Анализ учебной программы и учебного пособия по предмету «Человек и мир»
Оформление учебника соответствует возрастным нормам и учитывает особенности учащихся. Так, важная и новая информация, на которую необходимо обратить внимание учащихся выделена шрифтом (курсив, жирный шрифт). Учебник содержит достаточно большое количество картинок, которые служат лучшему запоминанию и усвоению новой информации с помощью наглядности. С этой же целью, а также с целью систематизации… Читать ещё >
Анализ учебной программы и учебного пособия по предмету «Человек и мир» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений.
Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы «природа — общество — человек». При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы [25].
Ведущим образовательным компонентом в данном предмете является компонент «Природа и человек». В его основу положена концепция экологического образования и воспитания младших школьников.
Цель учебного предмета «Человек и мир» — создание условий для воспитания и развития качеств и способностей личности младшего школьника, которые необходимы для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: воспитание чувств патриотизма, любви и уважения к своей Родине, национального самосознания; воспитание чувств единства с природой, любви к ней, чувства природно-прекрасного, формирование гуманного отношения ко всему живому; развитие потребности в познании природы, общения с ней; формирование представления о том, что человек — часть природы и его здоровье и жизнь зависят в значительной степени от состояния окружающей среды; усвоение младшими школьниками элементарных знаний об особенностях строения организма человека, компонентах здорового образа жизни, выработка на их основе необходимых умений и навыков ЗОЖ (здорового образа жизни), убеждения в том, что ЗОЖ — необходимое условие существования человека в современных условиях окружающей среды; воспитание бережного и рационального отношения к окружающим предметам и вещам; воспитание и развитие умений взаимодействовать с социальной и природной средой (умений общаться с другими людьми, вести себя дома, в общественных местах, умений рационального природопользования и др.); формирование опыта интеллектуальной (общеучебных и специфических предметных познавательных умений) и творческой деятельности, необходимого для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, физике, химии и др., саморазвития и самовоспитания.
В ходе работы по формированию конкретных представлений о растениях и животных решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе.
Основные требования программы к знаниям, умениям, навыкам учащихся по курсу Человек и мир 3 класс [25].
Учащиеся должны знать: что такое горизонт; основные и промежуточные стороны горизонта, различные способы ориентирования на местности; основные формы поверхности Беларуси; основные природные сообщества родного края (лес, болото); 4—5 видов наиболее распространенных растений и животных леса, болота, поля; значение природы для человека, влияние деятельности людей на природу; что собой представляет здоровый образ жизни; правила выработки и сохранения хорошей осанки; значение кожи для организма; правила ухода за кожей; правила ухода за зубами; основные правила охраны зрения и слуха; о вредном влиянии курения и алкоголя на организм человека; о значении здорового питания для организма школьника.
Учащиеся должны уметь: ориентироваться по компасу и некоторым местным признакам; показывать на глобусе, физической карте полушарий материки и океаны; различать несколько видов наиболее распространенных растений и животных леса, болота, поля; раскрывать связи, существующие между растениями и животными в лесу, на болоте, в поле; объяснять: а) необходимость выполнения правил природоохранного поведения в лесу; б) необходимость соблюдения правил и норм здорового образа жизни (соблюдения правил гигиены, ухода за разными частями тела, правильного питания, занятия физкультурой и спортом, соблюдения правильной осанки и т. п.); в) участия в осуществлении посильной природоохранной деятельности; оценивать свое поведение и поступки других людей по отношению к природе; осуществлять выбор варианта поведения в соответствии с экологическими и этическими нормами.
Нами был проанализирован учебник В. М. Вдовиченко и др. «Человек и мир». Данное учебное пособие предназначено для обучения детей 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования [6].
Материал в данном учебнике подан в соответствии с основными компонентами: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». В учебнике представлены разделы; «Ориентирование на местности», «Земля на глобусе и на карте», «Моя страна», «Разнообразие природы на земле», «Человек — часть природы» [6].
