Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы
![Диссертация: Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы](https://westud.ru/work/5148599/cover.png)
Научно-педагогические исследования, предпринятые в последние годы, Ф обеспечили определенный теоретический базис для дальнейшей разработки вопросов педагогики физкультуры и спорта. В частности, исследованию подвергались следующие вопросы: понятие «культура здоровья», его теоретическое и методическое обоснование с точки зрения аксиологического подхода и выявления воспитательного потенциала… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА I. Теоретико-методологическое обоснование формирования готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.
1.1. Нормативные основы организации физкультурно-спортивной деятельности в современных условиях.
1.2. Модернизации работы по физической культуре и спорту среди учащейся молодежи.
1.3. Готовность к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности как педагогическая проблема.
ВЫВОДЫ по первой главе.
ГЛАВА II. Психолого-педагогические основы формирования готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности.
11.1. Субъектно-личностный и возрастной аспекты формирования готовности к физкультурно-спортивной деятельности.
11.2. Общепедагогическое обеспечение формирования готовности старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности.
ВЫВОДЫ по второй главе.
Ф
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.
III. 1. Система подготовки старших школьников к физкультурноспортивной деятельности.
III.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности старших школьников к физкультурноспортивной деятельности в общеобразовательной школе.
Список литературы
- Агеевец, В.У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности / В. У. Агеевец, В. М. Выдрин // Спорт в современном обществе.- М.: ФиС, 1980.-С. 166−182.
- Айзенк Т.Д. Новый взгляд /Г. Д. Айзенк // Вопр. психологии. -№ 1 -1999.-С. 111
- Акимова, М.К. Психофизиологический подход к анализу интеллекта / М. К. Акимова // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М.: МГУ, 1976. — С. 71 — 80.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г.Ананьев.- М., 1977: АПН РСФСР.- 346 с.
- Андреев, С. Н. Футбол в школе / С. Н. Андреев. М.: Просвещение. 1986. — С. 67 — 93.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1988−429 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Анцыферова, Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии / Л. И. Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — С. 57 — 87.
- Аркадьев, Б. А. Тактика футбольной игры / Б. А. Аркадьев. М.: ФиС, 1956.-С. 49−67.
- Аршавский, И. А. Очерки по возрастной физиологии / И. А. Аршавский.- М.: Медицина, 1967.- 467 с.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл» .- 2002.- 480с.
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин М.: ФиС, 1978. — 179 с.
- Бабаков А.И. Основы методики самовоспитания школьников средствами спорта и туризма / А. И. Бабаков, В. В. Кочетков, Г. В. Шуховецкая // Сб. тр. ученых РГАФК.- М., 1999.- С. 169 -171.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1982.- 321 с.
- Бабушкин, Г. Д. Формирование профессионального интереса к деятельности тренера: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Д. Бабушкин. М., 1972.- 50 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл.- М., 1990. С. 37.
- Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич.- М.: ФиС, 1988.- 208с.
- Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.- 1995.- № 12, — С.17- 25.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 1. С. 16−34.
- Бацын, В.К. Реформа образования в Российской Федерации 1990−1994/ В. К. Бацын. М., 1995.- 24 с.
- Белоусова, В.В. Воспитание в спорте / В. В. Белоусова. М.: ФиС, 1974. — С.50−73.
- Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н. А. Бернштейн.- М., 1947.- 174 с.
- Берон, Р. Агрессия /Р. Берон, Д. Ричардсон. С-Пб., 1997. С. 2648.
- Бестужев-Лада, И. В. К школе XXI века: размышления социолога /И. В. Бестужев-Лада.- М.: Владос, 1998.- 144 с.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования /Б.М.Бим-Бад.- М.: Педагогика, 1994.-325с.
- Бобров, В.М. Рыцари спорта /В.М.Бобров. М.: Сов. Россия, 1971.-240 с.
- Богданова, Л.В. Современные требования к культуре общения и его гуманистические принципы в процессе тренировки / А. В. Богданова // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2003.- № 2.- С. 32 -34.
- Бодалев, А. А. Психология о личности /А. А.Бодалев.- М.: МГУ, 1988.- 188 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., Просвещение, 1968. 325 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович // Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. С. 153.
- Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. М., ФиС, 1987. — С. 4 — 55.
- Бойко, И. Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола / И. Б. Бойко // Вопр. психологии, 1993. — № 4.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование, — М.: АПН РСФСР, 1986.- 224с.
