Теоретические и организационно-педагогические условия достижения современного качества обучения и воспитания в едином образовательном пространстве
Диссертация
Для реализации задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов: системно-структурный и культурологический подход к анализу сложных педагогических объектовдиагностический и аналитическийметоды анализа требований нормативно-правовых документовсравнения теоретических систем непрерывного гуманитарно-эстетического образованиянаблюдения (длительные и кратковременные) — интервью, беседы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
- 1. Отечественный опыт обучения и воспитания учащихся
- 2. Формирование условий достижения качества образования за рубежом
- 3. Современные проблемы качества обучения и воспитания в едином образовательном пространстве
- ВЫВОДЫ
- Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
- 1. Развитие единого образовательного пространства как стратегическое направление модернизации сферы образования
- 2. Педагогический менеджмент как основа сетевого управления интеграционными процессами в образовании
- 3. Педагогические основы формирования единого образовательного пространства
- ВЫВОДЫ
- Глава 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДОСТИЖЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
- 1. Качество образования как ведущее требование к развитию сети общеобразовательных учреждений и организаций
- 2. Роль профессионального и дополнительного образования в повышении качества обучения и воспитания
- 3. Теоретические основы достижения качества обучения и воспитания
- ВЫВОДЫ
- Глава 4. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
- 1. Механизмы управления интеграционными процессами
- 2. Формирование и развитие адаптивной личности выпускника
- 3. Современная модель достижения качества обучения и воспитания
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом № 12-ФЗ от 13 января 1996 года). М.: Изд-во «Ось-89», 1998.
- Закон о развитии образования в г. Москве. 2001.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2001.
- Кодекс Российской Федерации об образовании (проект). М.: ИПРСПО, 2003.-с 23.
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 71−87 от 25 июня 2002 года// Российская газета. 2002. — № 114(2982).
- Абдеев Р.Ф. Генезис механизма управления, его системообразующая роль и философский статус / Теория, методология и практика системных исследований: Всесоюзная конференция. Январь 1985. М.: ВНИИСИ, 1985.-С. 165−168.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
- Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. -М.: Наука, 1990.-214 с.
- Актуальные проблемы школьной педагогики. Материалы в помощь учителю. Уфа: БИПКРО, 1995. — 54 с.
- Алгоритм построения педагогической системы «Модуль 1». Псков: Псков, гос. пед. ин-т, 1995. — 105 с.
- Алексашина И.Ю. Глобальное образование: Идеи, концепции, перспективы: Учебное пособие. СПб: Изд-во «Кристмас+», 1995. — 104 с.
- Алешинцев И. А История гимназического образования (XVIII и XIX века). СПб., 1912- 251 с.
- Алферов Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. /Под ред. Алферова Ю. С., Лазарева B.C. -М, 1997.-145 с
- Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования. Вопросы методологии 1994, №№ 1,2
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, 1997.
- Андреев А.Н., Самойленко П. И. Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. — С. 19−21.
- Анисимов П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография — Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. — 256 с.
- Анисимов В.В., Грохольская О. Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России./Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М.: МПУ, 2000. — С. 6−14.
- Анисимов В.В., Грохольская О. Г., Коробецкий И. А. Управление процессом развития современной образовательной системы. М., 2000. -105 с.
- Арсентьева Е.В. Моделирование в процессе обучения // Среднее профессиональное образование. 2003, № 5. — С. 15−16.
- Антюхина-Москвинченко Б. И. Третья республика во Франции. 1887−1918. М&bdquo- 1986.
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал. 1980. — Т. 1. — № 12. — С. 52−60.
- Аппельрот Г. Основное народное образование. Ч. 1−2. М., 1857−1858.
- Армстронг М. Основы менеджмента: Как стать лучшим руководителем. -Ростов-на-Дону, 1998.
- Арсеньев А.С., Безчеревных Э. В. и др. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: ИНТОР, 1994. — 127 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
- Атласова О.М. Развитие профессиональной компетенции руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб., 1995.
- Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. 1980. — № 6.
- Бакурадзе А.Ф. Факторы-мотиваторы. Что может почерпнуть администратор из теории Ф. Герцберга. // Директор школы. 1997. — № 1.
- Бакурадзе А.Ф. Иерархия потребностей. // Директор школы. 1997. — № 4.
- Бакурадзе А.Ф. Ведущий мотив достижение успеха. // Директор школы, — 1999.- № 6.
- Бандурка A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. -Харьков: Фортуна-Пресс, 1998.
- Бараева О.Д. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995.
- Баранников А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования/Стандарты и мониторинг. М. 1999, № 6.
- Бартелеми Д., Риба Р., Бирзеа Ц., Леклерк Ж.-М. Европпискоя измерение в среднем образовании / Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000, № 6.
- Байденко В.И. Образовательный стандарт. М., 1999.
- Бацын В. К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994. — 186 с.
- Беднова Л.Н. Многовариантность стратегия развития современной школы // Сб. «Инновационные методы в работе педагогических учреждений». — Тольятти: ТФ СПТУ, 1998.
- Беднова Л.Н. Инновационные подходы к контролю управленческой деятельности директоров лицеев и гимназий // Сб. «Современные проблемы профессионального образования». Тольятти: ТФ СГПУ, 1999.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования / Педагогика. — 2001, № 9.
- Беспалько В. П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИнтерЭВМ, 2002. — 80 с.
- Боренская Н.Е. Образовательная политика в Китае и России сравнительный анализ/ Педагогика. — 1996, № 1)
- Борисенков В.П. Важная отрасль педагогического знания. Педагогика № 2, 2004. — 96 с.
- Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. М., 2001. — 192 с.
- Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века: размышления о будущем//Педагогика. 1993. — № 6.
- Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления/ Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. Киев: Рад. школа, 1987.
