ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π’Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅-Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ. 
Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ 1970;Ρ… Π³Π³. К. Π‘. ЛСбСдинская Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ дСтского Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ°. Π’ 1978 Π³. ΠΎΠ½Π° создала ΠΏΡ€ΠΈ НИИ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ АПН Π‘Π‘Π‘Π  ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ спСциалистов, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΠ²ΡˆΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠΎ-психолого-ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ дСтям с Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ. Под Π΅Π΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, Π±Ρ‹Π»Π° создана ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ концСпция понимания закономСрностСй этой… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π’Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅-Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ. Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ изучСния Π³Π»Π°Π²Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚:

  • — Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ обучСния, воспитания ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия;
  • — ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ основных ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ для ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ дошкольного, младшСго школьного ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ возрастов (ОПК-4);
  • — Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ историчСским ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… явлСний (ОК-2).

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ ΠΈ Π²Ρ€Π°Ρ‡ΠΈ Π² ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ

Π“Ρ€ΠΈΠ³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ Π˜Π²Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Россолимо (1860−1928), Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΠ°Ρ‚Ρ€, стоял Ρƒ ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ² создания ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹-санатория для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ„изичСскими ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСскими Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ.

НаучноС наслСдиС Π“. И. Россолимо — 100 Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΏΠ° Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΠΈ, Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΈ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы, дСтской Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологи ΠΈ Π΄Ρ€. ΠžΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ прСдставляСт Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с Π±ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ. Π“. И. Россолимо удСлял ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ особСнностСй дСтской психики, роста ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ.

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π“. И. Россолимо ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ€Π°Π½ΠΎ. Π£ΠΆΠ΅ Π² 1890-Ρ… Π³Π³. ΠΎΠ½ ΡΠ²Π»ΡΠ»ΡΡ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ пСдагогичСского ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠ°, ΡΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°Π²ΡˆΠ΅Π³ΠΎΡΡ Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π½ΡΠΊΠ΅ ΠœΠΎΡ€ΠΎΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π½Π° Π’ΠΎΠ·Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠ΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ общСства ΠΏΡ€ΠΈ Московским унивСрситСтС, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π±Ρ‹Π» ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ дСтский ΠΊΠ»ΡƒΠ± сначала для дошкольников, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈ Π΄Π»Ρ школьников ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², Π³Π΄Π΅ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΠ΅ пСдагогичСскиС силы занимались изысканиСм ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² воспитания.

Π’ 1898 Π³. Π² ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ «Π‘Ρ‚Ρ€Π°Ρ… ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅» Π“. И. Россолимо ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ постановку ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания ΠΈ Π½Π° Ρ†Π΅Π»Ρ‹ΠΉ ряд ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΡƒΡŽ систСму Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ОсСнью 1911 Π³. ΠΎΠ½ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Π² Π½Π΅Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΉ ΠΊΠ²Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΡ€Π΅ Π½Π° Π“Ρ€ΡƒΠ·ΠΈΠ½Π°Ρ… Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΈ собствСнныС срСдства Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚ дСтской психологии ΠΈ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, впослСдствии Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉΡΡ Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π½ΡΠΊΠ΅ Π½Π° Π‘ΠΎΠ±Π°Ρ‡ΡŒΠ΅ΠΉ ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΠΊΠ΅. Бюда ΡΡ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ со Π²ΡΠ΅Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ†ΠΎΠ² Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠœΠΎΡΠΊΠ²Ρ‹, Π½ΠΎ ΠΈ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΈΡ… ΠΎΠΊΡ€Π°ΠΈΠ½ России Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ ΠΈ Π²Ρ€Π°Ρ‡ΠΈ для получСния совСта ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ своих ΠΊΠ°ΠΊ Π±ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ институтС Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»Π° осущСствлСна совмСстная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΈ Π²Ρ€Π°Ρ‡Π΅ΠΉ.

Π•Ρ‰Π΅ Ρ€Π΅Π»ΡŒΠ΅Ρ„Π½Π΅Π΅ выглядит Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π“. И. Россолимо ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°. Π£ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ личности Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΡˆΠ΅Π» ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ свойств чСловСчСской ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния всСстороннСго Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° патологичСских явлСний, ΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ поставив Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ личности Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ с 1908 Π³.; ΠΎΠ½ ΡΡ‚Π°Π» Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡŽΡ‚Π΅ «Π£Π±Π΅ΠΆΠΈΡ‰Π΅ ΡΠ². ΠœΠ°Ρ€ΠΈΠΈ» (Π½Ρ‹Π½Π΅ дСтский Π΄ΠΎΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π“. Π˜. Россолимо).

