№ 13.-С. 5−6.
- Осиновский, И. Н. Томас Мор / И. Н. Осиновский. — М.: Мысль, 1985. 174 с. — (Мыслители прошлого).
- Основы эстетического воспитания: учеб. пособие / под ред. А. К. Дремова. М.: Высш. школа, 1975. — 327 с.
- Педагогическая энциклопедия в 4-х т. Т. 1 / под ред.А. И. Каиро-ва. М.: Советская энциклопедия, 1964. — 832 с.
- Педагогический словарь в 2-х т. Т.1 / под ред. И. А. Каирова. — М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 1960. — 774 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 523 с.: ил.
- Пеленков, А. И. Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / А. И. Пеленков. — Москва, 1998.-229 с.
- Петрочук, О. К. Сандро Боттичелли / О. К. Петрочук. М.: ТЕР-РА — Книжный клуб, 2001. — 352 е.: ил. — (Мастера).
- Пидкасистый, П. И. Педагогика : учеб. пособие для студентов вузов и колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 608 с.
- Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. / Платон- под общ. ред. А. Ф. Лосева. -М.: Мысль, 1993. 528 с. — (Философское наследие).
- Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. / Платон- под общ. ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1994. — 654 с. — (Философское наследие).
- Полонская, М. А. Искусство в жизни людей / М. А. Полонская // Изобразительное искусство в школе. — 2005. — № 6. С. 65—74.
- Полякова, И. Одежда говорит о человеке. История куклы / И. Полякова, Т. Сапожникова // Искусство. — 2008. 16—31 мая. — С. 5—6.
- Полякова, И. Особенности обучения школьников по программе Б. М. Йеменского «Изобразительное искусство и труд» / И. Полякова // Искусство. 2008. — 1−15 мая. — С. 45.
- Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств. — М.: Методиздат, 2001. — 32 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 классы / под рук. и ред. Б. М. Йеменского. — 5-е изд. -М.: Просвещение, 2009. — 141 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений / под ред. П. И. Пидкасистого.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544 с.
- Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Ф. Рабле. М.: Правда, 1991. — 766 с. — (Библиотека Юмора и Сатиры).
- Рабле, Ф. Мысли о воспитании и обучении / Ф. Рабле, М. Мон-тень. М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва. И. И. Кушнеревъ и К, 1896. -130 с.
- Радугин, А. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / А. А. Раду-гин. М.: Центр, 2002. — 272 с.
- Ревякина, Н. В. Античные источники итальянской гуманистической педагогики XV века / И. В. Ревякина // Античное наследие в культуре Возрождения: сб. статей. Москва: Наука, 1984. — С. 66—79.
- Ревякина, Н. В. Некоторые вопросы формирования личности в итальянской гуманистической педагогике / Н. В. Ревякина // Культура Возрождения и общество: сб. статей. Москва: Наука, 1986. — С. 30 — 38.
- Рерих, Н. К. О вечном / Н. К. Рерих. М.: Республика, 1994.462 с.
- Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка: учеб. пособие для студентов пед ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» // Н. Н. Ростовцев. — М.: Просвещение, 1981.- 192 с.: ил.
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учебник для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов // Н. Н. Ростовцев. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: АГАР, 2000. — 256 с.
- Ростовцев, Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка : учеб. пособие // Н. Н. Ростовцев. М.: Изобразительное искусство, 1983.-288 с.: ил.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. и др.: ПИТЕР, 1998. — 705 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 2. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1976. — 338 с.
- Рубинштейн, С. Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1968. -371 с.
- Рутенбург, В. И. Античное наследие в культуре Возрождения / В. И. Рутенбург. -М.: Наука, 1985. 140 с.
- Рязанцева, И. М. Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета : дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / И. М. Рязанцева. — Москва, 2003. — 367 с.
- Савенкова, JI. Формула творческого обучения / JI. Савенкова // Искусство. 2009. — 1−15 января. — С. 4—5.
