Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие личности по 3. Зриксону

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пятая стадия — с 14 до 20 лет. Данный этап связан с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способ достижения карьеры, т. е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание своих способностей… Читать ещё >

Развитие личности по 3. Зриксону (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Можно назвать и другие периодизации человеческой жизни, связанные с психическим развитием человека. Американский психолог Э. Эриксон выделил в развитии идентичности восемь основных этапов, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми начинает себя идентифицировать. Основное внимание Эриксон уделяет кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного Я подростка.

Первая стадия — до одного года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости миру, либо настороженности, закрытости к окружающему.

Вторая стадия — с одного года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих, поскольку последние по-разному реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я сам» в отечественной психологии.

Третья стадия — от трех до шести лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданном обществом русле и нормах.

Четвертая стадия — с шести до 14 лет. В течение этого времени у ребенка развивается трудолюбие либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассник играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, и зависит развитие данных качеств личности.

Пятая стадия — с 14 до 20 лет. Данный этап связан с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способ достижения карьеры, т. е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.

Шестая стадия — с 20 до 35 лет. Этот период связан с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного иола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.

Седьмая стадия — с 35 до 60−65 лет. Данная стадия является одной из важнейших, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности. В этот период большое значение имеет работа, гот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение с детьми, воспитывая которых человек может развиваться и сам. Э. Эриксон считает, что желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности.

Восьмая, последняя стадия наступает после 60−65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство является гибельным для личности и ведет ее к невротизации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой