Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-педагогические исследования, предпринятые в последние годы, Ф обеспечили определенный теоретический базис для дальнейшей разработки вопросов педагогики физкультуры и спорта. В частности, исследованию подвергались следующие вопросы: понятие «культура здоровья», его теоретическое и методическое обоснование с точки зрения аксиологического подхода и выявления воспитательного потенциала… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. Теоретико-методологическое обоснование формирования готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.

1.1. Нормативные основы организации физкультурно-спортивной деятельности в современных условиях.

1.2. Модернизации работы по физической культуре и спорту среди учащейся молодежи.

1.3. Готовность к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности как педагогическая проблема.

ВЫВОДЫ по первой главе.

ГЛАВА II. Психолого-педагогические основы формирования готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности.

11.1. Субъектно-личностный и возрастной аспекты формирования готовности к физкультурно-спортивной деятельности.

11.2. Общепедагогическое обеспечение формирования готовности старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности.

ВЫВОДЫ по второй главе.

Ф

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.

III. 1. Система подготовки старших школьников к физкультурноспортивной деятельности.

III.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности старших школьников к физкультурноспортивной деятельности в общеобразовательной школе.

Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования

Одним из важных направлений государственной социально-экономической политики России является эффективное развитие физической культуры и спорта. При этом основной целью государственной политики в области физической культуры и спорта является оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание физически крепкого, здорового поколения, а также — создание условий для достойного выступления российских спортсменов на международном уровне. Приоритетность данного направления подчеркивается в государственных документах и распоряжениях правительства Российской Федерации последних лет, в частности, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом в 1999 г. и в Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г., утвержденной распоряжением правительства РФ в 2002 г. и не потерявшей свою актуальность до настоящего времени. В указанных документах подчеркивается, что физическая культура и спорт выполняют в обществе жизненно важные функции, консолидируя все возрастные группы населения (и, что особенно важно, молодое поколение) вокруг ценностей здорового образа жизни. Важное место в нормативных документах, посвященных физкультуре и спорту, занимают положения о необходимости создания эффективной системы подготовки спортивного резерва, что, по существу, является базой для развития спорта высших достижений и обусловливает определенный подъем в области научно-педагогических исследований проблем педагогики спорта, физического воспитания и образования молодежи, в том числе — школьников (В.К.Бальсевич, МЯ. Виленский, П. А. Виноградов, Н. А. Карпушко, Е. Н. Литвинов, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, В. Н. Шаулин и др.).

Исследователи солидарны в том, что в современных условиях необходимы серьезные преобразования в области физического воспитания и спортивной подготовки школьников. Отличительной чертой научных публикаций последних лет является смещение акцента при рассмотрении указанных проблем в сторону повышения роли воспитательно-образовательной направленности физического воспитания и занятий спортом как главного условия эффективности формирования физической культуры личности.

Ориентация отечественной системы физического воспитания на гуманистические ценности и демократические идеалы, особенно ясно обозначившаяся в последнее десятилетие, определила приоритетное внимание к личности, ее развитию. Это нашло отражение в инновационных проектах и программах в области физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со школьниками, разработанных ведущими отечественными учеными: SpArt — Спартианские игры (В.И.Столяров) — «Президентские состязания» (Ю.Н.Вавилов) — комплексное компьютерное тестирование физической подготовленности (Л.Б.Кофман, В.А.Орлов) и др.

Анализ научных публикаций и нормативных документов позволяет констатировать, что новые, личностно-центрированные концептуальные установки в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе со школьниками обеспечивают основу для создания и развития нового ф всероссийского детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, в рамках которого возможно воспитание молодого поколения с высоким уровнем физической подготовленности, положительными нравственно-этическими идеалами и активной гражданской позицией. Особое значение это имеет для старших школьников, которые, в силу своих возрастных особенностей, стремятся к самореализации и самоутверждению, определяют свои предпочтения в профессиональной области и других сферах жизни.

Указанная выше задача может быть решена в том случае, если уроки физкультуры перерастают в процесс физического и, в целом, личностного самосовершенствования, способствуя переходу школьников к # самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Тот факт, что в настоящее время физкультурно-спортивная деятельность в значительной мере утратила характер массовой, обусловлен не только особенностями социально-экономической ситуации, но и тем, что школьная образовательная практика в области физкультурно-спортивной деятельности недостаточно четко сориентирована на формирование у школьников готовности к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом.

Научно-педагогические исследования, предпринятые в последние годы, Ф обеспечили определенный теоретический базис для дальнейшей разработки вопросов педагогики физкультуры и спорта. В частности, исследованию подвергались следующие вопросы: понятие «культура здоровья», его теоретическое и методическое обоснование с точки зрения аксиологического подхода и выявления воспитательного потенциала в образовательном процессе (В.К.Бальсевич, В. И. Иванов, Г. Б. Мейксон, Г. Я. Соколов и др.) — индивидуализация и дифференциация в сфере физического воспитания школьников (Г.Н.Германов, В. А. Ермаков, Е. А. Короткова, И. П. Лопатин, М. И. Поляков и др.) — диагностика в области физической культуры и спорта ф (М.А.Годик, В. В. Кожанов, С. А. Локтев, В.Н.Тимошкин) — интеграция физического воспитания с другими аспектами личностного развитияэстетическим, нравственным, трудовым (Н.В.Денисенко, И. Е. Коновалов, Е.В.Смелкова). В то же время нами установлено, что проблема формирования готовности старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности не получила достаточного научно-педагогического осмысления и отражения в педагогической теории и учебно-воспитательной практике общеобразовательной школы.

Таким образом, актуальность темы настоящего исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между:

— высокой актуальностью формирования готовности школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и недостаточной научной разработанностью этой проблемы в общепедагогической теории и учебно-воспитательной практике;

— объективной необходимостью целенаправленного формирования у старших школьников готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности как основания для развития физической культуры личности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий решения этой задачи в целостном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Вышеизложенное послужило основанием для определения проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования готовности старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательной школе?

Цель исследования — выявление комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих готовность старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Объект исследования

Объектом исследования послужил процесс формирования у старшеклассников готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Предмет исследования

В качестве предмета исследования выступает комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности старших школьников к самостоятельной физкультурноспортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы будет проходить успешно, если соблюдаются следующие организационно-педагогические условия: ведется систематический мониторинг состояния готовности школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на основе выявления ее сущностной характеристики, содержания и структурыиспользуется научно обоснованная система подготовки школьников к физкультурно-спортивной деятельностив школе создана воспитательно-образовательная среда, инициирующая самостоятельность и активность школьников в физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающая поддержание у школьников положительной мотивации и потребности в регулярной физической активности как важнейшем элементе здорового образа жизни и физического самосовершенствования.

Задачи исследования

1 .Рассмотреть сущность готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности, выявить ее структуру и диагностические показатели.

2.Выявить психолого-педагогические основы формирования готовности школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

3.Разработать и научно обосновать систему занятий по формированию готовности старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности.

4.0пытно-экспериментальным путем апробировать систему занятий, направленных на формирование готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности, ф 5. Выявить динамику готовности старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в условиях целенаправленного формирования.

Методологические основы исследования составили: принципы системности, целостности, историзма, взаимосвязи и взаимозависимости социальных явленийфилософские положения об активности личности и ведущей роли деятельности в процессе ее развития и саморазвитиядиалектический подход к пониманию процесса воспитаниясистемно-структурный подход к изучению педагогических объектов- • общепедагогические положения о целостности процесса формирования личностиположения теории физической культуры и спорта о концептуальных подходах к пониманию их сущности.

Теоретической основой исследования послужили: научные исследования, раскрывающие положения системного подхода к решению воспитательно-образовательных задач (В.П.Беспалько, Э. Н. Гусинский, И. В. Блауберг и др.) — положения психолого-педагогической концепции готовности человека к деятельности (Б.Г.Анаьев, А. Г. Асмолов, А. Г. Ковалев, Д. А. Леонтьев, В. А. Сластенин, Д.И.Фельдштейн) — концепция целостности ф педагогического процесса (В.В.Краевский и др.) — положения деятельностного, личностно-ориентированного, средового подходов к организации и осуществлению педагогического процесса (Е.В.Бондаревская, А. Н. Леонтьев, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, В. В. Сериков, С.Л.Рубинштейн) — положения концепции здоровьесберегающего образования (Ю.А.Лебедев, В. В. Рубцов, Л. В. Филиппова и др.) — положения теории физической культуры и спорта об образовательной стратегии развития физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учащейся молодежью, ее возрастных основах и психофизиологических закономерностях (В.К.Бальсевич, П. А. Виноградов, И. П. Волков, Л. И. Лубышева, В. П. Филин и др.).

Методы исследования включали: теоретический анализ публикаций по изучаемой проблеме и нормативных документоввключенное наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический естественный эксперимент, диагностику готовности старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, качественная и количественная обработка данных.

Опытно-экспериментальная база исследования

Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные школы №№ 88 и 79 г. Нижнего Новгорода (всего исследованием было охвачено 240 учащихся 9-х и 10-х классов).

Организация и этапы исследования

Исследование проводилось в период с 1999 по 2006 г. г. и включало четыре основных этапа. Первый этап (1999 — 2000 г. г.) был посвящен теоретическому анализу проблемы формирования готовности школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на основе изучения публикаций по данному вопросу и эмпирическому исследованию его в практике работы общеобразовательных школ. На данном этапе осуществлялось осмысление и формулирование проблемы, цели, методологии исследования, формулирование рабочей гипотезы. На втором этапе (2001;2002 г. г.) осуществлялась разработка системы занятий со школьниками, уточнялись методологические основы исследования и разрабатывались организационные и содержательные основы опытно-экспериментальной работы. На третьем этапе (2003;2005 г. г.) проводилась опытно-экспериментальная работа на базе двух общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода, осуществлялся сбор фактической информации и ее поэтапная обработка и педагогическая интерпретация. Четвертый этап и

2005;2006 г. г.) включал работу по обобщению фактических данных опытно-экспериментальной работы, формулированию основных выводов, оформлению материалов исследования в виде рукописи диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностиразработана научно обоснованная система подготовки старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, направленная на формирование всех структурных компонентов готовности к нейвыявлена сущность феномена готовности школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностиописаны содержание и структура готовности школьников к физкультурно-спортивной деятельностинаучно обоснованы организационные условия, способствующие созданию в школе воспитательно-образовательной среды, инициирующей самостоятельность и активность школьников в физкультурно-спортивной деятельностиопределены диагностические показатели готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и выявлены ее уровни.

Теоретическая значимость исследования определяется: выявлением теоретических основ формирования готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельностиуточнением понятия «готовность к деятельности» применительно к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности с учетом ее возрастного аспектасозданием теоретической модели готовности старших школьников к рассматриваемой деятельности.

Получили развитие научно-теоретические представления о целостности педагогического процесса школы на основе выявления педагогических закономерностей формирования готовности школьников к физкультурно-спортивной деятельности в целенаправленно организованной воспитательно-образовательной среде школысформулированы принципы отбора содержания для подготовки старшеклассников к указанной деятельности.

Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования состоит в следующем: внедрена в практику общеобразовательных школ система подготовки старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективностьсодержащиеся в диссертации положения и выводы обеспечивают принципиальную общедоступную основу для проектирования работы в школе по формированию готовности школьников к физкультурно-спортивной деятельности. В процессе исследования разработаны методические указания для педагогов по формированию готовности старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось: в ходе опытно-экспериментальной работы в 9-х и 10-х классах общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода (№№ 88, 79) в период с 2000 про 2004 г. г.- в Нижегородском государственном лингвистическом университете посредством реализации спецкурса для студентов, получающих квалификацию учителя, на тему «Решение задач воспитания в условиях физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательной школе», а также — выступлений на кафедре педагогики и психологии по материалам диссертации. Практические разработки автора в области организации и содержания тренировочных упражнений для подготовки старших подростков к спортивной деятельности служили предметом обсуждения на международных семинарах UEFA (Москва, 1996 г.- Мюнхен, 2005 г.). Материалы исследования были опубликованы в виде монографии, учебно-методических пособий для педагогов общеобразовательных школ и научных статей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается опорой на фундаментальные педагогические подходы в образовании и ведущие психолого-педагогические концепциисочетанием теоретических и эмпирических методов исследованияколичественной и качественной обработкой опытно-экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Обоснование сущности, содержания и структуры готовности старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, позволяющее определить ее как интегративное личностное образование, характеризующееся единством эмоционально-волевого, мотивационно-ценностного (смыслового), интеллектуально-познавательного, деятельностно-практического компонентов. Эти компоненты рассматриваются в качестве показателей, на основании которых определяется уровень формирования готовности к названной деятельности.

2. Система подготовки старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, включающая следующие взаимосвязанные элементы: диагностический, целевой, содержательный, технологический, рефлексивно-оценочный.

3. Совокупность организационных условий, обеспечивающих создание в школе воспитательно-образовательной среды, способствующей инициированию самостоятельности и активности школьников в физкультурно-спортивной деятельности и поддержанию у них положительной мотивации и потребности в регулярной физической активности.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ по второй главе

Поскольку готовность рассматривается применительно к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, в диссертации предпринято рассмотрение самостоятельной деятельности с точки зрения ее психологических механизмов.

Учитывая тот факт, что психические процессы, свойства и состояния принадлежат конкретному человеку, что они «производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями» (Е.В.Шорохова), то становится понятно, что определяющее значение в становлении личности принадлежит самому человеку. А именно, только его активная работа над самим собой по развитию своих лучших качеств является самой значимой.

Психологически самостоятельная деятельность представляет собой свободную по выбору, внутренне мотивированную деятельность. И. А. Зимняя указывает, что такая деятельность предполагает выполнение обучающимися целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н.Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля их выполнения. При этом существенное значение имеет достигнутый личностью уровень самосознания и осмысление потребности в самоизменении (в физическом и, в целом, личностном самосовершенствовании) с помощью физкультурно-спортивной деятельности.

Говоря о психологических особенностях и основах подготовки старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, нельзя обойтись без характеристики старшего подросткового возраста. Данный возраст является одним из самых сложных периодов в развитии человека и обычно характеризуется как «трудный», «переломный», «критический» (Л.И.Божович, И. С. Кон, Л. Ф. Обухова, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейн и др.). Это связано с тем, что происходит не только коренная перестройка сложившихся ранее психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных проявлений и социальных установок.

Переход от детства к взрослости — наиболее сложный период развития подростка еще и потому, что возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости». На основе изучения работ отечественных психологов в исследовании выявлена совокупность качеств, затрудняющих процесс подготовки старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности: повышенная возбудимость, препятствующая освоению правил и норм деятельностиэмоциональная неуравновешенность, порождающая нестабильность потребности к данной деятельностиранимость и обидчивость, приводящая к нетерпимости по отношению к ошибкам, провалам, недостаточно высоким спортивным достижениям. В то же время, старший подросток обладает особенностями, которые рассматриваются в исследовании как положительный потенциал его личности: стремление овладеть своими аффективными реакциямивозникновение потребности в самопознании и самосовершенствованиистремление к расширению социальных контактоввозникновение мотивов достижения и потребности в самореализации. Кроме того, в подростковом возрасте достаточно ярко проявляется такая черта, как агрессивность, вызванная различными причинами, но равно характерная для многих старших подростков. В диссертации предпринят анализ агрессивности и рассматриваются различные последствия ее. Это представляется важным, так как в ряде спортивных занятий данные проявления могут закрепиться и стать формой поведения повсеместно.

В диссертации в контексте целостного воспитательно-образовательного процесса школы рассматриваются основные педагогические подходы, в русле которых возможна эффективная подготовка школьников к физкультурно-спортивной деятельности: личностно-ориентированный, деятельностный и средовой. В качестве общепедагогического принципа построения системы работы со старшими школьниками по их подготовке к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в диссертации обоснована педагогическая интеграция указанных подходов, в русле которых рассматриваются основные формы работы с детьми, ее содержание и технология. Исходя из представления о сущности и структуре готовности школьников к физкультурно-спортивной деятельности, в исследовании выявлены основные положения ведущих общепедагогических подходов, подлежащих интеграции для наиболее эффективного формирования всех ее компонентов и лежащих в основе учебно-воспитательного процесса.

В исследовании уделено внимание личности педагога, которая рассматривается как педагогический фактор влияния на личность школьника, а также — характеру их взаимодействия в педагогическом процессе.

Совокупность положений указанных подходов, а также — принципы, сформулированные на их основе, послужили в исследовании научно-теоретической базой для создания системы подготовки старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, научного обоснования ее системного характера, определения ее содержания, форм и методов и организации осуществления в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Многие авторы дают различное определение понятию «система». Мы принимаем следующее определение: система — это совокупность раскрытых в определенном пространстве и времени многообразных связей, которые объединяют структуры различного уровня в единое целое образование. Под системой подготовки в исследовании понимается совокупность принципов, методов и средств, основной задачей которой является обеспечение формирования всех компонентов готовности к физкультурно-спортивной деятельности (мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, интеллектуально-познавательного, деятельностно-практического).

Соответственно, система работы со школьниками в целостном педагогическом процессе включает несколько целесообразных направлений:

— создание положительной мотивационной основы физкультурно-спортивной деятельностиобеспечение эмоционально положительного контекста взаимодействия педагога и учащихся;

— формирование системы знаний о физической культуре, спорте, замечательных представителях, здоровом образе жизни закономерностях и, средствах его достижения;

— обеспечение формирования и развития физических качеств и двигательной деятельности.

