Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов в процессе обучения репродукции и продукции иноязычных письменных текстов: Школа с углубленным изучением английского языка
Диссертация
Структуру дискурсивной компетенции составляют стратегический, тактический, жанровый и текстовый компоненты. Стратегический компонент включает умения субъекта осознавать коммуникативное намерение и планировать коммуникативное событие с точки зрения реализации цели общения. Тактический компонент предполагает сформированность у субъекта речи умений анализировать коммуникативную ситуацию и отбирать… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические проблемы формирования дискурсивной компетенции в письменной речи
- 1. 1. Дискурсивная компетенция и ее структура
- 1. 1. 1. Понятия «дискурс» и «дискурсивная компетенция»
- 1. 1. 2. Компоненты дискурсивной компетенции
- 1. 2. Лингводидактическая характеристика дискурсивной 50 компетенции в письменной речи
- 1. 3. Научные подходы к формированию дискурсивной компетенции в процессе обучения репродуктивной и продуктивной письменной 68 речи
- 1. 1. Дискурсивная компетенция и ее структура
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Методика формирования дискурсивной компетенции в письменной речи и экспериментальная проверка ее эффективности
- 2. 1. Процессуально-результативная модель формирования дискурсивной компетенции в письменной речи
- 2. 2. Экспериментальная проверка эффективности методики формирования дискурсивной компетенции
- 2. 2. 1. Разведывательный эксперимент
- 2. 2. 2. Обучающий эксперимент
Список литературы
- Азиабаева J1.A. Принципы речевого поведения адресата в конвенциональном общении. — Уфа, 1998 — 182 с.
- Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иноязычной речью. — М., 1988- 128 с.
- Амирова Т.А. Функциональная связь письменного и звукового языка. -М., 1985−286 с.
- Анисимова Т.В. К вопросу о типологии жанров речи.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. — Волгоград: Перемена, 1998.
- Аничков И.Е., Саакянц В. Н. Методика преподавания английского языка в средней школе. М. — Л., 1966 — 248 с.
- Арнольд И.В., Банникова И. А. Лингвистический и стилистический контекст. / Стиль и контекст: Сб. ст. Научн. ред. И. В. Арнольд. Л., 1972- 125 с.
- Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. АН СССР. Институт языкознания. — М., 1982.
- Бабаева Е.В. Характеристики речевого жанра с позиций концептологического подхода.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. -Волгоград: Перемена, 1998.
- Бабина Л.В. «Вторичные тексты», вторичность и интертекстуальность. //Онтология языка и его социокультурные аспекты. -М., 1999— 181 с.
- Ю.Бабушис Е. Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации (на старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка). Автореф. канд. дис. Тамбов, 2000.
- П.Баранов А. Г. Когниотипичность текста (к проблеме уровней абстракции текстовой деятельности). // Жанры речи. Саратов, 1997.
- Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. -Ростов-на-Дону, 1993 180 с.
- З.Баранова JI.JI. Онтология английской письменной речи. М., 1998 — 246 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.: Пер. с фр./ Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам./ Пособие для студентов и преподавателей. — М., 1965 — 228 с.
- Бирюкова О.В. Нарушения педагогического дискурса.// Языковая личность: система, нормы, стиль: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 5−6 февр. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Бобырева Е.В. Текст в структуре единиц коммуникации.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Богин Г. И. Индивидуализация по речевому жанру в системе действий языковой личности.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. -Волгоград: Перемена, 1998.
- Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека./ Учеб. пособие. Калинин, 1975.
- Болотов В.И. Проблемы эмоционального воздействия текста. Автореф. дис. докт. филол. наук. М., 1986 — 76 с.
- Большой энциклопедический словарь. Языкознание./ гл. ред. В. Н. Ярцева. -М., 1998.
- Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге.// Русская разговорная речь как явление городской культуры./' Под ред. Т. В. Матвеевой. Екатеринбург, 1996.
- БЭС. Языкознание. / гл. ред. В. Н. Ярцева. -М., 1998 685 с.
- Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. — Киев, 1988−237 с.
- Вежбицка А. Речевые акты.// Жанры речи. Саратов, 1997.
