Формирование пространственных ориентировок у детей с нарушением зрения
В исследованиях Земцовой М. И., Певзнер М. С. 18,33] представлена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями, связь между зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сердечно—сосудистой и дыхательной систем и др. Авторы предполагают, что энергия световых лучей, направляясь через глаз в гипоталамус и гипофиз, регулирует… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Особенности физического развития детей с патологией зрения
- 1. 1. Классификация патологии органов зрения
- 1. 2. Физическое развития детей с нарушением зрения
- 1. 3. Психофизиологические механизмы пространственной ориентировки
- Глава 2. Исследование пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре
- 2. 1. Характеристика развития детей с патологией зрения и их сверстников с нормальным зрением
- Глава 3. Динамика развития пространственной ориентации у детей с нарушением зрения
- 3. 1. Методы и приёмы коррекции физического
- развития в тифлопедагогике
- 3. 2. Динамика развития пространственной ориентации при коррекционно-оздоровительной работе на занятиях по физкультуре
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушенным зрением общего воспитания и образования в условиях массовых учреждений. Как показал опыт, к сожалению, дети с нарушенным зрением оказались слабо подготовлены к интегрированному обучению. Отсутствие рекомендаций, незнание методических особенностей обучения детей данной категории в процессе физического воспитания затрудняет педагогическую деятельность, ограничивает двигательную активность детей, а это приводит к возникновению вторичных отклонений в физическом развитии ребенка.
Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.
Гуманизация процесса образования детей, как с нормальным, так и с нарушенным зрением, предполагает со стороны педагогов пристальное внимание к каждому ребенку с целью выявления и развития всех его потенциальных возможностей.
Нарушение функций зрительного анализатора, по мнению многих исследоателей в области медицины и тифлопедагогики[1,14,18,20,27] вызывает ряд отклонений в пространственной ориентации ребенка с депривацией зрения. Сложность структуры его развития заключается в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии. Анализ научно-методической литературы убеждает в том, что содержание, формы и методы коррекционных занятий нуждаются в дополнительном изучении, в разработке методических рекомендаций по формированию пространственной ориентации с учетом специфических особенностей развития и обучения детей с нарушением зрения. 22,27,28,30] В связи с этим, очевидно, что коррекция недостатков пространственной ориентации развития детей с нарушением зрения невозможна без системного подхода, который может реализоваться в форме адаптивной физической культуры.
Одно из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.
Задачи и содержание формирования пространственной ориентации слепых и слабовидящих детей должны включать в себя учет особенности физического развития этих детей. [11] В связи с этим физическое воспитание слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, и в особенности на формирование пространственно-ориентировочной деятельности и коррекцию пространственного гнозиса и праксиса. Это достигается путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать свои движения, их амплитуду. Физическое воспитание предусматривает преодоление таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропориональность телосложения, некоординированность и скованность движений.
В дошкольных достаточно большой объем работы, направленный на развитие у детей с патологией зренияних пространственных представлений. Вместе с тем существующие мероприятия достаточно разобщены, фрагментарны и не представляют собой единую линию коррекционных воздействий. Практика показывает, что обучение по большей части осуществляется стихийно, бессистемно и не учитывает в полной мере сложной структуры, механизмов, генезиса ориентировки в пространстве, ее развивающего влияния на все стороны интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Универсальное значение способности к ориентировке в пространстве для психического развития ребенка, недостаточная разработанность вопросов ее формирования у дошкольников с нарушением умственного развития, объективная необходимость оптимизации коррекционно-образовательного процесса определяют актуальность данного исследования.
При проведении работы по исправлению недостатков пространственной ориентации опираются на теоретические положения коррекции двигательных нарушений, которые являются определяющими в построении методических закономерностей процесса физического воспитания аномальных детей.
Проблемой исследования является изучение особенностей ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, научное обоснование и разработка организационных форм, содержания и методов коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию, воспроизведению и преобразованию пространства. Все выше сказанное позволяет назвать проблему исследования особенностей развития пространственной ориентации детей с нарушением зрения весьма актуальной и подчеркнуть, что вынужденное снижение двигательной активности у слабовидящих детей ведет за собой различные нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение пространственного праксиса и гнозиса и этот круг негативных связей нуждается в преодолении.
В отечественной и зарубежной науке, в практической психологии и педагогике проблемой формирования пространственной ориентации у детей с нарушением зрения занимаются и тифлопедагоги, и дефектологи, и врачи, и учителя физкуьтуры. С точки зрения практикующего тифлопедагога наибольший интерес представляют работы Литягина В. В., Петуховой Е. Н., Подколзиной Б. Н., Мишина М. А., Тупоногова Б. К. [15,16,17,28,29,38,41,36].
Исследование особенностей физического развития и пространственной ориентации детей с нарушением зрения позволило определить цель, объект, гипотезу и задачи нашей работы.
Наша работа посвящена исследованию пространственной ориентации у детей с косоглазием, амблиопией, астигматизмом на занятиях по физической культуре и поиску специальных методических приемов и упражнений, способствующих ликвидации отставания таких детей в физическом развитии от своих сверстников с нормальным зрением.
Цель исследования: изучить особенности пространственной ориентации детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре, разработать упражнения, направленные на формирование пространственной ориентации и на устранение отставания в физическом развитии детей с патологией зрения.