Вопросы дСтской психонСврологии ΠΈ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ³ΠΎΠΌΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ ΡƒΠΌ Π“. И. Россолимо, ΠΈ ΠΎΠ½ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π» дСтскоС ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠ΅ Π½Π΅Ρ€Π²Π½Ρ‹Ρ… Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅ΠΉ, ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π‘Π‘Π‘Π , Π½ΠΎ ΠΈ Π² Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Π»ΠΎ Π“. И. Россолимо Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ особСнности Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ологичСского развития ΠΈ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΆΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ дСтского возраста. ВскорС появилась Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π΅ исслСдования, ΡΡ‹Π³Ρ€Π°Π²ΡˆΠ°Ρ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Π΄Π΅Ρ‚ской ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии ΠΊΠ°ΠΊ Ρƒ Π½Π°Ρ Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π·Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠΎΠΌ.

Π¨ΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π½Ρ‚, разностороннС ΠΎΠ΄Π°Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, Π“. И. Россолимо Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ Π·Π°ΠΌΡ‹ΠΊΠ°Π»ΡΡ Π² ΠΊΡ€ΡƒΠ³Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π²Ρ€Π°Ρ‡Π΅ΠΉ, ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΡΡ‚оянно общался с Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ, худоТСствСнным ΠΈ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ.

Π›Π΅Π² Π‘Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Выготский (1896−1934) — Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ отСчСствСнный психолог, ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ развития Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΏΠΎΠΌΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅Π³ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π»Π° особая сфСра ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ — Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ умствСнными ΠΈ Ρ„изичСскими Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ. Занятия Π² Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π΅ психологии Π² ΠœΠΎΡΠΊΠ²Π΅ Π² 20-Π΅ Π³Π³. ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΎΠ½ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅Ρ‰Π°Π» с Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π² ΠΠ°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ комиссариатС просвСщСния. ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΠ² блСстящиС организаторскиС способности, Π›. Π‘. Выготский Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» основы дСфСктологичСской слуТбы, ΠΈ Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ стал Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ½Ρ‹Π½Π΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-практичСского института.

Π’ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ внимания Π›. Π‘. Выготского всСгда Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° развития дСтской психики, трактуСмая ΠΏΠΎΠ΄ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΆΠ΅ ΡƒΠ³Π»ΠΎΠΌ зрСния — созиданиС ΠΈΠ· ΡΠ΅ Π±ΠΈΠΎΠΏΡΠΈΡ…ичСского ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ «ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°» Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ. Π£Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ считался ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ² страны. Π•Π³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ «ΠŸΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ школьного возраста» (1928), «ΠŸΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ юношСского возраста» (1929), «ΠŸΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ подростка» (1931), «Π”иагностика развития ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠ° Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ дСтства (1931), «ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ соврСмСнной Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ» (1929) ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅.

Π›. Π‘. Выготский стрСмился Π²ΠΎΡΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ развития психичСского ΠΌΠΈΡ€Π°. Π—Π°Π½ΡΠ²ΡˆΠΈΡΡŒ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ вопросами ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, ΠΎΠ½ Π΄Π°Π» этому ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ «Π·ΠΎΠ½Ρ‹ блиТайшСго развития», согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ дСйствСнным являСтся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ «Π·Π°Π±Π΅Π³Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄» развития. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ творчСства Π»Π΅ΠΉΡ‚ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ исканий Π›. Π‘. Выготского, ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΡƒΠ·Π΅Π» Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²Π΅Ρ‚Π²ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ (история учСния ΠΎΠ± Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°Ρ…, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ возрастной Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ сознания, смыслового подтСкста слова), стала ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° взаимосвязи ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов.

Π₯отя ранняя ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»Π° Π›. Π‘. Выготскому Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ пСрспСктивныС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹, Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ, Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²ΡˆΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития личности, развития Π΅Π΅ ΠΏΡΠΈΡ…ичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (внимания, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ²), Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΊΠΎΡ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ вопросам формирования личности. ИдСи Π›. Π‘. Выготского ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ рСзонанс Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊΠ°Ρ…, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Π² Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΊΠ΅, психиатрии, этнографии, социологии, ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ Ρ†Π΅Π»Ρ‹ΠΉ этап Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠ½Ρ‹Π½Π΅ сохраняя свой эвристичСский ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π».

ΠšΠ»Π°Ρ€Π° Π‘Π°ΠΌΠΎΠΉΠ»ΠΎΠ²Π½Π° ЛСбСдинская (1925−1993) — Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ дСтский психиатр ΠΈ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³. Π£ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ Π΅Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π»ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ — дСтской психоэндокринологии. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдований Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… этого направлСния ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ «ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ психичСского развития ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания» (1969), которая ΠΈ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½Ρ остаСтся Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ Ρ†ΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ.

НСобходимо ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ заслугой К. Π‘. ЛСбСдинской Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ направлСния дСтской психиатрии: Π΅Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ вносили Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психиатричСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, ΠΈ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ€Ρ ΠΈΠΌ ΡΠ°ΠΌΠΎ клиничСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΈΠ±ΠΎ Π² Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ внимания Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ возрастного развития ΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ созрСвания, ΠΈΡ… Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ психичСского заболСвания; ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ биологичСской конституции, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ дисгармоничного ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития, связь соматичСской конституции с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями психичСского ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития.

