Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1997 по 2004 г. и включало ряд этапов. На первом этапе (1998 — 1999 г. г.) осуществлялось осмысление проблемы на теоретико-практическом уровне (обобщение материалов констатирующих исследований, анализ научных источников, выявление личностных потребностей специалистов на предприятии, формулирование проблемы, целей и задач исследования, его… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ. 1.1.Конкурентоспособность специалиста как предмет педагогического исследования

1.2. Профессионально-личностный аспект формирования конкурентоспособного специалиста на предприятии сервисного типа. 1.3. Педагогические основания построения модели формирования конкурентоспособного специалиста.

ВЫВОДЫ по первой главе.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСНОГО ТИПА. II. 1. Структура педагогической модели формирования конкурентоспособного специалиста. II.2. Методика реализации модели формирования конкурентоспособного специалиста. II. 3. Анализ опытно-экспериментального исследования результативности педагогической модели и основные

выводы

Педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность проблемы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе на современном этапе его развития, которые характеризуются становлением рыночных отношений.

Страна располагает ресурсами, имеет высококвалифицированные кадры, достаточно мощный производственный потенциал в промышленности и развитую науку. Однако эмпирические данные и научные публикации свидетельствуют, что в настоящее время на производстве и в организациях все еще недостаточно субъектов подлинно «рыночного» поведения, сохраняются тормозящие развитие уравнительные и несовременные предпринимательские тенденции. Существующая социально-культурная неоднородность не способствует созданию рыночной инфраструктуры, позитивной конкурентной среды, ведет к противостоянию и конфликтам.

Происходящие в российском обществе преобразования создали принципиально новую ситуацию в сфере профессионального образования, требующую радикальных изменений в системе подготовки кадров разного уровня. Главный вопрос, который стоит сегодня перед системой профессиональной подготовки таков: как подготовить специалистов, способных участвовать в производстве продукции, конкурентоспособной на мировом рынке (какой бы ни была эта продукция — сервис или предмет). Этот вопрос определяет и центральную задачу системы профессионального непрерывного образования — повышение качества подготовки специалистов в системе профессионального образования в направлении формирования конкурентоспособного специалиста. В этой системе образовательная работа с кадрами на предприятии выступает как важный этап их подготовки.

Следует заметить, что сегодня, когда главными ресурсами мировой экономики становятся образование, информации и знание, система образования потенциально готова к тому, чтобы соответствовать потребностям государства и формирующегося гражданского общества, запросам экономики и сферы права, нуждам регионов. Однако можно констатировать, что, обеспечивая в целом достаточно высокий уровень профессиональной подготовки студентов, задача формирования их конкурентоспособности не вошла в круг первоочередных, решение которых обеспечивает качество образования. Об этом свидетельствуют как научные данные (Е.А.Климов, Э. М. Коротков, Н. А. Кононец, Л. М. Митина, Г. В. Мухаметзянова и др.), так и наличие на рынке труда специалистов-безработных. В этих условиях внутрифирменное обучение кадров является той системой, которая способна заполнить образовательную нишу формирования конкурентоспособного специалиста, которую до настоящего времени не заняло специальное, профессиональное образование.

В соответствии с государственной программой развития образования формируется дифференцированная, многоуровневая система подготовки специалистов, представляющая разные по характеристикам и объемам образовательные и профессиональные программы. В этих условиях система внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификация в направлении усиления конкурентоспособности выступает закономерным элементом общей системы непрерывного образования специалистов. Повышение квалификации специалиста на предприятии (или его подготовка в соответствии с целями и задачами работы предприятия) является мобильной системой, отвечающей конкретным задачам, стоящим перед его работниками. Это позволяет строить образовательную работу с кадрами в определенной последовательности, индивидуализировано, учитывая потребности как предприятия в целом, так и каждого работника. Данная система отвечает принципам гуманности, так как при систематической организации позволяет не увольнять работника, а обеспечить ему профессиональный рост и профессиональное развитие.

В условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда. Он свободно распоряжается своим главным капиталом — квалификацией. Работодатель, заинтересованный в сохранении квалифицированного работника, должен позаботиться о возможностях для его самореализации, а также — для его профессионального и личностного роста. Такой подход к работнику на современном предприятии согласуется с общей тенденцией перехода от концепций жесткого, авторитарного управления, где работник выступает объектом управленческих воздействий, к системе организации, поддержки и стимулирования его профессиональной самостоятельности как субъекта труда, созданию условий для корпоративного сотрудничества на основе высокой ответственности, профессионального и творческого отношения к своему делу, видения в нем возможностей для личностного развития (Р.Дамари, В. Ю. Дорошенко, А. Л. Емельянов, М. Михайлов, В. Маслов и др.).

При формировании основных задач в области внутрифирменной подготовки кадров необходимо учитывать явления, которые наблюдаются в последние годы как в педагогической теории и самой системе профессионального образования, так и в ее интеграции с внешней средой.