- Буржуазная педагогика на современном этапе // Под. ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М., 1984. — 120 с.
- Бутко Е.Я. Методологические основы эффективного профессионального образования, обеспечение социальной адаптации и занятости молодежи. Сборник докладов Международного конгресса занятости 2000 г. М., 1996. 1,2 п.л.
- Бутов А.А. Психологический тренинг руководителя: практическое руководство по проведению групповых занятий. Л., 1990.
- Ванискотт Ф. Образовательная система в Европе //Инновации в образовании. 2003. — № 5, с. 109−111.
- Васильев Ю.В. Школа как объект управления// Сов. педагогика. 1984. -№ 5.
- Васильев Ю.В. Научные основы управления школой// Проблемы научной организации труда в школе. М., 1987.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990.
- Вершловский С.Г. Учитель учителей// Управление деятельность профессиональная: Сб. статей под ред. В. Ю. Кричевского. — СПб.: СПбГУПМ, 2001.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991.
- Воленко О.И. Развитие единого образовательного пространства: анализ отечественного и зарубежного опыта. -М.: Институт общего образования, 2000. 89 с.
- Воленко О.И. Экспериментальная модель достижения качества обучения и воспитания в едином образовательном пространстве. М.: ИОО МО РФ. 2004. 19 с.
- Воленко О.И. Формирование образовательного пространства главная задача модернизации отечественного образования. М: Институт общего образования, 2002. — 72 с.
- Воленко О.И. Модель единого образовательного пространства: структура, содержание, принципы. М.: Институт общего образования, 2004. 89 с.
- Воленко О.И. Управление модернизацией образования в Российской Федерации: тенденции, перспективы. Сборник аналитических материалов. (Составитель). М.: МО и ИОО МО РФ. 2003. 5,3 п.л.
- Воленко О.И., Тайчинов М. Г. Особенности формирования межкультурной толерантности в многонациональном обществе. В сб. научных трудов «Современный мир: экономика, история, образование, культура». Уфа. ГИЛЕМ. 2003. с. 15−27.
- Воленко О.И., Никитина Н. И. К проблеме профессионального самоопределения будущих социальных педагогов. Ст. в сборнике научных трудов «Культура. Образование. Человек». Курск: КГУ, 2003. с. 10−14.
- Воленко О.И. Модели образовательных учреждений в России и за рубежом. М.: ИОО МО РФ. 2003. 35 с.
- Воленко О.И. Европеизация российского образования: за и против. Сб. научных трудов МГПИ. М.: МГПИ. 2003, — с.4−6.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989.
- Волков В.Н. Оценивание профессиональных достижений учителей руководителем образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук-СПб., 2001.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991.
- Воспитательное пространство как целостная среда субъектного становления человека // Славянский педагогический собор: Тез. докладов I
- Международного конгресса (Тирасполь, 26−29 июня 2002 г.). Бендеры, 2002.
- Вульфсон Б.Л. Западно-европейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели/ Пе-дагокика 1994, № 2.
- Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: История и современные проблемы. М.: Издательство УРАО, 2003. — 104 с.
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999 г. — 208 с.
- Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань, 1990.
- Гаранин Л. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 140 с.
- Гайнанова О.В., Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования. М., 2002. — 192 с.
- Генов Ф. Психология управления: Основные проблемы: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1982.
- Генисаретский О. И. Методологическая организация исследований и разработок в области автоматизированного проектирования.-Автоматизация строительного проектирования (организационное проектирование), М., 1975
- Герасимов Б.Н. Инновационные технологии в становлении и развитии профессионализма специалистов: В сб. Интеграция науки, образования и культуры. Новосибирск, 1998.
- Гершунский Б.С. Прогностика управленческих решений в образовании// Сов. педагогика. 1988. -№ 11.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Где и как учат управленцев// Сб. научных трудов: Сост. С. Г. Родин. М.: Знание, 1990.
- Голубева Е.П. Методы системного анализа при принятии управленческого решения. -М.: Наука, 1983.
- Гришина И.В., Павлютенков Е. М. Особенности педагогического управления школой// Пути индивидуализации и дифференциацииобучения педагогов-руководителей/ Отв. ред. М. Г. Качурин. СПб.: Образование, 1992.
- Гришина И.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации руководителей школы. СПб.: СПбГУПМ, 1998.
- Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002.
- Громыко Ю. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996, — 289 с.
- Громыко Ю.В. Проблемы развития управленческого мышления и деятельности (Ю.В. Громыко, Д. Б. Дмитриев и др.). М.: АПН СССР, 1992.-214 с.
- Громыко Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31−37.
- Грохольская О.Г. Проблемы современной дидактики. Монография. М.: ИРПО, 2004. — 168 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Дегтев Г. В. Центральному округу: таланты, идеи, проекты. Сборник статей. М. 2002.
- Дерзкова Н. Команда: этапы становления и поведения руководителя// Директор школы. 1996. — № 11.
- Джуринский А.Н. Право на образование в современном мире/ Педагогика.1998, № 3.
- Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. — М., 1998, —
- Директор школы в системе повышения квалификации/ Под ред. Е. П. Тонконогой. -М.: АПН СССР, 1983.
- Днепров Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999, — 74 с.
- Доклад Всемирного банка по вопросам образования /Перспективы.1998, № 2.
- Дубров А. М., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: «Финансы и статистика», 2000 г. — 352 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
- Ермолаева Е.А. Влияние стиля руководства на социально-психологическую атмосферу в педагогическом коллективе: Дисс. канд. псих. наук. JL, 1972.
- Ермольева Э.Г. Комплекс национальных прогрямм «Новой школа XX века» в Аргентине / Педагогика. — 1985, № 2.
- Ермольева Э.Г. Мексиканская модель базовой школы / Педагогика. — 1998, № 5.