- Вербицкая М.В. К обоснованию теории «вторичных текстов». // Филологические науки — 1989 № 1.
- Верещагин Е.М. Вопросы теории речи и методики преподавания иностранного языка. М., 1969 — 91 с.
- Винокур Т. Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего.// Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.
- Выготский J1.C. Мышление и речь. -М., 1996−416 с.
- Выготский JI.C. Собрание соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. -М., 1982.
- Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний.// Жанры речи: Сб. научн, ст. Саратов, 1999.
- Гайнулина Р.В. Структурные особенности терминолексики деловой корреспонденции. / Исследование различных типов и жанров текста:
- Межвуз. сб. научн. ст. Отв. ред JI.B. Черепанова. Сургут, 1999 — 121 с.
- Галнчкина Е.Н. Жанровые характеристики компьютерного дискурса.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Гальперин И.Р. Проблеммы лингвостилистики./ Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. Лингвостилистика. М., 1980−432 с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Говорова В.Ф. Методика развития умений письменной речи студентов факультетов иностранных языков в контексте речеведения (на материале английского языка). Автореф. дис. канд. пед. наук. — Тольятти, 2002 24 с.
- Грайс Г. П. Логика в речевом общении. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. -М., 1985.
- Гужова Н.В. Методика обучения иностранных граждан продуктивной письменной речи на начальном этапе обучения (на материале сочинения с элементами рассуждения). Автореф. дис. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2000 23 с.
- Данилюк Л.Г. О социальной детерминации порождения речи в теории речевой деятельности. / Исследование различных типов и жанров текста: Межвуз. сб. научн. ст. Отв. ред Л. В. Черепанова. Сургут, 1999 — 121 с.
- Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста. / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. Лингвостилистика. — М., 1980 — 432 с.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Пер с англ./ Сост. В. В. Петрова- Под. ред. В. И. Герасимова- Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989.
- Дементьев В.В. Фатические и информативные коммуникативныезамыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типологии речевых жанров.// Жанры речи. Саратов, 1997.
- Демьянков В. 3. Доминирующие лингвистические теории конца XX века.// Язык и наука конца 20 века: Сб. ст. М., 1995.
- Денисова Н.Г. Система коммуникации в военном институциональном дискурсе.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Дергачева И.А. Коммуникативная манипуляция в политических комментариях. // Языковая личность: система, нормы, стиль: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 5−6 февр. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Долгина О., Колесникова И. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков.
- Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия.// Жанры речи: Сб. научн, ст. — Саратов, 1999.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
- Дубровская О.Н. Сложные речевые события и речевые жанры.// Жанры речи: Сб. научн, ст. Саратов, 1999.
- Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. //Иностранные языки в школе 2002 — № 3 — С. 9−13.
- Жанрово-стилевое единство художественного произведения: Межвуз. сб. научн. тр. Новосибирск, 1989.
- Захарова Е.П. Коммуникативная норма и речевые жанры.// Жанры речи:
- Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс. // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. — М., 1970 — 167 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986 — 200 с.
- Ионова С.В. Жанровая специфика текстовой эмотивности.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — Омск, 1999.
- Калинина В.Д. Устный дискурс в речевой процессуальной учебной коммуникации (психолингвистическая модель). Автореф. дис. канд. филол. наук. Ульяновск, 2002 — 23 с.
- Калмыкова З.И. Пути развития продуктивного мышления школьников. // Вопросы психологии 1979 — № 3.
- Карабут Е.В. Романсовый текст как дискурс.// Речь. Речевая деятельность. Текст: Межвуз. сб. научн. трудов. Таганрог, 2000.
- Карасик В.И. Аспекты и категории дискурса. // Языковая личность: система, нормы, стиль: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 5−6 февр. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Карасик В.И. О категориях дискурса.// Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. научн. тр. /ВГПУ- СГУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Карасик В.И. Религиозный дискурс.// Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. научн. тр.
- ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1999.
- Карасик В.И. Типы жанровой компетенции.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса.// Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. научн. трудов./ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1999.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987 — 264 с.
- Караулов Ю.Н. Текстовые преобразования в ассоциативных экспериментах.// Язык: система и функционирование. Сб. научн. трудов. М.: Наука, 1988.