Происходящая структурная перестройка в стране, сдвиг в приоритетах в потреблении рабочей силы от собственно производственных к сервисным отраслям повлекли за собой и структурную перестройку в системе профессиональной подготовки. Как свидетельствует опыт, уравнительная система подготовки ушла в прошлое. Сегодня, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос, только конкурентоспособный специалист может достойно занимать соответствующую нишу. Каждому выпускнику профессионально-образовательного учебного заведения, специалисту недостаточно быть только профессионально подготовленным в какой-либо области. Требуется не только уметь предложить себя на рынке труда, но и в любой период времени и ситуации оптимально, гибко и эффективно решать возникающие задачи.

В условиях становления рыночной экономики на производствах и в организациях начали осознавать, что успешно развиваться в дальнейшем могут те из них, которые обеспечивают работу с кадрами, способствующую их конкурентоспособности на рынке труда. При этом хорошо осознается и тот факт, что увольнение перспективного работника, обладающего реальным потенциалом профессионального развития, это не лучший выход из кадровых проблем: можно долго «перебирать» специалистов, предлагающих себя на рынке труда, но так и не найти работника, вполне удовлетворяющего задачам конкретного предприятия (особенно это относится к современным предприятиям, занимающимся сервисным обслуживанием разных отраслей хозяйства).

Наряду с социально-экономическими особенностями современной российской действительности, актуальность задачи формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия диктуется логикой развития педагогической науки и основывается на исследовании работ, выполненных по различным аспектам проблематики профессиональной непрерывной подготовки квалифицированных специалистов (О.С.Гребенюк, Г. И. Ибрагимов, С. М. Маркова, В. Ш. Масленникова, А. М. Новиков, П. Н. Осипов, Ю. НПетров, Г. А. Рудик, Л. Г. Семушина и др.).

Отдавая должное имеющимся исследованиям, отметим, что вопросы формирования конкурентоспособной личности специалиста в условиях предприятия не служили предметом специального педагогического исследования.

Анализ научной литературы в целом свидетельствует об активизации интереса ученых и практиков к проблемам субъективно-объективной природы процесса профессионального становления специалистов, что является важным аспектом исследования конкурентоспособности. Однако проблема формирования нового статуса специалиста как конкурентоспособного субъекта профессиональной деятельности до настоящего времени не получила научно-теоретической и практической завершенности. То есть вопрос о формировании конкурентоспособной личности специалиста остается открытым для изучения.

Изучение научных источников и практики работы предприятий сервисного типа позволило выявить ряд противоречий, главные из которых:

— между унифицированным характером профессиональной подготовки специалистов и конкретно-ситуативной формой его профессиональной деятельности на предприятии сервисного типа;

— между потребностью в конкурентоспособной личности специалиста и недостаточной разработанностью педагогических условий ее развития в процессе профессиональной деятельности.

Все сказанное выше определило проблему исследования: какова педагогическая модель формирования конкурентоспособности специалиста в условиях предприятия сервисного типа?

Цель исследования: разработать педагогическую модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа.

Объектом исследования является организация и содержание работы с кадрами на предприятии сервисного типа.

Предмет исследования: научно-теоретические и программно-методические основы построения и реализации педагогической модели формирования конкурентоспособного специалиста на предприятии сервисного типа.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что построение педагогической модели формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия возможно, если: определена сущность конкурентоспособности специалиста, работающего на предприятии сервисного типавыявлены теоретико-методологические основы модели формирования конкурентоспособного специалиста, позволяющие сформулировать принципы ее построения и функционированияразработано психолого-педагогическое, организационно-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение ее реализации.

Задачи исследования:

1.Изучить состояние проблемы формирования конкурентоспособного специалиста в современных условиях.

2.Выявить сущность понятия «конкурентоспособный специалист».

3.Выявить теоретико-методологические основы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия.

4.Разработать педагогическую модель формирования конкурентоспособной личности специалиста в условиях предприятия сервисного типа.

5,Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанной педагогической модели в условиях предприятия сервисного типа и вывить ее результативность.

Методологические основы исследования составили: положения системного подхода в педагогике и образованииположения педагогической аксиологиитеоретические и практические аспекты педагогического проектирования и моделированиягуманитарная и смысловая парадигмы образования.

Теоретическую базу исследования составили: фундаментальные положения теории деятельности и личности (ЛС.Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — концепция профессионально-личностного развития (О.А.Абдуллина, Е. А. Климов, Л. ММитина, С.Д.Смирнов) — контекстный подход к обучению (А.А.Вербицкий) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин) — труды в области теории и методики профессионального образования и развития личности в процессе профессиональной подготовки (А.П.Беляева, Е. А. Климов, СМ. Маркова, А. МНовиков, Ю. Н. Петров, П. Н. Осипов, А. А. Червова и др.) — педагогические положения о моделировании развития и саморазвития человека (В.И.Андреев, К. Я. Вазина, и др.) — положения концепции непрерывного образования и многоуровневого профессионального образования (АЛБеляева, Б. С. Гершунский, А. А. Кирсанов, В. Ш. Масленникова и др.) — положения средового подхода к организации образования личности (Ю.С.Мануйлов, В.А.Ясвин).