- Ермольева Э.Г. Проблемы и контрасты бразильского образования / Педагогика. — 1998, № 2.
- Жин Пьер. Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы / Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999, № 2.
- Журавлев A. J1. Взаимосвязь личности руководителя и стиля руководства в условиях совместной деятельности коллектива// Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. — С. 151 166.
- Загвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой.-М.: Знание, 1991.
- Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем/Педагогика 1999, № 5.
- Загвязинский В. И Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — 98 с.
- Зарецкая И.И. Педагогические основы формирования трудовой культуры учащихся. Дисс. на соиск. уч. ст. д.п.н. М., 1992.
- Захаров М.Г. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1991.
- Зборовский Г. Е. Социология образования: В 2 ч. Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. 188 с.
- Зингерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов: Сокр. пер. с нем./ Науч. ред. и авт. предисл. А. Л. Журавлев. М.: Экономика, 1990.
- Иванова Л. А. Организационно-педагогические условия стимулирования инновационной деятельности в муниципальной системе образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1998.
- Ильенко Л.П., Новикова Т. Г. Концептуальные подходы к диагностике ученического коллектива //Сборник МКО. М., Центр инноваций в педагогике, 1997. С. 16−34.
- Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. М., Аркти, 2000. — 55 с.
- Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -238 с.
- Инновационные процессы в школе: организация и управление. -Владимир, 1995.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2003.
- Иродов М.И., Степанова Т. А., Рожкова О. Ф. Управление НПО на основе данных мониторинга // Профессиональное образование. 2000, № 11.
- Казакова Е.И. Системно-ориентационный подход к развитию общеобразовательной школы. СПб.: Образование, 1995.
- Калина И.И. Образование как фактор развития региона. Интервью с начальником Главного управления образованием Оренбургской области И. И. Калиной. // Человек и образование. Научно-информационный бюллетень ООИПКРО. 2001. — № 5.
- Калувэ Л.Д., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения/ Науч. ред. Зайцева А. К. Калуга: Калужский институт социологии, 1995.
- Каннинг М. Обеспечение качества образования в децентрализованных системах образования. (Рукопись.) Британский Совет, 2001.
- Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения: Методические рекомендации. М., 1990.
- Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М, 1982. — 704 с.
- Карстанье П. Миссия школы: концепция, функции, разработка// Директор школы. 1995. — № 2.
- Кармаев А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1997. — 37 с.
- Кармаева О.А. Негосударственные учебные заведения России (история, современное состояние, перспективы): Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: 1996. — 45 с.
- Каспржак А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС и др., 1994. — 142 с.
- Каспражак А.Г. Инновационные школы, новые виды школ. / Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. Под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика. М., 1997. — С. 51−58.
- Каспржак А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС и др., 1994. — 142 с.
- Каспражак А.Г. Инновационные школы, новые виды школ. / Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. Под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика. М., 1997. — С. 51−58.
- Каспржак А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-педагогических условиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 46 с. 1. О О /Г1. J JO
- Каспржак А.Г. Универсальное образование как модель // Современная гимназия и универсальное образование. М.: Интерпракс, 1995. С.-46−65.
- Квалиметрия человека и образование: методология и практика. -Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В трех частях. Под ред. Н. А. Селезневой. М., 1999. — 583 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. Эксперимент, 1995. — 176 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной школе/ Педагогика. — 1994, № 5.
- Клепиков В.З. О реформе образования в Китае/ Педагогика. — 2001, № 9.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионала. Избр. псих, труды. М. — Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.
- Кобелев О.И., Лякина О. В. Повышение качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. № 2, 2002. — С. 41−42.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988.
- Ковалева Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) / Педагогика. — 2000, № 2.
- Ковина Т.Е. Аттестация педагогических кадров как средство управления системой образования в регионе: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-СПб., 1997.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений: Пер. с польск. -М.: Прогресс, 1979.
- Колесникова И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика/ Под ред. В. Г. Воронцовой. -СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1994.
- Коллектив. Личность. Общение/ Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987.
- Коломиец Б.К., Анищева Л. И., Ашеулов Ю. Б. Качество полученного среднего профессионального образования глазами выпускников // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. — С. 4−6.
- Коломинский Н.Л. Повышение психологической компетенции педагогических кадров// Повышение квалификации педагогических кадров. Киев: Освгга, 1992.
- Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие. Киев: МАУП, 2000.
- Комраков Е., Чернявская А. Создаем инновационное пространство// Народное образование. 1996. — № 8.
- Конаржевскпй Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: НПО «Творческая педагогика», МП «Новая школа», 1992.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 г. ИПР СПО, 2004.- 17 с.
- Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 2001.
- Королев В.Г. Система работы РОНО по повышению профессионально-педагогического мастерства директора школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: НИИ ООВ, 1987.
- Коростылева Л.А., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПб., 1996.
- Корсак К. Что лучше— автомат Калашникова или советская школа?/ Народное образование. — 2001, № 5.
- Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров// Педагогика. 1992. — № 7−8.
- Кривошеев В.Ф. Организация научно образовательного комплекса в условиях г. Москвы. М.: ИОО МО РФ, 2001.
- Кривошеев В.Ф. и др. Концепция новой общеобразовательной школы. М.: ИОО МОПО РФ, 1995.-368 с.
- Кривошеев В.Ф. Развитие российского образования в условиях динамично изменяющейся социально экономической среды: состояние, пути решения, перспективы. М.: ИОО МО РФ, 1998.
- Кривошеев В.Ф. Концепция новой 12-летней общеобразовательной средней школы. М.: ИОО МО РФ, 1995.
- Кричевский В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы: Дисс. канд. психолог, наук. Л., 1980.
- Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. Л.: Знание, 1985.
- Кричевский В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. дисс. доктора пед. наук. СПб., 1993.
