Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Альтернативы развития профессиональной идентичности военнослужащих

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление процессом формирования профессиональной идентичности военнослужащих заключается в том, что выделяются внутренние причины кризиса, определяются стадия кризиса и статус идентичности, субъективные и объективные детерминирующие факторы кризиса, разрабатываются стратегии разрешения кризиса и установления более высокого статуса идентичности. Для того, чтобы выйти из кризиса профессиональной… Читать ещё >

Альтернативы развития профессиональной идентичности военнослужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика особенностей воинов-контрактников показывает, что изучение военнослужащих — это сложный процесс познания внутреннего мира, индивидуальных различий каждой личности. В изучении особенностей контрактников выделяют несколько этапов:

  • 1. определение целей и задач изучения воинов;
  • 2. разработка плана или программы, определение методов изучения;
  • 3. сбор материалов, представляющих интерес для изучения особенностей данной категории военнослужащих (жизненный и служебный опыт, особенности психики, развитость различных личностных качеств, эмоционально-волевой сферы, физическое развитие, привычки и др.);
  • 4. обобщение и анализ полученных данных, их использование в воспитательной работе.

Воспитателю необходимо изучить воспитуемого в том объеме, который обеспечивал бы ему эффективное целенаправленное педагогическое влияние на военнослужащего. Основными методами изучения личного состава, призванного по контракту, являются: наблюдение; изучение биографических данных (жизненного пути), различных документов; обобщение независимых характеристик; письменные и устные опросы; различные виды бесед; анализ результатов деятельности и другие.

Можно выделить следующие группы особенностей военнослужащих контрактников, требующие учёта в воспитании: физиологические, возрастные, социально-психологические, национально-территориальные, религиозные и индивидуальные. Индивидуальные особенности военнослужащих-женщин проявляются в тех же категориях. При их учёте необходимо обращать внимание на женский характер, на формирование которого накладывают отпечаток социальное предназначение женщины, и их роль в семье и обществе.

Человек в своей жизни неоднократно совершает профессиональный выбор, но мы под профессиональным выбором подразумеваем принятие определенной альтернативы по поводу своего дальнейшего профессионального развития. Выбор дальнейшего профессионального обучения при этом является одним из первых этапов в формировании профессиональной идентичности военнослужащих.

Физиологические особенности. Физиологические особенности связаны, прежде всего, с функционированием нервной системы, которая может характеризоваться повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью, возбудимостью, пластичностью, чувствительностью и восприимчивостью.

Например, для военнослужащих контрактников повышенная возбудимость может быть обусловлена преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем моложе контрактник, тем сильнее выражена эта особенность. Повышенную возбудимость или наоборот флегматичность, пониженную реакцию может вызвать не здоровый образ жизни: курение, употребление спиртных напитков, недосыпание, недоедание и т. д. Эти особенности необходимо учитывать в профессиональном воспитании контрактников. Как свидетельствует практика, отрицательно сказываются на профессиональной деятельности воинов-контрактников случаи, когда они не соблюдают режим отдыха, неорганизованно проводят свободное время, иногда это может привести к нервным срывам военнослужащего или чрезвычайному происшествию. Некоторые контрактники, с целью экономии денег, не обедают или питаются всухомятку, что понижает работоспособность, внимательность и может также привести к отрицательным последствиям.

Физиология указывает на то, что до 20−25 лет продолжается рост человека. В этот период ему свойственны повышенная возбудимость, чувствительность, восприимчивость. Вместе с тем, этот период наиболее подходит для профессионального роста, стремления к чему-то новому, к познанию неизвестного. В этом возрасте идёт поиск своего места в жизни, своей будущей профессии. Этот период наиболее благоприятен для воспитания любви к своей профессии, к профессиональной службе в армии.

Вышеизложенное приводит к пониманию необходимости изучения функций организма военнослужащих контрактников при физических и умственных нагрузках, что позволит выявить функциональные возможности организма контрактника в определённые возрастные периоды, степень его готовности к различным видам профессиональной деятельности, адаптивные способности и т. д.