- Брейкин, Д. А.Футбол в коллективах физкультуры / Д. А. Брейкин.- М.: — ФиС, 1979. С. 18 — 23
- Брудный, А. А. Понимание и общение / А. А. Брудный.- М., 1989.-С.34.
- Буева, JI. П. Социальная среда и познание личности / JI. П. Буева, — М., 1968.- С. 16.
- Бузник, А. И. Психология взаимодействия в системе «тренер-спортсмен» / А. И. Бузник, Н. Ю. Волянюк, Н. Н. Дорошенко.- Киев, 2003.-С.4.-60. '
- Быков, В. С. Теория и практика формирования потребности в физическом самосовершенствовании у школьников / В. С. Быков // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2000.- № 1.- С. 2 -13.
- Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К.Бютнер.- М., 1991 .С. 135−140.
- Великолуг, Т. И. Непрерывное образование: подходы и перспективы развития / Т. И. Великолуг // Экология человека.- 2003, — № 6.-С. 44−47.
- Вербицкий, А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова.-М., 1986.- С. 14.
- Виленский, М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры.- 1990.-№ 10.
- Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи /
- П.А.Виноградов, В. П. Моченов // Теор. и практ. физич. культуры.- 1998.- № 7.- С. 23- 27.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп.- М. Педагогика, 1979, — С. 60 76.
- Войцеховский, С.М. Книга тренера /С.М.Войцеховский. М.: ФиС, 1971.- С. 15−39.
- Волков, И.П. Психология спорта /И.П.Волков. СПб.: Питер, 2002. — 324 с.
- Воспитание скоростных способностей // Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977. С. 155−184.
- Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. М., 1982. Т 2. — С.225- 251.
- Выготский, Л. С. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. М., 1982. — Т. 1. — С. 192 — 221.
- Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. М&bdquo- 1984. — Т. 4. — 248 с.
- Вяткин, Б. А. К вопросу о соотношении свойств типа нервной системы, темперамента и способностей к спортивной деятельности / Б. А. Вяткин //Темперамент и спорт в трудах отечественных специалистов: Уч. Записки ПГЦИ.- Пермь, 1972. С. 97 — 116.
- Ганюшкин, А. Д. К вопросу о технологии психологической подготовки / А. Д. Ганюшкин // Психологические аспекты подготовки спортсменов. Смоленск. Изд-во СГИФК, 1980. — 239 с.
- Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия / В. И. Гарбузов,-СПб., 1994.- С. 27.
- Гегель. Этика. Т.1 /Гегель.-М.: Наука, 1968.- С. 1 70.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер .- М.: ЧеРо, 1998. 246 с.
- Горбунов, А.А. Борис Аркадьев. Тренерское наследие /А.
- А.Горбунов .- М.: ФиС, 1990.- 335 с.
- Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. Краснодар, 1995. — 186 с.
- Гуревич, Г. К. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / Г. К. Гуревич. М.: 1992. — С.17 — 30.
- Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян.-М.: Гардарики, 1998.- 326с.
- Гусинский, Е. Н. Образование личности / Е. Н. Гусинский.- М.: Интерпракс, 1994. 125 с.
- Двали, Г. М. К психологии секундирования (словесного воздействия тренера) в спортивном соревновании /Г.М.Двали // Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям в различных видах спорта. М.: ФиС, 1968.- 267 с.
- Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян. М.: МГУ, 1974. — 148 с.
- Дистервег, А. Из кн. «Руководство к образованию немецких учителей» / А. Дистергвег // Хрестоматия по истории педагогики. Минск: Нар. Асвета, 1971.-221 с.
- Дмитриева Е.Н. Самообразование в системе профессиональной подготовки педагога: теоретические основы и практическая реализация: монография / Е. Н. Дмитриева.- Н. Новгород: НГЛУ, 2001.-133 с.
- Дмитриева Е.Н. Смысловая парадигма как основа подготовки педагогов в вузе: дис. д-ра пед. наук / Е. Н. Дмитриева.- Н. Новгород: 2004.385 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /А.Б.Добрович. М.: Педагогика, 1987. — 114 с.
- Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский. М.: ФиС, 1991.-С. 3−39.
- Душанин, А.П. Анализ правовой базы физической культуры испорта в России / А. П. Душанин, П. А. Виноградов // Теория и практика физической культуры.- 2000.- № 6. С. 4 — 10 с.
- Ерасов, Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов.- 2-е изд.-М.: Аспект Пресс, 1996.- 591с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат, 1986.- 170с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: «Логос», 1999.- 384с.
- Знаков, В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства / В. В. Знаков // Вопр. психологии, 1990, № 1.- С. 20−27.
- Ильин, Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия / Г. Л. Ильин.- М.: Исслед. центр проблем кач-ва подгот. спец-тов, 1992.- 78с.
- Ильина, Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина.- М.: Просвежение, 1984.- 423 с.
- Искусство подготовки высококлассных футболистов: научно-методическое пособие / Под ред. проф. Н. М Люкшинова М.: Сов. спорт, 2003.-С. 88−276.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган .- СПб: Петрополис, 1995.-415с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А.Кан-Калик. М.: Педагогика, 1987. — С. 8 — 97.
- Кант, И. Соч. в 6-ти Т. Т.6./ И.Кант.- М.: Сов. энцикл.- 1966.457с.
- Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — 595 с.
- Качалин, Г. Д. Тактика футбола /Г.Д.Качалин. М.: ФиС, 1986.-С.7−41.
- Качанин, JL, Горский JI. Тренировка футболистов / Л. Качанин, Л. Горский / Пер. со словац./. Братислава: Спорт, 1984.- С. 11 — 29.
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях /Е.А.Климов.- М.: 1995.- С.166−181.
- Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев.- М. ФиС, 1984. 128 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника /И.С.Кон. М.: Просвещение, 1982. — С. 11- 60.
- Кон, И. С. Психология ранней юности /И.С.Кон. М.: Педагогика, 1989. — С. 75 — 102.
- Кон, И. С. Какими они себя видят /И.С.Кон.- М.: Знание, 1975.-С.33−51.
- Кон, И. С. Личность как субъект общественных отношений / И. С. Кон. -М.: Знание, 1966. С. 16.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника /И.С.Кон. М., Просвещение, 1982.- 207 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С.Кон.-М.: Политиздат, 1984. С. 89. 335 с.
- Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения /М.Ю. Кондратьев.- М.: Воронеж, 1997. С. 52 -85.
- Концепция общего среднего образования (проект) //ВНИК «Школа». М., 1998.С.16−17.
- Коробков, А.В. Физическая культура людей разного возраста /А.В.Коробков.- М.: ФиС, 1962.- С. 93−76.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики.- Ростов-н/Д: Рос. ГПУ, 1994.
- Коффка, К. Основы психического развития /К.Коффка.- М. Л., 1934.- С. 205.
- Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1985.-С.213.
- Крылов, А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / А. А. Крылов // Вестник Балтийской пед. академии. Вып. 14.-СПб, 1998. -С.40−46.
- Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии /В.А.Крутецкий.- М.: Просвещение, 1972 С. 7 — 30.
- Кручинина, Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальное исследование) /Г.А.Кручинина.- М.: МПГУ, 1996.- 176с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В.Кузьмина.- М., 1990. С. 13 -17.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых /Ю.Н.Кулюткин.- М.: АПН РСФСР, 1985.- С. 7−14.
- Кун, Т. Всеобщая история физической культуры и спорта / Т.Кун.- М.: Радуга, 1982.- С. 19 27.
- Лаптев, А.П. Режим футболиста / А. П. Латышев. М: ФиС, 1981.- С. 4−6.
- Латыпов, И.К. Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы: практические советы / И. К. Латыпов // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 1998.- № 1, — С. 28 33.
- Леви, В. Искусство быть другим /В. Леви.- М., 1980. С. 77.
- Левитов, Н.Д. Психология характера /Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969.- С. 89 — 99.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.- 224с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977.- 304с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев.- М.: АПН СССР, 1983. Т. 1.- С. 81 — 294.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. 2-е изд., пер. и доп. — М.: Нальчик, 1996. — С. 20.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 252 с.
- Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. М.: 1994. — С. 24 — 69.
- Лубышева, Л И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ.- 1997.- № 6.
- Луценко, Ю. В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук / Ю. В. Луценко.- СПб.: СПб ГАФК, 1997. 21с.
- Львова, Ю. Л. Как рождается урок / Ю. Л. Львова. М.: Педагогика, 1976. — С.43 — 58.
- Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теор. и практ. физ. культ.- 1990.-№ 9.
- Мануйлов, Ю.С. Воспитание средой: Сб. статей разных лет / Ю. С. Мануйлов. Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2003. — 119 с.
- Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. -М.: ФиС, 1977.-С. 155−184.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев.- М.: ФиС, 1991.- 474 с.
- Марищук, В. JI. Назначение и применение психологических методик / В. JI. Марищук // Марищук В. Л., Блудов Ю. М. Методики психодиагностики в спорте. -М.: Просвещение, 1982. С.8−16.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: 1993. С. 24.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: 1996. -С. 15.
- Меныцикова, A. J1. Публичность соревнований как фактор психологического воздействия на личность спортсмена / A. JI. Меныцикова // Теория и практика физической культуры. 1985.- № 10. -С. 5−7.
- Мелиев, X. А. Средства и методы совершенствования физической подготовленности младших школьников на основе повышения их двигательной активности: автореф.дис. канд. пед. наук /Х.А.Мелиев.- М., -1984.- 20 с.
- Методика воспитания силы. Методика воспитания быстроты // Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970.- С. 8103.
- Михалкин, Т.П., Футбол / Г. П. Михалкин, А. В. Жданкин. М.: ООО «Изд. Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000. -С. 180 — 184.
- Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1997.579 с.
- Нетто, И. А. Это футбол / И. А. Нетто.- М.: ФиС, 1974. 192 с.
- Николаев, А. Н. Условия состязания на чужом поле как фактор, влияющий на деятельность футболистов /А. Н. Николаев //Футбол. Ежегодник. -М.: ФиС, 1980. С. 51−52.
- Новиков, Б. И. К вопросу о предигровых психических состояниях футболистов высшей квалификации / Б. И. Новиков //Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. — С.23 — 38.
- О Концепции развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г.: распоряжение Правительства РФ 29 окт. 2002 г. № 1507-р.
- Обухова, JI. Ю. Концепция Жана Пиаже: за и против /Л.Ю.Обухова.- М.: АПН СССР. -1981. С. 20 — 23.
- Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А.А.Степанова-М.: Просвещение, 1981.-361 с.
- Орлов, В. А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека / В. А. Орлов, Н. А. Фудин. М.: Изд. гр. АРИНА, 1996. — 72 с.
- Основы современной методики развития силы в процессе тренировки // Верхошанский Ю. В. Основы социальной силовой подготовки в спорте.- М., ФиС, 1980, -С. 174 236.
- Осташев, П. В. Совершенствование методики технической подготовки футболистов: автореф. канд. пед. наук / П. В. Осташев.- Л., 1967.- 19 с.
- Охитина, Л. Т. Психологические основы урока /Л. Т.Охитина.-М.: Просвещение, 1977. С.82−83.
- Павлов, М. И. К физиологическому обоснованию рационального сочетания спортивных и трудовых нагрузок у школьников: автореф. канд. пед. наук /М. И.Павлов.- М., 1963.- 19 с.
- Панферов, В. Н. Психология общения / В. Н. Панферов // Вопр. философии. 1972.- № 7. С. 162.
- Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс.- М., 1997.- 152 с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского.- М.: Педагогика, 1990.- 224 с.
- Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии /А. В. Петровский // Вопр. психологии.- 1984. № 4. -С.22 -31.
- Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологическихпонятий / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. — 140 с.
- Плон, Б. И Новая школа в футбольной тренировке / Б. И. Плон. М.: Тера — Спорт, 2002. — С. 8 — 31.
- По материалам семинара УЕФА. М., 2003 г.
- Пономарев, Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н. И. Пономарев. СПб.: Питер, 1996.- 283 с.
- Портных, Ю. И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте / Ю. И. Портных // Вестник БПА. Вып. 42- 2001. С.37−44.
- Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история /Б. Ф.Поршнев.- М: МГУ, 1979. С. 155.
- Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Официальные документы в образовании.- М., 2000.4
- Поурочная программа для учебно-тренировочных групп-спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР. Футбол. М.: 1986, -234 с.
- Приказ Министерства образования РФ от 11 февраля 2002 г. № 339 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. М., 1996.
- Программа «Развитие физической культуры и спорта в Нижегородской области» на 2002−2005 гг.
- Прохорова, М. В. Педагогика физической культуры: учебник / М. В. Прохорова, А. А. Сидоров, Б. Д. Синюхин, А. Г. Семенов.- М.: Изд. Путь: ТИД «Альянс», 2006.- 288 с.
- Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд. М.: Педагогика, 1990. 230 с.
- Психологический журнал. М.: Педагогика, 1983. — 353 с.
- Пуни, А. Ц. Проблема личности в психологии спорта / А. Ц. Пуни. М, 1980.-28 с.
- Пуни, А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А. Ц. Пуни // Психология: учебник для техникумов ФК.- М.: ФиС, 1984.-С. 157−161.
- Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М., 1987. С. 279.
- Решетень, И. Н. Основы педагогического мастерства тренера: учеб. пособие / И. Н. Решетень. Малаховка: МОГИФК, 1986. — 168 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии: В 2 т./ С. JI. Рубинштейн.- М.: АПН СССР, 1989. т.2.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. JI. Рубинштейн // Вопр. психологии.- № 3.-1990.-С. 8−21.
- Рудик, П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена / П. А. Рудик // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962.-С. 9−188.
- Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. -1991. № 1.-С. 81−86.
- Румянцева, В. И. Некоторые особенности социальной перцепции в спортивно-игровых командах / В. И. Румянцева, JI. М. Рубийте // Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена. Л.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1984. — С. 122−128.
- Румянцева, Т. Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1992. — № 5 — 6. — С.
- Рябчикова, Л. В. Хочешь добиться успеха развивай свои способности /Л.В. Рябчикова, С. Л. Алексушина. Н. Новгорд, 1997, С.7
- Сатиров, Г. Н. Образовательная направленность урока / Г. Н. Сатиров // Физ. культура в школе.- 1995.- № 3.
- Семенюк, JI. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции / JI. М. Семенюк. Воронеж: 1996.-С. 10−76.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков.- М.: Изд. корп. «Логос», 1999.- 272с.
- Симаков, В.И. Футбол: комбинации в парах / В. И. Симаков. -М.:ФиС, 1980.-С. 108−111.
- Скитневский, В. JI. Психологические особенности усвоения школьниками учебного материала по физической культуре: автореф. канд. пед. наук /В. JI.Скитневский.- JL, 1989. 20 с.
- Советская система физического воспитания. М.: ФиС, 1975.331 с.
- Современная система спортивной подготовки / Под ред. В. Л. Сыча, Ф. П. Суслова, Б. Н. Шустина.- М.: ФиС, 1995.- 432 с.
- Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: сб. науч. тр. СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.- 140с.
- Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова.-Бишкек- Екатеринбург, 1996.- 608с.
- Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. Сер. «Хрестоматия по психологии». -СПб.: Питер, 2002.- С.280 293.
- Спортивная физиология: учеб. для инст. физ. культ./ Под ред. Я. М. Коца.- М.: ФиС, 1986. С. 17 — 232.
- Стамбулатова, Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие / Н. Б. Стамбулатова.- СПб.: Изд."Центр карьеры", 1999.- С.65−69.
- Стамбулатова, Н. Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсменов / Н. Б. Стамбулатов // Психологическое обеспечение спортивной деятельности: межвуз. сб. науч. тр. Изд. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. — С. 23 — 32.
- Станкин, М. И. Спорт и воспитание подростка / М. И. Станкин. -М. :ФиС, 1983.-С. 9−47.
- Стобов, В. В. История и организация физической культуры и спорта: учеб. пос. для студ. пед. инст-тов / В. В. Стобов. М.: Просвещение, 1982.-С.15.
- Столяров, В. И. «Неклассическая» (гуманистическая) теория программа и модель детско-юношеского спорта /В. И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура.- М., 1997.- Вып. 7.- С. 17 -130.
- Столяров, В. И. Концепция спартианского движения / В. И. Столяров // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2001.- № 1.-С. 4−11.
- Стрелец, В. Г. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности / В. Г. Стрелец, А. А. Горелов. СПб: Изд-во ВИФК, 1995. — С.72 — 83.
- Сухарев, В. И. Физиотерапия, массаж и лечебная физкультура / В. И. Сухарев. М.: Медицина, 1965.-283 с.
- Сучилин, А. А. Система подготовки футбольного резерва: учеб. пособ./ А. А. Сучилин. Волгоград, 1981. — С. 14- 64.
- Сучилин, А. А. Футбол во дворе / А. А. Сучилин. -2-е изд., доп. М.: ФиС, 1983.- 129 с.
- Теплов, Б. М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын // Вопр. психологии. 1963. — № 5.
- Толстой, Л. О воспитании / Л. Толстой // Пед. соч.- М., 1953.409 с.
- Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов.- Л.: ЛГУ, I960.- 254с.
- Ухтомский, А. А. Собр. соч. / А. А. Ухтомский.- Т.З. Л.: 1951. — С. 90 -114.
- Федеральный Закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (с изменениями от 10 января 2003 г.).
- Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн.- М.: 1993. 219 с.
- Федорова, М.Ю. Образовательное право: учеб.пос. для вузов / М. Ю. Федорова.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 320 с.
- Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Под ред. А. П. Матвеева.- М.: Радио и связь, 1995.-42 с.
- Филиппов, Ф. Р. Школа и социальное развитие общества / Ф. Р. Филиппов. -М.: Педагогика, 1990.- 160с.
- Филиппова Л.В. Философские и педагогические проблемы валеологии / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, Е. Ю. Копейкина.- Н. Новгород: ННГАСУ, 2000.-219 с.
- Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин.- М.: Педагогика, 1972.- 324 с.
- Фонарев, Д.В. Проблемы внедрения спортивно ориентированного физвоспитания в школах / Д. В .Фонарев // Чайковский: Чайковский гос. ин-т физ. культуры, 2002.- С. 95 -101.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под. ред. А. К. Марковой. М.: 1986. — 218 с.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М., 1994. — С. 164 — 170.
- Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР. М.: 1996.
- Футбол. Полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола. / Пер. с англ. Т. Покидаевой, П. Тимохина. М.: Изд-во «Росмен -Пресс», 2001.-С. 8−23.
- Футбол: учебник для институтов физкультуры / Под общ. ред. Полишкиса М. С., Выжгина В. А. М.: Физкультура, образование и наука. -1999.-С. 5−254.
- Ханин, Ю. JI. Психология общения в спорте / Ю. X. Ханин. М., 1980.-С.2−31.
- Хеддерготт, К.-Х. Новая футбольная школа / К.- X. Хеддерготт,-Пер. с нем. В. П. Милютина. М.: ФиС, 1976. — С. 30 — 63.
- Хуторской, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторской // Нар. образование.- 2003.- № 8.- С.107−114.
- Хьюз, Ч. Футбол: тактические действия команды / Ч. Хьюз.- Пер. с англ. М.: ФиС, 1979.- С. 10 — 102.
- Цирик, Б. Я. Футбол / Б. Я. Цирик, Ю. С. Лукашин.- М.: ФиС, 1975.-С. 80−100.
- Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дис. док. психол. наук / Г. А. Цукерман. М., 1992. С. 35.
- Чанади, А. Футбол. Тренировка / А. Чанади / Пер. с венг. М.: ФиС, 1985.-С. 7−99.
- Черникова, О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова. -М.: ФиС, 1980.- С. 55- 77.
- Чиж, В. Ф. Психология спорта / В. Ф. Чиж. СПб, 1991. — С.630.
- Чичикин, В. Т. Контроль эффективности физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях / В. Т. Чичикин. -Н.Новгород: НГЦ, 2001. 46 с.
- Шахвердов, Г. Г. П.Ф.Лесгафт. Очерк жизни и нбаучно-педагогической деятельности / Г. Г. Шахвердов.- Л.: Наука, 1950. 328 с.
- Шеен, X. Спорт за рубежом / X. Шеен. М.: 1980. — № 16.
- Шейнов, В. П. Как управлять другими, как управлять собой / В. П. Шейнов. Минск: 1996. — 148 с.
- Шердаков, В. Н. Добро.- Истина.- Красота / В. Н. Шердаков.- М.: Знание, 1984.-64с.
- Шорохова, Е. В. Психологический аспект проблем личности / Е. В. Шорохова // Теоретические проблемы психологии личности, — М.: Просвещение, 1974 С. 26 — 55.
- Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг .- М. -С. 68 87.
- Юркевич, В. С. Саморегуляция как фактор общей одаренности // Проблемы дифференциальной психологии / В. С. Юркевич. М., 1972. — Т. 7.233 с.
- Якобсон, П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1973. — С. 3 — 43.
- Якушин, М. И. Вечная тайна футбола / М. И. Якушкин. М.: ФиС, 1988. С. 186.
- Ярошевский, Г. М. Психология в XX столетии / Г. М. Ярошевский. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1974. — 279 с.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В. А. Ясвин.- М.: Смысл, 2001.- 365 с.