- Кричевский В.Ю. Директор-демократ// Управление деятельность профессиональная: Сб. статей/ Под ред. В. Ю. Кричевского. — СПб.: СПбГУПМ, 2001.
- Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб.: СПбГУПМ, 2001.
- Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. — М.: Дело, 1996.1. Tio J JO
- Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент/ Под ред. Д. С. Львова. -М.: Ступень, 1996.
- Крыжко В.В., Павлютенков Е. М. Психология и практика менеджера образования. СПб.: КАРО, 2001.
- Кудряшов Л. Д. Каким быть руководителю. Психология управленческой деятельности. Л.: Лениздат, 1986.
- Кузибецкий А.Н., Рождественская Н. Н. Вопросы подготовки менеджеров образования: управление изменениями: Учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования. Волгоград: Перемена, 1998.
- Кузибецкий А.Н., Рождественская Н. Н. Управленческая культура: лидер и его команда // Народное образование. № 6. — 2001.
- А.Н.Кузибецкий. Проблема гуманитарно-личностной профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения: предпосылки исследования. Волгоград, 2002.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1986.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности: Методическое пособие. Спб. — Рыбинск, 1993.
- Кузнецов Ю.К. Педагогическая информация и управление школой: Учебное пособие. Калинин: КГУ, 1985.
- Кузнецов Ю.Ф., Ячейко О. А. Развитие единой региональной образовательной информационной среды с использованием технологий дистанционного образования // Среднее профессиональное образование. -2003, № 9. С. 7−8.
- Кузьмин М. Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации /Труды ИНПО. Вып. 1. М., 1993. — 163 с.
- Кулагин Ф.Б. Основы профессиональной диагностики. Л., 1985.
- Кульневич С.В. Личностно-ориентированное воспитание: Концепция, содержание, реализация. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1995. — 43 с.
- Культурная и мультикультурная среда школ / Новые ценности образования. Вып. 4. М.: Инноватор, 1996. — 184 с.
- Культурно-исторический подход: Развитие гуманитарных наук и образования: Тезисы Междунар. конф. «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». М.: МГУ, 1996. — 216 с.
- Культурное строительство СССР: Стат. сб., 1956. С. 72. Народное образование в СССР: Сб. документов. 1917−1973 гг. С. 156−161.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970.
- Кунц Г., Одоннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. / Под ред. Д.М.
- Курнешова JI.E. Организация деятельности экспериментальных площадок. М. 2001.
- Курнешова JI.E. Совещание работников образования г. Москвы «О городской целевой программе «Модернизация московского образования (Столичное образование 3)».М. 2002.
- Курнешова Л.Е. Московское образование в документах. М. 2002.
- Кутьев В.О. Общеобразовательная школа как объект педагогического прогнозирования // Сов. педагогика. 1986. — № 2. — С. 4045.
- Кучинский В.И. Аттестация как определяющий фактор обновления системы непрерывного повышения квалификации учителей. / В кн. Образование XXI века. Проблемы повышения квалификации работников образования. Т. 1. Минск, 1993. С. 287−288.
- Лазутина С., Личинина Л., Моисеева О. Современный контроль: особенности и задачи// Директор школы. 1997. -№ 2.
- Лантратов В., Лоренсов А. Выбираем команду, работаем в команде// Народное образование. 1997. — № 4.
- Лаптева Л.Б. Организационно-педагогические условия реализации задач развития школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2001.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Изд-во «Новая школа», 1993. — 47 с.
- Лазоренко Б.П. Целеполагание и конструирование в теоретическом познании: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. Киев, 1980. — 23 с.
- Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Социальные факторы нововведений в организационных системах: Труды конференции. М.: ВНИИСИ, 1980. — С. 5−22.
- Лапин Н.И., Пригожин А. И. Факторы, способствующие и препятствующие эффективному осуществлению нововведений в организациях / Социальные факторы нововведений: Труды конференции. -М.: ВНИИСИ, 1980. С. 58−62.
- Лапин Н.И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстой B.C. Нововведения в организациях / Структура инновационного процесса. М.: ВНИИСИ, 1982.-С. 5−23.
- Лебедев А.А. Управление средней общеобразовательной школой. -Киров, 1993.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лернер И.Я. Принцип гуманизации педагогического процесса. // Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992. — С. 27−30.
- Лернер И.Я. Стратегия формирования интеллектуального потенциала учащихся // Проблема дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. М., АПН СССР, 1987. — С. 38−45.
- Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
- Литвиненко Э.В. Критерии и методика отбора на должность директора общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1981.
- Литке Ф.Н. Уровни квалификации руководителей школы// Директор школы в системе повышения квалификации: Сб. науч. трудов/ Ответ, ред. Е. П. Тонконогая. -М.: Изд-во АПН ССР, 1983.
- Лошакова Т.Ф. Организационные формы педагогического управления школой в условиях перехода к новому типу учебного заведения. М.: Исслед. Центр управления качеством подготовки специалистов Гос. Ком. РФ по ВО, 1995. — 91 с.
- Лукин Г. И. Методические основы сбалансированного функционирования рынков труда и образовательных услуг. СПб., 1994. -274 с.
- Люликова Е.В. Организация труда руководителя школы// Управление деятельность профессиональная: Сб. статей/ Под ред. В.Ю.Кри-чевского. — СПб., СПГУПМ, 2001.
- Люс М. П. От игры к учебе (Пер. с фр.) / Директор школы. — 1997, № 4.
- Максакова В.И., Мудрик А. В. Личность как субъект влияния на коллектив// Личность в системе коллективных отношений: Тезисы конференции. -М., 1980.
- Малькова З.А. Сравнительная педагогика. — М.: Просвещение, 1996.