Основой системы являлось взаимодействие, организуемое в формах сотрудничества и общения.

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОСТНОМ

• ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

III. 1. Система подготовки старших школьников к физкультурноспортивной деятельности

Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности включала два основных этапа: констатирующий и формирующий. Опытноэкспериментальная работа осуществлялась в учебной и внеурочной деятельности. В нее были включены 240 учащихся 9 -х и 10-х классов общеобразовательной школы. Работа проходила в период с 2003 г. по 2005 г. и имела целью апробацию и внедрение разработанной системы подготовки старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

При разработке опытно-экспериментальной программы мы исходили из убеждения, что готовность старших школьников к физкультурноспортивной деятельности не является изначально заданной, а приобретается в реальных услоиих соответств>тащей деятельнос, то спосо6ствует становлению новообразований личности. В этом плане готовность к названной деятельности не является статичной, раз и навсегда сформированной, а выступает динамичной, развивающейся системой личностных свойств и качеств школьника.

Специального отбора участников опытной работы не проводилось. Когда речь идет о спорте, закономерно возникает вопрос об отборе детей для занятий по определенной программе. В нашем случае педагогическая работа была ориентирована на всех старшеклассников, вне зависимости от уровня их подготовленности и создавала возможность сделать в дальнейшем собственный выбор — заниматься профессиональным спортом или оставаться # в рамках общедоступной физкультурно-спортивной деятельности.

Этот отбор мы заменили научно обоснованной аналитической работой по выявлению педагогического потенциала спортивно-тренировочных упражнении из разных видов спорта.

Основная цель констатирующего этапа педагогического эксперимента состояла в выявлении уровня сформированности готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности во всех ее составляющих.

На этапе входного контроля (констатирующий эксперимент) решали ® следующие задачи:

— определить состояние компонентов готовности школьников экспериментальной и контрольной групп по уровням- 1 — выявить состояние мотивации к у физкультурно-спортивной деятельности у школьников контрольной и экспериментальной групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

и основные выводы

Выполненное исследование позволило сделать ряд общих выводов, приведенных ниже.

1. В исследовании выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия формирования готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности. Они представляют собой совокупность специально разработанных целесообразных мер, включающих: а) диагностику уровня готовности старших школьников к самостоятельной физкультурно-двигательной деятельностиб) эффективную реализацию системы подготовки старших школьников к данной деятельности в урочной и внеурочной работе с целью формирования всех компонентов готовности школьников к рассматриваемой деятельностив) инициирование самостоятельности и активности школьников в указанной деятельности, поддержание у них положительной мотивации и потребности в регулярной физической активности как факторе саморазвития и самосовершенствования.

2. В исследовании разработана теоретическая модель готовности старших школьников к физкультурно-образовательной деятельности, реализованная в исследовании в качестве целевого ориентира в системе подготовки старшеклассников к указанной деятельности.

3. Выявлены научно-теоретические основы формирования готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности, представляющие. собой совокупность теоретико-методологических положений, лежащих в основе образовательной стратегии в сфере физкультурно-спортивной деятельности и определения принципов построения и осуществления системы подготовки к ней.

4.Выявлены психолого-педагогические основы формирования готовности школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности как совокупность научных представлений о психологических механизмах развития личности в деятельности, психологии самостоятельной деятельности, возрастных особенностях старших школьников.

З.В процессе исследования разработана и научно обоснована педагогическая система занятий по формированию готовности старшеклассников к физкультурно-спортивной деятельности.

4.0пытно-экспериментальным путем апробирована система занятий, направленных на формирование готовности старших школьников к физкультурно-спортивной деятельности.

5.Выявлена положительная динамика в процессе формирования готовности старших школьников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в условиях целенаправленного формирования.

