Критерии оценки иноязычной письменной речи учащихся на рубеже школа-вуз: на материале английского языка
Диссертация
На первом этапе работы был подробно рассмотрен эволюционный путь развития письменной системы языка с целью показать, что для эффективного обучения письму необходимо учитывать эволюцию развития письма в глобальном смысле, чтобы понимать закономерности развития мышления отдельного индивидуума. Далее был проведен анализ сравнения русской и английской графической и орфографической систем… Читать ещё >
Содержание
- Введсине
- Глава I. Проблемы формирования навыков письменной речи
- 1. 1. Развитие ппсьма как системы кодификации речп-мыелн
- 1. 1. 1. Общее попятне письма
- 1. 1. 2. Эволюция письма
- 1. 1. 3. Виды письма
- 1. 1. 4. Система ппсьмеппого языка
- 1. 1. 5. Основные категории письма
- 1. 2. Компетептпостпый подход в обучении навыку. письменной речи
- 1. 3. Трудности формирования орфографической компетенции
- 1. 3. 1. Графика современного английского языка
- 1. 3. 2. Система английской орфографии
- 1. 3. 3. Русско-английская интерференция па уровне графики п орфографии
- 1. 4. Методические основы обучения письменной речи
- 1. 5. Развитие дискурсивной компетенции н понятие. письменного дискурса
- 1. 1. Развитие ппсьма как системы кодификации речп-мыелн
- Выводы по главе 1
- Глава II. Критерии оценки письменной составляющей коммуникативной компетенции
- 2. 1. Основные подходы к стандартизации оценивания письменной речи
- 2. 2. Критерии, применяемые в стандартах британских и американских тестов
- 2. 2. 1. Критерии оценки, применяемые в FCE
- 2. 2. 2. Критерии оценки, применяемые в TOEFL
- 2. 2. 3. Критерии оценки, применяемые в IELTS
- 2. 3. Единые европейские критерии определения уровня владения письменной речью
- 2. 3. 1. Критерии оценки в рекомендациях ассоциации ALTE
- 2. 3. 2. Критерии Совета Европы
- 2. 3. 3. Критерии оценки, разработанные в рамках интернет-проекта DIALANG
- 2. 3. 4. Система международных критериев оценки письменной речи
- 2. 4. Критерии оценки письма в российской средней школе
- 2. 5. Критерии оценки Единого государственного экзамена по английскому языку
- Выводы по главе 2
- Глава III. Экспериментальное исследование оценки письменной речи
- 3. 1. Методический эксперимент
- 3. 1. 1. Анализ работ испытуемых фокусной аудитории. на рубеже школа-вуз
- 3. 1. 1. 1. Анализ работ учащихся И классов
- 3. 1. 1. 2. Анализ работ студентов 1-ого курса фaкyльтeтa. международных отношений СПбГУ
- 3. 1. 2. Анализ работ расширенного контингента испытуемых
- 3. 1. 1. Анализ работ испытуемых фокусной аудитории. на рубеже школа-вуз
- 3. 1. Методический эксперимент
- 3. 1. 2. 1. Анализ работ 8−9 классов
- 3. 1. 2. 2. Анализ работ выпускников специального филологического факультета СПБГУ
- 3. 1. 3. Типология заданий по развитию навыков письменной речи в российских и зарубежных учебниках
- 3. 1. 3. 1. Типология заданий в российских учебниках
- 3. 1. 3. 2. Типология заданий в зарубежных учебниках
- 3. 2. Проведение экспертного анализа
Список литературы
- Балинская, И.Р. Графика современного английского языка Текст. /И.Р. Балинская.- М., 1973. -245с.
- Бим, И.Л. О подготовке к экзамену за базовый курс обучения в IX классе общеобразовательных учреждений Текст. / И. Л. Бим //Иностранные языки в школе.- 1999. № 3.- С.30−39.
- Бим, И.Л. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы Текст./И.Л.Бим, А. А. Миролюбов //Иностранные языки в школе. -1998. -№ 4. -С. 29−36.
- Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы Текст.: [По спец. № 2103 «Иностр. Яз."] /И.Л. Бим. М.: Просвещение, 1988.- 255с., библиогр.: с.248−251.
- Богатырева, М.А. К проблеме выделения уровней профессионального владения иностранным языком: (по материалам Совета Европы) Текст. /М.А. Богатырева // Иностранные языки в школе.-1997. № 2.-С.28−33.
- Бодуэн де Куртенэ, И. А. Введение в языковедение: с приложением сборник задач по «Введение в языковедение» Текст. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. М., 2004. — 320 с.
- Борботько, В. Г. Элементы теории дискурса Текст.: Учеб. пособие. / В. Г. Борботько. Грозный: ЧИТУ, 1981. -113с.
- Блумфилд, Л. Язык Текст. / Л. Блумфилд. М.: УРСС. — 2002. — 607с. (Лингвистическое наследие XX века).
- Витлин, Ж.Л. Общие проблемы установления уровней подготовки и способов итогового контроля при аттестации учащихся Текст. / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. -1997. № 2.- С. 15−19.
- Ю.Витлин, Ж. Л. Обучение взрослых иностранному языку Текст.: (Вопросы теории и практики) / Ж. Л. Витлин. М., 1978. — 168с.
- П.Витлин, Ж. JL Способности взрослых к овладению грамматическим строем иностранного языка Текст. / Ж. Л. Витлин // Вопросы обучения грамматическому аспекту устной речи на иностранном языке в школе и вузе. Ученые записки. Л., 1971. — С 219−231.
- Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М.: УРСС, 1981. — 137с. — (Лингвистическое наследие XX века).
- Гальскова, Н.Д., Теория обучения иностранным языкам Текст.: учеб, пособие для студентов, обучающихся по спец. «Теория и методика преподавания иностр. яз. и культур» / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. -M.:Academia, 2005. 334с.
- Н.Гвоздев, А. Н. Основы русской орфографии Текст. / А. Н. Гвоздев. М., 1950., — 109 с.
- Геккель, Э. Естественная история миротворения Текст.: в 2 т. / Э. Геккель.-СПБ., 1914- т. 1.
- Гельб, И.Е. Опыт изучения письма Текст. /И.Е. Гельб.- Л., 1983. 73 с.
- Глушкова, Л.В. Лингвистические проекты совета по культурному сотрудничеству при Совете Европы Текст. /Л.В. Глушкова. // Материалы XXIV филологической конференции: Тестология. СПб, 2004. с. 56
- Гроза, О.Л. New Millennium English Текст.: учебник англ. яз. для 10 класса общеобразовательных учреждений / О. Л. Гроза [ и др. ]. -Обнинск: Титул, 2004.- 192с.
- Гроза, О.Л. New Millennium English Текст.: учебник англ. яз. для 10 класса общеобразовательных учреждений / О. Л. Гроза [ и др.]. -Обнинск: Титул, 2004.- 198с.
- Грайс, Г. П. Логика и речевое общение Текст. /Т.П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16: Лингвистическая прагматика. — М., 1985.-С. 217−237.
- Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. Гумбольт М.: Прогресс, 1984. 397 е.- 1л. портр.
- Гумбольдт, В. Язык и философия культуры Текст .: пер. с нем. яз. /В. Гумбольт М.: Прогресс, 1985. — 451 с.
- Гумбольдт, В. О различии организмов человеческих языков и о влиянии этого развития на умственное развитие человеческого рода Текст. /В. Гумбольт -СПб., 1859.
- Дьяконов, И.М. О письменности Текст./ И. М. Дьяконов JL, 1963. -134 с.
- Ерофеева, И.Н., Нестерова, Т.Е. ALTE Dictionary. Unpublished paper Текст. / И. Н. Ерофеева, Т. Е. Нестерова, И. Ю. Павловская, Е. Е. Юрков. -Спб, 2006.
- Ван Дейк, Т. Вопросы прагматики текстаТекст. /Т. Ван Дейк // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. — М, 1978. — С. 259−336.
- Ван Дейк Т. Язык, познание, коммуникация Текст./ Т. Ван Дейк -М., 1989.
- Европейский языковой портфель для России Текст. М.: 2001.
- Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции Текст. / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С. 9−13.
- Истрин, В.А. Возникновение и развитие письма Текст. /В.А. Истрин.
- Йоганес, Фридрих. История письмаТекст. /Ф. Йоганес.-М., 1985. с. 27. 32. Зализняк, А. А. О понятии графемы[Текст] / А. А. Зализняк. — В кн.:
- Карасик, В. И. Язык социального статуса Текст. / В. И. Карасик. / Рос. акад. наук. Ин-т языкознания, Волгогр. гос. пед. ин-т им. A.C. Серафимовича. М.: Ин-т языкознания- Волгоград: Перемена, 1992.-329с.
- Карасик, В.И. Общие прооблемы изучения дискурса. //Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 5−20.
- Карасик, В.И. Язык после письменной эры Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы семантики и прагматики. Сб.науч.тр. -Волгоград, 1997.-С.141 -154.
- Карасик, В.И. О категориях дискурса Текст. /В.И.Карасик // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград-САРАТОВ, 1998, — с 48−62.
- Карасик, В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса Текст. /В.И. Карасик // Этнокультурная специфика речевой деятельности. Сб. обзоров. М, 20 006. — С.37−64.
- Кибрик, A.A., Плунгян, В.А. Функционализм Текст. /А.А.Кирик, В. А. Плунгян. В сб.: Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой и И. А. Секериной. — М., 1997.
- Колкер, Я. М., Практическая методика обучения иностранному языку Текст.: учеб, пособ. / Я.М. Колкер, Е. С. Устинова, Т.М.Еналиева. М.: Academia, 2000. 258с.
- Копылова, В.В. Афанасьева, О.В., Эванс, В. Practice Exam Papers for the Russian National Exam Express. Student’s Books.TeKCT. /В.В. Копылова, O.B. Афанасьева, В. Эванс. Express Publishing, 2002.
- Корчажкина, О.М. Мои любимые звуки Текст. /О.М.Корчажкина. Фонетико-орфографический справочник английского языка.- М.: Владос, 1996. 256с.
- Крист, А. Европейский языковой портфельТекст. / А. Крист [и др.], пер. с англ. М.: Еврошкола, 1998.
- Кузовлев, В.П., Лапа, Н.П., Перегудова, Э. Ш. Английский язык Текст.: учеб, для 10−11 классов общеобразовательных учреждений / В. П. Кузовлев, Н. П. Лапа, Э. Ш. Перегудова. М.: Просвещение, 2000.-236с.
- Кучеренко, О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения Текст. / О. И. Кучеренко. М., 2000.
- Леонтьев, A.A. Язык, речь и речевая деятельность Текст. / A.A. Леонтьев. М., 2003.
- Лоукотка, Ч. Развитие письма Текст. / Ч. Лоукотка. М, 1950.
- Макаров, М.Л. Основы теории дискурсаТекст. / М. Л. Макаров, — М., 2003.
- Маслов, Ю.С. Введение в языкознание Текст.: учеб, для вузов по направлению и специальности «Филология» / Ю. С. Маслов. М.: Высш. школа, 1997.-272с.
- Миловидов, В. А. От семиотики текста к семиотике дискурсаТекст.: Пособие по спецкурсу / В.А. Миловидов- М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. 92с.
- Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речиТекст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1997. — № 2.-С. 5−11.
- Миньяр-Белоручев, Р. К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам Текст. / Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. 1984 — № 6. — с. 64−67.
- Миролюбов, A.A. История отечественной методики обучения иностранным языкам Текст. /A.A. Миролюбов. М., 2002.
- Павловская, И.Ю., Башмакова Н. И. Основы методологии обучения иностранным языкамТекст.: Тестология (курс лекций). / И. Ю. Павловская, Н. И. Башмакова. СПб.: Фил.фак. СПб.ГУ., 2002.
- Павловская, И. Ю. Звукосимволизм и восприятие прозаического художественного текста (на материале английского языка) Текст. /И.Ю. Павловская//Мышление и текст. СПб, 1992. — С. 110−120.
- Павловская, И. Ю. Проблемы глоттогенеза и фоносемантический подход в педагогике Текст. /И.Ю. Павловская // Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам. Вып.2.- СПб., 2004. С. 3−10.
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. / Е. И. Пассов. М., 1991. — 223с.
- Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению Текст. / Е. И. Пассов. М., 1989. — 279с.
- Пассов, Е. И. Программа концепция коммуникативного иноязычного образования Текст. / Е. И. Пассов. — М., 2001. — 175с.
- Пассов, Е. И., Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития обществаТекст. / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, B.C. Коростылев // Иностранные языки в школе. 1987. — N6.
- Пассов, Е.И. Контроль как методический феномен: генезис, сущность, функции (при коммуникативной методе обучения) Текст. / Е. И. Пассов //Контроль обучения иностранным языкам в средней школе/ Редактор-составитель В. А. Слободчиков. М.: Просвещение, 1989.
- Поляков, О.Г. Тестирование по английскому языку как иностранному Текст.: теория и практика. Тамбов: ТГУ, 1999.
- Программа по английскому языку для школы с углубленным изучением иностранных языков. М.: Просвещение, 2000.
- Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языкуТекст.: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / Г. В. Рогова .-М., 1983.-351с.
- Рогова, Г. В. О принципах обучения иностранным языкамТекст. / Г. В.Рогова//Иностранные языки в школе. -1974. -№ 6.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школеТекст. / Г. В. Рогова. М.: Просвещение, 1991.
- Рогова, Г. В., Рабинович, Ф. М., Методика обучения иностранным языкам в средней школеТекст. / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович [ и др.] -М., 1991.278с.
- Салье, В.М., Мячинская Э. И. Курс письменной английской речиТекст. / В. М. Салье, Э. И. Мячинская [и др.]. СПб.: Филологический факультет СШГУ, 2005.-134с.
- Соловова, E.H., Апальков, В.Г. Развитие и контроль умений письменной речи на иностранном языке. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекция 6Текст. / E.H. Соловова, В. Г. Апальков // Первое сентября.-2005.№ 22. С.34−38.
- Соловова, E.H., Апальков, В.Г. Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекция 7Текст. / E.H. Соловова, В.Г. Апальков//Первое сентября.-2005. № 23.-С.34−41.
- Соссюр, Ф. Труды по языкознаниюТекст. / С. Соссюр. М., 1977.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку Текст. // Методическая мозаика. Приложение к журналу Иностранные языки в школе. -2004. № 4.-С.11−20.
- Слышкин, Г. Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) Текст. / Г. Г. Слышкин // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000.-С. 38−45.
- Смирницкий, А.И. Лекции по истории английского языкаТекст. / А. И. Смирницкий. -М., 1991.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном роцессе Текст. /Н.Ф. Талызина. Графопроекция: (Реализация принципа наглядности в различ. формах и методах обучения). М.: Знание, 1983. -96с.
- Уласевич, С.Н. Тестирование как путь к интеграции в мировое образовательное пространство Текст. / С. Н. Уласевич // Сибирский учитель, 2000. -№ 3.
- Уолш, И.А. Письменная практикаТекст. /И.А. Уолш. Санкт-Петербург, 1996.
- Фоломкина, С.К. Тестирование в обучении иностранному языкуТекст. / С. К. Фоломкина // Иностранные языки в школе. 1986 — № 2 — С. 16−20.
- Фоменко, Т.М. Методические аспекты тестирования по иностранному языку Текст. http://teacher.fio.ru/news.php?n=2557&c=128
- Хармс, Д. Избранное Текст. / Д. Хармс.- М.: Просвещение, 1995.
- Хоминец, А.В. Программы обучения иноязычному письму для средней школы Текст.: дипломная работа. СПб, 2004.
- Хрусталева, Л.В., Богородицкая, В.Н. Английский язык Текст.: учебник для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка / Л. В. Хрусталева, В. Н. Богородицкая. СПб. :Коруна, 1994.
- Хрусталева, Л.В., Богородицкая, В.Н. Английский языкТекст.: учебник для 9 класса школ с углубленным изучением английского языка / Л. В. Хрусталева, В. Н. Богородицкая. СПб.: Космос, 1995.
- Чейф, У. Значение и структура языка.Текст. =Meaning and the structure of language / У. Л. Чейф- послесл. С. Д. Канцельсона M.: Едиториал УРСС, 2003. — 426 с. — 2-е изд., стер.
- Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе Текст.: [учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз."]. М.: Просвещение, 1986. — 2-е изд. — 221с.
- Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность Текст. /Л.В. Щерба, —Л., 1974.
- Щерба, JI.B. Теория русского письмаТекст. / JI.B. Щерба. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. — 134с.99.1Цукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика Текст. /А.Н. Щукин. -М., 2002.
- Alderson J., Claphan С, Wall D. Language test construction and evaluation. Cambridge University Press, 2005.
- Alderson, J., Clapham C. Applied Linguistics and Language Testing: a Case Study of the ELTS Test. Applied Linguistics 1992.
- Abbs В., Freebairn I. Blueprint One (SB, WB, GP). Longman. 1991.
- Abbs В., Freebairn I. Blueprint Two (SB, WB, GP). Longman. 1991.
- ALTE (2002). ALTE adopts Common European Framework levels. ALTE News, Spring 2002, 1.
- ALTE Handbook of Language Examinations and Examination Systems Washington D.C. Joint Committee on Testing Practices (1988) The Code of Fair Testing Practices in Education, 1998.
- Brown G., Yule G. Discourse analysis. Cambridge, 1983.
- Burgess A. Clockwork orange. Penguin Books, 1978.
- Bygate D. Discourse. Oxford, 1997.
- Candlin C. Writing: texts, processes and practices. London: Longman Hyland 1992.
- Certificate in Advanced English. Sample materials. UCLES, 1991.
- Common European Framework of Reference for Languages. Learning, Teaching, Assessment, Cambridge University Press, 2004.113.0'Connell S. First Certificate (for the revised exam), 1996, p.75
- O’Connor J. Phonetics: a simple and practical introduction to the nature and use of sound in language / J.D.O'Connor. London: Penguin Book, 1991.
- O’Connor G., Fletcher C. Sounds English: A Pronunciation Practice Book. London, 1991.
- Evans V. Successful writing. Express Publishing. 1992
- European Language Portfolio, 1997. Перевод «Европейский Языковой Портфель». -М.: Еврошкола, 1998.
- First Certificate in English. Handbook. UCLES, 1996.
- Hallliday M. Explorations in the functions of Language., London, 1973.
- Halliday, M. A. K. (1989). Spoken and written language (2nd ed.). Oxford: Oxford University Press.
- Halliday, M. A. K. (1996). Literacy and linguistics: A functional perspective. In R. Hasan & G. Williams (Eds.), Literacy in society (pp. 339 376). London: Longman.
- Halliday, M. A. K. & Hasan, R. (1976). Cohesion in English. London: Longman.
- Harris M., David Mower D., Sikorzynska A. Opportunities Beginner /Elementary / Pre-Intermediate (SB, WB). «Longman».
- Harris M., David Mower D., Sikorzynska A. Opportunities Intermediate (SB, WB). «Longman».
- Harris M., David Mower D., Sikorzynska A. Opportunities Upper-Intermediate (SB, WB). «Longman».
- Hobbs J. R. Towards an understanding of coherence in discourse // Strategies for Natural Language Processing. — Hillsdale, 1982. — P. 223— 243.
- Horowitz D. Process, not product // TESOL Quaterly. 1986. N20. Vol. 1. P. 141−444.
- Huizenga J. Basic Composition for ESL. An expository workbook, p. 25
- Gear. J Cambridge preparation for the TOEFL. Cambridge University Press., 1997.
- Givon T. Functionalism and Grammar. — Amsterdam- Philadelphia, 1995.
- Klekovkina E., Mann M., Taylor-Knowles. Practice tests for the Russian State Exam, Macmillan, 2006.247p.
- Lado R. Language testing: The Construction and Use of Foreign Language Tests., Longman, 1961.
- Lemke J. Textual Politics: Discourse and Social Dynamics. — London, 1995.
- McCarthy. M. Discourse Analysis for Language Teachers. CUP, 1991.
- Mann M., Taylor-Knowles. Macmillan exam skills for Russia: speaking and listening. Macmillan, 2006, 168p.
- Mann M., Taylor-Knowles. Macmillan exam skills for Russia: reading and writing. Macmillan 2006, 168p.
- Mann M., Taylor-Knowles. Macmillan exam skills for Russia: grammar and vocabulary. Macmillan 2006, 224p.
- Methodology in TESOL: a Book of Readings. Heinle and Heinle Publishers, 1987, p. 267−287.
- Pavlovskaya I. Language teaching methodology. St. Petersburg University Press, 1999.
- Pamela J. Sharpe. TOEFL. Barron’s, 1996.
- Raimes. A, Techniques in Teaching Writing (Oxford American English, 1983b).
- Rogova G. V. Methods of teaching English. M, 1975.
- Swain M. Second language testing and second language acquisition., 1993
- Tribble. C. Writing. Oxford University Press, 1990.145. TOEFL. Kaplan, 1995.
- TOEFL. Preparation guide to new generation of TOEFL. Barron’s, 2004.
- White R. and Arndt V. Process Writing. London: Longman, 1994.
- Widdowson H. G. Directions in the teaching of discourse // Theoretical Linguistic Models in Applied Linguistics. — London, 1973. — P. 65—76.
- Wilberg P. One to One: A Teacher’s Handbook. London: Language Teaching Publications, 1996.
- Weigle C. Assessing Writing. PB. Examines the theory behind the practice of assessing a student’s writing abilities. Cambridge University Press. 2001.
- Weir C., Milanoviz M. Studies in language testing. Continuity and innovation- revising the Cambridge proficiency in English examination. 1913- 2002, edited by and, Cambridge University Press, 2003.
- Колесникова И.Л., Долгина О. В. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Cambridge University Press 2001,204 с.
- Девель Л.А. Англо-русский практический учебный словарь языкового тестирования. СПб., 2004.
- Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: МГУП, 2000. 161 с.225