- Марков С.Ф. Менеджер за работой. М., 1999.
- Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991.
- Матюшкина М.Д. Ситуационные социально-педагогические нормы как средство управления школьным образованием: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2000.
- Матрос Д.Ш. Имитационное моделирование при распределении учебного времени // Советская педагогика. 1988. — № 12. — С. 33−42.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Матюшкин A.M. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 76−81.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−18.
- Матюшкин A.M., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 88−97.
- Микаберидзе Г. В. США— Япония: чья школа лучше?/ Педагогика. -1995, № 1.
- Микаберидзе Г. В. Южная Корея: образовательная стратегия для XXI века / Педагогика. — 1998, № 3.
- Менеджмент в управлении школой/ Под ред. Т. И. Шамовой. М.: МИП «МВ Магистр», 1995.
- Меском М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993.
- Мкртычан Г. А. Параметры педагогической экспериментальной деятельности // Педагогика. 2001. № 5. С.45−50.
- Моделирование педагогических и управленческих ситуаций в работе с руководящими педагогическими кадрами школы: Методические рекомендации. Киев, 1984.
- Модернизация российского образования. Документы и материалы. М. ВШЭГУ. 2002.
- Моисеев A.M. Развивая, созидай. Как управлять, учитывая человеческий фактор// Лучшие страницы психологической прессы. 2003. -№ 11.
- Москвичев С.Г. Использование фактора мотивации в управлении. -Киев, 1990.
- Москвичев С.Г. О личности руководителя и мотивации его деятельности: Учебное пособие. Киев: Респ. ин-т подг. менеджеров, 1991.
- Мошер, Ральф и др. Воспитание гражданина: демократические школы: Пер. с англ. /Мошер, Ральф, Кении Р., Гаррод Э.- Под общей ред. Т. Э. Балуян и др. М.: Народное образование, 1996. — 231 с.
- Модель гимназии как инновация образовательного учреждения. -Петрозаводск: Тип им. П. Ф. Анохина, 1996. 165 с.
- Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб., 1899. С. 109−125.
- Моисеев A.M., Моисеева О. М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. М.: Новокузнецк. ГИУУ, 1994. — 63 с.
- Московские лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением ряда предметов, общественно-государственные и частные заведения: Справочник. М., 1992.
- Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1979. — 158 с.
- Музыченко Л.Ф. Из истории русских реформ императрицы Екатерины II. СПб., 1909.
- Музыченко Л.Ф. Современные педагогические течения. М., 1913.
- Назарова О.Л. Теория и практика управления качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже // Среднее профессиональное образование. № 11, 2003. — С. 29−31.
- Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М.: ВНИИСИ, 1982. — 65 с.
- Научный архив АПН СССР, ф. 18, ед. хр. 46, л. 1.
- Немова Н.В. Организация функционирования и развития школы: Методические рекомендации для руководителей школ. М.: АПКиПРО, 2001.
- Непрерывное совершенствование профессионального мастерства директора школы: Учебно-методическое пособие. Минск, 1990.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С. 3−5
- Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. М., 2001. — 221 с.
- Новиков П.Н. Опережающее образование. М., 1997. — 341 с.
- Новое качество образования // Материалы международной научно-практической конференции «Мониторинг и аудит качества образования». Петрозаводск, 2001. — 120 С.
- Нормативно-правовые основы управления инновационным учебным заведением //Проблемы воспитания обучаемых: направления и пути его совершенствования в современных условиях. Научное издание. -Саратов: Аквариус, 2000.
- Незамутдинова М.А. Управление учебной деятельностью учащихся в условиях индивидуализации и дифференциации обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1994. — 18 с.
- Никитин В.М. Системообразующая связь как фактор целостности педагогического процесса: Теоретический аспект: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 42 с.
- Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.
- Новая педагогика: Проблемы, поиск, решения: Сб. матер-ов науч. метод, конф. / Ред. В. П. Умачев. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 56 с.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 278 с.
- Новые ценности образования: культурные модели школ. Выпуск 7. М&bdquo- 1997.
- Образование на пороге третьего тысячелетия: круглый стол// Образование в Сибири. — 1998. -№ 1.
- Образовательная политика для демократического гражданства и социальной сплоченности: вызовы и стратегии для Европы/ Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000, № 6.
- Оголева JI.H., Радиковский В. М., Чернецова Е. В. Введение в инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: ФА, 1995.
- Омаров A.M. Руководитель: Размышления о стиле управления. 2-е изд. доп. — М.: Политиздат, 1997.
- Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.-Воронеж. 1995.
- Орлов А. А. Опыт изучения тенденций развития управления общеобразовательной школой// Сов. педагогика. 1984. -№ 1.
- Орлов С.В. Авторитет руководителя школы как фактор повышения эффективности его управленческой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1999.
- Орлова Т.В. Диагностика эффективности // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 17−21.
- Орлова Т.В. Целевое обеспечение комплексной целевой программы развития школы // Завуч. 1998. — № 2. — С. 45−48.
- Орлова Т.В. Научно-методическое обеспечение комплексной целевой программой развития школы. // Завуч. 1998. — № 3. — С. 45−58.
- Орлова Т.В. Ресурсное и научно-методическое обеспечение комплексной целевой программы развития школы. // Завуч. 1998. — № 4. -С. 38−58.
- Орлова Т.В. Управление комплексной целевой программой развития школы. // Завуч. 1998. — № 5. — С. 12−32.
- Орлова Т.В. Технологические основы нового способа программно-целевого планирования развития образовательных учреждений. // Завуч. -1999.-№ 7.
- Орлова Т.В. Новые подходы к перспективному планированию развития школ инновационного типа. М.: Сентябрь, 1998. — 208 с.
- Основы формирования системы программно-целевого управления региональной программой. Мурманск: Колл. науч. центр АН СССР, 1989.-41 с.