- Салимова, К. Педагогика народов мира : История и современность: учеб. пособие для вузов / К. Салимова, Н. Додде. — М.: Пед. общество России, 2001. 576 с.: ил.
- Салов, Ю. А. Психолого-педагогическая антропология : учеб. пособие для студентов вузов / Салов Ю. А, Тюнников Ю. С. — М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. 256 с.
- Сальдаева, О. В. Художественное образование студента как целостная педагогическая система : автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. / О. В. Сальдаева. Оренбург, 2008. — 46 с.
- Сатарова, Л. А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства / Л. А. Сатарова // Педагогика. — 2003.-№ 5.-С. 46−50.
- Сборник нормативных документов для учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства / сост. С. Н. Горушкина, И. А. Тозыякова. М.: Изд. ИМХО, 2006. — 275 с.
- Словарь античности: пер. с.нем.и сост. Й. Ирмшер. М.: Прогресс, 1989. -704 с.: ил.
- Смирнов, И. Прекраснейший талант Возрождения / Н. Смирнов // Художник. 1976. — № Ю. — С. 51−59.
- Смолянинов, И. Ф. Природа-в системе эстетического воспитания : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
- Соколов, П. История педагогических систем / П. Соколов. — Петроград: Издание В. С. Клестова, 1916. 708 с.
- Соколова, М. В. Мировая культура и искусство : учеб. пособие для студ. вузов / М. В. Соколова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 368 с.
- Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. учеб. пед. учеб. заведений. В 2-х т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. -М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 304 с.: ил.
- Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения. Часть II. Европейский мир X — XV в. — М.: Интерпракс, 1995. 384 с. — (Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков»).
- Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения. Часть III. Средневековой человек и его мир — М.: Интерпракс, 1994. — 400 с. — (Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков»).
- Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения. Часть IV. От Средневековья к Новому времени. Новый человек- М.: Интерпракс, 1994. 320 с. — (Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков»).
- Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций: учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская. М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 368 с.
- Сунягин, Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения / Г. Ф. Сунягин. — JI.: Издательство Ленинградского университета, 1987. — 160 с.
- Сурина М. О. История образования и цветодидактики / М. О. Су-рина, А. А. Сурин. Ростов н/Д: Изд. центр Март, 2003. — 352 с. — (Серия. «Школа дизайна»).
- Сухо дольская, Л. В. Формирование эстетической культуры будущего учителя / Л. В. Суходольская // Педагогика. — 2003. № 7. — С. 83−86.
- Тимофеева, Е. Н. Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников (на примере детской школы искусств): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Е. Н. Тимофеева. Чебоксары, 2009. — 239 с.
- Торшилова, Е. М. Эстетическое воспитание в семье / Е. М. Тор-шилова. -М.: Искусство, 1989. 144 с.: ил. — («Библиотека для родителей»).
- Трофимова, С. Удивительный Арчимбольдо / С. Трофимова // Искусство в школе. 1997. — № 3. — С. 50—53.
- Тучков, И. Рука, послушная рассудку. Черты метода Микеланд-жело / И. Тучков // Юный художник. — 1989. — № 2. — С. 29—32.
- Урманова, JI. П. Тема труда в творчестве Эразма Роттердамского / Л. П. Урманова // Культура Возрождения и общество: сб. статей. — М.: 1993.-С. 172−179.
- Ученые записки МГПИ имени В. И. Ленина. Вып. 3: Средневековый город: сборник. -М.: Наука, 1949. — С. 54−59.
- Ушинский, К. Д. Избранные сочинения в 7 т. Т. 1. / К. Д. Ушин-ский. -М.: Педагогика, 1974. 571 с.
- Философская энциклопедия в 5 т. Т. 5 / под ред. Ф. В. Константинова. М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1970. — 740 с.: ил.
- Фролова, М. Итальянское Возрождение. Творчество Тициана / М. Фролова // Искусство. 2006. — 16−30 апреля. — С. 18−19.
- Фролова, М. Художники Раннего Возрождения. Сандро Боттичелли / М. Фролова // Искусство. — 2006. — 1—15 января. С. 17—20.
- Харитонова, Л. М. Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии : Проблемы взаимодействия: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04. / Л. М. Харитонова. Москва, 2005. — 264 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. — 500 с.: ил.
- Хрестоматия по истории средних веков в 2 т. Т. 1 / под ред. С. Д. Сказкина. М.: 1961. — 454 с.
- Хрестоматия по истории средних веков в 2 т. Т. 2 / под ред. С. Д. Сказкина. М.: 1963. — 477 с.
- Художественно-педагогический словарь / сост. Н. К. Шабанов и др. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. — 480 с.: ил. — (Фундаментальный учебник).
- Челышева, Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система : дис.. доктора пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. / Т. В. Челышева. Москва, 2003. — 421 с.
- Школа изобразительного искусства. В 9-и выпусках. Выпуск 1. -М.: Изд-во Академии Художеств, 1960. 190 с.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История средних веков. — М.: OJIMA-ПРЕСС Образование, 2003. 831 с.: ил.
- Штекли, А. Э. Кампанелла / А. Э. Штекли. М.: Молодая гвардия, 1966. — 288 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей).
- Эренгросс, Б. А. Мировая художественная культура : учеб. пособие / Б. А. Эренгросс и др. — под ред. Б. А. Эренгросс. М.: Высшая школа, 2001.-767 с.
- Энциклопедия для детей: Т. 1 (Всемирная история). 3-е изд., перераб. и доп. / сост. С. П. Исмайлова. — М.: Аванта +, 1994. — 704 с.: ил.
- Эстетика. Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
- Эстон, М. Ренессанс. Энциклопедия мирового искусства. / М. Эстон. — М.: Белый город, 1997. — 367 с.
- Этюды об изобразительном искусстве: книга для учащихся / сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
- Юнг, К. Г. Архетипы и символ / К. Г. Юнг. М.: Искусство, 1991.-251 с.
- Ames-Lewis, F. The intellectual life of the Early Renaissance artist /
- F. Ames-Lewis. 2 print. — New Haven — London: Yale university press, 2002. -322 p.
- Barkan, L. Unearthing the past: archaeology and aesthetics in the making of Renaissance culture / L. Barkan. — New Haven — London: Yale university press, 1999.-428 p.
- Farr, J. Artisans in Europe, 1300−1914 / J. Farr. Cambridge — New York — Melbourne: Cambridge university press, 2000. — 306 p. — (New approaches to European history).
- Freedman, L. The revival of the Olympian gods in Renaissance art / L. Freedman. Cambridge — New York — Melbourne: Cambridge university press, 2003.-301 p.
- Graham, G. Philosophy of the arts: An introduction to aesthetics /
- G.Graham. 3 ed. — London — New York: Routledge, 2005. — 268 p.
- Holscher, T. The language of images in Roman art / T. Holscher — transl. by A. Snodgrass. Cambridge — New York — Melbourne: Cambridge university press, 2004. — 151 p.
- Kitzinger, E. Early medieval art / E. Kitzinger. — Bloomington: Indiana university press, 1983. 127 p.
- Refraining the Renaissance: Visual culture in Europe and Latin America, 1450−1650 / Ed. with an introd. by C. Farago. London — New Haven: Yale university press, 1995. — 394 p.
- Visuality before and beyond the Renaissance: Seeing as others saw / • ed. by R. Nelson. Cambridge — New York — Melbourne: Cambridge university press, 2000. — 269 p. — (Cambridge studies in new art history and criticism).
- Woodford, S. The art of Greece and Rome / S. Woodford. Cambridge — New York- Melbourne: Cambridge university press, 2004. — 163 p.