На переднем форзаце учебника размещены условные обозначения, представляющие собой значки с объяснениями. Так, учебник содержит в себе такие условные обозначения заданий, рубрик:
- — Вопросы и задания;
- — Практическая работа (здесь учащимся предлагается провести несложные опыты. В ходе каждого опыта необходимо объяснить, что происходит. Свои выводы необходимо сравнивать с выводами в учебном пособии);
- — Для любознательных (в рубрике под данным заголовком содержится дополнительная информация);
- — Друзьям природы (ребятам предлагается оказать практическую помощь природе);
- — Азбука здоровья;
- — Порассуждай [6].
Оформление учебника соответствует возрастным нормам и учитывает особенности учащихся. Так, важная и новая информация, на которую необходимо обратить внимание учащихся выделена шрифтом (курсив, жирный шрифт). Учебник содержит достаточно большое количество картинок, которые служат лучшему запоминанию и усвоению новой информации с помощью наглядности. С этой же целью, а также с целью систематизации и классификации нового материала, в учебнике используются многочисленные схемы и таблицы.
Если говорить о способах и приемах подачи и изучения нового материала в учебнике, то нужно отметить, что достаточно большое количество тем предлагается для практического изучения. То есть свойства предметов, различные явления предлагается изучить в ходе практических работ: опытов и экспериментов.
Например, с помощью опытной работы предлагают авторы учебника изучить свойства песка и глины. Так, ими предлагаются следующие опыты с выводами:
- 1. Насыпь немного песка и глины на бумагу. Какого цвета песок, глина? Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?
- 2. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины? и др. 6, с.26]
Также новый материал изучается методом организованного наблюдения. Так, например, изучая данную тему, учащиеся знакомятся со свойствами глины и песка, наблюдая за экспериментом, проводимым учителем. Для закрепления изученного материала предлагается рассказать об усвоенных знаниях.
С целью возобновления в памяти учащихся уже известных им сведений также используются многочисленные описания фактов из окружающего мира, повседневности, вопросов быта. Все эти вопросы направлены на проверку усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.
Кроме того, в данных рубриках содержатся еще и вопросы, развивающие логическое мышление, умение сопоставлять факты. Например, изучая тему «Богатства недр родной земли» для анализа предлагается такой вопрос-задание: Какая связь существует между следующими явлениями: экономия теплои электроэнергии — охрана полезных ископаемых — охрана здоровья? [6, с. 36].
Эффективными, на наш взгляд, являются упражнения, использующие в качестве дидактического приема наглядность. Так, пример могут служить многочисленные задания, связанные с изучением схем, таблиц, анализом рисунков, размещенных на страницах учебника. Важными, на наш взгляд, являются советы и рекомендации учащимся, непосредственно связанные с изучением темы. Для обобщения изученного материала и повторения пройденного в учебном пособии используются вопросы под рубрикой «Проверь себя». Данные вопросы направлены на проверку знаний и умений учащихся.
Выводы по параграфу 1.3. Нами была проанализирована программа предмета «Человек и мир» и выделены основные требования программы к знаниям, умениям, навыкам учащихся по курсу Человек и мир в 3 классе. Нами был также проанализирован учебник В. М. Вдовиченко и др. «Человек и мир». Данное учебное пособие предназначено для обучения детей 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования [6]. Оформление учебника соответствует возрастным нормам и учитывает особенности учащихся. С целью возобновления в памяти учащихся уже известных им сведений также используются многочисленные описания фактов из окружающего мира, повседневности, вопросов быта. Для обобщения изученного материала и повторения пройденного в учебном пособии используются вопросы под рубрикой «Проверь себя». Данные вопросы направлены на проверку знаний и умений учащихся. Опираясь на программу и учебник мы разработаем планы-конспекты уроков, направленных на проверку знаний, умений и навыков учащихся.