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: теоретический анализ научных публикацийанализ нормативных документов предприятиямоделированиеанкетированиенаблюдениеанализ фактов профессиональной деятельности специалистов.

База исследования. Исследование проводилось в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова (г.Нижний Новгород). Опытно-экспериментальное исследование и внедрение разработанной в диссертации педагогической модели проводилось на базе муниципального предприятия «Единый центр муниципального заказа» (г.Нижний Новгород).

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1997 по 2004 г. и включало ряд этапов. На первом этапе (1998 — 1999 г. г.) осуществлялось осмысление проблемы на теоретико-практическом уровне (обобщение материалов констатирующих исследований, анализ научных источников, выявление личностных потребностей специалистов на предприятии, формулирование проблемы, целей и задач исследования, его методологического и методического инструментария). На втором этапе (2000 — 2003 г.г.) происходило уточнение рабочей гипотезы, разработка модели работы с кадрами в направлении формирования конкурентоспособности, разработка и структурирование программы занятий, форм и методов педагогической работы, внедрение разработанной модели на предприятии. Третий этап (2003 — 2005 г.г.) был посвящен анализу опытно-экспериментальных данных, их количественному представлению и качественной интерпретации, оформлению рукописи диссертации и апробации материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа на основе современных достижений различных областей научного знаниявыявлены и научно обоснованы положения, лежащие в основе создания педагогической модели работы с кадрами предприятия сервисного типа;

— создана научно обоснованная система педагогической работы с кадрами предприятия сервисного типа, направленная на формирование конкурентоспособности работающих специалистов;

— определены и научно обоснованы организационные формы и методы профессионально-развивающей работы со специалистами.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом его положений в развитие теории и методики профессионального непрерывного образования, а именно: уточнено содержание понятия конкурентоспособность специалиста", сформулированы принципы построения и реализации педагогической модели формирования конкурентоспособного специалиста предприятия сервисного типаполучили развитие положения педагогических подходов (компетентностного, личностно-ориентированного, средового) применительно к внутрифирменной подготовке кадров, что позволяет создать разнонаправленную по своим задачам и содержанию систему работы с кадрами.

Практическая значимость исследования состоит в создании и внедрении практикоориентированной модели внутрифирменной подготовки кадров, направленной на формирование конкурентоспособности работающих специалистов, содержащей необходимые для практической реализации компонентыв разработке содержания, форм и методов работы со специалистами на предприятии сервисного типа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные педагогические теории и концепции в образованиииспользованием комплекса методов исследованияопытно-экспериментальной апробацией педагогической модели.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение конкурентоспособности специалиста, основанное на выявлении ее сущностных характеристик и содержательных связей с родственными понятиями, и реализующее представление о специфике сферы услуг и профессиональной деятельности в этой области.

2.Теоретико-методологические основы модели формирования конкурентоспособного специалиста, включающие интеграцию педагогических подходов (компетентностного, личностно-ориентированного и средового) и сформулированные на этой основе принципы ее построения и функционирования: асоциальной обусловленностиб) субъектно-личностной развивающей направленностив) открытой педагогической среды.

3. Методика реализации модели формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа.

Апробация исследования, его выводов и результатов осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной проверки основных положений на опытно-экспериментальной базев процессе обсуждения хода исследования и его материалов на кафедре педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова (2000 — 2004 г. г., г. Нижний Новгород) — в форме выступлений и докладов на научных конференциях разного уровня в г. г. Екатеринбурге и Нижнем Новгороде в течение 2004 г.- в форме спецкурса для студентов Нижегородского государственного лингвистического университета, обучающихся по специальностям «Туристический и гостиничный бизнес» и «Менеджмент образования».

Структура диссертации содержит введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Результаты работы способствовали снижению уровня конфликтности личности сотрудников, судя по обдуманным ответам на вопросы теста. При этом мы отмечаем, что атмосфера в коллективе предприятия также претерпела существенные изменения. Анализ климата в коллективе, проведенный с помощью «Теста оценки делового, творческого и нравственного климата» показал, что средний балл, характеризующий качества коллектива, по мнению сотрудников, изменился по всем трем показателям в направлении усиления положительного фонда коллектива В частности, сотрудники в целом отмечают возрастание в коллективе таких положительных деловых качеств, как ответственность, принципиальность, коллективизм, сотрудничество, деловитость, удовлетворенность своей деятельностью. В плане творческого потенциала коллектива отмечают рост целеустремленности (в плане повышения конкурентоспособности предприятия), увлеченности работой, в том числе — и в направлении развития и совершенствования форм работы с клиентами, новаторство, оптимистический настрой, энтузиазм и активность каждого работника В аспекте нравственного состояния коллектива всеми подчеркивается преобладание доброжелательности в отношениях, дружелюбия, открытости и честности не только во взаимодействии сотрудников между собой, но и в профессиональном плане во взаимодействии с клиентами. Важным моментом явилось то, что подавляющее большинство работников (184 человека из 200 опрошенных) отмечают возникновение благоприятных условий для профессионального и культурного роста, ощущение своей защищенности и принадлежности к успешному профессиональному сообществу.