- О работе учреждений образования Юго-Восточного учебного округа в 2002/2003 учебном году Сборник информационно-аналитических материалов. М., 2003. — 179 с.
- Оселедчик Ю.С., Филиппенко И. И., Швец Е.Я. II Статистическая оценка достоверности компьютерного тестирования знаний: Сборник научных трудов Международной конференции Украинской ассоциации дистанционного образования. Харьков- Ялта.
- О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию. / Общее среднее образование России. Сборник нормативных документов (19 951 996). М., 1995. С. 6−7.
- Основы внутришкольного управления/ Под ред. П.В.Худо-минского. -М.: Педагогика, 1987.
- Отчет о работе РАО за 1995 г. Часть I. — М.: РАО, 1996.
- Очерки истории школы и педагогической мысли СССР. 1941−1961. М., 1988. С. 73−75.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. / Отв. ред. Л. Ф. Шабаева, М., 1973.
- Очерки истории школы. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. М., 1976.
- Очерки истории школы. Конец XIX начало XX вв. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. М., 1991.
- Павлютенков Е.М., Крыжко В. В. Рабочая книга руководителя школы: Психология управления. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1999.
- Пальянов М.П., Турченко В. Н., Копытов А. Д. Стратегия развития образовательного пространства региона / Педагогика. — 2000, № 2.
- Панасюк В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса. СПб.- М. 1997.
- Певцова Е.А. Нововведения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений. М., 1998.
- Перспективы развития системы повышения квалификации руководителей школ: Методические рекомендации/ Под ред. Е. П. Тонконогой. Л.: НИИООВ, 1989.
- Петров Н.Н. Проблемы качества рабочей силы в Европе. -Бюллетень UNEVOK № 16, 2001. 38 с.
- Патралов С.Б. Управленческий лабиринт: Учебное пособие для факультета организаторов народного образования. СПб.: Образование, РГПУ, 1996. — 70 с.
- Певзнер И.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX начале XX в. — Новгород, 1996.
- Педагогические инновации и технологии. Материалы 11 Обл. науч. -практ. конф. / Ред. колл.: В. М. Абросимов (Отв. ред.) и др. Белгород: БИ, 1994.-210 с.
- Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации на 1998/99 учебный годы. Основное общее и среднее (полное) общее образование. // Вестник образования, 1998. № 1. С. 42−44.
- Печенюк С.П. Профессиональная подготовка руководителей системы образования к ценностно-личностному взаимодействию субъекта в процессе управления: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Хабаровск, 2001.
- Пикельная B.C. Теоретические основы управления: Школоведческий аспект. М.: Высшая школа, 1990. — 172 с.
- Пилиповский В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США Питере Т., Уотерман Р. В. В поисках эффективного управления. -М.: Прогресс, 1986.
- Подымова J1.C. Подготовка учителя к инновационной деятельности. -М., 1995.
- Подымова J1.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1996. -32 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Поляков С.Д. Школа: Поиск в пути. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Пономарев В.И. Состояние и перспективы кадрового обеспечения образовательных учреждений Москвы и проблемы социальной поддержки работников отрасли. М. 2002.
- Портнов M.JT. Труд руководителя: пособие для начинающего директора. М.: Просвещение, 1983.
- Поташник М.М. Оптимизация управления школой/ В помощь лектору. Библиотечка «Современная школа: проблемы руководства». М.: Знание, 1991.
- Поташник М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.
- Поташник М.М. Диссертации по управлению образованием. Состояние, проблемы, современные требования. М.: Новая школа, 1998.
- Право на образование. Всемирный доклад по образованию. Изд-во Магистр. М., — 2000. — 42 с.
- Проблемы качества образования. Актуальные задачи обновления и развития образовательных стандартов высшего образования: Материалы 12 Всероссийского совещания. М. 2002.
- Принципы обучения организаторов народного образования в системе повышения квалификации: Методические рекомендации/ Под ред. В. Г. Онушкина. М., 1991.
- Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ/ Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987.
- Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. -М., 1994.
- Психология управления: Курс лекций/ Л. К. Аверченко, М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В.М.Николаенко/ Отв. ред. М. В. Уральцева. -Новосибирск: «Сибирское соглашение». -М.: ИНФРА-М, 1999.
- Пути индивидуализации и дифференциации обучения педагогов-руководителей: Тезисы докладов на зональной конференции 25−27 июля 1992 года/ Отв. ред. В. Г. Куценко. СПб.: Образование, 1992.
- Радионов В.Е. Проектирование образовательных систем. М., 2000.- 162 с.
- Региональные требования к уровню профессиональной переподготовки руководителей системы образования/ Науч. ред. Т. И. Шамова. Москва — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.
- Регион: Управление образованием по результатам Теория и практика/ Под редакцией П. И. Третьякова.-М.:Новая школа, 2001. Регионология. — 1992, № 1.
- Реформы образования. Аналитический обзор. (Под общей редакцией В.М. Филиппова). — М., 2003. — 303 с.
- Реформы образования в современном мире. — М., 1995.
- Рождественская Н.Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя // Народное образование. № 1. -2001.-С. 94 .
- Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 212.
- Российская образовательная политика/ Народное образование. — 2001, № 6.
- Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. -М.: ИОСО РАО, 2001. «' •
- Рубахин В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. -М.: Знание, 1993.
- Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика.- М.: ИНФРА-М, 2003.
- Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом / Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
- Рыжаков М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоинициирующаяся система/ Стандарты и мониторинг. — 2000, № 1.
- Рыжаков М.В. Чему учит история (как не надо реформировать содержание образования/ Стандарты и мониторинг в образовании. — ЛХ) I, № 3.
- Рыжиков С.Н. Введение в психологию управления // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. — С. 46−48.
