Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся: Региональный аспект
Диссертация
Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (1989;1992) был организационно-подготовительным, включающим проведение массовых социологических исследований по изучению мнения и образовательных запросов общественности, связанных с национально-культурными потребностямиобсуждались проблемы и пути подготовки и переподготовки кадров, обеспечения материально-технической базы в соответствии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к осмыслению этнокультурного образования
- 1. 1. Сущность и содержание этнической культуры
- 1. 2. Этническое воспитание и образование — фактор развития народов и их культур
- 1. 3. Этнокультурное образование: теоретический и практический аспекты
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Технология введения и реализации этнокультурного образования
- 2. 1. Анализ опыта и проведения констатирующего этапа исследования
- 2. 2. Этнокультурное образование в условиях межкультурного взаимодействия
- 2. 3. Подготовка учителей в системе повышения квалификации к реализации этнокультурного образования
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991.
- Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества: Автореф.дис.. канд. пед. наук. -М, 1994.-21 с.
- Агаев А.Г. Язык и общество. М., 1968, 135с.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. -М., 1993.-608 с.
- Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 23 с.
- Аникин В.П. Русские пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Наука, 1975. — С. 9.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 349 с.
- Арсеньев Н. Духовная традиция русской семейной культуры // Московский журнал 1993. — № 12 — С. 4−9.
- Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние исторического единства культур: Автореф. дис.. канд. фил. наук.-Л., 1967.-31 с.
- Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект Пресс, 1998. 235с.
- Атутов П.Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2001. — № 2. — С.25−32.
- Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: Изд-во Башкирского педагогического института, 1966.-242 с.
- Баграмов Э.А. Национальный вопрос: две системы два подхода. — М.: Знание, 1985.-92 с.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М: Наука, 1969.- 292с.
- Балханов В.А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментали-зация образования в контексте целостного мировоззрения). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2002. — 234 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1986. — 341с.
- Бацын В.К., Кузьмин М. Н. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии: (О пробл. нац. образов, политики) // Народное образование -1994.-№ 4-С. 4−8.
- Бацын В.К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994.
- Беленчук JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX -XX в.в. // Педагогика 1999. — № 5 — С. 89−95.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка.- Москва-Воронеж, 2000. 208 с.
- Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России //Педагогика 1998. — № 3 — С. 30−35.
- Беляева В.А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика 1998. — № 5 — С. 67−69.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М.:Флинта, 1999. — 312 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Издательство «Искусство», 1994. — Т. 1.
- Березина Т.И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. -32 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Бестужев-Лада И. В. Философия, культура и образование (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии 1999. — № 3 — С. 4−7.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1990.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.
- Бирюкова JI.M. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка.: Автреф.дис. канд. пед. наук. Архангельск, 1997. — 19 с.
- Биткеев Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся начальной школы // Нач. школа 1999. — № 11 -С. 48.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М., 1979. — Т. 2. — 393 с.
- Божович Л.И. Избр. псих.труды. Проблемы формирования личности / Под ред.Д. И. Фельдштейна. М.: Межд.пед.академия, 1995. — 212 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования// Педагогика. 1997.- № 4 — С. 11−16.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика 1999. — № 3 — С. 37−43.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика 1995. — № 4 — С.29−36.
- Бороноев А. О. Павленко В.Н. Этническая психология. С.-Пб., 1994. -165с.
- Бромлей Ю. В Этнос и этнография. М., 1973. — 297с.
- Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия. (Выступление на «круглом столе» «Культура, культурология и образование») // Вопросы философии 1997. — № 2 — С. 12−16.
- Бураева О. В. Взаимовлияние культуры бурят и русских Забайкалья (2 пол. ХГХ нач.ХХ вв.) //Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию — Улан-Удэ: ОАО «Респуб.типография», 2001. — С.94−99с.
- Буровский A.M. Концепция ноосферной школы // В поисках нового содержания образоания. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1993. -С.57.
- Буряты. Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКиИ. 1995.-148с.
- Бутиков Г. П., Ариарский М. А. Сохранение и обогащение национальных традиций россиян // Педагогика 1998. — № 7.
- Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми (4−6 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1993. — 17 с
- Вазина К.Я. Модель саморазвития человека: концепция, технология. Н. Новгород: Изд-во ВГПИПИ, 1999.-255 с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988. -137с.
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. — 30 с.
- Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Сов.педагогика. -1987,-№ 7.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Изд. центр «Академия», 1999 -168 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. Национальная школа: концепция и технология развития. М.: Просвещение, 1993. — С.45- 51.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования- 1997 № 2. — С.66−71.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1971 С. 91.
- Гаджиев К.С. Американская школа: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. — 223 с.
- Газман О.С., Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика 1996. — № 6 — С. 51.
- Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика 1991. — № 9 — С. 21−24.
- Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций.- М.: Academia, 1998.- 429 с.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика 1996. — № 5 — С. 46−54.
- Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев, 1984.- 152 с.
- Гончаров И.Ф. Какой быть российской школе // Воспитание школьников 1993 — № 5 — С: 8−12.
- Гончаров И.Ф. О возрождении русской школы основы национального самосознания // Народное образование — 1991 — № 3 — С. 31−36.
- Громыко Ю.В. России нужна национальная доктрина образования // Народное образование 1997. — № 1 — С. 32−34.
- Гумилев J1.H. Этногенез и босфера земли. Л.: Гидрометеоиздат., 1990. — 528 с.
- Гусев В.Е. и др. Художественное творчесвто. Л., 1986. 101 с.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / Сост. С. А. Вайгачева М.: Книга, 1991.-574 с.
- Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика 1997. — № 1 — С. 68−71.
- Дистерверг А. Избранные пед. сочинения. С.-Пб., 1885. — Т. 1. -248 с.
- Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика 2002. — № 10 — С.93−96.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.
- Ержанов М.М. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика: Автореф. дис.. докт.пед.наук-М., 1999.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия). М.: Просвещение, 1992. — С. 10.
- Закон Российской Федерации об образовании. М.: МП «Новая школа», 1992.
- Закон Российской Федерации об образовании // Российская газета. № 13. 21.03.96.
- Закон о языках народов Российской Федерации // В ред. Федерального закона от 24.07.98 № 126-Ф 3.
- Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика 1997. -№ 5-С. 3−16.
- Елаева И.Э. Этничность бурят в постсоветский период. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1999. — 152с. (Сибирь: этносы и культуры. Выпуск 5)
- Елаев Н.К. Философия и история образования. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госуниверситета, 2001 — 264 с.
- Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431 с.
- Ионин Л.Г. Основания социально-культурного анализа. М., 1995. -С.40.
- Исламшин Р.А. Модель современного учителя в контексте проблем национального образования. // Национальное образование: опыт организации, проблема и результаты исследования. Казань, 1994. — С. 33−34.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб: 1996. — С. 10.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. // Педагогика. 1993. -№ 4.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. — 125 с.
- Киселев Г. С., «Кризис нашего времени» как проблема человека //Вопросы философии-1999. № 1 — С. 42−47.
- Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
- Коган JI.H. Социальная среда и воспитание. Свердловск, 1980.
- Козлов В. И. Этнос и территория //Советская этнография. 1971. — № 6. -С. 89−100.
- Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Изб. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2 — С. 285−469.
- Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществен/Народное образование. 1991. № 11.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
- Концепция развития татарского просвещения. Казань, 1991.-25 с.
- Кон И. С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988. — 252 с.
- Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 18 с.
- Корякина Н.А. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования на традициях народной педагогики якутов: Дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — С. 120−149.
- Краевский В.В. Содержание образования бег на месте // Педагогика -2000. № 7-С. 3−12.
- Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе / Соч в 6 т. Т.6 М., 1959 — С.72−76.
- Кулмагамбетова С.С. Развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М, 2001.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Кутахов Ю.Л., Явчуновская Р. Н. Человек, полиэтнический мир, безопасность. СПб: 1999.
- Лебедева Н. М. Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991. — С. 100−125.
- Лебедева О.В. Изучение формирования национального самосознания школьников // Актуальные проблемы воспитания и обучения учащихся. Методические рекомендации Ульяновск, 1991. С. 45−49.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.
- Леонтьев А.А. Век толерантности /Россия: многокультурность и толерантность. -М., 2001, С. 51.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. — 346 с.
- Лиферов А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. Монография. М., 1997. 226 с.
- Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир 1994. — № 8 — С. 4−8.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд. полит, литры, 1991.
- Ломидзе Г. И. В спорах и размышлениях // Сб. Способность к диалогу. М., 1993. 4.1.
- Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994.
- Ляшко Л.И. Патриотическое воспитание подростков-гимназистов средствами украинской национальной культуры на занятиях по труду: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 25 с.
- Макарцева Н.Н. Духовные ценности народной педагогической культуры // Педагогика 1998. — № 1 — С. 81.
- Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М., 1996
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1991. -414 с.
- Маргулис А.В. Диалектика деятельности и потребности общества. -Белгород, 1971. 96 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. // Логико-исторический анализ. М.: Мысль, 1983. — С. 284.
- Маслов Н.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1973 с. 14.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Метелягин А.С. Духовно нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1996-С. 42−43.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.
- Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: Росспэн, 1998. — 573 с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 Т. М.: Прогресс, 1993.
- Мильдон В. И. Бесконечность мгновения: национальное в художественном сознании. М.: Сов. Писатель, 1992. — 432 с.
- Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России. -М.: Музыка, 1979.-С. 199.
- Молонов Г. Ц., Намсараев С. Д. Воспитание, Обучение, Образование, -Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. 207с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Академия», 2000. — 192с.
- Мукаева Л.Н. Школа в Калмыкии: проблемы и перспективы // Педагогика 1997. — № 1 — С. 76−78.
- Мухаметзянова Г. В. Проблема создания национальных систем образования: Тезисы докл. Междунар. Конф. Казань, 1994. — С.9−10.
- Мухаметзянова Г. В. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. //Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть IV. Чебоксаря, 1991. — С.53.
- Мухаметзянова Г. В., Низамов Р. А. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Изд-во Заря-Тан, 1994. — 220 с.
- Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. М., 1986. -С. 42−57.
- Мыльников А.С. Народная культура и генезис национального самосознания// СЭ.- 1981.-№ 6.-С. 13
- Нагорная Г. Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Карачаево-Черкесск, 1998 24 с.
- Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ, Бэлиг, 1996. — 240 с.
- Народы России. Энциклопедия / Гл.ред. В. А. Тишков М., 1994.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). /Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. № 11, 1999.
- Национальная школа: концепция и технология развития: Ма-тер.междунар.конф. М.: Просвещение, 1993. — 319 с.
- Национальная школа: социально-педагогические проблемы / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб: 1997. — 87 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобр. искусство, 1983. — 343 с.
- Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики. Народная педагогика основа воспитания. Тезисы докл. на конф. раб. образования. — Казань, 1993. — С.3−7.
- Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук. М., 1998 — С. 306−315.
- Основы дидактики. /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967 -С. 67.
- Овчинникова К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Автореф.. канд.пед.наук. Чебоксары, 1988. — 21 с.
- Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей Пермь, 1996. — 149 с.
- Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 2002. — 56 с.
- Подлиняев O. J1. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-ориентированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Автореф.. дис. д-ра пед. наук Хабаровск, 1999. — 36 с.
- Полякова А.А. Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. -18 с.
- Полякова A.JI. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 20 с.
- Попова Г. С. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Якутск, 1998.-21 с.
- Рабинович B. JL Школярские будни и праздники в мастер-классах // Вопросы философии 1999. — № 3 — С. 34−37.
- Разумный В.А. Творчество народа и современность. М., 1990. — 125 с.
- Рачинский С.А. Сельская школа: сб. ст. / Сост. Л. Ю. Стрелковой. М.: Педагогика, 1991. — 173с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990 — 382с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 416 с.
- Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Пед. общество России, 1999.
- Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2001. — 256 с.
- Саматов Ш. Б. Развитие национальной культуры в современных условиях. Ташкент, Узбекистан, 1990. — 167 с.
- Санжаева Р.Д. Этнопсихологические основы обучения в национальном лицее. Национальная школа: концепция и технология развития. М.: Просвещение, 1993.-С. 149−150.
- Санжиева Я.Б. Гуманизация и диалог культур в школьном образовании. Иркутск, 2000. 144 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Семенова Е.А. Национально-этнические аспекты народной культуры в ситуации мегаполиса // Ориентиры культурной политики 1998. — № 1 -С. 71−103.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя,-М., 1993.
- Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья/Под ред. Т. Б. Юмсуновой. Новосибирск, 1999.
- Словарь русских говоров Прибайкалья. Иркутск, 1987.
- Словарь русских говоров Сибири. Т. 1. Ч. 1. Новосибирск, 1999.
- Солдатенков А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток // Педагогика 1993. — № 1 — С 38−42.
- Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. С. 1819.
- Солодухина Т.К. Этнокультурное образование школьников Бурятии: структура и содержание // В сб. Этнокультурное образование детей и молодежи в Бурятии: Статьи, учеб. программы и метод. материалы/ Под ред.
- Т.К.Солодухиной Улан-Удэ: Изд.-полиграф.комплекс ВСГАКИ — 2002. -175 с.
- Старкова И.А. Развитие эстетических чувств в процессе ознакомления старших дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
- Степин B.C. Культура // Вопросы философии 1999. — № 8 — С. 61−71.
- Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997. -№ 1 С. 153−155.
- Стефаненко Т. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Ак-демический проект», 1999. — 320 с.
- Строков К.А. Развитие этнокультурных образовательных технологий в подготовке специалистов художественно-творческого профиля: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 2000.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1976. — 223 с.
- Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.
- Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика 1999 — № 2 — С. 31.
- Тимофеева Р.Е. Национальная культура в последипломном образовании педагогов: Монография Якутск: Сорук, 1998 — 240 с.
- Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии)// Вопросы философии. 1964. -№ 11 — с. 53
- Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем. В сб. Восток -Запад. Исследования перспективы — публикации. М.: Наука. — 1989 — 175 с.
- Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика 1998. — № 2 — С. 3−7.
- Троицкий Е.С. О русской идее. Очерки теории возрождения нации: в 2ч.-М., 1994.
- Трубникова JI.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 24с.
- Туний А.И. Реализация принципа региональности в системе повышения калификации педагогических кадров: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -Тюмень, 1999.-24 с.
- Тхагапсоев Х.Т. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика 1998. — № 1 — С. 66.
- Тюнников Ю.С. Об исходных моделях проектирования национального образования.- Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования. Тезисы докл. Междунар. конф. Казань, 1994. — С. 68.
- Тюнников Ю.С., Хасанов Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1974. С. 110.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. — С.272, 328.
- Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. М., 1948. С. 486−487.
- Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1/ Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: «Прометей», 1998.
- Федеральная программа развития образования в России. /Под научн. ред. академика РАО Б. С. Гершунского. М., 1993. — С. 120.
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2002 годы) // Народное образование — 2002. — № 1 — С. 255−261.
- Формирование гуманистического мировоззрения молодежи. Казань, 1992.-65 с.
- Фридман JI. Управлять духовным развитием // Народное образование -1997. № 9 — С. 140−143.
- Фишман Дж. Что такое обратный ход в смене языка и как он может оказаться успешным. // Тезисы докл. IV Междунар. конф. по языкам меньшинств. Леувард, Нидерландия. — 1990, с. 16−17.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика 1999. — № 2 — С. 51.
- Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./ Общ.ред. Г. М. Тавризян. -М.: «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.
- Чебоксаров Н. Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. М., 1964. — С. 5
- Шадриков В.Д. Народная школа // Высшее образование в России -1993. № 2 — С. 105−114.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996.-320 с.
- Шадрина С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Саха: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -Якутск, 1997. 19 с.
- Шакарян С.М. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. — 20 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф.. дис. д-ра пед.наук. М., 1997. 36 с.
- Шацкий С.Г. Пед. сочинения: в 4 т. М.: Изд-во АН СССР, 1963. -Т. 2.
- Швецова И.Г. Социализация сельского школьника подростка средствами народной культуры: Автореф. дис.. канд. пед, наук. — Красноярск, 1997.-22 с.
- Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII XX вв.): Учебное пособие. Вып. 1. — М.: Логос, 2001. — 184 с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. Дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алатеия»: Кренов. 1996. — 193 с.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обснование системы обучения // Автореф. .докт. пед. наук. -Москва, 1988. 32 с.
- Щапов А.П. Историко-географические и этнографические заметки о сибирском населении. Иркутск, 1937.
- Языковые права этнических меньшинств в сфере образования / Сб.материалов. М.: ИНПО, 1994. — 76 с.
- Ялалов Ф.Г. Национальное гимназическое образование: история, теория, практика. Монография. М.: ГИЦ ВЛАДОС. — 2000. — 218 с.
- Barth F. Introduction// Barth F. (eds.). Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference. Bugex-Oslo London 1969. P. 14.
- Barry H., Child I., Bacon M. Relation of child training to subsistence economy // American Anthropology. 1959. Vol. 61(1). P.51−63.
- Banks James A. Multiculral Education: Development. Dimensions and Challenges // Phi Delta Kappa. 1993. Sept., P. 22
- Lewin K. The Dinamic Theory of Personality. NY/ 1935.
- Piaget J., Weil A.M. The development in children of the idea of the homeland and of relations with other countries // International Social Science Bulletin. 1951. Vol. 3.P.561−578.