Положительную динамику мы отмечаем и в направлении повышения трудолюбия и работоспособности членов коллектива, наряду с очевидным признанием приоритетов личностного и культурного роста как факторов конкурентоспособности.

Сравнительные данные по тесту оценки уровня трудолюбия и работоспособности приведены в таблице 10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В результате исследования формирования конкурентоспособности специалиста в условиях предприятия сервисного типа была определена сущность конкурентоспособности данного специалиста, что позволило создать ее авторское определение.

2. В процессе исследования обобщены теоретические положения, раскрывающие педагогические закономерности, позволяющие формировать конкурентоспособность специалиста без отрыва от основной работы, в условиях специально организованной педагогической среды. В исследовании осуществлена интеграция трех педагогических подходов на основе их дополнительности и. комплиментарности (компетентностного, личностно-ориентированного и средового). Продуктивность педагогической среды, созданию которой они способствовали, подтверждена опытно-экспериментальным путем.

3. Сформулированы научно обоснованные педагогические принципы построения и функционирования модели формирования конкурентоспособного специалиста на предприятии (социальной обусловленности, субъектно-личностной развивающей направленности, i открытой педагогической среды).

4. Разработана педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа, имеющая как инвариантную характеристику (структуру, элементы, последовательность осуществления модулей), так и вариативную, относящуюся к типу конкретного предприятия (сервисное) и включающую содержание, формы и методы работы с кадрами.

5. Разработана методика работы с кадрами в соответствии с педагогической моделью, представлена последовательность реализации компонентов педагогической модели. В исследовании использованы методы, не нашедшие широкого применения в практике работы с кадрами предприятий: методы социального проектирования и проектирование управленческого типа.

6. Создана программа оценки конкурентоспособности специалистов предприятия сервисного типа, включающая внешние и внутренние критерии, что позволило выявить закономерную связь роста востребованности услуг предприятия (фактически, конкурентоспособности его услуг) и работы с кадрами.

7. Впервые обосновано положение о педагогической среде предприятия как эффективном факторе повышения его конкурентоспособности посредством ее формирования как профессионально-личностного качества сотрудников.

Проведенные исследование показало, что педагогическая проблематика изучения вопросов конкурентоспособности современных специалистов в условиях их профессиональной деятельности далеко не исчерпана. Она видится: в дальнейшем изучении педагогических закономерностей влияния работы с кадрами предприятия на его конкурентоспособностьв исследовании проблемы профессионально-личностного развития как фактора конкурентоспособности специалистов разного профиля в современных условияхв изучении проблемы индивидуализации работы с кадрами предприятияв научной разработке универсальной педагогической модели работы с кадрами, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия.