- Рябушкин Б.С. Управление процессом воспроизводства педагогических кадров: Монография. М.: Изд-во МГОУ «Народный учитель», 2001.
- Самообразование директора школы/ Под. ред. Е. П. Тонгоногой. М., 1985.
- Санталайнен Т. и др. Управление по результатам/ Под общ. ред. Я. А. Лейманна. М.: Прогресс, Универсал, 1993.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
- Семыкин И.П. Развитие управленческой компетентности руководителя сельского образовательного учреждения в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2001.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. 4.1. Системное ведение образования. Челябинск. — 1994. -169 е.- 4.2. Основные понятия и задачи. — Челябинск. — 1995. — 190 с.
- Сибиль Е.И., Гришина И. В. От «неосознанной некомпетентности» к «неосознанной компетентности»// Директор школы. 1997. — Спецвыпуск № 25.
- Симонов В.П. Управление образовательным процессом в средней школе. (Методология, теория технология). Дисс. докт.пед.наук. — М. — 1992.
- Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления. Учебное пособие. М. — 1991.
- Симонов В.П. Способности и задатки как измеряемые качества личности // Стандарты и качество. 1996. — № 5.
- Ситников Д.В. Педагогические условия решения стратегических задач внутришкольного управления. Дисс. канд.пед. наук. Белгород. -2000.
- Скамницкий А.А. Теория и практика обеспечения инновационного режима развития образовательных учреждений в условиях динамично изменяющейся социально-экономической среды. М.: ИОО МОПО РФ. -1998.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1999.
- Система оценивания качества знаний учащихся в условиях безотметочного обучения. Из серии «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». /Под ред. Курнешовой Л. Е. М.: Школьная книга, 2003. 120 с.
- Скок Н.А. Поведение руководителя в ситуациях принятия решения. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Д., 1981.
- Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во «Магистр», 1997.
- Смирнов И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. (Всероссийское социологическое исследование). М., 2002. — 46 с.
- Смирнов А.Э. Оборотная сторона дисплея: новые педагогические технологии// Директор школы. 1995. — № 6.
- Смирнова Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика: Дисс. докт. соц. наук в форме науч. доклада. СПб., 1993.
- Совершенствование обучения руководящих педагогических кадров в системе повышения квалификации/ Под ред. Е. П. Тонконогой. Д.: НИИ ООВ, 1984.
- Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. -М. Белгород, 2000.
- Сокольникова Э.И. Самостоятельная работа студентов. М., 2000.
- Сотворчество в управлении образованием/ Под ред. С.Ю.Сте-панова, Г. А. Разбивной. Петрозаводск-Москва, 1993.
- Степанов С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. -М., 1993.
- Стец А.П., Целищева А. В. Технология мониторинга качества образовательного процесса: социально-психологическая сфера модели специалиста // Среднее профессиональное образование. № 2, 2002. — С. 46−48.
- Стрекалова Н. Стратегия развития образовательного учреждения// Новые знания. 2000. — № 2.
- Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982.
- Сухобская Г. С. Директор школы как андрагог и психолог// Управление деятельность профессиональная: Сб. статей/ Под ред. В. Ю. Кричевского. — СПб., СПбГУПМ, 2001.
- Сухобская Г. С. Диалог с директором школы. СПб.: ГУПМ, 1997.
- Сухобская Г. С. Психология в управлении. СПб.: ГУПМ, 1999.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Прогресс, 1973.
- Сыченкова Г. А. Вопросы школоведения. М.: Просвещение, 1982.
- Талызина Е.В. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1975. -282 с.
- Таранов П.С. Управление без тайн. Симферополь: «Таврида», 1993.
- Ткаченко Е. В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. отв. ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып.1 13,7 п.л. 1996, Вып. 2−21, 3 п.л.
- Ткаченко Е. В. Российское образование. Дороги реформ. -Махачкала: Юпитер, 1994. 232 с.
- Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.
- Теоретические основы программ управления инновационным учебным заведением //Проблемы воспитания обучаемых: направления и пути его совершенствования в современных условиях. Научное издание. — Саратов: Аквариус, 2000.
- Терехов В.А. Решение управленческой задачи как метод управления школой// Совершенствование стиля и методов руководства общеобразовательной школой и улучшение деятельности ФППК ОНО. -Барнаул, 1985.
- Тихонова М.Г. Объединенная Германия: образовательная политика/Педагогика. — 1994, № 5.
- Тонконогая Е.П., Кричевский В. Ю. Требования к деятельности и личности директора общеобразовательной школы// Директор школы в системе повышения квалификации: Сб. научн. трудов./ Отв. ред. Е. П. Тонконогая. М., 1983.
- Тонконогая Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1992.
- Топоровский В.П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2002.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М.: МГГТИ, 1995. — 204 с.
- Управление в образовании: Проблемы и подходы/ Под ред. И. Карстанье, К.Ушакова. М.: Сентябрь, 1995.
- Управление персоналом организации/ Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Управление развитием школы: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ Под ред. А. Н. Тихонова. — М.: Вита-Пресс, 1998.
- Управление современной школой. Пособие для директоров школ/ Под. ред. М. М. Поташника. М., 1992.
- Управленческие знания и умения директора общеобразовательной школы: Методические рекомендации// Научн. ред. Г. П. Чепуренко. Л.: ЛОНУ У, 1991.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие./ТТод ред. М. М. Поташника. М., 2000.
- Управление качеством образования:. Под ред. М. М. Поташника. -М., 2004. 439 с.
- Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений./Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. -М., 1995.
- Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие./Под ред. B.C. Лазарева. М., 1997.
- Ушаков К.М. От отрицания к включенности: Модель поведения организации, внедряющей инновации// Директор школы. 1996. — № 5.
- Ушаков К.М. Теория и практика повышения квалификации управленческих кадров системы образования в нестабильной ситуации. -СПб., 1998.
- Фадеева Е.И. Технология обучения руководителей образовательных учреждений по преодолению личностных затруднений в управлении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1999.
- Файоль А. Управление это наука и искусство. М.: Республика.1992.-351 с.
- Фишман Л.И. Модели образовательного менеджмента: обзорный анализ// Школьные технологии. 1999. — № 1−2.
- Фишман Л.И. Профессиональные ценности и стереотипы российских менеджеров образования: концепция изучения// Школьные технологии. 1999. — № 5.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
- Фролов П.Т. Школа молодого директора. М., 1988.
- Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.
- Хозе С.Е. Директор школы. М.: Просвещение, 1979.
- Хомерики О.Г. Системное управление процессами в общеобразовательной школе. Дисс. канд.пед.наук. М. — 1996.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М. — 1986. -228с.
- Хорошев А.Н. Образование должно быть реальным. //Alma Mater.1993.-№ 2.-С.8−10.
- Худоминский П.В. Управление современной общеобразовательной школой. М. — 1995.
- Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской школы. М.: Педагогика, 1986.
- Хьюз Б., Кормак Д. Как наилучшим образом использовать вашу «команду».-М., 1993.
- Цирюльников A.M. Педагогическое новаторство: Механизмы управления. //Советская педагогика. 1988. — № 5.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
- Чеканина В.Д. Педагогические условия развития профессионального самосознания руководителя школы в процессе повышения квалификации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2000.
- Черкасов В.А., Черкасова Э. С., Пяточкина Н. А. Оптимизация управления развитием образования как педагогическое явление и понятие.//Актуальные проблемы управления качеством образования. Вып. 4. Челябинск, 2000.
- Черников М.В. Самоорганизующиеся системы: методологические подходы и проблемы управления / Общество и человек: пути самоопределения. — СПб.: Петрополис, 1996.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. //Директор школы.- Выпуск 7. 1998. -140 с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской работой учителя и ученика. //Сентябрь. 1999.
- Чистоходова Л.И. Некоторые вопросы практической подготовки учащихся за рубежом / Международное сотрудничество в сфере образования. — 1997, № 4.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982.
- Шакуров Р.Х. Психология перестройки. Казань: Татарское книжное издательство, 1988.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990.
- Шамова Т.И., Тюлю Г. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы: Методическое пособие. Вологда: ВИПКППК, 1995.
- Шамова Т.И., Ахлестин К. Н. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1998.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами М.: Владос, 2002. 320 с.
- Шамова Т.И., Шарай Н. А. Система промежуточной аттестации школьников//Завуч.-1998.-№ 1 .-с.6−20.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. -М -2001−112 с.
- Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников. Методические рекомендации для руководителей школ. М. — 2003.
- Шамова Т.П., Пермякова JI М. Использование компьютера в управлении школой. М — 1989.
- Шакуров Р. Х Директор школы и педагогический коллектив — Киев -1975.
- Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002.
- Шацкий С.Т. Пед соч., т. 1−4, М., 1962−1965.
- Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.
- Щекин Г. В. Основы кадрового менеджмента. Психология управления персоналом. Киев, 1994.
- Шепель В.М. Человеческая компетентность менеджера. М.: Народное образование, 1999.
- Щербова Т.В. Особенности становления директора школы как профессионала// Управление деятельность профессиональная: Сб. статей/ Под ред. В. Ю. Кричевского. — СПб.: СПбГУПМ, 2001.
- Щербова Т.В. Профессиональная адаптация начинающих руководителей школ в системе постдипломного образования: Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002.
- Ширяев В.И., Панов С. А., Панов Б. М. О некоторых задачах управления образовательным процессом в современных условиях. М., 2002.
- Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. Российское педагогическое агентство, 1988.
- Шпилина JI.A. Подготовка менеджеров образования// Высшее образование в России. № 6. — 1999.
- Эксперимент. Модель. Теория. — Берлин: Наука, 1982.
- Эльконин Д.Б. К вопросу о стратегии перестройки школьного образования //Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Учебная деятельность- ее структура и формирование Избранные психологические труды. М., 1989.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 1992.
- Яковлев Н.С. Записки директора школы. М.: Педагогика, 1987.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. JL: ЛГУ. — 1988.
- Янковская Н.А. Экспертная система проективных ожиданий развития школы/ Психологическая наука и образование. — 1999, № 1.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М: Смысл, 2001.1С11. J J J
- Ясюкова JI.A. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя. JL, 1988.
- America— 2000: an Education Strategy. — Wach., 1991.
- American Education// Ed. R.E.Long. N. Y., 1984.
- Blase J., Anderson G. The micropolitics of educational managementio. -London: Cassel. 1995.
- Bennet R. European Business. Edinburg: Pearson Education, 1996.
- Buchahan D., Huczynski D. Organizational behavio: An introductory text. 3rd ed. — N.Y.: Prentice Hall, 1997.
- Burke W. Organizational Development: A Process of Learning and Changing. London: Longman, 1994.
- Berne E. Games People Play: The Psychology of Human Relations. -Harmonsworth: Penguin books, 1980.
- Bullough R.V., Goldstein S.L., Holt L. Human Interest in the Curriculum: Teaching and Learning in a Technological Society. London, 1984.
- Crawford M., Kydd L., Riches C. Leadership and Teams in Educational Management. London: Open University Press, 1997.
- Competence: Inquiress into its Meeting and Acquisition in Educational Settings/ Ed. E.C.Short. -N.Y.: Ind.Univ.Press of America. 1984.
- Wiess M. Entwick-lungstrends in den 80-er Jahren // Die Deutsche Schoole. 1991. № 3. S. 363−369.
- World Class Education: the Virginia common care of learning. Virginia Departament of Education, 1993.