Предмет исследования: определить особенности пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре по показателям: выносливость, сила, скорость, реакция, координация.
База исследования: ДОУ № *** г. **** для детей с нарушением зрения.
Объект исследования: дети 6−7 лет из физиологической группы в количестве 10 человек и дети 6−7 лет из группы для детей с нарушением зрения, страдающие косоглазием, амблиопией, астигматизмом в количестве 10 человек.
Методы исследования: для тестирования детей по основным показателям физического развития (выносливость, сила, скорость, реакция, координация) использовалась методика М. Л. Лазарева [23], для разработки упражнений, направленных на ликвидацию отставания в пространственной ориентации на занятиях по физической культуре детей с патологией зрения использовалась в модифицированном виде методика Мишина М. А. 27,28,29]
Гипотеза исследования: в силу вынужденных двигательных ограничений, обусловленных нарушением зрения, дети с патологией зрения отстают в развитии по пространственной ориентации от своих сверстников с нормальным зрением, но при регулярной комплексной коррекции тифлопедагога, учителя физкультуры, благодаря специально разработанным оригинальным методкам, направленным на формирование пространственной ориентации на занятиях по физкультуре детей с патологией зрения, можно добиться положительной динамики физического развития этих детей и устранить отставание в пространственной ориентации.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1.Установить степень разработанности аспектов исследуемой проблемы в педагогической, спортивной, медицинской и методической литературе.
2.Дать педагогическое обоснование необходимости коррекции качества пространственной ориентации на занятиях по физической культуре у детей с нарушением зрения.
3.Экспериментально сравнить пространственное восприятие и физическое развитие детей с нормальным зрением и их сверстников с нарушением зрения.
4.Разработать методы, приемы, упражнения и организационные формы педагогической работы, направленные на формирование пространственной ориентации и гармоничного физического развития детей с нарушением зрения.
5.Экспериментально проверить эффективность специально разработанной методики по физическому воспитанию детей-дошкольников с нарушением зрения, направленной на формирование пространственной ориентации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический, статистический, экспериментальный, педагогический.
Список литературы
- Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детской возрасте и их клинические особенности. — М., 1993.
- Аветисов Э.С., Курпан Ю. И. и др. Занятия физической культурой при близорукости. -М., 1980.
- Аветисов Э.С., Ливадо Е. И., Курпан Ю. И. Занятия физической культурой при близорукости. -М., 1980.
- Аветисов Э.С., Розенблюм Ю. З. Оптическая коррекция зрения. М., 1981.
- Астахов Ю.С., Ангелопуло Г. В., Джалиашвили О. А. Глазные болезни. -СПб., 2001.
- Веккр Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
- Глазные болезни в вопросах и ответах. // Под ред. Г. И. Должич. Ростов н/Дону, 2001.
- Готовность к школе. Руководство практического психолога. // Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
- Григорьева Л.П. Психофизические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М., 1993.
- Демирчоглян Г. Г. Профилактика лизорукости у детей. М., 2000.
- Демирчоглян Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М., 2000.
- Евсеев С.П., Шпакова Л. В. Адаптивная физическая культура. М., 2001.
- Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Учебное пособие для вузов. М., 2000.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. М., 1973.
- Зимкина А.М. О физиологических основах компенсации нарушенных функций. Л., 1956.
- Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. М., 1970.
- Коваленко Б.И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. М., 1975.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология.-М.: Издательство МГТУ, -1998.
- Лазарева М.Л. Программа «Здравствуй» под ред. Л. И. Плашиной. // Программа специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида для слабовидящих детей. М., 1999.
- Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л., 1972.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
- Литягин В.А. Комплекс коррекционного оборудования для развития измерительно-двигательных навыков и пространственного воображения учащихся школы VIII вида. // Дефектология.-2001.-№ 1.- с.22−24
- Методические рекомендации: Диагностика зрительных путей у детей. Мин. здравоохранения России. Кафедра глазных болезней НИИ им. Гельм Гольца и сотрудниками коррекционной педагогики РАО. М., 1994.
- Мишин М.А. Комбинированные физкультурные упражнения с активизацией зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001, № 2.
- Мишин М.А., Козлова Е. В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001, № 2.
- Мишин М.А., Тюбекина З. И. Дидактические игры и упражнения с активизацией зрения на занятиях тифлопедагога. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001, № 2.
- Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.
- Петухова Е. Н. Формирование пространственного ориентирования у дошкольников с нарушением интеллекта. // Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2003. — № 5. — С.4.
- Подколзина Б.Н. Обучение ошкольников с косоглазией и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки// Дефектология.- 1993.-№ 3.-с.74−77.
- Подходова, Н. С. Горбачева М.В., Мистонов А. А. Волшебная страна фигур. СПб, 2000.
- Тейлор Д., ХИЙТ К. Детская офтальмология. Пер. с английского. СПб., 2002.
- Тупоногов Б.К. Задачи тифлопедагогики. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2000, № 1.
- Тупоногов Б.К. Проблемы специального образования детей с нарушением зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2000, № 1.
- Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой патологией (начальная школа). СПб, 1997.
- Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией. СПб, 1997.
- Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения. Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. СПб, 2001.
- Сековец Л.С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001, № 2.
- Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М, 1983.
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 2001. С. 187−203.
- Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М., 2001.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.