Проведенные исследование показало, что педагогическая проблематика изучения вопросов конкурентоспособности современных специалистов в условиях их профессиональной деятельности далеко не исчерпана. Она видится: в дальнейшем изучении педагогических закономерностей влияния работы с кадрами предприятия на его конкурентоспособностьв исследовании проблемы профессионально-личностного развития как фактора конкурентоспособности специалистов разного профиля в современных условияхв изучении проблемы индивидуализации работы с кадрами предприятияв научной разработке универсальной педагогической модели работы с кадрами, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М.: Владос, 1994.- 336с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Педагогика.- 336с.
  3. В.Г. Анализ с помощью моделирования// Вестник высшей школы.- 1975.- № 10.- С.7−21.
  4. А.Г. О креативной педагогике// Вестник высшей школы,-1989.- № 12.- С.29−34.
  5. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера.- Казань, 1992.-421с.
  6. JI.H. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблемы непрерывного образования// Психологический журнал.- 1980.- Т.7.- № 2.- С.23−34.
  7. И. Стратегическое управление/ Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989.-331с.
  8. Антикризисное управление/ Под ред. Э.МКороткова.- М.: ИНФРА, 2001.-217с. ,
  9. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М., 1996.-121с.
  10. А. А. Управленческая деятельность. Практика и резервы организации.-М.: Экономика, 1988.-442с.
  11. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования).- М.: Политиздат, 1973.- 129с.
  12. В.Г. Программно-целевое планирование и управление.- М., 1990.- 224с.
  13. В.В., Пидкасистый П. И. Управленческая проблема как объект педагогических исследований// Педагогика.- 2001.- № 5, — С. 12.
  14. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления.- Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998.- 420с.
  15. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования.- СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 1997.- 225с.
  16. Н.А. О назначении человека.- М: Республика, 1993.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: ВГУ, 1977.- 304с.
  18. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение воспитательного процесса подготовки специалиста.- М.: высшая школа, 1986.- 141с.
  19. .В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование// БСЭ.- 3-е изд.- М., 1974.- Т.16.- С.393−395.
  20. И.В. Проблема ценностей и системный подход.- М.: Эдитоирал УРСС, 1997.- 223 с.
  21. Н.Н., Могилевкин Е. А. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза.- СПб: РГУ, 2003.- 97с.
  22. А.А. Психология о личности.- М.: МГУ, 1988, — 188с.
  23. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна.-М.: Ин-т новой экономики, 1997. — 521с.
  24. Большой словарь иностранных слов.- М.: ЮНВЕС, 1999.578с.
  25. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров: В 2 т.т.-М.: Сов. энциклопедия, 1991.26. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания// Педагогика.- 2001.- № 1.- С. 17−24.
  26. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дис.канд. пед. наук.- М., 1987.- 145с.
  27. .С. Смысловая вертикаль сознания личности// Вопросы философии,-1999.- № 11.- С.81−89.
  28. К.Я. Модель саморазвития человека.- Н. Новгород: ВГИПИ, 1994.-268 с.
  29. Вариант построения модели выпускника// Классный руководитель.- 1999.-№ 1.-24−30с.
  30. Е. Технология рационального управления// Проблемы теории и практики управления.- 2002.- № 5, — С. 94.
  31. А.О. Модель непрерывного профессионального развития студентов инженерно-педагогического вуза: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Н. Новгород, 2001.- 23с.
  32. Н.Е. Модель позиционного обучения студентов// Вопросы психологии.- 1994, — № 3.34. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 991.-207с.
  33. З.И. Логика науки управления.- М.: Мысль, 1998.- 117с.
  34. Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Дне. д-ра психол. наук.- М., 1996.- 390с.
  35. М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории).- Нижний Новгород: НГЦ, 2000. 136с.
  36. Ю.Л., Доля В. Т., Рыжков В. М. Эксперименты по подготовке специалистов нового типа.- М.: Прогресс, 1988.- 132с.
  37. М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике// Сов. педагогика- 1991.- № 2, — С.75−82.
  38. П.Я. Введение в психологию. О собственно психическом содержании человеческой деятельности.- М., 2000.
  39. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования// Вестник высшей школы.- 1992.-№№ 4−6, — С. 18−21.
  40. .С. Философия образования для XXI века.- М.: Совершенство, 1998.- 608с.
  41. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала.- М.: МП «Сувенир», 1993.
  42. А.Е., Сауров Ю. А. Вопросы методологии управленческой деятельности, — М. — Киров, 2003.
  43. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся СПТУ.- М., 1985.
  44. Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе.-Л.: Лениздат, 1990.- 216с.
  45. В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы, — 1995, — № 6.- С.39−47.
  46. А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе.-http://www.iiiro.websib.ru/dak.htm.-18c.
  47. Е.Н., Тенилов Е. А. Смысловая парадигма профессионального образования: теоретико-методолгический аспект.-Ниж.Новгород: НГЛУ им. П. А. Добролюбова, 2003.- 259с.
  48. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать, трансакционный анализ с гештальтупражнениями.- М.: «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1995.- 336с.
  49. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты,— М.: Прогресс, 1994.
  50. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 166с.
  51. Журавлев A. J1. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом// Психол. журнал.-1983.-Т.4.-№ 1.- С. 57.
  52. A.JI. Социально-психологические проблемы управления// Прикладные проблемы социальной психологии.- М.: наука, 1983.- С. 173.
  53. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога.- Свердловск, 1988.
  54. И.А. Педагогическая психология.- М.: «Логос», 1999.384с.
  55. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат, 1986.
  56. А.Ф. Культура, общество и образование// Вопросы философии.- 1997.- № 2.- С.28−34.
  57. Г. И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе.- Казань: ИССО РАО, 1997.
  58. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления.- М.: «Дело», 1993.61. Ильин Г. Л. Образование и культура: поиски взаимногосоответствия.-М., 1992.- С. 44.
  59. И.И. Структура процесса учения.- М.: Педагогика, 1986.- 132с.
  60. Исследование систем управления: Учеб. пособие/ Под ред. Э. М. Короткова.- М.: ИНФРА-М, 2003.
  61. Т.С. Психология управления: Учеб. пособие.- М.: Педобщество, 2000.65. Казакова Е. И. Проектирование образовательных программ.
  62. СПб: Просвещение, 1994.- 132с.
  63. Е.И. Технология проектирования личных достижений.- СПб: Просвещение, 1994.- 128с.
  64. ., Ван Уре Б. Дидактические модели и проблемы обучающей дискуссии// Вопросы психологии.- 1993.- № 4.- С.20−26.
  65. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста.- Казань, 2000.
  66. А.А. Инновационный учебно-научно-производственный комплекс как новый тип системы подготовки современных специалистов.- Казань: 2002.70. Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывномобразовании//Педагогика.- 1996.-№ 2.
  67. А.И. Основы миропонимания новой эпохи: В 3-х т.т. Рига: Изд-во «Buega», 1992.- Т.2.
  68. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.- М.: Знание, 1986.- 79с.
  69. Е.А. Психология профессионала.- М.: МГУ, 1996.241с.
  70. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-М.: Политиздат, 1967.
  71. Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система.- М., 2000.- 126с.
  72. В.З. Информационное взаимодействие.- Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1980.- 194с.
  73. В.З., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.- 191с.
  74. Я.Л. Психология общения.- М.: АПН СССР, 1975.
  75. Г. Непрерывное образование: основные принципы// Вестник высшей школы.- 1991.- № 6.- С.52−63.
  76. Н.А. Модель формирования конкурентоспособных специалистов в профессиональных лицеях.- Ростов-н/Д, 1999.- 120с.
  77. Концепция непрерывного образования// Народное образование.- 1989.- № 10.- С.3−12.
  78. P.JI. Если вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе, — М.: Дело, 1998.
  79. Ю.Н. Психология обучения взрослых.- М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  80. В.А. Невербальное поведение.- Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1986.- 136с.
  81. Н.И. Модернизация базовых ценностей// СОЦИС.-1996.-№ 5.
  82. О.И. Современные проблемы построения и обоснования методов принятия решений //Управление и научно-технический прогресс.- 1986.-№ 9.- С.85−93.
  83. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Дис. д-ра пед. наук.- СПб, 1992.-346с.
  84. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования// Педагогика.-1996.- № 6.- С.25−30.
  85. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.- 224с.
  86. В. А. Системный подход в дополнительном образовании// Дополнительное образование.- Март. Пилотный выпуск.-1999.- С.42−46.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977.- 304с.
  88. Д.А., Шелобанов Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии.- 2001.- № 1.
  89. Д.А. Психология смысла.- М.: Смысл, 1999.
  90. В.Е. Субъектно-ориентированная концепция компьютеризации управленческой деятельности: Автореф. дис. .д-ра психол. наук, — М., 2000, — 42с.
  91. В.Н. Акмеология. Новое качество образования.-СПб: Изд-во ГПУ им. А. И. Герцена, 2002.- 256с.
  92. Ю.С. Воспитание средой.- Н. Новгород: НГЦ, 2003.119с.
  93. К. Образование, социология и проблема общественного сознания// Мир образования, — 1997.- № 2.- С.49−52
  94. А.К. Психология профессионализма.- М.: МГУ, 1996.
  95. С.М. Аксиологические основы педагогического проектирования// Сб. науч. трудов. Вып.З.Ч.1. Сер. «Проблемы совершенствования содержания и организации образовательного процесса»,-Нижний Новгород: ВГИПИ, 1999.- С.23−26.
  96. С.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. д-рапед. наук.- СПб, 2002.
  97. Т.В. Основные положения личностно-ориентированной модели образования// Сознание мировоззрение — мышление.- Киров, 1998.- Вып.З.- С. 137−148.
  98. JI.M. Личностное и профессиональное развитие в новых социально-экономических условиях// Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования: Тез. междунар. конфер.-М.: РАО, 1996.- С. 103−105.
  99. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии.- 1997.- № 4.- С.28−38.
  100. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.- М.: МПСИ, 2003.- 274с.
  101. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.- М.: Педагогика, 1987.- 200с.
  102. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой.- Л., 1984.
  103. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего образования/ Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова, В. А. Орлова.-Черноголовка, 1996.- 278с.
  104. Н.Н. Универсум. Информация. Общество.- М.: Устойчивый мир, 2001.- 200с.
  105. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.-Волгоград: «Перемена», 1995.
  106. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции.- М.: МГУ, 2001.- 192с.
  107. Г. В. Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования.- М., 1995.
  108. Г. В., Масленникова В. Ш., Трегубова Т. М., Ширшов В. П. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ.-Казань: ИСПО РАО, 1997.- 145с.
  109. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Университетеская книга.- М., 2000.- № 1.- С. 1−5.
  110. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр./Научно-исслед. НИИ высшего образования/ Отв. ред.Н. Н. Нечаев.-М.: НИИВО, 1995.- 156с.
  111. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности.- М.: 1988.-128с.
  112. A.M. Профессиональное образование России (Перспективы развития).- М.: ИЦП НПО РАО, 1997.
  113. A.M. Проектирование педагогических систем// Специалист.- 1998.-№ 4.-С.23−28.
  114. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия// Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1981.- С.37−44.
  115. Образованная Россия: Специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже третьего тысячелетия/ Под ред. А. И. Субетто.- СПб: ПАНИ, 1997.122. Околелов О. П. Дидактическая специфика открытогообразования// Педагогика.- 2001.- № 6.- С.45−51.
  116. Организационно-деятельностные игры в народном образовании/ Под ред. Ю. В. Громыко.-М.: Педагогика, 1990.- 159с.
  117. П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности.- Казань: ИССО РАО, 1996.-98с.
  118. П.Н., Баталов Н. А., Шимрова JI.A. Социально-психологические факторы профессионального развития студента средней профессиональной школы.- Казань: ИСПО РАО, 1998.- 127с.
  119. В.В. Социальная биология /К разработке концепции //Соотношение биологического и социального.- Пермь: Перм. ГУ, 1981.- С. 1437.
  120. В.В. Биология общества и социальный прогресс //Биология человека и социальный прогресс, — Пермь: Перм. ГУ, 1982, — С.3−16.
  121. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека// Вопросы психологии.- 1995,-№ 2.- С.5−18.
  122. Р.И. Проблема смысла.- М.: Мысль, 1983.
  123. В.Т. Эмоции. Мысли. Разум.- М.: Мир, 1992.- 216 с.
  124. Л.М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности// Педагогика.- 1997.- № 3.- С.36−39.
  125. Перспективы развития системы непрерывного образования: Кол. монография/ Под ред. Б. С. Гершунского, — М.: Наука, 1990.- 217с.
  126. Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования.- Н. Новгород: ВИПИ, 1994, — 144с.
  127. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-М.: МГУ, 1989,-216с,
  128. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982.- 255с.
  129. К.К. Структура и развитие личности/ Отв. ред. А. Д. Глоточник.- М.: Наука, 1986.- 255с.
  130. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека.- М.: 2002.
  131. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности.-Харьков: «Основа», 1991.-258с.
  132. С. Организационно-деятельностные игры: мышление в зоне риска// Кентавр, — 1994.- № 3.- С.2−31.
  133. М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие.- М., 1996.
  134. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология.- СПб: Изд-во «Речь», 2002.- 298с.
  135. Проблемы непрерывного образования взрослых: Сб. науч. трудов/ Под ред. В. Г. Онушкина, В. А. Тарасова.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- 267с.
  136. В.П. Руководство персоналом организации.- М.: аспект-пресс, 2000.- 127с.
  137. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.- М.: Инфра-М, 1997.- 425с.
  138. Рациональность, рассуждение, коммуникация.- Киев: Наукова думка, 1987.- 257с.
  139. З.А. Психологические основы профессионального обучения.- М.: МГУ, 1985.- 153с.
  140. В.М. Образование в конце XX века// Вопросы философии.- 1992,-№ 10.- С. 10.
  141. В.М. Психология и культурное развитие человека.- М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.- 144с.
  142. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.т. Т.Н. -М., 1989.
  143. Г. А. Прогнозирование и проектирование профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. д-рапед. наук.- Кишинев, 1994.- 40с.
  144. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем.- М.: Радио и связь, 1991.- 224с.
  145. В.Н. Ценности и смысл// Философские науки. -1987.- № 10.- С. 104−109.
  146. В.В. Формирование конкурентоспособности управленческого персонала крупных промышленных предприятий: Дис.канд.экон.наук.-Иркутск, 2004.- 147с.
  147. В.Ф. Психология самоопределения личности. -Свердловск: 1986.- 142с.
  148. Г. К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.
  149. И.Н. Рефлексика гуманизации и интеллектуализации профессионального образования// Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации.- Новосибирск, 1995.- С. 108−123.
  150. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.- Волгоград: «Перемена», 1994.- 152с.
  151. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Изд. корп. «Логос», 1999.- 272с.
  152. В.Ф. Образование: Образ культуры// Социально-философские проблемы образования.- М.- 1992.- С.86−102.
  153. К.Д., Гергелев Т. Л., Кутасова М. Н. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала.- М.: Эксперт-бюро: Приор, 1999.161. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации.- Дубна:1. Феникс+", 2002.-240с.
  154. В.И., Исаев Е. И. Психология человека.- М.: МГУ, 1995.-345С.
  155. С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения.-М.: МГУ, 1985.-231с.
  156. С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов //А.Н.Леонтьев и современная психология.-М., 1983.- С.142- 151.
  157. Современный философский словарь/ Под ред. В. Е. Кемерова. -Бишкек- Екатеринбург, 1996.- 608с.
  158. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников.- М.: Педагогика, 1990.- 90с.