- Каримова Р.А. Семантико-структурная организация текста. Уфа, 1991 — 154 с.
- Карпова Е.В. Стратегии вежливости в современном английском языке (на материале малоинформативных текстов). Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2002 — 17 с.
- Кинцель А.В. Психолингвистическое исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора. Барнаул, 2000 -152 с.
- Клеменцова Н.Н. Смысловая структура текста и ее понимание. //Текст в речевой деятельности (перевод и лингвистический анализ). АН СССР. Институт языкознания. М., 1988.
- Ковшикова Е.В. Точность делового письма как реализация жанрового канона.// Языковая личность и семантика: Тез. докл. научн. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994.
- Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах./ Исследование различных типов и жанров текста: Межвуз. сб. научн. ст. Отв. ред JI.B. Черепанова. Сургут, 1999 -121с.
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М., 1980 — 150 с.
- Колшанский Г. В. О языковом механизме порождения текста. // Вопросы языкознания 1983 — № 3 — С. 44−61.
- Колшанский Г. В. От предложения к тексту. // Сущность, развитие и функции языка. М., 1987 — С. 37−43.
- Конобеев А.В. Обучение письменному иноязычному дискурсу в жанре эссе (на материале младших курсов языкового вуза). Автореф. канд. дис. Тамбов, 2001.
- Коротеева О.В. Дефинирование как один из жанров педагогического дискурса.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Котюрова М.П. Многоаспектность явлений стереотипности в научных текстах./ Текст: стереотип и творчество: межвуз. сб. науч. тр. — Пермь, 1998−264 с.
- Красавский Н.А. Оценочная лексика в рекламном дискурсе.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Крижановская Е.М. О стереотипности компонентов коммуникативно-прагматической структуры научного текста. / Текст: стереотип и творчество: межвуз. сб. науч. тр. — Пермь, 1998 264 с.
- Курченкова Е.А. О жанре объявления.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Курылев А.А. Понятие «вторичный текст». // Языковая личность: система, нормы, стиль: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 5−6 февр. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Кучеренко О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения (французский язык, неязыковой вуз). Автореф. канд. дис. -М., 2000.
- Лагвешкина Г. В., Товма Е. Л. Рецензия как объект обучения в старшихклассах школы с углубленным изучением иностранного языка. // Иностранные языки в школе — 1996 № 5.
- Лазаренко К. А. Психолингвистическая природа письменной коммуникации и функциональная нагрузка некоторых ее моделей. Автореф. к ф н. Киев, 1975 — 28 с.
- Левицкая Г. К. Обучение письменной речи на французском языке в средней школе (V VIII классы). Автореф. — М., 1967 — 16 с.
- Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. // Синтаксис текста. — М., 1979-С. 18−36.
- Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии.// Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия./ Под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева. Киев, 1979.
- Леонтьев В.В. Прагматический аспект образов автора и адресата в модели английского речевого жанра «Комплимент».// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Лесохина Т.В., Симакова Е. Ю. О преемственности между средней школой и вузом в контексте современной письменной коммуникации. // Иностранные языки в школе 2002 — № 5 — С. 62−68.
- Лингвистика текста и лингвостилистика. — Санкт-Петербург, 1996.
- Лингвистика текста и методика преподавания иностранных языков. -Киев, 1981.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975 — 254 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998 — 336 с.
- Макаров M.JI. Диалог с целью принятия решения. Опыт дискурсивной психологии. // Жанры речи. — Саратов, 1997 212 с.
- Макаров M. J1. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе — Тверь, 1998−200 с.
- Макаров M.JI. Коммуникативная структура текста: Конспект лекций. -Тверь, 1990−52 с.
- Масютин К.Ю. Обучение ведению деловой переписки студентов неязыковых вузов по направлению «экономика» с использованием гипермедийного пособия. Автореф. канд. дис. Тамбов, 2001.
- Мачай Т.А. Обучение учебно-научным формам продуктивной письменной речи в техническом вузе (курсовая работа научно-исследовательского характера). Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1987 -24 с.