Управление процессом формирования профессиональной идентичности военнослужащих заключается в том, что выделяются внутренние причины кризиса, определяются стадия кризиса и статус идентичности, субъективные и объективные детерминирующие факторы кризиса, разрабатываются стратегии разрешения кризиса и установления более высокого статуса идентичности. Для того, чтобы выйти из кризиса профессиональной идентичности, необходимо принять решение о своем профессиональном выборе, начиная с определения выбора уровня и пути получения дальнейшего образования.

При принятии решения военнослужащий использует одни и те же психологические механизмы, несмотря на то, что приходится принимать решения в различных областях деятельности. Для повышения эффективности профессиональной идентичности необходима максимальная определенность внешних и внутренних факторов выбора.

Существует система мероприятий, основной целью которой является оптимизация процессов осознанного выбора профессии и трудоустройства в соответствии с интересами, возможностями и способностями индивида. Профессиональная ориентация включает информирование о множестве профессий и их иерархии и специализацию в какой-либо области.

Осознание индивидом собственных профессиональных склонностей и интересов, адекватно оценивать свои возможности и способностей в рамках выбранной профессии; желание идентифицировать себя с определенной профессиональной группой и планирование жизни в связи с выбранным направлением обучения и профессионализацией являются становлением профессиональной идентичности.

Выбор профессии военнослужащего зависит от многих факторов — семейного положения, собственных интересов, склонностей и возможностей, места проживания, биографии. Изучение трудовой мотивации индивида позволяет прогнозировать его профессиональное становление и карьерный рост. Важное значение имеет и осведомленность человека о реалиях трудовой деятельности выбранной профессии, критериях пригодности и оплаты труда. Выход на рынок труда может нарушить представление о выбранной профессии и спровоцировать внутриличностный конфликт, поскольку в момент обучения, профессиональной подготовки человек ориентировался на лучших, наиболее ярких представителей профессии. Чтобы предотвратить подобное явление, существуют центры профессионального консультирования.

Профессиональная самоидентификация перестраивает внутренний мир военнослужащиъ, их систему ценностей и норм и является важнейшей составляющей их жизни. Конкурентоспособность специалиста на рынке во многом зависит от реализации его способностей в русле его профессии, образования, опыта трудовой деятельности, адаптивных способностей личности. Профессиональная самоидентификация возрастает по мере накопления практического опыта, заинтересованности трудом и статусных характеристик профессии.

Обычно говорят об особенностях профессиональной группы людей, например, о менталитете медиков или математиков, подразумевая определенный образ, наличие определенных личностных качеств. Наличие положительной первоначальной самоидентификации может меняться при столкновении с практической деятельностью.

Практической задачей повышения эффективности профессиональной идентичности является воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства.

Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект.

Проблемы повышения эффективности профессиональной идентичности военнослужащих актуальны для любого времени и любой социально-экономической формации, в кризисный период значимость их возрастает. Можно выделить несколько категорий субъектов (индивидуальных и групповых), для которых эффективность профессиональной идентичности становится жизненно важной проблемой:

  • а) для отдельного человека, специалиста, эффективность его профессиональной идентичности становится его личной проблемой, ибо она связана, с одной стороны, с удовлетворением его потребностей, с другой стороны — с построением его профессионального и жизненного пути;
  • б) для работодателя решение проблемы эффективного использования профессионального потенциала наемных работников связано с оптимальным соотнесением доходов и затрат, также перспективами развития его бизнеса;
  • в) для профессионального сообщества решение проблемы эффективности труда его членов является условием профессионального выживания и эволюции института профессионалов данного профиля;
  • г) для общества в целом проблема подготовки профессионалов, рационального их использования, проблема эффективности труда вообще важна с точки зрения развития общества, использования его ресурсов.

Человеку приходится проходить процесс адаптации (к средствам деятельности, к условиям социально-трудовой среды и т. д.). Но если в одном случае речь идет о трудовой адаптации, и результатом ее является освоение и успешное выполнение человеком той или иной трудовой деятельности (индивидуальной, или коллективной), то в другом мы говорим о профессиональной адаптации, результат которой выражается во «встраивании» человека в профессию.

