Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (1989;1992) был организационно-подготовительным, включающим проведение массовых социологических исследований по изучению мнения и образовательных запросов общественности, связанных с национально-культурными потребностямиобсуждались проблемы и пути подготовки и переподготовки кадров, обеспечения материально-технической базы в соответствии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к осмыслению этнокультурного образования
    • 1. 1. Сущность и содержание этнической культуры
    • 1. 2. Этническое воспитание и образование — фактор развития народов и их культур
    • 1. 3. Этнокультурное образование: теоретический и практический аспекты
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Технология введения и реализации этнокультурного образования
    • 2. 1. Анализ опыта и проведения констатирующего этапа исследования
    • 2. 2. Этнокультурное образование в условиях межкультурного взаимодействия
    • 2. 3. Подготовка учителей в системе повышения квалификации к реализации этнокультурного образования
  • Выводы по второй главе

Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Модернизация образования в условиях самоутверждения этнокультур должна проходить с учетом национально-региональных особенностей. Как подчеркивается в Концепции, российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности, поэтому в системе формирования мировоззрения личности изучение этнокультурного наследия не должно занимать последнее место.

Постановка данной проблемы определяет ключевую роль образования в сохранении нации, ее генофонда: воспитание и становление личности учащихся на основе этнических традиций, так как «воспитательные идеи любого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое» (К.Д. Ушинский). Такой подход способствует не только сохранению национального языка и этнокультурного наследия, но и возрождению, развитию и формированию основ межличностного общения на основе «диалога культур». Важность и необходимость этнокультурного образования обусловливается и реальным многонациональным контингентом российских школ.

Школьный период — наиболее сензитивная, благоприятная пора для формирования нравственных качеств личности, развития интеллектуальных возможностей. Богатый педагогический опыт народа, его идеалы могут оказать значимое влияние на мировоззренческую систему подрастающего поколения.

Как показывает практика, пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи, повлекло за собой забвение целых пластов народной культуры. Все это в итоге приводит к то му, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и к культурному многообразию той земли, которая является для них малой родиной.

Анализ философской, психолого-педагогической, культурологической и этнографической литературы показал, что национальная культура и ее традиции рассматриваются в контексте проблем взаимосвязи культуры и образования, преемственности принципов этнопедагогики и современной педагогической науки, проектирования национального образования.

Осмыслению сущности национальной культуры, ее роли в историческом развитии этносов посвящены труды А. И. Арнольдова, С.Н. Артановско-го, Э. А. Баллер, Н. А. Бердяева, Ю. Б. Бромлея, Г. Д. Гачева, J1.H. Гумилева, JI.M. Дробижевой и др., вопросам этнической психологии — работы Г. Г. Шпета, Ю. ГТПлатонова, Т. Г. Стефаненко и др.

Взаимосвязь национальной культуры и просвещения, пути духовного обновления общества на основе национального воспитания исследованы П. П. Блонским, JI.C. Выготским, И. А. Ильиным, Н. К. Крупской, В. А. Разумным, В. В. Розановым.

Научные взгляды на использование принципов этнопедагогики в воспитании подрастающего поколения изложены в трудах З. П. Васильцовой, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, К. Д. Ушинского.

Вопросы изучения и использования гуманистических традиций воспитания в народной педагогике представлены в исследованиях А.Г. Абсалямо-вой, Н. Ц. Биткеева, Е. И. Корнеевой, Л. И, Ляшко, О. Д. Мукаевой, А. П. Оконешниковой, Р. Д. Санжаевой, Е. С. Троицкого, С. Н. Шадриной.

Проблеме духовного развития личности, основанного в числе прочего на игровых элементах культуры, посвящены исследования Ю. П. Азарова, И. С. Кона, М. А. Мухлынина, И. Хейзинга.

В работах J1.A. Белоус, Т. И. Березиной, Л. Д. Вавиловой, О. В. Лебедевой, М. А. Муратовой, О. Ю. Овчинниковой, А. Л. Поляковой, Г. С. Поповой раскрываются теоретические и научно-методические основы формирования различных качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования.