  159. Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности, — М, — Белгород: БГУ, 1997.-31с.
  160. В.Н. Сверхзадача — развитие личности: моделирование культурного пространства школы// Новые ценности образования.- 1997.-Вып.7.- С.45−49.
  161. B.C. Смена типов научной рациональности// Синергетика и психология. Тексты, — Вып. 1 «Методологические вопросы». -М.: МГСУ «Союз», 1997, — С.108−121.
  162. В.В. Самосознание личности.- М.: МГУ, 1983.- 284с.
  163. И.В. Очерки психологии психологического такта. -Саратов: СГПИ, 1968.- 192с.
  164. А.И. Системологические основы образовательных систем.-М.: Б.И., 1994.-Ч.1.-284с.- Ч.2.-321с.
  165. И.И. Кризис духа — кризис образования// Мир образования.- 1997.- № 3.- С. 13−15.
  166. А.П. Информация и человек.- М.: Прогресс, 1980,208с.
  167. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста //Современная высшая школа.- 1986, — № 2 (54).- С.75−85.
  168. Е.А. Формирование конкурентоспособного специалиста в сфере непрерывного образования: Методические рекомендации по работе с кадрами.- Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2002.-24с.
  169. Е.А. Конкурентоспособный специалист — проблема внутрифирменной подготовки кадров// Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста.Вып.2.- Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004.- С.329−332.
  170. В.А. Стили профессиональной деятельности.- М., 2000.- 200с.
  171. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов.- Л.: ЛГУ, 1980.- 329с.
  172. А.ГТ. Теория проектирования образовательных программ// Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы.- СПб: ЦПИ, 1994.-С.37−46.
  173. В.П. О ценностях жизни и культуры.- Л.: ЛГУ, I960.-254с.
  174. Ю.И. Свобода учиться и учить// Директор школы.- 1997.-№ 1.- С.38−47.
  175. В.Н., Чанилова Н. Г. Организация непроизвольной учебной деятельности: Материалы межвуз. науч.-практич. конфер.- Балашов, 1996.- С.43−44.
  176. В. А. Модель непрерывного профессионального образования// Образование. Бизнес. Сибирь.- 1996.-№ 3.
  177. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/Под ред. А. Н. Тихонова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 1998.
  178. А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу //Философские науки.- 1991.- № 5.- С.9−14.
  179. Д.И. Психология развивающейся личности.- М.:1996.
  180. В. Человек в поисках смысла: Сб.: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990.- 368с.
  181. А.И. Свободное развитие как пространство образования// Новые ценности образования, — 1997.- Вып.7.- С.23−33.
  182. Т.К. Проблемы автономизации обучения в системе дополнительного профессионального образования// актуальные проблемы постдипломного профессионального лингвистического образования.- М., 1999.- С. 138−142 (Тр./МГЛУ- вып.440).
  183. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дис. д-ра пед. наук.- Казань, 1996.
  184. В.Д. Философия образования и образовательные политики.- М.: Исслед. центр проблем кач-ва подгот. спец-тов, — Логос, 1993.-181с.
  185. В.М. Управленческая психология.- М.: Экономика, 1984.-298с.
  186. В.М. Человековедческая сущность управления (идеология управленческой деятельности)// Нар. образование.- 2000.- № 9.-С.39−43.
  187. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.- М.: Академия, 2000.- 288с.
  188. Е.В. Проблема «Я» и самосознание// Проблемы сознания.- М.: МГУ, 1966.- С.217−228.
  189. В.А. Моделирование в философии.- М.-Л.: Наука, 1966.- 301с.
  190. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т.т./ Под ред. С.Я.Батышева-М.: АПО, 1998.- 568с.
  191. A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания// Вопросы психологии.- 1987.- № 6.- С.20−31.
  192. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М., 1973.
  193. П.А. Теория и практика модульного обучения. -Каунас: «Швиеса», 1989.- 272с.
  194. М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук.- Новосибирск, 2000.- 38с.
  195. М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук.- Новосибирск, 2000.- 38с.
  196. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.-М.: смысл, 2001.- 365с.
  197. Beillerot J. Les competences collectives et la question des saviors// Cahiers pedagogiques. 1991. № 297.- P. 12−17.
  198. Cohn Т., Geske T.G. The Economics of Education.- 3rd.ed.-Pergamon Press, 1990.- 349 p.
  199. Dery D, Mosk T.J. Information Support Systems for Problem Solving Decision Support Systems. 1985, 1, № 2, p. 103−109.
  200. Dilts R., Grinder G., Bandler R., De Lozier J. The study of the structure of subjective experience. Meta Publications, 1980.-302p.
  201. Edvards C.N. Interactive stiles and social adaptation. Genetic Psychology Monographs. V.87. 1973.
  202. Guir R. Novelles competentes des formateurs et nouvelles technologies//Education permanente. 1996. № 127.-P.34−41.
  203. Linard M. Des machines et des Hommes: apprendre aves les nouvelles technologies, reedition augmentee d’une postface.- Paris. L/Harmattan, 1996.- 82 p.
  204. Maslow A.H. Eupsychian Management: A Journal, R. Irwin, Homewood. Illinois, 1965.-P.136.
  205. Rope F., Tanguy L. Savoirs et competences. De Г usage de ces notions dans Tecole et Г enterprise. Paris: L’Harmattan, 1994.- 76p.
  206. S., Steel S. (Eds). Cognition and representation. Boulder (Colorado), 1988.
  207. Stefanov A.S. The interpretation as in intellectual mediator// XIX World Congress of Philosophy. Book of abstracts. V.1M. 1993.
  208. Suchodolski B. Permanent Education and Creativity, in: Division of Structures, Content, Method and Techniques of Education. Paris, 1982, — 221p.
  209. J. 1990. Dialogue and Dialogism in a Socio-cultural Approach to Mind. In: Markova and Foppa (1990).
Заполнить форму текущей работой