К. Π‘. ЛСбСдинская возглавляла сСктор ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΎ-гСнСтичСского изучСния Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Она Π²Π΅Π»Π° ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, рСгулярныС ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΎ-психологичСскиС Ρ€Π°Π·Π±ΠΎΡ€Ρ‹, Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»Π° ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΠΌΠΈ, комплСксными психофизиологичСскими, нСйропсихологичСскими, ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΎ-психологичСскими исслСдованиями. Π•Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ интСрСсы Π² ΡΡ‚ΠΎ врСмя Π±Ρ‹Π»ΠΈ сосрСдоточСны Π½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ психичСского развития. К. Π‘. ЛСбСдинская ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π»Π° ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΎ-ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ структуру этих Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, описывала Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ подростковых ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΎΠ², Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π»Π° Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ классификации ΠΈ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ·Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ диагностики.

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ 1970;Ρ… Π³Π³. К. Π‘. ЛСбСдинская Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ дСтского Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ°. Π’ 1978 Π³. ΠΎΠ½Π° создала ΠΏΡ€ΠΈ НИИ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ АПН Π‘Π‘Π‘Π  ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ спСциалистов, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΠ²ΡˆΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠΎ-психолого-ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ дСтям с Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ. Под Π΅Π΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, Π±Ρ‹Π»Π° создана ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ концСпция понимания закономСрностСй этой Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ развития, сформулированы ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ Π΅Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. НаучныС ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠΈ, мСтодичСскиС Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ, ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ»ΠΈ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ² ΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΉ общСствСнности ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ дСтского Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ°. «Π”иагностика Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтского Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ°» (1991) К. Π‘. ЛСбСдинской стала послСднСй Π΅Π΅ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ основы развития срСдств Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΉ диагностики, Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ этой слоТной Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ психичСского развития.

Π’Π»Π°Π΄ΠΈΠΌΠΈΡ€ Π˜Π²Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Лубовский — Π΄ΠΎΠΊΡ‚ΠΎΡ€ психологичСских Π½Π°ΡƒΠΊ, профСссор, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ (Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΊ) РАО. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ направлСния Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… исслСдований Π’. И. Лубовского связаны с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСских закономСрностСй психичСского развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ„изичСскими нСдостатками, рСгуляторных ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΈΡ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ диагностики Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ психичСского развития. Π­Ρ‚ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ посвящСны ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ «Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ словСсной рСгуляции дСйствий Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ» (1978), «ΠŸΡΠΈΡ…ологичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ диагностики аномального развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ» (1989). Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ внСсСн Π’. И. Лубовским, Π΅Π³ΠΎ сотрудниками ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π² ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ психологичСской структуры Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ психичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития, Π² Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских аспСктов ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ («ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ развития» (1981), «Π”Π΅Ρ‚ΠΈ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития» (1984)). Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… исслСдований ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ Π² 200 публикациях ΠΈ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… монографиях, Ρ†Π΅Π»Ρ‹ΠΉ ряд Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π½ Π·Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠΎΠΌ, Π² Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ±Ρ€ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, БША, ПольшС, Π―ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΈ.

Π›ΡŽΠ΄ΠΌΠΈΠ»Π° Ивановна Π‘ΠΎΠ»Π½Ρ†Π΅Π²Π° — Π΄ΠΎΠΊΡ‚ΠΎΡ€ психологичСских Π½Π°ΡƒΠΊ, профСссор, Ρ‡Π»Π΅Π½-коррСспондСнт РАО. НаучныС интСрСсы Π›. И. Π‘ΠΎΠ»Π½Ρ†Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ тифлопсихологии ΠΈ Ρ‚ΠΈΡ„Π»ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, Π³Π΄Π΅ особоС мСсто Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ вопросы физичСского воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ зрСния, ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΌΠ°ΡΡΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚скиС сады. Π•ΡŽ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ основныС направлСния ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… для слСпых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹. БвойствСнноС Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π›. И. Π‘ΠΎΠ»Π½Ρ†Π΅Π²ΠΎΠΉ сочСтаниС Π³Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ½Ρ‹ тСорСтичСских изысканий с Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскиС Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ приносит заслуТСнноС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ учСнымиисслСдоватСлями, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΡΡ‚Π°ΠΌΠΈ-ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

Π›. И. Π‘ΠΎΠ»Π½Ρ†Π΅Π²Π° — Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 120 Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚, срСди ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, удостоСнныС ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠΈΠΉ: «Π”Π΅Ρ‚ΠΈ с Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠΌΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ зрСния» (1967) ΠΈ «Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ компСнсаторных процСссов Ρƒ ΡΠ»Π΅ΠΏΡ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста» (1980).

Π Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ отСчСствСнных ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… (А. Π . Π›ΡƒΡ€ΠΈΠΈ, Π‘. Π’. Π—Π΅ΠΉΠ³Π°Ρ€Π½ΠΈΠΊ, И. М. БоловьСва), Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, врСмя ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ возникновСния психичСских Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