- Месхишвили Н.В. Актуальные проблемы письменной коммуникации. //Текст в речевой деятельности (перевод и лингвистический анализ). АН СССР. Институт языкознания. М., 1988.
- Месхишвили Н.В. Экспрессивные средства письменной коммуникации: (На материале русской, английской и американской рекламы). Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1990 27 с.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого и др. М., 1982 — 373 с.
- Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи. //Иностранные языки в школе — 1997 — № 2 — С. 5−11.
- Михайлова Е.В. Жанры научного дискурса.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991 — 171 с.
- Мусницкая Е.В. Обучение письму. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А. А. Леонтьев — М., 1991 — 360 с.
- Николаева Н.Е. Диалектическое единство устной и письменной форм научной речи и проблема сегментации речевой цепи. // Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспектах. / Под ред. JI.B. Минаевой. -М., 1991 192 с.
- Николаева Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики текста.// Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. VIII.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983 — 215 с.
- Нуждина М.А. К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста. //Иностранные языки в школе 2002 — № 2 — С. 21−25.
- Павлючко И.П. Языковая личность и стиль. // Языковая личность: система, нормы, стиль: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 5−6 февр. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Палубиченко JI.B. Филологическая топология: теория и практика. Автореф. дис. докт. филол. наук. М., 1991.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранному языку. М., 1977−216 с.
- Патрушев В.А. Структурно-семантические различия письменной и устной речи (психолингвистический анализ). Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1978 — 25 с.
- Попова Н.В. Обучение жанрово-стилистическим разновидностям монологической речи студентов-филологов национальных групп пед. вузов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990 — 15 с.
- Пригарина Н.К. Об одном подходе к классификации жанров речи.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983 — 286 с.
- Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М., 1991 -287 с.
- Рождественский Ю.В. Проблема современной теории текста в книге В.В. Виноградова «О художественной прозе». // Синтаксис текста. М., -С. 5−17.
- Русский язык в его функции: коммуникативно-прагматический аспект. М. 1993 — 224 с.
- Салимовский В.А. Речевые жанры научного эмпирического текста. / Текст: стереотип и творчество: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1998 — 264 с.
- Сафикулиев Ш. А. Роль и место письменных упражнений в развитии речевых умений по английскому языку. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Баку, 1973−53 с.
- Седов К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалинвистический аспекты. — Саратов, 1998- 112 с.
- Седов К.Ф. Типы языковой личности и стратегии речевого поведения (о риторике бытового конфликта). // Вопросы стилистики. Вып. 29. Язык и человек. / Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов, 1996 — 104 с.
- Седов К.Ф. Языковая личность в жанровом пространстве бытового общения. // Языковая личность: система, нормы, стиль: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 5−6 февр. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Серио П. Анализ дискурса во французской школе (дискурс и интердискурс).// Семиотика: Антология./ Сост. Ю. С. Степанов. М., 2001.
- Солганик Г. Я. К проблеме модальности текста. // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984.-С. 173−186.
- Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. М., 2001 — 256 с.
- Сорокин Ю.А. Текст и его изучение с помощью лингвистических и психолингвистических методик. // Введение в психолингвистику. Текст лекций.-М., 1991-С. 30−56.
- Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности.// Язык и наука конца 20 века: Сб. ст. М., 1995.
- Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. научн. тр. / Ред. кол.: М. П. Котюрова гл. ред. и др. — Пермь, 1999 — 328 с.
- Сусов И.П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система.// Языковое общение: процессы и единицы: Межвуз. сб. научн. тр. — Калинин, 1988.
- Сухарева Т.Н. Формирование коммуникативных стратегий словоупотребления у студентов неязыкового вуза (на материале английского языка). Автореф. дис. канд. пед. наук Тамбов, 2002 — 19 с.
- Сыщиков О.С. Выражение имплицитных значений в текстах делового дискурса.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. -Волгоград: Перемена, 1998.
- Сыщиков О.С. Коммуникативная компетенция в деловом дискурсе. //
- Языковая личность: система, нормы, стиль: Тез. докл. научн. конф.
- Волгоград, 5−6 февр. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998. t
- Тарнаева Л.П. Обучение студентов 5-го курса языкового педагогического вуза письменной речи в контексте диалога культур (английский язык как вторая специальность). Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб., 2000- 16 с.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М., 1981
- Терехова М.Ю. Лингвостилистический статус учебных видов вторичного текста. Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1988 —23 с.
- Тер-Минасова С. Г. Синтагматика функциональных стилей и оптимизация преподавания иностранных языков. М., 1986 — 156 с.
- Толбаева Г. К. Способы реализации онтологических свойств английской письменной речи: (На материале научной статьи, эссе и короткого рассказа XX века). Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1989−23 с.
- Трошина Е.В. Моделирование текстовой деятельности студентов в процессе обучения письменной речи.// Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. научн. трудов./ВГПУ. -Волгоград: Перемена, 1999.
- Труфанова И. В. О разграничении понятий : речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика.// Филологические науки — 2001 -№ 3,
- Тряпицына Е.В. Образная точность текста.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6−8 окт. 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.
- Турунен Н. Метатекст как глобальная система и вопросы конструирования текста в пособиях по развитию речи. / Исследование различных типов и жанров текста: Межвуз. сб. научн. ст. Отв. ред Л. В. Черепанова. Сургут, 1999- 121 с.
- Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа./ Современные модели психологии речи и психолингвистики: Сб. научн. тр. М.: Институт психологии АН СССР, 1990 — 244 с.
- Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия в теории жанров речи.// Жанры речи. Саратов, 1997.
- Филимонова JT. Обучение письменной речи: (на материале английского языка): Система упражнений. Самара, 1998 — 194 с.
- Филистова Н.Ю. Взаимоотношение между устной и письменной формами коммуникации. / Исследование различных типов и жанров текста: Межвуз. сб. научн. ст. Отв. ред Л. В. Черепанова. Сургут, 1999 — 121 с.
- Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.
- Чаковская М.С. Текст как сообщение и как воздействие: Учебн. пособие для пед ин.-тов по специальности 2103 «иностранный язык». — М., 1986- 127 с.
- Чан Ким Бао. Текст и дискурс. М., 2000 — 180 с.
- Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. -М.: Наука, 1992.
- Черняховская В.Е. Интертекстуальное взаимодействие базисного и производного текстов в научно-критическом тексте. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1995.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.-М., 1986-С. 100−107.
- Шейлз Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. -Страсбург: Совет Европы Пресс, 1995.
- Шмелева Т.В. Модель речевого жанра.// Жанры речи. — Саратов, 1997.
- Энквист Н.Э. Параметры контекста. / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. Лингвостилистика. — М., 1980 432 с.
- Allen J.P.B., Widdowson H.G. Teaching the communicative use of English. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by С J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.
- Allwright R. Language learning through communication practice. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by C.J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.
- Barritt L. Writing / speaking: a descriptive phenomenological view. // Exploring speaking-writing relationships: Connections and contrasts. / Ed. by
- B.M. Kroll, R.J. Vann. Urbana, 1981.
- Bhatia V.K. Applied Genre Analysis and ESP. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. — Washington, 1997.
- Brown G., Yule G. Discourse analysis. CUP, 1983
- Brumfit C. 'Communicative' language teaching: an educational perspective. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by
- C.J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.
- Byrne D. Teaching writing skills. Harlow (Ess.), 1982.
- Celce-Murcia M. Describing and Teaching English Grammar With Reference To Written Discourse. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. Washington, 1997.
- Сое N., Rycroft R., Ernest, P. Writing Skills. A problem-solving approach. CUP, 1983.
- Cook G. Discourse. OUP, 1989.
- Crombie W. Process and relation in discourse and language learning. — OUP, 1986.
- Crystal D. Introducing Linguistics. L.: Penguin, 1992.
- Dacanay F.R., Bowen J.D. Writing in English. // Хрестоматия no методике преподавания английского языка: Учеб. пособие / Сост. А. П. Грызулина. М., 1983 — 159 с.
- Dijk Т. А van. Text and context: Explorations in the semantics and pragmatics of discourse. L.: N-Y., 1980.