Успешность профессиональной адаптации военнослужащего связана с особенностями формирования у него психических образов (моделей) как профессии в целом, так и профессиональной деятельности. Психологическая модель профессии включает в себя следующие составляющие:

  • 1. модель профессиональной среды (как система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д.);
  • 2. модель профессиональной деятельности (как система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения и др.);
  • 3. модель субъекта деятельности (как совокупность образов, отражающих систему свойств и отношений личности).

Вхождение в профессию сопровождается интериоризацией включающей в себя следующие этапы:

  • 1. ознакомление с моделью через обучение;
  • 2. освоение модели через практическую деятельность;
  • 3. идентификацию себя с моделью (включая осознание выполняемой профессиональной деятельности как ценности в иерархии мотивов личности; соответствие личных мотивов — профессионально значимым, а также соответствие личной и профессиональной картины мира).

В силу активности психики человека адаптация военнослужащих не может рассматриваться как пассивное приспособление к среде. Различают две стратегии адаптации. В основе первой стратегии лежит тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. При этом он пользуется, в основном, наработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы.

При поведении по второй стратегии (стратегии профессионального саморазвития) военнослужащий характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Это дает ему возможность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее, позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития.

Результаты исследования показали что во многом мотивация и удовлетворенность зависят от степени вовлеченности контрактника в трудовой процесс. Вовлеченность в работу — мера идентификации служащего со своей профессией.

Под вовлеченностью понимают восприятие работы как первого по важности дела, принятие и заинтересованность в наилучших результатах, стремление совершенствовать и оптимизировать трудовой процесс.

Оптимизация эффективности профессиональной идентичности военнослужащих по контракту поможет тренинг профессиональной идентичности. Программа тренинга включает несколько взаимосвязанных функционально-динамических блоков и методов:

  • 1. самомониторинг — самоотчет и самоанализ с помощью анкеты, направленной на осознание собственного отношения к профессии;
  • 2. мозговой штурм — групповой анализ социального статуса профессии, профессиональных рисков, индивидуальных ценностных ориентаций, перспектив и трудностей профессии;
  • 3. тренинг педагогического взаимодействия — выработка в группе профессионально важных качеств эффективного педагогического взаимодействия в форме диалога и сотрудничества;
  • 4. баллинтовская группа — как интерактивный метод, направленный на моделирование и обсуждение профессионально сложных ситуаций и алгоритмов их решения под руководством опытных педагогов.

Важное место в становлении профессиональной идентичности отводится практико-ориентированным курсам обучения, проводящимися по разработанным автором программам. Задача практико-ориентированного обучения заключается в том, чтобы открыть перед контрактником возможность нового видения и отношения к действительности, опираясь на некоторое целостное восприятие профессиональной ситуации и своих личностных особенностей.

Основными формами практико-ориентированного обучения контрактников выступают учебные задачи. Учебной задачей считается задача, способы решения которой могут вести к изменению и развитию самих обучающихся. На примере курсантов военного вуза, такими задачами могут быть:

  • 1. практическое задание на осуществление дистантного консультирования;
  • 2. разбор случая дистантного консультирования на группе;
  • 3. практические задания на парадигмальное, ситуативное и инструментальное самоопределение в конкретном случае консультирования;
  • 4. разбор случая с использованием парадигмального выбора на группе;
  • 5. ролевая игра по проведению семейного консультирования обучающим психологом с совместным обсуждением;
  • 6. самостоятельное проведение консультирования с последующим разбором работы на группе;
  • 7. практическое задание на проведение индивидуального психологического консультирования с обсуждением на группе;
  • 8. подготовка и проведение элементов группового тренинга каждым студентом с последующим обсуждением;
  • 9. проверочное тестирование в процессе работы;
  • 10. индивидуальные собеседования-консультации и пр.

Главными задачами таких занятий должны быть не только определение конкретных областей дальнейшей учебы и работы, а формирование определенного уровня карьерных притязаний. Если психологи-профкосультанты так и будут заниматься только психодиагностикой психологических предрасположенностей курсантов к определенной деятельности, то скоро в России появятся люди, у которых будет по 3−4 высших образования, но их профессиональная идентичность так и останется размытой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой