Одной из важнейших закономерностей воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив.
Несомненно, разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию.
Коллектив имеет огромное значение в воспитании личности и открывает возможности накопления опыта коллективного поведения, что в конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Перспектива сегодняшнего и завтрашнего развития идеи воспитания в коллективе зависит от правильной оценки всего того, что было накоплено в прошлом, в том числе и в советский период, развития педагогической науки и воспитательной практики.
Современные детские коллективы набирают сою силу после продолжительного упада и становятся существенным фактором позитивного воспитания, дополняя целенаправленный воспитательный процесс школы.