Отдельные аспекты этой проблемы изучались Г. Ю. Нагорной, В. А. Николаевым, Р. Е. Тимофеевой. Названные исследователи рассматривают развитие этнопедагогической культуры учителей. Одним из факторов, сдерживающих развитие этнокультурной направленности школы, они отмечают слабую подготовку учителей в данном направлении.

В последние годы выполнено значительное число научно-теоретических и опытно-практических работ, посвященных проблемам регионализации и создания национальных систем образования в различных регионах (А.Р. Атутов, В. К. Бацын, Н. К. Елаев, Е. А. Жирков, М. Н. Кузьмин, Г. В. Мухаметзянова, С. Д. Намсараев и др.) — проектированию национального образования (Е.П. Белозерцев, Р. А. Исламшин, В. А. Николаев, А. Б. Панькин, М. Г. Тайчинов, Ю. С. Тюнников, В. К. Шаповалов, Ф. Г. Ялалов и др.).

Тем не менее, проблема этнокультурного образования учащихся остается достаточно острой и сегодня. Причин тому несколько. Во-первых, сказывается отсутствие практического опыта по использованию этнокультурных ценностей в воспитании и образовании подрастающего поколения в широкой практике общеобразовательных учреждений. Во-вторых, не разработаны программы, методические пособия, отвечающие локальным особенностям отдельных регионов. В-третьих, затрудняет работу острая нехватка подготовленных кадров.

Изучение состояния исследуемой проблемы позволило выявить следующие противоречия:

— между актуализирующимися этнокультурными интересами общественности и реальными возможностями их удовлетворения системой образования;

— между духовно-нравственным потенциалом национальной культуры и системой образования, не отражающей содержания этнокультурного наследия народов;

— между актуальностью этнокультурного образования, продиктованной многонациональностью контингента учащихся российских школ, и слабым уровнем этнокультурной подготовки учителей.

Таким образом, отсутствие целенаправленных исследований, целостно рассматривающих закономерности этнокультурного образования в процессе взаимодействия «педагог-ученик-социум», а также очевидная общественная значимость и педагогическая актуальность проблемы определили выбор темы исследования: «Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся».

Цель исследования — раскрытие и реализация педагогических основ этнокультурного образования, способствующего становлению личности учащихся как субъектов этноса, способных к культурной интеграции в современном обществе.

Объект исследования — этнокультурное образование учащихся. Предмет исследования — процесс реализации этнокультурного образования в региональных условиях.

Гипотеза исследования — этнокультурное образование будет способствовать личностному развитию учащихся, если:

— в содержание непрерывного общего и профессионального образования будут целенаправленно и системно включаться знания о национальной культуре этносов, удовлетворяющие этнокультурные потребности субъектов образовательного пространства;

— будет разработана модель этнокультурного образования, целостно охватывающая процесс взаимодействия «педагог-ученик-социум»;

— определены технологии реализации этнокультурного образования, способствующие приобщению подрастающего поколения к духовному и культурному достоянию народа;

— организована этнокультурная подготовка педагогов, формирующая интерес и осознанное отношение учащихся к сохранению и развитию этно-культуры;

Исходя из цели и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:

— раскрыть педагогические основы этнокультурного образования;

— выявить особенности этнокультурного образования в национально-региональных условиях;

— предложить модель этнокультурного образования, рассмотреть структуру, содержание, технологии реализации;

— разработать программу этнокультурной подготовки педагогов для более эффективного осуществления этнокультурного образования и этнопедагогической работы с учащимися.

Методологическую основу исследования составляют философские, педагогические и психологические положения:

— о целостности человеческой культуры (А.И. Арнольдов, М. М. Бахтин, А. О. Бороноев, JI.C. Выготский, П. И. Гнатенко, И. А. Ильин, JI.H. Коган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, С. Л. Рубинштейн, B.C. Степин);

— о сущности национальной культуры, обусловленной особенностями исторического пути развития народа (Н.Я. Данилевский, И. А. Ильин, И. В. Киреевский, П. Н. Милюков, Л. В. Милов, С.М. Соловьев);

— о соотношении общечеловеческого и национального, о роли народных традиций в образовании (А.Г. Абсалямова, Г. И. Волков, Б. С. Гершунский, И. Ф. Гончаров, А. Дистервег, О. В. Лебедева, В. Ю. Троицкий, К. Д. Ушинский, В.Д. Шадриков);

— о социальной и культурной обусловленности образования (Л.П. Буева, И.В. Бестужев-Лада, Г. С. Киселев, В.Л. Рабинович).

Существенное значение в концептуальном плане имеют исследования:

— по созданию национальных систем образования (П.Р. Атутов,.

B.К. Бацын, Н. К. Елаев, Е. А. Жирков, М. Н. Кузьмин, Г. В. Мухаметзянова,.

C.Д. Намсараев);

— по проектированию национального образования (Е.П. Белозерцев, Р. А. Исламшин, В. А. Николаев, А. Б. Панькин, М. Г. Тайчинов, Ю. С. Тюнников, В. К. Шаповалов, Ф.Г. Ялалов).

Для решения задач исследования и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературыдиагностические методы (анкетирование, устные и письменные опросы, беседа) — обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, ретроперспектив-ный анализ педагогического опыта) — педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий варианты) — метод статистической обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования:

— обоснована необходимость использования региональных (экономических, географических, исторических, этнографических и др.), национально-региональных (язык, литература, искусство, традиций и обычаи и др.) знаний в личностном развитии учащихся;

— раскрыта и исследована сущность, структура, функции этнокультурного образования как системной деятельности, его место в структуре содержания образования, особенности реализации;

— определено содержание понятия «этнокультурное образование».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и положения будут способствовать разработке вопросов методологии образования учащихся на основе этнокультурных традицийпозволят осуществлять широкий подход к включению этнокультурного компонента в содержание образованиясоставят основу для новых научных представлений о роли этнокультурного образования в гуманизации образовательной среды и окружающего социума.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах при реализации этнокультурного направления учебно-воспитательного процессаразработанные программно-методические и учебно-дидактические рекомендации позволят учителям использовать их в своей педагогической деятельности. Успешно апробирована программа профессиональной переподготовки учителей для более эффективного осуществления этнокультурного образования и этнопедагогической работы с учащимися.

Эмпирически исследована целесообразность введения национально-регионального содержания образования в учебно-воспитательный процесс образовательных школ региона.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью использованных научных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, анализом педагогической практики, результатами опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округаиспользованием методов математической статистики при обработке данных исследования.

База научного исследования: образовательные учреждения Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (1989;1992) был организационно-подготовительным, включающим проведение массовых социологических исследований по изучению мнения и образовательных запросов общественности, связанных с национально-культурными потребностямиобсуждались проблемы и пути подготовки и переподготовки кадров, обеспечения материально-технической базы в соответствии содержанием национального образованияопределялись теоретические аспекты проблемы, анализировалась специальная литература.

Второй этап (1993;1997) был связан с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета педагогического поискапроведением диагностирующего изучения состояния этнокультурного образования и воспитания в системе образования и общественной сферыс проведением опытно-экспериментальной работы по созданию модели этнокультурного образования учащихся с учетом уровня языковой подготовки, местной демографической ситуации, новых педагогических технологий, интересов и потребностей учащихся, родителей, государства;

Третий этап (1998;2002) посвящался реализации программы этнокультурного образования педагоговпроверке гипотезы и обобщению результатов исследования, оформлению диссертации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Эффективность реализации этнокультурного образования достигается в условиях целенаправленного и системного использования в содержании непрерывного общего и профессионального образования знаний о национальной культуре этносов;

2. Модель этнокультурного образования для реализации этнокультурной направленности учебно-воспитательной деятельности школы, являющейся в современных условиях одним из основных социальных институтов в передаче знаний о национальной культуре из поколения в поколение.

3. Принцип системной деятельности и программно-целевого подхода в реализации этнокультурного образования требует повышения квалификации педагогических кадров, заинтересованных в эффективном осуществлении этнокультурного образования и этнопедагогической работы с учащимися, в развитии творческого потенциала и создании авторских форм работы.

4.

Введение

этнокультурных знаний в школьную практику способствует формированию системы ценностных ориентаций во взаимосвязи на базе родной, российской и мировой культуры, создает условия для вступления личности в равноправный диалог с другими культурами, обеспечивает включение растущего гражданина России как свободной, самоорганизующейся личности в современные мировые цивилизационные процессы.

Выводы по второй главе.

Воспитанию учащихся в этнокультурном контексте уделяют внимание школы, учреждения дополнительного образования, культуры, административные органы власти, но тем не менее в широкой практике приобщение учащихся к национальной культуре не находит достойного отражения, отсутствуют условия для более глубокого ознакомления учащихся с различными компонентами национальной культуры в учебных заведениях Иркутской области. На констатирующем этапе выявлена необходимость разработки оптимальных условий, специальной программы подготовки педагогов, обеспечивающих целенаправленное приобщение учащихся к родной культуре.

Формирующий эксперимент показал, что при целенаправленной воспитательно-образовательной работе, создании эффективных педагогических условий в школе можно повысить эмоционально-положительный настрой учащихся к национальной культуре, повысить их интеллектуальный уровень, расширить кругозор школьников в изучении истории и культуры народа.

Помочь воспитаннику осознать себя как представителя той или иной культуры и построить мост к культурным ценностям других народов — в этом видится цель образования на этнокультурной основе.

Проведенное исследование позволяет определить, что универсальная, творчески мобильная личность, способная войти в новую культурную среду, формируется при восстановлении утерянных педагогикой функций. Человек, знающий и уважающий этические и духовные ценности своего народа, не может не уважать традиции, обычаи, этику других народов. Это в первую очередь относится к педагогам, в чьи функции входит формирование подрастающей личности учащегося.

Таким образом, очевидна взаимосвязь национальной культуры и образования, так как безнациональный характер системы образования является одной из причин духовного кризиса современного общества.

Таким образом, в заключение работы можно сделать следующие выводы:

1. В традиционной культуре любого народа заложен богатый воспитательный потенциал, который можно и нужно использовать в учебно-воспитательном процессе в школе.

2. Изучение традиционной культуры в школе является одним из наиболее эффективных способов передачи этнокультурной информации подрастающему поколению, поэтому школа может занять одно из главных мест в ряду других социальных институтов, занимающихся этой проблемой.

3. Благодаря целенаправленному педагогическому руководству обогащение педагогической практики этнокультурным содержанием является залогом преобразования учебно-воспитательного процесса в школе.

4. Использование материалов программы по национальной культуре в этнокультурном воспитании наиболее эффективно в сочетании с межпредметным подходом к изучению этнокультурных ценностей, сочетанием традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий, взаимосвязи учебной и внеклассной работы.

5.

Введение

в школьную практику, особенно в многонациональных регионах, основ этнокультурного образования способствует развитию интереса к культуре других народов.

Результаты, полученные по окончании эксперимента, свидетельствуют о правомерности проводившейся работы. Возрождение языка и этнокульту-ры возможно только тогда, когда образование строится как деятельность, эт-нокультурно детерминированная. Так как наше исследование не претендовало на безупречное разрешение всех вопросов, поставленных в самом начале, то можно предположить, что совершенствование данного направления работы по мере необходимости может проводиться и в дальнейшем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991.
  2. А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества: Автореф.дис.. канд. пед. наук. -М, 1994.-21 с.
  3. А.Г. Язык и общество. М., 1968, 135с.
  4. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. -М., 1993.-608 с.
  5. А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 23 с.
  6. В.П. Русские пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Наука, 1975. — С. 9.
  7. А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 349 с.
  8. Н. Духовная традиция русской семейной культуры // Московский журнал 1993. — № 12 — С. 4−9.
  9. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние исторического единства культур: Автореф. дис.. канд. фил. наук.-Л., 1967.-31 с.
  10. Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект Пресс, 1998. 235с.
  11. П.Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2001. — № 2. — С.25−32.
  12. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: Изд-во Башкирского педагогического института, 1966.-242 с.
  13. Э.А. Национальный вопрос: две системы два подхода. — М.: Знание, 1985.-92 с.
  14. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М: Наука, 1969.- 292с.
  15. В.А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментали-зация образования в контексте целостного мировоззрения). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2002. — 234 с.
  16. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1986. — 341с.
  17. В.К., Кузьмин М. Н. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии: (О пробл. нац. образов, политики) // Народное образование -1994.-№ 4-С. 4−8.
  18. В.К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994.
  19. JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX -XX в.в. // Педагогика 1999. — № 5 — С. 89−95.
  20. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка.- Москва-Воронеж, 2000. 208 с.
  21. Е.П. О национально-государственном образовании в России //Педагогика 1998. — № 3 — С. 30−35.
  22. В.А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика 1998. — № 5 — С. 67−69.
  23. Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М.:Флинта, 1999. — 312 с.
  24. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Издательство «Искусство», 1994. — Т. 1.
  25. Т.И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. -32 с.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  27. Бестужев-Лада И. В. Философия, культура и образование (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии 1999. — № 3 — С. 4−7.
  28. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1990.
  29. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.
  30. JI.M. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка.: Автреф.дис. канд. пед. наук. Архангельск, 1997. — 19 с.
  31. Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся начальной школы // Нач. школа 1999. — № 11 -С. 48.
  32. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М., 1979. — Т. 2. — 393 с.
  33. Л.И. Избр. псих.труды. Проблемы формирования личности / Под ред.Д. И. Фельдштейна. М.: Межд.пед.академия, 1995. — 212 с.
  34. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования// Педагогика. 1997.- № 4 — С. 11−16.
  35. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика 1999. — № 3 — С. 37−43.
  36. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика 1995. — № 4 — С.29−36.
  37. А. О. Павленко В.Н. Этническая психология. С.-Пб., 1994. -165с.
  38. Ю. В Этнос и этнография. М., 1973. — 297с.
  39. Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия. (Выступление на «круглом столе» «Культура, культурология и образование») // Вопросы философии 1997. — № 2 — С. 12−16.
  40. О. В. Взаимовлияние культуры бурят и русских Забайкалья (2 пол. ХГХ нач.ХХ вв.) //Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию — Улан-Удэ: ОАО «Респуб.типография», 2001. — С.94−99с.
  41. A.M. Концепция ноосферной школы // В поисках нового содержания образоания. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1993. -С.57.
  42. Буряты. Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКиИ. 1995.-148с.
  43. Г. П., Ариарский М. А. Сохранение и обогащение национальных традиций россиян // Педагогика 1998. — № 7.
  44. Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми (4−6 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1993. — 17 с
  45. К.Я. Модель саморазвития человека: концепция, технология. Н. Новгород: Изд-во ВГПИПИ, 1999.-255 с.
  46. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988. -137с.
  47. Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. — 30 с.
  48. Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Сов.педагогика. -1987,-№ 7.
  49. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Изд. центр «Академия», 1999 -168 с.
  50. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. Национальная школа: концепция и технология развития. М.: Просвещение, 1993. — С.45- 51.
  51. Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования- 1997 № 2. — С.66−71.
  52. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  53. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1971 С. 91.
  54. К.С. Американская школа: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. — 223 с.
  55. О.С., Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика 1996. — № 6 — С. 51.
  56. З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика 1991. — № 9 — С. 21−24.
  57. Г. Национальные образы мира. Курс лекций.- М.: Academia, 1998.- 429 с.
  58. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика 1996. — № 5 — С. 46−54.
  59. П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев, 1984.- 152 с.
  60. И.Ф. Какой быть российской школе // Воспитание школьников 1993 — № 5 — С: 8−12.
  61. И.Ф. О возрождении русской школы основы национального самосознания // Народное образование — 1991 — № 3 — С. 31−36.
  62. Ю.В. России нужна национальная доктрина образования // Народное образование 1997. — № 1 — С. 32−34.
  63. Гумилев J1.H. Этногенез и босфера земли. Л.: Гидрометеоиздат., 1990. — 528 с.
  64. В.Е. и др. Художественное творчесвто. Л., 1986. 101 с.
  65. Н.Я. Россия и Европа. / Сост. С. А. Вайгачева М.: Книга, 1991.-574 с.
  66. А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика 1997. — № 1 — С. 68−71.
  67. А. Избранные пед. сочинения. С.-Пб., 1885. — Т. 1. -248 с.
  68. А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика 2002. — № 10 — С.93−96.
  69. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  70. М.М. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика: Автореф. дис.. докт.пед.наук-М., 1999.
  71. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия). М.: Просвещение, 1992. — С. 10.
  72. Закон Российской Федерации об образовании. М.: МП «Новая школа», 1992.
  73. Закон Российской Федерации об образовании // Российская газета. № 13. 21.03.96.
  74. Закон о языках народов Российской Федерации // В ред. Федерального закона от 24.07.98 № 126-Ф 3.
  75. В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика 1997. -№ 5-С. 3−16.
  76. И.Э. Этничность бурят в постсоветский период. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1999. — 152с. (Сибирь: этносы и культуры. Выпуск 5)
  77. Н.К. Философия и история образования. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госуниверситета, 2001 — 264 с.
  78. С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  79. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431 с.
  80. Л.Г. Основания социально-культурного анализа. М., 1995. -С.40.
  81. Р.А. Модель современного учителя в контексте проблем национального образования. // Национальное образование: опыт организации, проблема и результаты исследования. Казань, 1994. — С. 33−34.
  82. М.С. Философия культуры. СПб: 1996. — С. 10.
  83. П.Ф. История русской педагогики. // Педагогика. 1993. -№ 4.
  84. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. — 125 с.
  85. Г. С., «Кризис нашего времени» как проблема человека //Вопросы философии-1999. № 1 — С. 42−47.
  86. М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
  87. JI.H. Социальная среда и воспитание. Свердловск, 1980.
  88. В. И. Этнос и территория //Советская этнография. 1971. — № 6. -С. 89−100.
  89. Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Изб. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2 — С. 285−469.
  90. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществен/Народное образование. 1991. № 11.
  91. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  92. Концепция развития татарского просвещения. Казань, 1991.-25 с.
  93. Кон И. С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988. — 252 с.
  94. Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 18 с.
  95. Н.А. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования на традициях народной педагогики якутов: Дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — С. 120−149.
  96. В.В. Содержание образования бег на месте // Педагогика -2000. № 7-С. 3−12.
  97. Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе / Соч в 6 т. Т.6 М., 1959 — С.72−76.
  98. С.С. Развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М, 2001.
  99. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  100. Ю.Л., Явчуновская Р. Н. Человек, полиэтнический мир, безопасность. СПб: 1999.
  101. Н. М. Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991. — С. 100−125.
  102. О.В. Изучение формирования национального самосознания школьников // Актуальные проблемы воспитания и обучения учащихся. Методические рекомендации Ульяновск, 1991. С. 45−49.
  103. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  104. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.
  105. А.А. Век толерантности /Россия: многокультурность и толерантность. -М., 2001, С. 51.
  106. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. — 346 с.
  107. А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. Монография. М., 1997. 226 с.
  108. Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир 1994. — № 8 — С. 4−8.
  109. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд. полит, литры, 1991.
  110. Г. И. В спорах и размышлениях // Сб. Способность к диалогу. М., 1993. 4.1.
  111. С. В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994.
  112. Л.И. Патриотическое воспитание подростков-гимназистов средствами украинской национальной культуры на занятиях по труду: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 25 с.
  113. Н.Н. Духовные ценности народной педагогической культуры // Педагогика 1998. — № 1 — С. 81.
  114. . Магия и религия // Религия и общество. М., 1996
  115. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1991. -414 с.
  116. А.В. Диалектика деятельности и потребности общества. -Белгород, 1971. 96 с.
  117. Э.С. Теория культуры и современная наука. // Логико-исторический анализ. М.: Мысль, 1983. — С. 284.
  118. Н.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1973 с. 14.
  119. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  120. А.С. Духовно нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1996-С. 42−43.
  121. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.
  122. Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: Росспэн, 1998. — 573 с.
  123. П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 Т. М.: Прогресс, 1993.
  124. В. И. Бесконечность мгновения: национальное в художественном сознании. М.: Сов. Писатель, 1992. — 432 с.
  125. С.И. О музыкальном образовании народа в России. -М.: Музыка, 1979.-С. 199.
  126. Г. Ц., Намсараев С. Д. Воспитание, Обучение, Образование, -Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. 207с.
  127. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Академия», 2000. — 192с.
  128. Л.Н. Школа в Калмыкии: проблемы и перспективы // Педагогика 1997. — № 1 — С. 76−78.
  129. Г. В. Проблема создания национальных систем образования: Тезисы докл. Междунар. Конф. Казань, 1994. — С.9−10.
  130. Г. В. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. //Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть IV. Чебоксаря, 1991. — С.53.
  131. Г. В., Низамов Р. А. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Изд-во Заря-Тан, 1994. — 220 с.
  132. М.А. Игровой фольклор и детский досуг. М., 1986. -С. 42−57.
  133. А.С. Народная культура и генезис национального самосознания// СЭ.- 1981.-№ 6.-С. 13
  134. Г. Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Карачаево-Черкесск, 1998 24 с.
  135. С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ, Бэлиг, 1996. — 240 с.
  136. Народы России. Энциклопедия / Гл.ред. В. А. Тишков М., 1994.
  137. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). /Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. № 11, 1999.
  138. Национальная школа: концепция и технология развития: Ма-тер.междунар.конф. М.: Просвещение, 1993. — 319 с.
  139. Национальная школа: социально-педагогические проблемы / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб: 1997. — 87 с.
  140. М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобр. искусство, 1983. — 343 с.
  141. З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики. Народная педагогика основа воспитания. Тезисы докл. на конф. раб. образования. — Казань, 1993. — С.3−7.
  142. В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук. М., 1998 — С. 306−315.
  143. Основы дидактики. /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967 -С. 67.
  144. К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Автореф.. канд.пед.наук. Чебоксары, 1988. — 21 с.
  145. А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей Пермь, 1996. — 149 с.
  146. А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 2002. — 56 с.
  147. Подлиняев O. J1. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-ориентированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Автореф.. дис. д-ра пед. наук Хабаровск, 1999. — 36 с.
  148. А.А. Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. -18 с.
  149. A.JI. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 20 с.
  150. Г. С. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Якутск, 1998.-21 с.
  151. Рабинович B. JL Школярские будни и праздники в мастер-классах // Вопросы философии 1999. — № 3 — С. 34−37.
  152. В.А. Творчество народа и современность. М., 1990. — 125 с.
  153. С.А. Сельская школа: сб. ст. / Сост. Л. Ю. Стрелковой. М.: Педагогика, 1991. — 173с.
  154. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990 — 382с.
  155. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 416 с.
  156. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Пед. общество России, 1999.
  157. А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2001. — 256 с.
  158. Ш. Б. Развитие национальной культуры в современных условиях. Ташкент, Узбекистан, 1990. — 167 с.
  159. Р.Д. Этнопсихологические основы обучения в национальном лицее. Национальная школа: концепция и технология развития. М.: Просвещение, 1993.-С. 149−150.
  160. Я.Б. Гуманизация и диалог культур в школьном образовании. Иркутск, 2000. 144 с.
  161. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  162. Е.А. Национально-этнические аспекты народной культуры в ситуации мегаполиса // Ориентиры культурной политики 1998. — № 1 -С. 71−103.
  163. М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  164. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя,-М., 1993.
  165. Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья/Под ред. Т. Б. Юмсуновой. Новосибирск, 1999.
  166. Словарь русских говоров Прибайкалья. Иркутск, 1987.
  167. Словарь русских говоров Сибири. Т. 1. Ч. 1. Новосибирск, 1999.
  168. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток // Педагогика 1993. — № 1 — С 38−42.
  169. С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. С. 1819.
  170. Т.К. Этнокультурное образование школьников Бурятии: структура и содержание // В сб. Этнокультурное образование детей и молодежи в Бурятии: Статьи, учеб. программы и метод. материалы/ Под ред.
  171. Т.К.Солодухиной Улан-Удэ: Изд.-полиграф.комплекс ВСГАКИ — 2002. -175 с.
  172. И.А. Развитие эстетических чувств в процессе ознакомления старших дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
  173. B.C. Культура // Вопросы философии 1999. — № 8 — С. 61−71.
  174. Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997. -№ 1 С. 153−155.
  175. Т. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Ак-демический проект», 1999. — 320 с.
  176. К.А. Развитие этнокультурных образовательных технологий в подготовке специалистов художественно-творческого профиля: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 2000.
  177. В.А. Духовный мир школьника. М., 1976. — 223 с.
  178. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.
  179. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика 1999 — № 2 — С. 31.
  180. Р.Е. Национальная культура в последипломном образовании педагогов: Монография Якутск: Сорук, 1998 — 240 с.
  181. С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии)// Вопросы философии. 1964. -№ 11 — с. 53
  182. В.Н. Пространство культуры и встречи в нем. В сб. Восток -Запад. Исследования перспективы — публикации. М.: Наука. — 1989 — 175 с.
  183. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика 1998. — № 2 — С. 3−7.
  184. Е.С. О русской идее. Очерки теории возрождения нации: в 2ч.-М., 1994.
  185. JI.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 24с.
  186. А.И. Реализация принципа региональности в системе повышения калификации педагогических кадров: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -Тюмень, 1999.-24 с.
  187. Х.Т. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика 1998. — № 1 — С. 66.
  188. Ю.С. Об исходных моделях проектирования национального образования.- Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования. Тезисы докл. Междунар. конф. Казань, 1994. — С. 68.
  189. Ю.С., Хасанов Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994.
  190. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1974. С. 110.
  191. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. — С.272, 328.
  192. К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. М., 1948. С. 486−487.
  193. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1/ Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: «Прометей», 1998.
  194. Федеральная программа развития образования в России. /Под научн. ред. академика РАО Б. С. Гершунского. М., 1993. — С. 120.
  195. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2002 годы) // Народное образование — 2002. — № 1 — С. 255−261.
  196. Формирование гуманистического мировоззрения молодежи. Казань, 1992.-65 с.
  197. JI. Управлять духовным развитием // Народное образование -1997. № 9 — С. 140−143.
  198. Дж. Что такое обратный ход в смене языка и как он может оказаться успешным. // Тезисы докл. IV Междунар. конф. по языкам меньшинств. Леувард, Нидерландия. — 1990, с. 16−17.
  199. Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика 1999. — № 2 — С. 51.
  200. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./ Общ.ред. Г. М. Тавризян. -М.: «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.
  201. Н. Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. М., 1964. — С. 5
  202. В.Д. Народная школа // Высшее образование в России -1993. № 2 — С. 105−114.
  203. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996.-320 с.
  204. С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Саха: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -Якутск, 1997. 19 с.
  205. С.М. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. — 20 с.
  206. В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф.. дис. д-ра пед.наук. М., 1997. 36 с.
  207. С.Г. Пед. сочинения: в 4 т. М.: Изд-во АН СССР, 1963. -Т. 2.
  208. И.Г. Социализация сельского школьника подростка средствами народной культуры: Автореф. дис.. канд. пед, наук. — Красноярск, 1997.-22 с.
  209. О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII XX вв.): Учебное пособие. Вып. 1. — М.: Логос, 2001. — 184 с.
  210. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. Дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алатеия»: Кренов. 1996. — 193 с.
  211. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обснование системы обучения // Автореф. .докт. пед. наук. -Москва, 1988. 32 с.
  212. А.П. Историко-географические и этнографические заметки о сибирском населении. Иркутск, 1937.
  213. Языковые права этнических меньшинств в сфере образования / Сб.материалов. М.: ИНПО, 1994. — 76 с.
  214. Ф.Г. Национальное гимназическое образование: история, теория, практика. Монография. М.: ГИЦ ВЛАДОС. — 2000. — 218 с.
  215. Barth F. Introduction// Barth F. (eds.). Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference. Bugex-Oslo London 1969. P. 14.
  216. Barry H., Child I., Bacon M. Relation of child training to subsistence economy // American Anthropology. 1959. Vol. 61(1). P.51−63.
  217. Banks James A. Multiculral Education: Development. Dimensions and Challenges // Phi Delta Kappa. 1993. Sept., P. 22
  218. Lewin K. The Dinamic Theory of Personality. NY/ 1935.
  219. Piaget J., Weil A.M. The development in children of the idea of the homeland and of relations with other countries // International Social Science Bulletin. 1951. Vol. 3.P.561−578.
Заполнить форму текущей работой