Выполненное исследование подтвердило правомерность выдвинутых в диссертации предположений и выводов и позволило обнаружить ряд новых проблем, требующих научно-педагогической разработки: педагогическое обеспечение индивидуализации подготовки школьников к физкультурно-спортивной деятельностисовершенствование педагогического контроля и оценки готовности школьников к физкультурно-спортивной деятельности в условиях общеобразовательной школыпедагогические основы преемственности в подготовке школьников к физкультурной и спортивной деятельности на разных возрастных этапах и ряд других.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности / В. У. Агеевец, В. М. Выдрин // Спорт в современном обществе.- М.: ФиС, 1980.-С. 166−182.
  2. Т.Д. Новый взгляд /Г. Д. Айзенк // Вопр. психологии. -№ 1 -1999.-С. 111
  3. , М.К. Психофизиологический подход к анализу интеллекта / М. К. Акимова // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М.: МГУ, 1976. — С. 71 — 80.
  4. , Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г.Ананьев.- М., 1977: АПН РСФСР.- 346 с.
  5. , С. Н. Футбол в школе / С. Н. Андреев. М.: Просвещение. 1986. — С. 67 — 93.
  6. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1988−429 с.
  7. , В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  8. , Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии / Л. И. Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — С. 57 — 87.
  9. , Б. А. Тактика футбольной игры / Б. А. Аркадьев. М.: ФиС, 1956.-С. 49−67.
  10. , И. А. Очерки по возрастной физиологии / И. А. Аршавский.- М.: Медицина, 1967.- 467 с.
  11. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл» .- 2002.- 480с.
  12. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин М.: ФиС, 1978. — 179 с.
  13. А.И. Основы методики самовоспитания школьников средствами спорта и туризма / А. И. Бабаков, В. В. Кочетков, Г. В. Шуховецкая // Сб. тр. ученых РГАФК.- М., 1999.- С. 169 -171.
  14. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1982.- 321 с.
  15. , Г. Д. Формирование профессионального интереса к деятельности тренера: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Д. Бабушкин. М., 1972.- 50 с.
  16. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл.- М., 1990. С. 37.
  17. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич.- М.: ФиС, 1988.- 208с.
  18. , В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.- 1995.- № 12, — С.17- 25.
  19. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 1. С. 16−34.
  20. , В.К. Реформа образования в Российской Федерации 1990−1994/ В. К. Бацын. М., 1995.- 24 с.
  21. , В.В. Воспитание в спорте / В. В. Белоусова. М.: ФиС, 1974. — С.50−73.
  22. , Н.А. О построении движений / Н. А. Бернштейн.- М., 1947.- 174 с.
  23. , Р. Агрессия /Р. Берон, Д. Ричардсон. С-Пб., 1997. С. 2648.
  24. Бестужев-Лада, И. В. К школе XXI века: размышления социолога /И. В. Бестужев-Лада.- М.: Владос, 1998.- 144 с.
  25. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования /Б.М.Бим-Бад.- М.: Педагогика, 1994.-325с.
  26. , В.М. Рыцари спорта /В.М.Бобров. М.: Сов. Россия, 1971.-240 с.
  27. , Л.В. Современные требования к культуре общения и его гуманистические принципы в процессе тренировки / А. В. Богданова // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2003.- № 2.- С. 32 -34.
  28. , А. А. Психология о личности /А. А.Бодалев.- М.: МГУ, 1988.- 188 с.
  29. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., Просвещение, 1968. 325 с.
  30. Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович // Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. С. 153.
  31. , В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. М., ФиС, 1987. — С. 4 — 55.
  32. , И. Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола / И. Б. Бойко // Вопр. психологии, 1993. — № 4.
  33. .С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование, — М.: АПН РСФСР, 1986.- 224с.
  34. , Д. А.Футбол в коллективах физкультуры / Д. А. Брейкин.- М.: — ФиС, 1979. С. 18 — 23
  35. , А. А. Понимание и общение / А. А. Брудный.- М., 1989.-С.34.
  36. , JI. П. Социальная среда и познание личности / JI. П. Буева, — М., 1968.- С. 16.
  37. , А. И. Психология взаимодействия в системе «тренер-спортсмен» / А. И. Бузник, Н. Ю. Волянюк, Н. Н. Дорошенко.- Киев, 2003.-С.4.-60. '
  38. , В. С. Теория и практика формирования потребности в физическом самосовершенствовании у школьников / В. С. Быков // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2000.- № 1.- С. 2 -13.
  39. , К. Жить с агрессивными детьми / К.Бютнер.- М., 1991 .С. 135−140.
  40. , Т. И. Непрерывное образование: подходы и перспективы развития / Т. И. Великолуг // Экология человека.- 2003, — № 6.-С. 44−47.
  41. , А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова.-М., 1986.- С. 14.
  42. , М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры.- 1990.-№ 10.
  43. , П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи /
  44. П.А.Виноградов, В. П. Моченов // Теор. и практ. физич. культуры.- 1998.- № 7.- С. 23- 27.
  45. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп.- М. Педагогика, 1979, — С. 60 76.
  46. , С.М. Книга тренера /С.М.Войцеховский. М.: ФиС, 1971.- С. 15−39.
  47. , И.П. Психология спорта /И.П.Волков. СПб.: Питер, 2002. — 324 с.
  48. Воспитание скоростных способностей // Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977. С. 155−184.
  49. , Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. М., 1982. Т 2. — С.225- 251.
  50. , Л. С. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. М., 1982. — Т. 1. — С. 192 — 221.
  51. , Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. М&bdquo- 1984. — Т. 4. — 248 с.
  52. , Б. А. К вопросу о соотношении свойств типа нервной системы, темперамента и способностей к спортивной деятельности / Б. А. Вяткин //Темперамент и спорт в трудах отечественных специалистов: Уч. Записки ПГЦИ.- Пермь, 1972. С. 97 — 116.
  53. , А. Д. К вопросу о технологии психологической подготовки / А. Д. Ганюшкин // Психологические аспекты подготовки спортсменов. Смоленск. Изд-во СГИФК, 1980. — 239 с.
  54. , В. И. Практическая психотерапия / В. И. Гарбузов,-СПб., 1994.- С. 27.
  55. Гегель. Этика. Т.1 /Гегель.-М.: Наука, 1968.- С. 1 70.
  56. , Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер .- М.: ЧеРо, 1998. 246 с.
  57. , А.А. Борис Аркадьев. Тренерское наследие /А.
  58. А.Горбунов .- М.: ФиС, 1990.- 335 с.
  59. , Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. Краснодар, 1995. — 186 с.
  60. , Г. К. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / Г. К. Гуревич. М.: 1992. — С.17 — 30.
  61. , А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян.-М.: Гардарики, 1998.- 326с.
  62. , Е. Н. Образование личности / Е. Н. Гусинский.- М.: Интерпракс, 1994. 125 с.
  63. , Г. М. К психологии секундирования (словесного воздействия тренера) в спортивном соревновании /Г.М.Двали // Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям в различных видах спорта. М.: ФиС, 1968.- 267 с.
  64. , И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян. М.: МГУ, 1974. — 148 с.
  65. , А. Из кн. «Руководство к образованию немецких учителей» / А. Дистергвег // Хрестоматия по истории педагогики. Минск: Нар. Асвета, 1971.-221 с.
  66. Е.Н. Самообразование в системе профессиональной подготовки педагога: теоретические основы и практическая реализация: монография / Е. Н. Дмитриева.- Н. Новгород: НГЛУ, 2001.-133 с.
  67. Е.Н. Смысловая парадигма как основа подготовки педагогов в вузе: дис. д-ра пед. наук / Е. Н. Дмитриева.- Н. Новгород: 2004.385 с.
  68. , А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /А.Б.Добрович. М.: Педагогика, 1987. — 114 с.
  69. , В.И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский. М.: ФиС, 1991.-С. 3−39.
  70. , А.П. Анализ правовой базы физической культуры испорта в России / А. П. Душанин, П. А. Виноградов // Теория и практика физической культуры.- 2000.- № 6. С. 4 — 10 с.
  71. , Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов.- 2-е изд.-М.: Аспект Пресс, 1996.- 591с.
  72. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат, 1986.- 170с.
  73. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: «Логос», 1999.- 384с.
  74. , В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства / В. В. Знаков // Вопр. психологии, 1990, № 1.- С. 20−27.
  75. , Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия / Г. Л. Ильин.- М.: Исслед. центр проблем кач-ва подгот. спец-тов, 1992.- 78с.
  76. , Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина.- М.: Просвежение, 1984.- 423 с.
  77. Искусство подготовки высококлассных футболистов: научно-методическое пособие / Под ред. проф. Н. М Люкшинова М.: Сов. спорт, 2003.-С. 88−276.
  78. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган .- СПб: Петрополис, 1995.-415с.
  79. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А.Кан-Калик. М.: Педагогика, 1987. — С. 8 — 97.
  80. , И. Соч. в 6-ти Т. Т.6./ И.Кант.- М.: Сов. энцикл.- 1966.457с.
  81. , П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — 595 с.
  82. , Г. Д. Тактика футбола /Г.Д.Качалин. М.: ФиС, 1986.-С.7−41.
  83. Качанин, JL, Горский JI. Тренировка футболистов / Л. Качанин, Л. Горский / Пер. со словац./. Братислава: Спорт, 1984.- С. 11 — 29.
  84. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях /Е.А.Климов.- М.: 1995.- С.166−181.
  85. , Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев.- М. ФиС, 1984. 128 с.
  86. Кон, И. С. Психология старшеклассника /И.С.Кон. М.: Просвещение, 1982. — С. 11- 60.
  87. Кон, И. С. Психология ранней юности /И.С.Кон. М.: Педагогика, 1989. — С. 75 — 102.
  88. Кон, И. С. Какими они себя видят /И.С.Кон.- М.: Знание, 1975.-С.33−51.
  89. Кон, И. С. Личность как субъект общественных отношений / И. С. Кон. -М.: Знание, 1966. С. 16.
  90. Кон, И. С. Психология старшеклассника /И.С.Кон. М., Просвещение, 1982.- 207 с.
  91. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С.Кон.-М.: Политиздат, 1984. С. 89. 335 с.
  92. , М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения /М.Ю. Кондратьев.- М.: Воронеж, 1997. С. 52 -85.
  93. Концепция общего среднего образования (проект) //ВНИК «Школа». М., 1998.С.16−17.
  94. , А.В. Физическая культура людей разного возраста /А.В.Коробков.- М.: ФиС, 1962.- С. 93−76.
  95. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики.- Ростов-н/Д: Рос. ГПУ, 1994.
  96. , К. Основы психического развития /К.Коффка.- М. Л., 1934.- С. 205.
  97. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1985.-С.213.
  98. , А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / А. А. Крылов // Вестник Балтийской пед. академии. Вып. 14.-СПб, 1998. -С.40−46.
  99. , В. А. Основы педагогической психологии /В.А.Крутецкий.- М.: Просвещение, 1972 С. 7 — 30.
  100. , Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальное исследование) /Г.А.Кручинина.- М.: МПГУ, 1996.- 176с.
  101. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В.Кузьмина.- М., 1990. С. 13 -17.
  102. , Ю.Н. Психология обучения взрослых /Ю.Н.Кулюткин.- М.: АПН РСФСР, 1985.- С. 7−14.
  103. Кун, Т. Всеобщая история физической культуры и спорта / Т.Кун.- М.: Радуга, 1982.- С. 19 27.
  104. , А.П. Режим футболиста / А. П. Латышев. М: ФиС, 1981.- С. 4−6.
  105. , И.К. Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы: практические советы / И. К. Латыпов // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 1998.- № 1, — С. 28 33.
  106. , В. Искусство быть другим /В. Леви.- М., 1980. С. 77.
  107. , Н.Д. Психология характера /Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969.- С. 89 — 99.
  108. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.- 224с.
  109. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977.- 304с.
  110. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев.- М.: АПН СССР, 1983. Т. 1.- С. 81 — 294.
  111. , А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. 2-е изд., пер. и доп. — М.: Нальчик, 1996. — С. 20.
  112. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 252 с.
  113. , К. Агрессия / К. Лоренц. М.: 1994. — С. 24 — 69.
  114. Лубышева, Л И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ.- 1997.- № 6.
  115. , Ю. В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук / Ю. В. Луценко.- СПб.: СПб ГАФК, 1997. 21с.
  116. , Ю. Л. Как рождается урок / Ю. Л. Львова. М.: Педагогика, 1976. — С.43 — 58.
  117. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теор. и практ. физ. культ.- 1990.-№ 9.
  118. , Ю.С. Воспитание средой: Сб. статей разных лет / Ю. С. Мануйлов. Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2003. — 119 с.
  119. , Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. -М.: ФиС, 1977.-С. 155−184.
  120. Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев.- М.: ФиС, 1991.- 474 с.
  121. , В. JI. Назначение и применение психологических методик / В. JI. Марищук // Марищук В. Л., Блудов Ю. М. Методики психодиагностики в спорте. -М.: Просвещение, 1982. С.8−16.
  122. , А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: 1993. С. 24.
  123. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: 1996. -С. 15.
  124. Меныцикова, A. J1. Публичность соревнований как фактор психологического воздействия на личность спортсмена / A. JI. Меныцикова // Теория и практика физической культуры. 1985.- № 10. -С. 5−7.
  125. , X. А. Средства и методы совершенствования физической подготовленности младших школьников на основе повышения их двигательной активности: автореф.дис. канд. пед. наук /Х.А.Мелиев.- М., -1984.- 20 с.
  126. Методика воспитания силы. Методика воспитания быстроты // Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970.- С. 8103.
  127. , Т.П., Футбол / Г. П. Михалкин, А. В. Жданкин. М.: ООО «Изд. Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000. -С. 180 — 184.
  128. , Р. С. Психология / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1997.579 с.
  129. , И. А. Это футбол / И. А. Нетто.- М.: ФиС, 1974. 192 с.
  130. , А. Н. Условия состязания на чужом поле как фактор, влияющий на деятельность футболистов /А. Н. Николаев //Футбол. Ежегодник. -М.: ФиС, 1980. С. 51−52.
  131. , Б. И. К вопросу о предигровых психических состояниях футболистов высшей квалификации / Б. И. Новиков //Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. — С.23 — 38.
  132. О Концепции развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г.: распоряжение Правительства РФ 29 окт. 2002 г. № 1507-р.
  133. , JI. Ю. Концепция Жана Пиаже: за и против /Л.Ю.Обухова.- М.: АПН СССР. -1981. С. 20 — 23.
  134. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А.А.Степанова-М.: Просвещение, 1981.-361 с.
  135. , В. А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека / В. А. Орлов, Н. А. Фудин. М.: Изд. гр. АРИНА, 1996. — 72 с.
  136. Основы современной методики развития силы в процессе тренировки // Верхошанский Ю. В. Основы социальной силовой подготовки в спорте.- М., ФиС, 1980, -С. 174 236.
  137. , П. В. Совершенствование методики технической подготовки футболистов: автореф. канд. пед. наук / П. В. Осташев.- Л., 1967.- 19 с.
  138. , Л. Т. Психологические основы урока /Л. Т.Охитина.-М.: Просвещение, 1977. С.82−83.
  139. , М. И. К физиологическому обоснованию рационального сочетания спортивных и трудовых нагрузок у школьников: автореф. канд. пед. наук /М. И.Павлов.- М., 1963.- 19 с.
  140. , В. Н. Психология общения / В. Н. Панферов // Вопр. философии. 1972.- № 7. С. 162.
  141. , Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс.- М., 1997.- 152 с.
  142. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского.- М.: Педагогика, 1990.- 224 с.
  143. , А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии /А. В. Петровский // Вопр. психологии.- 1984. № 4. -С.22 -31.
  144. , К. К. Краткий словарь системы психологическихпонятий / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. — 140 с.
  145. , Б. И Новая школа в футбольной тренировке / Б. И. Плон. М.: Тера — Спорт, 2002. — С. 8 — 31.
  146. По материалам семинара УЕФА. М., 2003 г.
  147. , Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н. И. Пономарев. СПб.: Питер, 1996.- 283 с.
  148. , Ю. И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте / Ю. И. Портных // Вестник БПА. Вып. 42- 2001. С.37−44.
  149. , Б. Ф. Социальная психология и история /Б. Ф.Поршнев.- М: МГУ, 1979. С. 155.
  150. Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Официальные документы в образовании.- М., 2000.4
  151. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп-спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР. Футбол. М.: 1986, -234 с.
  152. Приказ Министерства образования РФ от 11 февраля 2002 г. № 339 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  153. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. М., 1996.
  154. Программа «Развитие физической культуры и спорта в Нижегородской области» на 2002−2005 гг.
  155. , М. В. Педагогика физической культуры: учебник / М. В. Прохорова, А. А. Сидоров, Б. Д. Синюхин, А. Г. Семенов.- М.: Изд. Путь: ТИД «Альянс», 2006.- 288 с.
  156. Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд. М.: Педагогика, 1990. 230 с.
  157. Психологический журнал. М.: Педагогика, 1983. — 353 с.
  158. , А. Ц. Проблема личности в психологии спорта / А. Ц. Пуни. М, 1980.-28 с.
  159. , А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А. Ц. Пуни // Психология: учебник для техникумов ФК.- М.: ФиС, 1984.-С. 157−161.
  160. , М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М., 1987. С. 279.
  161. , И. Н. Основы педагогического мастерства тренера: учеб. пособие / И. Н. Решетень. Малаховка: МОГИФК, 1986. — 168 с.
  162. , С. JI. Основы общей психологии: В 2 т./ С. JI. Рубинштейн.- М.: АПН СССР, 1989. т.2.
  163. , С. JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. JI. Рубинштейн // Вопр. психологии.- № 3.-1990.-С. 8−21.
  164. , П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена / П. А. Рудик // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962.-С. 9−188.
  165. , Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. -1991. № 1.-С. 81−86.
  166. , В. И. Некоторые особенности социальной перцепции в спортивно-игровых командах / В. И. Румянцева, JI. М. Рубийте // Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена. Л.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1984. — С. 122−128.
  167. , Т. Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1992. — № 5 — 6. — С.
  168. , Л. В. Хочешь добиться успеха развивай свои способности /Л.В. Рябчикова, С. Л. Алексушина. Н. Новгорд, 1997, С.7
  169. , Г. Н. Образовательная направленность урока / Г. Н. Сатиров // Физ. культура в школе.- 1995.- № 3.
  170. , JI. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции / JI. М. Семенюк. Воронеж: 1996.-С. 10−76.
  171. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков.- М.: Изд. корп. «Логос», 1999.- 272с.
  172. , В.И. Футбол: комбинации в парах / В. И. Симаков. -М.:ФиС, 1980.-С. 108−111.
  173. , В. JI. Психологические особенности усвоения школьниками учебного материала по физической культуре: автореф. канд. пед. наук /В. JI.Скитневский.- JL, 1989. 20 с.
  174. Советская система физического воспитания. М.: ФиС, 1975.331 с.
  175. Современная система спортивной подготовки / Под ред. В. Л. Сыча, Ф. П. Суслова, Б. Н. Шустина.- М.: ФиС, 1995.- 432 с.
  176. Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: сб. науч. тр. СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.- 140с.
  177. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова.-Бишкек- Екатеринбург, 1996.- 608с.
  178. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. Сер. «Хрестоматия по психологии». -СПб.: Питер, 2002.- С.280 293.
  179. Спортивная физиология: учеб. для инст. физ. культ./ Под ред. Я. М. Коца.- М.: ФиС, 1986. С. 17 — 232.
  180. , Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие / Н. Б. Стамбулатова.- СПб.: Изд."Центр карьеры", 1999.- С.65−69.
  181. , Н. Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсменов / Н. Б. Стамбулатов // Психологическое обеспечение спортивной деятельности: межвуз. сб. науч. тр. Изд. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. — С. 23 — 32.
  182. , М. И. Спорт и воспитание подростка / М. И. Станкин. -М. :ФиС, 1983.-С. 9−47.
  183. , В. В. История и организация физической культуры и спорта: учеб. пос. для студ. пед. инст-тов / В. В. Стобов. М.: Просвещение, 1982.-С.15.
  184. , В. И. «Неклассическая» (гуманистическая) теория программа и модель детско-юношеского спорта /В. И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура.- М., 1997.- Вып. 7.- С. 17 -130.
  185. , В. И. Концепция спартианского движения / В. И. Столяров // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.- 2001.- № 1.-С. 4−11.
  186. , В. Г. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности / В. Г. Стрелец, А. А. Горелов. СПб: Изд-во ВИФК, 1995. — С.72 — 83.
  187. , В. И. Физиотерапия, массаж и лечебная физкультура / В. И. Сухарев. М.: Медицина, 1965.-283 с.
  188. , А. А. Система подготовки футбольного резерва: учеб. пособ./ А. А. Сучилин. Волгоград, 1981. — С. 14- 64.
  189. , А. А. Футбол во дворе / А. А. Сучилин. -2-е изд., доп. М.: ФиС, 1983.- 129 с.
  190. , Б. М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын // Вопр. психологии. 1963. — № 5.
  191. , Л. О воспитании / Л. Толстой // Пед. соч.- М., 1953.409 с.
  192. , В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов.- Л.: ЛГУ, I960.- 254с.
  193. , А. А. Собр. соч. / А. А. Ухтомский.- Т.З. Л.: 1951. — С. 90 -114.
  194. Федеральный Закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (с изменениями от 10 января 2003 г.).
  195. , Д. И. Проблемы возрастной педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн.- М.: 1993. 219 с.
  196. , М.Ю. Образовательное право: учеб.пос. для вузов / М. Ю. Федорова.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 320 с.
  197. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Под ред. А. П. Матвеева.- М.: Радио и связь, 1995.-42 с.
  198. , Ф. Р. Школа и социальное развитие общества / Ф. Р. Филиппов. -М.: Педагогика, 1990.- 160с.
  199. Л.В. Философские и педагогические проблемы валеологии / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, Е. Ю. Копейкина.- Н. Новгород: ННГАСУ, 2000.-219 с.
  200. , Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин.- М.: Педагогика, 1972.- 324 с.
  201. , Д.В. Проблемы внедрения спортивно ориентированного физвоспитания в школах / Д. В .Фонарев // Чайковский: Чайковский гос. ин-т физ. культуры, 2002.- С. 95 -101.
  202. Формирование интереса к учению у школьников / Под. ред. А. К. Марковой. М.: 1986. — 218 с.
  203. , Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М., 1994. — С. 164 — 170.
  204. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР. М.: 1996.
  205. Футбол. Полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола. / Пер. с англ. Т. Покидаевой, П. Тимохина. М.: Изд-во «Росмен -Пресс», 2001.-С. 8−23.
  206. Футбол: учебник для институтов физкультуры / Под общ. ред. Полишкиса М. С., Выжгина В. А. М.: Физкультура, образование и наука. -1999.-С. 5−254.
  207. , Ю. JI. Психология общения в спорте / Ю. X. Ханин. М., 1980.-С.2−31.
  208. Хеддерготт, К.-Х. Новая футбольная школа / К.- X. Хеддерготт,-Пер. с нем. В. П. Милютина. М.: ФиС, 1976. — С. 30 — 63.
  209. , А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторской // Нар. образование.- 2003.- № 8.- С.107−114.
  210. , Ч. Футбол: тактические действия команды / Ч. Хьюз.- Пер. с англ. М.: ФиС, 1979.- С. 10 — 102.
  211. , Б. Я. Футбол / Б. Я. Цирик, Ю. С. Лукашин.- М.: ФиС, 1975.-С. 80−100.
  212. , Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дис. док. психол. наук / Г. А. Цукерман. М., 1992. С. 35.
  213. , А. Футбол. Тренировка / А. Чанади / Пер. с венг. М.: ФиС, 1985.-С. 7−99.
  214. , О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова. -М.: ФиС, 1980.- С. 55- 77.
  215. Чиж, В. Ф. Психология спорта / В. Ф. Чиж. СПб, 1991. — С.630.
  216. , В. Т. Контроль эффективности физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях / В. Т. Чичикин. -Н.Новгород: НГЦ, 2001. 46 с.
  217. , Г. Г. П.Ф.Лесгафт. Очерк жизни и нбаучно-педагогической деятельности / Г. Г. Шахвердов.- Л.: Наука, 1950. 328 с.
  218. , X. Спорт за рубежом / X. Шеен. М.: 1980. — № 16.
  219. , В. П. Как управлять другими, как управлять собой / В. П. Шейнов. Минск: 1996. — 148 с.
  220. , В. Н. Добро.- Истина.- Красота / В. Н. Шердаков.- М.: Знание, 1984.-64с.
  221. , Е. В. Психологический аспект проблем личности / Е. В. Шорохова // Теоретические проблемы психологии личности, — М.: Просвещение, 1974 С. 26 — 55.
  222. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг .- М. -С. 68 87.
  223. , В. С. Саморегуляция как фактор общей одаренности // Проблемы дифференциальной психологии / В. С. Юркевич. М., 1972. — Т. 7.233 с.
  224. , П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1973. — С. 3 — 43.
  225. , М. И. Вечная тайна футбола / М. И. Якушкин. М.: ФиС, 1988. С. 186.
  226. , Г. М. Психология в XX столетии / Г. М. Ярошевский. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1974. — 279 с.
  227. , В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В. А. Ясвин.- М.: Смысл, 2001.- 365 с.
Заполнить форму текущей работой