- Dillon G.L. Constructing texts: Elements of a theory of composition and style. Bloomington, 1981.
- Discourse analysis./ ed. Walter A. Koch. N-Y., 1972.
- Discourse and learning: Papers in applied linguistics and language learning./ ed. By Ph. Riley. L.: N-Y., 1985.
- Dudley-Evans T. Genre Models for the Teaching of Academic Writing To Second Language Speakers: Advantages and Disadvantages. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. -Washington, 1997.
- Elbow P. A community of writers: A workshop course in writing. — N.Y., 1989.
- Ellis R. Communication strategies and the evaluation of communicative performance. / ELT Journal 1986 -V. 38, № i pp. 39−44.
- Flammer A., Kintsch W. Discourse Processing. Amsterdam, 1982.
- Fries Р.Н. Theme and New in Written English. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. -Washington, 1997.
- Grabe B. Discourse Analysis and Reading Instruction. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. -Washington, 1997.
- Gumperz J. Discourse strategies. CUP, 1982.
- Halliday M.A.K. Spoken and written language. OUP, 1989.
- Halliday M.A.K., Hasan R. Cohesion in English. L., 1976.
- Harvey A.M. The Voices of the Discourse of the Problem of Who Says What in News Reports. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. Washington, 1997.
- Hatch E. Discourse and language education.- CUP, 1992.
- Huckin T.N. Critical Discourse Analysis. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. — Washington, 1997.
- Hugh J. How to write English: An essential handbook for English and foreign students. L., 1965.
- Hymes D.H. On communicative competence. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by C.J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.
- Johnson K. Communicative approaches and communicative processes. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by C.J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.
- Kantor J.K., Rubin D.L. Between speaking and writing: processes of differentiation. // Exploring speaking-writing relationships: Connections and contrasts. / Ed. by B.M. Kroll, R.J. Vann. Urbana, 1981.
- Kaplan R.B. Contrastive Rhetoric. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. Washington, 1997.
- Kramsch C. Rhetorical Models of Understanding. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. -Washington, 1997.
- Kroll B.M. Developmental relationships between speaking and writing. // Exploring speaking-writing relationships: Connections and contrasts. / Ed. by B.M. Kroll, R.J. Vann. Urbana, 1981.
- Macaulay M.I. Processing varieties in English: An Examination of oral and written speech across genres. — Vancouver, 1990.
- Martin J.R. Waves of Abstraction: Organizing Exposition. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. -Washington, 1997.
- Nunan D. Introducing discourse analysis. Penguin Books, 1993.
- O’Keefe B.J. Writing, speaking and the production of discourse. // Exploring speaking-writing relationships: Connections and contrasts. / Ed. by B.M. Kroll, R.J. Vann. Urbana, 1981.
- Reinking J.A., Hart A.W. Strategies for successful writing: Teacher’s manual. N.Y., 1986.
- Salager-Meyer, F. I Think That Perhaps You Should: A Study of Hedges in Written Scientific Discourse. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. Washington, 1997.
- Savignon S. Communicative competence. Addison-Wesley publ. сотр., 1983.
- Schafer J.C. The linguistic analysis of spoken and written text. // Exploring speaking-writing relationships: Connections and contrasts. / Ed. by B.M. Kroll, R.J. Vann. Urbana, 1981.
- Searle J.R. Speech acts. An essay in the philosophy of language. CUP, 1970.
- Swales J.M. Genre analysis. Cambridge, N-Y., 1991.
- Vande Kopple, W.J. Using the Concepts of Given Information and New Information in Classes of the English Language. / Functional Approaches to Written Text: Classroom Applications. / Ed. By Tom Miller. Washington, 1997.
- Vann R.J. Bridging the gap between oral and written communication in EFL. // Exploring speaking-writing relationships: Connections and contrasts. / Ed. by B.M. Kroll, R.J. Vann. Urbana, 1981.
- Widdowson H.G. Directions in the teaching of discourse. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by C.J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.
- Widdowson H.G. Learning Purpose and Language Use. OUP, 1983.
- Widdowson H.G. The teaching of English as communication. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by C.J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.
- Wierzbicka A. English speech act verbs. Sydney, 1987.